Виктор Авилов биография актера, фото, личная жизнь и его жена

  • 19 Апреля, 2019
  • Искусство
  • Наталья Воробьева

В Советском Союзе было огромное количество по-настоящему талантливых, хороших актеров – таких, чьи работы хотелось пересматривать снова и снова. Если начать перечислять таких артистов – не хватит тетрадного листа. Среди них был и замечательный мастер театра и кино Виктор Авилов, биография которого предлагается вашему вниманию ниже.

Детские годы

В биографии Виктора Авилова нет точного упоминания о месте, где он появился на свет. «Окраина Москвы» — и все. Счастливое это событие произошло летним днем в начале августа 1953 года. Семья будущего актера была самой обычной, родители оба происходили из рабочего класса. Такой же рабочий люд был и вокруг, и мальчишки-сверстники, с которыми юный Витя гонял во дворе, были абсолютно «его поля ягодами».

Нельзя сказать, что маленький Витя был образцом кротости и послушания. Скорее, наоборот. Он много дрался, хулиганил, прогуливал школу – и, в конце концов, родители, устав бороться с сыном, махнули на него рукой. К чести Виктора, надо сказать, что, повзрослев немного, за ум он все-таки взялся – и школу окончил вполне благополучно.

Биография

«Актер играет героев, над которыми довлеет рок», – писали о Викторе Авилове журналисты. А он всю жизнь оставался оптимистом, играл героев и запомнился силой и независимостью.

Актер Виктор Авилов

Виктор Авилов родился 8 августа 1953 года на окраине Москвы. Родители будущего актера – обычный рабочий класс, друзья – мальчишки из подмосковных дворов, да Виктор и сам рос разгильдяем, хулиганил, прогуливал школу. Родители устали бороться с сыном и махнули рукой.

Виктор окончил школу, поступил в индустриальный техникум и ушел служить в армию. В армии научился водить автомобиль и получил права. Ни о каком театре Авилов тогда не думал, искусством не интересовался. Вспоминая тот период жизни, актер говорил, что был непостоянным. На каждом новом месте работы не задерживался дольше нескольких месяцев, да и то потому, чтобы трудовой стаж не прервался и статью за тунеядство не пришили. Авилов шоферил, монтировал оборудование, был наладчиком систем автоматики. На театральную сцену попал в буквальном смысле из-за руля машины.

Виктор Авилов в молодости

Актерского образования у Виктора Васильевича не было, зато был друг Сергей Белякович, брат которого, Валерий, был одержим идеей создания театра, чем заразил и Виктора. Авилов не успел опомниться, как оказался в Театре на Юго-Западе, основанном в 1975 году. У Виктора была младшая сестра Ольга Вавилова, которая также увлеклась театром. Позднее девушка вышла замуж за Сергея Беляковича и стала актрисой Театра на Юго-Западе. Ольга скончалась от отека легких в 1990 году.

Юность

После окончания среднего учебного заведения Виктор, как и многие молодые люди в то время, отправился в техникум. Его выбор пал на Моковский индустриальный – его юноша и окончил в 1972 году, в девятнадцать лет, став обладателем специальности «Монтаж и наладка систем контроля автоматики». А затем отправился отдавать долг родине – прямиком в армию.

Служил Виктор еще два года и за это время, параллельно с выполнением своих солдатских обязанностей, успел получить права. Вернувшись домой, начал трудовой путь обычного рабочего человека – такого же, какими были его родители, да и все его окружение. Никаким театром – да и в целом искусством – Авилов тогда не интересовался. Соответственно, и об актерской карьере не помышлял. Гораздо позже, рассказывая журналистам данные своей биографии, Виктор Авилов самокритично замечал, что был весьма непостоянным, а работал лишь потому, что иначе пришили бы статью за тунеядство. Действительно, он не задерживался ни на одном месте службы – и сменил их столько, что удивительно. Он работал и монтажником, и наладчиком, и шофером – да кем только не был! В конечном итоге, до поры до времени вся его работа преследовала лишь одну цель: лишь бы трудовой стаж капал, а что при этом делать – неважно…

Детство и учеба

Появился на свет Авилов Виктор Васильевич восьмого августа 1953 года в столице, на Красной Пресне, а в шестилетнем возрасте он с родителями переехал в пос. Востряково (на маршруте Киевской железной дороги). Но рос маленький Виктор, можно сказать, без отца: чтобы прокормить семью, тот целых восемь лет «пахал» на Севере, а с сыном общался только посредством писем (само собой, деньги в семью он слал).

Но иногда папа все же приезжал. Виктор Авилов в своем интервью вспоминал однажды, как отец привез бидон икры (целых три литра!), и мама, которая трудилась на заводе, все время заставляла ее есть, потому что икра очень полезна. Прошли годы, он стал уже Виктором Васильевичем, а икру полюбить так и не смог…

В школе Виктор стал хулиганить, прогуливать уроки, пока родители не устали бороться с сыном и не махнули от бесполезности рукой на его воспитание. По окончании школы паренек стал студентом индустриального техникума. Проходя службу в армии, а именно в батальоне обеспечения учебного процесса химических войск, Виктор Авилов научился водить машину и получил права. А уже после завершения службы он стал студентом Московского индустриального техникума.

