Студент театрального училища и начинающий актер
Сергей Бондарчук на съемках своего художественного фильма «Война и мир». 1965. Фотография: cont.ws
Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в украинской деревне Белозерка. Его мать Татьяна Бондарчук работала в колхозе, а отец Федор Бондарчук был рабочим. Спустя несколько лет после рождения сына семья переехали в Таганрог, а затем в Ейск. Еще в школе будущий режиссер мечтал стать актером и играть в театре. Он посещал драматический кружок и участвовал в ученических спектаклях, первым из которых была постановка «Джек и золотая табакерка» по одноименной английской сказке.
В 1938 году Сергей Бондарчук закончил школу. Отец хотел, чтобы он стал инженером, однако Бондарчук решил поступить в театральный институт. Он отправился в Москву и подал документы в Московское театральное училище при Театре Революции (сейчас Московский академический театр имени Вл. Маяковского). Он не смог поступить, но домой возвращаться не стал, а поехал в Ростов-на-Дону. В местном театральном училище уже закончились вступительные экзамены, но для Бондарчука сделали исключение. Он получил высшую оценку от преподавателя актерского мастерства Алексея Максимова и стал студентом Ростовского театрального училища. Там будущий режиссер отлично учился и параллельно играл в местном театре. Актриса Нонна Мордюкова, которая дружила с сестрой Бондарчука, писала: «Мы еще учились в школе, а он уже был студентом театрального училища в Ростове и присылал оттуда фотографии в ролях. В каких – забыла, но всегда на карточках он выглядел красавцем прямо-таки сногсшибательным».
Женя из Ростова-на-Дону
Как известно, Бондарчук родился в Ейске и учился азам актерского мастерства в Театральном училище Ростова-на-Дону. Там он встретил Евгению Белоусову, которая была студенткой вокального отделения. Эта была красивая девушка из известной и обеспеченной семьи, обладающей большими связями. Когда началась война, Сергей и Евгения вместе ездили по фронтам и выступали с концертами перед красноармейцами. Затем Бондарчук отправился воевать, но после победы молодые люди поселились в шикарной квартире, расположенной в центре Ростова. Их счастье продлилось недолго, и они так и не оформили в ЗАГСе свои отношения.
Сергей Бондарчук – ученик Сергея Герасимова
Сергей Бондарчук. Фотография: imdb.com
Сергей Бондарчук (слева) с гостями фестиваля в кулуарах на I Московском международном кинофестивале. 3–17 августа 1959. Москва. Фотография: Георгий Петрусов / Мультимедиа арт музей, Москва
Сергей Бондарчук в роли Отелло в художественном фильме Сергея Юткевича «Отелло» (1955)
Закончить театральное училище Сергей Бондарчук не успел – в 1941 году началась Великая Отечественная война, и его призвали на фронт. Он участвовал в боях на Северном Кавказе, получил медали и боевые ордена, в том числе «За оборону Кавказа». После войны Бондарчук продолжил карьеру в армии, служил под Москвой, но вскоре решил вернуться к актерской работе. В 1947 году во ВГИКе объявили дополнительный набор в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Будущий режиссер пришел на прослушивание и прочитал отрывок из поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». За выступление он получил отличные оценки от приемной комиссии и был зачислен на третий курс института.
«Он прочитал нам гоголевскую «Птицу-тройку» и заворожил своим голосом: с переливами, с оттенками. <…> Богатство, красота интонаций и глубина глаз притягивали к нему мгновенно, ему, казалось, и делать, играть ничего не надо – просто сказать фразу, посмотреть, и сразу веришь ему, попадаешь в плен его личностного обаяния»</…>
Актриса Клара Лучко, «Кому повем печаль мою?..» (по книге «Сергей Бондарчук. Его война и мир»)
На курсе Сергей Бондарчук был одним из лучших студентов. Часто его приглашали играть в студенческих спектаклях и выступать на отчетных концертах. Сценарист Василий Соловьев, который в то же время учился во ВГИКе, писал: «Впечатление было поразительным – он не походил на студента. Это был мощный человек, хотя было ему всего, или уже – двадцать семь лет». В это же время режиссер Сергей Герасимов решил экранизировать роман Александра Фадеева «Молодая гвардия». На роль одного из членов одноименной организации Бондарчук не подходил по возрасту. Однако Герасимов разрешил своему студенту самому выбрать любую другую роль в картине.
