Актер Алексей Петренко: жена, дети, личная жизнь и биография


Биография

Актер театра и кино, народный артист России Алексей Васильевич Петренко родился в крестьянской семье. Алексей всегда производил впечатление человека трудового. Он многое умеет — был слесарем, матросом, пастухом, даже мебель может смастерить. В молодости он увлекался спортом, занимался борьбой и боксом.

Но из всех увлечений драмкружок был главным. Правда, в театральный вуз поступил только с третьего раза. Первые две попытки — в Киевский театральный институт — он провалил. Возвращаясь из Киева, он, чтобы не сидеть на шее у родителей, работал кузнецом. Говорят, что кузнецы — спокойные, основательные люди. Наверное, оттуда у Петренко такой серьезный, сосредоточенный взгляд, крепкое, мускулистое тело. О своих бывших коллегах-кузнецах он вспоминает с большим уважением: «Я преклоняюсь перед этими людьми, они дали мне не меньше, чем мои коллеги-актеры».

И все же Алексей добился своего: поступил в театральный институт, правда, не в Киеве, а в Харькове. Перед экзаменами ему очень повезло – он встретил театрального деятеля Трофима Карповича Ольховского. Юноша произвел на педагога большое впечатление, и тот заявил экзаменаторам: «Що хочте робыте, а щоб цей хлопчик у меня був. Я хочу его вчыты…»

Детство и юность

На самом деле Алексей родился 26 марта, хотя в некоторых источниках о биографии артиста, да и в самом паспорте, стоит дата 1 апреля. Дело в том, что Василий Алексеевич регистрировать сына пришел в сельсовет именного 1 апреля 1938 года и во избежание лишних вопросов о несвоевременной прописке малыша назвал текущий день датой рождения Алексея.

Мускулистого телосложения парень — Петренко Алексей Васильевич, увлекался спортом. Манила его борьба. Да это и понятно, ведь чувствуя превосходство в физическом воспитании перед одногодками, парень понимал, какого успеха можно добиться в спорте. Но параллельное увлечение в драмкружке взяло верх над спортивным хобби. Тогда руководитель театрального кружка Дворца Пионеров объяснил Алексею о важности внешнего вида актера, а этому могли помешать сломанный нос и другие травмы, полученные в результате борьбы. Сейчас, наблюдая внушительный перечень работ актера, несложно сделать вывод, что будущее парень связал с театральной и кинематографической сценой.

Театр

В 1961 году с дипломом профессионального актера Петренко поступил на службу в Запорожский музыкально-драматический театр имени Щорса. В 1963-1964 годы — актер Донецкого областного русского драматического театра (город Мариуполь).

В 1964 году получил приглашение от режиссера Игоря Владимирова в Театр имени Ленсовета в Ленинграде. Сказать, что актер сразу же ворвался в театральную жизнь северной столицы, было бы неверно. Поначалу Алексея Петренко видели, как острохарактерного актера и доверяли роли, подобные Бьонделло в «Укрощении строптивой». Петренко играл великолепно, но его талант был гораздо шире. Со временем он это блестяще доказал в образах графа Воронцова из «Пушкина в Одессе», Свидригайлова в «Преступлении и наказании», Матиаса-Монеты в «Трехгрошовой опере» и других.

В конце 70-х годах Алексей Петренко перебрался в Москву, где играл на разных сценах: Драматическом театре на Малой Бронной, MXАТе, «Школе драматического искусства», «Школе современной пьесы».

В Театре на Малой Бронной Петренко исполнил роль Большинцова в «Месяце в деревне» (1977) по пьесе Ивана Тургенева, отставного солдата Коня во «Врагах» (1978) Максима Горького, Подколесина в «Женитьбе» (1978) Николая Гоголя.

Роли, сыгранные во МХАТе — официант в «Утиной охоте» (1979) Александра Вампилова, возчик Геншель в одноименном спектакле 1981 года по пьесе Герхарта Гауп (1982) по прозе Михаила Джавахишвили.

К новым ролям: в Ленинград, в Москву!

Окончив в 1961 году институт, Алексей попал в Запорожский музыкальный драмтеатр. Затем перевелся в русский драматический театр в городе Жданове. Волею судьбы там работали выходцы из Ленинграда, которые, оценив потенциал молодого парня, сказали ему, что с таким талантом здесь делать нечего и написали ходатайство Игорю Владимирову (режиссеру театра им. Ленсовета). Не прочитав и строчки из письма, Алексей собрал вещи, и уехала в Ленинград за главными ролями.

