Биография
Дмитрий Иосифов родился в простой советской семье, не имеющей никакого отношения к актерской профессии и вообще к искусству. О своих близких он рассказывает: «Я родился и жил в Минске, папа у меня работал инженером-конструктором машиностроения. Мама – биолог, она работала в Институте санитарии и гигиены, кандидат наук. В нашей семье трое детей: брат Андрей старше меня на два года, а Николай младше на 12 лет. Они с детства увлекались математикой, а сейчас работают программистами».
Мальчик с раннего возраста интересовался фотографией и с удовольствием посещал секцию фигурного катания. Ничто не сулило ему стать артистом, но волею судьбы в 1974 году он попал на съемки детского фильма «Приключения Буратино».
Позже в одном из интервью актер уточнил, как это произошло: «В Минске, откуда я родом и где снимался фильм, объявили набор. Меня нашли в школе фигурного катания, привели на студию. Сначала мне жутко все не понравилось, и я сказал бабушке, с которой пришел, что у меня болит живот. Но меня привезли вторично и утвердили на роль Арлекино. Потом встала проблема с главными героями — Буратино и Мальвиной, долго не могли их найти. Тогда-то второй режиссер и предложил попробовать меня».
Так Дима, неожиданно для самого себя, познакомился с актерской профессией. После выхода картины его ждал головокружительный успех. Но, несмотря на это, окончив школу, по совету папы юноша все же хотел поступать в политехнический институт и связать свою жизнь с порошковой металлургией. Однако актерская бацилла уже прочно сидела в молодом человеке. Да и режиссер Леонид Нечаев настоятельно рекомендовал ему идти в театральный. С его благословения Дмитрий и поступил в институт кинематографии им. Герасимова на курс Алексея Баталова. А позже окончил в Белоруссии режиссерское отделение Академии искусств.
Параллельно молодой артист работал в Минском театре-студии киноактера, где переиграл множество ролей. Также начал пробовать себя в других качествах – нужда заставила: «После окончания вуза наступили 90-е, кино на 10-15 лет остановилось, ничего не снимали. У всего поколения было одно желание — выжить. Чем только тогда ни занимался: вел вечеринки за копейки, работал в рекламе, стал делать проекты для ТВ».
KisTv
Родился 22.10.1965, Минск
Актер, сценарист, режиссер. «Буратино»
Родители Димы никакого отношения к искусству не имели — папа был инженером, мама -биологом. Да и сам Дима о кино тоже не мечтал, большую часть свободного времени проводил в секции фигурного катания. Во время одного из таких занятий его и нашел ассистент режиссера студии «Беларусьфильм». Вспоминает Дмитрий Иосифов: «В Минске, откуда я родом и где снимался фильм, объявили набор. Меня нашли в школе фигурного катания, привели на студию. Сначала мне жутко все не понравилось, и я сказал бабушке, с которой пришел, что у меня болит живот. Но меня привезли вторично и утвердили на роль Арлекино. Потом встала проблема с главными героями — Буратино и Мальвиной, долго не могли их найти. Тогда-то второй режиссер и предложил попробовать меня. Нечаев до сих это отрицает, но я знаю точно, что он отказывался. Тем не менее, стали меня пробовать. Долго мерили носы — не могли выбрать, какой размер лучше. Пробовали-пробовали, и месяца через три я спросил: «А чего, съемки-то будут?». Все расхохотались, потому что, оказывается, все это время фильм уже снимался». Съемки фильма проходили в Крыму в течение 98 дней. Время было благодатное — лето, и все актеры получали от этой работы массу удовольствия. Правда, Диме было поначалу нелегко — он долго не мог привыкнуть к длинному носу, который гримеры наклеивали ему в течение целого часа. Однако рядом всегда находилась его бабушка, которая по мере сил успокаивала внука. Когда фильм вышел на голубой экран, его успех у зрителей был безоговорочным. Большинство реплик, произносимых с экрана героями картины, сразу же ушли в народ. Вот лишь некоторые из них: «дайте мне всего лишь три корочки хлеба», «богатенький Буратино», «щас в рожу вцеплюсь», «какое небо голубое» и т.д.
Другие роли в кино
Если фильм «Приключения Буратино» не перевернул, то, по крайней мере, изменил жизнь мальчика это точно. «После кино мне все остальное стало неинтересным», — вспоминает он. Предложения сниматься стали приходить к нему одно за другим. Пришлось навсегда забросить фигурное катание. До конца десятилетия Дима умудрился сняться еще в целом ряде детских картин, среди которых самыми известными были: «Про Красную Шапочку», где он сыграл волчонка, и «Капитан Сорви-Голова» — мсье Комаров.
Кем быть?
Несмотря на успехи в кино, по окончании школы, Дмитрий собирался поступать в политехнический и связать свою жизнь с порошковой металлургией. Почему? Дмитрий рассказывает: «Все объясняется просто. Хотя после «Приключений Буратино» были и другие роли, родители не верили, что актерство – это действительно мое. Поэтому отец, который работал инженером в машиностроении, активно привлекал меня к «серьезному» делу. Когда я учился в десятом классе, ему поступил заказ от поляков на проектирование какого-то агрегата. Поскольку я отца очень уважал, то тут же пришел ему на помощь: целый год делал чертежи – ватманов пятьдесят, наверное, наваял. Поляки, видимо, остались довольны, а мы заработали неплохие деньги и вложили их в нашу дачу – такой семейный подряд. Так что ничего удивительного в том, что я выбрал металлургию, не было. Вот только до института я так и не дошел». Именно в этот момент судьба подала ему знак. Экзамены в политех были в августе, и у мальчика была еще масса времени. Тогда Дмитрий и решил отправиться в Москву, попытать счастья в творческом вузе. Ему повезло, режиссер «Буратино» Леонид Нечаев буквально привел его за руку во ВГИК. Но юноша ростом метр пятьдесят восемь ни на кого впечатления не произвел. И тогда Нечаев выступил его гарантом. Он решительно заявил приемной комиссии: «Мальчик вырастет, я вам обещаю». Дмитрия приняли в группу, которую набирал Алексей Баталов. И он оправдал надежды своего учителя — вырос и в творческом плане, и буквально (на целых 22 сантиметра!).
