Родители
Магомаев Муслим Магометович, биография которого интересует многих, появился на свет в 1942 году, 17 августа, в городе Баку. Его отец — Магомет Магомаев — трудился театральным художником и погиб на фронте за пятнадцать дней до Победы. Мать будущего певца — Айшет Магомаева — была драматической актрисой и сталинской стипендиаткой. Она выступала на сцене под творческим псевдонимом Кинжалова. Дедушка мальчика — Абдул-Муслим Магомаев — знаменитый в Азербайджане композитор. Имя этого талантливого человека носит Азербайджанская государственная филармония. Таким образом, биография Муслима Магомаева с самого рождения связана с творчеством.
Биография Муслима Магомаева
Детство и школьные годы
Знаменитый эстрадный певец родился в талантливой семье. Поэтому детство его проходило в творческой среде. Дет Муслима Магомаева был великим человеком и прославился своей деятельностью в качестве дирижера и композитора. Мама певца нашла себя на театральной сцене. Драматическая актриса исполняла сложные роли и всегда находила своего зрителя. На спектаклях с ее участием свободные места было сложно отыскать. Отец Муслима еще в юные году нашел себя как художник. Со временем обрел профессию декоратора-оформителя.
К сожалению, Муслим Магомаев имел возможность быть с отцом совсем мало. Период его детских лет припал на военные действия. До окончания войны оставалось совсем чуть-чуть, когда дом артиста пришла весть о гибели Магомета. После трагедии некоторое время мальчика воспитывал брат отца. Муслим многому научился у дяди. Его воспитание было патриотичным, благодаря этому мальчик так трепетно полюбил композиции, посвященные родине.
Муслим учился в музыкальной школе, где преподаватели сразу отметили уникальность его голоса и уже тогда пророчили великое будущее в творческой среде. Когда мальчику исполнилось девять лет он стал жить с матерью в небольшом российском городке. Первое время ему очень не хватало родины. Россия отличалась природой и погодой от Баку. Муслим много времени проводил у мамы на работе. Театральная сцена и ее закулисье стали практически вторым домом мальчика. При этом он не забывал о своей главной радости в жизни — музыке.
В детстве в России Муслим Магомаев прожил недолго. По возвращении в Баку парень целиком и полностью окунулся в творчестве. Он часами слушал музыку, много учился. Вот только базовые дисциплины Муслиму давались с трудом, вернее он попросту не хотел посвящать им много времени.
Юность и молодость
Когда эстрадному певцу Муслиму Магомаеву исполнилось 14 лет в его жизни стали появляться проводники по творческой жизни. В тот период он как раз поступил в музыкальное училище им. Асафа Зейналы. В стенах заведения судьба свела Муслима с известными вокалистами и концертмейстерами. Магомаев рос в музыкальной сфере каждый день. В 17 лет молодой человек получил образование в музыкальном училище. Уже через два года после этого Муслим становится солистом ансамбля в Баку и в его жизни начинается череда гастролей.
Национальность
Мама будущей знаменитости имела русские, адыгейские, а также (по отцу) турецкие корни и была очень красивой женщиной. Бабушка мальчика со стороны папы по национальности была татаркой, происхождение ее супруга никому не известно. Сам Муслим Магометович всегда назвал себя азербайджанцем и утверждал: «Азербайджан — мой отец, Россия — моя мать».
Детские годы
После смерти мужа Айшет Магомаева избрала актерскую карьеру и переехала в Вышний Волочек, а затем — в Мурманск, где поступила на службу в местный театр и вновь вышла замуж. После этого у Муслима появились сестра Таня и брат Юрий. После окончания войны будущий певец жил у своего дяди — Магомаева Джамала Муслимовича. Мальчик посещал музыкальную школу при Бакинской консерватории, где осваивал игру на фортепиано и основы композиции. Талантливого ученика заметил профессор консерватории В.Ц. Аншелевич. Он стал заниматься с Муслимом, научил его филировать свой уникальный голос. Эти уроки впоследствии очень пригодились певцу во время работы над партией Фигаро в знаменитом «Сибирском цирюльнике».
