Биография
Народная артистка России, горячо любимая зрителем разных поколений, Елена Яковлева родом из Советского Союза. Из своего детства чаще всего вспоминает: «…переезды, потому что это был самый, наверное, счастливый момент в моей жизни, мама складывала чемоданы. Отец — военный, мы колесили по всему Советскому Союзу. Это было самое интересное, потому что это новые ощущения, новые школы, новые одноклассники, я всегда была новенькая, мне так это нравилось».
Родители Лены никакого отношения к искусству не имели, но она сама всегда очень хотела стать артисткой. Даже в школе на выпускном вечере в бутылку из-под шампанского положила записку с заветной мечтой: «Хочу стать знаменитой актрисой». И стала, хотя не сразу. «Были, конечно, метания. И на радиозаводе пыталась работать, и в библиотеке… Все равно природа свое взяла. Поехала поступать в ГИТИС», — вспоминает Елена. На вступительном экзамене в честь Тамары Семиной прочла монолог Катюши из «Воскресения» и сразу же была зачислена в вуз.
С 1980-1984 годы Елена Яковлева училась в театральном институте в мастерской Владимира Андреевича Андреева. По окончании была принята в труппу одного из ведущих театров Москвы — «Современника», причем члены художественного совета проголосовали единодушно, что является большой редкостью.
В 1986 году Валерий Фокин предложил актрисе перейти в Московский театр им. М.Н. Ермоловой, где Елена проработала три года, но потом опять вернулась к Галине Волчек. В родном «Современнике» актриса прослужила 27 лет, однако в 2011-м ушла из театра, прокомментировав свой поступок так: «Решение вызревало у меня давно. С сорока до пятидесяти лет, то есть в хорошем актерском возрасте, когда еще есть силы, я получила только одну новую роль — в спектакле «Пять вечеров». Единственную за десять лет! И вот мне стало казаться, что я вообще зря живу… Тяжело ощущать себя каким-то роботом, вся жизнь которого запрограммирована, и нового в ней уже ничего не будет. Ну и последней капелькой, которая переполнила стакан, стало обнародование планов театра на следующий сезон. Я в очередной раз обнаружила, что меня там нет…»
В настоящее время Елена Яковлева играет в антрепризных спектаклях и активно снимается в кино.
Учеба Елены Яковлевой в ГИТИСе
После окончания школы в 1978 году, следуя за своей мечтой, Елена Яковлева пошла в институт культуры в городе Харькове. Но ей отказали в поступлении, аргументируя это тем, что Елена не обладает «сценической заразительностью». После такой неудачи она работала в научной библиотеке и на радиозаводе. Несмотря на то, что поступить в институт культуры у нее не получилось, желание стать известной актрисой у Елены Яковлевой осталось. И в 1980 году она поехала в Москву поступать в ГИТИС. Туда Елена поступила без проблем, буквально с первого раза. И в знаменитом ГИТИСе она проучилась 4 года.
Театр
На сцене «Современника» актриса дебютировала в спектакле Галины Волчек «Двое на качелях» по пьесе Уильяма Гибсона. Позже сыграла в спектаклях: «Три сестры», «Навеки девятнадцатилетние», «Близнец». Особенно стоит отметить работы более позднего периода: Варю в постановке «Вишневый сад» по пьесе А.П.Чехова, героическую Марию Стюарт режиссера Р.Туманиса в «Играем… Шиллера!», колоритную Кабаниху в «Грозе» А.Н.Островского.
В общей сложности на сцене родного театра Елена Яковлева исполнила около двадцати ролей. Главный руководитель «Современника» Галина Волчек в ток-шоу «Линия жизни» призналась, что Елена является одной из ее муз, способных наиболее цельно выразить задумки режиссера на сцене и заставить испытать «комок», что редко случается на «своем артисте». О работе с актрисой сказала: «Она удивительно легко работает, с ней работать наслаждение, счастье, просто… Я очень редко встречала в этой профессии таких скромных людей, как Лена».
В театре им. М. Н. Ермоловой Елена Яковлева успела блеснуть в таких спектаклях, как «Прощай, Иуда» по пьесе И.Иредыньского, «Костюмер» по Р.Харвуду и «Снег недалеко от тюрьмы» по Н.Климонтовичу в постановке Андрея Житинкина.
