Чарльз Диккенс: книги лучшие

Имя этого писателя всегда с уважением и восторгом произносят поклонники литературы. Чарльз Диккенс, книги которого воспитали не одно поколение читателей, — это один из самых главных британских классиков. Он стал настоящим символом викторианской Англии. Почему Чарльз Диккенс популярен до сих пор? Ответом на этот вопрос может стать список лучших его книг.

Фото: wikimedia.org

Диккенс остался в памяти современников и потомков как автор, который во всей полноте раскрыл жизнь своего времени (Британия ХIХ века). Писатель стал образцом и маяком для многих литераторов следующих столетий. Он мастерски высмеивал пороки современного ему общества. Обладал большим талантом и работоспособностью.

Юмор, ирония, глубокая психологическая разработка характеров персонажей, лихо закрученные сюжетные линии — всё это делает лучшие книги писателя настоящим праздником для каждого любителя литературы.

Итак, перед вами самые рейтинговые произведения великого англичанина:

«Посмертные записки Пиквикского клуба» (1836–1837)


Фото: olden.rsl.ru

Первая книга английского классика. Роман вышел тогда, когда Диккенс работал журналистом. Собственно, именно благодаря так называемой второй древнейшей профессии он и смог развить свои писательские таланты и склонности.

До сих пор число фанатов романа может соперничать с количеством самых популярных произведений в истории мировой литературы. Именно с «Посмертных записок» начинается слава Диккенса, сразу вслед за этим следует взлет его писательской карьеры.

В центре романа — нравы и обычаи Англии того времени. Группа неких джентльменов организовывает клуб, во главе которого становится мистер Пиквик. Их цель — наблюдать за человеческой природой и окружающим миром. Книга — своеобразный, правдивый и гротескный, портрет английского общества.

Роман, как тогда было принято, выходил сериями. Забавно, что его публикация совпала по времени с воцарением на престоле той самой королевы Виктории, которая и дала название историческому периоду, который навсегда связан с Диккенсом и его творениями.

«Домби и сын» (1848)

Фото: ozon-st.cdn.ngenix.net

Одна из самых грустных книг Диккенса. Глубокий психологический роман. В его центре — жизнь и моральные проблемы буржуазии ранней викторианской эпохи. Англия переживает бурный экономический рост. Невиданными темпами развивается капитализм. Понятие прибыли становится краеугольным камнем этого времени.

Мистер Домби — уважаемый человек. Он всегда придерживается правил, принятых в обществе. Но именно это качество характера приводит к краху его и всю его семью.

Для времени первых паровозов и пароходов, накопления сумасшедших капиталов респектабельность и порядочность не нужны. Почему так происходит? Диккенс предлагает читателю поразмыслить над вопросом, в чем помогут наблюдения за тем, какие проблемы в своей жизни вынуждены решать мистер Домби и сын.

Основные произведения

Романы

  • «Посмертные записки Пиквикского клуба», публиковались ежемесячными выпусками, апрель 1836 — ноябрь 1837
  • Приключения Оливера Твиста, февраль 1837 — апрель 1839
  • Николас Никльби, апрель 1838 — октябрь 1839
  • Лавка древностей (англ. The Old Curiosity Shop), еженедельные выпуски, апрель 1840 — февраль 1841
  • Барнеби Радж (англ. Barnaby Rudge), февраль — ноябрь 1841
  • Рождественские повести (The Christmas books): Рождественская песнь, 1843
  • Колокола, 1844
  • Сверчок за очагом, 1845
  • Битва жизни, 1846
  • Одержимый, или Сделка с призраком, 1848
  • Мартин Чезлвит, январь 1843 — июль 1844
  • Домби и Сын, октябрь 1846 — апрель 1848
  • Дэвид Копперфилд, май 1849 — ноябрь 1850
  • Холодный дом, март 1852 — сентябрь 1853
  • Тяжёлые времена (англ. Hard Times: For These Times), апрель—август 1854
  • Крошка Доррит, декабрь 1855 — июнь 1857
  • Повесть о двух городах, апрель — ноябрь 1859
  • Большие надежды, декабрь 1860 — август 1861
  • Наш общий друг, май 1864 — ноябрь 1865
  • Тайна Эдвина Друда, апрель 1870 — сентябрь 1870. Опубликованы только 6 из 12 выпусков, роман не закончен.
  • Сборники рассказов

    • Очерки Боза, 1836
    • «Мадфогские записки» (англ. The Mudfog Papers), 1837
    • Путешественник не по торговым делам, 1860—1869

    «Приключения Оливера Твиста» (1838)

    Фото: ozon-st.cdn.ngenix.net

    Один из самых известных романов Диккенса. Вот уже два века во многом благодаря этой книге писатель ходит в лидерах среди мировых классиков. Приключения юного Оливера были экранизированы несколько раз. Бедный сирота Твист стал одним из самых узнаваемых героев в мировой литературе.