В музыкальной школе, в которую ходил мальчик, не имелось вокального отделения, поэтому в 1956 году биография Муслима Магомаева ознаменовалась новым событием: он стал студентом Бакинского музыкального училища имени Зейналлы Асафа. Ему довелось учиться у преподавателя Милованова А. А. и концертмейстера Крейтинга Т. И. Муслим окончил учебное заведение в 1959 году.
Слухи и правда о жизни Муслима Магомаева
Всесоюзная слава обрушилась на певца в двадцать с небольшим лет. Причем под термином «слава» в данном случае следует понимать не только рукоплещущие залы, но и все признаки столь неестественной для светских нравов идоломании. Певца, а иногда и автомобили, на которых он пытался уехать после концерта, готовы были носить на руках, до Муслима хотели дотронуться и даже оторвать лоскут его одежды. Не удивительно, что у артиста моментально сложилась репутация избалованного кумира. Говорили о невероятных доходах и даже о странной привычке время от времени бросать деньги прямо в толпу с балконов гостиниц.
Сам Муслим Магометович в редких интервью посмеивался над такими домыслами, но при этом не отрицал, что любил щедрые жесты. У артиста долгое время не было своего жилья в Москве, поэтому он снимал огромный пятикомнатный люкс в гостинице «Россия», где любил собирать друзей и устраивать банкеты на полсотни персон. Кроме того, в этом, как правило, не запертом номере, всегда лежали деньги, которые могли одолжить многочисленные друзья Муслима.
Именно деньги однажды стали поводом для вызова певца в отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности. Это случилось после того, как артисту выплатили за концерт на 45-тысячном стадионе в Ростове тройной гонорар, то есть около шестисот рублей, что по тем временам выглядело верхом финансовой распущенности. До уголовного дела не дошло, однако на некоторое время Магомаеву разрешили выступать только в Азербайджане. Подобного рода ссылка продолжалась около года, но, когда шеф КГБ Юрий Андропов потребовал присутствия артиста на праздничном концерте его ведомства, все запреты сразу сняли.
Симпатия, которую испытывали к Муслиму Магометовичу разные важные персоны, часто приносила определенные дивиденды, в том числе и творческого характера. Например, Леонид Брежнев очень любил итальянскую «Белла чао» в исполнении Магомаева и, конечно же, певцу прощали и некоторые другие репертуарные вольности идеологически спорного характера: от песен Фрэнка Синатры и The Beatles до хитов из популярных голливудских фильмов.
Захватывающими подробностями обросла история выступления Магомаева перед иранским шахом Мохаммедом Реза Пехлеви. По слухам, певец отказался брать гонорар за выступление во дворце правителя, и шах подарил звезде из СССР роскошный ковер и свой перстень. Драгоценность чуть не арестовали на границе, и лишь присутствие в аэропорту представителя иранского посольства помогло артисту провезти дорогие подарки. Кстати, перстень Муслим Магометович носил почти все время и говорил, что он несколько раз принес удачу.
Все, кто так или иначе пересекался с Муслимом Магомаевым, утверждают, что уже в бакинском музыкальном училище будущий знаменитый певец буквально купался в океане женского внимания. В восемнадцать лет студент Магомаев женился на своей сокурснице Офелии Валиевой, чуть позже у них родилась дочь Марина, однако брак это не спасло. В те времена в Советском Союзе еще не было желтой прессы, поэтому составить внятное представление о том, как проходила личная жизнь любимца страны, довольно сложно. Тем не менее, в конце шестидесятых Муслим познакомился с молодой оперной певицей Тамарой Синявской, и эта встреча стала началом новой жизни для суперзвезды.
Если исходить из здравого смысла, то для такой пары шансы на нормальные отношения стремились к нулю. Синявская была замужем, Магомаев жил в гражданском браке, и, если добавить к этому непростые графики и нешуточное артистическое эго, то разговоры о каком-то будущем выглядели весьма натужными. Тем не менее, влюбленные смогли преодолеть почти все неизбежные преграды: от бурных ссор до расставаний и слухов о неминуемом разводе.
По современным меркам Магомаев довольно рано ушел со сцены, не желая разочаровывать публику проблемами с голосом. Возможно, поэтому он остался для своих поклонников вечно молодым, энергичным и совершенно неотразимым представителем эпохи, когда артисты были большими.
