Детство и юность
Ещё в раннем детстве родители Максима расстались. Вскоре отчимом Максима стал поэт Александр Аронов, который работал в «Московском комсомольце». Был он человеком энциклопедических знаний, с большим чувством юмора. На тот период Максиму было 16 лет. С кровным отцом мальчик встречался один раз в год. Воспитанием мальчика занималась мать и бабушка Вера Бурева.
Дедушка Максима, погибший в годы войны, также как и бабушка, был актёром. Именно от него мальчику передался актёрский талант. В детские годы Максим даже и не задумывался о карьере актёра. Благодаря бабушке мальчик освоил игру на фортепиано. Позже окончил музыкальную школу. Максим пел в школьной вокальной группе и только на английском языке. В старших классах стал мечтать о карьере врача, но определиться точно не мог.
За период учёбы Максим обучался в трёх средних столичных школах. Последней была школа №232, которая была с литературным уклоном. Часто прогуливал уроки, любил поспать, поэтому приходил только к третьему уроку. С учителями у мальчика были напряжённые отношения. Они часто выгоняли Максима с уроков. С одноклассниками не дружил и почти ни с кем не общался.
В старших классах Максим Суханов стремился к успеху уже другими методами: разводил аквариумных рыбок и варил джинсы. Очень рано понял, что деньги должны быть, если не хочешь жить в канаве и не хочешь видеть там близких людей.
После окончания общеобразовательной школы молодой человек попробовал поступить в Музыкальное училище Ипполитова-Иванова. Но попытка оказалась неудачной. Чтобы избежать службы в армии, Максим с лёгкостью поступил в Театральное училище имени Щукина.
В вузе юноша учился с 1981 по 1985 год на актёрском факультете в мастерской Заслуженных деятелей искусств РСФСР Коптевой Татьяны Кирилловны (1921-1994 годы жизни) и Иванова Владимира Владимировича (1947 года рождения). Во время обучения Максим так полюбил актёрскую профессию, что о медицине и музыке вскоре забыл. После того, как юноша увлёкся профессией актёра, у него сильно поменялось мироощущение.
Владимир Мирзоев и Максим Суханов готовят спектакль о семейной тирании
Мрачности спектаклю и вправду не занимать. Одни декорации чего только стоят: полукруглая стена, выкрашенная наполовину в белый, наполовину в кроваво-багровый цвет, обшарпанные двери. По мнению Суханова, такая архитектура свидетельствует о тирании: «В нашем случае она уже стареет, облупливается, но остаются колонны, пилястры, портик, карнизы и другие приметы империи». А среди реквизита — эти громадные куски мяса и страшные, обглоданные кости, очень натуралистично сделанные из пластика. Отец по имени Макс, глава семьи, всю жизнь торговал мясом.
«Мясо — профессиональная особенность этой семьи, — продолжает Мирзоев. — Макс по профессии мясник и часто не без гордости вспоминает об этом. Но пьеса, конечно, о «мяснике» в кавычках. Когда мы называем Сталина мясником, то есть палачом — это правильная коннотация. Вся пьеса, в сущности, развернутая метафора, и профессия героя вполне двусмысленна. Есть нюансы, которые говорят о том, что герой — хладнокровный убийца и маньяк. «Возвращение домой» — это и интеллектуальный детектив тоже».
Тем контрастнее в этом депрессивном доме смотрится Тэдди — сын Макса, который давно уже живет в Лондоне, получил докторскую степень и теперь вместе с молодой женой приехал навестить братьев, слабоумного дядю и деспота-отца. Эта пара — Тэдди (Максим Виторган) и Рут (Виктория Чилап) — словно из другого, светлого мира. Кстати, выбор актрисы на роль Рут оказался для режиссера крайне нелегким.
«Рут, или Руфь, — самая интригующая фигура в пьесе. Чтобы сыграть эту роль, нужна очень необычная индивидуальность. У нас не так много молодых актрис, которым близко амплуа «странной героини», с неким сдвигом. Такие актрисы в России не так часто рождаются, или такие женщины нечасто идут в актерскую профессию. Руфь могли бы сыграть Ольга Яковлева или Анастасия Вертинская — в свои тридцать лет, разумеется. В нашем случае эту роль играет актриса Театра Наций Виктория Чилап. По своей актерской и человеческой природе Вика создана для этой роли», — говорит Мирзоев.