    Первый роман в британской изящной словесности, где героем выступил ребенок. Викторианская эпоха, которую, в первую очередь, ассоциируют с понятием «старая добрая Англия», была не такой уж и доброй.

    Детский труд по 12–14 часов в день на заводах и фабриках был привычным делом. Участь сирот была незавидной: они попадали в работный дом, где их ждал каторжный труд, или влачили нищенское существование, бродяжничая по городским трущобам.

    Но приключения Оливера Твиста не только вызывают глубокое сочувствие, а позволяют читателю пережить светлые и добрые эмоции. Естественно, чем заканчиваются остросюжетные приключения героя, узнает тот, кто пройдет этот нелегкий путь с ним до конца.

    Биография

    Детство и юность

    Дом в Портсмуте, в котором родился Чарльз Диеккенс. В настоящее время дом-музей Портрет Диккенса работы художника Фрэнсиса Александера, 1842 год
    Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 года в пригороде Портсмута — Лэндпорте (англ.)русск.. Он был вторым ребёнком из восьми детей Джона Диккенса (1785—1851) и Элизабет Диккенс, урождённой Барроу (1789—1863). Его отец служил чиновником на военно-морской базе Королевского флота; в январе 1815 года был переведён в Лондон, в апреле 1817 года семья переехала в Чатем. Здесь Чарльз учился в школе баптистского пастора Уильяма Жиля, даже когда семья вновь переехала в Лондон. Жизнь в столице, не по средствам, привела его отца в 1824 году в долговую тюрьму. Его старшая сестра продолжала учиться в Королевской музыкальной академии до 1827 года, а Чарльз работал на фабрике по производству ваксы (Blacking Factory

    ) Уоррена, где он получал шесть шиллингов в неделю. Но в воскресенье и они пребывали в тюрьме с родителями. Спустя несколько месяцев, после смерти бабушки по отцовской линии, Джон Диккенс, благодаря полученному наследству, был освобождён из тюрьмы, получил пенсию в адмиралтействе и место парламентского репортёра в одной из газет. Однако, по настоянию матери, Чарльз был оставлен на фабрике, что повлияло на его отношение к женщинам в последующей жизни. Спустя некоторое время он был определён в
    Wellington House Academy
    , где учился до марта 1827 года. В мае 1827 года он был принят в адвокатскую контору «Эллис и Блэкмор» младшим клерком, на 13 шиллингов в неделю. Здесь он трудился до ноября 1828 года. Изучив стенографию по системе Т. Гарнье[en], он стал работать свободным репортёром, — вместе со своим дальним родственником, Томасом Чарлтоном. В 1830 году Чарльз приглашён в «
    Morning Chronicle
    [en]». В этом же году Чарльз Диккенс встретил свою первую любовь, Марию Биднелл — дочь директора банка, которая стала прототипом Доры в романе «Дэвид Копперфилд». Спустя много лет Мария обратилась к Диккенсу с письмом, но встреча в 1855 году разочаровала писателя; этот эпизод отразился в образе Флоры, поблекшей и спившейся невесты главного героя в романе «Крошка Доррит»[9]. В 1836 году он вступил в брак с дочерью издателя Кэтрин Хогарт. Писатель был очень привязан к её сестре Мэри, ранняя смерть которой потрясла его. Другая сестра Кэтрин, Джорджина Хогарт, жила с четой Диккенсов и воспитывала их детей. В 1858 году Диккенс развёлся с Кэтрин; причиной развода послужил его роман с актрисой Эллен Тернан, которую впоследствии включил в своё завещание.

    Литературная деятельность

    «Моя вера в людей, которые правят, в общем, ничтожна. Моя вера в народ, которым правят, в общем, беспредельна»
    Диккенс нашёл себя прежде всего как репортёр. Как только Диккенс выполнил — на пробу — несколько репортёрских заданий, он сразу же был замечен читающей публикой.

    Литература — вот что теперь являлось для него самым главным.

    Первые нравоописательные очерки Диккенса, которые он назвал «Очерками Боза», были напечатаны в 1836. Дух их вполне соответствовал социальному положению Диккенса. Это была, в некоторой степени, беллетристическая декларация интересов разоряющейся мелкой буржуазии. Психологические зарисовки, портреты лондонцев, как и все диккенсовские романы, также сначала выходили в газетном варианте и уже принесли молодому автору достаточно славы.

