Ольга Гобзева: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Актрисе Ольге Гобзевой было почти пятьдесят, когда он решила променять кино на служение Богу. Буквально в одночасье она стала матушкой Ольгой. Ее злопыхатели ехидно говорили тогда, что это в действительности ее новая роль в жизни. И в этой ипостаси она находится уже почти четверть века. А до этого на протяжении трех десятилетий она буквально жила на съемочной площадке. Ее фильмография составляет почти семьдесят картин. Биография Гобзевой Ольги Фроловны будет представлена вниманию читателя ниже.

Православное семейство

Биография Ольги Гобзевой (дата рождения — 16 марта 1943 года) началась в Москве, в крестьянском многодетном семействе. Как и ее братьев и сестер, будущую актрису воспитывали в православных традициях. В принципе, это немудрено. У матери Ольги в роду были монахи. Семья отца была также очень верующей.

Он родился на Рязанщине. Со временем перебрался в столицу. Он всю жизнь трудился обыкновенным водителем и возил на служебной машине партийных функционеров.

Неоднократно его хотели продвинуть по служебной лестнице. Но он категорически не соглашался на это. По большому счету, он всегда был готов жертвовать своим материальным благополучием. Он считал, что у любого человека главное – это его духовное содержание.

Когда начались сталинские репрессии, отец как исключительно верующий и православный христианин всегда ставил лампаду, которая в те страшные времена никогда не гасла. В результате ему и его семье повезло. Сталинская мясорубка не коснулась их.

Кроме того, когда будущая актриса была очень маленькой, она сильно заболела. Болезнь не отпускала ее. Ей становилось хуже и хуже. К счастью, Ольга все-таки выжила. При этом все ее родные утверждали, что ее спасение заключалось в том, что отец смог вымолить ее у Бога…

Что касается матери будущей актрисы, она была домохозяйкой и поднимала своих шестерых детей.

Семейство Гобзевых жило довольно скромно. Но зато все дети смогли получить весьма хорошее образование.

Детская пора

Будучи маленькой девочкой, Ольга Гобзева (биография, информация о личной жизни, профессиональной деятельности содержатся в статье) уже обладала отличной памятью. Она наизусть знала практически всего Пушкина и великолепно читала вслух стихи.

По ее воспоминаниям, в юношестве все ее сверстницы мечтали о карьере актрисы или балерины. Ольга, в свою очередь, также занималась балетом, но спустя некоторое время актерство начало привлекать ее больше всего. Именно таким образом, как говорила актриса, она хотела творчески выразиться.

Тем более возле дома, где жила Ольга, был Дом пионеров. Она сама специально пришла туда и увидела кружок художественного слова. Чтобы оказаться в группе, ей пришлось продекламировать педагогам одну из басен. После этого будущая актриса начала постигать азы актерского мастерства.

Дома Ольга сообщила об этом своим родителям, сказав, что она обязательно станет актрисой. Сперва отец нахмурился, но мама успокоила его, объясняя, что это будет для нее настоящим трамплином.

А через год тринадцатилетняя Оля приняла участие в конкурсе чтецов им. Чехова и оказалась первой и самой лучшей. На мероприятии находилась и вдова великого Чехова Ольга Книппер, которая также обратила пристальное внимание на девочку. Ну а сама Ольга, по ее словам, долго еще была под колоссальным впечатлением.

Кинодебют

Как киноактриса Ольга Гобзева дебютировала еще в студенчестве. Она снялась в небольшой картине, которая называлась «Эй, кто-нибудь!». На съемочной площадке напарником стал Владимир Ивашов. Эту работу видел и легендарный Михаил Ромм. Он хвалил ее, и, в частности, ему очень понравилась игра дебютантки Гобзевой. Немудрено, столь лестные отклики вдохновили ее на дальнейшие подвиги.

В целом на протяжении ее актерской карьеры она снялась примерно в семидесяти фильмах.