Но энергетический центр спектакля — конечно, образ Суханова. Его и зовут так же, как персонажа. Он выходит на сцену, уже готовый к игре: настоящий старик-деспот. И даже беседуя за кулисами, актер говорит все тем же шамкающим голосом, предельно медленно возвращаясь к своей обычной манере.
«Когда я настраиваюсь на работу, я уже приобретаю конфигурации этого персонажа. Как это приходит — я не очень задумываюсь. Спрашивают: большая ли это работа? У меня маленькой не бывает. Любой этап, связанный с работой, — большой. Он связан с погружениями, разработкой, нахождением языка персонажа», — объясняет актер.
Профессиональная деятельность
С 1985 года Максим Суханов стал актёром Театра имени Вахтангова, на сцене которого играет и по сегодняшний день. Талант Максима открыл театральный режиссёр Владимир Мирзоев. Спектаклями, прославившими артиста на театральных подмостках, были: «Зойкина квартира», «Дон Жуан», «Ричард III», «Варвары», «Стакан воды», «Амфитрион», «Сирано де Бержерак».
Работа в театре – это для него, в первую очередь, удовольствие, связанное с реализацией своего я. Также артист сотрудничал с другими театрами, в том числе Ленкомом, Театром имени Станиславского и Театром Маяковского.
В кино молодой актёр дебютировал в 1985 году в мелодраме режиссёра Василия Паскару «Тихая застава», где он исполнил роль Левко. В фильмографию актёра входит более 60 киноработ. Участвует Максим всегда только в тех фильмах, которые ему нравятся. Среди заметных проектов в его кинокарьере можно выделить:
- «Женщин обижать не рекомендуется»;
- «24 часа»;
- «Дети Арбата»;
- «Обратный отсчёт»;
- «Москва, я люблю тебя!»;
- «Наташа»;
- «Страна глухих»;
- «Борис Годунов»;
- «Викинг».
Артист имеет немало различных театральных призов и наград. Максим имеет опыт озвучивания как российских, так и зарубежных фильмов. О ролях Максим Суханов никогда не мечтает. Просто ждёт предложений от режиссёров. А после или соглашается, или отказывается, и идёт своей дорогой. Актёр считает кино и театр двумя разными территориями. Работать в театре считает полезным для психофизики, для поддержания её в форме.
Артист имеет небольшой продюсерский опыт. К этой деятельности привлёк актёра его друг – Александр Самойленко. Также Максим записал ряд аудиокниг. Актёру очень нравится реализовываться в этом жанре. В начале октября 2020 года с участием артиста в главной роли вышла социальная драма режиссёра Михаила Морскова «Волшебник».
В конце 2019-2020 годах состоится премьера ещё четырёх кинопроектов, в которых можно будет наблюдать игру талантливого и харизматичного актёра. Это картины «Маша», «Один вдох», «Сквозь чёрное стекло» и «Гипноз». В последних двух проектах Максиму достались главные роли.
Диалог молчания. Роли и путешествия актера Максима Суханова
Актер Максим Суханов, дважды лауреат Государственной премии РФ, любит бывать в Европе, но живет и работает в Москве, где продолжает выступать на сцене театра имени Вахтангова и сниматься в кино. Популярный актёр, которому доводилось играть Иосифа Сталина и Бориса Годунова, Петра Первого и Дон Жуана, Сирано де Бержерака и Короля Лира, Суханов обычно сторонится политических высказываний, однако вполне чётко очерчивает свою общественную позицию.
В 2014 году, например, он поддержал марш мира против войны с Украиной, потом принял участие в проекте в поддержку отбывающего наказание в России украинского режиссера Олега Сенцова, в своё время заступался за юриста ЮКОСа Светлану Бахмину и участниц группы Pussy Riot. Совсем недавно Максим Суханов принимал участие в видеовыступлениях деятелей российской культуры в защиту Ивана Голунова. В беседе с берлинским корреспондентом Радио Свобода Максим Суханов говорит о своей профессии, о театральных и кинорежиссерах, в частности, о Петере Штайне и Владимире Мирзоеве, о том, как играть Шекспира, о своих немецких корнях и свободе выбора.