    «Посмертные записки Пиквикского клуба»

    Основная статья: Посмертные записки Пиквикского клуба

    Головокружительный успех ожидал Диккенса в этом же году по мере выхода в свет глав его «Посмертных записок Пиквикского клуба» («The Posthumous Papers of the Pickwick Club»).

    В этом романе он рисует старую Англию с самых различных её сторон, восхищаясь её добродушием и обилием живых и симпатичных черт, присущих лучшим представителям английской мелкой буржуазии. Все эти черты воплощены в добродушнейшем оптимисте, благороднейшем старом чудаке мистере Пиквике. Этот роман Диккенса вызвал необычайный прилив читательского интереса.

    «Жизнь и приключения Оливера Твиста» и другие произведения 1838—1843 годов

    Двумя годами позднее Диккенс выступил с «Оливером Твистом» и «Николасом Никльби» (The Life and Adventures of Nicholas Nickleby

    ) 1838—1839.

    «Приключения Оливера Твиста» (Oliver Twist; or ,The Parish Boy’s Progress

    ), (1838) — история сироты, родившегося в работном доме и жившего в трущобах Лондона. Мальчик встречает на своём пути низость и благородство, людей преступных и добропорядочных. Жестокая судьба отступает перед его искренним стремлением к честной жизни.

    На страницах романа запечатлены картины жизни английского общества XIX века во всем их живом великолепии и безобразии. Широкая социальная картина от работных домов и криминальных притонов лондонского дна до общества богатых и по-диккенсовски добросердечных буржуа-благодетелей. В этом романе Ч. Диккенс выступает как гуманист, утверждая силу добра в человеке.

    Роман вызвал широкий общественный резонанс. После его выхода прошел ряд скандальных разбирательств в работных домах Лондона, которые, по сути, были полутюремными заведениями, где нещадно использовался детский труд.

    Слава Диккенса росла стремительно. Своего союзника видели в нём и либералы, поскольку они защищали свободу, и консерваторы, поскольку они указывали на жестокость новых общественных взаимоотношений.

    После путешествия в Америку, где публика встретила Диккенса с не меньшим энтузиазмом, чем англичане, Диккенс пишет своего «Мартина Чезлвита» (The Life and Adventures of Martin Chuzzlewit

    , 1843). Кроме незабываемых образов Пекснифа и миссис Гамп, роман этот замечателен пародией на американцев. Роман вызвал бурные протесты со стороны заокеанской публики.

    В 1843 вышла «Рождественская песнь» (А Christmas Carol

    ), за которой последовали «Колокола» (
    The Chimes
    ), «Сверчок на печи» (
    The Cricket on the Hearth
    ), «Битва жизни» (
    The Battle of Life
    ), «Одержимый» (
    The Haunted Man
    ).

    В это же время Диккенс стал главным редактором «Daily News». В этой газете он получил возможность выражать свои социально-политические взгляды.

    «Домби и сын»

    Один из лучших его романов — «Торговый дом „Домби и сын“. Торговля оптом, в розницу и на экспорт» (Dealings with the Firm of Dombey and Son: Wholesale, Retail and for Exportation

    , 1848). Бесконечная вереница фигур и жизненных положений в этом произведении изумляет. Немного романов в мировой литературе, которые по богатству красок и разнообразию тона могут быть поставлены в один ряд с «Домби и Сыном», не считая некоторых позднейших произведений самого Диккенса. Как мелкобуржуазные персонажи, так и представители лондонской бедноты созданы им с большой любовью. Все эти люди почти сплошь да рядом чудаки, но чудачества, заставляющие вас смеяться, делают этих персонажей ещё ближе и милее. Правда, этот дружелюбный, этот безобидный смех заставляет вас не замечать их узости, ограниченности, тяжёлых условий, в которых им приходится жить; но уж таков Диккенс… Надо заметить, однако, что когда он обращает свои громы и молнии против угнетателей, против чванного негоцианта Домби, против негодяев, вроде его старшего приказчика Каркера, он находит столь разящие слова негодования, что они порой граничат с революционным пафосом.

    «Дэвид Копперфилд»

    Основная статья: Дэвид Копперфилд (роман)

    Ещё более ослаблен юмор в следующем крупнейшем произведении Диккенса — «Дэвиде Копперфилде» (The Personal History, Adventures, Experience and Observation of David Copperfield the Younger of Blunderstone Rookery (Which He Never Meant to Publish on Any Account

    ), (1849—1850).

    Роман этот в значительной мере автобиографичен. Тема его серьезна и тщательно продумана. Дух восхваления старых устоев морали и семьи, дух протеста против новой капиталистической Англии громко звучит и здесь. Многие ценители творчества Диккенса, в том числе такие литературные авторитеты как: Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Шарлотта Бронте, Генри Джеймс, Вирджиния Вулф, — считали этот роман его величайшим произведением.

