Ходченкова и Говорухин оставили свои отпечатки на аллее звезд

Кинорежиссер и актер Станислав Говорухин умер сегодня утром в санатории «Барвиха». По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, Говорухин до последнего боролся с болезнью.

Станислав Сергеевич всегда повторял: «биография художника – это его произведения». Он снял более 20 фильмов, большинство из которых вошли в «золотой фонд» отечественного кинематографа.

Фото: ТАСС/Михаил Метцель

Редакция портала Москва 24 вспоминает самые яркие картины режиссера.

Станслав Говорухин родился 29 марта 1936 года в городе Березники Свердловской области. Отец был донским казаком, мать – портнихой. Родители развелись еще до его рождения, мальчика в одиночку воспитывала мать. В 1958 году Говорухин окончил геологический факультет Казанского государственного университета имени Ульянова-Ленина и около года работал геологом. А в 1966 году с отличием окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Якова Сегеля).

«Место встречи изменить нельзя», 1979

Фото: кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»; Режиссер — Станислав Говорухин, сценарий — братья Вайнеры, производство — Одесская киностудия

«Место встречи изменить нельзя» считается самой известной картиной советского кинематографа о трудовых буднях МУРа. Реплики главных героев моментально разлетелись на цитаты, а Жеглов и Шарапов стали народными героями, олицетворением справедливости. В киноленте использованы материалы реальных уголовных дел. А у банды «Черная кошка» был реальный прототип – шайка Ивана Митина с Красногорского механического завода, преступная группировка, орудовавшая в Москве и Московской области в начале 1950-х годов.

Кстати, фирменный знак этого фильма – черная кошка, которую режиссер сам рисовал углем на стене во всех эпизодах. И фильм он хотел так назвать – «Черная кошка». Только вот не позволили. Зато в 2017 году Говорухин издал одноименную книгу «Черная кошка. Заметки режиссера».

Станислав Говорухин снял множество художественных, художественно-публицистических и публицистических фильмов. Среди наиболее известных его режиссерских работ в игровом кино: «Вертикаль» (1967), «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981), «Десять негритят» (1987), «Ворошиловский стрелок» (1999), «Благословите женщину» (2003), «Пассажирка» (2009), Weekend (2013), «Конец прекрасной эпохи» (2015) и другие.

Фильм «Место встречи…» открыл для зрителя Удовиченко

Дружба Высоцкого и Говорухина, которая завязалась на съемках фильма «Вертикаль», продолжалась вплоть до смерти великого барда. Говорухин уговорил Высоцкого сняться в этой картине. У Владимира Семеновича на тот момент уже были серьезные проблемы со здоровьем.

— Невозможно передать, как много значил для меня этот человек. День 25 июля 1980 года черной чертой разделил мою жизнь на две неравные части: «до» и «после». Та, что «до», освещена и освящена светлым образом Высоцкого… Он так хотел сниматься в фильме «Место встречи изменить нельзя», так нервничал — утвердят ли на роль?.. Первый день съемок совпал с днем рождения Марины Влади. Отмечали на даче нашего друга под Одессой. Вдруг Марина уводит меня в другую комнату и, чуть не плача, умоляет: «Снимай вместо Володи кого-нибудь другого, а его отпусти!» Заходит Высоцкий: «Пойми, мне так мало осталось, не могу я тратить год жизни на эту роль…» Какое же счастье для всех нас, что я тогда не согласился. Не сдался, — вспоминал Говорухин.

За создание образа капитана милиции Глеба Жеглова Высоцкий удостоился Государственной премии СССР. Но уже посмертно, в 1987 году.

Этот фильм открыл для зрителя молодую актрису Ларису Удовиченко, которой досталась роль «Маньки-облигации». Когда Удовиченко пришла на пробы в «Место встречи…», Говорухин даже не понял, что она раньше уже снималась в его картине «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Правда, сцену с ее участием из фильма потом вырезали. Пробы Удовиченко прошла не с первого раза.