После «Молодой гвардии» Сергея Бондарчука стали звать в кино. Поначалу он снимался только в эпизодах, но в 1950 и 1951 годах он исполнил главные роли в картинах «Кавалер Золотой Звезды» и «Тарас Шевченко». За второй фильм в 1952 году году он получил Сталинскую премию первой степени и звание народного артиста СССР. Василий Лановой писал: «Раскрытием на экране образа Тараса Григорьевича Шевченко Бондарчук заявил себя как победитель и сразу вошёл в золотой фонд нашего киноискусства».
В следующие несколько лет Бондарчуку стали часто давать главные роли. В 1955 году он сыграл доктора Дымова в «Попрыгунье» Самсона Самсонова, кораблестроителя в фильме Фридриха Эрмлера «Неоконченная повесть» и Отелло в одноименной картине Сергея Юткевича по пьесе Уильяма Шекспира. Последняя лента принесла артисту славу за рубежом. «Отелло» участвовал в основной конкурсной программе Каннского кинофестиваля и получил приз за лучшую режиссуру.
Биография
Будущий актер и режиссер Сергей Бондарчук появился на свет в небольшой украинской деревушке Белозерка в сентябре 1920 года. Юность его прошла в Таганроге, где он настолько увлекся волшебным миром театра и кино, что даже начал выступать на сцене местного драмтеатра.
Он решил посвятить жизнь актерскому ремеслу, но отец хотел, чтобы парень выбрал более серьезную, «земную» профессию. Однако Сергей был непреклонен в своем решении стать актером.
Такое рвение привело вчерашнего школьника в стены ростовского театрального вуза. Однако Сергей не успел его закончить: страна стояла на пороге Великой Отечественной войны. Как и многие его сверстники, Сергей записался добровольцем в ряды Красной Армии и прошел солдатом всю войну. Лишь после ее окончания он продолжил обучение, поступив в столичный ВГИК на актерский факультет. В 1948 году он его с блеском окончил.
Режиссерский дебют – картина «Судьба человека»
Сергей Бондарчук в роли Андрея Соколова и Павел Полунин в роли Ванюшки в художественном фильме Сергея Бондарчука «Судьба человека» (1959)
Съемки художественного фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека». 1958. Фотография: Виктор Руйкович / Мультимедиа арт музей, Москва
Сергей Бондарчук в роли Андрея Соколова в своем художественном фильме «Судьба человека» (1959)
В 1956 году Михаил Шолохов опубликовал в газете «Правда» рассказ «Судьба человека». Вскоре Сергея Бондарчука пригласили озвучить его для программы Всесоюзного радио. Исполнение артиста услышал сам Шолохов и прислал Бондарчуку телеграмму, в которой написал: «Теперь я не представляю другого артиста, который мог бы так прочесть: вы прочитали лучше, чем я написал». В это время Бондарчук как раз решил попробовать себя в режиссуре. Он искал подходящий сценарий и в конечном итоге решил остановиться на «Судьбе человека».
«Прочитал [«Судьбу человека»] — и потом, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять этот фильм стало для меня больше чем «творческим планом». Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни»
Сергей Бондарчук о рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» (по журналу «Советский экран», 1987 год)
Бондарчук долго не мог получить разрешение на съемки. В Союзе кинематографистов его считали хорошим актером, но не думали, что он сможет сам снять достойный фильм. Однако вскоре режиссер получил разрешение и в июле 1958 года приступил к съемкам. Отсняли картину быстро – всего за семьдесят четыре дня. Главную роль в «Судьбе человека» исполнил сам Бондарчук. Фильм вышел на экраны в следующем 1959 году и стал очень популярным. Его посмотрело около 40 миллионов человек. На советских и международных кинофестивалях «Судьба человека» удостоилась наград, среди которых призы на конкурсах в Москве, Мельбурне и Сиднее. В 1960 году за эту ленту Сергей Бондарчук получил Ленинскую премию.
