Биография
Загадочный и отстранённый, как будто не от мира сего, Иннокентий Михайлович Смоктуновский создал и воплотил на экранах образ наивного, чистого гения, непонятного и трогательного интеллектуала.
Актер Иннокентий Смоктуновский
По воспоминаниям режиссёров и коллег, со Смоктуновским невозможно было работать так, как с другими актёрами: он был мастером, человеком творчества и потому мог полностью раскрыться только в условиях максимального для себя комфорта. И для Иннокентия Михайловича эти условия создавались. Только для него.
Личная жизнь легенды советского кинематографа
Первой супругой Иннокентия стала коллега по театральной сцене Римма Быкова. Пара прожила под одной крышей два года. Причиной расставания послужила измена жены, у которой охладели чувства. После развода Смоктуновский переехал в Москву, где познакомился со Суламифь Кушнир.
Во втором браке появились на свет трое детей. Старшая девочка Надежда умерла в шестимесячном возрасте. В 1957 году на свет появился наследник актера Филипп, а в 1965 году родилась дочь Мария. Иннокентий мечтал, чтобы дети пошли по его стопам, но у них были на этот счет другие планы.
Филипп стал переводчиком, а Мария заведовала музеем МХАТа. Сын Иннокентия женился на балерине Ольге Буцкевич, которая родила ему дочь Анастасию. Девушка пошла по стопам именитого деда.
Сейчас играет в театре Армена Джигарханяна. В 1994 году Смоктуновский перенес инфаркт, ставший причиной скоропостижной смерти. Артиста похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с могилами Олега Борисова и Ивана Козловского.
Детство и юность
Иннокентий Михайлович был рождён в марте 1925-го в селе Татьяновка, что в Томской губернии (сейчас — Томская область), в семье Михаила Петровича и Анны Акимовны Смоктунович он стал вторым ребенком. По национальности еврей, но в анкетах писал, что белорус. Предков сослали в Сибирь после подавления восстания польских евреев в середине 19 века.
Когда мальчику исполнилось 4 года, семья бежала от голода в Томск, а позже — в Красноярск, где у Смоктуновских жили родственники. Там ситуация немного улучшилась. Глава семейства работал грузчиком в порту, мама Иннокентия устроилась на колбасную фабрику, но жить всё равно приходилось впроголодь. Для того чтобы прокормиться, Анне Акимовне приходилось воровать с работы кости с остатками мяса и использовать их для приготовления супов и бульона.
Иннокентий Смоктуновский (слева) с братом и тетей
В 1932 году, когда голод добрался до Красноярска, а Анну уволили, старших детей Кешу и Володю пришлось отдать на воспитание к тёте Надежде Петровне и её мужу. Супружеская чета, не имевшая собственных детей, искренне полюбила мальчиков, и жизнь стала относительно благополучной.
Смоктуновский учился плохо, не интересовался школьными предметами, проявлял свободомыслие и вспыльчивость, которые очень не нравились преподавателям. Кроме того, мальчик не признавал авторитетов, а также частенько ввязывался в драки. Будучи в 6-м классе, Иннокентий, уже тогда влюблённый в театр, записался в школьный драматический кружок, но вскоре был выгнан. Выйдя на сцену в день премьеры спектакля, от волнения подросток расхохотался перед зрительным залом и в итоге так и не смог сыграть. Впрочем, несмотря на этот эпизод, театр продолжал привлекать юношу. Всеми правдами и неправдами Кеша пытался попадать на спектакли городского театра.
Иннокентий Смоктуновский в юности
Ситуация осложнялась тем, что денег не было, и ради заветного действа парень шел на рискованные и часто незаконные шаги, вплоть до подделки билетов. Позже Иннокентий устроился на подработку в театр статистом, а потом поступил в школу киномехаников, и казалось, что жизнь налаживается, пока не произошла очередная беда.
Началась Великая Отечественная война, отца забрали на фронт. Юноша вынужден был совмещать привычную деятельность с подработкой, чтобы помогать семье, в которой подрастали четверо детей. В конце 1942 года пришло известие, что Михаил Смоктунович погиб, а уже через несколько месяцев и самого Иннокентия забрали воевать.
Иннокентий Смоктуновский в молодости
О том периоде жизни великий актёр позже рассказывал в интервью и автобиографии. За 2 года молодой человек успел побывать в плену, из которого бежал только благодаря неожиданной помощи одного немецкого солдата. Иннокентий пережил голод, который едва не свёл его в могилу, и спасся только потому, что семья крестьян приютила его, откармливала и ухаживала, рискуя при этом всем.
Через всю жизнь Смоктуновский пронёс чувство глубокой благодарности и после войны не терял связь со своими благодетелями.
Смоктуновский всю жизнь скрывал правду о себе
Он играл гениев и неврастеников, говорил, что его характер сформировали пережитые страдания, считал себя типичным порождением своего времени. «Я – актер космического масштаба», – говорил Смоктуновский. При этом умудрялся быть человеком скромным и скандальным одновременно. Перед камерой в работе над картиной порой робко шептал слова, а в жизни устраивал шумные драки с мордобоем и битьем тарелок, выясняя отношения с любовником первой жены.
Внешность аристократа – крестьянское происхождение – сломанная судьба – еврейская фамилия. Говорили, что он – обласканный властями, успешный советский артист. Но никто не предполагал даже, что все сыгранные им роли замешены на чудовищном личном горе…
На самом деле его фамилия Смоктунович. Писал в анкетах, что белорус, но обманывал. Смоктуновский происходит из семьи польских евреев, его прадед был сослан в Сибирь за участие в польском восстании 1863 года. Родился актер в селе Татьяновка Томской области. Потом семья переехала в Красноярск, где так сильно голодала, что в пятилетнем возрасте его и брата родители просто выгнали из дома – не могли прокормить. Его приютила и воспитала тетка. Воровал на рынке, чтобы выжить. Брат Иннокентия вскоре умер…
Учился Смоктуновский плохо, оставался на второй год. После школы мобилизовали и сразу отправили на фронт – в самый ад – на Курскую дугу. Уже через несколько месяцев Иннокентий Смоктуновский оказался в… фашистском плену. Рассказывая позже об этом времени своей жизни, актер говорил, что всегда чувствовал, что его кто-то защищает. Он верил в чудеса. Уверял, что ни разу, побывав в самом пекле войны, не был ранен.
