Николай Васильевич Гоголь: биография, личная жизнь, творчество


85 лет назад было принято постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». По словам историков, данный документ ознаменовал завершение борьбы с беспризорностью — бичом советского общества в 1920—1930-е годы.

Как отмечают эксперты, принятые в СССР меры социализации сирот оказались очень эффективными — они позволили сотням тысяч детей получить образование и стать полноценными членами общества. Так, создавались приёмники-распределители для несовершеннолетних, интернаты, активно внедрялись патронат, усыновление, опека и попечительство, вводились квоты для производственного обучения и трудоустройства подростков. Разработанные в рамках этой работы методики получили признание во всём мире.

31 мая 1935 года Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности». Документ стал одним из последних шагов в борьбе с детской беспризорностью, являвшейся одной из серьёзнейших проблем советского общества в межвоенный период.

Новый жанр русской книги

Его произведения наполнены глубиной психологических чувств, сильных эмоций, мистических явлений и необычных персонажей. В тоже время, его многие повествования разительно отличаются друг от друга.

Писатель Гоголь

Писатель Гоголь

Устрашающий «Вий»

«Вий» — книга, которую по праву можно назвать первым ужастиком. Она кишит нечистой силой и устрашающими образами: демоны, черты, скелеты, покойники, ведьма, летающая в гробу.

Кадр из фильма «Вий»

Комедийный «Ревизор»

Пьеса «Ревизор» имеет комедийный жанр и много смешных моментов. «Ревизор» критикует людей, которым не чуждо лицемерие и выгода.

книга ревизор

«Тарас Бульба» — произведение, наполненное отчаянием, отвагой, любовью, болью и предательством.

Рождественская сказка

«Ночь перед Рождеством» — замечательная мистическая сказка, наполненная фольклора, истории, юмора и чудес. Творчество Гоголя актуально не одно столетие. Им зачитываются и дети, и взрослые.

Кадр из фильма «Ночь перед Рождеством»

По его рассказам и романам издают фильмы, мультфильмы, по сей день.

Любовь в книгах

Несмотря на страсти и любовь, описанные в своих книгах, личная жизнь Николая Гоголя была достаточно скромной и неприметной. К сожавлению писателю не удалось узнать, что такое: жена и дети. Однако его сердце несколько раз вспыхивало от любовного наваждения.

Николай Гоголь

1 апреля (20 марта) 1809 года родился писатель Николай Гоголь.

Личное дело

Николай Васильевич Гоголь (1809–1852) родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика среднего достатка Василия Гоголя-Яновского (от второй части фамилии писатель впоследствии отказался из-за ее, как он считал, польского происхождения). Детство Николая прошло в родительском имении Василевка-Яновщина. В возрасте десяти лет его отвезли в Полтаву к одному из местных учителей для приготовления к гимназии. Поступил в Гимназию высших наук в Нежине и учился там с мая 1821 по июнь 1828 года. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и успешно переходил из класса в класс. Он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

Склонность к писательству определилась у Гоголя очень рано. В детстве он сочинял стихи, получившие одобрение Василия Капниста, имение которого находилось по соседству. Капнист объявил родителям Гоголя: «Из него будет большой талант, дай ему только судьба в руководители учителя-христианина». В гимназии Гоголь пишет элегии, трагедию «Разбойники» (не сохранилась), историческую поэму «Россия под игом татар», повесть «Братья Твердиславичи» и другие произведения в серьезных жанрах. Одновременно он создает сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», осмеивающую слог сочинений гоголевского одноклассника Нестора Кукольника, будущего известного драматурга. Среди гимназистов нашлись те, кто разделял литературные интересы Гоголя. Они выписывали в складчину журналы, затеяли даже свой рукописный журнал, куда Гоголь писал много стихов. Гимназисты также устраивали театральные представления, активным участником которых непременно был и Гоголь.

Когда Николаю Гоголю было пятнадцать лет, умер отец. На юношу легли заботы о делах; он дает советы матери, успокаивает ее, думает о будущем устройстве своих собственных дел. К концу пребывания в гимназии Николай мечтает не о литературной, а об общественной деятельности, он планирует выдвинуться на «службе государственной» и трудиться во имя высшего блага, расцвет которого заглушается отравляющими общество пороками и злоупотреблениями. Окончив в 1828 году гимназический курс, Гоголь едет в Петербург.