«Первый фильм Бондарчука-режиссёра получил Ленинскую премию. Более того, «Судьба человека» ошеломила весь мир. <…> Бондарчук в своём фильме ответил на вопросы: почему и как мы победили. Но для меня, прошедшего фронт и провалявшегося потом два года по госпиталям, «Судьба человека» дорога тем, что в ней ясно показано: Отечественная война была народной войной, которую выиграли и фронт, и тыл. <…> Здесь вроде бы судьба одного человека, но содержание жизни этого человека, этого народного характера – всеобъемлюще»</…></…>
Сценарист Василий Соловьев, «Война и мир» и мы» (по книге «Сергей Бондарчук. Его война и мир»)
Михалковы-Кончаловские – режиссеры и актеры
Актриса Любовь Толкалина (слева), кинорежиссер Егор Кончаловский и их дочь Мария. Фото: Фролов Михаил
Сергей Михалков был легендарным советским поэтом, написавшим Гимн Советского Союза и множество детских стихов (про Дядю Степу, например). Его дети – мэтры отечественного кино Никита Михалков и Андрей Кончаловский (взял фамилию матери) – не нуждаются в подробном представлении, их знают все.
Режиссер Никита Михалков. Фото: КП/Мила Стриж
Егор Кончаловский – внук поэта Сергея Михалкова, сын режиссера Андрея Кончаловского. Он пошел по стопам отца, его основная деятельность – режиссерская, он снял такие фильмы, как «Антикиллер», «Побег», «Консервы», «Сердце мое – Астана», и другие.
Продолжили отцовскую профессию и дети Никиты Михалкова. Его дочери Анна и Надежда – востребованные актрисы, сын Артем выбрал для себя работу сценариста и режиссера.
больше по теме
Юлия Высоцкая: «Сплю в холодном помещении и обливаюсь ледяной водой»Популярная актриса и телеведущая — о новогодних традициях, вкусных рецептах и секретах красоты
Оскароносный режиссер – киноэпопея «Война и мир»
Сергей Бондарчук на съемках своего художественного фильма «Война и мир». 1964. Фотография: yablor.ru
Съемки Бородинского сражения художественного фильма Сергея Бондарчука «Война и мир». 1963. Фотография: yablor.ru
Сергей Бондарчук (второй справа) на съемках своего художественного фильма «Война и мир». Фотография: museikino.ru
Вскоре после успеха «Судьбы человека» министр культуры СССР Екатерина Фурцева предложила Сергею Бондарчуку и Ивану Пырьеву экранизировать роман-эпопею Льва Толстого «Война и мир». Иван Пырьев снимать картину отказался. А Бондарчук ради этого фильма отложил работу над экранизацией чеховской повести «Степь».
Сценарий для эпопеи Бондарчук написал совместно с Василием Соловьевым. Режиссер говорил: «Надо, чтоб все поняли – не себя при помощи Толстого мы хотим показать, а при помощи средств кино хотим выразить то неповторимое, что Толстой открыл в литературе».
Режиссер долго подбирал актеров для фильма, отказывал знаменитым артистам и устраивал длительные пробы. Чтобы найти исполнительницу роли Наташи Ростовой, он даже опубликовал в газетах объявление. Однако подходящую кандидатуру заметил сценарист Василий Соловьев в Ленинградском балетном училище, и на роль утвердили Людмилу Савельеву. Сам Сергей Бондарчук сыграл в «Войне и мире» Пьера Безухова. Василий Соловьев вспоминал: «Сергей был убеждён, что Пьер – это и есть картина. Он – её звучание. Всё понимание Толстым и жизни, и Бога идет через Пьера. <…> В итоге ему пришлось самому и Пьера играть, и «от автора» толстовский текст читать»</…>.
Над экранизацией Бондарчук работал очень тщательно: несколько раз ездил в Ясную поляну, изучил рукописи Толстого, консультировался с научными работниками, чтобы в точности воспроизвести наряды, обмундирование войск, обстановку имений. В экранизации использовали как подлинные предметы начала XIX века, так и копии, которые изготовили специально для картины.
Съемки художественного фильма Сергея Бондарчука «Война и мир». Фотография: pastvu.com
Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова и Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского в художественном фильме Сергея Бондарчука «Война и мир» (1965–1967)
Слева направо: актрисы Людмила Савельева и Ирина Губанова и Сергей Бондарчук на съемках художественного фильма Сергея Бондарчука «Война и мир». Фотография: interest.pics
Съемки эпопеи продолжались около шести лет. Специально для фильма был создан отдельный кинематографический кавалерийский полк. В сценах Шенграбенского, Аустерлицкого и Бородинского сражений участвовало около ста тысяч солдат, среди которых было полторы тысячи конных всадников. Для эпизодов изготовили свыше пятисот тысяч холостых патронов.