«Когда я был на фронте, рядом со мной падали и умирали люди, а я жив… Я ведь тогда еще не успел сыграть ни Мышкина, ни Гамлета, ни Чайковского – ничего! Судьба меня хранила».
Рукой провидения он считал и то, что его, сбежавшего от фашистов, умирающего от истощения мальчишку, пустили в дом, спасли, выходили в крестьянской избе совершенно чужие ему люди, которых нашел и отблагодарил после войны.
Он был замкнутым и тревожным. В юности актером быть и не мечтал даже. Приятель поступил в студию при Красноярском драмтеатре, и он пошел за компанию. Профессию, которая стала делом жизни, получал с 1945 по 1946 год, вернее, всего 3 месяца – потом его выгнали за драку с формулировкой «Противопоставил себя коллективу». Сразу же «обнаружились» факты его пребывания в плену. И тогда он сам себя сослал в Норильск. Уехал туда, рассуждая так: дальше, чем этот город-лагерь, ссылать некуда. Именно тогда он и поменял фамилию Смоктунович на Смоктуновский.
Ему предлагали фамилию Славянин – не согласился. В Норильске он узнал, что такое гомосексуализм (среди зэков были люди с нетрадиционной ориентацией). Как позже рассказывал сын актера – Филипп, испытывал к педерастии отвращение всю жизнь. На Севере Смоктуновский заболел цингой и лишился всех зубов. Чтобы спасти жизнь, уехал из города и год работал дворником. Потом поступил в сталинградский театр, женился в первый раз.
Всю первую половину жизни – юность, молодость – он страдал. От голода и нищеты, от неразделенной любви (первая жена Римма Быкова изменила ему и вскоре оставила), от непонимания окружающих, от неприятия и насмешек коллег. Он дрался, замыкался в себе, учился выживать и, несмотря ни на что, верил в лучшее будущее.
В 1955 году Смоктуновский едет в Москву. Его никто не ждет и не зовет туда. Живет у друзей, пытается найти работу в театре – не берут. Ночует в подъездах на подоконниках. В одном лыжном костюме слоняется неделю на улице – люди, у которых он остановился, уехали в отпуск и не оставили ключей.
И тогда произошло чудо. Он любил его вспоминать: «Как хорошо жить, до удивления хорошо просто жить, дышать, видеть. Я есть, я буду, потому что пришла она». Смоктуновский встретился со своей будущей женой – Суламифью в Ленкоме. Она работала костюмершей. «Я тогда впервые увидел ее… Тоненькая, серьезная, с копной удивительных тяжелых волос. Шла не торопясь, как если бы сходила с долгой-долгой лестницы, а там всего-то было три ступеньки, вниз. Она сошла с них, поравнялась со мной и молча, спокойно глядела на меня. Взгляд ее ничего не выспрашивал, да, пожалуй, и не говорил… но вся она, особенно когда спускалась, да и сейчас, стоя прямо и спокойно передо мной, вроде говорила: «Я пришла!» Ну вот поди ж узнай, что именно этот хрупкий человек, только что сошедший ко мне, но успевший однако уже продемонстрировать некоторые черты своего характера, подарит мне детей, станет частью моей жизни – меня самого».
С этой встречи его жизнь стала другой. У него появились дом, работа, дети – Филипп и Маша. Будущая супруга – 28-летняя Суламифь имела много друзей в столичной артистической среде. Она ни разу не была замужем и не торопилась. Была счастлива и самодостаточна. Смоктуновского представили Ивану Пырьеву, который распорядился пристроить актера в Театр-студию киноактера. И вот тогда появились настоящие роли. Мышкин в БДТ у Георгия Товстоногова, благородный жулик у Рязанова в «Берегись автомобиля». В амплуа Смоктуновского – Гамлет, Чайковский, Моцарт, Бах… В великих он видел смешное и, по сути, играл в кино и на сцене самого себя. Появились почитатели и завистники.
– Папа мне рассказывал, что некоторые коллеги писали на него доносы то ли в Госкино, то ли в Союз кинематографистов, – рассказывал сын Смоктуновского Филипп. – Так они, как им казалось, защищали интересы советского искусства.
Смоктуновский был актером, нарушающим все правила и совместившим все противоречия. Великим юродивым, своим в доску и не от мира сего. Барином и крепостным. Может, и не советским, но родным.
Иннокентий Михайлович Смоктуновский родился 28 марта 1925 года. Участвовал в сражении на Курской дуге, в форсировании Днепра, освобождении Киева. Был в плену, бежал. Дошел до Берлина. Умер 3 августа 1994 года. Сын Филипп (53 года) – переводчик научно-фантастической литературы. Внучка – актриса Анастасия Буцкова (28 лет). Дочь Мария Смоктуновская (45 лет) – балерина, сотрудник музея МХАТа.
Театр
По окончании войны Иннокентий вернулся к семье. Перепробовав несколько направлений деятельности, молодой человек снова устроился в театральную студию при Красноярском театре. Статистов иногда приглашали играть в постановках, так что достаточно скоро Смоктуновский получил возможность выйти на сцену.
Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета
Однако сказалось отсутствие специальной подготовки: каждый раз во время спектакля юноша зажимался, его речь становилась тихой и невнятной. Режиссёр высказывал претензии неудачливому актёру, тот же отвечал резко и нервно. Из-за постоянных конфликтов меньше чем через год Иннокентия выгнали из театра.
В поисках счастья Смоктуновский отправился в Норильск, где ему посчастливилось устроиться во Второй Заполярный театр музыкальной комедии и драмы. В это же время Иннокентий изменил данную при рождении фамилию Смоктунович на псевдоним, под которым его знает зритель. Говорят, что на этом настаивал художественный руководитель театра. Другие утверждают, что фамилию актёр поменял добровольно, чтобы его не принимали за еврея.
Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Доронина на сцене
В Норильске благодаря поддержке коллег Смоктуновский прошел актёрскую школу, избавился от зажатости и наконец-то смог раскрыться как потрясающий артист. Практически мгновенно Иннокентий начал получать ведущие роли в спектаклях.
Постепенно климат севера начал подтачивать здоровье актера, и Смоктуновский вынужден променять Норильск на Махачкалу. Там актёр сумел попасть в Дагестанский русский драматический театр, но вскоре затосковал без интересных ролей и в следующем же году переехал снова, на этот раз — в Сталинград, где в это же время началось восстановление культурной жизни.
Иннокентий Смоктуновский на сцене
Сыграв в спектакле «Укрощение строптивой» эпизодическую роль, Иннокентий смог добиться к себе внимания со стороны прессы и зарекомендовал себя как актер, который может «вытянуть» и сделать яркой даже крошечную роль. Смоктуновский начал воплощать более значительные образы и вскоре стал звездой театра. Но постепенно нарастал конфликт между актёром и главным режиссёром театра имени Горького. Позже Иннокентий разругался с женой, работавшей в том же театре, и это стало последней каплей. В январе 1955 года артист уволился и уехал в Москву.
Смоктуновскому не удалось сразу закрепиться ни в одном из крупных столичных театров. Несколько месяцев актёр распродавал личные вещи, периодически ночевал и обедал у близких друзей Марковых, потом в театре имени Ленинского комсомола подрабатывал за мизерные деньги.
Актер Иннокентий Смоктуновский
Иннокентия спасло знакомство с Суламифью Кушнир, будущей женой. Проникшись сочувствием к молодому мужчине, девушка, в то время работавшая художником-гримером, познакомила его с Иваном Пырьевым, который устроил исполнителя в Театр-студию киноактёра.
В 1957 году по счастливому стечению обстоятельств Смоктуновский получил роль князя Мышкина в постановке «Идиот» в Большом драматическом театре. Благодаря этой роли к актёру пришла слава, и не только в Москве, но и по всему Советскому Союзу.
Иннокентий Смоктуновский в роли князя Мышкина
Союз двух гениев Георгия Товстоногова и Иннокентия Смоктуновского буквально потряс театральный мир. Иннокентий стал трудиться в БДТ, играя главные роли в нескольких спектаклях. Тогда же артист начал активно сниматься в кино. Вскоре случилось так, что из-за съемок Смоктуновский опоздал на начало сезона в родном театре. Вспыльчивый Товстоногов уволил актёра. Это случилось в 1960 году.
В театр Иннокентий Михайлович вернулся только в 70-х и за 20 последующих лет сыграл во множестве спектаклей, укрепивших и приумноживших его славу. Особенно выделялся сценический дуэт Смоктуновского и Олега Ефремова.
Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов
До последних лет жизни Иннокентия Михайловича двое друзей часто играли вместе.
Ворованные кости и поддельные билеты: детство Кеши Смоктуновича
Маленький Кеша Смоктунович, а именно это его настоящая фамилия, родился 28 марта 1925 года в Томской губернии. Дед по матери, купец Аким Махнев, был раскулачен, арестован и расстрелян. Отец актера был мельником, его также раскулачили, он получил год лишения свободы и три года высылки за «эксплуатацию рабочей силы» и продажу хлеба по завышенной цене.
Когда мальчику исполнилось четыре года, семья бежала от голода в Томск, а позже – в Красноярск, где жила родная тетя отца, Надежда Петровна. Жить приходилось тяжело – матери Кеши, Анне Акимовне, приходилось воровать с работы кости, чтобы использовать их для приготовления супа. У мальчика было еще пятеро братьев и сестер, прокормить шестерых детей было сложно, и родители Кеши решили отдать двух старших сыновей бездетной тете.
По воспоминаниям, Смоктуновский учился плохо и совсем не интересовался школьными предметами. Он частенько ввязывался в драки, был вспыльчивым. В шестом классе Кеша стал заниматься в школьном драмкружке, которым руководил актер Синицын, но после первого выступления был выгнан из кружка.
Однако театр все равно привлекал будущего актера, в 14 лет он впервые попал в Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина. Спустя много лет он рассказывал, что постановка хоть и была «дурна по вкусу», но произвела на мальчика неизгладимое впечатление. Однако отсутствие денег не позволяло постоянно посещать спектакли, и Смоктуновичу приходилось нарушать закон, а именно – подделывать театральные билеты.
С приходом войны отец Кеши был призван на фронт, но в августе 1942 года пропал без вести, как позже выяснилось – погиб. В это непростое время мальчику пришлось самому тянуть семью. Он устроился на подработку в театр статистом и поступил в школу киномехаников. Но в январе 1943 пришлось уйти на войну и Иннокентию.
Фото: Кассин Евгений, Мастюков Валентин/ТАСС
Фильмы
Начиная с 1960-х актёр активно снимался в кино, фильмографию Смоктуновского составляют добрых полторы сотни картин. Самыми запомнившимися советскому зрителю фильмами с его участием стали «Берегись автомобиля», «Чайковский», который принес награду фестиваля в Сан-Себастьяне, «Гамлет», удостоенный Ленинской премии. Роль Порфирия Петровича в «Преступлении и наказании» отмечена Государственной премией РСФСР.
Иннокентий Смоктуновский в фильме «Берегись автомобиля»
Слова «малоизвестного артиста» из мелодрамы Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» превратились в одну из самых часто упоминаемых цитат из оскароносной ленты. Критики отмечали, что криминальный авторитет в комедии «Гений» с Александром Абдуловым будет пострашнее и убедительнее отдельных реальных боссов мафии.
В телеспектакле «Моцарт и Сальери» Смоктуновский перевоплощался в гениального композитора, в «Маленьких трагедиях» — уже в педагога и дирижера, считавшегося его убийцей.