ольга гобзева биография

Сниматься в кино стала с первого курса института

Когда окончила школу, мне сказали, что для театра я слишком естественна. Потому лучше идти учиться во ВГИК. С первого раза я не поступила, удалось только со второй попытки. Окончила мастерскую Бабочкина и очень благодарна этому. Бабочкин – прямой ученик школы Станиславского. Ученик ученика Константина Сергеевича. Я хорошо училась, много читала литературы по актерскому мастерству. Меня привлекало, что Константин Сергеевич исследует природу человеческого духа. Сниматься в кино стала рано, с первого курса института. Моя первая картина – «Эй, кто-нибудь!». Снималась в паре с Володей Ивашовым, помню, Михаил Ильич Ромм очень хвалил картину и мою работу. Чем и вдохновил меня на дальнейшие подвиги (улыбается). Меня пророчили в театр, но чем-то театр меня останавливал. Что-то меня в нем не удовлетворяло, мне редко что нравилось из увиденного на сцене. Вот в кино я, грешница, сыграла где-то 40 ролей. Есть ли любимые? Честно, нет – это осталось уже в другой жизни. Хотя партнеры были замечательные: Олег Даль, Юра Богатырев. Важнее были не роли, а сама жизнь. «Шукшин мне очень нравился…» Мой Олег Даль навсегда остался в памяти очень тонким, интуитивным человеком. Мы играли с ним фильм по Тургеневу, я играла жену Олега. Запомнила его бесконечную чуткость и внимание, с которым он ко мне относился. Мы наслаждались общением друг с другом и, конечно, дружили.

Первая слава

Но настоящая слава пришла к ней в 1964-м. Она тогда воплотила образ Веры. Речь идет о картине «Мне двадцать лет». Режиссером был знаменитый Марлен Хуциев. Благодаря этой работе Гобзева получила один из призов на кинофестивале в Венеции. Кроме того, в своей ленте режиссер открыл целую плеяду великолепных актеров. Среди них были С. Светличная, П. Щербаков, С. Старикова, Н. Губенко, М. Вертинская и многие другие.

По большому счету, этот период стал самым плодотворным в жизни Ольги.

Лучшие фильмы Ольги Гобзевой

Получив диплом, Ольга устроилась в Театр киноактера. Параллельно она с огромным удовольствием выступала в литературных концертах. Также часто озвучивала западные фильмы. Разумеется, она продолжала сниматься.

Ее лучшие работы – это кинокартины «Капитан Соври-голова», «Фокусник», «Крылья», «Портрет жены художника» и, конечно же, мелодраматическая лента под названием «Однажды двадцать лет спустя». Этот фильм вышел на экраны еще в 1980-м. Главную роль исполнила великолепная Наталья Гундарева. А одноклассницу этого персонажа сыграла Гобзева. В кадре она превратилась в поэтессу.

После премьеры Ольга окончательно стала поистине знаменитой.

Ольга Гобзева

Ольга Гобзева появилась на свет 16 марта 1943 года в Москве. Артистка выросла в большой дружной семье вместе с ещё 5 братьями и сёстрами. Актриса кино закончила ВГИК в мастерской Бориса Бабочкина. Первой её работой ещё во время учёбы стала небольшая роль девушки в криминальной драме Эй, кто-нибудь, ставшей совместной режиссёрской работой Бориса Яшина и Андрея Смирнова. Настоящая популярность пришла к актрисе в 1964 году после воплощения образа Веры в драме режиссёра Марлена Хуциева Мне двадцать лет.

Это время становится наиболее плодотворным творческим периодом в жизни актрисы. После успешного окончания учёбы она с удовольствием выступает в литературных концертах. За время творческой карьеры Ольга Гобзева снялась в 77 фильмах. Наиболее удачными её работами можно назвать роль поэтессы в мелодраме Однажды 20 лет спустя режиссёра Юрия Егорова, удалась ей роль журналистки в драме Крылья режиссёра Ларисы Шепитько и образ очаровательной машинистки Жени в комедийной картине Ехали в трамвае Ильф и Петров. Миллионам зрителей запомнились яркие, проникновенные фильмы с Ольгой Гобзевой, в которых нет незначительных ролей. Ведь даже в эпизодических ролях актриса всегда выкладывалась полностью, играя легко и от души. Возможно, кому-то она запомнилась и полюбилась после участия в озвучивании тёплых и добрых мультфильмов Мумии-тролль и другие, и Муми-тролль и комета, или же по главным ролям, сыгранным во всех 3 частях смешного мультфильма Жил-был Саушкин известного режиссёра Кирилла Малянтовича.