Но в столице его надежды быстро развеялись. Чиновничья служба оказалась тягостной бессодержательной обязанностью, а не служением обществу. К тому же скромные средства Гоголя были явно недостаточными для столичной жизни. Он попробовал стать актером, но в театр его не взяли. Гоголь написал стихотворение «Италия» и отправил его анонимно в журнал «Сын Отечества». Стихотворение было напечатано в № 12 журнала «Сын отечества и Северный Архив» за 1829 год и это стало первой публикацией произведения Гоголя.

На исходе 1829 года Николай Гоголь определяется в департамент уделов, где служит под началом известного поэта Ивана Панаева сначала писцом, потом – помощником столоначальника. Там он окончательно разочаровывается в государственной службе, но одновременно набирается живых впечатлений о канцелярском быте и психологии чиновников, что отозвалось в дальнейшем в его «петербургских повестях». Позже по ходатайству П. А. Плетнева он становится преподавателем истории в Патриотическом институте.

Вскоре под псевдонимом «В. Алов» Гоголь публикует «идиллию в картинах “Ганс Кюхельгартен”» (с пометой «писано в 1827»). Романтическая поэма была пронизана заимствованиями из Жуковского, Пушкина и немецких поэтов. Критика встретила ее появление едкими насмешками. Гоголь пережил это очень болезненно. Отправив слугу скупить все поступившие в продажу экземпляры, он почти полностью сжег нераспроданный тираж и спешно бежал за границу, в Германию, откуда, однако, через два месяца неожиданно вернулся в Петербург.

Благодаря Панаеву, Гоголь знакомится с петербургскими литераторами: Дельвигом, Жуковским, Плетневым, Пушкиным. Сразу по прибытии в Петербург он обнаружил, что все малороссийское здесь «в большой моде». Еще в начале 1828 года Гоголь просил мать прислать ему сведения о малорусских обычаях, преданиях, костюмах, а также «записки, веденные предками какой-нибудь старинной фамилии, рукописи стародавние». Все это составило материал для рассказов из малороссийского быта, которые были опубликованы в 1831-1832 двумя частями в Петербурге под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасечником Рудым Паньком» и положили начало литературной славы Гоголя. На этот раз книга вызвала почти всеобщее восхищение. «Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего», – заметил А. С. Пушкин.

В 1832 году Гоголь отправляется навестить родину. По дороге он заезжает в Москву где его встречают уже как известного писателя. В Москве он знакомится с М.П. Погодиным, семейством С. Т. Аксакова, М. Н. Загоскиным, И. В и П. В. Киреевскими, которые оказали большое влияние на молодого писателя. В 1834 году Гоголь был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Однако уже на следующий год он решил отказаться от этой должности, чтобы посвятить все время литературе. Он пишет повести, составившие два последующие его сборника – «Миргород» и «Арабески».

В 1833 году Гоголь задумал комедию «Владимир 3-й степени». Она не была окончена, но материал пригодился для нескольких драматических эпизодов – «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская» и «Отрывок». Первая из этих пьес была напечатана в «Современнике» Пушкина в 1836 году, остальные – в первом собрании сочинений Гоголя (1842). В том же собрании увидели свет пьесы «Женитьба», первые наброски которой относятся к тому же 1833 году, и «Игроки». Осенью 1835 года Гоголь принимается за написание «Ревизора», сюжет которого был ему подсказан Пушкиным. В январе 1836 Гоголь читает пьесу в доме Жуковского в присутствии Пушкина и Вяземского, а в феврале – марте уже занят ее постановкой на сцене Александринского театра.

В июле 1836 года Гоголь уезжает за границу, где работает над «Мертвыми душами», начатыми еще в Петербурге. За границей – в Италии, Швейцарии, Франции, Германии – Гоголь прожил почти 12 лет, лишь иногда наведываясь в Россию. Он побывал в Греции, а перед окончательным возвращением в Россию посетил Иерусалим. Летом 1840 года Гоголя настигает приступ тяжелой нервной болезни. В 1842 году увидел свет первый том «Мертвых душ».