Из рабочих в актеры

Довольно часто так бывает, что одно событие или один человек в корне меняет всю вашу жизнь. Так произошло и с Виктором Авиловым, а человеком, перевернувшим с ног на голову все, что имело для Виктора ценности прежде, стал Валерий Белякович – брат его близкого друга Сергея. Валерий, в отличие от Виктора, театр обожал. Нет, не просто обожал – актер по профессии, он им был одержим, он жил им! И горел мечтой создать свой собственный театр. Сложно представить, какой силы пламя бушевало в груди этого человека, если своей идеей он смог увлечь не только брата, но и Виктора.

В середине семидесятых годов на свет появилась самодеятельная труппа под руководством Валерия Беляковича. Спустя некоторое, совсем небольшое, время этот самодеятельный коллектив стал называться Театром-Студией на Юго-Западе. Виктор Авилов был визитной карточкой данного учреждения.

Начало театральной карьеры

Виктор Авилов появился в самодеятельной театральной студии благодаря своему другу Сергею Беляковичу (но не в последнюю очередь сыграло и любопытство). В тот период времени студия самодеятельности свои занятия проводила в пос. Востряково, причем вблизи дома, где проживал Виктор. А распознал в нем незаурядный талант брат Сергея, Валерий, который был весь поглощен мечтой создать театр. Ему удалось заразить этой идеей и Авилова. И уже в 1975 году они вместе создали Театр на Юго-Западе.

Первые шаги в актерстве

Еще когда Белякович только пробовал себя в создании театра и давал представления с небольшой труппой начинающих артистов – практически никто из них при этом не являлся профессионалом, Авилов уже принимал в этом действе участие. Первым спектаклем, поставленным молодыми театралами, стала «Женитьба» — Виктор Авилов исполнил в ней роль Кочкарева. При этом основное свое место службы – тогда будущий артист шоферил – он еще не оставлял.

Решение о профессиональном занятии актерством Виктор Васильевич принял лишь в 1979 году. Очевидно, к этому времени он настолько проникся театром, что не смог представить свою дальнейшую жизнь без него. Да и чувствовал, вероятно, что у него – получается, несмотря на отсутствие образования. Нужно заметить при этом, что даже те первые спектакли непрофессиональной труппы проходили с большим успехом – скорее всего, потому, что молодые актеры обладали невероятной харизмой, магнетизмом – и, несомненно, талантом.

Смерть

Рок сопровождал Авилова всю жизнь. На гастролях в Израиле в 1995 году, когда давали «Мастера и Маргариту», у актера дважды была остановка сердца и клиническая смерть. Виктор справился с язвой желудка, в 1999 году излечился от туберкулеза, однако смерть не отступала. В начале 2000-х годов актер сильно сдал физически, что видно по последним фото Авилова.

В августе 2004 года Виктору Авилову поставили смертельный диагноз – железистый рак желудка 4 стадии. В больницу артиста привели боли в спине, которые не давали работать и даже двигаться. Тем не менее, артист находил в себе силы выходить на подмостки по 15-20 раз в месяц. Летом 2004 года Авилов уехал лечиться в Новосибирск, к доктору, который практиковал нетрадиционные методы медицины. Но лечение не помогло, агрессивное заболевание стало причиной смерти актера. 21 августа 2004 года сердце Авилова перестало биться.

Похороны состоялись в Москве, могила Виктора Авилова находится на Востряковском кладбище, на ней установлен памятник работы Д. Тугаринова, заслуженного художника России.

Театр-студия на Юго-Западе

С 1977 года труппа Беляковича официально стала называться Театром-студией на Юго-Западе, а он стал ее художественным руководителем. А двумя годами позже, согласно биографии Виктора Авилова, изучаемый актер стал числиться в ее штате. Именно с этого времени он начал профессионально заниматься театром – как уже упоминалось выше.

В восьмидесятые годы театр Валерия Беляковича был аншлаговым. Каждый спектакль собирал полный зал – даром что театр занимал всего-навсего крошечный подвал. Публика неистовствовала от восторга, критика отпускала хвалебные отзывы. Причин тому было несколько, и среди них, разумеется, потрясающая режиссура – зрители с первых секунд спектакля были как бы вброшены в представление, — и невероятного таланта актеры. Их имена до сих пор на слуху. И главной звездой среди всех блистал актер Авилов (фото выше). Он приковывал к себе взгляды изначально лишь своей внешностью. Что уж лукавить, лицо Авилова красивым и даже симпатичным назвать было весьма трудно, однако, именно отчасти пугающая, отталкивающая его внешность бросалась в глаза и запоминалась на всю жизнь. А уж когда Авилов начинал играть, зрители забывали обо всем – и лишь, затаив дыхание, следили за тем, как он не играет – живет на сцене.

Вдова актера Виктора Авилова: «Витя завоевал меня, когда муж был в море»

С Ларисой Авиловой мы встретились в одном из кафе в Одессе — в этом городе живут ее родители. Лариса вырвалась из дома, чтобы отдохнуть от домашних забот и вспомнить о покойном супруге.

— Лариса, как вы познакомились с Виктором?