Режиссер Владимир Панков в антрепризном формате поставил два спектакля с Еленой Яковлевой в главной роли: блюз для влюбленных «Территория любви» о поиске женщиной одного единственного, где актриса играет с Игорем Ясуловичем, Вячеславом Разбегаевым, Петром Кисловым, Андреем по пьесе Эдварда Олби. Это захватывающая саунд-драма, полифоничное музыкальное действо, где участники музицируют и поют. Актрисе в постановке составил дуэт Михаил Трухин.
Яковлева, Елена Алексеевна
Родилась 5 марта 1961 г. в г. Новоград-Волынском Житомирской области Украинской ССР (ныне Украина). Мать — Валерия Павловна, сотрудник научно-исследовательского института. Отец — Алексей Николаевич — был кадровым военным, из-за чего семье часто приходилось менять место жительства. Школу Елена Яковлева окончила в 1978 г. в Харькове, где ее отец работал преподавателем в танковом училище.
В 1980 г. переехала в Москву, где поступила в Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского (ныне Российский университет театрального искусства — ГИТИС). Ее преподавателем был Владимир Андреев, главный режиссер Московского драматического театра им. М.Н. Ермоловой. Окончила институт в 1984 г.
После окончания школы подала документы в Харьковский институт культуры, но в вуз не поступила. Работала библиотекарем в Харьковском государственном университете, затем картографом, комплектовщицей на местном радиозаводе, училась на бухгалтера. После выпуска из ГИТИСа Елена Яковлева была принята в Московский театр «Современник», главным режиссером которого была Галина Волчек (с 1989 г. — художественный руководитель). Актриса дебютировала на сцене «Современника» в 1984 г. в постановке Галины Волчек «Двое на качелях» по одноименной пьесе Уильяма Гибсона (главная женская роль Гители Моска). Также была занята в спектаклях «Три сестры» по пьесе Антона Чехова (роль Наташи; 1984) и «Близнец» по пьесе Михаила Рощина (Галина; 1986). Сыграла начальника медсанчасти в постановке Валерия Фокина «Навеки девятнадцатилетние» по повести Григория Бакланова (1985). Проработав в «Современнике» два года, Елена Яковлева по предложению Валерия Фокина перешла в Московский драматический театр им. М.Н. Ермоловой. Однако уже в 1989 г. вернулась в труппу к Галине Волчек. Более 20 лет она играла на сцене «Современника», покинула театр в мае 2011 г. вместе со своим супругом актером Валерием Шальных. В числе ее работ: «Крутой маршрут» по книге Евгения Гинзбурга (Евгения Семеновна; 1989), «Мурлин Мурло» по пьесе Николая Коляды (Ольга; 1990), «Пигмалион» Бернарда Шоу (Элиза Дуллитл; 1994), «Вишневый сад» Антона Чехова (Варя; 1997), «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина (Тамара; 2006) и др. В 2000 г. сыграла Марию Стюарт в постановке Римаса Туминаса «Играем… Шиллера!». Работа Елены Яковлевой в этом спектакле в 2000 г. была отмечена театральной премией «Лучшая актриса» газеты «Московский комсомолец». Ее актерский дуэт с Мариной Нееловой, исполнительницей роли Елизаветы, в том же году получил специальный приз жюри X Международного фестиваля «Балтийский дом». Первой работой в кино для Елены Яковлевой стала эпизодическая роль Леры в музыкальной картине «Двое под одним зонтом» (1983) режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича по повести Сергея Абрамова. Затем были драма «Плюмбум, или Опасная игра» Вадима Абдрашитова (1986), трагикомедия «Время летать» Алексея Сахарова (1987) и др. Известность ей принесла работа в фильме «Интердевочка» (1989), поставленном Петром Тодоровским по повести Владимира Кунина. За роль Тани Зайцевой Елена Яковлева в 1989 г. была удостоена звания «Лучшей актрисы» Международного кинофестиваля в Токио и названа «Лучшей актрисой года» по версии журнала «Советский экран». А в 1990 г. стала лауреатом премии «Ника» и обладателем приза Международного фестиваля актеров кино «Созвездие». Позднее Елена Яковлева снялась еще в нескольких фильмах этого режиссера. За роль Ани в картине «Анкор, еще Анкор!» (1992) была удостоена премии «Ника» и приза фестиваля «Созвездие» в 1993 г., за работу в «Мой сводный брат Франкенштейн (2004) — приза президентского совета Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» в 2004 г. и премии в области кинематографии «Золотой орел» в 2005 г. Всего актриса снялась более чем в 60 художественных фильмах и сериалах. Широкую популярность ей принес детективный телесериал «Каменская» режиссера Юрия Мороза по романам Александры Марининой (выходит с 2000 г., шесть сезонов), в котором Елена Яковлева сыграла вместе с Андреем Ильиным, Сергеем Гармашем, Сергеем Никоненко, Дмитрием Нагиевым и др. Роль Анастасии Каменской в 2004 г. была отмечена телевизионной премией «ТЭФИ». Также снималась в сериалах «Петербургские тайны», «Преступление и наказание», «Любопытная Варвара», «Склифософский» и др. Помимо работы в театре и кино Елена Яковлева на протяжении нескольких лет была ведущей телевизионных программ на канале «Россия»: в 2000-2005 гг. вместе с Кларой Новиковой вела ежедневное ток-шоу «Что хочет женщина», в 2013 г. — программу «Право на встречу».