«В создании всех этих исторических костюмов, военной техники, снаряжения и реквизита участвовали заводы, фабрики и мастерские всего Советского Союза. На киноэпопею «Война и мир» с мастерством и вдохновением работала вся наша, тогда огромная, нерушимая страна»
Директор картины «Война и мир» Николай Иванов (по книге «Сергей Бондарчук. Его война и мир»)
Сергей Бондарчук долго искал и композитора для фильма. На это место претендовали Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович и Георгий Свиридов, но режиссер выбрал студента консерватории Вячеслава Овчинникова. Василий Соловьев писал: «Композитор, как правило, появляется на фильме, когда отснята значительная часть, смотрит материал, и, согласуясь с увиденным, пишет музыку. У нас – наоборот – некоторые эпизоды Бондарчук снимал уже под сочиненную Овчинниковым музыку».
Съемки дались Бондарчуку тяжело, от стресса он даже пережил клиническую смерть. Руководство «Мосфильма» потребовало в срочном порядке готовить первую серию, чтобы показать ее на Московском международном кинофестивале 1965 года. Съемочной группе пришлось остановить работу над фильмом и заняться монтажом и озвучкой. В процессе у Бондарчука остановилось сердце – его с трудом спасли врачи.
Первая серия эпопеи вышла на экраны в 1966 году и стала лидером проката. Следующие три части «Войны и мира» показали в 1967 году. Фильм был очень популярен. Четыре серии эпопеи в совокупности посмотрело свыше 135 миллионов зрителей. Картина завоевала признание и за рубежом. «Война и мир» получила несколько престижных наград, среди которых «Оскар», «Золотой глобус» и премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке.
Встреча с Бондарчуком-старшим
Пока мальчик взрослел, Инна Макарова поддерживала с ним связь. Этому даже не помешало то обстоятельство, что актриса и режиссер развелись в 1959-м году. Новая супруга мэтра — Ирина Скобцева — не поощряла взаимоотношения мужа с его прежней семьей. Даже Наталья Бондарчук (дочь Сергея Федоровича и Инны Макаровой) видела отца крайне редко, хотя жила с ним в одном городе. Возможно, она и не знала о существовании Алексея Бондарчука. По крайней мере, члены съемочной группы картины «Война и мир» утверждали, что появление парня для нее стало настоящим сюрпризом. Да и отец не сразу узнал своего первенца. Он даже сначала потребовал, чтобы постороннего юношу увели со съемочной площадки, и растерялся, когда понял, что перед ним Алексей Бондарчук.
Разговор между звездным папой и сыном не заладился. Удрученный юноша вернулся на квартиру к Макаровой, у которой он пару раз останавливался, когда приезжал в столицу. Тем не менее Бондарчук-старший выписал сыну пропуск на съемочную площадку, чтобы они имели возможность пообщаться.
Впоследствии мужчина жаловался Макаровой на то, что парень ведет себя непристойно и пристает к актрисам. В ответ она его спросила: «А кто должен был его воспитывать?», упрекнув тем самым в отсутствии должного внимания к детям, родившимся до брака со Скобцевой.
«Добрый творческий товарищ»: фильмы 1970-х и 1980-х годов
Сергей Бондарчук (слева) с супругой Ириной Скобцевой со студентами ВГИКа. 1962. Москва. Фотография: Сергей Васин / Мультимедиа арт музей, Москва
Актер Евгений Самойлов (слева) и Сергей Бондарчук (второй справа). 1960-е. Москва. Фотография: Павел Маныч / Мультимедиа арт музей, Москва
Сергей Бондарчук и актриса Ирина Короткова на съемках художественного фильма Юлии Солнцевой «Такие высокие горы». 1974. Новгород-Северский, Черниговская область, Украинская ССР. Фотография: семейный архив Марии Косаревой / russiainphoto.ru
В 1969 году итальянский продюсер Дино Де Лаурентиса предложил Сергею Бондарчуку вместе снять исторический фильм о Наполеоне. Его темой стала битва при Ватерлоо в 1815 году. Бондарчук согласился и в том же году написал сценарий для картины. Вместе с Лаурентисом ему удалось привлечь к работе над фильмом знаменитых актеров из США, Канады, Италии и СССР, среди которых были Род Стайгер, Кристофер Пламмер, Андреа Чекки и Евгений Самойлов.