— Друзья мне как-то предложили: «А не хотела бы ты пойти поработать на Одесскую киностудию?». Я согласилась и стала «хлопушкой» — объявляла дубли. Это как бы самый нижний ранг на киностудии, но без этого тоже никуда. Шел восемьдесят девятый год. Чуть позже в этом же году я познакомилась с Виктором. Нас свел общий друг Андрей Борцов, начинающий кинорежиссер, которому нужно было снять дипломную работу. Денег на это давали мало, и он стал собирать знакомых актеров, которые согласились бы сниматься за копейки. Он позвал Виктора. У меня тогда были серьезные отношения с мужчиной — я была замужем за моряком. И Витя был женат. Но все как-то закрутилось, Витя стал очень красиво ухаживать.

— Как именно ухаживал? С размахом?

— Зимой принес огромнейший букет красных роз, поставил мне на рабочее место в вазу — это первое, что я запомнила. Все стали ходить и шушукаться: «Завоевала сердце актера!». А я тогда еще не видела ни одного фильма с Витиным участием! Хотя уже вышел на экраны «Узник замка Иф». Первое, что меня поразило, — это, конечно, Витина внешность. Но я тогда на него смотрела, как на взрослого мужчину с очень большими талантами — он просто невероятно преображался на съемочной площадке, его там невозможно было узнать. Мне тогда было восемнадцать лет, Вите — тридцать шесть. Сначала я держала его на расстоянии, на приглашения сходить куда-нибудь отвечала отказом. Но мой муж уплыл в море на девять месяцев. Как потом сказал Витя, потирая руки: «Кто оставляет такую молодую девушку одну на такое время? Да еще и в Одессе!».

— Конфетно-букетная история тянулась долго?

— Этот период на самом деле продолжался целых два года — я только в 1991-м переехала к Вите в Москву. До этого он приезжал ко мне в Одессу чуть ли не каждую неделю — отыгрывал в Москве спектакль, покупал билет и «рвал когти» ко мне. Конечно, тогда мы совершенно не думали, что он причинит боль своей семье, что у меня за спиной человек, за которого я отвечаю… Мы просто окунулись с головой в чувства и думали только друг о друге — такой вот эгоизм любовников. Я тогда увлекалась конным спортом, и каскадеры взяли меня работать к себе. Мы снимали на корабле какой-то фильм о белогвардейцах: я прыгала с палубы вниз в ледяную воду на лошади. В это время прилетел Витя, пришел на съемки, увидел весь этот ужас и запретил мне работать с каскадерами. «Лара, я тобой очень дорожу и не хочу, чтобы ты вместе с этой лошадью отдала Богу душу», — сказал он.

— И вы послушались, несмотря на то, что каскадерам платили приличные деньги?

— А попробуйте его не послушаться! С одной стороны, он был добрым и любящим, но мог быть и очень жестким. В моем понимании это настоящий мужчина.

— И что же происходило дальше?

— Витя прилетал-улетал, потом Юнгвальд-Хилькевич начал снимать «Мушкетеры 20 лет спустя», и Витя поехал на съемки в Таллинн. Позвонил мне оттуда: «Прилетай, я без тебя не могу». Я купила билет, прилетела, спокойно поселилась у Вити в номере — тогда это было гораздо проще. И тут возвращается мой муж из рейса! Конечно, общие друзья рассказали ему, что у жены роман. Получилось некрасиво: все-таки мне нужно было рассказать ему об этом первой. Так вот, в номере у Авилова раздается звонок, я поднимаю трубку, а на проводе — муж. Его тоже звали Витя. Он говорит: «Ну, здравствуй, любимая!». Мол, я все знаю, никаких отмазок, приезжай домой, я жду тебя завтра в Одессе. Я объяснила Авилову, что мне нужно ехать, разруливать ситуацию, Витя пошел меня провожать. Мы плакали в аэропорту, были уверены, что все — это конец, мы потеряли друг друга.

— Судя по всему, с вашим супругом вы смогли договориться?

— Надо отдать должное моему бывшему мужу — он понимающий человек. Я объяснила ему, что все очень серьезно, что это не просто увлечение. Все было очень тяжело — наш брак ведь тоже был по любви. Сейчас мы не поддерживаем отношения — я ведь на сто процентов виновата перед ним. Но у него все хорошо.

— Авилов со всей своей харизмой без труда победил в этом поединке?

— Если он хотел понравиться девушке, то прилагал все свои таланты. Допустим, знал, что я люблю ромашки, полевые цветы — дарил только их. Узнавал у моих подруг, какие конфеты я люблю…

— А как вы познакомили его с родителями? Папа ведь у вас строгий человек, военный…

— Я сидела дома. А Витя поехал на одесский ипподром, договорился, взял шарабан — открытую карету. Купил маме гладиолусы выше меня ростом, папе — какой-то алкоголь. И вот на этой карете, в белой рубашке он и подъехал к моему дому. И забрал меня в Москву через две недели.

— В первое время в Москве вам было, насколько я знаю, непросто…

— Да. Мы снимали квартиры, мотались по всей Москве. Витя ведь все свое имущество оставил семье — у него осталось двое детей. Этот неприкаянный период длился до 1995 года. Витя ведь еще и алименты платил, а я работать не могла, потому что была гражданкой Украины. Потом умерла Витина бабушка — она жила в двухкомнатной квартире. Там остался только его дядя преклонного возраста — мы стали жить у него, я ухаживала за стариком. Потом Витя получил квартиру от театра, в новостройках. Когда Вити не стало, я отдала эту квартиру Витиной младшей дочери.

