Иван Шахназаров: Самое опасное — удовлетворенность самим собой


Биография

Иван Шахназаров родился в семье известного кинорежиссера Карена Шахназарова и актрисы Дарьи Майоровой. Прародители Ивана по материнской линии были корифеями советского кино, участвовали в создании знаменитых картин — «Летят журавли», «Путевка в жизнь», «Наш дом», «Хождение за три моря» и многих других.

Творческая атмосфера семьи предопределила воспитание и развитие мальчика. В одном из интервью Иван признался, что в детстве отец заставлял его читать и заниматься спортом. Сейчас Шахназаров-младший благодарен отцу за то, что «читает с удовольствием».

Иван учился в московской школе с экономическим уклоном, параллельно занимался в театральных студиях, увлекался живописью и рисунком.

Окончив школу, Иван Шахназаров, после недолгих раздумий, решил продолжить династию. Он признается: «Папа и мама пугали меня рассказами о том, насколько трудна эта профессия, но, думаю, все равно понимали, что так или иначе я окажусь рядом с кино. Во-первых, потому что я плохо учился в школе. Во-вторых, моя семья уже несколько поколений занимается кино, и прерви я эту цепочку, родители бы не простили».

Актерская профессия привлекала молодого человека, но свой выбор он остановил на режиссуре. Окончил режиссерский факультет ВГИКа им. Герасимова, обучаясь у лучших мастеров вуза.

О своих наставниках вспоминает: «Мои мастера, Владимир Иванович Хотиненко и Владимир Алексеевич Фенченко, — мои вторые, можно сказать, родители, и я им очень благодарен. Они как раз предоставляют возможность развить то, что в тебе есть, и культивировать это. И ни в коем случае не задавливают, ни в коем случае не пытаются из тебя что-то лепить. Они дают номинальную свободу в том смысле, что не ограничивают тебя, и, если им что-то не нравится — это не значит, что это плохо. Поэтому, мне кажется, эта мастерская – лучшая».

Кинематограф

Профессиональное знакомство с кинематографом для Ивана началось после первого курса – он работал реквизитором. «Я сначала не догадывался, как это непросто, − говорит Иван. − Всем кажется, что реквизитор подает какие-то мелочи в кадр, и на этом все, можно отдыхать. А на самом деле реквизитору нужно быть готовым к неожиданным пожеланиям творческой команды».

Первые эпизодические роли актер получил в отцовских фильмах «Исчезнувшая империя» и «Любовь в СССР». Затем снялся в фэнтези Андрея Мигачева «Вечный холод», где сыграл хоккеиста.

«Неуловимые»

В приключенческой авантюрной комедии с элементами экшена «Неуловимые» режиссера Артема Аксененко артисту предложили главную роль – афериста Артема. Его партнерами по кадру были Александра Бортич, Илья Маланин, Анвар Халилулаев, Денис Шведов, Евгений Мундум, Джемал Тетруашвили.

Параллельно велась работа над продолжением картины — «Последний герой» и «Неуловимые-2». Сниматься одновременно в двух фильмах было сложно, признается актер: «Мы должны были снимать сразу в один день несколько сцен из разных фильмов. И, соответственно, нам нужно было в одной сцене играть одно, в следующей сцене играть другое и так далее. Поэтому было сложно, но, мне кажется, это очень хороший опыт для актера и для человека, который работает в кино в принципе. Такая система производства – хорошая школа и хорошая закалка».

О содержании фильма Иван рассказывает: «Эта история, что первые «Неуловимые», что вторые, – подтверждает какие-то хрестоматийные истины, которые понятны любому: типа любви, дружбы, доверия, справедливости и прочих. И это самое главное, чему может этот фильм научить молодое поколение, особенно учитывая, что все эти истории рассказаны современным и доступным для детей и подростков языком».