«В работе с актёрами режиссёр Сергей Бондарчук – добрый творческий товарищ. Сам блестящий артист, он никогда не делил актёров на основных и второстепенных, был одинаково внимателен к каждому: не важно – главный ты герой, или играешь эпизодик с одной репличкой. <…> Отрадно было наблюдать, с каким неподдельным интересом и уважением слушали его замечания снимавшиеся в картине «Ватерлоо» такие крупные мастера мирового кинематографа, как Род Стайгер, Орсон Уэллс, Кристофер Пламмер».</…>
Евгений Самойлов, «Нутряк» (по книге «Сергей Бондарчук. Его война и мир»)
Несмотря на усилия Бондарчука, фильм провалился в прокате. Но режиссер не оставил творчества. В следующие пять лет он много снимался – играл главные роли в картинах «Такие высокие горы» и «Выбор цели». В эти же годы Бондарчук стал профессором ВГИКа и секретарем правления Союза кинематографистов СССР.
В 1975 году Сергей Бондарчук вернулся к режиссуре и экранизировал роман Михаила Шолохова «Они сражались за Родину». Главные роли в фильме исполнили Василий Шукшин и Вячеслав Тихонов. Актриса Зинаида Кириенко писала: «По-моему, пропустил он этот шолоховский роман через сердце, через свое мироощущение и прекрасных собрал актеров, настоящие все ребята, очень достоверные». Прямо во время съемок умер Василий Шукшин и в оставшихся сценах с участием его героя пришлось задействовать другого актера – Юрия Соловьева, а затем и переозвучивать все его реплики. Музыку к фильму по приглашению Бондарчука вновь сочинил композитор Вячеслав Овчинников. Фильм стал одним из самых популярных в 1976 году, картина была удостоена Государственной премии РСФСР.
Кадр из художественного фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (1975)
Оператор Вадим Юсов и Сергей Бондарчук (справа) на съемках художественного фильма Сергея Бондарчука «Красные колокола». 1981. Фотография: m24.ru
Делегаты Третьего съезда Союза кинематографистов СССР Марк Донской и Сергей Бондарчук (справа). 11–13 мая 1976. Москва. Фотография: Юрий Садовников / Мультимедиа арт музей, Москва
В следующем 1977 году Бондарчук вернулся к экранизации повести Чехова «Степь», в которой исполнил главную роль – певчего Емельяна. На несколько лет он сделал перерыв в режиссуре и сосредоточился на актерской работе – снялся в картинах «Бархатный сезон» и «Овод». В 1981 на экраны вышла первая часть новой эпопеи режиссера – картины «Красные колокола» под названием «Мексика в огне», а в 1982 году – ее продолжение «Я видел рождение нового мира». Бондарчук решил экранизировать сборники репортажей американского писателя Джона Рида «Восставшая Мексика» и «Десять дней, которые потрясли мир». Они были посвящены двум революциям – мексиканской и российской. За «Красные колокола» Бондарчук получил Государственную премию СССР.
В 1986 году режиссер экранизировал трагедию Александра Пушкина «Борис Годунов», в которой исполнил главную роль. Художник Александр Шилов писал: «Я считаю, что трагедию царя Бориса он сыграл прежде всего глазами своими. Глубина в его глазах бездонная». Образ Бориса Годунова был одним из самых любимых у Бондарчука. Он мечтал сыграть этого героя много лет и много готовился к роли.
«Рассказывали, что к монологу царя Бориса на «Годунове» он готовился целый день. И тот, кто пытался подойти, спросить про реквизит, или уточнить график завтрашнего съемочного дня, получал такой отпор, что весь день боялся ему на глаза показаться. Хотя ответить на производственные вопросы было его обязанностью как режиссёра. Но он был в образе! Он жёстко требовал понимания. И это – не актерский эгоизм и не проявление его крутого характера. К актерскому труду Сергей Фёдорович относился с благоговейной требовательностью»
Актер Андрей Ростоцкий, «Свеча» (по книге «Сергей Бондарчук. Его война и мир»)
Картина «Борис Годунов» стала последней режиссерской работой Бондарчука, которая вышла при его жизни.
Режиссерская деятельность
Первый режиссерский опыт Сергей Федорович получил в 1959 году, когда снял драматическую ленту «Судьба человека». Кроме того, Сергей Бондарчук сыграл в ней центральную роль. Фильм получился невероятно трогательным: он задевал душевные струны миллионов людей, переживших ужасы войны.
Неудивительно, что он получил множество призов и наград, в том числе и почетную Ленинскую премию.