Иннокентий Смоктуновский в фильме «Гений»
Наверное, из-за этого необыкновенного умения сочетать в образе кошачью мягкость и интеллигентность с жесткостью, а порой и жестокостью Смоктуновскому доверяли персонажей, чья интонация или одно только движение брови заставляли замереть на полуслове или, наоборот, бежать без оглядки. Высокий рост (184 см) тоже рассматривали как способ передачи величественности и статусности.
Незабываемым получился в исполнении Иннокентия британский премьер-министр в сериале «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона» — эдакое сочетание английской чопорности и горячности в одном флаконе.
Иннокентий Смоктуновский в сериале «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона»
А как завораживал его император Юстиниан в драме «Русь изначальная», с благостной улыбкой отправлявший подчиненных на смерть, французский король в «Легенде о Тиле», иркутский губернатор в «Звезде пленительного счастья».
На протяжении творческой жизни ансамбль со Смоктуновским составляли самые яркие актрисы. В детективе «Кража» по пьесе Джека Лондона Иннокентий снялся в тандеме с Анастасией Вертинской, в «Анне и Командоре» — с Алисой Фрейндлих, в «Дамском портном» — с Татьяной Васильевой. В фильме Сергея Герасимова «Дочки-матери» актер сыграл супруга Тамары Макаровой и отца Ларисы Удовиченко.
Иннокентий Смоктуновский в фильме «Дочки-матери»
Последние проекты продолжали выходить уже после смерти Иннокентия Михайловича. Например, «Вино из одуванчиков», где роль Смоктуновского пришлось озвучивать Сергею Безрукову, так как звуковую дорожку записать не успели.
Биография Иннокентия Смоктуновского
В эти годы Иннокентий Смоктуновский начал сниматься в эпизодических ролях в кино, дебютировав в фильме «Убийство на улице Данте» (1956) режиссера Михаила Ромма. После роли Фарбера в фильме «Солдаты» (1956) Смоктуновский был замечен Георгием Товстоноговым, который пригласил актера на роль князя Мышкина в спектакль «Идиот» по Федору Достоевскому в Ленинградский Большой драматический театр (БДТ). Игра Смоктуновского в этом спектакле выдвинула его в первый ряд отечественных актеров. На сцене БДТ Смоктуновский играл до 1960 года, где был занят еще в двух спектаклях: «Кремлевские куранты» Николая Погодина (роль Дзержинского) и «Иркутская история» Александра Арбузова (роль Сергея Серегина).
В 1972-1976 годах актер работал в Государственном академическом Малом театре, где исполнял главную роль царя Федора в постановке «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого.
С 1976 года Смоктуновский был актером МХАТ имени Горького (с 1989 года — МХАТ имени А.П. Чехова, ныне — МХТ имени А.П. Чехова). В театре он исполнил роли Иванова в «Иванове», Дорна в «Чайке», Серебрякова и Войницкого в «Дяде Ване», Гаева и Фирса в «Вишневом саде» Антона Чехова, Порфирия Головлева в «Господах Головлевых» по Михаила Салтыкову-Щедрину, Короля Людовика XIV в «Кабале святош» Михаила Булгакова, Мартина Дайзера в «Эквусе» Питера Шеффера, Иоганна Себастьяна Баха в «Возможной встрече» Пауля Барца и др.
В кино неординарность, нервная утонченность артистической манеры способствовали созданию таких разноплановых образов, как Константин Сабинин в «Неотправленном письме» (1959), Моцарт в «Моцарте и Сальери» (1962). Большой удачей Смоктуновского стала роль физика Куликова в «Девяти днях одного года» (1961) Михаила Ромма.
Одним из непревзойденных работ Смоктуновского можно считать образ Гамлета в одноименном фильме Григория Козинцева. Особое признание эта картина получила за границей: за четыре года фильм собрал свыше 20 различных премий.
В роли Деточкина в фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966) ярко проявилось комедийное дарование Смоктуновского.
Среди сыгранных им ролей лучшие образы русской классики: Порфирий Петрович в «Преступлении и наказании» (1969) по Федору Достоевскому, Войницкий в «Дяде Ване» (1970) по Антону Чехову, Захар Бардин во «Врагах» (1978) и Павел Протасов фильме «Дети солнца» (1985) по Максиму Горькому, Сальери и Барон в «Маленьких трагедиях»(1979) по Александру Пушкину, Плюшкин в сериале «Мертвые души» (1984) по Николаю Гоголю, роль композитора Чайковского в одноименном фильме (1969).
Иннокентий Смоктуновский сыграл главные роли в картинах «Дочки-матери» (1974), «Барьер» (1979), «Кража» (1982), «Двое под одним зонтом» (1983), «Поздняя любовь» (1983), «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (1985), «Загадочный наследник» (1987), «Сердце не камень» (1989), «Дамский портной» (1990), «Дело Сухово-Кобылина» (1991), «Белый праздник» (1994) и др.
На Ленинградской студии телевидения Смоктуновский поставил телеспектакль «Зима тревоги нашей».
Актер читал авторские тексты к игровым и документальным фильмам «Последний месяц осени» (1966), «Памяти Достоевского» (1971), «Болдинское притяжение» (1980), «Асаф Мессерер» (1989) и др.
На радио Иннокентий Смоктуновский как чтец записал главы из романов «Обломов» Ивана Гончарова, «Идиот» Федора Достоевского и «Дон Кихот» Мигеля Сервантеса, отрывки из «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» Пушкина. Им полностью были записаны сказки Пушкина и его повести «Капитанская дочка» и «Метель», повесть Чехова «Черный монах», рассказы Ивана Тургенева, Ги де Мопассана, Константина Паустовского и др.
Смоктуновский написал книги «Время добрых надежд» (1979) и «Быть!» (1999).
В ночь на 3 августа 1994 года Иннокентий Смоктуновский скончался от инфаркта в подмосковном санатории имени Герцена в городе Кубинка. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Творчество артиста было отмечено многочисленными наградами. В 1974 году ему было присвоено звание народный артист СССР. В 1990 году Смоктуновский был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Он был лауреатом Ленинской премии (1965), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1971), награжден тремя орденами Ленина, орденами Дружбы народов и Отечественной войны II степени, медалями. В числе наград актера — премии МКФ в Картахене (Колумбия, 1969), МКФ в Сан-Себастьяне (Испания, 1970), МКФ авторского фильма в Сан-Ремо (Италия, 1991), две премии «Ника» (1990, 1993) и др.