алексей васильевич петренко алла петренко

Режиссер спросил у Петренко, кого бы тот хотел играть. Алексей ответил: «Рыцаря Трибальда». Но эта роль была закреплена за другим перспективным актером. Тогда Игорь Владимиров посоветовал ему искать в объявлениях газеты «Культура» персонажей, которые требуются для игры в новых постановках. Петренко удалось отыскать роль, но и на этот раз она была мимолетной с одной лишь фразой. Но он и этому обрадовался, ведь это стало началом его творческой деятельности в Ленинграде. За 10 лет в одиннадцати спектаклях Ленсовета перевоплощался Алексей Васильевич. С 1977 года он поехал покорять Москву.

Кино

В кино Алексей Петренко снимается с 1967 года. В 1970 году принял участие в фильме «Король Лир», но первой большой киноролью артиста стал Петр Великий в картине «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» Александра Митты (1976) по мотивам одноименного произведения А.С. Пушкина. Самодержец у актера получился таким, каким его рисовали историки: суровым, но справедливым. Блистательным партнером Петренко был Владимир Высоцкий, игравшим арапа Ибрагима Ганнибала.

Визитной карточкой актера стала роль Григория Распутина в фильме Элема Климова «Агония». Этот фильм был снят в 1975-ом, но на экраны вышел только в 1985 году. За роль Гришки боролись такие титаны сцены, как Анатолий Папанов, Евгений Лебедев, Михаил Ульянов.

«Когда Элем Германович меня пригласил попробоваться на Распутина, — вспоминал Михаил Ульянов, — он рассказывал нам страшные подробности из жизни Распутина, например, как его тело закопали в одном селе ночью тайно, чтобы никто не видел, но это место все равно нашли…Я пробовался с особым чувством. Такая мощнейшая роль — подарок в судьбе актера! Элем искал актера, внешне похожего на Распутина, с его белыми, страшными глазами… Я не был утвержден. Обидно! Но что ж поделать…»

На окончательные кинопробы Климов пригласил трех экстрасенсов, включая знаменитого Мессинга. Они одобрили Петренко, а один из экстрасенсов посоветовал Климову: «Почаще ставьте Алексея в безвыходное положение. Если у него не будет возможности раздумывать и колебаться, все получится».

Фильмография Алексея Васильевича насчитывает более пятидесяти ролей, среди которых цари и военачальники, купцы и генералиссимусы, издатели и судьи. Среди его работ: «Двадцать дней без войны» (1976), «Ключ без права передачи» (1976), «Женитьба» (1977), «Портрет с дождем» (1977), «Юлия Вревская» (1977).

Также он снимался в фильмах: «Грачи» (1982), «Жестокий романс» (1984), «ТАСС уполномочен заявить» (1984), «Лев Толстой» (1984), «Узник замка Иф» (1988), «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным» (1989), «Руфь» (1989), «Кооператив «Политбюро», или будет долгим прощанье» (1992), «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1992), «Агапэ» (1996), «Сибирский цирюльник» (1998),»В августе 44-го» (2000), «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» (2000), «Идиот» (2003), «Шахматист» (2004), «Доктор Живаго» (2005), «Гражданин начальник» (2005), «Не хлебом единым» (2005), «12» (2007), «Ветка сирени» (2007), «Иллюзия страха» (2008), «Похороните меня за плинтусом» (2008), «Елки-2» (2012) и другие.

Любую свою роль, пусть даже второстепенную, Алексей Петренко превращает в нечто значительное. Видимо поэтому в его фильмографии так много незаурядных личностей, обладающих авторитетом и силой власти над другими. Звериное нутро, иной раз глубоко запрятанное в человеке, актер умеет передать, как редко кто еще. В его персонажах, по меньшей мере, всегда есть кураж.

В последнее время он довольно много снимается. При этом говорит, что хочет потихонечку отойти от актерского дела, считая его занятием молодых и энергичных. Полагает, что ничего особенного в жизни не сделал, а времени остается все меньше — надо успеть покаяться и отмолить грехи.