Личная жизнь
Со своей будущей женой Натальей Дмитрий Иосифов познакомился случайно. Вот что он рассказывает сам: «С Натальей мы познакомились в Институте стали и сплавов: я привез в приемную комиссию документы брата, а она пыталась поступить. Сначала это была ни к чему не обязывающая связь: я увидел интересную девочку, решил с ней заговорить. Однако довольно скоро наши отношения перешли в нечто большее. А еще через какое-то время Наташу – на пару с моим братом, между прочим, – выгнали из института. Ее – из-за романа со мной, а его – из-за романа с театром (брат постоянно ходил на все премьеры, и времени на учебу у него не оставалось). Потом брат ушел в армию, а Наталья через год снова поступила в тот же институт, но на другое отделение. Она, кстати, вообще легко поступала в любые учебные заведения и с такой же легкостью их бросала – ей было неинтересно…». Вскоре выяснилось, что Наталья ждет ребенка. Дмитрий был молод и совершенно не готов к такому повороту. Был 1986 год. Иосифов как раз окончил ВГИК и был распределен в Минск. Он уехал, оставив подругу в положении. Полгода они жили врозь, а потом душа Дмитрия не выдержала. Он приехал в Москву и выпросил у Натальи прощение и согласие стать его женой. Обратно в Минск он вернулся уже не один.
«Взрослое» кино
В родном Минске Дмитрий Иосифов в течение шести работал в одном из театров. В то время он много снимался на разных киностудиях, но больше всего ролей было сыграно им в картинах студии «Ленфильм». Причем в основном ему приходилось играть милиционеров в разных детективах. Сам актер своей лучшей работой считает роль в фильме Александра Рогожкина «Караул». Это мрачная картина о дедовщине в армии, снятая по материалам реального уголовного дела, когда молодой солдат внутренних войск в поезде для перевозки зеков расстрелял весь караул. Иосифов сыграл в этом фильме роль одного из «дедов». Дмитрий вспоминает: «Я играл роль одного из сержантов-зверей и получил, может быть, самый лучший комплимент за всю мою актерскую деятельность. Когда этот фильм показали на одном из закрытых просмотрах, то ко мне подошел солдат, взял меня за грудки и сказал: «У меня такая же сволочь в армии была». Мне было приятна такая грубая реакция, это означало, что мне удалось сыграть свою роль очень достоверно, несмотря на то, что сам я в армии не служил». Фильм был удостоен сразу нескольких престижных призов: «Западный Берлин-90», «Страсбург-90», «Сталкер-95».
Режиссура
В середине 90-х Дмитрий поступил на режиссерское отделение кинофакультета Белоpусской Академии искусств (мастерская В.Турова). Сразу после окончания он покинул театр и стал работать в рекламе, которая в этот момент активно развивалась. Однажды его ролики увидел однокашник по ВГИКу Андрей Лобов. «Это ты где снимал, в Америке?», — спросил он. «Нет, в Минске». Андрей очень удивился и предложил сделать кое-что для московских заказчиков, а спустя некоторое время уговорил перебраться в Москву. Вспоминает Дмитрий Иосифов: «К тому моменту в Белоруссии к власти пришел Лукашенко, и я понял: все, стране конец, надо уезжать». В России Дмитрий снял немало роликов, на сегодняшний момент в его творческом активе их уже около 40 (реклама соков, обуви и т.д.). Позже появились телевизионные проекты и кино. Дмитрий работал режиссером на «Последнем герое» и «Двенадцати негритятах». А в 2005 году Иосифов выступил в качестве режиссера знаменитого сериала «Убойная сила». Дмитрий снял трехсерийный блок “Мыс Доброй Надежды”, а также серию «Братство по оружию». Новый цикл повествует о приключениях оперов в Африке. Дмитрий Иосифов рассказывает: «Для меня этот проект был действительно особенным. Съемки проходили очень легко, динамично. Ведь местом их была Африка — и адреналин “работал” на полную мощь. К тому же впервые “Убойная сила” продолжается в совершенно новом жанре — теперь это эксцентрическая комедия, местами даже нелепая. И еще остались незабываемые ощущения от работы с Хабенским. Он может изобразить все что угодно. Органичен невероятно!» Вместе в Дмитрием в Африке была и его жена. Наталья работала в проекте «Убойная сила» художником по костюмам. Там же у супругов родился третий сын Артем.
Буратино навсегда
Сегодня Дмитрий Иосифов вместе с супругой живут в Москве. Как уже отмечалось, у них трое сыновей. Старший, Андрей учится во ВГИКе на операторском факультете. Средний, Антон, родившийся в Минске, пока еще школьник. Самый младший — Артем. Несмотря на прошедшие годы, многие узнают в Дмитрие Иосифове столь полюбившегося всем Буратино. Он удивляется: «Кажется, та роль будет преследовать меня всю жизнь. До сих пор, когда захожу в общественный транспорт, в меня тычут пальцами. Как удается меня узнать, я даже не могу предположить. Но сегодня я к этому отношусь с иронией. Ведь уже прошло столько лет».
Кинематограф
«Приключения Буратино»
Звездная роль веселого искателя приключений перевернула всю жизнь Дмитрия, стала отправной точкой его будущей биографии. А между тем в далекие 70-е на гонорар от работы родители купили сыну велосипед и большой проигрыватель. Но главным достоянием стали люди, дружба с которыми длится уже много лет.
Актер подчеркивает: «Самым важным для меня было знакомство со сверстниками, с которыми я дружу до сих пор. Таня Проценко – наша Мальвина, которая младше меня и Пьеро на два года – окончила киноведческий факультет ВГИКа. Вышла замуж и сменила фамилию на Вайтюк, родила двух детей. И хотя сейчас она домохозяйка в своем доме в поселке Внуково, это не мешает ей писать книги. Она уже выпустила сборник стихов. А недавно Татьяна сопровождала своего старшего сына на Байкал, где он снимался вместе с Сергеем Безруковым.