Впервые Смоктуновский женился в 1950 году на актрисе Римме Быковой (1926-2008). В 1955 году супругой актера стала художница по костюмам Суламифь Кушнир. В семье родились двое детей: сын Филипп (1957 года рождения) — переводчик научно-фантастической литературы, дочь Мария (1965 года рождения) — балерина, актриса, ныне сотрудник музея МХАТа.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Личная жизнь
Деталями личной жизни народный артист Советского Союза свободно делился в интервью. Первый брак Иннокентия с коллегой по сцене Риммой Быковой продлился 2 года. Постепенно красавица охладела к супругу и увлеклась другим мужчиной. Смоктуновский не стерпел такого поворота событий, развёлся с женой и уехал в Москву, где встретил Суламифь Кушнир.
Иннокентий Смоктуновский с женой Суламифью
Эта девушка, протянувшая руку помощи безвестному актеру, в итоге стала его спутницей на всю жизнь.
В этом браке родились трое детей. Старшая Надя умерла через 6 месяцев после рождения. Вторым ребенком в 1957-м стал сын Филипп. Дочь Мария появилась у супругов в 1965 году. Иннокентий Михайлович хотел, чтобы дети продолжили династию, однако младшие Смоктуновские не полюбили театр так, как отец.
Иннокентий Смоктуновский с семьей
Правда Мария, танцевавшая в Большом театре, а потом заведовавшая музеем МХАТа, успела засветиться в эпизодах картин «Дело Сухово-Кобылина», «Зависть богов», «Дамский портной». Филипп стал переводчиком. По стопам деда пошла внучка Анастасия, родившаяся в семье Филиппа и балерины Ольги Буцкевич. Девушка играет в театре Армена Джигарханяна.
Иннокентий Смоктуновский с дочерью Машей
По словам дочери, Смоктуновский с молодости верил в Бога, коллекционировал иконы, потому с трепетом отнесся к созданию аудиокниги «Библейские истории». Пленка 15 лет пролежала на полке, потом вышел ограниченный тираж пластинок, от которого остались единицы, и те хранятся в личных архивах поклонников. В Сети доступны записи, где Иннокентий Михайлович читает Пушкина, Сервантеса, Чехова, Достоевского.
Очередной переезд
Только Иннокентий освоился в Норильске, как из-за проблем со здоровьем ему пришлось переехать в Махачкалу. Здесь артист стал частью труппы Дагестанского русского драматического театра. Но небольшие роли, скучные постановки подтолкнули Смоктуновского к очередному переезду. На этот раз актер остановился в Сталинграде, где по его мнению открывалось множество перспектив.
Первой небольшой ролью стало участие в спектакле «Укрощение строптивой». Строгие критики отметили талант и потенциал Смоктуновского, охарактеризовав его как актера, сумевшего сделать из маленькой роли большой шедевр. Со временем Иннокентий завоевал доверие режиссера, симпатии зрителей и признание коллег.
Находясь на пике популярности Смоктуновский поскандалил с режиссером и супругой, работавшей в театре имени Горького. Не выдержав нервного напряжения актер уволился и уехал в Москву.
Здесь артиста ожидало полное разочарование. Иннокентий не задерживался больше, чем на месяц ни в одном из столичных театров. От безденежья актер стал продавать личные вещи, подрабатывать в театре Ленинского комсомола.
Вернуть стимул к жизни Смоктуновскому помогла будущая жена, художник-гимер Суламифь Кушнир. Девушка познакомила эмоционального актера с режиссером Иваном Пырьевым, который выступил протеже Иннокентия. Он устроил нерадивого артиста в Театр-судию киноактера. В 1957 году Смоктуновский сыграл главную роль князя Мышкина в постановке «Идиот».
После ссоры с режиссером БДТ Георгием Товстоноговым Иннокентий взял творческую паузу, сосредоточившись на съемках в кино. Только в начале 70-х годов актер вернулся на театральную сцену. Особой популярностью пользовались постановки с участием Смоктуновского и Олега Ефремова.
Смерть
Причиной смерти Смоктуновского в августе 1994 года стал инфаркт. Предыдущий, по рассказам близких, актер перенес еще в марте. Не долечился, продолжил съемки в картинах «Белый праздник» и «Притяжение солнца». Причем в обеих Иннокентий Михайлович играл стариков, чья жизнь близится к концу. По завершении работы уехал в санаторий, а через пару дней захотел вернуться домой. Родственники приехали забирать уже усопшего артиста – четвертый инфаркт он не пережил.
Могила Иннокентия Смоктуновского
Прощание со знаменитым актером прошло в МХАТе имени Чехова. Присутствовавшие потом вспоминали фото, выставленное на сцене: «Проницательный взгляд князя Мышкина». Могила Иннокентия Смоктуновского находится на Новодевичьем кладбище, в одном ряду с Олегом Борисовым и Иваном Козловским.