У Алексея Васильевича, по его собственному признанию, никогда не было неуемного желания работать во что бы то ни стало, даже в молодости. Часто он добровольно отказывался от ролей, уступая их тем, кто жаждал играть. Доходило до того, что исчезал из поля зрения режиссера, и тому приходилось брать другого актера, мечтавшего о роли. Уверен, что «лучше немного и толково, нежели всеядно». Всегда сомневался: а надо ли, а справлюсь ли?

Элем Климов назвал как-то Петренко не персонажем, а персоной, говоря о том, что этот человек разнообразного таланта и обширного дарования иногда просто присутствует в кадре или на сцене, и этого уже достаточно. Потому как есть игра, а есть момент присутствия персоны.

Третья молодость

В 2010 году появилась информация о том, что Алексей Васильевич Петренко, Азима Абдумаминова – расписались. Ему 72, а она моложе своего супруга на 30 лет. Познакомилась пара в Белых Столбах на кинофестивале. Азима была приглашенной гостьей и представляла Киргизский государственный фильмофонд. Волею судьбы, как и вторая жена актера, она работала журналистом.

Их любовь стала предметом обсуждения и сплетен. Они обвенчались в православном храме. На женихе красовался узбекский национальный костюм, а невеста облачилась в украинское убранство.

Слово и музыка

Особое взаимоотношение у Алексея Васильевича со словом. «Текст, который он должен донести, для Петренко – одна десятая часть образа. Девять десятых он досочиняет сам. Главное зрителю расскажут пластика, мимика, ритм, интонация, манера речи, дыхание», — так написал о Петренко один из исследователей его таланта. Алексею Васильевичу часто поручают читать закадровый текст от автора. Уже сами названия таких неигровых картин говорят о многом: «Русская идея», «Время великих обманов».

Еще одна грань таланта актера — это его любовь к пению, тяга к которому появилась еще с ранних лет. Со временем он начал выступать с песнями в спектаклях, фильмах, концертных программах. В его репертуаре — народные песни, романсы, духовные песнопения, классика. Давнее сотрудничество связывает актера с Владимиром Федосеевым и Большим симфоническим оркестром. По предложению маэстро Алексей Петренко участвовал в исполнении вокального-симфонического цикла Гаврилина «Солдатские письма» (1995) и оратории Прокофьева «Иван Грозный» (1997).

Гастролировали по Швейцарии, Австрии, Германии. Петренко говорит: «Это такое чудо — выступить с симфоническим оркестром. Если бы у меня только это и осталось, я бы под конец жизни был вполне удовлетворен тем, как заканчиваю свой путь».

Алексей Васильевич обожает русские сказки. Долго актер читал их как бы для себя. На вопросы «зачем ты занимаешься этим? Кому это надо?» он, улыбаясь, отвечал: «Вот состарюсь, буду ходить по детсадам, за харчи перед ребятишками выступать».

Но мечта исполнилась: Алексей Петренко записал на телевидении 24-серийный цикл русских народных сказок.

Стоит добавить, что Алексей Петренко самостоятельно изучает церковнославянский язык. Говорит, что это пригодится, потому как всякому человеку придет черед с Богом разговаривать, а к этому надо быть готовым…

Фильмы

С 1991 года Алексей Васильевич Петренко – штатный актёр Киностудии имени Максима Горького. Его кинематографическая биография не менее богата и насыщена, чем театральная. Но такова уж магия телевидения, что именно после появления на экране артист становится широко известным.

Алексей Петренко в роли Сталина

Дебют Петренко на экране состоялся в 1967 году. Алексею Васильевичу предложили небольшую роль в мелодраме Виктора Соколова «День солнца и дождя»: он сыграл официанта-фарцовщика. Дебют оказался успешным, и вначале 70-х актёру предложили первые крупные роли. В чёрно-белом двухсерийном фильме режиссёра Григория Козинцева «Король Лир» по знаменитой шекспировской трагедии Алексей Петренко перевоплотился в Освальда.

Первой большой ролью Петренко стал Пётр Великий в культовой картине Александра Митты «Сказ о том, как царь Пётр арапа женил». В исполнении актёра самодержец получился таким, каким его описывает большинство историков: суровым, но справедливым. В этой картине Алексей Петренко сыграл в удачном дуэте с Владимиром Высоцким, который появился в образе арапа Ибрагима Ганнибала.