— Я отправил барышню домой. Потом каких только актрис не пробовал на эту роль — ни одна не подходила, все какая-то фальшь проскальзывала. Наконец, когда уже начались съемки, решил без всяких проб вызвать ту странную девчонку. Как вы могли убедиться, не ошибся, — вспоминал Говорухин.

«В поисках капитана Гранта», 1985

Фото: кадр из фильма «В поисках капитана Гранта»; Режиссер — Станислав Говорухин, сценарий — Станислав Говорухин, производство — Одесская киностудия

Многосерийный телевизионный приключенческий фильм Говорухина по мотивам романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» впервые был показан по Первой программе Центрального телевидения Гостелерадио СССР в мае 1986 года. Биография Жюля Верна и сам сюжет романа достаточно вольно истолкованы создателями фильма.

Съемки проходили в Болгарии, Крыму и в акватории Черного моря. В фильме использована увертюра Исаака Дунаевского из фильма «Дети капитана Гранта», первой советской экранизации романа 1936 года.

«Десять негритят», 1987

Фото: кадр из фильма «Десять негритят»; Режиссер — Станислав Говорухин, сценарий — Станислав Говорухин, производство — Одесская киностудия

Этот фильм стал первым психологическим триллером советского кино. В экранизации одноименного романа Агаты Кристи режиссер сохранил пессимистический характер концовки романа, не были изменены ни персонажи, ни их прошлое.

Кстати, в этой картине можно заметить и самого Говорухина: фильм начинается с кадра, где чья-то рука расставляет на серебряном подносе фарфоровых негритят. В отражении подноса можно заметить лицо человека. Это и был Станислав Говорухин, курящий сигару.

Говорухин в прошлом – кандидат в президенты Российской Федерации. На президентских выборах, состоявшихся 26 марта 2000 года, он набрал 0,44 процента голосов избирателей. А 8 декабря 2011 года избран главой предвыборного штаба Владимира Путина на президентских выборах 2012 года. В 2013-м был избран сопредседателем Центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ) на пятилетний срок. А с 1993 года был депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации от партии «Единая Россия».

Станислав Говорухин: «Пора уходить достойно»

В своей жизни Станислав Говорухин шел с гордо поднятой головой, а главное — жил в согласии со своими принципами. Бывало, ошибался и страдал, раскаивался и снова грешил — словом, был обычным человеком со своими недостатками. Как знать — выбери мы его в 2000 году президентом, может быть, жили бы сегодня по-другому?
Незадолго до смерти Станислав Сергеевич признался: «Я думаю, что на Высшем суде мне будет предъявлено множество обвинений, мелких, бытового плана, и этого будет, наверное, достаточно, чтобы жариться на сковородке. Но там не будет главных обвинений: ты не любил свою родину, свой народ, своих родителей. И не будет обвинения в предательстве».

Будущий геолог Говорухин шел по одной из улочек Горького, погруженный в свои мысли, когда наткнулся на ограждение, которого раньше не было. Протолкавшись сквозь толпу зевак, он увидел, как какие-то мужчины передвигают скамейки, женщины расставляют разные предметы, в стороне мечется нервная дама, что-то заучивая с листа. Не иначе, кино снимать собираются! И во всей этой суете, словно царь, восседает на стуле режиссер, указывает пальцем и командует. Всю оставшуюся дорогу молодой человек думал о том, как ему не хочется становиться геологом…

На геофак Казанского университета Станислав поступил из уважения к матери: та хотела, чтобы сын получил «настоящую» профессию. Как он мог спорить с женщиной, которая одна подняла их со старшей сестрой в непростое голодное время? Его отец, донской казак, оставил жену еще до рождения сына. Позже Станислав выяснил, что он был репрессирован и сгинул в Сибири. Наверное, от отца досталась Говорухину любовь к свободе.