— А вы как-то помогали мужу в творческом плане, давали советы относительно ролей?

— Витя всегда все решал самостоятельно. Единственное — я помогала ему учить роль. Помню, как однажды Вите даже пришлось заучивать текст роли на японском языке, когда его театр гастролировал в Японии.

— В последние годы он ведь сильно болел…

— Витя сначала подхватил туберкулез неизвестно где. Он же не ездил на машине — «Мерседес» стоял под домом, на то, чтобы его починить, никогда не хватало времени. Ездил на метро — там, наверное, и заразился. У него поднялась температура за сорок, он прилег на диване в театре. Приехала скорая, отвезла его в туберкулезную клинику. Три месяца он не мог выходить из палаты, я только передавала ему сумки с едой. На целый год Витя выпал из обоймы. Все это время читал. Я привозила ему много литературы — Витя увлекался эзотерикой.

— Кстати, это правда, что он был чуть ли не целителем?

— У него было очень сильное биополе. Он мог снимать боль руками. У меня с детства больные почки — так вот, когда Витя был дома, мне были не нужны никакие таблетки. Меня лечил Витя — и боль проходила. Одной бабушке в деревне Витя, помню, за неделю вылечил глаз — у нее было бельмо. Как это объяснить — не знаю.

— А правда, что он предвидел свою смерть?

В тренде

Шаман против Путина: кто такой Александр Габышев и чего добивается
— Если бы он знал, какой его ждет тяжелый конец, то бросил бы и курить, и выпивать, и обращался бы к врачам гораздо чаще. Он же не ходил к докторам — Боже упаси.

— Когда вы узнали о страшном диагнозе?

— Когда у него начались боли, мы не сразу поняли, что это рак. У Вити ведь когда-то была травма спины — он считал, что это она его опять беспокоит. А перед гастролями в Израиле с «Мастером и Маргаритой» у него начались уже по-настоящему сильные боли. Он не спал ночами и как-то утром сказал: «Лара, у меня рак». Но на гастроли мы все-таки тогда поехали.

— Авилов был прав?

— Это был рак желудка. Врачи говорили: «Нанимайте сиделку, запасайтесь наркотиками». Оперировать было уже поздно, метастазы пошли в позвоночник, в бедро, в печень… Мы сняли квартиру в Новосибирске и лечились у одного врача — в его практике были случаи, когда он вылечивал даже таких безнадежных пациентов. Но у нас все было настолько запущено, что, по сути, Витя умер от остановки сердца. Я прошла «курс молодого бойца» — научилась ставить катетер, делать уколы. Поклонники собирали деньги, Вите делали очистку крови. У него день рождения был 8 августа — ему разрешили выпить безалкогольного пива, выкурить сигарету. Он был очень доволен, а 21-го числа его не стало. После того как Витя выпил пива, у него снова начались боли. Ему стали колоть наркоту.

— Он никогда не задумывался о посмертной славе «проклятого художника»?

— Если у него и были такие мысли, то со мной, чтобы меня не расстраивать, он об этом не говорил. Со мной он вел себя таким образом — если видел, что я не в настроении, то просто говорил: «А ты вообще помнишь, что я тебя люблю?».

— Виктор был религиозным человеком?

— Он всегда говорил: «Бог во мне. Я у себя на кухне ближе к Богу, чем многие в церкви». В церковь он не ходил.

— Говорят, актеры не умеют копить деньги…

— Зато умеют их жены! Я пыталась вести семейный бюджет, говорила: «Витя, вот столько нам нужно заплатить за квартиру». И не важно, снимался он в кино на тот момент или нет, всегда ежемесячно он эту сумму клал на стол. А все остальное — в тумбочку.

— А как отдыхали?

— Мы любили приезжать в Одессу при любой возможности, ходили в заведения на Дерибасовской. Ели раки, пили свежее пиво. Днем купаться на пляже Витя не любил — стеснялся своей худобы. Так что на пляж мы ходили или рано утром, или поздно вечером. Купались, ели шашлык. А в Москве Витя на рыбалку ходил — Москва-река была недалеко от дома. На свое 50-летие, кстати, Витя собрал за столом весь театр, снял кораблик, жарили быка на вертеле — как чувствовал, что это последний раз.

Отдохнуть просто вдвоем у нас получалось не так часто — то гастроли, то съемки. Однажды я заболела и Витя вывез меня в Крым на месяц. Мы поехали в Орлиное гнездо, лазили по горам, любовались на древние развалины — такое запоминается надолго.

— Вас же в полной мере можно назвать его музой?

— Я любила и меня любили. Я люблю и меня понимают — это счастье. Какая там муза? Я легкий человек. Когда у творческого человека начинается какое-то смятение, я могу сказать: «Спокойно, иди за мою спину, я все обустрою, приготовлю, а ты будешь творчеством заниматься, беспокоить не буду».

— Но ведь и Виктор в бытовом плане не был беспомощным человеком…

— Да, его бывшая жена всегда вспоминает, как Витя сам строгал ложки. Он действительно любил работать с деревом. У него был специальный набор для резьбы, и он им пользовался. Мы долго не могли подобрать себе компьютерный стол, так вот Витя сделал его собственными руками, он до сих пор у меня в квартире стоит. В плане что-то починить — проблем не было. Но утюги, кстати, чинила я сама — просто хорошо разбираюсь в этом.