Алексей Петренко в роли Петра I

Ещё одна звёздная роль была сыграна Алексеем Петренко в 1981 году в исторической драме Элема Климова «Агония». Артисту доверили главного персонажа – Григория Распутина. Права на фильм были проданы за рубеж: картину увидели во Франции, Италии и Америке, он получил множество наград, в том числе Гран-при «Золотой орёл».

На советский экран «Агония» вышла лишь в 1985 году. Кроме Петренко в нём сыграли ключевых персонажей Анатолий Ромашин, Алиса Фрейндлих и Леонид Броневой. Алексею Васильевичу удалось невероятно точно передать горячий, необузданный нрав Распутина.

Алексей Петренко в роли Григория Распутина

Позже Алексей Петренко неоднократно привлекался режиссёрами на роли, где требовалось сыграть сильные личности. Несколько раз он играл Сталина, перевоплощался в Ивана Грозного и атамана Платова. Но и слабых, отчаявшихся людей актёр играл ничуть не хуже: в этом можно убедиться, посмотрев социальную драму Динары Асановой «Беда», где он отлично сыграл деревенского алкоголика Кулигина.

Позже Алексей Петренко не раз доказывал свой невероятный талант к перевоплощению, играя самых разных героев. Он ставал то мерзким Свидригайловым в «Преступлении и наказании», то купцом Мокием Пармёнычем Кнуровым в «Жестоком романсе», то лётчиком Строгановым в драме Алексея Германа «Двадцать дней без войны».

Алексей Петренко в фильме “Идиот”

В новом веке Алексей Петренко тоже не потерялся и был одним из самых востребованных артистов отечественного кинематографа. В 2003 году на экраны вышла новая экранизация романа Фёдора Достоевского «Идиот». В одноимённом сериале Владимира Бортко Алексею Петренко достался образ генерала Иволгина, полубезумного спившегося человека, характер которого артист передал с потрясающей реалистичностью. Главных персонажей драмы сыграли Евгений Миронов, Владимир Машков и Лидия Вележева.

Поклонники снова увидели любимого актёра в 2006 году: Алексей Петренко появился в экранизации романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». В одноимённом сериале режиссёра Александра Прошкина Алексей Васильевич сыграл Фаддея Казимировича, ещё раз доказав зрителям и кинокритикам, что перед ними истинный талант.

Алексей Петренко в фильме “12”

В 2007 году Петренко блестяще сыграл пятого присяжного, пенсионера и бывшего работника Метростроя в нашумевшем юридическом детективе Никиты Михалкова «12». В этом фильме было собрано созвездие артистов: Сергей Маковецкий, Валентин Гафт, Никита Михалков, Сергей Гармаш и многие другие, чьи имена давно известны любителям кинематографа.

Новый сюрприз от талантливого актёра зрители получили в 2009 году, когда на экраны вышла психологическая драма «Похороните меня за плинтусом», снятая по мотивам повести Павла Санаева. Алексей Петренко сыграл дедушку Саши.

Алексей Петренко в фильме “Похороните меня за плинтусом”

В том же году на телеканале «Россия» состоялась премьера исторического сериала «Вольф Мессинг: видевший сквозь время». Драматическая лента была тепло встречена как зрителями, так и кинокритиками и набрала высокие рейтинги. Алексей Петренко в который раз перевоплотился во всемогущего Иосифа Сталина.

2010-й ознаменовался премьерой военной драмы, дилогии Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем-2: Предстояние», но самый дорогостоящий российский фильм с бюджетом от 40 до 55 миллионов долларов ждал кассовый провал. В декабре 2011 года зрители посмотрели 13-серийную телеверсию картины, в которой они увидели Алексея Петренко в роли пожилого лейтенанта-бухгалтера. К работе артиста, как и ожидалось, не было ни единой претензии: по устоявшейся привычке он «выложился» на съёмочной площадке на полную силу.

Алексей Петренко с кинопремией «Золотой орел»

Снялся Алексей Петренко и в новогодней кинокомедии «Ёлки-2», появившейся в прокате в середине декабря 2011 года. В этой мелодраме он перевоплотился в Григория Павловича Земляникина, пилота и возлюбленного Юлии Снегирёвой. В 2012 и 2014 годах любимый миллионами актёр появился в сериалах «Петрович» и «Уходящая натура».