С Ромой Столкарцем, который сыграл в сказке Пьеро, мы созваниваемся каждую неделю, он работает врачом-педиатром в Израиле. Часто встречаться с ним не получается, но мы дружим семьями. Так получилось, что Рома долго не женился, а потом раз – и они с женой Майей завели четверых детей. Старшая дочка Нисан уже почти девушка, средние мальчики учатся в школе, а младшей девочке всего три года».
На съемочной площадке юному артисту довелось работать в одном кадре с такими мастерами отечественного кино, как Ролан Быков, Владимир Этуш, Елена Санаева, Владимир Басов, Рина Зеленая,Юрий Катин-Ярцев. Комфортнее всего Дмитрий чувствовал себя рядом со своим экранным «папой». Он вспоминает: «Мне больше всего запомнился Николай Гринько — замечательный дядька, который играл Папу Карло. Я учился у него достойному актерскому поведению. Хотя его сложно было на площадке назвать актером. Он был всегда незаметен, возникал на площадке, когда это было нужно, а потом исчезал. Рядом с ним я ощущал себя как за каменной стеной. Если бы я сказал, что есть какой-то образец мужчины-актера, то, наверное, это был бы Гринько».
Сорок с лишним лет прошло с тех пор, как лента вышла на экраны, на ней выросло несколько поколений. И до сих пор «Приключения Буратино» остается одним из самых любимых детских фильмов, а лучезарная улыбка деревянного человечка все также покоряет сердца миллионов.
В 1977 году Леонид Нечаев снова позвал Дмитрия сниматься в сказке. Это была музыкальная комедия «Про Красную Шапочку», где Иосифов исполнил роль Волчонка. Два года спустя юноша перевоплотился в предводителя хулиганов в детском фильме «Капитан Соври-голова» Николая Лукьянова о веселых приключениях братьев-близнецов во время летних каникул.
В подростковом возрасте Дмитрий появлялся на экране в различных образах: призывника Сивовола в семейном кино Николая Лукьянова «Юрка – сын командира», ударника рок-группы «Астронавты» в научно-фантастической ленте Евгения Марковского «Летние впечатления о планете Z», заколдованного принца в фильме Надежды Кошеверовой «Сказка про влюбленного маляра», старшего сержанта Жохина в драме Александра Рогожкина «Караул».
В 1990 году Иосифов исполнил свою первую крупную взрослую роль фронтовика-разведчика Ивана Громова в драме Олима Иргашева и Юсупа Разыкова «Под маской «Черной кошки»». Картину снимали в Узбекистане. Ее сюжет закручен вокруг одной из преступных группировок, действующих в изобильном Ташкенте в послевоенные годы.
Через несколько лет актер снялся в приключенческой ленте Николая Князева «Огненный стрелок» с участием Владимира Гостюхина, Глеба Матвейчука, Нины Усатовой, Алексея Булдакова.
«Блудные дети»
Одна из последних ролей актера – неудачливый сценарист Дима Коротков в сериале «Блудные дети». Кинолента, снятая режиссером Андреем Красавиным, охватывает более чем двадцатилетний промежуток времени, начиная с 1987 года и до наших дней.
«На примере обычной советской семьи мы увидим, как жила огромная страна на сломе эпохи, и как быстро при этом менялось отношение людей к окружающей их действительности», — рассказывает продюсер фильма Алексей Терентьев.
Картина о жизни трех поколений семьи Морозовых на фоне крушения великой страны. Герои пытаются найти себя и выгодно устроить свою жизнь в новых условиях. Ради этого они готовы пожертвовать отношениями с родными людьми.
Действие фильма происходит в Санкт-Петербурге и в российской глубинке, там же проходили и съемки картины. Правда, интерьеры снимали в Киеве, а порт Владивосток – в Керчи и Феодосии. Интересен тот факт, что для воссоздания интерьеров двадцатилетней давности постановщику пришлось собирать вещи советской эпохи у своих близких и знакомых съемочной группы.
В драме играли: Виктория Толстоганова, Виктория Исакова, Мария Звонарева, Светлана Устинова, Дмитрий Поднозов, Александр Пороховщиков, Владислав Абашин, Елена Панова, Игорь Черневич и другие известные актеры.
Актерская карьера
Впервые сняться в кино Иосифову удалось в 2006 году. Игорь Черницкий, режиссер сериала «Юнкера», пригласил молодого актера на роль кадета Александрова.
Илья Иосифов в сериале «Юнкера»
О Иосифове заговорили уже на следующий год, когда он сыграл умного и скромного программиста Мишу Никифорова в популярном телесериале Первого канала «Татьянин день» с Анной Снаткиной и Натальей Рудовой. После этой роли на Илью посыпались предложения о сотрудничестве. В этом же году он появился в сериале «И все-таки я люблю…» с Верой Алентовой и Татьяной Арнтгольц, комедии «День выборов» с «Квартетом И» и эротической драме «Искушение» с Сергеем Маковецким и Еленой Федуловой.
Илья Иосифов в фильме «Искушение»
В последующие годы юноше доставались лишь второстепенные роли, но его это нисколько не смущало, любые съемки Иосифов воспринимал как бесценный опыт и возможность поучиться у настоящих мастеров своего дела. Самыми запоминающими его ролями тех лет стали образы в сериалах «Катя: Военная история» (2009) с Катериной Шпицей и Еленой Яковлевой и «Вы заказывали убийство» (2010) с Андреем Чернышовым и Любовью Толкалиной.
Илья Иосифов в фильме «МУР»
Иосифов пробовал не только сниматься в кино и сериалах, но и озвучивать других актеров. Так, он дублировал Аарона Тейлора-Джонсона в байопике «Стать Джоном Ленноном» (2009) и Джейми Белла в фильме «Джейн Эйр» (2011).
Илья Иосифов в драме «Земля забвения»
В 2011 году Илье досталась одна из основных ролей во франко-украинской драме «Земля забвения», посвященной Чернобыльской трагедии. Партнерами актера стали украинка Ольга Куриленко и поляк Анджей Хыра.