В дальнейшем Сергей Бондарчук не раз играл значимые роли в своих киноработах. Он очень талантливо воплотил на экраны образ Пьера Безухова в своей кино-эпопее «Война и мир». Экранизация одноименного произведения русского классика вызвала настоящий фурор не только на территории Советского Союза, но и во всем мире.
За свою работу, которой Бондарчук посвятил шесть лет, он был награжден множеством кинопремий, а также «Оскаром» и дипломом Венецианского кинофестиваля. Картина «Война и мир» завоевала любовь зрителей во всем мире, ведь она была в прокате в более, чем в ста странах.
В 1975 году режиссер снял очередной киношедевр – драматическую военную киноленту «Они сражались за родину». Ему удалось донести весь трагизм отступления советской армии, что пришлось не по нраву многим чиновникам киноиндустрии. Однако это не помешало картине получить зрительское признание и почетные кинопремии.
В фильме «Ватерлоо» режиссер смог закрепить свой успех мастера постановки впечатляющих батальных сцен, которые удачно переплетались с непростыми судьбами главных героев. Далее последовали не менее удачные работы Бондарчука: экранизация повести Чехова «Степь» и картина «Красные колокола», снятая по мотивам произведений Джона Рида.
Год | Фильм |
1959 | Судьба человека |
1965-1966 | Война и мир |
1970 | Ватерлоо (Италия, СССР) |
1975 | Они сражались за Родину |
1977 | Степь |
1981 | Красные колокола. Фильм 1. Мексика в огне (СССР, Италия, Мексика) |
1982 | Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира (СССР, Италия, Мексика) |
1986 | Борис Годунов (СССР, Чехословакия, ГДР, Польша) |
1992 | Тихий Дон (Великобритания, Италия, Россия) |
Последней работой выдающегося режиссера стала 8-серийная эпическая лента «Тихий Дон», однако он так и не дождался ее выхода в прокат.
Личная жизнь
Вторая жена Сергея Бондарчука — Инна Макарова (слева) — на съемках художественного фильма Сергея Герасимова «Молодая гвардия». 1948. Фотография: molodguard.ru
Сергей Бондарчук в роли Отелло и Ирина Скобцева в роли Дездемоны в художественном фильме Сергея Юткевича «Отелло» (1955)
Сергей Бондарчук с женой Ириной Скобцевой. 1960-е. Фотография: Олег Мерцедин / Мультимедиа арт музей, Москва
Сергей Бондарчук был женат трижды. Первой его супругой стала Евгения Белоусова, с которой режиссер познакомился во время учебы в Ростовском театральном училище. Они расстались после войны, когда Бондарчук поехал поступать в театральный институт в Москву. В браке родился сын Алексей.
Второй женой Сергея Бондарчука была однокурсница по мастерской Герасимова во ВГИКе Инна Макарова. Они поженились во время съемок «Молодой гвардии» в 1947 году. Актриса вспоминала: «При нем я чувствовала себя несмышленой девчонкой — все-таки, когда мы поженились, Сергей был уже взрослым дядечкой, прошедшим фронт, бывшим однажды женатым». В 1950 году у Сергея Бондарчука и Инны Макаровой родилась дочь Наталья. Режиссер и актриса расстались в 1958 году во время съемок картины «Дорогой мой человек» в 1958 году.
Уже через год Бондарчук женился в третий раз. Его супругой стала актриса Ирина Скобцева. Они встретились на съемках картины «Отелло». В фильме Бондарчук играл Отелло, а Скобцева – Дездемону. Вместе они прожили больше тридцати лет. Бондарчук часто снимал жену в своих фильмах, в том числе в «Войне и мире». Актриса Клара Лучко писала: «Она была его вдохновением, его музой. И это не красивые слова. Мы, близкие друзья, всегда отмечали, как они едины, как дышат одним воздухом». В их семье было двое детей – дочь Алена и сын Федор. Алена Бондарчук была артисткой театра и кино, а Федор, кроме актерских работ, занимался режиссурой.
Личная жизнь и дети
Что касается личной жизни, то тут все гладко. Бурных романов у Сергея не было. Он рано женился на Татиане Мамиашвили. Татиана (Тата) – дочь знаменитого спортсмена, олимпийского чемпиона по спортивной борьбе Михаила Мамиашвили. Она закончила МГИМО по специальности «Журналистика».