— Вы поддерживаете связь с его поклонниками?

— Есть группа активных фанатов московских в количестве трех человек, они занимаются сайтом. Я с ними не очень общаюсь — они меня как-то сразу невзлюбили.

— За что?

— Они считают, что я Вите испортила жизнь, разрушив его предыдущую семью. Никто же не говорит о том, что это был его выбор. Бывшая Витина жена Галина продолжает играть в театре, там же играет его старшая дочь. Галя сейчас делает вид, что даже не знает меня. Когда Витя умирал, она все никак не могла понять, почему я не даю ему трубку. Ну представьте себе: человек лежит под действием обезболивающих, наркотиков, он даже голос узнать не в состоянии. Я объясняю: «Галя, я, конечно, могу дать трубку, но Витя тебя не услышит. Пойми, это рак, а не простуда». Она сильно обиделась. А потом, когда Вити не стало, я ей позвонила и сказала об этом, попросила сообщить родителям. Не хотела, чтобы они узнали об этом из прессы. Теперь она вдруг говорит, что сама мне позвонила, сказала, что Витя умер и бросила трубку. Такие вот непонятные и обидные для меня вещи. Хотя я ей дорогу не переходила, это был выбор Вити. Мне ведь было, повторюсь, всего восемнадцать лет, а он — взрослый дядька, который все решал.

— Как вы живете сейчас?

— После смерти Вити я завела собаку — она помогла мне прийти в себя. Ты не лежишь весь день в постели, а выгуливаешь ее, заботишься о ней. Сейчас я снова замужем. Родила сына. Мне ведь было уже тридцать восемь, тянуть было некуда. С Витей у нас как-то не сложилось с детьми — на шестом месяце был выкидыш. А тут я встретила мужчину шесть лет назад — тоже уважающего меня, любящего. Сыну Алеше сейчас пять лет. Мои родители до сих пор живут в Одессе. Я сама живу в Москве, но каждый год приезжаю в Одессу, привожу внука бабушке и дедушке. Одесса — мой любимый город. Хотя на самом деле я родилась в Оренбурге, такое чувство, что я все-таки родом из Одессы. Кажется, и помирать здесь буду!

ГЛАВНЫЙ УЗНИК

Имя: Виктор Авилов Ро­дил­ся: 08.08.1953 в Москве (Россия)

Авилов в 1972 году окончил Московский индустриальный техникум. В 1972—1974 годах проходил службу в Советской армии. В 1987 году дебютирует в кино в фильме «По траве босиком». Известность и статус звезды актеру принесла роль графа Монте-Кристо в «Узнике замка Иф» (1988 г.). Успех закрепил кинохит «Господин оформитель» (1989 г.). Также снимался в картинах «Зимняя вишня 2», «Искусство жить в Одессе», «Волчья кровь». Звездной ролью в театре стал мистический Воланд в спектакле «Мастер и Маргарита» по Михаилу Булгакову. Был трижды женат, осталось двое дочерей.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться

интервью актер авилов

Следите за нами в соцсетях

Подписывайтесь на нашу рассылку

Магнетическая игра

Виктор Васильевич умел перевоплощаться в любого персонажа самым невероятным образом. Если по роли ему полагалось быть маленьким и сгорбленным, высокий, худой Авилов сжимался, скрючивался так, что в нем ни за что нельзя было распознать того стройного человека, коим он был за сценой.

Сам актер позже признавался, что всегда следовал правилу: игра должна быть сродни гипнозу. Гипнотизировать зрителя у него действительно получалось отменно. Его игру отмечали даже самые серьезные критики, а британцы вообще признали Гамлета, сыгранного актером Авиловым (биография его насчитывает множество разных ролей, и к ним мы вернемся несколько позже) лучшим из всех, что исполнялись в течение четырех столетий.

Лариса, жена Виктора Авилова: Не думаю, что моего мужа сгубила роль Воланда

Успел сняться в трех десятках кинолент, еще больше играл в театре. Но всенародная любовь пришла к Виктору Авилову после фильма «Узник замка Иф». Российский граф Монте-Кристо ушел через две недели после своего 51-летия. Он страдал от страшной болезни, и ни один врач не брался его лечить.

УШЕЛ БЕЗ СКАНДАЛОВ

Лариса Авилова живет в Москве, работает воспитателем в детском саду. Снова вышла замуж, родила сына, но фамилию Авилова решила оставить. 14 лет, которые она провела в браке с актером, вспоминает с теплотой и нежностью. И верит, что Виктор наблюдает с небес, видит, как сложилась ее судьба, и радуется за нее.

— Витя всегда был интеллигентным, порядочным человеком. Он и ушел чисто, без скандалов, — говорит вдова. — Незаконченных дел не оставил — везде успел досняться, со всеми попрощался.

Родственники знаменитых после их смерти всегда грызутся за наследство. Память Авилова дрязги среди близких не омрачили.

— Никаких судов или разбирательств с прежней семьей не было. Квартиру, которую Виктор получил от театра, я отдала его младшей дочери Ольге (у актера во втором браке родились две девочки. — Ред.).

ДВАЖДЫ ПОБЕЖДАЛ СМЕРТЬ

Виктор Авилов думал, что доживет до глубокой старости, еще правнуков успеет понянчить.