Илья Иосифов в сериале «Физика или химия»
Настоящая популярность настигла Иосифова летом этого же года с выпуском мелодраматического телесериала о школьных буднях «Физика или химия» на телеканале СТС, где актер очень правдоподобно перевоплотился в гомосексуалиста Федора. Позднее он так комментировал работу в шоу:
В 2012 году Илья сыграл главную роль – сына директора крупной компании Александра Батурина – в украинском комедийном сериале «Спасти босса». На кастинге более 300 человек пробовалось на главные роли, но конкурс прошли Иосифов и Ксения Хаирова.
Илья Иосифов и Сергей Друзьяк на съемках сериала «Корабль» В 2014 году актер вместе с Дмитрием Певцовым и Ильей Любимовым снялся в приключенческом телесериале «Корабль». Илья сыграл Рената Ахмадуллина – целеустремленного спортсмена и заслуженного медалиста.
В 2020 году Иосифов исполнил главную роль в приключенческой комедии «Плохая соседка», где его партнершей на съемочной площадке стала Настя Задорожная. Осенью этого же года на съемках сериала «Квест» актер познакомился с Павлом Прилучным и Агатой Муцениеце.
Режиссер
Режиссерский дебют Дмитрия Иосифова пришелся на 90-е годы прошлого века. Первую свою картину — короткометражку под названием «Николенька» — он снял по мотивам произведений Ивана Бунина. Примечательно, что сценарий к фильму Дмитрий написал сам.
Позже режиссер работал в популярном сериале «Убойная сила-6» с Константином Хабенским, Михаилом Пореченковым, Андреем Федорцовым, Александром Робаком, Анной Михалковой, Маратом Башаровым. Над созданием фильмов «Братство по оружию» и «Мыс Доброй Надежды» он трудился совместно с Ульяной Шилкиной и Александром Карпиловским.
По завершению съемок Дмитрий особенно отметил высокий уровень актерского мастерства Константина Хабенского. «Костя может оправдать любую сценарную несуразицу, сказав реплику на таком эмоциональном накале! В этом и заключается профессионализм. Еще у Кости есть правило, которое он никогда не нарушает: на съемках он всегда просит актерский дубль, — делится режиссер и с улыбкой добавляет, — но один раз все же от него отказался. Когда мы снимали Костю с леопардом, то намазали ему коленку кровью, чтобы дикая кошка подошла к нему, понюхала и прошла мимо. И в этот момент я впервые увидел в глазах у Кости неподдельный страх, и когда мы сняли, а это было очень долго, леопард все никак не становился в кадр, я говорю Косте: «Ну, теперь снимем еще один дубль, актерский?» А он как закричит: «Нет!», и убегает из вольера».
«Суженый-ряженый»
В 2007 году на телеканале «Россия» состоялась премьера приключенческой комедии «Суженый-ряженый», поставленной Дмитрием Иосифовым.
В юности Ольге (Мария Порошина) нагадали, что своего суженого она встретит под Новый год. Романтичная девушка долгие годы терпеливо ждала своего принца. И вот однажды накануне праздника в ее жизни появляется Эдик (Сергей Астахов). Ольга решает, что он и есть ее долгожданное счастье. Но «суженый» почему-то очень далек от образа, нарисованного пылким воображением молодой женщины, и роман заканчивается крайне неудачно. Ольга разочарована в мужчинах и больше не верит в чудеса. Она решает кардинально изменить свою жизнь, свой облик и даже переехать в другую квартиру.
Пока героиня пытается забыть прошлое, в небесной канцелярии решают помочь несчастной девушке. В канун Нового года судьба посылает Ольге встречу с мужчиной (Алексей Макаров), который поначалу производит на нее крайне неблагоприятное впечатление. Но не стоит забывать, что первое впечатление зачастую обманчиво, и ничем не примечательный мужчина может при ближайшем рассмотрении оказаться прекрасным принцем.
Следующий свой проект «Лето волков» режиссер посвятил экранизации романа В. Смирнова «Тревожный месяц вересень». В этой военной драме главные роли исполнили: Алексей Бардуков, Игорь Скляр, Юлия Пересильд, Мария Куликова, Александр Воробьев.
«Уходящая натура»
А в 2014 году Дмитрий с удовольствием вернулся в свое детство — эпоху 70-х — и сделал телефильм о том, как снимали в те годы кино в нашей стране.
Режиссер рассказал: «С одной стороны, «уходящая натура» – это кинематографический термин, говорящий: уходит сезон, уходит что-то, что снять позже будет невозможно. С другой стороны, это поколение, с которым мы расстаемся, время. Не случайно же мы дали в конце фильма посвящение поколению 70-х. Это поколение моих родителей, поколение, которое самостоятельно принимало решения и отвечало за них. Очень часто это люди долга, люди чести.
Это — кино в кино. Люди играют себя на экране и одновременно мы видим, какие метаморфозы с ними происходят за пределами экрана». Дмитрий Иосифов отметил, что для съемок использовались приборы тех времен, и с большим трудом удалось найти людей, которые умеют с ними обращаться. По словам режиссера, конфликт двух центральных героев, Звонарева и Кузьменко, напоминают отношения «Моцарт и Сальери»: «Они не могут друг без друга».
На главную роль Андрея Звонарева Иосифов пригласил Сергея Колтакова, знакомого ему по более ранней работе: «Сергей Михайлович – без преувеличения – мастер. Даже не знаю, у кого есть подобный профессиональный арсенал, такой диапазон актерского инструментария: и гротеск, и драму он может сыграть без подготовки. И то, что он мало снимается, это упущение нашей кинематографической системы. Познакомились мы на съемках «Лета волков». И после этой совместной работы вопрос «кто будет главным героем?» не стоял».
В ленте также приняли участие: Мария Шукшина, Алена Бабенко, Игорь Скляр, Лика Нифонтова, Анна Чиповская, Владимир Вдовиченков.