    «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» (1849–1850)

    Фото: rech-deti.ru

    Еще один талантливый роман британского классика, который высоко оценили многие его коллеги в момент публикации. В книге рассказана история взросления молодого человека, которому приходится пережить большие трудности и лишения.

    Возможно, интерес к таким сюжетам (вспомним того же «Оливера Твиста») связан с историей, которая произошла в юности с Диккенсом. Его отец попал в долговую яму, и 15-летний будущий писатель также по выходным был вынужден отбывать это наказание. Ситуация в семье Чарльза исправилась, когда появилось наследство, позволившее жить по-человечески.

    Роман явно автобиографический. Судьба главного героя Дэвида с первых страниц вызывает сочувствие. Его отец умер прежде, чем мальчик появился на свет.

    Сначала ребенка воспитывали мама и няня (заботливые и любящие). Но потом в жизни Дэвида появляется отчим — домашний тиран, который видит в нем только обузу. Но и этого мало. Еще одним наставником пытается стать для мальчика директор школы мистер Крикл, который ранее торговал хмелем. Он хочет вбить в голову Дэвида свои убогие представления о миропорядке.

    Казалось бы, что можно поделать, куда деваться от таких учителей и наставников? Но тут появляется добрая фея. Суровая на вид Бетси Тротвуд, которая становится для главного героя поистине «лучом света в темном царстве».

    Память

    Чарлз Диккенс (1812—1870). К 150-летию со дня рождения. Почтовая маркаСССР 1962 г.

    • В честь Диккенса назван кратер на Меркурии.
    • К 150-летию со дня рождения писателя выпущена почтовая марка СССР (1962 г.).
    • Портрет Диккенса был размещен на английской банкноте в 10 фунтов выпуска 1993-2000 гг.
    • К 200-летию со дня рождения Диккенса Королевский монетный двор Великобритании выпускает памятную монету номиналом два фунта стерлингов с портретом Диккенса, сложенным из строчек с названиями его произведений — от «Оливера Твиста» до «Дэвида Копперфильда» и «Больших надежд».
    • В Лондоне существует дом-музей Чарльза Диккенса «Charles Dickens Museum».
    • Имеются памятники в США, России и Австралии.
    • Несмотря на то, что в своём завещании писатель просил не ставить ему памятников, в 2012 году было принято решение поставить памятник на главной площади Портсмута. Памятник будет открыт 9 июня 2013 года, автор Мартин Джеггинс.

    «Тайна Эдвина Друда» (1870)

    Фото: scontent-atl3-1.cdninstagram.com

    Последний и самый загадочный роман Чарльза Диккенса. Автор так и не успел дописать это произведение. Кто убил Эдвина Друда? Этот вопрос будоражит критиков и читателей. Выдвинуты десятки версий событий, происходящих в книге. Но окончательного ответа так и не удается найти.

    Через полгода после убийства в городе появляется таинственный незнакомец. Какое отношение он имеет к этому делу? Некоторые считают, что герой, в честь которого названа книга, и вовсе не был убит.

    Последний шедевр от Диккенса — это готический детектив, в котором, как всегда, мастер умело расставляет психологические акценты, закручивает пружину интриги до предела.

    В 1980 году на экраны вышел мини-сериал, в котором участвовали одни из лучших актеров того времени. В конце телеспектакля были рассмотрены все основные версии судьбы Друда. Какая из них наиболее верная — авторы оставили возможность решать зрителям.

    Личная жизнь

    В 1850-е годы Диккенс достиг зенита славы. Он был баловнем судьбы — прославленным писателем, властителем дум и обеспеченным человеком, — словом, личностью, для которой судьба не поскупилась на дары.

    Портрет Диккенса той поры довольно удачно нарисован Честертоном:

    Диккенс был среднего роста. Его природная живость и малопредставительная наружность были причиной того, что он производил на окружающих впечатление человека низкорослого или, во всяком случае, очень миниатюрного сложения. В молодости на его голове была чересчур экстравагантная, даже для той эпохи, шапка каштановых волос, а позже он носил тёмные усы и густую, пышную, тёмную эспаньолку такой оригинальной формы, что она делала его похожим на иностранца.

    Прежняя прозрачная бледность лица, блеск и выразительность глаз остались у него; «отмечу ещё подвижный рот актёра и его экстравагантную манеру одеваться». Честертон пишет об этом:

    Он носил бархатную куртку, какие-то невероятные жилеты, напоминавшие своим цветом совершенно неправдоподобные солнечные закаты, невиданные в ту пору белые шляпы, совершенно необыкновенной, режущей глаза белизны. Он охотно наряжался и в сногсшибательные халаты; рассказывают даже, что он в таком одеянии позировал для портрета.