Последними творческими работами актрисы стали пронзительные образы монахини в драме Ныне прославится сын человеческий и высокодуховный образ Варвары в исторической драме Господи, прости нас грешных. Смотреть все фильмы онлайн с Ольгой Гобзевой можно на нашем сайте.

Такое завершение творческой карьеры Ольги Гобзевой совершенно неслучайно, поскольку в 1993 году она решила стать монахиней и с тех пор известна как инокиня Ольга. Но даже поселившись в Свято-Введенском монастыре, расположенном в городе Иванов, она не оставила до конца светскую жизнь, продолжая приносить огромною пользу людям уже в своём новом качестве. Именно инокиня Ольга активно боролась в 1991 году за восстановление храма Большого вознесения и добилась успеха. Позже она посвятила себя преподавательской деятельности в одной из гимназий Москвы и в воскресной школе. В 1992 году стала замом директора воскресной школы, где вела специальный курс Русской духовной поэзии.

На сегодняшний день инокиня Ольга председательствует над координационным советом женских организаций, занимающихся благотворительностью. Ольга Гобзева воспитывает сына Святослава.

У Ольги Гобзевой серые глаза, тёмный от природы цвет волос, светлая кожа и средние губы. Форма лица овальная, лоб средний, волосы прямые, густые. Ольга Гобзева не меняет цвет волос, отдавая предпочтение натуральному. У актрисы средний прямой нос и овальный подбородок. Рост актрисы — 165 см, татуировок нет.

Знак зодиака — Овен (16.03.1943)

Коллеги

Актрисе Ольге Гобзевой очень повезло, что она работала с маститыми режиссерами. Петр Тодоровский, Николай Лукьянов, Элем Климов, Александр Панкратов — все они приглашали ее на съемки. Кроме того, ей удалось сняться с такими корифеями сцены, как Римма Маркова, Василий Шукшин, Евгений Евстигнеев, Андрей Мягков, Майя Булгакова. Но среди своих коллег она всегда выделяла лишь два имени. Это Юрий Богатырев и Олег Даль. Она до сих пор считает их любимыми партнерами.

С Далем Ольга познакомилась еще в школе, в театральной студии. Спустя некоторое время вместе они были задействованы в картине по произведениям И. С. Тургенева.

Что касается Богатырева, она работала с ним над фильмом по книгам фантаста Р. Брэдбери.

Безвременная смерть коллег сильно потрясла актрису. Она искала причину тотального алкоголизма среди друзей по цеху. Она начала задумываться о смысле происходящего, и в том числе о неудовлетворенности жизнью. Порой она понимала, что актерская стезя – вовсе не ее призвание. Очень часто она начала посещать церковь. Не зря же, наверное, ее воспитывали в вере…

Фильмы

Начав кинокарьеру еще в студенческие годы, актриса в общей сложности за три десятка лет снялась более чем в 70 картинах. Кинодебютом Ольги была небольшая лента «Эй, кто-нибудь!», в которой она работала в паре с молодым Володей Ивашовым. Эту картину положительно оценил Михаил Ромм, легендарный советский режиссер, лауреат нескольких Сталинских премий.

Ольга Гобзева в фильме «Мне двадцать лет»

Первой большой удачей актрисы можно считать работу в кинокартине «Мне 20 лет», которая в середине 60-х даже получила награду Венецианского фестиваля. Благодаря режиссерской работе Марлена Хуциева зрители открыли для себя молодых талантливых актеров, учеников и выпускников ВГИКа: Светлану Светличную, Николая Губенко, Петра Щербакова, Марианну Вертинскую, Светлану Старикову и других.

После окончания института актриса много снимается в кино. Она устраивается на работу в театр киноактера, в котором прослужила вплоть до 1990 года. Много времени Ольга Фроловна посвятила работе над озвучиванием иностранных фильмов. Лучшими ролями Ольги Гобзевой считаются работы в фильмах «Крылья», «Портрет жены художника», «Капитан Соври-голова», «Операция «Трест»», «Фокусник», «Однажды 20 лет спустя».