Очень интересным для режиссера стал опыт работы в документальном кино. В фильме о дочери известного писателя-сказочника Павла Бажова «Долгое время» он поведал историю ее жизни: «Ариадне Павловне 97 лет, эта уникальная женщина долго отказывалась, чтобы мы сняли фильм о ее судьбе. И хотя она доктор наук, в картине речь идет о ней как о дочери, жене и матери. Она рассказала о своих мужчинах, которых она пережила: о муже Тимуре Гайдаре, о сыновьях Никите Бажове и Егоре Гайдаре. Когда я вижу таких выдающихся людей, то хочу рассказать о них другим».
«Екатерина. Взлет»
Новый грандиозный проект режиссера — «Екатерина. Взлет» — это продолжение линии судьбы великой императрицы, начатой в фильме «Екатерина». Первая картина была посвящена ее пути к престолу и превращению принцессы Ангальт-Цербстской в самодержавную правительницу огромного государства. В новом фильме развернутся дальнейшие события бурных, судьбоносных для России лет.
Екатерина Алексеевна царствует уже шестой год. Ей приходится бороться с угрозой войны, в то время как при дворе против нее зреет заговор. С государственными заботами тесно переплелись любовные интриги: за сердце Екатерины сражаются Григорий Орлов, отец ее незаконнорожденного сына, и молодой офицер Григорий Потемкин. Но Екатерина Вторая не стала бы Великой, если бы не нашла в себе силы преодолеть любые испытания…
Съемки фильма проходили только в истинно-исторических местах — Царское село, Царицыно, в усадьбах Архангельское и Кусково, там, где два с половиной столетия назад принимались самые судьбоносные решения для России ее самой неординарной правительницей.
Главную роль — императрицы, как и в первом фильме, исполнила Марина Александрова. Вместе с ней в сериале задействованы: Владимир Яглыч, Сергей Марин, Павел Табаков, Игорь Скляр, Михаил Горевой, Сергей Колтаков, Леонид Кулагин, Александра Урсуляк, Александр Олешко, Владимир Юматов, Антон Денисенко, Артем Алексеев.
Режиссер Дмитрий Иосифов
– Дмитрий, скажите без ложной скромности, какой все-таки для вас главный юбилей – ваш собственный или фильма??
– Ну, конечно, фильма. Мой возраст уже тот, который…ну, не очень-то хочется праздновать.
– Дело же не в цифрах, а в том, как себя чувствуешь…
– Правильно. Я себя на 50 никак не чувствую. Ну, так и зачем тогда что-то отмечать?
– А юбилей фильма?
– На самом деле он был 1 января. Так что как-то тоже пропустили… Да и разбросало всех. Томас Аугустинас (пудель Артемон) – в Канаде, Роман Столкарц (Пьеро) – в Израиле…
– Да, грустно как-то… А ведь сегодняшнее поколение и представить себе не может, какой славой пользовались «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Приключения Электроника»! Эти фильмы были непременными спутниками детства.
– Ну да. Потому что было и само детство. В котором не бывает конца и которое всегда смотрит в будущее. А сегодня у нас эпоха перемен и нет никакой перспективы. Какое будущее нас ждет, что будет завтра? У нас нет никакой точки опоры, так о чем же мы будем говорить в наших сказках? А сказка ведь тоже всегда ориентирована на будущее.
– Значит, современные дети несчастны?
– Они сыты, и у них есть компьютер, но… драйва, который был у нас, у них нет.
– А как удалось создать такое кино, подарить такой драйв 40 лет тому назад?
– На этот вопрос невозможно ответить. Это загадка искусства. И у самого Леонида Нечаева – тогда еще молодого режиссера – больше уже в жизни такого успеха не было.
– Кстати, а старый-старый фильм «Золотой ключик», которым засматривались еще наши родители, вам нравится?
– Мне нравился летучий корабль в этом фильме. И – всё! Вы знаете, этот кадр буквально завораживал. Все же остальное было каким-то уж очень кукольным, ненастоящим и неестественным.
– Но зато каким идеологически выдержанным! Ведь кукол в прекрасную страну из книги с Кремлем на обложке забирал на самолет бравый а-ля челюскинец. Вообще сказка Алексея Толстого прежде всего разве не о борьбе социалистически ориентированных кукол-люмпенов с акулами капитализма Карабасом-Барабасом, Дуремаром и примкнувшими к ним лисой и котом?
– Ну не только. Во-первых, Толстой, начинал-то сказку еще в первые годы двадцатых. Во-вторых, сказка – это часто такой своеобразный путь ухода от реальности, чтобы все же что-то сказать, когда не можешь это сделать реалистическими методами.
– Но ведь совсем же не похоже на сказку Карло Коллоди про Пиноккио…
– Так это и есть совсем разные истории. Смысл разный. Сказка Коллоди – это про то, как надо быть нравственным, про то, что нельзя нарушать существующие законы, – и тогда ты станешь человеком. А Толстой – это про обостренное чувство справедливости, про то, что на пути к ней можно делать все, что угодно, все снести и сломать. Это, по сути дела, история Данилы Багрова из «Брата», который появился целых четверть века спустя.
– На съемках «Приключений Буратино» вам удалось познакомиться с выдающимися мастерами театра и кино.
– Только я этого еще не мог осознать. Мама говорила мне: «Ты знаешь, с кем ты снимаешься? C Роланом Быковым!» Но для меня-то он был просто «дядя Рола».
– Говорят, он был эгоистичным и холодным человеком.
– Наверное, он бывал и таким. Но прежде всего он был все же талантливым экспериментатором, фонтанировал идеями, нетерпеливым был невероятно, в выражениях не стеснялся, и все должно было произойти у него в ту же секунду, и придумывал он тоже все буквально на ходу, и было все это по-настоящему смешно. Но при всем при том я тянулся больше к Гринько и к Катину-Ярцеву…
– А каким был любимец женщин Владимир Басов?
– С обаятельной улыбкой! Широкой души был человек, успешный и талантливый, рядом с ним все искрилось. А его импровизации! Ведь когда они с Карабасом-Этушем догоняли нас в парке недалеко от студии (где мы снимали, так как деньги уже заканчивались и ехать куда-то уже было не на что), несчастный Басов-Дуремар реально воткнулся в дерево и воскликнул: «Привал!» Какая находка! А прошло почти 10 лет, и Басов привез на картошку своему сыну-вгиковцу, который учился вместе со мной, роскошный, сделанный на заказ торт. Ему и всем студентам, которые там были. И ни грамма спиртного! Это был поступок.