— В июне 2004 года мы с Витей вернулись с гастролей в Израиле, его мучили страшные боли в спине, — вспоминает последняя супруга актера Лариса. — Он думал, что застудился, поболит да пройдет. Витя ведь был подвижный, эмоциональный… А когда совсем прижало, пошел обследоваться. Оказалось — рак, последняя стадия, опухоль прогрессирует. Мы рассылали факсы во все российские и зарубежные клиники и ждали, кто же возьмется за лечение. А в ответ — тишина. Когда звонили, нам заявляли в лоб: железистый рак желудка на такой стадии неизлечим. Витя знал об этом. Но не в его характере было просто сидеть и ждать.

И вдруг позвонил Дмитрий Чубаров, бизнесмен, с которым Авилов дружил больше двадцати лет.

— В Новосибирске есть физик-врач, лечит нетрадиционным способом. Обещает, что через месяц-другой опухоль отступит, — сказал Дмитрий. — Мол, никакой химиотерапии, использует какие-то растительные бальзамы…

Принять за чистую монету трудно, но Авиловы надеялись на чудо. Ведь актер к этому моменту уже пережил две клинические смерти из-за прободения язвы и оба раза возвращался с того света.

— Нам никаких гарантий и не давали, просто согласились помочь — так сказать, в порядке эксперимента, — вспоминает вдова актера. — Но Витя обрадовался: «Давай, Лариска, поборемся!» В Новосибирск он летел в очень тяжелом состоянии — уже не мог сам ходить, из самолета его на руках выносил Дима. Я ему несколько раз в полете колола обезболивающее.

Жильцы новосибирской хрущевки и не догадывались, что рядом с ними сгорает от рака знаменитый актер. Фото: Андрей КОПАЛОВ/«КП» — Новосибирск

НА ЛЕЧЕНИЕ СОБИРАЛИ ВСЕМ МИРОМ

Два месяца ежедневных поездок в новосибирскую клинику, несколько процедур очищения крови, постоянная борьба за жизнь. Лечение стоило больших денег, у семьи актера средств не хватало. Авилов хоть и работал на износ, но гонорары были скромные. Коллеги открыли счет для сбора помощи, удалось собрать больше десяти тысяч долларов.

— Он радовался, как ребенок. Думал, что вопреки всему сумеет выкарабкаться.

Незадолго до смерти наступило улучшение. Авилов самостоятельно встал на ноги, даже вышел на улицу…

— Той ночью Витя мне приснился — такой светлый, чистый, в белой рубашке, поднимается на лестницу и говорит: «Я иду играть, я на сцену», — тихо говорит Лариса. — А на следующий день, 21 августа, его не стало.

Сразу после смерти Виктора Авилова коллеги по цеху и зрители заговорили о мистике. Ведь он в родном Театре-студии на Юго-Западе играл роль Воланда в «Мастере и Маргарите». А в актерской среде булгаковская постановка считается проклятой. Припомнили и то, что именно во время гастролей с этим спектаклем в Берлине и случились с ним те самые две клинические смерти.

— Не думаю, что Витю сгубила эта роль. Это не более чем актерские байки, — качает головой Лариса. — Он был болен, вовремя не рассмотрел симптомы, запустил, а когда кинулся, было уже поздно. Горел на работе, вот и сгорел. Это жизнь. Никакой мистики.

Сам актер в потустороннее верил.

— Просто знаю, что те силы, о которых идет речь в романе Булгакова, существуют, — признавался он «Комсомолке».

Все деньги, собранные на лечение, потратить так и не успели. На оставшуюся часть заказали бронзовый памятник на Востряковском кладбище. Там он такой, каким его запомнили близкие и поклонники: резкие черты лица, пронзающий прямой взгляд, в котором чувствуется что-то демоническое. А на костюме собрали элементы одежды героев, которых он играл: лацкан пиджака из «Господина оформителя», жилет Гамлета, воротник сорочки от Эдмона Дантеса, сзади — бубенчики гаера Фолиаля, его он играл в спектакле «Портрет шута».

ВОПРОС — РЕБРОМ

Артиста лечил лжеученый?

Когда мы в июле 2004 года переступили порог новосибирской клиники она больше напоминала почту: посылки, бандероли, свернутые и готовые к отправке коробочки с «коктейлями». Пациентов мы так и не встретили, только десятки хвалебных отзывов на сайте в духе «Спасибо, подняли на ноги!»

К бальзамам на травах вряд ли у официальной медицины могут возникнуть претензии — если не вылечат, то хотя бы не навредят. А вот к другому местному «лечебному детищу» — нейтринной пушке, которая якобы разгоняет раковые клетки, специалисты относятся с подозрением.

— Это сложнейшие приборы, которые весят по несколько тонн. Этот врач просто не представляет, как работают «нейтринные пушки», — говорил ныне покойный академик Кругляков, возглавлявший комиссию РАН по лженауке. — Он не знает физику, а берется лечить!

СМОТРИТЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ:

Памяти Графа Монте Кристо российского кино Виктора Авилова

Кинематограф

Да, Авилов был популярен. Многие шли в Театр-студию на Юго-Западе исключительно ради него. Но все ж таки слава эта была камерная – а Виктору Васильевичу хотелось большего, гораздо большего. Он был весьма амбициозен, и потому неудивительно, что мечтал о других высотах. Так в его жизни появился кинематограф.