Входила в состав Совета при президенте РФ по культуре и искусству (2008-2011).
Народная артистка России (2002). Награждена орденами Почета (2006) и Дружбы (2020). Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 2000 г.
Удостоена многочисленных премий в области театра и кино. В их числе национальная кинематографическая премия «Ника» (1990, 1993), телевизионная премия «ТЭФИ» (2004), премия Национальной Академии кинематографических искусств и наук России «Золотой орел» (2005).
В 2011 г. на Первом канале вышел документальный фильм «Елена Яковлева. ИнтерЛеночка» режиссера Юрия Линкевича.
Замужем. Первый брак с сокурсником по ГИТИСу Сергеем Юлиным длился полгода. В 1990 г. вышла замуж за актера театра «Современник» Валерия Шальных. Сын — Денис Шальных (род. 1992), выпускник режиссерского факультета Гуманитарного института телевидения и радиовещания.
Кинематограф
Первым фильмом, в котором снялась Елена Яковлева, была картина Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Двое под одним зонтом» (1983). Актриса вспоминает: «Небольшая совсем, эпизодическая работа, но я тогда первый раз встретилась с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским, с очень знаменитым Калныньшем Иваром и с очень знаменитой Еленой Сафоновой. Это были уже киты кино, а я еще студентка, на третьем курсе. Но Иннокентий Михайлович меня до такой степени потряс, что единственное, о чем я после этой картины просила свою судьбу: встретиться еще хоть раз с Иннокентием Михайловичем в картине, где можно поработать с ним больше. И потом это так и случилось. Это была картина «Сердце — не камень» Леонида Пчелкина по пьесе Островского».
После удачного дебюта режиссеры стали активно работать с артисткой, в год по фильму. В 1986 году выходит кинолента Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра», в 1987 – «Время летать» Алексея Сахарова, в 1989 – «Лестница» того же режиссера.
Настоящим прорывом для Елены Яковлевой стала потрясающей силы роль Тани Зайцевой в мелодраме «Интердевочка» (1989), поставленном Петром Тодоровским по повести Владимира Кунина. В то время фильм был чем-то вроде разорвавшейся бомбы, перевернул жизнь актрисы. Не каждая советская артистка 80-х готова была сыграть роль проститутки, но Яковлева без особых раздумий согласилась, узнав, что режиссер — Тодоровский. «Я знала и любила его фильмы и изначально понимала, что ничего пошлого и гадкого этот человек не снимет, — рассказала актриса в интервью.- Если бы такую роль, такой сюжет предложил другой режиссер, нужно было бы задуматься. А с Тодоровским я ни секунды не сомневалась: ну и что, что проститутка?»
На съемочной площадке режиссеру удалось собрать настоящий звездный коллектив, вместе с Еленой Яковлевой в фильме снялись: Анастасия Немоляева, Ирина Розанова, Всеволод Шиловский, Любовь Полищук, Ингеборга Дапкунайте, Мартыньш Вилсонс, Зиновий Гердт, Мария Виноградова, Татьяна Агафонова, Наталья Щукина и многие другие. История «ночных бабочек» не оставила равнодушными зрителей и критиков, фильм был удостоен ряда наград на отечественных и зарубежных кинофестивалях.