Ольга Гобзева в фильме «Капитан Соври-голова»

Актриса Ольга Гобзева снималась со звездами советского кинематографа: Евгением Евстигнеевым и Андреем Тарковским, Риммой Марковой, Майей Булгаковой, Василием Шукшиным, Андреем Мягковым. Актриса работала в фильмах режиссеров Петра Тодоровского, Элема Климова, Александра Панкратова, Николая Лукьянова.

В 1972 году Ольга снялась в ленте «Ехали в трамвае Ильф и Петров». Там артистка сыграла в дуэте с чудесным партнером Игорем Ясуловичем.

Ольга Гобзева и Игорь Ясулович в фильме «Ехали в трамвае Ильф и Петров»

Любимыми партнерами на экране Ольга считает Олега Даля и Юрия Богатырева. С Олегом она была знакома еще со времен занятий в театральной студии. Позднее вместе они снялись в фильме по произведениям Тургенева. А с Юрием Богатыревым ей удалось сыграть в комедии по мотивам сочинений Рэя Брэдбери «Этот фантастический мир №10».

Ольга Гобзева в фильме «Нетерпение души»

Безвременная кончина друзей по цеху потрясла Ольгу. Она все чаще стала задумываться о смысле происходящего, о причинах повального алкоголизма среди актеров и об их неудовлетворенности жизнью.

Постриг

Последней киноработой Гобзевой стал фильм «Господи, прости нас, грешных». Эта экранизация чеховского произведения под названием «В овраге». Режиссером был Артур Войтецкий. В этой картине Ольга исполнила роль Варвары. Сама лента вышла на экраны в 1992-м.

А на следующий год, всего лишь за одну неделю до своего полувекового юбилея, актриса окончательно завершила свою творческую карьеру.

Она приняла постриг и стала монахиней. Она начала служить в Свято-Введенском монастыре, что в Иваново. С этих пор ее начали звать инокиней Ольгой.

Бывшая актриса совершенно не жалеет, что когда-то ее жизнь неразрывно была связана с миром кино. Она признавалась, что этот опыт дал возможность ей познать саму себя. При этом искренне рада, что теперь она уже не находится в кадре. По ее словам, в какой-то определенный момент ей было страшно стыдно, что она актриса.

В целом эту перемену Ольга перенесла совершенно спокойно. Она рассказывала, что только в церкви ей удалось обрести свое подлинное место в этой жизни.

Однако инокиня все-таки не смогла окончательно оставить светскую жизнь. Она продолжала приносить большую пользу в новом качестве. Так, с завидной активностью она боролась за восстановление одного из храмов. И самое главное, в этом плане она одержала убедительную победу. Потом она преподавала не только в столичной гимназии, но и воскресной школе. Кстати, в этом учреждении она даже стала одним из руководителей. Своим ученикам она рассказывала о русской духовной поэзии.

Последние годы она председательствовала над координационным советом женских организаций. Они занимались благотворительностью. Также она была одним из руководителей благотворительного отдела столичной Патриархии. В этом качестве она оказывала помощь и поддержку престарелым актерам.

А в 2016-м она стала игуменьей одного из женских монастырей, что в Алапаевске.

Ушедшая в монастырь актриса Ольга Гобзева объяснила свой выбор

Но накануне 50-летия Гобзева оставила актерскую профессию, завершив свою кинокарьеру картиной «Господи, прости нас грешных» Артура Войтецкого, где снималась с Богданом Ступкой. И с 1992 года она — инокиня Русской православной церкви. В 1991-м приняла монашеский постриг в Свято-Введенском женском монастыре, позднее стала игуменьей Свято-Елисаветинского женского монастыря.

ИЗ ДОСЬЕ «МК»

Ольга Гобзева окончила актерско-режиссерский курс во ВГИКе, училась в мастерской Бориса Бабочкина — навеки Чапаева из знаменитого фильма братьев Васильевых. Ее однокурсники — будущие знаменитости: режиссеры Станислав Говорухин, Леонид Нечаев, Валерий Рубинчик; актеры Олег Видов, Арина Алейникова, уехавшая в США, красавец Ираклий Хизанишвили, ставший первым мужем Ольги Гобзевой еще в студенческие годы.