Сразу после окончания университета будущий режиссер устроился на работу в только что открывшуюся Казанскую телестудию. За маленькую зарплату работал сразу на нескольких должностях: режиссера, редактора программ, оператора, сценариста, а заодно подрабатывал корреспондентом «Советской Татарии» и «Горьковского рабочего». Во время поездки в Венгрию написал статью про Будапешт и даже получил гонорар. Статья была простая, но партийных чиновников взбесила. Как мог советский человек написать что-либо для зарубежного издания? Без разрешения «сверху»? Да еще и гонорар за это получить!

После жесткой беседы в обкоме Говорухин понял: в Казани ему делать нечего. Диплом не дадут, на работу не возьмут. Собрал вещи, уехал в Москву и поступил во ВГИК. А в столице уже вовсю бушевала хрущевская оттепель…

Слово «Одесса» для романтика Говорухина звучало как музыка. Он никогда не был в этом городе, но всегда знал, что будет в нем счастлив. Поэтому, когда после окончания вуза ему предложили место ассистента режиссера на Одесской киностудии, не раздумывал ни секунды. Это решение стало судьбоносным. Первой, испытательной, работой молодого режиссера должна была стать кинокартина «Высота». Прочитав сценарий, Говорухин понял, что он очень слабый, и успешным его может сделать только чудо.

И придумал гениальный ход — пригласил на главную роль Владимира Высоцкого, благодаря таланту и песням которого фильм, вышедший в 1967 году, имел большой успех. Сам же режиссер нашел в Высоцком хорошего друга и родственную душу: спустя 12 лет их блистательный дуэт подарил миру другой киношедевр «Место встречи изменить нельзя».

Но не только друга обрел Говорухин на съемках своего первого фильма. Его опытный взгляд ценителя женщин заприметил молоденькую ассистентку монтажера — 17-летнюю Галину. По воспоминаниям очевидцев, Галя оказалась единственной, кто не был очарован голосом и личностью Высоцкого. Впрочем, и харизма 30-летнего Говорухина ее поначалу не впечатлила. «Старый и лысый!» — фыркнула она в ответ на намеки подружек. Однако из любопытства согласилась пойти с ним на свидание.

Они гуляли по Французскому бульвару, Станислав рассказывал интересные вещи, о которых не прочитаешь ни в одной книжке. Галя вдруг поняла, как он влюблен в кино, и незаметно для себя попала под его обаяние. Но в конце прогулки Станислав разочаровал девушку, на прощание поцеловав ее в щеку: она ждала большего!

До Галины доходили слухи о бурной личной жизни режиссера, к которой она начала ревновать возлюбленного. С ней-то он по-прежнему только ходил за ручку и поцеловал по-настоящему всего пару раз. Не выдержав накала страстей, Галина выскочила замуж за другого своего кавалера из числа актеров. По слухам, она сбежала от молодого супруга в первую брачную ночь: не смогла предать свою любовь к Говорухину.

А тот вызвал девушку на серьезный разговор и объяснил, что любит ее и ждет ее совершеннолетия. «Теперь ты взрослая и сама решай, нужен я тебе или нет!» — сказал как отрезал. Галина кинулась в его объятия, чтобы уже никогда с ним не разлучаться. В 1966 году они оформили свой брак, который продлился больше полувека.

Уверенный, что «лучше гор могут быть только горы», 26 июля 1969 года Станислав Говорухин вместе со своими друзьями отправился на прогулку на вертолете над Эльбрусом. Произошел какой-то технический сбой, и вертолет врезался в скалу. По счастливой случайности Говорухину удалось выжить. С тех пор Станислав, как и многие заглянувшие смерти в лицо люди, пересмотрел все свои взгляды на жизнь. С того момента 26 июля он праздновал свой второй день рождения.

Новый жизненный опыт открыл режиссеру и сценаристу небывалые творческие высоты. Работая на Одесской киностудии в течение 20 лет, он снял «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Место встречи изменить нельзя», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта», «Десять негритят».