Второй том был закончен к началу 1852 года, однако в результате очередного кризиса преследующей Гоголя болезни, писатель в ночь с 11 на 12 февраля сжег уже готовую рукопись.

Последние дни жизни Гоголь провел в строгом посте и молитве. 21 февраля утром 1852 года он умер в своей последней московской квартире в доме Талызина.

Чем знаменит

Николай Гоголь

Николай Гоголь — классик русской литературы. «Великий писатель, который своими дивно-художественными, глубоко-истинными творениями так могущественно содействовал самосознанию России, давши ей возможность взглянуть на себя самое, как будто в зеркале», — писал о нем Белинский.

Над произведением, которое Гоголь считал главным в своей жизни, он начал работать еще в 1835 году. Как и в случае с «Ревизором», идею ему подсказал Пушкин. По замыслу Гоголя, «Мертвые души» должны были состоять из трех частей — подобно «Божественной комедии» Данте. Поэма должна была стать «комедией о душе», раскрыть идею восстановления человеческого духа на пути восхождения от «адских» глубин через «чистилище» к «райскому» свету.

Первый том был опубликован в мае 1842 года под измененным по требованию цензуры названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Он был встречен полярными отзывами: от восторгов до обвинений в клевете на действительность. Первый том, изображающий «хотя с одного боку всю Русь», был соотнесен Гоголем с дантовым «Адом».

После духовного кризиса и болезни 1842 года религиозно-мистические настроения Гоголя усиливаются. Он придает все большее значение своей поэме, полагая, что сможет исцелять ею души людей. В одном из писем Аксакову он говорит: «Труд мой велик, мой подвиг спасителен; я умер теперь для всего мелочного».

Во втором томе «Мертвых душ» писатель пытался дать позитивную картину русской жизни. Но вновь возвращается тяжелый душевный кризис. В конце июня – начале июля 1845 года Гоголь сжигает почти законченную рукопись второго тома, объясняя это тем, что в книге не достаточно ясно были показаны «пути и дороги» к идеалу. Он продолжает напряженно работать над новый вариантом второго тома, более просветлённым и очищенным; ему кажется, что он понял, как надо писать, чтобы «устремить всё общество к прекрасному». Вернувшись в Россию в 1848 году, Гоголь трижды посещает Оптину пустынь, где беседует со старцами и просит благословения на завершение своего труда. «Нужно, чтобы русский читатель действительно почувствовал, что выведенное лицо взято именно из того самого тела, из которого создан он сам…». Но показать читателям дорогу через Чистилище в Рай Гоголь так и не смог.

1 января 1852 года он сообщил одному из своих знакомых, что второй том «совершенно закончен». Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса преследующей Гоголя болезни. Толчком к тому послужила смерть Е. М. Хомяковой, человека, духовно близкого Гоголю, сестры Н. М. Языкова. Писателя терзают предчувствие близкой смерти, сомнения в благотворности собственного литературного поприща. В конце января – начале февраля он встречается с приехавшим в Москву своим духовником священником Матвеем Константиновским. Содержание их бесед осталось неизвестным, однако есть свидетельства, что отец Матвей мог посоветовать Гоголю уничтожить часть глав поэмы из-за их вредного влияния на читателей. 7 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь с 11 на 12 февраля сжигает беловую рукопись второго тома (сохранились лишь пять глав разных черновых редакций).

О чем надо знать

В 1840-х годах Гоголь посчитал необходимым публично изложить свои основные идеи и наставить современников на путь «истинного совершенствования». Для этого он даже прерывает работу над «Мертвыми душами» и в 1847 году выпускает в свет книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Туда вошли настоящие письма Гоголя, отправленные в 1845 и 1846 годах. Вероятно, готовя книгу, он вносил в тексты писем некоторые изменения. Гоголь пытался предложить для России идеальную программу выполнения своего долга всеми «сословиями» и «званьями», от крестьянина до высших чиновников и царя.