В 2020 году Дмитрий Изместьев выпустил музыкальную мелодраму «Не свадебное путешествие» о своенравной дочери преуспевающего бизнесмена, которую в воспитательных целях отец решил выдать замуж за «первого встречного». Им-то и оказался музыкант Ваня, которого в фильме представил Шахназаров-младший.

«Это современное прочтение «Укрощения строптивой» для молодого зрителя. Я играл рок-музыканта, не умея при этом ни петь, ни играть ни на одном инструменте», — признался актер.

«Анна Каренина»

Отличную школу Ивану удалось получить на съемках «Анны Карениной» Карена Шахназарова. Здесь артист снялся в эпизодической роли и помогал отцу, работая с актерами массовых сцен.

Фильм был снят по одноименному роману Л.Н. Толстого, публицистической повести «На японской войне» и циклу «Рассказы о японской войне» В.В. Вересаева.

В новой телевизионной постановке режиссер Карен Шахназаров представит зрителям свой новый взгляд на великий роман. Эта версия была удостоена премии «Золотой Орел» в номинации «Лучший телефильм или мини-сериал года».

Сюжет: 1904 год. Русско-японская война. Маньчжурия. Вместе с армией отступает госпитальный обоз. Руководство госпиталем принимает на себя старший ординатор Сергей Каренин. Госпиталь располагается и обустраивается в полузаброшенной китайской деревне. Каренин оперирует раненого полковника. Услышав фамилию своего хирурга, полковник вздрагивает, она ему знакома. На операционном столе – Алексей Кириллович Вронский.

Ночью Сергей приходит в палату к Вронскому, он просит рассказать ему, почему его мать, Анна Каренина, которую граф знал тридцать лет назад, бросилась под поезд. Вронский начинает повествование…

В картине играли: Елизавета Боярская, Максим Матвеев, Виталий Кищенко, Кирилл Гребенщиков, Владимир Ильин, Татьяна Лютаева, Иван Колесников и другие известные актеры.

«Решение о ликвидации»

В остросюжетном фильме Александра Аравина «Решение о ликвидации» артист исполнил одну из главных ролей. Ансамбль ему составили: Игорь Петренко, Алексей Вертков, Алексей Шевченков.

Боевик основан на реальных событиях. Особое задание спецгруппы ФСБ – ликвидация одержимого террориста Шамиля Базгаева. Охота продолжается уже долго, но жестокий лидер боевиков раз за разом ускользает.

Однако когда Базгаеву удается заполучить мощное оружие для осуществления своего самого страшного теракта, у оперативников больше нет права на ошибку.

Для этих спецов преодоление себя, смертельный риск и подвиг не что-то сверхъестественное, а каждодневный тяжелый труд. Но, кажется, даже для них эта операция – за пределами возможностей…

Всего в фильмографии актера более пятнадцати разнохарактерных ролей.

Бывшая жена Карена Шахназарова – Дарья Майорова

В 1991 году наш герой снимал кинофильм «Цареубийца», а Дарья играла одну из главных ролей. Между ними промелькнула искра влюблённости, которая затем переросла в большую любовь. Не стало преградой для будущих супругов даже большая разница в возрасте. Карен Георгиевич объяснился с девушкой и сделал ей предложение уже через неделю после знакомства. Дарья взяла паузу, но уже через несколько дней согласилась стать женой мужчины.


Брак продлился почти 20 лет. Но в 2011 году и этот союз окончился разводом. Бывшая жена Карена Шахназарова – Дарья Майорова сохранила с мужчиной дружеские отношения. Бывшие супруги часто общаются, приходят в гости. Это сделано ради сыновей, появившихся на свет в третьем браке кинорежиссёра.

Дарья активно снимается в кино. Иногда её приглашает в свои кинокартины бывший супруг.

Режиссер и сценарист

К девятнадцати годам Шахназаров-младший снял уже два фильма. «Это было в 2010 году – моя первая учебная работа, снятая во ВГИКе. Задание называлось «Без диалоговый десятиминутный фильм», и я тогда снял короткометражку «Без слов» — фильм о войне». Картина удалась, была отмечена рядом студенческих кинофестивалей. Второй работой начинающего режиссера стал фильм «Авторский метод».