    За этой внешностью, в которой было столько позёрства и нервности, таилась большая трагедия.

    Потребности членов семьи Диккенса превышали его доходы. Беспорядочная, чисто богемная натура не позволяла ему внести какой бы то ни было порядок в свои дела. Он не только перетруждал свой богатый и плодотворный мозг, заставляя его чрезмерно работать творчески, но, будучи необыкновенно блестящим чтецом, он старался зарабатывать приличные гонорары лекциями и чтением отрывков из своих романов. Впечатление от этого чисто актёрского чтения было всегда колоссальным. По-видимому, Диккенс был одним из величайших виртуозов чтения. Но в своих поездках он попадал в руки каких-то сомнительных антрепренёров и, зарабатывая, в то же время доводил себя до изнеможения.

    2 апреля 1836 года Чарльз женился на Кэтрин Томсон Хогарт (19 мая 1815 — 22 ноября 1879), старшей дочери его приятеля, журналиста Джорджа Хогарта. Кэтрин была верной женой и родила ему 10 детей: 7 сыновей — Чарльз Каллифорд Боз Диккенс-младший (6 января 1837 — 20 июля 1896), Уолтер Саведж Ландор (8 февраля 1841 — 31 декабря 1863), Фрэнсис Джеффри (15 января 1844 — 11 июня 1886), Альфред Д’Орсей Теннисон (28 октября 1845 — 2 января 1912), Сидни Смит Галдиманд (18 апреля 1847 — 2 мая 1872), Генри Филдинг (16 января 1849 — 21 декабря 1933) и Эдвард Бульвер-Литтон (13 Марта 1852 — 23 Января 1902), — три дочери — Мэри (6 марта 1838 — 23 июля 1896), Кэтрин Элизабет Макриди (29 октября 1839 — 9 мая 1929) и Дора Энни (16 августа 1850 — 14 апреля 1851). Но семейная жизнь Диккенса сложилась не вполне удачно. Размолвки с женой, какие-то сложные и тёмные отношения с её семьёй, страх за болезненных детей делали семью для Диккенса источником постоянных забот и мучений. В 1857 году Чарльз встретил 18-летнюю актрису Эллен Тернан и сразу влюбился. Снял для неё квартиру, долгие годы навещал свою любовь. Их роман продлился до смерти писателя. На сцену она больше не вышла. Этим близким отношениям посвящён художественный фильм «Невидимая женщина» (Великобритания, 2013, режиссёр Рэйф Файнс).

    Но всё это не так важно, как обуревавшая Диккенса меланхолическая мысль о том, что, по-существу, серьёзнейшее в его трудах — его поучения, его призывы к совести власть имущих — остаётся втуне, что, в действительности, нет никаких надежд на улучшение того ужасного положения, создавшегося в стране, из которого он не видел выхода, даже глядя на жизнь сквозь юмористические очки, смягчавшие резкие контуры действительности в глазах автора и его читателей. Он пишет в это время:

    С каждым часом во мне крепнет старое убеждение, что наша политическая аристократия вкупе с нашими паразитическими элементами убивают Англию. Я не вижу ни малейшего проблеска надежды. Что же касается народа, то он так резко отвернулся и от парламента, и от правительства, и проявляет по отношению и к тому, и к другому такое глубокое равнодушие, что подобный порядок вещей начинает внушать мне самые серьёзные и тревожные опасения. Дворянские предрассудки, с одной стороны, и привычка к подчинению — с другой, — совершенно парализуют волю народа. Все рухнуло после великого XVII века. Больше не на что надеяться.

    Личностные странности

    Диккенс нередко самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю. Когда это случалось, писатель нервно теребил в руках шляпу, из-за чего головной убор быстро терял презентабельный вид и приходил в негодность. По этой причине Диккенс со временем перестал носить головные уборы[источник не указан 1371 день

    ].

    О другой странности писателя рассказал Джордж Генри Льюис, главный редактор журнала «Фортнайтли ревью» (и близкий друг писательницы Джордж Элиот). Диккенс однажды рассказал ему о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала им отчетливо слышится, а персонажи его постоянно находятся рядом и общаются с ним.

    Работая над «Лавкой древностей», писатель не мог спокойно ни есть, ни спать: маленькая Нелл постоянно вертелась под ногами, требовала к себе внимания, взывала к сочувствию и ревновала, когда автор отвлекался от неё на разговор с кем-то из посторонних.