Впоследствии, Елена Яковлева еще не раз снялась в фильмах Петра Тодоровского. Она исполнила главные роли в картинах: «Анкор, еще Анкор!» (1992), «Какая чудная игра» (1995), «Ретро втроем» (1998).
Также в 1990-е годы на экраны вышли с участием актрисы такие известные работы, как детектив Юрия Мороза «Черный квадрат», драма Инессы Селезневой «Воспитание жестокости у женщин и собак», многосерийный телефильм Леонида Пчелкина «Петербургские тайны».
На стыке веков Елена Яковлева оказалась на новом витке популярности, снявшись в сериале «Каменская» по романам Александры Марининой. Елена настолько органично вжилась в роль, что зрители стали отождествлять актрису с ее персонажем. «Меня упорно все поздравляют с Днем милиции, что, кстати, приятно: есть еще один день, когда мне говорят хорошие слова, дарят цветы», — пояснила актриса.
Сериал растянулся на шесть лет. Вместе с артисткой в нем снялись: Андрей Ильин, Сергей Гармаш, Сергей Никоненко, Дмитрий Нагиев. Но, как человек творческий, Елена Яковлева со временем устала от одной роли и переключилась на отличные от Каменской персонажи. Сыграла в популярных сериалах: «Склифосовский», «Вангелия», «Найденыш», фильмах «Любовь нежданная нагрянет», «Вальс-Бостон» и других. В настоящее время артистка очень востребована, живет в плотном графике репетиций и съемок.
Фильмы и телевидение
Кинодебютом актрисы стала эксцентричная сказка-мюзикл «Двое под одним зонтом» режиссера Сергея Абрамова. В этой картине партнерами 22-летней Яковлевой стали звезды Иннокентий Смоктуновский и Ивар Калныньш.
Елена Яковлева в фильме «Двое под одним зонтом»
Затем появились роли в драме «Плюмбум, или Опасная игра», трагифарсе «Время летать», мелодраме «Два берега» и других. Всенародная известность и лавинообразный рост популярности к артистке пришли с кинолентой «Интердевочка», нашумевшей на весь Союз экранизацией Петра Тодоровского повести Владимира Кунина о жизни валютных проституток.
Фурор, произведенный этим фильмом, был таков, что, несмотря на заложенную в нем мораль, получился обратный эффект: школьницы мечтали стать девушками легкого поведения, позорное занятие приобрело романтическую окраску.
Елена Яковлева в фильме «Интердевочка»
«Интердевочка» получила множество кинонаград, а сама Яковлева в возрасте 28 лет была удостоена призов Токийского кинофестиваля и фестиваля «Созвездие», признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран», а также получила престижную российскую кинопремию «Ника».
Позже актриса снялась в еще одном фильме Тодоровского. На этот раз Елена предстала в образе Ани Крюковой в послевоенной романтической драме «Анкор, еще анкор!». За эту роль актриса получила вторую «Нику», а также приз кинофестиваля «Созвездие». После этого сотрудничество Яковлевой и Тодоровского продолжилось 2 картинами — «Ретро втроем» и «Какая чудная игра».
Елена Яковлева в фильме «Анкор, еще анкор!»
Яковлева хотела сняться в знаменитой драме «Утомленные солнцем» и потом жалела, что режиссер Никита Михалков утвердил на роль Ингеборгу Дапкунайте.
Следующим витком популярности актриса обязана роли детектива Насти Каменской в легендарном телесериале «Каменская», снятом по мотивам детективных романов Александры Марининой. Эта детективная теленовелла насчитывала 6 сезонов, и все время показа пользовалась неизменной любовью публики. Как теперь вспоминает Елена Яковлева, она с трудом прошла пробы в сериал, так как в ней долгое время все еще видели «Интердевочку», слава актрисы играла против нее. 3-й сезон этого сериала принес актрисе премию «ТЭФИ» в 2004 году.
Елена Яковлева в сериале «Каменская»
Из лучших работ в фильмографии Яковлевой телезрители отмечают ее участие в послевоенной драме «Катя. Военная история» и романтической мелодраме «В стиле Jazz». Также актриса снялась в российской медицинской драме «Склифосовский», где сыграла роль заведующей отделением хирургии Ирины Алексеевны.
Популярными многосезонными проектами с участием звезды стали сериал «Найденыш» о женщине, которая в зрелом возрасте решила стать матерью, и «Любопытная Варвара» о бывшей учительнице, увлекающейся расследованиями преступлений.