– А разве могли на съемках советского фильма кончиться деньги?
– Конечно, мог быть перерасход ближе к концу съемок, тем более что уж мы-то где только ни снимали – в Крыму, в Белоруссии, в Вильнюсе. А еще все эти переезды, перелеты…
– А вы-то сами на картине стали «богатеньким Буратино»?
– Деньги получали, естественно, мои родители. И было это совсем немного. Самая высокая ставка артиста-ребенка была 100 рублей в месяц. Мы работали три месяца. Так что я успел весьма изрядно запустить учебу и перестал быть отличником. Правда, зато в нашей однокомнатной «хрущевке» появилась радиола.
– А у юной звезды, сыгравшей Буратино, сонм обожательниц?
– Совсем нет, с девушками было сложно, потому что школу я окончил при росте метр пятьдесят. И лишь на третьем курсе ВГИКа вырос на 22 сантиметра. Мне было тогда уже 19 лет. Ну а вскоре женился, и с тех пор мы вместе, больше чем четверть века – и трое детей рядом. Все – мальчики.
– И вы уже давно сами весьма успешно снимаете кино. А новые идеи есть?
– Идеи? Есть. Хочу снять сказку.
Личная жизнь
Свою будущую жену актер встретил совершенно случайно. Об этом он рассказывает: «С Натальей мы познакомились в Институте стали и сплавов: я привез в приемную комиссию документы брата, а она пыталась поступить. Сначала это была ни к чему не обязывающая связь: я увидел интересную девочку, решил с ней заговорить. Однако довольно скоро наши отношения перешли в нечто большее».
Дмитрий является счастливым отцом трех мальчиков. Первенец Андрей у пары появился на свет, когда артисту был всего 21 год. А позже родились еще два сына: Антон и Артем.
О семье артист говорит: «Моя жена Наталья работает художником по костюмам. Старшему сыну Андрею 28 лет, он — оператор в кино. Раньше Андрей спрашивал, почему я не хвалю его за работу. Я отвечал, что пока не за что, а врать я не буду. Сейчас я вижу, что он понял, что операторское дело – это не только изображение, но и драматургия. Теперь Андрей знает толк в своем деле, и мне не стыдно за его труд. 20-летний Антон служит в армии, а младшему, Артему, всего 10 лет, он учится в школе и занимается пятиборьем».
Детство
Илья Иосифов появился на свет 25 июня 1986 года в Москве. Его воспитывали творческие родители – мама всю жизнь проработала в театре, а отец был профессиональным художником. В раннем возрасте мальчика отдали в художественную школу, так как папа хотел, чтобы его сын пошел по его стопам. Однако этого не случилось – несмотря на свою одаренность, Илья терпеть не мог краски и мольберт и настоял на том, чтобы родители перестали водить его на занятия.
Чтобы мальчик не сидел без дела, его записали в музыкальную школу, вот только и гаммы с хоровым пением его не увлекли. На протяжении двух лет он пытался пересилить себя, но затем вновь бросил учебу. Параллельно с этими неудачами у Ильи не клеилось и в школе. Вначале он учился в математическом классе, но из-за неуспеваемости был вынужден перейти в школу с театральным уклоном. Изменение привычной обстановки выбило его из колеи и он начал прогуливать уроки.
Илья Иосифов до того, как стать известным
Несмотря на отсутствие особого интереса к школьным предметам Иосифову нравились уроки хореографии – он на отлично сдавал все этюды. В 9 классе Илья принял решение поступить в театральный колледж. Интересно, что позднее актер признался, что никогда не мечтал стать актером, и это для него – просто работа, которую он, тем не менее, должен выполнять хорошо. Еще один примечательный факт из школьной биографии будущего артиста – он учился в одной школе с братьями Андреем и Алексеем Чадовыми, которых в то время из-за собственных комплексов недолюбливал.
Илья Иосифов и актеры спектакля «Жизнь удалась»
В колледже юношу увлекли театр абсурда и нетривиальный подход его учителей к классическим постановкам. После выпуска Илья поступил в гуманитарный университет, где его наставником стал заслуженный артист РСФСР Юрий Клепиков. Вскоре парень уже начал играть в спектакле «Жизнь удалась» нового экспериментального театра «Практика». Чуть позднее он также сыграл небольшие роли в постановках театра Армена Джигарханяна – «Закрой глазки, я расскажу тебе сказку» и «Красная шапочка».
Илья Иосифов служил в театре Армена Джигарханяна
Интервью
О профессии
«В профессии режиссера есть что-то сродни ремеслу демиурга. Но, ведь, и в профессии дирижера, кстати, тоже — он руководит оркестром, создает свою интерпретацию. В кино все создается навсегда, ничего исправить и поменять потом уже будет нельзя».
«Но я ведь «актерский» режиссер. Я очень хорошо понимаю природу актера, потому что по первому образованию сам актер. И школу актерскую я получил хорошую, учился у великого артиста и замечательного педагога Алексея Владимировича Баталова. На мой взгляд, когда режиссура выпирает, когда она «видна» – это плохо. Она должна раствориться, исчезнуть в актерах. Вот тогда для меня это высший пилотаж, тогда это кино живет долго».
«Меня всегда мучила мысль, что же все-таки есть кино? В кино задействованы почти все органы чувств, кроме обоняния. Та реальность, которая возникает на экране, она вроде бы ненастоящая. Но иногда это реальнее, чем то, что ты в жизни видишь вокруг себя. Мы не обманываем зрителя — это действительно фантазия».
«Кино — это не только искусство, но и бизнес. Это индустрия, которая позволяет зарабатывать деньги. Но я хочу делать кино про людей и для людей, кино как бизнес меня пока не интересует. Кинобизнес у нас в стране — это «подвиг Матросова»».