Критики и зрители, кроме названных ролей, как лучшие в исполнении Алексея Петренко отмечают образы Подколёсина в «Женитьбе», журналиста Пола Дика в «ТАСС уполномочен заявить» и аббата Фариа в «Узнике замка Иф». Фильмография артиста – это более 80 картин и сериалов.

Кроме актёрской деятельности артиста нередко привлекали к озвучиванию фильмов и аудиокниг. Особенно Алексей Петренко любил озвучивать русские сказки и в своё время записал 24-серийный «сказочный» цикл. Однажды он признался, что, когда уйдёт на пенсию, будет бесплатно ходить по детским садикам и читать детям сказки. В 2016 году голосом Петренко заговорил герой Коппелиус в кукольном мультфильме «Гофманиада».

Алексей Петренко в последние годы

Одной из последних киноработ артиста была франко-российская картина «Виктор», вышедшая на экраны в 2014 году. Ключевые роли в триллере достались Жерару Депардье и Элизабет Хёрли. Премьера фильма в Москве состоялась в начале сентября 2014 года, а в октябре её увидели в Нью-Йорке.

Алексей Петренко был человеком православным и глубоко верующим. Известно, что в июле 2010 года его избрали членом Патриаршего совета по культуре от Русской православной церкви.

Личная жизнь

Первой супругой актера была певица Алла Петренко. Вторая супруга — Галина Кожухова-Петренко — была известным журналистом, членом Союза писателей, долгое время работала театральным обозревателем в газете «Правда». С Галиной Петренко прожил больше 30 лет. В 2009 году она умерла. «Галя болела долго и тяжело, в последние годы особенно, — вспоминает актер. А когда ее не стало, я вообще растерялся. Выбор-то впереди небольшой: одинокая старость и болезни. И Господь будто услышал». В 2010 году Петренко женился в третий раз. Его супругой стала Азима Абдумаминова, киргизская журналистка. Она моложе Алексея Васильевича на 30 лет.

Алексей Васильевич рассказал, что у него с Азимой «есть дочь. За это я очень благодарен ей. Хотя ко всем ее детям и внукам отношусь как к родным. Мы счастливы — может, это и раздражает, вот и распускают о нас небылицы. «Что еще в Азиме ценно — в ней нет ревности к Галине. Она мне помогает делать книгу о покойной жене. Галюся была очень яркая, красивая, друзья в шутку называли ее Клепой, не только потому, что она была метр с кепкой, это прозвище от имени Клеопатра. Называли еще ее «Симона Синьоре». У нее такой же разрез глаз. Кто только не был в Галюсю влюблен до ее встречи со мной. А повезло мне. Мы 31 год прожили вместе. Я был счастлив с Галюсей».

Женитьба актера Алексея Петренко на восточной женщине заинтриговала многих. Как рассказывали очевидцы, Москва давно не видела таких ярких и многонациональных торжеств. Молодоженов поздравляли в грузинской хинкальной на Арбате. Из Киргизии прилетела мама невесты, из Украины — родня жениха. Пели песни на греческом, грузинском, узбекском.

Личная жизнь Алексея Петренко

В 1960 году Петренко сочетался узами брака с оперной певицей Аллой, у которой уже была дочь Полина от первого мужа. Супруги прожили вместе 19 лет, но в итоге семья распалась. В последние годы Алексей и Алла жили в разных городах (актер – в столице, певица – в Ленинграде), и в Москве у Петренко начался роман с журналисткой Галиной Кожуховой.

Алексей Петренко с дочкой Полиной

После развода дочь Полина осталась с отцом – на этом настоял Петренко. Впоследствии Полина, не сумевшая поступить в «Щуку», вернулась к матери в северную столицу. Первая жена актера с дочерью и внучкой переехали в Мюнхен.

Алексей Петренко и Галина Кожухова прожили вместе 30 лет

С Галиной Кожуховой Алексей прожил порядка 30 лет. Как родного он воспитал ее сына от первого брака, Михаила Кожухова. Приемный сын Петренко впоследствии стал ведущим программ «Вокруг света» и «В поисках приключений». Счастливую семейную жизнь разрушила смерть Галины в 2009 году.