Публикация книги стала событием. Журнал «Москвитянин» писал: «В течение двух месяцев по выходе книги она составляла любимый, живой предмет всеобщих разговоров. В Москве не было вечерней беседы, разумеется, в тех кругах, куда проникают мысль и литература, где бы не толковали об ней, не раздавались бы жаркие споры, не читались бы из нее отрывки». Но большинство откликов были критическими. Вяземский в одном из писем сообщал: «Наши критики смотрят на Гоголя, как смотрел бы барин на крепостного человека, который в доме его занимал место сказочника и потешника и вдруг сбежал из дома и постригся в монахи». Неожиданный консерватизм, доходящий до готовности отречься от собственных ранних произведений, так как они недостаточно способствуют духовному исправлению читателя, были встречены большинством современников отрицательно. Широко известным стало открытое письмо Белинского к Гоголю по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями».

Прямая речь

«Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного существа моего не определили. Его слышал один только Пушкин. Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем. Вот мое главное свойство, одному мне принадлежащее, и которого точно нет у других писателей», — Н. В. Гоголь

«Делайте, что хотите, с моей пьесой, но я не стану хлопотать о ней. Мне она сама надоела так же, как хлопоты о ней. Действие, произведенное ею, было большое и шумное. Все против меня. Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня. Бранят и ходят на пьесу; на четвертое представление нельзя достать билетов. Если бы не высокое заступничество государя, пьеса моя не была бы ни за что на сцене, и уже находились люди, хлопотавшие о запрещении ее. Теперь я вижу, что значит быть комическим писателем. Малейший призрак истины — и против тебя восстают, и не один человек, а целые сословия», — из письма Гоголя М. С. Щепкину о «Ревизоре» (1836)

«Вы не заметили, что Россия видит свое спасение не в мистицизме, не в аскетизме, не в пиэтизме, а в успехах цивилизации, просвещения, гуманности. Ей нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение. (…) И в это то время великий писатель, который своими дивно-художественными, глубоко-истинными творениями так могущественно содействовал самосознанию России, давши ей возможность взглянуть на себя самое, как будто в зеркале, — является с книгою, в которой во имя Христа и церкви учит варвара-помещика наживать от крестьян больше денег, ругая их неумытыми рылами!. И это не должно было привести меня в негодование? Да если бы Вы обнаружили покушение на мою жизнь, и тогда бы я не более возненавидел Вас за эти позорные строки. (…) Проповедник кнута, апостол невежества, поборник обскурантизма и мракобесия, панегирист татарских нравов — что Вы делаете? Взгляните себе под ноги: ведь Вы стоите над бездною… Из письма Белинского к Гоголю.

11 фактов о Николае Гоголе

  • Поскольку два предыдущих ребенка в семье умерли, не прожив и недели, мать дала обет назвать сына Николаем по чудотворной иконе Николая Диканьского, хранившейся в местной церкви.
  • Отец Гоголя Василий Афанасьевич писал украинские комедии, которые с успехом ставились в театре Д. П. Трощинского, известного вельможи и покровителя искусств, жившего неподалеку. Полагают, что сценическая деятельность отца, предопределила интерес к театру и Николая Гоголя. Позднее отрывки из пьес отца Гоголь использовал в качестве эпиграфов к главам «Сорочинской ярмарки».
  • В гимназическом театре Гоголь особенно запомнился исполнением роли госпожи Простаковой из «Недоросля» Фонвизина.
  • На композицию «Ревизора» повлияла картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи», где, по словам Гоголя, «все явления» соединены в «общие группы» и «выбраны сильные кризисы, чувствуемые общею массою». Под влиянием Брюллова создана и финальная «немая сцена» пьесы.
  • В Риме знакомые польские священники пытались уговорить Гоголя перейти в католицизм, но он отказался. В письме матери Гоголь объяснял: «Как религия наша, так и католическая совершенно одно и то же, и поэтому совершенно нет надобности переменять одну на другую. Та и другая истинна».
  • В речах Фомы Опискина из повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» неоднократно встречаются аллюзии на «Выбранные места из переписки с друзьями».
  • От университетской церкви, где Гоголя отпевали, до места погребения в Даниловом монастыре гроб несли на руках профессора и студенты университета.
  • На надгробном памятнике Николая Гоголя была высечена цитата из книги пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеюся».
  • Первый памятник Гоголю работы Пармена Забилы был установлен в Нежине в 1881 году.
  • В 1931 году останки Гоголя были перенесены на кладбище Новодевичьего монастыря, что породило немало мистических предположений о том, что он не умер, а был погребен в летаргическом сне. Но версию о летаргическом сне опровергают воспоминания скульптора Николая Рамазанова, делавшего посмертную маску Гоголя.
  • В 1909 году в Москве, на Пречистенском (Гоголевском) бульваре был установлен памятник Гоголю работы скульптора Н. А. Андреева. Созданный на народные деньги, собранные по подписке, он по праву считается одной из лучших столичных скульптур. Однако трагический и скорбный облик писателя не отвечал советской идеологии. В 1951 году неугодный памятник был отправлен в филиал Музея архитектуры в Донском монастыре, а на его месте к столетию со дня смерти Гоголя был поставлен новый, созданный Н. В. Томским. В 1959 году памятник работы Андреева, называемый в народе «малый Гоголь», был перенесен во двор дома-музея Гоголя на Никитском бульваре.