Творчество Иннокентия Михайловича Смоктуновского
Работы на телевидении
- 1957 — «Дорогой бессмертия» В. Брагина (телеспектакль); постановка А. Чигинского и Г. Товстоногова — Юлиус Фучик;
- 1963 — «Зима тревоги нашей», по Д. Стейнбеку (телеспектакль); постановка Р. Сироты — Итен Аллен Хоули;
- 1971 — «Маленькие трагедии» по А. С. Пушкину; постановка Л. Вивьена, А. Даусона, Л. Пчёлкина — Моцарт;
- 1976 — «Вишнёвый сад» по А. П. Чехову (телеспектакль); постановка Л. Хейфеца — Гаев;
- 1979 — «Цезарь и Клеопатра» Бернарда Шоу (телеспектакль); постановка А. Белинского — Цезарь;
- 1981 — «Иванов» по пьесе А. П. Чехова (телеспектакль); режиссёры О. Ефремов, С. Десницкий, В. Храмов — Николай Алексеевич Иванов;
- 1982 — Этот фантастический мир. Выпуск 7 по рассказам О. Лукьянова «Принцип неопределенности» и А. Порджеса «Ценный товар» (телеспектакль); режиссёр В. Спиридонов — капитан;
- 1983 — Три карты (фильм-балет) по мотивам повести А. Пушкина «Пиковая дама» (телеспектакль); режиссёры Б. Барановский, В. Бунин;
- 1987 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому (телеспектакль); режиссёры Б. Эйфман, Ф. Слидовкер;
- 1988 — «Кабала святош» по Михаилу Афанасьевичу Булгакову (телеспектакль); постановка А. Я. Шапиро — король Людовик XIV;
- 1992 — «Возможная встреча» по П. Барцу (телеспектакль); режиссёры В. Долгачёва, С. Сатыренко — Иоганн Себастьян Бах;
- 1995 — «Мечтательница» по Ф. М. Достоевскому (телеспектакль); постановка М. Дубровиной — Карл Фёдорович Мейер;
- 1998 — «Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни[en]» по А. П. Чехову (телеспектакль); постановка О. Ефремова — Войницкий.
Театральные работы
МХАТ и МХТ имени Чехова:
- 1976 — «Иванов» А. П. Чехова; постановка О. Н. Ефремова — Иванов;
- 1977 — «Обратная связь» А. И. Гельмана; постановка О. Н. Ефремова — Сакулин;
- 1979 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина — Часовщик;
- 1980 — «Чайка» А. П. Чехова; постановка О. Н. Ефремова — Дорн;
- 1983 — «Так победим!» М. Шатрова; постановка О. Н. Ефремова — Соратник Ленина и Профессор (с 1988 года);
- 1984 — «Господа Головлёвы» по М. Е. Салтыкову-Щедрину; постановка Л. А. Додина — Порфирий Головлёв;
- 1985 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова; постановка О. Н. Ефремова — Серебряков и Войницкий (с 1988 года);
- 1986 — «Тамада» А. М. Галина; постановка К. М. Гинкаса — Реваз;
- 1988 — «Кабала святош» М. А. Булгакова; постановка А. Я. Шапиро — король Людовик XIV;
- 1990 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова; постановка О. Н. Ефремова — Гаев / Фирс;
- 1990 — «Эквус» П. Шеффера — Мартин Дайзер;
- 1992 — «Возможная встреча» П. Барца; постановка В. В. Долгачёва — И. С. Бах.
Норильский Заполярный театр драмы и музыкальной комедии:
- 1946 — «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина — Костя;
- 1946 — «Машенька» А. Н. Афиногенова — Виктор Туманский;
- 1947 — «Старые друзья» Л. А. Малюгина — Семён Горин;
- 1947 — «Последние» М. Горького — Пётр;
- 1947 — «Дети Ванюшина» С. А. Найдёнова — Алексей;
- 1948 — «Разлом» Бориса Андреевича Лавренёва — Полевой;
- 1948 — «Вас вызывает Таймыр» Александра Аркадьевича Галича и К. Ф. Исаева — Гришко;
- 1949 — «Доходное место» А. Н. Островского — Мыкин;
- 1949 — «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина — Моцарт;
- 1950 — «Поздняя любовь» Александра Николаевича Островского — Дормидонт;
- 1951 — «Шутники» А. Н. Островского — Недоносков;
- «Любовь Яровая» К. А. Тренёва — Иван Колосов;
- «Заговор обречённых» Н. Е. Вирты — монах Яков.
Сталинградский областной театр имени М. Горького:
- 1953 — «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя — Хлестаков;
- 1953 — «Великий государь» В. А. Соловьёва — Магнус;
- 1953 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира — Бионделло;
- 1954 — «Снежная королева» Е. Л. Шварца — Сказочник;
- 1954 — «Доходное место» А. Н. Островского — Белогубов.
Дагестанский русский драматический театр им. М. Горького:
- 1952 — «Семья» И. Ф. Попова — Александр Ульянов;
- 1952 — «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова — Муравьёв;
- 1952 — «Её друзья» В. С. Розова — Виктор;
- 1952 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков.
Малый театр:
- 1973 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого; постановка Б. И. Равенских — царь Фёдор.
Театр-студия киноактёра:
- 1955 — «У опасной черты» В. А. Любимовой — Неуспевающий;
- 1955 — «Анджело» Виктора Гюго — Апафесто;
- 1955 — «Как он лгал её мужу» Б. Шоу — Генри;
- 1955 — «Машенька» А. Н. Афиногенова — Виктор Туманский;
- 1955 — «Последние» М. Горького — Пётр.
Большой драматический театр имени Горького:
- 1957 — «Идиот» по Ф. М. Достоевскому; постановка Г. А. Товстоногова — князь Мышкин;
- 1957 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина; постановка В. Я. Софронова и И. П. Владимирова — Дзержинский (ввод);
- 1960 — «Иркутская история» А. Н. Арбузова; постановка Г. А. Товстоногова — Сергей Серёгин.
Антреприза Н. Шлезингера (США[en]):
1992 — «Из жизни дождевых червей» П. У. Энквиста; постановка И. Смоктуновского и В. Ланского — Ханс Кристиан Андерсен.