В 1987 году Говорухин неожиданно заявил Галине, что нужно паковать вещи — они переезжают в Москву: он принял приглашение стать режиссером «Мосфильма». Преданная супруга готова была следовать за ним и в огонь, и в воду. Жалела лишь, что из-за перенесенного в молодости заболевания не могла подарить Станиславу детей. Но мужу была благодарна: после известия о бесплодии он остался рядом. Галина сделала все, чтобы наладить его отношения с Сергеем, единственным сыном от первого брака с актрисой Казанского драмтеатра Юноной Караевой.

Если в детстве мальчик почти что ненавидел отца за то, что тот не принимал в его жизни никакого участия, то в юности, поработав сварщиком, разнорабочим, прорабом, подал документы во ВГИК, пойдя по стопам родителя. Сергей работал военным корреспондентом в Чечне, Афганистане, Югославии. Он будто бы хотел доказать отцу, что достоин его внимания. Сергей Говорухин получил широкую известность как сценарист, режиссер, продюсер.

Его участие в одной из боевых операций привело к потере ноги, а в 2011 году в возрасте 50 лет он умер от инсульта. До последних дней своей жизни Станислав Сергеевич раскаивался, что мало уделял внимания сыну в детстве, а позже критиковал его взрослые творческие работы. Всю свою нерастраченную отцовскую любовь он перенес на внуков: Станислава и Василия, сыновей Сергея Говорухина от разных браков, и его внебрачную дочь Варвару.

Вместе со славой талантливого режиссера и сценариста Говорухин заслужил репутацию ловеласа. Каждый день он встречался на съемках с молодыми красивыми актрисами, его преследовали студентки-поклонницы. Друзья и коллеги вспоминают, что обаяние Говорухина действовало на прекрасный пол безотказно. Что уж говорить о тех, кто мечтал сделать карьеру в кино с помощью известного режиссера!

В актерской среде ходили легенды о долготерпении супруги Галины, которая прощала Говорухину мелкие интрижки. Пожалуй, самым ярким романом можно назвать связь режиссера с 19-летней Светланой Ходченковой -начинающей тогда актрисой, которую он пригласил сниматься в своей картине «Благословите женщину» (2003 г.). Говорухин влюбился не на шутку и даже был готов подать на развод. Однако этого не случилось. Позже в интервью Говорухин признавался, что своим похудением и желанием соответствовать голливудским стандартам Ходченкова стала «похожа на селедку» и разочаровала его. Хотя это не помешало ему спустя два года снять актрису в фильме «Не хлебом единым».

Новой фавориткой мэтра стала 25-летняя актриса фильма «Пассажирка» (2009 г.) Анна Горшкова, замеченная в склонности к эпатажно-откровенным нарядам и подчеркнутой демонстрации своих отношений с режиссером. Но ее вскоре сменила 22-летняя актриса Елена Дудина. Говорят, в ней мэтр увидел свой идеал женской красоты — молодую Ирину Алферову. Говорухин красиво ухаживал и предложил начинающей актрисе сняться в фильме «Сердца четырех».

Поговаривали, что ради карьеры Дудина приняла ухаживания пожилого режиссера, но втайне вышла замуж за молодого коллегу. Узнав об этом, Говорухин вырезал из фильма все сцены с участием предательницы и вернулся к всепрощающей супруге. Конечно, Галина его приняла, объявив всем, что рада за мужа, раз здоровье позволяет ему заводить молодых любовниц.

К слову, некоторые актрисы сами записывали себя в ряды его любовниц. Так, Анастасия Мартцинковская однажды заявила, что растит внебрачного сына Говорухина, хотя тот их роман отрицал.

Ставя перед собой высокую планку в творческих поисках, Станислав Говорухин всегда с горечью отмечал, как снизился уровень российского кинематографа. Будучи начитанным и думающим человеком, он болезненно воспринимал малограмотных выскочек-режиссеров, которые, имея деньги, снимали низкопробное кино. И проблему российской культуры в целом и кино в частности он видел не в отсутствии финансирования (как считал ранее), а в тотальной нравственной деградации.