Материалы о Николае Гоголе

Гоголь в «Фундаментальной электронной библиотеке»

Сочинения Н. В. Гоголя в библиотеке Мошкова

Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя

Статья о Николае Гоголе в русской Википедии

Тревожная мать

Мать Николая Гоголя – Мария Иванова, была обладательницей редкой красоты. Но при этом женщина была наполнена страхами, религиозностью и повышенной тревожностью. Поговаривают, что в её роду присутствовало много людей с психическими расстройствами. Она сама частью вела себя очень странно. Будучи религиозной особой, женщина мало рассуждала о любви Божьей, зато постоянно думала о Страшном Суде, расписывая детям ужасающие картины во вех подробностям. Внутренний мир Марии Ивановны был наполнен мраком и мистикой. Большую роль её угнетённому состоянию придавал и тот факт, что из двенадцати детей в семье Гоголь – Янковских, выжило только пятеро.

Мать Гоголя

Незнакомка

Поводом для слухов о наличии у Гоголя дамы сердца стали строки написанные им в 1829 году в письме драгоценной маменьке. В этой эпистоле, обосновывая свой неожиданный отъезд из Петербурга в немецкий город Любек, он поделился с ней своими сокровенными переживаниями: «Кто бы мог ожидать от меня подобной слабости. Но я видел её… нет, не назову её… она слишком высока для всякого, не только для меня. Я бы назвал её ангелом, но это выражение низко и некстати для неё… Нет, это не любовь была… я по крайней мере не слыхал подобной любви… В порыве бешенства и ужаснейших душевных терзаний, я жаждал, кипел упиться одним только взглядом, только одного взгляда алкал я. …Нет, это существо… не была женщина. Если бы она была женщина, она бы всею силою своих очарований не могла произвесть таких ужасных, невыразимых впечатлений. Это было божество, им созданное, часть его же самого! Но, ради бога, не спрашивайте её имени. Она слишком высока, высока».

В книге «Гоголь в жизни» Викентий Вересаев, ссылаясь на материалы историка литературы Владимира Шенрока, отмечает, что Николай Васильевич вероятнее всего специально выдумал всю эту историю с пламенной страстью к некоей особе, поскольку никто из друзей в этот период не замечал в нём каких-либо изменений и душевного смятения.

Тем не менее, в судьбе Гоголя были реальные женщины, умевшие играть на струнах его души. К их числу относились аристократки, Александра Смирнова-Россет и Анна Виельгорская.

Отношение к противоположному полу

Николай Васильевич горячо любил мать и своих сестёр. Любви к женщинам он боялся. А скромное существование не позволяло заводить супружеские отношения и детей. И тем не менее, любовь не раз посещала известного писателя.