В 2012 году молодые люди поженились, Бондарчуку-младшему тогда едва исполнилось 20, а его невесте 22 года. Свадьба была роскошной – родители постарались. Среди гостей были звезды российского шоу-бизнеса и политики. Александр Ткачев (губернатор Краснодарского края), Павел Лунгин, Валентин Юдашкин, Алика Смехова, Иосиф Кобзон, и многие другие. Платье Татианы вызвало восхищение и овации – его шили по эскизам голливудских дизайнеров.
Друзья и коллеги Сергея Бондарчука-младшего были единодушны во мнении, что с тех пор как друг обзавелся семьей и детьми, его характер положительно изменился. Он стал спокойнее, интеллигентнее даже мудрее. Сам актер утверждал, что супруга Татиана – его настоящий тыл, поддержка, самый близкий друг, а не просто любимая женщина. Тата призналась, что в жизни суровый и серьезный Сергей, в семейном кругу очень веселый, добрый, нежный.
Несмотря на ранний брак, семья казалась крепкой. Сергей Бондарчук-младший и Татиана воспитывают двоих дочерей – Маргариту и Веру. Спустя 7 лет пара разводится.
Это интересно! Через 20 лет брака Федор и Светлана Бондарчук развелись. Сейчас идет судебный процесс на раздел имущества.
Сейчас он активно занимается бизнесом, поддерживает свою сестру Варю, страдающую ДЦП, с бывшей женой поддерживает теплые отношения. Сергей любит своих фанатов, и постоянно постит фотки в своем Инстаграм, что не может не радовать почитателей его творчества.
Последние годы: «Тихий Дон»
Кадр из художественного фильма Сергея Бондарчука «Тихий Дон» (2006)
В 1986 году переизбрали руководство Союза кинематографистов. Сергей Бондарчук не вошел в обновленный состав. Его работы начали критиковать в советской прессе, а на новые проекты не выделяли денег. С середины 1980-х Бондарчук работал над экранизацией романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Он хотел начать съемки эпопеи в 1986 году, но не получил средств от Госкино.
«Не было в начальные перестроечные времена ни одной статьи в прессе о кино, в которой не поносили бы Бондарчука. Его даже делегатом на съезд кинематографистов СССР не выбрали. <…> Перестроечный «ветер перемен» захлопнул ему картину «Тихий Дон», которую он должен был делать для телевидения. <…> Он написал сценарий на 20 серий, сказали, надо 18 – переписал, потом попросили оставить 16 – опять всё начисто переписал. Когда дошло до 13 серий, ему сказали: отпущенные на «Тихий Дон» деньги лучше направить на сельское хозяйство»</…></…>
Режиссер Георгий Данелия, «Мой Бондарчук» (по книге «Сергей Бондарчук. Его война и мир»)
В 1990 году Бондарчук подписал контракт с итальянской компанией International Cinema Company и начал съемки «Тихого Дона». На роль Григория Мелехова режиссер пригласил английского актера Руперта Эверетта, а Наталью Мелехову, его жену, сыграла дочь Бондарчука Алена. «Тихий Дон» сняли за одиннадцать месяцев – уже к августу 1992 он был готов. Начались монтаж и озвучивание фильма, однако в это же время итальянская компания объявила себя банкротом, а все материалы картины были изъяты банком-кредитором. Работа над «Тихим Доном» остановилась, а у Бондарчука начались серьезные проблемы со здоровьем. Режиссер так и не увидел «Тихий Дон» в прокате. Он умер 20 октября 1994 года в Москве. Причиной смерти стала тяжелая болезнь. Сергея Бондарчука похоронили на Новодевичьем кладбище.
«Тихий Дон» спустя двенадцать лет после смерти отца закончил Федор Бондарчук. Семисерийный телевизионный фильм вышел на экраны в 2006 году.
Последние новости о Сергее Бондарчуке
Закончить свой последний проект Бондарчуку-старшему так и не удалось. В 1990 автор «Тихого Дона» подписал контракт с итальянскими продюсерами. Когда бюджет исчерпал себя, иностранные коллеги отказались продолжать работу над картиной. Этап монтажа взял на себя сын режиссера Федор Бондарчук. Дело было с успехом доведено до конца.
Премьерный показ драмы по мотивам одноимённого романа М. Шолохова состоялся 6 ноября 2006. По задумке автора должно было быть 10 серий, но Федор выпустил в эфир только 7. Спустя некоторое время обновлённую версию «Тихого Дона» озвучили для проката в европейских странах.