Ольга Фроловна — деликатный человек. Всегда спрашивает даже в родной кинематографической среде, может ли присесть за общий стол: «Вдруг кто-то не захочет сидеть с матушкой». Встретились мы в Благовещенске, на фестивале «Амурская осень», после чего небольшая делегация должна была отправиться в Китай. Матушка Ольга собиралась поехать туда, чтобы посетить православный храм в Шэньяне, помолиться за похороненных там русских воинов. Но маршрут изменили, и она вернулась в Москву. Несколько лет назад побывала в Харбине, где когда-то жили около двухсот русских, приехавших в конце XIX века на строительство Транссибирской магистрали. Наши кинематографисты постоянно навещают кладбище русских эмигрантов, долгое время находившееся в полном запустении. Мусор с надгробий травой вместо веников сметали Светлана Немоляева и Ольга Гобзева. А потом плакали над заброшенными могилами.

фото: Светлана Хохрякова

«Тарковский приглашал меня на пробы»

— Ваш однокурсник Олег Видов, у которого я была в гостях в Малибу, передал в подарок Марлену Хуциеву диски с советскими мультфильмами. Вы же все снимались в «Заставе Ильича»…

— Марлен был удивительный человек. Помню, как мы с оператором Маргаритой Пилихиной плакали в декорации, потому что приходилось делать по 27 дублей. Причем я вынуждена была бить бедного Андрея Тарковского. Для меня это стало жутким стрессом на всю оставшуюся жизнь. Уже тогда я подумала, что, очевидно, неправильно выбрала профессию.

— Зачем потребовалось столько дублей? Чего добивался Хуциев?

— Не знаю. Но он не мог остановиться. Маргарита Пилихина — необыкновенный профессионал, очень умная женщина. А у меня это была одна из первых работ, и она сильно отрезвила относительно выбора профессии. Я подумала: «Боже ты мой! Зачем подчиняться чужой воле, а то и самодурству?»

Я могла сделать более успешную карьеру, но часто не соглашалась с режиссерами. Один из них — известный ленинградский кинематографист — считал, что с его стороны честно и благородно сказать актрисе, что она будет сниматься в том случае, если станет его женой или любовницей. А я была тогда совсем девочкой. Мне было 18, и я снималась в эпизоде. А режиссер считал, что облагодетельствовал меня. Ужас! Я никогда не была в эйфории от того, что поучаствовала в знаменитом фильме. А тут — какая-то купля-продажа. Но режиссер хотя бы был откровенен и в некоторой степени поступил благородно, назвав все своими именами. Внешне у него блистательная судьба, как и у той актрисы, которая в итоге снялась в его картине. Но я ни секунды не жалею о том, что все это меня миновало.

Так что все естественно в моем переходе из актерских низин в новую жизнь. И, конечно, с Божьей помощью, по молитвам моим. Мои двоюродные бабки — сестры моей бабушки Ефросиньи — были монахинями.

— Они-то наверняка настрадались.

— В монастырях? Ну как вам сказать. Одна из них была игуменьей. Вторая, младшая, наверное, настрадалась. Моя мама рассказывала, как, собирая лекарственные травы для сушки, бабка увидела монаха: в отдалении находился мужской монастырь. Она даже лица его не увидела, только фигуру. Он проходил, и это поразило ее в самое сердце. Она умерла от скоротечной чахотки — значит, не была предназначена для монастыря…

— Несколько лет назад матушка из Пскова рассказала мне, как Андрей Тарковский определил ее путь. Студенткой она побывала на его творческой встрече, потом рассказала что-то о себе и спросила, как дальше жить. Ее уже нет на свете.

— Все это интересно и странно. Андрей был очень непростым человеком. Он приглашал меня на пробы, но память о его больной щеке, по которой я его била, а он нервно дергался, не позволила мне с ним работать. Продолжения не было.

— Странно, что на вас это так сильно подействовало.

— Да, очень сильно. Я бы могла ударить его один-два раза, возмутившись циничной фразой героя, но избиение, которое устроил Марлен Андрею, к тому времени уже прославившемуся, не поддается объяснению. Его фильм «Иваново детство» мне очень нравился.