Сестра Гоголя, Елизавета

Александра

Одной из любимых женщин Николая Гоголя была красивая и утончённая фрейлина королевы Александра Осиповна Росет.Между писателем и фрейлиной завязалась трогательная и светлая дружба, которая длилась много лет. Александра и Николай вели длинные переписки. В своих посланиях Гоголь называл фрейлину «ласточка Роззети», «Сашенька». Александра Росет будучи бесприданницей вскоре вышла замуж по расчёту за дипломата министерства иностранных дел Николая Михайловича Смирнова. Брак с зажиточным мужчиной помог Александре и её братьям избежать бедности, но любви к мужу Саша не испытывала. Впрочем, к Николаю Гоголю она тоже не пылала страстью.

Духовная связь

Их общение и привязанность были пропитаны чистотой и братской нежностью. Супруг Смирновой – Росет знал об их общении, но при этом не возражал, не наблюдая никакой опасности их браку. Александра, имеющая украинские корни, часто называла себя «хохлячкой», а Гоголя «хохлом». Она любила петь ему украинские песни, вдохновляла на написание романов. Такая дружба между мужчиной и женщиной довольно редкое явлением. Не все окружающие понимали их.

Александра Росет — Смирнова

Мария

Второй важной женщиной в жизни мистического писателя являлась его кузина – Мария Синельникова. Девушка очень рано вышла замуж. Её брак не был счастливым, что пробудило Марию уйти от мужа и переехать в имение Власовку, в окрестностях Харькова. Мария была очень общительной и светской женщиной. Однажды, когда её здоровье немного пошатнулось, к ней в гости нагрянули родственники, с целью проведать больную: мать Гоголя и сестра, и сам писатель собственной персоной.

Скромная внешность Гоголя, его длинный нос, русые волосы никогда особо не привлекали слабый пол. Однако, столь невиданная скромность и мягкость писателя не смогли оставить девушку равнодушной.

Кузены подолгу гуляли по саду, получая взаимное удовольствие. Мария любила нашёптывать Гоголю секретики на ушко, которые вызывали у Николая смущение и красноту на лице. Женщина не стесняясь, говорила писателю о своей любви и глубокой привязанности.

Мария Синельникова

Горячая любовь

Через восемь дней Гоголи покинули усадьбу, и Мария с трепетом и волнением относилась к комнате, в которой гостил писатель. Она некого не пускала в апартаменты, чтобы всё в комнате осталась так, как и в его присутствие.

Траурное кольцо

Не одна женщина не любила так Николая Гоголя, как его двоюродная сестра. Они вели долгую и нежную переписку, которая долгое время хранилась у неё. После смерти Гоголя женщина одела на палец золотое кольцо с выгравированной надписью: «Сконч. Н. Гоголь. 1852 фев. 21», и никогда его не снимала. В кольце находился медальон, в котором женщина хранила локон русых волос Николая Гоголя. Словно жена Николая Гоголя, она носила траур по любимому мужчине всю оставшуюся жизнь.

Гоголь Николай

Последствия военного лихолетья

«Массовая беспризорность в Советской России была результатом Первой мировой войны и последовавшей за ней Гражданской войны. Она стала настоящим бичом общества, на улицах оказалась армия сирот», — рассказал в интервью RT историк советник ректора МПГУ Евгений Спицын.

В ходе революционных событий 1917 года существовавшая в Российской империи система благотворительных и сиротских учреждений прекратила своё существование. В декабре того же года Владимир Ленин подписал декрет, провозглашавший заботу о детях прямой обязанностью государства. В начале 1918 года Совнарком создал комиссии по делам несовершеннолетних, в состав которых входили педагогические, социальные и медицинские работники, а также представители органов юстиции.

Все вопросы развития образования в регионах с 1918 года передавались в ведение губернских отделов народного образования (ГубОНО), являвшихся отделами губернских исполкомов и одновременно местными органами Наркомата просвещения. Специальных учреждений, занимавшихся социальной реабилитацией несовершеннолетних, остро не хватало.

В 1919 году был издан декрет об учреждении Совета защитников детей. Он занимался эвакуацией детей в «хлебные» районы, организацией общественного питания, продовольственного и материального снабжения. К этой работе начали привлекать Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК).