Первые успехи
Творческая биография Муслима Магомаева-певца началась в 1957 году в городе Баку, где он втайне от своей семьи выступил на сцене Дома культуры бакинских моряков. Родственники мальчика боялись, что пятнадцатилетний исполнитель излишним напряжением может повредить свой уникальный голос. Однако Муслим был уверен, что его вокал уже полностью сформировался. Спустя четыре года певец стал выступать в составе профессионального Ансамбля песни и пляски при Бакинском военном округе. В 1962 году Магомаев стал лауреатом Международного фестиваля молодежи и студентов в городе Хельсинки, где исполнил песню «Бухенвальдский набат». Вся страна узнала певца после его выступления на сцене Кремлевского дворца съездов в 1962 году, во время заключительного концерта фестиваля азербайджанского искусства. Юный артист потряс публику не только уникальным голосом, но и незаурядными внешними данными. Его популярность стала быстро набирать обороты.
Становление карьеры
Сольный концерт певца впервые состоялся в 1963 году, 10 ноября, на сцене концертного зала имени Чайковского. Выступление прошло с большим успехом. В том же году биография Муслима Магомаева украсилась новым важным событием: он стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова. Параллельно артист продолжал выступать с исполнением эстрадных композиций.
В 1964-1965 годах талантливого вокалиста направили на стажировку в итальянский театр «Ла Скала» (Милан). В 1960-е годы Магомаев активно гастролировал по СССР, выступал в самых крупных городах страны в спектаклях «Севильский цирюльник» и «Тоска». Певцу предложили войти в труппу Большого театра, однако он отказался, потому что не желал ограничивать свой репертуар исполнением классических арий.
Творческий путь
В семье очень переживали, чтобы в подростковом возрасте Муслим не потерял свой божественный голос, поэтому были против его ранних концертов на сцене. Но сам юноша был иного мнения, и в возрасте 15 лет на сцене Дома культуры Бакинских моряков состоялось его первое выступление. Подростковой голосовой ломки Муслиму удалось избежать.
В 1961 году состоялся его дебют в ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа, после чего начался гастрольный тур по Закавказью.
А уже через год он вошёл в состав делегации СССР и отправился в Хельсинки, где после исполнения музыкальной композиции «Бухенвальдский набат» победил на Всемирном фестивале молодёжи и студентов.
В этом же 1962 году в Кремлёвском дворце съездов проходил фестиваль азербайджанского искусства, во время заключительного концерта пел и Муслим. После этого выступления он узнал, что такое всесоюзная слава. Началась эстрадная концертная деятельность, но она не помешала певцу в 1963 году стать солистом Азербайджанского театра оперы и балета. В 1964-1965 годах Муслим стажировался в итальянском городе Милане в театре «Ла Скала».
Возвратившись из Италии, Магомаев с партнёршей Марией Биешу проехали по крупнейшим городам Советского Союза со спектаклями «Севильский цирюльник» и «Тоска». Вскоре Муслиму предложили войти в труппу Большого театра, но он отказался, так как молодому певцу не хотелось ограничиться лишь оперными выступлениями.
В 1966 и в 1969 годах с оглушительным успехом прошёл гастрольный тур Муслима в Париже, он выступал в известнейшем театре «Олимпия». После этих гастролей директор Парижского театра предложил Магомаеву заключение годового контракта. Певец заинтересовался этим предложением, но получил отказ в Министерстве культуры СССР. В Париже Муслиму даже предложили эмигрировать, но в этом случае отказался он, так как своей жизни вдали от Родины не представлял.
Грампластинки певца расходились многомиллионными тиражами, его репертуар включал в себя помимо эстрадных песен и оперных арий популярные шлягеры зарубежных композиторов и русские романсы. Его международные премии и награды чередовались с отечественными:
- 1-я премия на Международном фестивале в Сопоте (1969);
- «Золотой диск» в Каннах на Международном фестивале грамзаписи (1969 и 1970);
- Народный артист Азербайджанской ССР (1971);
- Народный артист СССР (1973).