Embed share
Диалог молчания. Интервью с Максимом Сухановым
by Радио Свобода
Embed share Текст скопирван
The URL has been copied to your clipboard
- Поделиться в Facebook
- Поделиться в Twitter
No media source currently available
0:00 0:26:14 0:00
Скачать медиафайл
- 64 kbps | MP3
– Когда ты впервые попал за границу?
Максим Суханов на сборе труппы Театра им. Евгения Вахтангова
– Это был 1988 год, и это был Лондон. Я приехал в составе труппы Театра имени Вахтангова со спектаклем «Брестский мир» по пьесе Михаила Шатрова. Так как в этом спектакле большая роль была отведена Льву Троцкому, актриса Ванесса Редгрейв, брат которой был троцкистом, пригласила наш спектакль, который поставил известный в Европе режиссёр Роберт Стуруа, на гастроли, и сама она, и её брат были в восторге от спектакля. Это было во времена перестройки, во времена разоблачений, и в общем в какой-то степени этот спектакль разоблачал всю эту большевистскую «компашку».
Для меня отдельно от фигуры режиссера любая драматургия, какая бы она гениальная ни была, может быть мертвым собеседником
Спектакль был очень модерным по тем временам, в нём не было избыточных декораций – Кремля, шинелей, будёновок, ну, одним словом, спектакль был современным. Плюс – к спектаклю очень удачно, как мне кажется, написал музыку Гия Канчели, и всё вместе это создавало резонанс, не зря мы потом с этим спектаклем объехали много стран. А у меня была микроскопическая роль, даже не крошечная, а микроскопическая, и она была в самом начале. То есть я мог отыгрывать своё и не оставаться на поклон, а идти гулять по городу… Конечно, некоторые коллеги мне вполне естественно завидовали.
Я был сразу же очарован Лондоном. Более того, я, наверное, вряд ли могу еще о какой-нибудь стране сказать такое: я попал в пространство как будто очень знакомое… Вот не знаю почему, но очень знакомое, и при этом очень комфортное и уютное. Мы жили в центре и гуляли в центре, я не ездил по спальным районам. Мы были в Лондоне 10 дней, ну и в общем все эти 10 дней я был в восторге.
– Заполнялся ли зал?
– Да, зал заполнялся. Это был The Lyric Theatre, февраль, помню, уже цвела сакура. Нас, тем не менее, тогда очень удивило, что некоторые зрители сидели в зале в пальто. У нас такого нет, но, видимо, там было прохладно, что ли… Ну и, видимо, театр у них живет в демократической традиции. Наверное, если бы это была опера, то они бы как-нибудь по-другому одевались… Ну, не знаю, но нам это было в диковинку.
– Мне доводилось слышать от тебя о твоих каких-то немецких корнях.
– Мой прапрапрадед Филипп Карл Гарде приехал в Россию из Германии, точно не знаю когда, но вроде по документам в первой трети XIX века (а может быть, и раньше), и жили они в Ярославской губернии, занимались там земледелием, и ещё у него был какой-то «кусок пароходства». У прапрапрадеда было 12 детей, в основном девочки, и одну из его дочерей, то есть мою прабабушку, я видел и был с ней знаком, потому что в 1968 году мы ездили туда, точнее, мама и бабушка возили меня в Ярославль навестить их. Мою прабабушку звали Екатерина Филипповнa. А ее сын, стало быть, мой дед Константин Петрович Бузанов, был актером в театре Мейерхольда. После того как театр закрыли, а Мейерхольда арестовали и расстреляли, дед «потыркался» в какие-то театры и в какое-то время был в Театре Революции, а потом в Театре Киноактера, успел сняться в небольшой роли в легендарном фильме Михаилa Ромма «Мечта». В том же 1941 году с началом войны он ушёл на фронт и в сентябре погиб под городом Калинин.