Премудрости режиссерской профессии Иван Шахназаров осваивал не только во ВГИКе и в мастерской отца. Ему посчастливилось учиться и у других мэтров современного отечественного кинематографа. Так, Иван был ассистентом у Никиты Михалкова на съемках фильма «Солнечны удар».

Ему безумно понравилось сотрудничать с режиссером: «Никита Сергеевич — невероятно большой художник, и просто посмотреть, как он работает с актерами, да и вообще повертеться внутри этого механизма — это, конечно, колоссальный опыт. Я очень благодарен».

«Рок»

В 2014 году на Каннском кинофестивале молодой режиссер представил собственную работу — короткометражный фильм под названием «Рок», который был показан в рамках программы Short Film Corner. Лента стала его дипломной работой.

Позже на основе маленького «Рока» в сотворчестве с Иваном Заваруевым Шахназаров написал полнометражный сценарий и снял фильм с таким же названием. По словам автора, лента «безусловно, напитана впечатлениями от разных дорог, которые мы с Ваней проехали за время студенчества». В результате получилась семейная трагикомедия о трех братьях и сестре. В 2020 году проект был завершен.

О работе над картиной Иван рассказывает: «Эта идея как-то сразу родилась после того, как мы сняли короткометражку. Это не совсем реинкарнация, скорее, развитие той же темы, где история, рассказанная в короткометражке, стала одной из сцен полного метра. Нам понравились персонажи, эстетика и захотелось пофантазировать на тему того, что могло произойти с этими персонажами дальше и что предшествовало событиям. Так и родился этот сценарий, практически сразу».

Одновременно с «Роком» режиссер в дуэте с Дмитрием Суворовым снимал интригующий сериал «Хроники ломбарда», в котором главную роль сыграли вещи, затягивающие главных героев в самые немыслимые передряги.

Интервью

О своей знаменитой фамилии

«Многие говорят, что это груз и большая ответственность, но, что тут лукавить, это большой бонус. Я могу пользоваться небольшими техническими привилегиями. С другой стороны, есть риск подвести и не оправдать надежды, а он гораздо более велик, чем у всех остальных. Важно, наверное, просто верить в себя, и тогда все получится».

«Мне бы было очень приятно, и я бы считал это большой честью, если бы мои работы сравнивали с работами отца. Я бы не очень хотел быть похожим на него, в хорошем смысле. Мне кажется, что у нас с отцом взгляды на кино все-таки чуть-чуть разные».

О семейной преемственности

«Отец никогда не давил на нас с братом. В свое время я думал поступать на юридический в МГУ, но в итоге, как и отец, поступил на режиссерский факультет во ВГИК и закончил его. А младший брат, Василий, сейчас учится там же, только на продюсерском. Он хваткий и пронырливый, у Васи очень хорошо работает мозг и определенно есть организаторские способности».

«Папа достаточно снисходительно оценивает мои актерские работы, ему скорее важно, чтобы я просто был занят делом. Он всегда говорит, что надо много работать и не ждать, что все упадет с неба, и я с этим согласен. А вот к моей режиссуре папа внимателен, но пока оценивает все достаточно скупо, не захваливает. Зато я всегда могу обратиться к нему за советом, что очень ценно для меня».

«Самый главный совет от папы — быть уверенным в себе, но при этом не быть самонадеянным. Это разные вещи, тут надо уметь балансировать».

О кино

«Отечественное кино нужно поддерживать, на него нужно ходить. Если мы хотим, чтобы наше кино развивалось — его обязательно нужно смотреть».

«Любое кино, в том числе и короткометражное, может быть зрительским. Но я привык не разделять кино на зрительское и авторское, есть хорошее и плохое кино. Хорошее кино — если оно сделано хорошо, и зритель на него все равно пойдет».