    Во время работы над романом «Мартин Чезлвит» Диккенсу надоедала своими шуточками миссис Гамп: от неё ему приходилось отбиваться силой. «Диккенс не раз предупреждал миссис Гамп: если она не научится вести себя прилично и не будет являться только по вызову, он вообще не уделит ей больше ни строчки!» — писал Льюис. Именно поэтому писатель обожал бродить по многолюдным улицам. «Днем как-то можно ещё обойтись без людей, — признавался Диккенс в одном из писем, — но вечером я просто не в состоянии освободиться от своих призраков, пока не потеряюсь от них в толпе».

    «Пожалуй, лишь творческий характер этих галлюцинаторных приключений удерживает нас от упоминания о шизофрении в качестве вероятного диагноза», — замечает парапсихолог Нандор Фодор, автор очерка «Неизвестный Диккенс» (1964, Нью-Йорк).

    Поздние произведения

    Меланхолией и безысходностью проникнут и социальный роман Диккенса «Тяжёлые времена» (1854). Роман этот явился ощутимым литературно-художественным ударом, нанесенным по капитализму XIX века с его идеей неудержимого промышленного прогресса. По-своему грандиозная и жуткая фигура Баундерби написана с подлинной ненавистью. Но Диккенс не щадит в романе и лидера забастовочного движения — чартиста Слэкбриджа, готового на любые жертвы ради достижения своих целей. В этом произведении автор впервые подверг сомнению — неоспоримую в прошлом для него — ценность личного успеха в обществе.

    Конец литературной деятельности Диккенса ознаменовался ещё целым рядом значительных произведений. За романом «Крошка Доррит» (Little Dorrit

    , 1855—1857) последовал исторический роман Диккенса «Повесть о двух городах» (
    A Tale of Two Cities
    , 1859), посвящённый французской революции. Признавая необходимость революционного насилия, Диккенс отворачивается от него, как от безумия. Это было вполне в духе его мировоззрения, и, тем не менее, ему удалось создать по-своему бессмертную книгу.
    Диккенс на фотографии Джеремайи Герни во время нью-йоркской поездки 1867—1868 гг.
    К этому же времени относятся «Большие надежды»(Great Expectations

    ) (1861) — роман с биографическими чертами. Герой его — Пип — мечется между стремлением сохранить мелкотравчатый мещанский уют, остаться верным своему середняцкому положению и стремлением вверх к блеску, роскоши и богатству. Много своих собственных метаний, своей собственной тоски вложил в этот роман Диккенс. По первоначальному плану роман должен был кончиться плачевно для главного героя, хотя Диккенс всегда избегал катастрофических развязок в своих произведениях и, по собственному добродушию, старался не расстраивать особо впечатлительных читателей. По тем же соображениям он не решился привести «большие надежды» героя к полному их крушению. Но весь замысел романа наводит на мысль о закономерности такого исхода.

    Новых художественных высот достигает Диккенс в своей лебединой песне — в большом многоплановом полотне, романе «Наш общий друг» (англ. Our Mutual Friend, 1864). В этом произведении угадывается желание Диккенса отдохнуть от напряжённых социальных тем. Увлекательно задуманный, наполненный самыми неожиданными типами, весь сверкающий остроумием — от иронии до трогательного незлобивого юмора — этот роман должен был по замыслу автора, вероятно, выйти легким, милым, забавным. Трагические его персонажи выведены словно полутонами и в значительной степени присутствуют на заднем плане, а отрицательные персонажи оказываются или надевшими на себя злодейскую маску обывателями, или настолько мелкими и смешными личностями, что мы готовы им простить их вероломность; а порой настолько несчастными людьми, которые способны возбудить в нас вместо негодования всего лишь чувство горькой жалости. В этом романе заметно обращение Диккенса к новой манере письма: вместо иронического многословия, пародирующего литературный стиль викторианской эпохи — лаконичная манера, напоминающая скоропись. В романе проводится мысль об отравляющем действии денег — их символом становится мусорная куча — на общественные отношения и бессмысленности тщеславных устремлений членов общества.

    В этом последнем завершенном произведении Диккенс продемонстрировал все силы своего юмора, заслоняясь чудесными, весёлыми, симпатичными образами этой идиллии от овладевавших им невеселых мыслей.

    По-видимому, мрачные размышления должны были вновь найти выход в детективном романе Диккенса «Тайна Эдвина Друда» (The Mystery of Edwin Drood

    ).

    С самого начала романа просматривается изменение творческой манеры Диккенса — его стремление поразить читателя увлекательным сюжетом, погрузить его в атмосферу тайны и неопределенности. Удалось бы ему это в полной мере — остается неясным, так как произведение осталось незаконченным.