Фильмография
Год — Название — Роль:
- 1956 — Убийство на улице Данте — молодой нацист;
- 1956 — Как он лгал её мужу — Генри;
- 1956 — Солдаты — Фарбер;
- 1957 — Рядом с нами — Андрей Королёв;
- 1957 — Шторм — Муромцев;
- 1958 — День первый — В. А. Антонов-Овсеенко;
- 1958 — Ночной гость — Пал Палыч;
- 1959 — Неотправленное письмо — Сабинин;
- 1960 — До будущей весны — Алексей Ручьёв;
- 1961 — Високосный год — Геннадий Куприянов;
- 1961 — Девять дней одного года — Илья Куликов; (на экраны страны вышел 5 марта 1962 года);
- 1962 — Моцарт и Сальери — Моцарт;
- 1963 — Если позовёт товарищ — Шаталов;
- 1964 — Гамлет — Гамлет;
- 1965 — На одной планете — Владимир Ильич Ленин;
- 1966 — Берегись автомобиля — Юрий Деточкин;
- 1966 — Первый посетитель — В. И. Ленин;
- 1968 — Первая любовь — Пётр Васильевич;
- 1968 — Степень риска — Александр Кириллов;
- 1968 — Живой труп — Иван Петрович «Гений»;
- 1969 — Преступление и наказание — Порфирий Петрович;
- 1969 — Чайковский — Пётр Ильич Чайковский;
- 1970 — Дядя Ваня — Иван Петрович Войницкий;
- 1971 — Ехали в трамвае Ильф и Петров — пассажир;
- 1972 — Ночь на размышление — главная роль (две роли двойников — Интеллигент и Антипод;
- 1972 — Укрощение огня — Константин Эдуардович Циолковский;
- 1973 — Москва — Кассиопея — И. О. О. (исполняющий особые обязанности);
- 1973 — Исполнение желаний — Дмитрий Бауэр;
- 1974 — Дочки-матери — Вадим Антонович;
- 1974 — Романс о влюблённых — трубач;
- 1974 — Отроки во Вселенной — И. О. О. (исполняющий особые обязанности);
- 1974 — Анна и Командор — Вадим Петрович, драматург;
- 1974 — Выбор цели — Франклин Делано Рузвельт;
- 1975 — В горах моё сердце[en] — мистер Козак;
- 1975 — Звезда пленительного счастья — Иван Богданович Цейдлер;
- 1975 — Они сражались за Родину — хирург;
- 1975 — Доверие — губернатор Финляндии Бобриков;
- 1976 — Фантазия — Дмитрий Санин;
- 1976 — Дни хирурга Мишкина — Пахом Григорьевич;
- 1977 — Легенда о Тиле — Карл V;
- 1977 — Принцесса на горошине — Король-отец;
- 1977 — Степь — Моисей Моисеевич;
- 1977 — В четверг и больше никогда — Иван Модестович, отчим Сергея;
- 1977 — Враги — Захар Бардин;
- 1978 — Бархатный сезон — комиссар;
- 1979 — Барьер — Антоний Манев;
- 1979 — Москва слезам не верит — Смоктуновский (камео);
- 1979 — Маленькие трагедии — Сальери («Моцарт и Сальери»); Барон («Скупой рыцарь»);
- 1981 — Рождённые бурей — старый граф;
- 1981 — Шутка? — Гросс;
- 1982 — Вновь я посетил… — читает стихи А. С. Пушкина;
- 1982 — Кража — Энтони;
- 1982 — Пиковая дама — Чекалинский;
- 1983 — Двое под одним зонтом — Тиль;
- 1983 — Поздняя любовь — Герасим Порфирьевич Маргаритов;
- 1983 — Пробуждение — генерал Гиппиус;
- 1983 — Уникум — Сан Саныч;
- 1984 — Мёртвые души — Плюшкин;
- 1985 — Дети солнца — Протасов;
- 1985 — Странная история доктора Джекила и мистера Хайда — доктор[en] Джекил;
- 1985 — Русь изначальная — император Юстиниан;
- 1986 — Последняя дорога — барон Геккерн;
- 1986 — Шерлок Холмс в XX веке — лорд Томас Бэллинджер, премьер-министр Англии;
- 1986 — Очи чёрные — Модест Петрович, городской голова;
- 1987 — Без солнца — барон;
- 1987 — Гардемарины, вперёд! — кардинал Флёри;
- 1987 — Загадочный наследник — Василий Григорьевич Ерихонов;
- 1987 — На исходе ночи — Зайферт;
- 1987 — Первая встреча, последняя встреча — полковник контрразведки;
- 1988 — Запретная зона — Артём Григорьевич Каланчёв;
- 1988 — Чёрный коридор — Николай Иванович Ечевин, учитель истории;
- 1989 — Сердце не камень — Потап Потапыч Каркунов;
- 1989 — Мать — губернатор;
- 1990 — Ловушка для одинокого мужчины — папаша Мерлуш;
- 1990 — Дамский портной — Исаак, дамский портной;
- 1991 — Дина — Бардов;
- 1991 — Гений — криминальный авторитет «Принц»;
- 1991 — Дело — Муромцев;
- 1991 — Дело Сухово-Кобылина — Пётр Константинович Муромский;
- 1991 — Линия смерти — Луковецкий;
- 1991 — Осада Венеции — инквизитор;
- 1991 — Иван Фёдоров, или Откровение Иоанна Первопечатника — царь Иван Грозный;
- 1992 — Золото — дон Диего;
- 1993 — Убийца — следователь;
- 1993 — Хочу в Америку — писатель;
- 1994 — Белый праздник — профессор Грэг;
- 1994 — Заколдованные — дегустатор;
- 1994 — Посвящение в любовь — Иван Бунин;
- 1994 — Поездка на восток — Миколай;
- 1995 — Вино из одуванчиков — полковник Фрилей (роль озвучил Сергей Витальевич Безруков);
- 2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе — премьер-министр лорд Томас Бэллинджер;
- 2001 — Часы[en] без стрелок — Валентин.
Участие в фильмах
- 1967 — Евгений Урбанский (документальный) — рассказывает о Евгении;
- 1971 — Где б ни был я (документальный);
- 1974 — Мир Николая Симонова (документальный);
- 1981 — Последний сад (документальный) — читает отрывки из произведений А. Чехова;
- 1985 — Михаил Ромм: Исповедь кинорежиссёра (документальный);
- 1990 — Играют и поют лауреаты 9-го Международного конкурса имени П. И. Чайковского (документальный).