Случай, о котором вы рассказали, — скорее всего, совокупность обстоятельств. Наверное, в самой девушке уже все было готово к такому выбору. Потребовался импульс извне — и все. Сам Андрей не мог быть пророком. Он ведь устроил пожар в Успенском соборе во Владимире, совершенно хладнокровно убивал животных во время съемок… Скорее всего, на студентку подействовало общее впечатление от его фильма «Андрей Рублев». Особенно там хорош колокол. Это по-настоящему духовный кусок фильма.

«Фокусник» (1967). С Зиновием Гердтом.

— А что определило ваш выбор?

— Меня ведь тоже никто не посылал в монахини. Ничего подобного даже в голову не приходило. У меня был духовный отец (уже более сорока лет он является моим духовным наставником, дай Бог ему здоровья), и я попросила у него благословения. Как-то я спросила: «Батюшка, меня зовут в монастырь поговеть на Великий пост». — «Поезжай», — ответил он. «Батюшка, а вдруг постригут?» — «На все воля не наша, а Божья. В монастырь только Господь за руку приводит. Другого нет пути».

Таким был наш разговор, и я спокойно поехала. Поговела три дня. В первые дни в монастыре вообще ничего не едят. Потом появился владыко и благословил меня послушницей — буквально через два дня моего пребывания в монастыре. А воскресенье первой недели поста заканчивалось праздником Торжества православия. И меня постригли. Был шок. То есть в глубине души я понимала: происходит что-то правильное и глубокое. На внешнем уровне это воспринималось иначе. Кто-то решил, что артистку постригли по блату. Но по блату такое не происходит.

— Вы не видели картину «Сквозь черное стекло» Константина Лопушанского? Там отчасти затронута эта тема.

— Нет, пока не видела. Эту тему надо пережить, чтобы о ней говорить. Тут все должно быть тонко, иначе можно все испортить грубыми мазками и, значит, ничего не понять. Я посмотрела «Балканский рубеж» по просьбе своей внучки. У нее интересная оценка, с которой я согласилась. Он какой-то несостоявшийся. Такая колоссальная тема, а получился боевичок. А фильм должен быть не об этом. Затронули тему и отступили, начав, не дошли до конца. Можно было сделать такое сильное предупреждение!..

— Почему вашу внучку так заинтересовал этот фильм? Она взрослая?

— Ей 19 лет, родилась она в 1999 году, когда шли бомбежки в Югославии. Она говорит, что это и ее судьба тоже. Внучка увлеклась Балканами, немного знает сербский и хорватский языки. Эта тема продолжает ее держать. Она в культуре и даже поп-культуре Балкан чувствует больше искренности и глубины, чем в нашей. Я после показа «Балканского рубежа» подошла к Гойко Митичу и поцеловала. Он ведь тоже хотел высказаться в своей роли — и не высказался не по своей вине.

— Вы часто путешествуете?

«Я стараюсь помогать одиноким людям»

— Несколько раз была в Китае. Меня поразили там дома-призраки, где никто не живет. Их строят на будущее, для детей и внуков, и недостраивают. Я побывала в Египте. Какие же там пирамиды и, главное, монастыри, относящиеся к третьему–седьмому векам! Мы ездили по всем монастырям — Святого Антония, Святого Павла и Святого Макария. Нас сопровождал монах Макарий. У него такой лик! Я попросила его: «Помолитесь о нас, батюшка, чтобы наше путешествие складывалось». И он серьезно помолился. Все прошло без сучка и задоринки.

«Крылья» (1966). С Майей Булгаковой.

— Это был паломнический тур?

— Да, по местам Святого семейства. Когда я подошла к пирамиде, прислонилась спиной к камню и поняла, что значит путешествие во времени. Такое ощущение, что ты в космосе. Когда поднималась к пещере Святого Антония (а она расположена высоко), то сумела пройти только половину пути. Представила себе, что будет дальше, как меня придется сносить на руках, потому что не хватит сил пройти весь путь… Стоя на площадке у церкви, посмотрела на пещерку. Там отвесная скала, как плато, и на ней четко видны фигуры Богородицы и апостолов. На севере Африки столько непонятной и изумительной энергии! А Каирский музей! Там легко канонизируют своих мучеников. У нас должно пройти много лет, прежде чем станет возможна канонизация. А в Египте народ принимает пострадавшего, мученика как святого почти мгновенно. Мученик — он уже святой. Мне там подарили иконку.