У Говорухина было две правды: он был уверен, что жить нужно по чести, и считал, что одна личность может перевернуть историю. Руководствуясь этими принципами, режиссер пошел в политику. Его публицистические фильмы «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли», а также кинолента «Ворошиловский стрелок» посвящены остросоциальным проблемам. Это были странные работы для депутата Госдумы и кандидата в президенты. Политические метания Говорухина подорвали доверие к нему как публичной личности, вызвали осуждение со стороны коллег и поклонников. Сам же режиссер оправдывал себя тем, что политику рассматривает лишь как способ ответа на злободневные вопросы: что делать и как жить дальше?..

Последние годы жизни, словно предчувствуя скорый уход, Говорухин много работал. Написал сценарий к военной драме «В июне 41-го», завершил комедию «В стиле jazz». И даже пошел на смелый эксперимент: в век цветного кино снял ленту в стиле нуар с интригующим названием Weekend. В 2020 году на «Кинотавре» Говорухин представил «Конец прекрасной эпохи» — биографическую драму по ироничной прозе Сергея Довлатова. Картина удостоилась «Золотого орла» и «Ники». «Это моя прощальная работа, — шокировал прессу Станислав Сергеевич. — Все самое лучшее я уже снял. Пора уходить достойно…».

На свое самочувствие Станислав Сергеевич никогда не жаловался никогда, во всяком случае в прессе. Признавался, что не соблюдает никакого режима, много пьет, еще больше курит.

Полгода назад у режиссера обнаружили рак легких. Была проведена операция, после которой Говорухин жил с одним легким. Но восстановиться организму оказалось не под силу. Шутка ли, 82 года!

В начале лета Станислав Сергеевич ослабел: не мог разговаривать и часто терял сознание. Его госпитализировали, в элитной палате подмосковного санатория Барвиха были созданы лучшие условия, но состояние ухудшалось с каждым днем.14 июня 2020 года Станислав Говорухин скончался.

После смерти режиссера в прессе поползли слухи о его многомиллионном наследстве. Действительно, Станислав Сергеевич скопил солидный капитал. Ему принадлежат 2000 квадратных метров земли в Подмосковье, две квартиры в столичных домах премиум-класса, а также особняк в местечке Крекшино — по соседству с особняками Геннадия Зюганова и Владимира Винокура. Точную стоимость наследия мэтра назвать сложно. Квартиры в столице стоят не менее 4 миллионов долларов, а загородный дом — в районе 19 миллионов рублей. А еще — коллекция картин, старинного фарфора и керамики, ее полная стоимость пока не обнародована.

Прямой и главной наследницей режиссера стала его вдова — Галина Борисовна Говорухина. Хотя на свою долю от имущества деда могут претендовать и трое внуков Станислава Сергеевича.

Оставил Говорухин и другое богатство — честные картины, пронзительные книги, откровенные интервью. Хочется верить, что ценность этого наследия с годами лишь возрастет.

Автор: Анна Самарина

«Ворошиловский стрелок», 1999

Фото: кадр из фильма «Ворошиловский стрелок»; Режиссер — Станислав Говорухин, сценарий — Александр Бородянский, Юрий Поляков, Станислав Говорухин, производство — НТВ-ПРОФИТ

Фильм снят по роману Виктора Пронина «Женщина по средам». Режиссера настолько впечатлила история, что он решил экранизировать повесть.

На главную роль Говорухин пригласил Михаила Ульянова, хотя претендентов было достаточно, например, сыграть Афонина очень хотел Георгий Жженов. На роль Кати были две претендентки – тогда еще студентки Гнесинки Анна Синякина и Юлия Началова. Этот выбор режиссер предоставил Ульянову. Так на роль утвердили Синякину.

Фильм снимали в Калуге. Говорухин решил обойтись без декораций, поэтому работали в реальных квартирах, подъездах и дворах, в кадр то и дело попадали обычные местные жители.