Алексей Петренко и третья жена Азима

В 2010 году Петренко взял в жены журналистку и режиссера документального кино Азиму Абдумаминову (Расулову), которая была младше актера на 32 года. Они обвенчались в Киргизии. У Азимы четверо детей, трое их которых – от предыдущего брака. Почти сразу журналистка родила Алексею дочь Алию (в некоторых источниках отцовство Алексея ставится под сомнение из-за его на тот момент уже весьма солидного возраста). Старшая дочь актера Полина Петренко публично назвала Азиму брачной аферисткой, нацелившейся на наследство. Алексей Петренко читает стихи и поёт Петренко обладал превосходным голосом и слухом и в 1990-х дал несколько концертов, на которых исполнял оперные арии, романсы, русские и украинские народные песни, музыкальные пародии.

Алексей был верующим человеком. В его семье никогда не отрицали существование бога. Даже в детстве он, миновав стадии «хочу быть врачом» и «хочу быть военным», загорелся желанием стать священником. Признавшись маме, что хочет поступить в семинарию, он услышал: «Даже не думай, сынок, в этой стране тебе житья тогда не дадут». Когда ему почти исполнилось 60, он испытывал острое желание уйти в монастырь, но батюшка отговорил – из-за возраста. Но всю жизнь Алексей жил как настоящий христианин, руководствуясь принципами Святого Писания.

Звания и награды

Заслуженный артист РСФСР (1984)

Народный артист РСФСР (1988)

Народный артист Украины (1999).

Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998)

  • 1977 — Премия Всесоюзного кинофестиваля за лучшее исполнение мужской роли («Ключ без права передачи»)
  • 1994 — Приз за лучшую мужскую роль («Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощанье») на МКФ славянских и православных народов «Золотой витязь»
  • 1998 — Лауреат Премии Президента России «За вклад в российское кино» на ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
  • 1999 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (за фильм «Сибирский цирюльник»)
  • 1999 — Приз за лучшую мужскую роль («Сибирский цирюльник») на кинофестивале «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге
  • 2000 — Приз за лучшую мужскую роль («Послушай, не идет ли дождь…») на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге
  • 2001 — Лауреат приза «Признание» на кинофестивале «Виват, кино России!»
  • 2003 — Лауреат приза «Немеркнущая зрительская любовь» на кинофестивале «Виват, кино России!»
  • 2007 — Премия «Золотой орел» за лучшую мужскую роль первого плана (фильм «12»).
  • 2008 — Спецприз оргкомитета Международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало» — «За выдающийся вклад в мировое киноискусство».
  • 2008 — Почетный приз «За честь и достоинство» национальной кинопремия «Золотой орел».
  • 2009 — Приз «За творческий вклад в российский кинематограф» на КФ «Виват кино России!»

По материалам сайтов: kino-teatr.ru,Tele.ru, kinopoisk.ru, vokrug.tv, 7 Дней, Uznayvse.ru, Собеседник.ru, Ok-magazine.ru, РИА Новости.

Фильмография: Актер

  • Уходящая натура (2014)
  • Виктор (2014)
  • Петрович (2012)
  • Елки 2 (2011)
  • Утомленные солнцем 2 (2011), сериал
  • Утомленные солнцем 2: Предстояние (2010)
  • Вольф Мессинг: Видевший сквозь время (2009), сериал
  • Иллюзия страха (2008)
  • Не отрекаются любя… (2008), сериал
  • Время земляники (2008)
  • Свадьба. Дело. Смерть (2008)
  • Дом на набережной (2007)
  • Ветка сирени (2007)
  • Бегущая по волнам (2007)
  • 12 (2007)
  • Гражданин начальник-3 (2006), сериал
  • Семейный ужин (2006)
  • Доктор Живаго (2005)
  • Гражданин начальник-2 (2005), сериал
  • Не хлебом единым (2005)
  • Шахматист (2004), сериал
  • Земное и небесное (2004), документальный сериал
  • Идиот (2003), сериал
  • Коллекционер (2001)
  • Воспоминания о Шерлоке Холмсе (2000), сериал
  • В августе 44-го (2000)
  • Фортуна (2000)
  • Послушай, не идет ли дождь (1999)
  • Сибирский цирюльник (1999) /Barber of Siberia/
  • Агапэ (1996)
  • Дорога на сечь (1995)
  • Русская идея (1995)
  • Империя пиратов (1994)
  • А чтой-то ты во фраке? (1993)
  • Налет (1993)
  • Сенсация (1993)
  • Стреляющие ангелы (1993)
  • Ангел жатвы (1992)
  • Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощанье (1992)
  • Мушкетеры, двадцать лет спустя (1992)
  • Присутствие (1992)
  • Свечи во мраке (1992)
  • Урок (1992)
  • Игра на миллионы (1991)
  • Плохая квартира (1990)
  • Сфинкс (1990)
  • Искусство жить в Одессе (1989)
  • Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным (1989)
  • Руфь (1989)
  • Узник замка Иф (1988)
  • Наш бронепоезд (1988)
  • Слуга (1988)
  • Без солнца (1987)
  • Клуб женщин (1987)
  • В.Давыдов и Голиаф (1985)
  • Господин гимназист (1985)
  • День гнева (1985)
  • Жестокий романс (1984)
  • Лев Толстой (1984)
  • Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся (1984)
  • ТАСС уполномочен заявить… (1984)
  • Грачи (1982)
  • Прощание (1982)
  • Поезд чрезвычайного назначения (1980)
  • Беда (1978)
  • Юлия Вревская (1978)
  • Женитьба (1977)
  • Ключ без права передачи (1977)
  • Портрет с дождем (1977)
  • Двадцать дней без войны (1976)
  • Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)
  • Агония (1974)
  • Король Лир (1970)
  • День солнца и дождя (1967)