Елена Яковлева в сериале «Вангелия»
В 2013 году актриса воплотила на экране образ Ванги Гущеровой в биографическом сериале Сергея Борчукова «Вангелия». В фильме, который затронул историю жизни знаменитой болгарской прорицательницы, сыграли популярные исполнители Ирина Рахманова, Карина Андоленко, Анатолий Белый, Карина Разумовская, Антон Макарский.
В репертуар Елены Алексеевны также вошли кассовые проекты – комедия Жоры Крыжовникова «Самый лучший день!», где актриса появилась в образе мамы главной героини, и фильм-катастрофа «Экипаж». С участием Яковлевой в 2020 году вышел криминальный сериал «Такая работа», в которой актриса вновь воплотила на экране возрастную роль.
Елена Яковлева на ток-шоу «Право на встречу»
Кроме работы в фильмах и сериалах, Яковлева неоднократно появлялась на экране в роли телеведущей. Так, на протяжении 5 лет артистка вела ежедневное телешоу «Чего хочет женщина» поочередно с Кларой Новиковой. А в 2013 году Елена стала лицом ток-шоу «Право на встречу», которое выходило на телеканале «Россия».
Телевидение
2000-м году Елена Яковлева дебютировала в новом для себя качестве – телеведущей. На протяжении пяти лет она вела на телевидении поочередно с Кларой Новиковой ежедневное ток-шоу «Что хочет женщина». Об участии в проекте Елена вспоминает: «Мне как артистке все это очень интересно и поучительно. Увидела очень много характеров». Общаясь с героями в ток-шоу, артистка разработала свой рецепт счастья: «Только одно — женщинам нужно развивать в себе чувство любви к себе. Наша русская женщина красивая, хозяйственная, любвеобильная. Если бы к этим качествам прибавить еще одно — немножко любви к себе, то было бы все замечательно. К сожалению, наши женщины себя не любят, не щадят».
После восьмилетнего перерыва Елену Яковлеву снова пригласили на роль ведущей, теперь уже передачи «Право на встречу», где рассказываются не выдуманные истории, происходят долгожданные и совсем неожиданные встречи.
Поклонникам актрисы в 2006 году посчастливилось увидеть ее в непривычном амплуа. Елена приняла участие в популярном проекте «Танцы со звездами». По ее шутливому признанию, теперь она все делает, танцуя.
Не удивительно, что Елена Яковлева решилась попробовать себя на танцполе. Несколькими годами раньше она рисковала куда больше – снялась в экстремальной программе «Форт Боярд». О своем французском приключении актриса вспоминает: «Я была безумно потрясена всем, что там происходило. Честно скажу, я ехала во Францию не побеждать, а просто участвовать. Меня вообще такие авантюры сильно увлекают, будоражат… Участвуя в такого рода проектах, испытываешь невероятные ощущения азарта, юности, жажды приключений. А какое там невероятное чувство команды, чувство локтя! Да и место сразу возвращает тебя во времена «Трех мушкетеров»… И если б мне что-то такое еще предложили, я бы,не думая, ринулась участвовать».
Елена Яковлева жива или нет?
Жива и здорова. «Похороны» советской и российской актрисы, которую сделали некоторые СМИ, всерьез напугали поклонников и коллег, чуть было ни приехавших на траурную церемонию. Яковлеву помнят не только по смелым ролям в «Интердевочке» и «Воспитание жестокости», но и по многочисленным лирическим образам. Актриса по-настоящему талантливая, прошедшая еще советскую режиссерскую школу, поэтому последние новости о том, что Елена Яковлева умерла просто разорвали сердца телезрителей на куски.
Личная жизнь
С первым мужем Сергеем Юлиным Елена Яковлева познакомилась в ГИТИСе. Их роман закончился свадьбой, но всего через полгода семья распалась.
С Валерием Шальных – своим вторым избранником актриса встретилась в Московском театра «Современник». Супруги много лет играли на одной сцене, даже в загс отправились в промежутке между утренней репетицией и вечерним спектаклем. «Из-за меня, я его «динамила» сознательно. Мне так хотелось продлить увертюру… Самое приятное в чувстве влюбленности – встречи, цветы, клятвы, ухаживания», — вспоминает Елена.