В 1975 году в Азербайджане Муслим создал государственный эстрадно-симфонический оркестр, с которым началась бесконечная череда гастролей. Магомаева хотели видеть и слышать в каждом уголке Советского Союза и далеко за пределами страны. Многотысячные стадионы и концертные площадки собирали его концерты во Франции, Иране, Болгарии, Канаде, Германии, Финляндии, Польши. На протяжении 14 лет Муслим руководил созданным им оркестром.
В течение нескольких десятилетий без Магомаева не обходился ни один правительственный концерт или праздничная передача на телевидении. Его эстрадные композиции знала и пела вся страна:
- «Азербайджан»;
- «Чёртово колесо»;
- «Бэлла Чао»;
- «Свадьба»;
- «Благодарю тебя»;
- «Огромное небо»;
- «Верни мне музыку»;
- «Нам не жить друг без друга»;
- «Мелодия»;
- «Лучший город земли»;
- «Королева красоты»;
- «Голос Земли».
Временные трудности
Биография Муслима Магомаева связана с постоянным успехом. С юных лет он был почитаем и любим. Официальная власть всячески благоволила певцу, его постоянно отправляли на заграничные гастроли, где он покорял своим талантом восторженную публику. Так, в 1966 и в 1969 годах Муслим Магометович выступил на сцене парижского театра «Олимпия». Однако даже этого любимца фортуны настигли временные трудности. Директор театра — Брюно Кокатрикс — предложил талантливому артисту годовой контракт, собирался сделать из него звезду мировой величины. Однако эта идея не понравилась Министерству культуры СССР. У Магомаева начались проблемы на родине — его заработками заинтересовалась ОБХСС. Новость о возбуждении уголовного дела застала певца в Париже. Местные эмигрантские круги всячески уговаривали артиста остаться во Франции, но он не представлял свою жизнь вдали от России и предпочел вернуться. Министерство культуры СССР на время запретило Муслиму выступать за пределами Азербайджана. Артист воспользовался свободным временем и окончил в 1968 году Бакинскую консерваторию по классу вокала.
Пик популярности
После временного забвения Магомаева вновь стал знаменит. В 1969 году он завоевал первую премию на Международном фестивале в городе Сопоте. В 1968 и 1970 годах получил в Каннах награду «Золотой диск». В 1973 году творческая биография Муслима Магомаева вышла на новый уровень: певцу присвоили звание «Народный артист СССР». В течение многих лет (с 1975-го по 1989-ой) вокалист являлся художественным руководителем Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым неоднократно гастролировал по Советскому Союзу. Популярность артиста в 1970-е годы была поистине безграничной. Его пластинки расходились огромными тиражами, даже в наши дни он остается непревзойденным кумиром для многих людей, живущих на постсоветском пространстве. В репертуаре певца более шестисот произведений, среди которых присутствуют арии, романсы, эстрадные песни.
Семья и дети Муслима Магомаева
Семья и дети Муслима Магомаева в течение нескольких лет боролись за наследство, оставшееся после его ухода из жизни.
Семья популярного исполнителя проживала в азербайджанской столице. Именно здесь появился на свет малыш, названный Муслимом.
Артист гордился своими близкими. Назван Муслим был в честь своего деда по линии отца, который был творческим человеком. Он писал музыку, руководил местным оркестром.
Отцом великого артиста был талантливый бакинский художник по имени Магомет. Папу мальчик не помнил. Он погиб за несколько дней до победы над фашисткой Германией.
Магомаев очень любил и ценил свою маму, которая была талантливой певицей и танцовщицей. Женщина в течение многих лет играла в постановках драматического театра. После смерти первого супруга она несколько лет была одна. Затем, встретив новую любовь, вышла замуж во второй раз. В браке появились на свет брат и сестра великого тенора.
Очень гордился наш герой своим дядей, который воспитывал мальчика как своего сына после смерти брата. Именно Джамал Муслимович способствовал тому, что племянник стал творческим человеком.
По официальным данным у популярного эстрадного исполнителя была только одна дочь, которую родила ему его первая супруга Офелия.