Актерская карьера

После окончания института в 1961 году Петренко по распределению два года работал в Запорожском музыкально-драматическом театре им. Щорса. Затем последовал год работы в Донецком областном русском драмтеатре в городке Жданов.

Творческий путь Алексей Петренко начинал в провинциальном Жданове (ныне Мариуполь). Фото с театральной афиши тех лет

1964 году режиссер и педагог Игорь Владимиров, которому написали письмо работники Ждановского театра с просьбой забрать талантливого парня, пригласил Петренко в Ленинградский театр им. Ленсовета, где Алексей трудился следующие 13 лет.

Кадры с первой ролью Петренко в кино сегодня отыскать не так просто. В 1966 году актер снялся в фильме «Начальник Чукотки», в котором сыграл маленькую роль бандита. Но перед самой премьерой режиссеру Виталию Мельникову было приказано вырезать сцену разбоя, в которой появился Петренко (хотя в титрах фамилия актера осталась), так как сам факт «бандитизма» показался цензорам неприемлемым, позорящим советский строй.

Алексей Петренко в фильме «Женитьба»

А Алексей об этом и не догадывался. Он пригласил на премьеру своего хорошего друга и испытал огромную неловкость, когда не увидел себя в картине. Но режиссер Мельников чувствовал свою вину и десять лет спустя пригласил Петренко на роль Подколёсина в картину «Женитьба».

Год спустя зрители все же смогли оценить актерский талант 29-летнего Алексея, когда тот появился в небольшой роли в мелодраме «День солнца и дождя» Виктора Соколова и Эдварда Радзинского.

Алексей Петренко в роли Распутина («Агония»)

До 1974 года Петренко занимался, в основном, театром (в этот период выпущено несколько фильмов-спектаклей с его участием) и появлялся в маленьких ролях в кино. Поворотным моментом в кинокарьере Алексея стала главная роль в исторической драме Элема Климова «Агония», в которой актер сыграл Григория Распутина.

Интересно, что перед утверждением кандидатуры Петренко режиссер решил организовать встречу актера с главным светским предсказателем Вольфом Мессингом. Много лет спустя Алексей снялся в сериале, посвященному этому загадочному человеку, с которым он был знаком лично. Съемки «Агонии» отнимали немало сил и энергии – в итоге Алексея забрали на скорой со стенокардией. Однако драма стала визитной карточкой артиста и получила несколько престижных наград, хотя на советских экранах появилась лишь в 1985 году.

Алексей Петренко в образе Великого Петра в картине «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»

Работа с известным кинорежиссером привлекла внимание других мастеров к малоизвестному на тот момента актеру, которому было уже почти 40 лет. В 1976-1977 годах Петренко сыграл несколько запомнившихся зрителям ролей: в фильмах Динары Асановой «Ключ без права передачи» и «Беда», в исторической мелодраме Александра Митты «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (с Владимиром Высоцким) и комедии «Женитьба» по одноименной пьесе Гоголя (реж. Виталий Мельников).