Максим Суханов – об Иване Голунове
– Ты играл в нескольких шекспировских постановках – короля Лира, в «Двенадцатой ночи», в «Укрощении строптивой». Что такое Шекспир для тебя? Говорят, актёр с опытом игры в пьесах Шекспира – это один актер, а без него – другой…
Талантливый режиссер, приглашая актера на роль, как правило, знает или чувствует, чем этот актёр сейчас живет
– Я бы так не ставил вопрос. Важнее не что, а с кем. Для меня отдельно от фигуры режиссера любая драматургия, какая бы она гениальная ни была, может быть мертвым собеседником. Если режиссер не талантлив, то неважно, Шекспира он ставит или жуть какую-то… Работая с режиссером, который не может ничего для тебя открыть, ты начинаешь чувствовать свою профнепригодность. У меня было один раз назначение на роль Ричарда III с режиссером из Грузии. Я начинал репетировать, и, к сожалению, после 15 репетиций мне стало понятно, что мы не нащупаем общую дорогу, что мы все больше и больше имеем в виду разное, когда репетируем… И мне пришлось отказаться от этой роли.
Трейлер мини-сериала «Этюды о свободе». Режиссёр Владимир Мирзоев
Подготовка к спектаклю должна быть прежде всего подготовкой режиссера. Что касается Шекспира, то здесь особенно важны внутренние основания режиссера для того, чтобы ставить его пьесы, загадочные своей поэзией и психологией. И присоединяясь к тому, что предлагает режиссер, ты тоже начинаешь быть готовым. Режиссер, который талантлив, в каких бы прекрасных отношениях ты с ним ни был, никогда не предложит тебе роль, если он видит, что ты к этой теме не готов… Или к этому драматургу не готов… Талантливый режиссер, приглашая актера на роль, как правило, знает или чувствует, чем этот актёр сейчас живет. Режиссер знает, что этому актеру что-то делать ещё рано, а что-то уже может быть поздно, что-то ему не ко времени, а вот что-то попадает в самую больную точку. Способность режиссера чувствовать такое очень важна.
– Есть еще роли, которые ты мог сыграть и не сыграл – и жалеешь об этом?
Ты думаешь, что шёл бы такой же дорогой, а человек уже ее прошел, и у него все получилось…
– У меня был эпизод, когда меня пригласили на собеседование к Петеру Штайну. Я должен был у него репетировать Клавдия в «Гамлете». Но я даже не начал, потому что условия, которые мне предложили, меня удивили, честно говоря. Репетиции должны были идти не меньше восьми часов. Это вообще для меня странная довольно-таки вещь – восемь часов репетировать. Во-вторых, я на протяжении всего периода репетиций не должен был играть спектакли в театре. Вот такое условие, такая массированная должна была быть подготовка в течение месяца или полутора. Видимо, у Штайна больше не было времени, поэтому он решил репетиционный процесс сжать как можно сильнее и сделать его плотнее…
– Есть ли работы коллег, которые тебя восхитили?
– Ну конечно! Когда я смотрел, как Леонид Мозговой играет Ленина в фильме Александра Сокурова «Телец» (а потом я пересматривал еще раза два этот фильм), я понял тогда (и сейчас я могу сказать то же самое об этом), что Мозговой сыграл так, что не надо к этому ничего прибавлять – все очень точно, прямо в десятку. Можно только радоваться тому, что произошло такое, над чем в общем больше не нужно думать. Я бы шёл точно такой же дорогой, наверное. Но вот ты думаешь, что шёл бы такой же дорогой, а человек уже ее прошел, и у него все получилось… Но приятно, что ты совпадаешь…
– Ты уже говорил без фамилий о режиссерах. А вот что тебе принесла встреча с Владимиром Мирзоевым? Ты сыграл у него много главных ролей: в спектаклях «Хлестаков», «Король Лир», «Женитьба Фигаро», «Тот этот свет», «Амфитрион», «Дон Жуан», «Тартюф», «Сирано де Бержерак», в фильме «Борис Годунов», в теленовелле «Наставники», в мини-сериале «Этюды о свободе».
– До встречи с Мирзоевым я учился в училище и работал в театре. Видел много разных спектаклей – и Роберта Стуруа, и Петра Фоменко. Работал с Фоменко, одно время довольно-таки плотно работал с Гарри Черняховским. Естественно, у меня сложились ощущения своих театральных возможностей. И вот, когда я посмотрел премьеру мирзоевской «Женитьбы» с Елизаветой Никищихиной, Александром Феклистовым и Володей Симоновым, то со мной произошло нечто… Как будто меня внутри перевернуло… Ты в такой момент думаешь: «Ах вот оно что!» Понимаешь? И при этом чувствуешь, что у тебя это всё тоже есть, и это в тебе отзывается… А я ведь этого раньше не видел, и не представлял себе этот язык, которым разговаривал Володя Мирзоев в «Женитьбе». А тут вот ощущение, что он, этот язык, во мне живет.