«Участие органов ВЧК было оправданным и логичным. Они имели хорошо развитый аппарат на местах. Кроме того, беспризорность служила благодатной почвой для возникновения преступности», — отметил Спицын.

В 1920 году было обнародовано постановление Наркомата просвещения, в котором шла речь об организации приёмников для беспризорников, а также обеспечения им лечения и питания. 27 января 1921 года президиум ВЦИК создал Комиссию по улучшению жизни детей во главе с председателем ВЧК и наркомом внутренних дел РСФСР Феликсом Дзержинским.

Феликс Дзержинский / РИА Новости

«В начале 1920-х годов ситуация с беспризорностью стала критической. Это было общенациональное бедствие. Счёт беспризорников пошёл на миллионы. В разных источниках их количество оценивалось от 4,5 млн до 7 млн. У одних детей родители погибли, другие потерялись во время переездов и эвакуаций», — рассказал в беседе с RT заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова Андрей Кошкин.

По словам эксперта, детей, оставшихся без постоянного места жительства или родительского надзора, начали отправлять в учреждения интернатного типа. Для оказания им первичной помощи создавались приёмно-распределительные пункты. Помощь в организации самой системы преодоления беспризорности Дзержинскому оказывали известные советские педагоги, в частности Антон Макаренко, который в дальнейшем был отнесён ЮНЕСКО к числу людей, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Регистрация бездомных детей в дежурной комнате школы сотрудницей Московского отдела народного образования / РИА Новости

«Учитывая размах беспризорности, связанные с ней проблемы превратись в политический вопрос. Это был тест на жизнеспособность советской системы управления, решался вопрос будущего всей страны», — подчеркнул Кошкин.

Опасаясь любви

Современники поговаривали, что у Николая Васильевича Гоголя никогда не было физической близости с женщинами. Его личная жизнь была часто подвержена одиночеству. Далее платонической любви и нежных переписок дело не заходило. Несмотря на страстных героев его повествований, сам Гоголь относился к любви очень осторожно. Он писал своему лучшему другу, что любовная страсть может сжечь его до тла. Поэтому Гоголь держался на определённой дистанции от предмета своей страсти. Но при этом гениально описывал любовную страсть в своих книгах.

Когда человек влюбится, то он все равно что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми согни – она исогнется. Н. В. Гоголь.

Смерть

В апреле 1848 года Гоголь возвратился в Россию. Большую часть времени он провел в Москве, иногда приезжал в Петербург и на родину, в Украину. Писатель прочитал отдельные главы из второго тома «Мертвых душ» друзьям, вновь купался в лучах всеобщей любви и поклонения. Николай Васильевич пришел на постановку «Ревизора» в Малом театре и остается доволен спектаклем. В январе 1852 года стало известно, что роман «совершенно окончен». Однако вскоре новым душевным кризисом отметилась биография Гоголя. Главное дело всей его жизни — литературное творчество — показалось ему бесполезным. Он сжег второй том «Мертвых душ» и через несколько дней (21 февраля 1852 года) умер в Москве. Его похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 году перенесли на Новодевичье кладбище.

«Вий» — старая легенда или голоса с того света?

Верующая мать еще с детства внушила Гоголю страх перед жизнью после смерти. Писатель пронес его через все свои произведения — многие из них ярко описывают загробный мир.

Повесть «Вий» также основана на детском кошмаре Гоголя. Сам Николай Васильевич говорил, что в основе произведения лежит старая легенда, а писатель вовсе не добавлял в нее ничего от себя.

Однако исследователи, изучавшие литературу и наследие Гоголя, не обнаружили ни одного поверья, легенды или мифа, хоть как-то по сюжету напоминавших повесть «Вий».

Всем известно, что Гоголь был болен расстройством психики.

Его преследовали голоса из других миров. Возможно именно так появилась идея мистической повести.

Тем не менее, нельзя стопроцентно сказать, что писатель работал в жанре мистика. Все-таки, даже гоголевский черт в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» является персонажем скорее юмористическим, нежели загадочным и таинственным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]