    9 июня 1870 года пятидесятивосьмилетний Диккенс, изнурённый колоссальным трудом, довольно беспорядочной жизнью и множеством неприятностей, скончался от инсульта в своём доме Гэдсхилл Плэйс (англ.)русск., находящемся в деревне Хайэм (Кент) (англ.)русск..

    После смерти

    Слава Диккенса продолжала расти после его смерти. Он был превращён в настоящего идола английской литературы. Его имя стало называться рядом с именем Шекспира, его популярность в Англии 1880—1890-х гг. затмила славу Байрона. Но критика и читатель старались не замечать его гневных протестов, его своеобразного мученичества, его метаний среди противоречий жизни.

    Они не поняли и не хотели понять, что юмор был часто для Диккенса щитом от чрезмерно ранящих ударов жизни. Наоборот, Диккенс приобрёл прежде всего славу весёлого писателя весёлой старой Англии.

    «Рождественские повести» (1843–1848)

    Фото: 2.bp.blogspot.com

    Диккенс умел писать не только в реалистическом стиле. Эталонной вещью, в которой он раскрывает всю мощь и глубину своей фантазии, стала эта книга. Сборник рождественских историй, которые так всегда нравятся публике.

    Главные герои здесь совсем не богачи или нищие, а волшебные существа — эльфы и феи, призраки. Сказка тесно переплетается с реальностью, как и полагается настоящей истории о рождественских чудесах. Именно благодаря сборнику повестей мир узнал о Скрудже — мрачном и старом скряге, которому являются духи Прошлого, Настоящего и Будущего.

    В современной поп-культуре имя одного из главных героев этой книги (повесть «Рождественская песнь в прозе») Диккенса связано прежде всего с персонажем диснеевских историй (Скрудж Макдак).

    Голливудская экранизация старой истории на новый лад с Биллом Мюрреем (1988) также вышла забавной, красочной и нравоучительной, впрочем, как еще один вариант интерпретации классического сюжета от режиссера Роберта Земекиса (трилогия «Назад в будущее») с Джимом Керри в главной роли (2009).

    Экранизации

    • Скрудж, или Призрак Марли, режиссер Уолтер Буф. США, Великобритания, 1901
    • Рождественская песнь, режиссер Сирл Доули. США, 1910
    • Большие надежды, режиссер Роберт Виньола. США, 1917
    • Большие надежды, режиссер Дэвид Лин. Великобритания, 1946
    • Скрудж, режиссер Брайан Десмонд Херст. Великобритания, 1951
    • Скрудж, режиссер Рональд Ним. Великобритания, 1970
    • Тайна Эдвина Друда , режиссер Александр Орлов. СССР, 1980
    • Мартин Чезлвит, режиссер Дэвид Лодж. Великобритания, 1994
    • Большие надежды, режиссер Альфонсо Куарон. США, 1998
    • Дэвид Копперфилд, режиссёр Саймон Кертис. Великобритания , США, 1999 г. Роль юного Копперфилда исполняет Дэниэл Рэдклифф
    • Сверчок за очагом , режиссер Леонид Нечаев. Россия, 2001
    • Дэвид Копперфилд, режиссёр Питер Медак. США, Ирландия, 2000 г.
    • Николас Никлби, режисер Дуглас МакГрат. Великобритания, США 2002 год.
    • Оливер Твист, режиссер Роман Полански. Чехия, Франция, Великобритания, Италия, 2005
    • Холодный дом (телесериал), режиссеры Джастин Чадвик, Сюзанна Уайт. Великобритания, 2005
    • Крошка Доррит, режиссеры Адам Смит, Дэрбла Уолш, Диармайд Лоуренс. Великобритания, 2008
    • Рождественская история, режиссер Роберт Земекис. США, 2009
    • Дэвид Копперфилд, режиссёр Амброджо Ло Джудиче. Италия, 2009 г.
    • В 2007 году французский режиссёр Лорен Жауи снял фильм «Домбэ и сын» (фр. Dombais et fils) по роману «Домби и сын» с Кристофом Малавуа, Деборой Франсуа и Денном Мартинэ в главных ролях.

    «Большие надежды» (1860)

    Фото: interesnyeknigi.ru

    Этот роман Диккенса также стал во многом известен из-за многочисленных экранизаций и театральных постановок. Центральная фигура книги — Пип (Фили Пиррип). Молодой человек стремится изобразить из себя настоящего джентльмена, жаждет получить признание в обществе.

    Однако жизнь оказывается весьма суровой к мечтам Пипа. На своем пути он познает настоящее разочарование во всех своих иллюзиях. Деньги с кровавым следом, тянущимся за ними, не принесут удачи. Общество, в которое так хотел попасть Пиррип, проявит во всей полноте жестокость и враждебность к главному герою.