Максим Суханов читает рассказ Фридриха Горенштейна «Три встречи с Лермонтовым»
Что это мне дало, спросил ты? Ещё одно какое-то жизненное измерение. Дальше было соединение с режиссёром в разных спектаклях. Интерес к тому, как Мирзоев мыслит и куда его эти мысли ведут, не угас во мне нинасколько. Хотя мы уже пять лет, к сожалению, ничего на сцене не делали вместе после «Фигаро» (Суханов играет в этом спектакле графа Альмавиву, а Мирзоев из-за своих политических взглядов практически лишен возможности работать в России в качестве театрального режиссера. – РС). Володя по-особенному репетирует, я считаю, у него есть свой «птичий язык», на котором он разговаривает. Такой же язык у него есть, когда он молчит и репетирует, и ты гадаешь, в том ли направлении вообще всё идет или не в том… То есть Мирзоев – одна из немногих фигур (а может быть, и единственная) театра, от кого не надо требовать только вербальных маршрутов. Актёры же очень часто, особенно репетируя с разными режиссерами, хотят, чтобы им поставили задачу, они хотят иногда выговориться. Не всегда, конечно, но нередко очень многое происходит в разговорах, что тоже правильно. Но вот с Володей надо чувствовать, чего он желает (наверное, у кого-то так бывает и с другими режиссерами) и в какую сторону ему хотелось бы что-то сдвинуть. Это тоже диалог, но диалог молчания.
– Мирзоев иначе, чем другие, видит мир, по-другому видит человека? Его взгляд на мир был тогда для тебя нов?
Максим Суханов в роли Тартюфа и Мария Миронова в роли Эльмиры во время прогона спектакля «Тартюф» в постановке Владимира Мирзоева в Театре «Ленком»
– В то время для меня – да, конечно! С одной стороны, этот взгляд нов, а с другой стороны, он пересекался с моим взглядом, с тем, как я чувствовал соединение формы и содержания в создании драматических интонаций и смыслов. Вообще интересно было то, из чего собираются смыслы – вектор этого расширялся благодаря Мирзоеву. Конечно, таких встреч, как наша, не может быть много, наверное, их даже не может быть две… Тем сложнее репетировать с другими, потому что масштаб разбора материала Мирзоевым огромен. Я не знаю, как другие актеры считывают это, что они получают от него. Но для меня то, что вскрывает и вскапывает Володя, – дай Бог вообще это все как-то собрать и протранслировать…
– Я думаю иногда о некоторой странности того, как мужчина проживает жизнь актера, ничем другим не занимаясь, – всю жизнь актерствует и живет, доживает до старости, уходит. Актёрская профессия, по мнению некоторых, вообще несколько женская. Но вот тебе, актеру Суханову, актерства как будто недостаточно. Есть актерство, и ты в нем – мастер, но тебе оно не заполняет всю жизнь, и у тебя всегда есть что-то, есть интересы помимо этого, так?
Всё, что касается границ, разделений, запретов, – это всё игры кучки людей
– Меня никогда ничего не заполняло целиком и полностью. Вообще я думаю, что это черта моего характера, связанная с авантюризмом. Я не вижу смысла чем-то заниматься без удовольствия – от чего-то я все время должен получать это удовольствие. И, видимо, от разного. Я могу представить себе человека, сидящего за столом и десять лет доказывающего какую-то теорему. Он, наверное, тоже получает какое-то космическое удовольствие от этого, но у меня такой способности нет. Поэтому мне важны и еще какие-то заполнения. Поэтому я и репетировать не могу больше двух часов в день, хотя могу полгода репетировать одну и ту же роль. Два часа – а дальше идёт пробуксовка.
– Твой коллега, актёр Алексей Серебряков увез в свое время семью в Канаду, объяснив: он хотел бы, чтобы его дети росли не в той жизни, которая сегодня существует на родине. Как ты относишься к такой позиции?