Озвучивание
Год — Название — Роль:
- 1952 — Огни рампы — Кальверо (роль Ч. Чаплина);
- 1955 — Дай руку, жизнь моя — Моцарт (роль О. Вернера);
- 1957 — Король в Нью-Йорке — король Шадов (роль Ч. Чаплина);
- 1959 — Токтогул;
- 1960 — Ребята с Канонерского — Михаил (роль Л. Борисова);
- 1961 — Спасибо за весну — Жан Межмал (роль Э. Павулса);
- 1962 — После свадьбы — закадровый текст;
- 1965 — Последний месяц осени — текст от автора;
- 1966 — Маленький принц — лётчик (роль О. Коберидзе);
- 1966 — Поэма двух сердец — Лохари (роль Т. Реджаметова);
- 1966 — Сибирью пленённые (документальный) — читает текст;
- 1970 — Алгебра революции (научно-популярный) — текст за кадром;
- 1971 — Памяти Достоевского (документальный) — читает[en] текст;
- 1972 — Ревизор. Сцены из спектакля (фильм-спектакль) — голос за кадром;
- 1972 — Тревожная хроника (документальный) — текст за кадром;
- 1974 — Зеркало — текст от автора;
- 1974 — Цапля и журавль (мультипликационный) — текст от автора;
- 1975 — Русский народный теат — читает текст;
- 1976 — Когда уходят снега (короткометражный) — текст от автора;
- 1976 — Двадцать дней без войны — Вячеслав (роль Н. Гринько);
- 1977 — Я боюсь — судья Канчедда (роль Э. Юзефсона);
- 1977 — Старый дом (мультипликационный) — читает сказку Х. К. Андерсена;
- 1977 — Я к вам лечу воспоминаньем… (мультипликационный) — читает стихи и прозу А. С. Пушкина;
- 1978 — Осенние колокола — читает сказку А. С. Пушкина;
- 1979 — Про щенка (мультипликационный) — щенок;
- 1980 — Болдинское притяжение — текст за кадром;
- 1980 — Рождение идеи. Циолковский (документальный) — закадровый текст;
- 1980 — И с вами снова я… (мультипликационный) — озвучивание;
- 1981 — Опасный возраст — Наркис Михайлович Родимцев (роль Ю. Будрайтиса);
- 1981 — Корни травы — читает текст;
- 1981 — Крепыш — читает текст (голос Крепыша);
- 1981 — Говорящие руки Траванкора (мультипликационный) — закадровый текст;
- 1981 — Сто радостей, или Книга великих открытий — текст от автора;
- 1981 — Халиф-аист (мультипликационный) — халиф;
- 1982 — Рерих (документальный) — читает текст;
- 1983 — Путь в вечность — читает стихи корейской классической поэзии в переводе А. А. Ахматовой;
- 1983 — Болдинская бессонница — авторский текст и стихи А. С. Пушкина;
- 1984 — Поездка в Индию — профессор Годбоул (роль А. Гиннесса);
- 1984 — Седой Урал (документальный) — закадровый текст;
- 1985 — На охоте — Корнелиус (Джон Гилгуд);
- 1985 — Сестра моя Люся — текст от автора;
- 1986 — Академик Лаврентьев (документальный) — закадровый текст;
- 1986 — Геракл у Адмета (мультипликационный) — старик;
- 1987 — Любимое моё время (мультипликационный);
- 1989 — Асаф Мессерер (документальный) — закадровый текст;
- 1989 — Возвращение Ходжи Насреддина — Ходжа Насреддин и Тимур Тамерлан (роли Р. Чхиквадзе и Г. Гомбосурэна);
- 1989 — Под небом голубым… — Соболев-старший (роль Ю. Будрайтиса);
- 1989 — Село Степанчиково и его обитатели (телеспектакль) — текст от автора;
- 1990 — Грибная охота (документальный) — закадровый текст;
- 1990 — Другая драма — Борис Леонидович Пастернак (роль А. Смирнова);
- 1991 — Виват, гардемарины! — король Пруссии Фридрих (роль П. Буткевича);
- 1991 — На Илыче осеннем — закадровый текст;
- 1991 — Монстр: Портрет Сталина кровью[en] (документальный) — читает текст;
- 1993 — рекламные ролики из серии «Всемирная история, Банк Империал» — «Пётр I[en]», «Тамерлан»;
- 1993 — Время Мераба — закёдровый текст;
- 1993 — Истоки (короткометражный) — закадровый текст;
- 1994 — Посвящение в любовь — текст от автора.
Фильмография о Смоктуновском
- 1993 — «Иннокентий Смоктуновский. Воспоминания в саду»;
- 2001 — «Чтобы помнили. Иннокентий Смоктуновский». Глава 79 (автор и ведущий Леонид Алексеевич Филатов);
- 2008 — «Мой серебряный шар. Иннокентий Смоктуновский» (автор и ведущий В. Вульф);
- 2008 — «Исторические хроники» 65-я серия. 1963 год — Иннокентий Смоктуновский (ведущий Н. Сванидзе);
- 2010 — «Острова. Иннокентий Смоктуновский» (Режиссёр: В. Трояновский, );
- 2010 — «Таланты и поклонники. Иннокентий Смоктуновский»;
- 2010 — «Иннокентий Смоктуновский «Моя фамилия вам ничего не скажет…»» (телеканал «ТВ Центр». Автор сценария — А. Ярошевский, режиссёр — А. Аленин);
- 2015 — «Иннокентий Смоктуновский. За гранью разума» (ЗАО «Теле». Автор и ведущая — В. Пиманова);
- 2015 — «Непотерянный рай И. М. Смоктуновский» (фильм ГТРК Красноярск).
Кончина актера
Трудно перечислить фильмы и спектакли, от участия в которых Смоктуновскому пришлось отказаться по причине плохого здоровья. Недоедание в детстве, голодная жизнь в Заполярье отразились на его самочувствии.
Он перенес три инфаркта, но после четвертого, находясь на лечении в санатории Подмосковья, скончался в ночь на 3 августа 1994 года. В последний путь его провожали толпы людей, которые устроили ему овацию.
Это был первый случай в России, когда актера чествовали таким образом. Кого-то это шокировало, но многие сказали: «В этот последний день у Смоктуновского было все как всегда». Актер похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.