    Как часто наши большие надежды терпят крах из-за того, что мы не понимаем истинного счастья и назначения своей жизни! Но кто от этого застрахован?

    Поздние произведения[править]

    Этой меланхолией проникнут и великолепный роман Диккенса «Тяжёлые времена». Роман этот является самым сильным литературно-художественным ударом по капитализму, какой был ему нанесён в те времена, и одним из сильнейших, какие вообще ему наносили. По-своему грандиозная и жуткая фигура Боундерби написана с подлинной ненавистью. Но Диккенс спешит отмежеваться и от передовых рабочих.

    Конец литературной деятельности Диккенса ознаменовался ещё целым рядом превосходных произведений. Роман «Крошка Доррит» (Little Dorrit, 1855—1857) сменяется знаменитой «Повестью о двух городах» (A Tale of Two Cities, 1859), историческим романом Диккенса, посвящённым французской революции.

    Конечно Диккенс не лучше Карлейля сумел понять подлинную сущность французской революции. Разумеется, он отшатнулся от неё, как от безумия. Это было вполне в духе всего его мировоззрения, и, тем не менее, ему удалось создать по-своему бессмертную книгу.

    К этому же времени относятся «Большие надежды» (1860) — автобиографический роман. Герой его — Пип — мечется между стремлением сохранить мелкотравчатый мещанский уют, остаться верным своему середняцкому положению и стремлением вверх к блеску, роскоши и богатству. Много своих собственных метаний, своей собственной тоски вложил в этот роман Диккенс. По первоначальному плану роман должен был кончиться плачевно, в то время как Диккенс всегда избегал тяжёлых концов для своих произведений и по собственному добродушию, и зная вкусы своей публики. По тем же соображениям он не решился окончить «Большие ожидания» полным их крушением. Но весь замысел романа ясно ведёт к такому концу.

    На высоты своего творчества поднимается Диккенс вновь в своей лебединой песне — в большом полотне «Наш общий друг» (1864). Но это произведение написано как бы с желанием отдохнуть от напряжённых социальных тем. Великолепно задуманный, переполненный самыми неожиданными типами, весь сверкающий остроумием — от иронии до трогательного юмора — этот роман должен, по замыслу автора, быть ласковым, милым, забавным. Трагические его персонажи выведены как бы только для разнообразия и в значительной степени на заднем плане. Все кончается превосходно. Сами злодеи оказываются то надевшими на себя злодейскую маску, то настолько мелкими и смешными, что мы готовы им простить их вероломность, то настолько несчастными, что они возбуждают вместо гнева острую жалость.

    В этом своём последнем произведении Диккенс собрал все силы своего юмора, заслоняясь чудесными, весёлыми, симпатичными образами этой идиллии от овладевшей им меланхолии. По-видимому, однако, меланхолия эта должна была вновь хлынуть на нас в детективном романе Диккенса «Тайна Эдвина Друда» (The Mystery of Edwin Drood). Роман этот начат с большим мастерством, но куда он должен был привести и каков был его замысел, мы не знаем, ибо произведение осталось неоконченным. 9 июня 1870 г. пятидесятивосьмилетний Диккенс, не старый годами, но изнурённый колоссальным трудом, довольно беспорядочной жизнью и множеством всяких неприятностей, умирает в Гейдсхилле от инсульта.

    «Тяжелые времена» (1854)

    Фото: Ozon.ru

    Название романа говорит само за себя. Действие разворачивается в городе Кокстаун. Это промышленный центр, подчиненный логике новой (для времени Диккенса) индустриальной (фабрично-заводской) цивилизации.

    В этом городе все выглядит безликим. Люди в одинаковой одежде, которые выходят и возвращаются домой каждый день в одно и то же время.

    В Кокстауне правят цифры и факты. Именно их философии следует Баундбери — богатый и влиятельный банкир. Бездушную атмосферу в городе дополняет школа Грэдграйна, в которой нет места любви, теплу и воображению. Противостоять такому скучному, блеклому и серому миру берется коллектив бродячего цирка.

    «Холодный дом» (1853)

    Фото: s3-goods.ozstatic.by

    Диккенс написал книгу, когда перешагнул жизненную отметку в 40 лет. Это девятый роман англичанина. Критики считают, что именно с этой вещи начинается период творческой зрелости мастера.

    Роман — своеобразная энциклопедия викторианской Англии. Среди ее героев есть и аристократы, и жители трущоб.

    В книге Диккенс еще раз демонстрирует умение создавать и закручивать сюжетную интригу. В романе много загадок и тайн, которые предстоит разгадать читателю вместе с главными героями.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]