– Несмотря на то что я вырос и прожил довольно-таки большой отрезок жизни в Советском Союзе, я всегда интересовался тем, как живут люди там, где создавалась и продолжает создаваться европейская культура и, в частности, музыка. Я все время мечтал о том, чтобы не существовало никаких границ. И пришел в конце концов к мнению, что всё, что касается границ, разделений, запретов, – это всё игры кучки людей. Так или иначе, там, в этой «кучке», всё существует для того, чтобы или продолжать находиться у власти, или просто иметь такое удовольствие: кому-то что-либо запрещать. Я думаю, что есть такая популяция людей, которые стремятся занять позицию, с которой они могут начать что-то запрещать. Не делать лучше для других, а запрещать.
За каждым человеком должен оставаться свободный выбор
К любым цивилизованным формам жизни я отношусь с радостью, как и к выбору людей в сторону большей защищённости, особенно для своих детей. И я только могу порадоваться за то, что есть люди, которые делают именно такой выбор. Очень жалко, что таких людей пока немного. Отчего зависит решение одних отдавать свою волю в чужие руки и свой мозг в распоряжение чужих извилин? Это отдельная тема. Всё-таки выбор места, где тебе комфортно, где ты думаешь, что твоим детям комфортно, – за каждым человеком должен оставаться такой свободный выбор. Никто не должен никого укорять за это. У нас же любят очень: чуть кто-то что-то делает не так, как большинство, видеть в этом что-то подозрительное. Не то чтобы там странное, или «ой, интересное!», или «ой, любопытно!». Нет, что-то подозрительное. Такая особенность у нас – «ату!» кричать тем, кто поступает не так, как поступает большинство, – рассказал в интервью Радио Свобода актёр Максим Суханов.
Суханов только что закончил съемки в картине Валерия Тодоровского «Гипноз» и приступает к съемкам в фильме-дебюте режиссёра Анастасии Пальчиковой «Маша».
Личная жизнь
Максим Суханов женат во второй раз. Первой супругой артиста была актриса Михайлова Дарья Дмитриевна (1965 года рождения). В их браке родилась дочь Василиса (1988 года рождения). Василиса пошла по стопам родителей и тоже стала актрисой, окончив Щукинское училище. Она замужем и имеет сына Саву (2017 года рождения).
Максим с женой и дочерью Василисой
Из-за увлечения Максима актрисой Ладой Марис (1968 года рождения) его брак с Дарьей распался. Познакомился артист с девушкой во время их совместной работы в спектакле «Саломея – царевна Иудейская», где они играли главных героев. Настоящая фамилия актрисы украинского происхождения – Завалко. Артист несколько лет прожил с Ладой в гражданском браке.
В этот период у молодых людей родилась дочь, которую назвали Софьей (1993 года рождения). Их отношения продлились пять лет. Сегодня Софья по образованию является фотографом и дизайнером, хотя актёрские способности она тоже имеет.
Второй супругой Максима стала журналистка и писательница Этери Чаландзия. Они познакомились во время интервью, которое девушка пришла брать у известного актёра. С того момента они не расстаются.
Этери является для актёра не только любимой женой, но и партнёром в творческой деятельности. Совместно супруги написали сценарий к кинопроекту «Двадцать сигарет». Супруги воспитывают совместного сына – Бубу.
Признание и награды
- Лауреат Государственной премии (1996, за спектакль «Хлестаков»);
- Премия «Ника» в номинации «Роль второго плана» (1998, за фильм «Страна глухих»);
- Премия «Золотой овен» в номинации «Лучшая мужская роль» (2000, за фильм «Женщин обижать не рекомендуется»);
- Лауреат Государственной премии (2001, за спектакль «Сирано де Бержерак»);
- Премия «Золотая маска» (за роль Сирано в спектакле «Сирано де Бержерак»);
- Премия «Чайка» (за лучший актёрский дуэт, с Александром Сириным, 2007 год)
- Премия «Ника» в номинации «Мужская роль второго плана» (2009, за фильм «Человек, который знал всё»);
- 2012 — XVIII Российский кинофестиваль «Литература и кино» в Гатчине — приз за лучшую мужскую роль (фильм «Борис Годунов»)[11];
- 2013 — номинация на премию «Золотой орёл» за лучшую мужскую роль в кино (митрополит Алексий
, фильм «Орда») - 2013 — премия «Ника» за лучшую мужскую роль (митрополит Алексий
, фильм «Орда») - 2013 — 17 МКФ «Тёмные ночи», Таллинн — приз за лучшую мужскую роль (фильм «Роль»)[12]
- 2014 — номинация на премию «Ника» за лучшую мужскую роль (фильм «Роль»)
- 2014 — IV Забайкальский международный кинофестиваль (Чита) — приз за лучшую мужскую роль (фильм «Роль»)[13]
Интересные факты
- Рост Максима Суханова 191 см.