Первую роль в кино Авилов сыграл в 1987 году – в картине «По траве босиком». Однако этот фильм, равно как и следующий («Большая игра»), желаемого результата Авилову не принес. А вот третья лента – «Господин оформитель» – стала для Виктора Васильевича счастливым билетом в кинематографическом мире. Он принес Авилову желанную славу, но и стал одновременно зловещим предвестником трагического конца. Персонаж, сыгранный Авиловым, бросил вызов Богу, пытаясь отсрочить свою смерть и изменить мир. Шутить с высшими силами страшно – даже если это всего лишь артистическая игра…

Сразу вслед за «Господином оформителем» Виктор Васильевич блеснул талантом в «Узнике замка Иф». Его пугающий граф Монте-Кристо многим запал в сердце. Этой лентой он упрочил свою уже союзную популярность. Дальше было еще множество ролей – какие-то более проходные, какие-то более значительные.

Звездный путь актера Виктора Авилова: фильмы и театр

В конце восьмидесятых годов Виктор Авилов органично совмещал роли в кино с работою в театре. В 1987-м году он сыграл роль «Гамлета» в рамках Эдинбургского театрального фестиваля, а уже несколько месяцев спустя снялся в фильме «Узник замка Иф». Данные работы принесли ему огромный успех. Виктор Авилов — последнее интервью Британская пресса назвала постановку советского театра лучшей среди иностранных работ. Не меньшую популярность актеру принес и названный кинофильм, имевший огромный успех в советском прокате. Именно в этот период небольшой зал Театра на Юго-Западе стал буквально ломиться от толп восторженных зрителей. В этот период, казалось, вся Москва хотела воочию посмотреть на известного «графа Монте-Кристо».
Впоследствии актер много снимался в кино и часто появлялся на сцене родного театра. Его неоднократно старались переманить лучшие театры Москвы и Санкт-Петербурга, однако, Виктор Авилов всегда оставался верен родной сцене и своему наставнику Валерию Беляковичу.

Что касается его экранных ролей, то их также всегда было предостаточно. В девяностые годы наш сегодняшний герой исполнил ведущие роли в картинах «Маскарад», «Сафари №6», «Зимняя вишня» (2,3), а также в продолжении культового «блокбастера» «Мушкетеры двадцать лет спустя». В последней картине также снимались Михаил Боярский, Игорь Старыгин, Екатерина Стриженова и другие звезды. За эти и многие другие яркие работы Виктору Васильевичу было присвоено звание Заслуженного артиста Российской Федерации.

«Роковые персонажи»

В прессе об Авилове писали, разумеется, многое, и среди всего прочего – то, что он играет персонажей, над которыми «довлеет рок». По сути, это верное замечание – ведь именно такие роли, мрачные, с тяжелой судьбой, Авилову и доставались. Это, впрочем, не мешало ему не переносить свои работы в жизнь, оставаясь в ней – в реальной жизни, то есть – потрясающе оптимистичным человеком. Многие считают, что у столь трагической биографии актера Авилова причина одна – это именно роли, которые играл артист. Он словно шел по тоненькой ниточке, дразня судьбу…

Кого же довелось сыграть на театральных подмостках актеру Виктору Авилову? Биография его сообщает о великом множестве ролей, среди которых и Мольер, и Сганарель, и Гамлет, и Хлестаков, и Калигула, и Воланд… Всего за свою жизнь он исполнил более тридцати самых разноплановых ролей в театре, и большинство из них были сыграны в родном Театре-студии на Юго-Западе.

Что же касается киноработ в биографии Виктора Авилова, то их у него случилось, как ни забавно данное совпадение, тоже более тридцати. Среди самых знаковых можно отметить Мордаунта в продолжении «Мушкетеров», Платона Андреевича в «Господине оформителе», графа Монте-Кристо, Владислава Симена в «Искусство жить в Одессе», Кощея Бессмертного в «Василисе» и так далее.

Звезды

Виктор Васильевич Авилов родился в Москве 8 августа 1953 года. До театра работал шофером. С 1975 года – актер театра, которым руководит Валерий Белякович. Актер, не имеющий актерского образования, строивший свой театр в компании единомышленников, как он признавался, по принуждению. Потом только эта группа и осталась костяком Театра на Юго-Западе. Он играл образы людей, «которые не задерживаются в жизни — рвутся в мечту, в смерть, в бессмертие». По мнению многих критиков, Авилов стал преемником Высоцкого, Гамлетом 80-х. С его хрипловатым голосом, огромными глазами, всем внешним обликом языческого идола Авилов мог быть и невероятно красивым и уродливым одновременно. Авилов говорил: «Я вижу моих героев спокойными, очень простыми, без котурнов, без позы, искренними и сердечными, но с большой внутренней силой. От них, по-моему, должен исходить свет. Я стараюсь передать зрительному залу добрую энергию, стараюсь передать это и взглядом, и доступными мне пластическими средствами, которые, по моему пониманию, должны исходить от таких людей». Авилов не относился к работе как к работе, он ею жил, не понимал труда для галочки. С Высоцким их роднит работа на износ, до трепета зрительских нервов, приведение этих самых нервов в состояние рвущейся струны. Роли в театре были на зависть: Мольер из «Кабалы святош» Михаила Булгакова, Гамлет, Ланцелот в «Драконе» Евгения Шварца, Беранже в «Носорогах» Эжена Ионеско, Калигула в одноименной пьесе Альбера Камю, (впоследствии — Воланд в «Мастере и Маргарите» и Актер в пьесе Максима Горького «На дне»). Сам актер очень любил драматургию Шукшина и сильно переживал, когда спектакль по Шукшину убрали из репертуара, отдав приоритет Булгакову. Кстати, к своей роли Воланда в «Мастере и Маргарите» он относился с долей мистики: «Я не суеверный. Я просто знаю, что те силы, о которых идет речь в романе Булгакова, существуют. Мы привезли «Мастера и Маргариту» в Берлин. И там у меня было две клинические смерти. Меня вытаскивали с того света». Он снялся в трех десятках фильмов. В 1987 вышел «Господин оформитель», а затем посыпалось – «Граф Монте-Кристо», «Любовь к ближнему», «По траве босиком», «Смиренное кладбище», «Петербургские тайны». Кинокартину «Господин оформитель» Авилов считал ключевой в своей актерской биографии: «Не снялся бы я в «Господине оформителе», никто бы меня не знал». Виктор Авилов ушел из жизни 21 августа 2004 года.