В 1992 году в актерской семье родился сын Денис, унаследовавший от талантливых родителей тягу к искусству. Недавно он окончил режиссерский факультет ГИТИСа.
Почему Гузеева невзлюбила Елену Яковлеву
58-летняя актриса Елена Яковлева почти тридцать лет счастливо живет в браке со своим вторым мужем Валерием Шальных. Он, как и Елена, актер, правда не такой популярный. Несмотря на штамп в паспорте, за Яковлевой всегда ходили толпы поклонников, а журналисты приписывали ей романы с коллегами артистами. Именно это обстоятельство когда-то стало причиной неприязненных отношений между Ларисой Гузеевой и Еленой Яковлевой.
Лариса Гузеева невзлюбила Елену Яковлеву. Черная кошка между актрисами пробежала еще в 1989 году, когда Елена получила главную роль в культовом фильме «Интердевочка», сделавшую ее знаменитой. А ведь изначально медсестру Таню Зайцеву должна была играть Лариса Гузеева. Однако из-за скверного характера режиссер отверг ее кандидатуру и пригласил в картину более сговорчивую Яковлеву.
Оставшись без роли, Лариса Гузеева затаила на более удачливую соперницу обиду, которая разрослась до огромных размеров после того, как стало известно, что Яковлева закрутила роман с красавцем-актером и экс-любовником Гузеевой Дмитрием Нагиевым. Этого Лариса вытерпеть не могла! Правда Нагиев и Яковлева уверяют, что между ними ничего не было, ведь на тот момент каждый из них состоял в браке. Впрочем, наличие жены не помешало Нагиеву в свое время закрутить роман с Гузеевой.
Интервью
Об актрисе
Режиссер Валерий Тодоровский хорошо знаком с Еленой Яковлевой. Его отец снял немало фильмов с участием этой замечательной актрисы. Валерий был еще свидетелем страшных многомесячных проб Яковлевой на главную героиню «Интердевочки». В ток-шоу «Линия жизни» он вспоминает: «Что касается отца, сколько я себя помню, если нет для Лены Яковлевой роли, у него фильм и проект во многом становится каким-то пустовато-неосмысленным, потому что это и любимая актриса, и талисман. Он вообще как бы от Лены пляшет».
О своем собственном видении Елены Яковлевой как актрисы давно состоявшейся, сыгравшей практически все в театре и в кино, Валений говорит: «Кроме серьезного дарования бог дал (Елене) еще и ум, и драма в том, что хочется еще что-то, а предложить это что-то очень мало кто может. Там горит котел нерастраченности, неиспользованности актрисы. И в этом смысле я вижу действительно драму».
Близкий и давний партнер Елены Яковлевой по сериалу «Каменская» Сергей Никоненко в одной из телевизионных программ признался актрисе: «Ты – женщина приятная во всех отношениях». А также подчеркнул: «Невероятного мужества эта очаровательная, эта хрупкая женщина… всегда готовая, всегда собранная. Самые талантливые актеры – они самые дисциплинированные, самые собранные, самые организованные».
Актриса о профессии
«Актерский организм настолько раним, что даже дружеский совет может быть истолкован как недоброжелательство».
«В нашей профессии нельзя ничего просчитать, запланировать».
Елена Яковлева однажды призналась, что в театре ее больше всего завораживает единение сцены и зрительного зала, хотя: «Это совсем разное ощущение и восприятие, поэтому и там и там интересно. И то, что отдаешь аплодисментами в зрительном зале, и то, что получаешь от зала, когда стоишь на сцене на поклонах. Это такое божественное действо, которое если человек один раз узнал, почувствовал, то не сможет от него отказаться».
«Это счастье, что я встретилась с Ефремовым-старшим не съемочной площадке, с Юрием Богатыревым , с Автандилом Махарадзе, с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским… Это была такая школа, что я была уже готова ко многому, во всяком случае я уже знала, как надо себя вести, чтобы меня правильно поняли на съемочной площадке и на репетиции в театре».
В жизни
Елена Яковлева свободное время посвящает любимым увлечениям: много читает, разводит цветы на даче, любит собирать в лесу грибы и землянику, а также актриса с удовольствием совершает конные прогулки. «Началось все с того, что мы с Денисом неподалеку от нашего загородного дома обнаружили конюшню. Первый раз пошли просто на лошадок поглядеть, погладить их. А пришли — сыну захотелось прокатиться. И он увлекся…я попросила и для себя какую-нибудь клячу и поехала его догонять… Это так здорово: зимой ездить по лесу, смотреть на следы зайчиков, дышать свежим воздухом! Если бы не лошади, столько времени я бы не проводила на природе. Сейчас так втянулись, что даже в день спектакля совершаем конную прогулку», — призналась артистка.