- Большое влияние на Максима в детстве оказала бабушка Вера Ивановна. Женщина была ученицей легендарного Всеволода Мейерхольда, как и дедушка.
- Проживает актёр с супругой за городом. Максим любит тишину и природу. Кроме актёрской деятельности, артист занимается бизнесом – владеет рестораном «Маяк» в Москве.
- Звездой актёр себя не считает. В поисках новых проектор Максим не активен. Периодически ленится, но старается с этим бороться. У актёра никогда не было такого, чтобы он не мыслил себя без актёрства.
- Любит читать книги и перечитывать пьесы, особенно Шекспира. Также ему нравятся произведения Гоголя и Чехова. Нравится абсурдистская проза. Также ищет себя в других сферах.
- В подробности личной жизни актёр не любит посвящать журналистов. Распространяться о семейной жизни считает неправильным. О плохом актёр старается не думать. Считает, что плохое нельзя обсуждать и о нём говорить, необходимо его обходить стороной и не замечать.
- Принимая решение, всегда прислушивается только к себе и своей интуиции.
Фильмография
Актёрские работы
- 1986 — Тихая застава
- 1986 — Одинокий автобус под дождём — Цырин
- 1987 — Честь имею
- 1987 — Учительница первая моя… — мужик в ресторане
- 1994 — Лимита — Сергей Сергеевич Макаров
- 1998 — Страна глухих — «Свинья»
- 1998 — Наташа — Сергей
- 1999 — Мама — начальник спецбольницы
- 1999 — Женщин обижать не рекомендуется — Саша
- 2000 — 24 часа — Феликс
- 2003 — Театральный роман — Иван Васильевич / Бомбардов
- 2004 — Пан или пропал — Станислав Вершилло
- 2004 — Богиня: как я полюбила — Михаил Константинович, профессор
- 2004 — Дети Арбата — Сталин
- 2005 — Случайный взгляд (короткометражка)
- 2006 — Знаки любви — Яша Слон / Казанова
- 2006 — Обратный отсчёт — Старший
- 2007 — 20 сигарет — Мануил Петрович
- 2008 — Обитаемый остров — Папа
- 2009 — Человек, который знал всё — Николай Шимкевич
- 2010 — Москва, я люблю тебя! (новелла «Улыбка летней ночи») — ангел
- 2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние — Сталин
- 2011 — Утомлённые солнцем 2: Цитадель — Сталин
- 2011 — Борис Годунов — Борис Годунов
- 2011 — Мишень — Виктор Челищев, министр недр и природных ресурсов России
- 2011 — Орда — митрополит Алексий
- 2012 — Зима мертвецов: Метелица — зомби
- 2013 — Роль — Николай Евлахов
- 2014 — Куприн — Сергей Григорьевич Кашперов, богатый заводчик
- 2016 — Викинг — Свенельд
- 2017 — Мифы — Кока, уголовник
- 2017 — Три сестры — полковник Вершинин
- 2017 — Мот Нэ — Унху, муж Дины
- 2018 — Этюды о свободе — Михаил
- 2018 — Сквозь чёрное стекло — Островой
- 2019 — Волшебник — Фима
- 2020 — Один вдох — Вадим Батьяров
- 2020 — Гипноз — доктор Волков
- 2020 — Маша — Крёстный
Продюсер
- 2003 — Дни Ангела
- 2004 — Посылка с Марса
- 2007 — 20 сигарет
- 2008 — Дачница
Озвучивание
- 2003 — Олдбой — О Дэ Су
- 2006 — Тихий Дон — Григорий Мелехов
(роль Руперта Эверета) - 2007 — Мастер и Маргарита (аудиокнига, «Союз») — Иешуа, Мастер, Пилат, Воланд
Документальные фильмы
- 2012 — съёмки в фильме «Болотная лихорадка»[2].