Заслуженный артист России (1993).

Фильмография: Актер

  • Хиромант (2005), сериал
  • Легенда о Кащее, или В поисках тридесятого царства (2004)
  • Золотая голова на плахе (2004)
  • Царевна-лягушка (1998)
  • Петербургские тайны (1996)
  • Волчья кровь (1995)
  • Зимняя вишня-3 (1995)
  • Тараканьи бега (1993)
  • Сделай мне больно (1993)
  • Антифауст (1993)
  • Мушкетеры двадцать лет спустя (1992)
  • Танцующие призраки (1992)
  • Экстрасенс (1992)
  • Цареубийца (1991)
  • Зимняя вишня-2 (1990)
  • Маскарад (2002)
  • Сафари — 6 (Safari — 6) (1990)
  • Зеленый огонь козы (1989)
  • Смиренное кладбище (1989)
  • Искусство жить в Одессе (1989)
  • Зеленый огонь козы (1998)
  • Узник замка Иф (1988)
  • Любовь к ближнему (1988)
  • Господин оформитель (1988)
  • Красные слоны (1988)
  • Большая игра (1988)
  • По траве босиком (1987)

«Проклятие Воланда»

Именно так многие называют то, что случилось с Виктором Васильевичем в начале девяностых. Как раз вскорости после того, как он этого самого Воланда и сыграл…

В 1995 году на гастролях в Германии у артиста случилось прободение язвы. У многих операция по этому направлению проходит успешно, но с Авиловым произошло не так. На операционном столе у него остановилось сердце. Врачи кинулись запускать его – запустили, но повредили желудок. Виктор Васильевич выжил, выкарабкался, поправился – но это был лишь первый «звоночек». Через всего несколько лет, в конце девяностых, артиста снова шокировали – у него нашли туберкулез. Авилов получил вторую группу инвалидности.

Тем не менее Виктор Васильевич не опускал рук. Он работал и в театре, и в кино, пробовал свои силы в режиссуре. Вот только спина болела все чаще и чаще, сильнее и сильнее. Иногда, устав от этих невыносимых болей, Авилов повторял: «У меня рак», но родственники махали на него руками – мол, не говори ерунду, это просто язва. Однако Виктор Васильевич оказался прав. В 2004 году у него диагностировали неоперабельный рак печени четвертой степени. Он и стал причиной смерти актера Авилова.

Биография артиста сообщает, что его семья обращалась ко многим врачам и в России, и в Германии, и в Израиле. Никто не хотел браться за безнадежную операцию. Согласились лишь в Новосибирске – там в Академгородке жил какой-то целитель-экстрасенс, который обещал вылечить актера с помощью бальзамов и нейтринной пушки. В подобной ситуации ухватишься за любую соломинку – и потому Авилов поехал в Новосибирск. Однако все оказалось напрасным – через два месяца великого артиста не стало. Это случилось в августе 2004 года, вскоре после его пятьдесят первого дня рождения.

Ушел

В 2004 году Авилова доставили в больницу с сильнейшими болями в спине: они не давали артисту даже двигаться. Вопреки ожиданиям, проблемы оказались вовсе не со спиной. Так проявлял себя железистый рак желудка в 4 стадии.

Кадр из фильма «Хиромант», 2005 (последняя роль Авилова)

Врачам удалось снять симптомы. Сильный мужчина сыграл несколько десятков спектаклей, а летом уехал в Новосибирск, к известному врачу, который практиковал нестандартные подходы. Авилов верил, что сибирский воздух, новая атмосфера и вера в себя излечат его. Но болезнь уже хозяйничала во всем теле актера. В августе того же года он ушел из жизни.

Фото: РИА Новости

Личная жизнь

Виктор Васильевич был женат трижды. Первую его супругу звали Татьяна, вторую – Галина, она подарила артисту двоих детей – дочек.

Третьей супругой Авилова стала женщина по имени Лариса, они познакомились на съемках ленты «Искусство жить в Одессе», когда Лариса в числе многих поклонниц осаждала съемочную площадку.

Ее напор не прошел незамеченным – и в результате Лариса обратила на себя внимание актера.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]