По материалам ток-шоу «Линия жизни», Википедии, сайтов elena-yakovleva.ru, vokrug.tv, peoples.ru, rusactors.ru, liveinternet.ru, mega-stars.ru
Звания и награды
1996 — Заслуженная артистка России 2002 — Народная артистка России
За фильм «Интердевочка»: 1989 — Приз Токийского Кинофестиваля — «Лучшая актриса» 1989 — НИКА — «Лучшая актриса» 1989 — Приз журнала «Советский экран» — «Лучшая актриса» 1990 — Приз Кинофестиваля «Созвездие-90» — «Лучшая актриса»
1990 — Международный фестиваль телевизионных фильмов в Шанхае — «Лучшая женская роль» в фильме «Сердце не камень» 1990 — Приз Римского Кинофестиваля — «Лучшая актриса» за роль в фильме «Лестница»
За фильм «Анкор, еще анкор»: 1992 — НИКА — «Лучшая роль второго плана» 1993 — Приз Кинофестиваля «Созвездие-93»
1994 — Фестиваль отечественного кино «Женский мир» — за обаяние и свет надежды 1999 — Премия VII Международного Кинофестиваля Детского Кино «Артек-99» — «Лучшая актриса» за роль в фильме «Юкка» 1999 — Театральная Премия газеты «Московский Комсомолец» — «Лучшая роль второго плана» 2000 — Премия VIII Международного Кинофестиваля Детского Кино «Артек-2000» — «Лучшая актриса»
За телесериал «Каменская»: 2000 — Премия I Международного Телекинофорума «Вместе — в третьем тысячелетии» — «Лучшая актриса» за роль в фильме «Не мешайте палачу» 2002 — Премия X Всероссийского Кинофестиваля «Виват кино России!» — «Лучшая актриса» 2002 — Премия «Лица года 2002» газеты «Комсомольская правда» — «Актриса года» 2003 — Премия Пятого Международного фестиваля детективных фильмов и телепрограмм «Закон и общество» — «Лучший положительный образ представителя Закона» за роль в сериале «Каменская-2» 2004 — ТЭФИ — Исполнительница женской роли в телевизионном фильме/сериале
За спектакль «Играем… Шиллера!»: 2000 — Театральная Премия газеты «Московский Комсомолец» — «Лучшая актриса» 2000 — Премия X Международного Фестиваля «Балтийский дом» — «Специальный приз жюри за актерский дуэт» за дуэт с Мариной Нееловой
2001 — Государственная Премия РФ — Премия в области «Драматический театр» за 2000 год 2002 — «Гэллап Медиа» опрос по заказу журнала «Семь дней» — Самая популярная актриса 2002 года 2003 — «Гэллап Медиа» опрос по заказу журнала «Семь дней» — Самая популярная актриса 2003 года 2003 — Премия кинофестиваля «Любить по-русски» — «Самая элегантная» 2004 — «Гэллап Медиа» опрос по заказу журнала «Семь дней» — Самая популярная актриса 2004 года За фильм «Мой сводный брат Франкенштейн»: 2004 — Фестиваль «Кинотавр» — «Приз президентского совета за актерский ансамбль» 2005 — Национальная премия в области кино «Золотой орел» — «Лучшая актриса второго плана»
За фильм «Самый лучший день»: 2020 — Премия «Золотой орел» в номинации «Лучшая женская роль второго плана»
Дебют Елены Яковлевой в кино
Во время учебы в ГИТИСе на 3-м курсе Елена Яковлева сыграла свою первую, пусть и не главную роль в фильме. Она была очень рада своему дебюту в кино. Эта была музыкальная комедия под названием «Двое под одним зонтом». Режиссером этой картины был Георгий Юнгвальд-Хилькевич. В этой комедии Елена Яковлева была в роли цирковой артистки — Валерии. Съемки сильно влияли на самочувствие и состояние актрисы, и за то время, пока фильм снимался, Елена Яковлева похудела на целых 23 кг.