Алексей Петренко и Олег Ефремов на сцене театра

В 1977 году Петренко перебрался в Москву. С момента переезда в столицу и до 1992 года актер успел поработать в Театре на Малой Бронной, Театре на Таганке, МХАТе, Московском «Театре-21» и «Школе современной пьесы».

Алексей Петренко и Алиса Фрейндлих в фильме «Жестокий романс»

В 1984 году Петренко досталась главная роль богатого купца Кнурова в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс», в котором дебютировала Лариса Гузеева. Фильм вызвал оглушительный зрительский успех и получил несколько престижных наград. Кнуров в исполнении Петренко был не типичным меркантильным дельцом – он демонстрировал искреннее благоговение перед красотой Ларисы Огудаловой.

Юрий Соломин и Алексей Петренко в картине «ТАСС уполномочен заявить…»

На Алексея посыпались главные роли: «Лев Толстой» (реж. Сергей Герасимов), «ТАСС уполномочен заявить…» (реж. Владимир Фокин), «День гнева» (первый советский ужастик от режиссера Суламбека Мамилова), «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (реж. Юрий Кара) и др. Роли Петренко не были однотипными: американский журналист, английский король Карл I, простой лесник, блаженный Лука, главарь банды, португальский монах и даже Иосиф Виссарионович Сталин и его двойник. Приглашали Алексея поработать и в заграничных проектах – во Франции, Болгарии, ФРГ. В театре он был задействован как в пьесах по Тургеневу, Чехову и Гоголю, так и по Вампилову, Достоевскому и Горькому. Алексей Петренко в передаче «Вокруг смеха» (1985) К распаду СССР в его обширной фильмографии скопилось уже 50 ролей, еще больше появилось впоследствии. Их могло быть еще больше, но временами актер впадал в «минорное» настроение. Пропадало желание сниматься, играть. Если в такое время ему поступали новые предложения, он отказывался – душа не лежала к работе. Многие режиссеры принимали это за проявления «неуживчивого характера».

Алексей Петренко в фильме «Сибирский цирюльник»

После распада Союза Петренко снимался реже. Но всё вернулось на круги своя в 1998 году – с ролью разудалого генерала-пьяницы Радлова в «Сибирском цирюльнике» Никиты Михалкова. В 2000 году его утвердили сразу на несколько важных ролей. В частности, актер сыграл британского писателя Артура Конана Дойля в ставшем невероятно популярном сериале Игоря Масленникова «Воспоминания о Шерлоке Холмсе» с Василием Ливановым и Виталием Соломиным, появился в комедии Георгия Данелии «Фортуна» с Вахтангом Кикабидзе. Алексей Петренко в фильме Никиты Михалкова «12» На седьмом десятке Алексей продолжал упорно работать: самыми его яркими работами в период с 2001 по 2008 годы можно назвать роли генерала Ардалиона Иволгина в экранизации романа Достоевского «Идиот» (реж. Владимир Бортко), главврача в сериале «Доктор Живаго» по произведению Бориса Пастернака, начальника Малкина в сериале «Гражданин начальник» и ветерана труда в детективе Никиты Михалкова «12».

Алексей Петренко в картине «Похороните меня за плинтусом»

В конце 2009 году на большие экраны вышел фильм Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом» по мотивам одноименной повести Павла Санаева. Пронзительная драма о сложных взаимоотношениях в семье, в которой Петренко сыграл дедушку главного героя, всю жизнь мирящегося с тираничной супругой (Светлана Крючкова), получил большой резонанс среди зрителей и критиков.

Алексей Петренко играл Сталина несколько раз

В этом же году Петренко дважды сыграл Сталина: в биографическом сериале «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время» и британском фильме Тадеуша О’Салливэна «Навстречу шторму». Таким образом, за всю свою карьеру Алексей предстал в образе Генералиссимуса Советского Союза целых пять раз, включая образ двойника Иосифа Виссарионовича.

Алексей Петренко и Иван Ургант в «Елках»

В 2011 году Алексей снялся в главной роли пожилого влюбленного Григория Земляникина в популярной комедии «Елки-2», а в 2014 году сыграл советского писателя в мелодраматическом сериале «Уходящая натура», который был представлен на Первом канале. Последними работами Алексея в кино стала роль Григория Земляникина в продолжении новогодней комедии фильма «Елки-5» и роль ведущего в документальном фильме «Влюбленные учителя» (режиссер Азима Расулова). Интервью с Алексеем Петренко

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]