Театральные работы[ | ]
Московский драматический театр им. К. С. Станиславского[ | ]
- «Хлестаков» — Хлестаков
- «Тот этот свет»
- «Укрощение строптивой»
- «Предательство» — Роберт
(на сцене МДТ им. К. С. Станиславского до 2011 года, далее в театре им. Е. Вахтангова)
Театр имени Е. Б. Вахтангова[ | ]
- 1988 — «Стакан воды» Э. Скриба — Мешем
- 1989 — «Зойкина квартира» М. Булгакова — Аметистов
- 1989 — «Брестский мир» М. Шатрова — Оратор
- 1990 — «Государь ты наш батюшка» Ф. Горенштейна — Пётр I
- 1998 — «Амфитрион» Мольера — Меркурий
- 2001 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана — Сирано де Бержерак
- 2003 — «Лир» Шекспира — Лир
- 2005 — «Дон Жуан и Сганарель» — Дон Жуан
- 2011 — «Ветер шумит в тополях» — Фернан
- 2011 — «Предательство» — Роберт
Антреприза[ | ]
- 2014 — «Возвращение домой», Г. Пинтер
- 1990 — «Король умирает» Э. Ионеско — доктор
- «Коллекция Пинтера»
- 1991 — «Саломея, царевна иудейская»
Фильмография[править | править код]
Актёрские работы[править | править код]
- 1986 — Тихая застава
- 1986 — Одинокий автобус под дождём — Цырин
- 1987 — Честь имею
- 1987 — Учительница первая моя… — мужик в ресторане
- 1994 — Лимита — Сергей Сергеевич Макаров
- 1998 — Страна глухих — «Свинья»
- 1998 — Наташа — Сергей
- 1999 — Мама — начальник спецбольницы
- 1999 — Женщин обижать не рекомендуется — Саша
- 2000 — 24 часа — Феликс
- 2003 — Театральный роман — Иван Васильевич / Бомбардов
- 2004 — Пан или пропал — Станислав Вершилло
- 2004 — Богиня: как я полюбила — Михаил Константинович, профессор
- 2004 — Дети Арбата — Сталин
- 2005 — Случайный взгляд (короткометражка)
- 2006 — Знаки любви — Яша Слон / Казанова
- 2006 — Обратный отсчёт — Старший
- 2007 — 20 сигарет — Мануил Петрович
- 2008 — Обитаемый остров — Папа
- 2009 — Человек, который знал всё — Николай Шимкевич
- 2010 — Москва, я люблю тебя! (новелла «Улыбка летней ночи») — ангел
- 2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние — Сталин
- 2011 — Утомлённые солнцем 2: Цитадель — Сталин
- 2011 — Борис Годунов — Борис Годунов
- 2011 — Мишень — Виктор Челищев, министр недр и природных ресурсов России
- 2011 — Орда — митрополит Алексий
- 2012 — Зима мертвецов: Метелица — зомби
- 2013 — Роль — Николай Евлахов
- 2014 — Куприн — Сергей Григорьевич Кашперов, богатый заводчик
- 2016 — Викинг — Свенельд
- 2017 — Мифы — Кока, уголовник
- 2017 — Три сестры — полковник Вершинин
- 2017 — Мот Нэ — Унху, муж Дины
- 2018 — Этюды о свободе — Михаил
- 2018 — Сквозь чёрное стекло — Островой
- 2019 — Волшебник — Фима
- 2020 — Один вдох — Вадим Батьяров
- 2020 — Гипноз — доктор Волков
- 2020 — Маша — Крёстный
Продюсер[править | править код]
- 2003 — Дни Ангела
- 2004 — Посылка с Марса
- 2007 — 20 сигарет
- 2008 — Дачница
Озвучивание[править | править код]
- 2003 — Олдбой — О Дэ Су
- 2006 — Тихий Дон — Григорий Мелехов
(роль Руперта Эверета) - 2007 — Мастер и Маргарита (аудиокнига, «Союз») — Иешуа, Мастер, Пилат, Воланд
Документальные фильмы[править | править код]
- 2012 — съёмки в фильме «Болотная лихорадка»[2].