«Я вообще противник авторского кино. Арт-хаус меня раздражает. Там все целиком и полностью зависит от таланта режиссера, если он сам понимает, что он хотел сказать. Я не люблю загадок на экране, если я договорился с оператором, поставил перед актерами задачу, я четко знаю, что у меня получится».
«Я бы снялся в фильме у друзей, коллег. Но мне важна роль как возможность высказаться, как позиция. Я не хочу играть, отрабатывая деньги. Мне ценно, чтобы была интересная история, хороший сценарий, талантливый режиссер. И я бы с удовольствием поработал».
Об учителе
«Уроки Баталова — это что-то совершенно особенное! Ведь никто не знал, какой в нем скрывался блистательный комедийный артист. А мы — студенты ВГИКа — видели это на его занятиях. И он куда больше бы сделал, если бы шел на компромиссы. Но… Он не шел. Его амплуа всегда было только одним: герой. И за это его все любили. В СССР все знали Баталова, который, невзирая на оглушительную популярность, был, между прочим, всегда далек от всяческой «звездности»».
О творческих планах
«Есть много замыслов. Хотелось бы сделать трагикомедию, потому что сама наша жизнь такова. Хотя есть интерес и к другим жанрам. Интересно было бы снять фильм и про молодого Сталина по книге Монтефиоре. Потому что оттуда — из молодого периода — истоки всего того, что Сталин сотворил потом».
О вечном
«Это самое ужасное — жить своим прошлым и копаться в воспоминаниях. Вот почему я редко даю интервью на эти темы и не люблю отвечать на эти вопросы. Это о том человеке, которого больше не существует. Я давно не тот. Мир поменялся триста раз, все поменялось. Осталось только искусство. Носители поменялись, а искусство не изменилось, для него понятие времени не существует — все очень просто…»
По материалам Википедии, сайтов: kinopoisk.ru, ruskino.ru, rusactors.ru, kino-teatr.ru, sobesednik.ru, peoples.ru, vokrug.tv, gazetauzao.ru, detivkino.ru, fb.ru, ktoestkto.ru, rudata.ru
Родился 22.10.1965, Минск
Актер, сценарист, режиссер.
«Буратино»
Родители Димы никакого отношения к искусству не имели — папа был инженером, мама -биологом. Да и сам Дима о кино тоже не мечтал, большую часть свободного времени проводил в секции фигурного катания. Во время одного из таких занятий его и нашел ассистент режиссера студии «Беларусьфильм».
Вспоминает Дмитрий Иосифов: «В Минске, откуда я родом и где снимался фильм, объявили набор. Меня нашли в школе фигурного катания, привели на студию. Сначала мне жутко все не понравилось, и я сказал бабушке, с которой пришел, что у меня болит живот. Но меня привезли вторично и утвердили на роль Арлекино. Потом встала проблема с главными героями — Буратино и Мальвиной, долго не могли их найти. Тогда-то второй режиссер и предложил попробовать меня. Нечаев до сих это отрицает, но я знаю точно, что он отказывался. Тем не менее, стали меня пробовать. Долго мерили носы — не могли выбрать, какой размер лучше. Пробовали-пробовали, и месяца через три я спросил: «А чего, съемки-то будут?». Все расхохотались, потому что, оказывается, все это время фильм уже снимался».
Съемки фильма проходили в Крыму в течение 98 дней. Время было благодатное — лето, и все актеры получали от этой работы массу удовольствия. Правда, Диме было поначалу нелегко — он долго не мог привыкнуть к длинному носу, который гримеры наклеивали ему в течение целого часа. Однако рядом всегда находилась его бабушка, которая по мере сил успокаивала внука.
Когда фильм вышел на голубой экран, его успех у зрителей был безоговорочным. Большинство реплик, произносимых с экрана героями картины, сразу же ушли в народ. Вот лишь некоторые из них: «дайте мне всего лишь три корочки хлеба», «богатенький Буратино», «щас в рожу вцеплюсь», «какое небо голубое» и т.д.
Другие роли в кино
Если фильм «Приключения Буратино» не перевернул, то, по крайней мере, изменил жизнь мальчика это точно. «После кино мне все остальное стало неинтересным», — вспоминает он. Предложения сниматься стали приходить к нему одно за другим. Пришлось навсегда забросить фигурное катание. До конца десятилетия Дима умудрился сняться еще в целом ряде детских картин, среди которых самыми известными были: «Про Красную Шапочку», где он сыграл волчонка, и «Капитан Сорви-Голова» — мсье Комаров.
Кем быть?
Несмотря на успехи в кино, по окончании школы, Дмитрий собирался поступать в политехнический и связать свою жизнь с порошковой металлургией. Почему? Дмитрий рассказывает: «Все объясняется просто. Хотя после «Приключений Буратино» были и другие роли, родители не верили, что актерство – это действительно мое. Поэтому отец, который работал инженером в машиностроении, активно привлекал меня к «серьезному» делу. Когда я учился в десятом классе, ему поступил заказ от поляков на проектирование какого-то агрегата. Поскольку я отца очень уважал, то тут же пришел ему на помощь: целый год делал чертежи – ватманов пятьдесят, наверное, наваял. Поляки, видимо, остались довольны, а мы заработали неплохие деньги и вложили их в нашу дачу – такой семейный подряд. Так что ничего удивительного в том, что я выбрал металлургию, не было. Вот только до института я так и не дошел».
Именно в этот момент судьба подала ему знак. Экзамены в политех были в августе, и у мальчика была еще масса времени. Тогда Дмитрий и решил отправиться в Москву, попытать счастья в творческом вузе.
Ему повезло, режиссер «Буратино» Леонид Нечаев буквально привел его за руку во ВГИК. Но юноша ростом метр пятьдесят восемь ни на кого впечатления не произвел. И тогда Нечаев выступил его гарантом. Он решительно заявил приемной комиссии: «Мальчик вырастет, я вам обещаю».
Дмитрия приняли в группу, которую набирал Алексей Баталов. И он оправдал надежды своего учителя — вырос и в творческом плане, и буквально (на целых 22 сантиметра!).