«В кино — как и везде: главный бич современного поколения – высокомотивированные низкоквалифицированные сотрудники. Все хотят работать, ставят перед собой цели, но как это делать, никто не знает и учиться не хочет. И в результате у нас то кино, которое есть. По-хорошему, обучить режиссуре и актерскому мастерству нельзя. Я не очень понимал, когда раньше мне это говорили учителя. Сейчас уже потихоньку начинаю».

«Хочется, чтобы мое отношение к кино как можно дольше оставалось таким же по-детски восторженным, какое оно есть сейчас».

Об актерской профессии

«Актерского образования у меня нет, поэтому я все делаю интуитивно. Но техника в этом деле очень важна — не просто так люди учатся четыре года. У меня был курс актерского мастерства во ВГИКе, но этого недостаточно, поэтому стараюсь перенимать опыт партнеров по площадке».

«Лично для меня эта профессия слишком зависима: блондин или брюнет, худой или толстый — огромное множество ограничительных факторов. Мне с этим мириться сложно, поэтому я и пошел на режиссерское, хотя рад, что теперь еще и сам иногда снимаюсь».

«Моя условная актерская карьера началась с фильма «Неуловимые», где я сыграл мажора и бабника. С тех пор мне в основном предлагают аналогичных персонажей, от которых я стараюсь отказываться. Если уж заниматься актерской профессией, то нужно куда-то расти, выбирать роли на сопротивление. У меня нет желания становиться народным артистом, да и основное для меня все-таки — режиссура, поэтому снимаюсь я только если проект мне по-настоящему интересен».

«Актерский опыт оказался полезным. Когда ты примеряешь на себя разные амплуа, ты понимаешь, как актер чувствует себя в этой шкуре, ты можешь ему помочь. Актером я считаю себя довольно средним, но я очень рад, что такой опыт случился в моей жизни, и, если это произойдет еще раз, буду счастлив».

О профессии режиссера

«На площадке цель всегда есть, причем очень точная. Нужно показать, что ты знаешь, чего хочешь. Как режиссеру мне постоянно приходилось работать с людьми вдвое-втрое старше меня. Поначалу страшно, а потом понимаешь, что они зависимы от тебя больше, чем ты от них».

«В работе с темпераментными артистами как раз и проявляется режиссерский талант. Нужно так поставить задачу, чтобы проблем на площадке не возникало».

«В работе я по максимуму открыт для нового опыта: если что-то предлагается, то стараюсь браться, ехать, делать, смотреть, — по сути, просто жить и наблюдать за этим со стороны».

По материалам телеканала «Россия», Википедии и сайтов: kinopoisk.ru, kino-teatr.ru, life.ru, filmpro.ru, moviestart.ru, ria.ru.

Знаменитая фамилия и легендарный папа

Многие дети знаменитых родителей часто жалуются на широкую узнаваемость, популярность и на пристальное внимание прессы к их личной жизни. Иван Шахназаров, в отличие от остальных звёздных детей, не лукавит и говорит, что фамилия отца в жизни ему весьма содействует. Все сразу понимают, чьим сыном является Ваня, и это помогает актёру решать многие технические проблемы. Конечно, требования к сыну известнейшего режиссёра намного выше, чем к его сверстникам. Но молодой человек соглашается с тем, что преимуществ от такого знаменитого родства намного больше, чем каких-то неудобств.

Смотреть галерею

Отца Иван воспринимает в качестве самого авторитетного учителя и наставника. Все свои идеи, сценарии и предварительные наброски работ сын всегда показывает Карену Георгиевичу и внимает всем его замечаниям. Работая на одной съёмочной площадке с отцом, он спокойно и без предрассудков может назвать его папой. При этом сын говорит, что в основном с Шахназаровым-старшим он обсуждает рабочие вопросы. С бытовыми проблемами к нему Ваня никогда не обращается, поскольку подобными мелочами не желает беспокоить мэтра режиссуры.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]