«Благословите женщину», 2003

Фото: кадр из фильма «Благословите женщину»; Режиссер — Станислав Говорухин, сценарий — Владимир Валуцкий, производство — Киностудия «Мосфильм», Киностудия «Вертикаль»

Практически все картины Говорухина во многом автобиографичны. «Благословите женщину» он посвятил своей матери – деревенской портнихе Прасковье Ивановне.

Мелодрама снята по повести Ирины Грековой «Хозяйка гостиницы». Действие фильма разворачивается в небольшом приморском поселке в предвоенные годы. Молодая девушка безумно влюбляется в приезжего военного и уезжает с ним к месту его службы. Через тяготы армейского быта, военное лихолетье проносит она свое чувство к немолодому мужу, отдавая себя без остатка.

Главную роль исполнила Светлана Ходченкова, которую режиссер называл своей «музой».

Ходченкова – пышнотелая муза Говорухина

К моменту начала съемок Светлана Ходченкова была никому не известной первокурсницей «Щуки», милой, но слегка полноватой. На роль Веры пробовалась Маша Миронова, а образ Ларичева должен был воплотить Алексей Гуськов – звезда «Таежного романа» Александра Митты, но все случилось иначе.

Параолимпиец Талай без рук и ног: «чем труднее борьба, тем значительнее победа»

Иногда мы носим бюстгальтер неправильно: способы, которые вредят здоровью

Звезда сериала «Султан моего сердца» рассказал о выборе будущей жены

Балуев был выбран на роль по причине портретного сходства с прототипом, а Ходченкова, придя на кастинг одной из последних, сразу покорила сердце Говорухина. До определенного момента режиссер считал Свету идеалом русской красавицы. Но все закончилось, когда актриса вдруг резко похудела.

«Конец прекрасной эпохи», 2020

Фото: кадр из фильма «Конец прекрасной эпохи»; Режиссер — Станислав Говорухин, сценарий — Станислав Говорухин, производство — Киностудия «Вертикаль»

Его последняя картина «Конец прекрасной эпохи» снята по повести Сергея Довлатова «Компромисс» (была удостоена премии «Золотой орел» за лучшую режиссуру). Сам Говорухин считает этот фильм своим лучшим. Картина ознаменовала возвращение к режиссеру актрисы Светланы Ходченковой, его музы и «открытия Говорухина». В свое время он не принял новый имидж актрисы, но спустя годы старые обиды были забыты, и они вновь стали работать вместе.

Именно после этой картины режиссер заявил: «Я решил больше вообще ничего не снимать, потому что мне кажется, что лучше уже не сделать».

На помощь голливудским Росомахам

Именно на почве похудения актрисы у Говорухина и Ходченковой произошел затяжной конфликт, длящийся несколько лет. Дело в том, что после выхода сериала на экраны и бешеной популярности, последовавшей за премьерой (к слову, в кинопрокате фильм с треском провалился), Светлана панически опасалась остаться заложницей роли прелестной провинциалки, поэтому немедленно взялась за себя. За несколько месяцев Ходченкова похудела на два десятка килограммов, изменившись буквально до неузнаваемости.

Как ни злился именитый режиссер, считая, что Светлана превратилась из уникальной красавицы в одну из многих «актрис-вешалок» со стандартной внешностью, но предложения о съемках посыпались на постройневшую Ходченкову в изобилии. Артистка даже сыграла в Голливуде, поучаствовав в фильме «Росомаха. Бессмертный». В 2020 году режиссер и его давнишняя муза все-таки помирились, и Светлана снялась в одной из последних картин мэтра – «Конец прекрасной эпохи». После смерти Станислава Сергеевича актриса выложила скорбный пост в своем Инстаграм-аккаунте.

«Ольга» из одноименного сериала: трагическая судьба актрисы Яны Трояновой

Семь ежедневных привычек счастливых людей

От спортсменов до голливудских звезд: мужчины Наоми Кэмпбелл

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]