Личная жизнь
Со своей будущей женой Натальей Дмитрий Иосифов познакомился случайно. Вот что он рассказывает сам: «С Натальей мы познакомились в Институте стали и сплавов: я привез в приемную комиссию документы брата, а она пыталась поступить. Сначала это была ни к чему не обязывающая связь: я увидел интересную девочку, решил с ней заговорить. Однако довольно скоро наши отношения перешли в нечто большее. А еще через какое-то время Наташу – на пару с моим братом, между прочим, – выгнали из института. Ее – из-за романа со мной, а его – из-за романа с театром (брат постоянно ходил на все премьеры, и времени на учебу у него не оставалось). Потом брат ушел в армию, а Наталья через год снова поступила в тот же институт, но на другое отделение. Она, кстати, вообще легко поступала в любые учебные заведения и с такой же легкостью их бросала – ей было неинтересно…».
Вскоре выяснилось, что Наталья ждет ребенка. Дмитрий был молод и совершенно не готов к такому повороту. Был 1986 год. Иосифов как раз окончил ВГИК и был распределен в Минск. Он уехал, оставив подругу в положении. Полгода они жили врозь, а потом душа Дмитрия не выдержала. Он приехал в Москву и выпросил у Натальи прощение и согласие стать его женой. Обратно в Минск он вернулся уже не один.
«Взрослое» кино
В родном Минске Дмитрий Иосифов в течение шести работал в одном из театров. В то время он много снимался на разных киностудиях, но больше всего ролей было сыграно им в картинах студии «Ленфильм». Причем в основном ему приходилось играть милиционеров в разных детективах. Сам актер своей лучшей работой считает роль в фильме Александра Рогожкина «Караул». Это мрачная картина о дедовщине в армии, снятая по материалам реального уголовного дела, когда молодой солдат внутренних войск в поезде для перевозки зеков расстрелял весь караул. Иосифов сыграл в этом фильме роль одного из «дедов».
Дмитрий вспоминает: «Я играл роль одного из сержантов-зверей и получил, может быть, самый лучший комплимент за всю мою актерскую деятельность. Когда этот фильм показали на одном из закрытых просмотрах, то ко мне подошел солдат, взял меня за грудки и сказал: «У меня такая же сволочь в армии была». Мне было приятна такая грубая реакция, это означало, что мне удалось сыграть свою роль очень достоверно, несмотря на то, что сам я в армии не служил».
Фильм был удостоен сразу нескольких престижных призов: «Западный Берлин-90», «Страсбург-90», «Сталкер-95».
Режиссура
В середине 90-х Дмитрий поступил на режиссерское отделение кинофакультета Белоpусской Академии искусств (мастерская В.Турова). Сразу после окончания он покинул театр и стал работать в рекламе, которая в этот момент активно развивалась.
Однажды его ролики увидел однокашник по ВГИКу Андрей Лобов. «Это ты где снимал, в Америке?», — спросил он. «Нет, в Минске». Андрей очень удивился и предложил сделать кое-что для московских заказчиков, а спустя некоторое время уговорил перебраться в Москву. Вспоминает Дмитрий Иосифов: «К тому моменту в Белоруссии к власти пришел Лукашенко, и я понял: все, стране конец, надо уезжать».
В России Дмитрий снял немало роликов, на сегодняшний момент в его творческом активе их уже около 40 (реклама соков, обуви и т.д.).
Позже появились телевизионные проекты и кино. Дмитрий работал режиссером на «Последнем герое» и «Двенадцати негритятах».
А в 2005 году Иосифов выступил в качестве режиссера знаменитого сериала «Убойная сила». Дмитрий снял трехсерийный блок “Мыс Доброй Надежды”, а также серию «Братство по оружию». Новый цикл повествует о приключениях оперов в Африке.
Дмитрий Иосифов рассказывает: «Для меня этот проект был действительно особенным. Съемки проходили очень легко, динамично. Ведь местом их была Африка — и адреналин “работал” на полную мощь. К тому же впервые “Убойная сила” продолжается в совершенно новом жанре — теперь это эксцентрическая комедия, местами даже нелепая. И еще остались незабываемые ощущения от работы с Хабенским. Он может изобразить все что угодно. Органичен невероятно!»
Вместе в Дмитрием в Африке была и его жена. Наталья работала в проекте «Убойная сила» художником по костюмам. Там же у супругов родился третий сын Артем.
Буратино навсегда
Сегодня Дмитрий Иосифов вместе с супругой живут в Москве. Как уже отмечалось, у них трое сыновей. Старший, Андрей учится во ВГИКе на операторском факультете. Средний, Антон, родившийся в Минске, пока еще школьник. Самый младший — Артем.
Несмотря на прошедшие годы, многие узнают в Дмитрие Иосифове столь полюбившегося всем Буратино. Он удивляется: «Кажется, та роль будет преследовать меня всю жизнь. До сих пор, когда захожу в общественный транспорт, в меня тычут пальцами. Как удается меня узнать, я даже не могу предположить. Но сегодня я к этому отношусь с иронией. Ведь уже прошло столько лет».
BIN
Использованные материалы: Дмитрий Иосифов: «Кличка «Буратино» приклеилась ко мне навсегда» https://www.vsetv.ru; Дмитрий Иосифов, https://foto.kinox.ru; 98 дней — с носом Буратино, https://www.ipclub.ru; Ольга Сапрыкина, «С новым носом!» («Атмосфера» от 01.02.2006 https://www.mk.ru)
Фильмография: Актер
- Операция «Мухаббат» (2018), сериал
- Блудные дети (2011), сериал
- Громозека (2010)
- Огненный стрелок (1994)
- Под маской «Черной кошки» (1990)
- Караул (1989)
- Без мундира (1988)
- Случай в аэропорту (1987)
- Сказка про влюбленного маляра (1987)
- Летние впечатления о планете Z (1986)
- Юрка — сын командира (1984)
- Как я был вундеркиндом (1983)
- Проданный смех (1981)
- Крупный разговор (1980)
- Капитан Соври-голова (1979)
- Про Красную Шапочку (1977)
- Приключения Буратино (1975)