Перед самой смертью Муслима Магомаева в прессе появились статьи, что артист является отцом ещё и сына. Мальчик жил в Соединённых Штатах Америки. Сам популярный исполнитель признавал факт отношений с матерью Даниэля, но то, что именно от него тот появился на свет, не признавал. После ухода великого исполнителя из жизни Даниэль Фиготин приезжал в Россию и Азербайджан. Он посещал могилу артиста. Но сведения о родстве Муслима Магомаева с его псевдосыном широкой общественности неизвестны.
Недавно молодая девушка заявила, что она появилась на свет в результате отношений её матери с артистом. Но проведённая ДНК-экспертиза эти утверждения опровергла.
Последние годы
В 1998 году артист оставил творческую деятельность и поселился вместе с семьей в Москве. Будучи тонкой натурой, он понимал, что уходить со сцены нужно вовремя и с достоинством. Занимался живописью и вел оживленную переписку через интернет с поклонниками в последние годы Муслим Магомаев. Биография, причина смерти певца до сих пор волнуют многочисленных почитателей его таланта. По свидетельству друзей, исполнитель страдал заболеванием сердца и легких, но совершенно не умел беречь себя — мог выкурить три пачки сигарет за день. Одной из последних песен артиста была композиция «Прощай, Баку», записанная в 2007 году. Скончался в 2008 году, 25 октября, в возрасте шестидесяти шести лет Муслим Магомаев. Биография, причина смерти певца ни для кого не является тайной. Певец умер от ишемической болезни сердца.
Личная жизнь
Артист был женат дважды. В 1960 году он сочетался браком с девушкой по имени Офелия. Муслим Магомаев, биография, его дети всегда являлись предметом обсуждения в народе. Первый брак певца распался через год, однако супруга успела подарить ему дочь. Девочку назвали Мариной. Это единственный ребенок певца. В настоящее время живет в Соединенных Штатах вместе с супругом и воспитывает сына по имени Аллен дочь Муслима Магомаева
Биография певца в 1974 году, 23 ноября, отмечена повторным браком. Он женился на Синявской Тамаре Ильиничне — певице, народной артистке СССР. С ней Муслим Магомедович прожил до самой смерти.
Такова биография Муслима Магомаева. Его жизненный путь был незабываемым и ярким. Он стал символом целого поколения и до сих пор живет в памяти многочисленных поклонников.
Семья
Папа — Магомет Магомаев (1916—1945), театральный художник, погиб на фронте за 15 дней до Победы, мама — Айшет Магомаева (1921—2003) (сценический псевдоним — Кинжалова), драматическая актриса, сталинская стипендиатка.
Дед по отцу — Абдул-Муслим Магомаев, азербайджанский композитор, чьё имя носит Азербайджанская государственная филармония, является одним из основоположников азербайджанской классической музыки. О происхождении матери, Айшет Ахмедовны, Муслим Магомаев писал, что она родилась в Майкопе, её отец по национальности был турком, а мать наполовину адыгейкой, наполовину русской. О происхождении отца он говорил, что мать его была татаркой (его бабушка Багдагуль-Джамал была родной сестрой Али и Ханафи Терегуловых), а кем по происхождению были предки по его отцу, неизвестно. В документах Магомед Магомаев — азербайджанец по национальности. Сам Муслим Магомаев всегда считал себя азербайджанцем, а про гражданскую принадлежность говорил: «Азербайджан — мой отец, Россия — моя мать».
Мать, лишившись мужа, выбрала театральную карьеру, уехав в Вышний Волочёк, затем в Мурманск, где работала в областном драматическом театре и снова вышла замуж. По матери у Муслима есть брат Юрий и сестра Татьяна.
Первая жена — Офелия Велиева (род. 1940), однокурсница по Бакинскому музыкальному училищу. Брак просуществовал до 1963 года.
Дочь от первого брака — Марина. В настоящее время Марина живёт в США, в Цинциннати вместе с семьёй — мужем Аликом (Александром) Козловским, сыном близкого друга Муслима Геннадия Козловского, и сыном Алленом Максвелом.
Вторая жена — Тамара Ильинична Синявская (род. 1943), певица, народная артистка СССР (1982), их роман начался в Баку осенью 1972 года, поженились 23 ноября 1974 года в Москве, большую роль в этом сыграл Таир Салахов.