— Иконы там веселые. На тех, что продают в коптском монастыре, святые могут ехать на ослике…

— Есть икона, где Богородица сидит на ослике, а Иосиф ведет его под уздцы. А у него на плече сидит Иисус Христос лет трех, вцепившись в седую голову Иосифа. Из-под детских пальчиков торчат клочки волос. В монастыре Святого Павла я спросила у монаха: «Почему у вас святые очень веселые? А на фресках у всех — радостные детские глаза». — «Так они же в раю», — ответил он. Да, у них есть непосредственность даже в иконографии.

Копты — конечно, аристократы, потомки фараонов. Нас сопровождал простой христианин-копт. Когда мы подошли к статуе Рамзеса, он сказал: «Это мой портрет». И действительно, что-то есть вечно живое в этом.

— Вы не раз говорили, что не смогли бы жить где-то помимо России.

— Отъезд трагичен для русского человека. Я не могу понять, как можно покинуть свою страну. Допустим, у меня отец пьяница, а мама наркоманка, или они мелкие жулики. Но это мои родители, моя родина.

Часто неверный шаг меняет архетип человека, особенно молодого. Я чувствовала в Олеге Видове какой-то трагизм, и дело тут не только в его отъезде. Наташа Кустинская — прелестная, красивая студентка и актриса — вдруг согласилась быть такой, какой ее хотели видеть. Не хочу сравнивать ее жизнь с судьбой Олега Видова: он все-таки был юношей. Но вся жизнь Наташи впоследствии привела ее к глубокому одиночеству и трагедии. Она потеряла какой-то внутренний стержень, который наверняка был у нее. Во всяком случае, я его видела.

— Но Кустинская ведь с вами не училась?

— Не училась. Просто я в силу своего монашеского послушания, коль оно мне дано, стараюсь помогать одиноким людям. Я Наташу привела в пример, потому что он очень яркий. Она человек умный, достойный, мы с ней подолгу разговаривали по телефону, и она спрашивала: «Ольга, за что мне все это?!» Сын у нее умер и внук. Что я могла на это сказать? Такая судьба Божья. Ничего, кроме утешения и сочувствия, быть не могло. Нельзя давать жесткие оценки, хотя кто-то мог бы брякнуть, что, мол, сама виновата. Понятно, что мы сами свою судьбу выстраиваем. Но мне жалко было и Наташу, и Олега.

Щемящая нотка остается почти в каждой судьбе. Рассуждать о том, кто виноват, нам не пристало. Иногда одиночество вдвоем бывает страшнее реального. Не все объяснишь словами. Ведь так важно понимание без слов, когда две души настроены на один лад. Иногда все внешне прекрасно, но в душе все иначе. Думаю, что и Михаил Козаков был одинок в Израиле, судя по его воспоминаниям.

— Видимо, это свойство русского человека — тосковать уезжая.

— Я не знаю, что на это сказать, потому что никуда не уезжала. Кто у нас открыл моду «бежать»? Кто-то из балетных? Нуреев, Барышников? Они открыли ящик Пандоры. Невероятно важно не терять своего природного стержня, ощутить его — как мужчинам, так и женщинам. Для всех это важно.

Мы ездили в Китай всего-то на несколько дней, потом возвращались в Благовещенск с невероятной радостью. Здесь даже воздух другой — прозрачнее, чище, а в Китае дышать труднее. Россия — непростая страна. Это дом Богородицы. Сколько у нас храмов, и молитва постоянная идет по всему поясу. Все это очень влияет. Есть такое церковное определение: «очищение воздухов». Оно происходит постоянно благодаря молитве. Это можно осознавать, но можно и неосознанно чувствовать, просто в этом жить. Мне жаль Олега Видова, которого, можно так сказать, убила тоска по родине.

— Чего больше всего не хватает людям?

— Русскому человеку важно поговорить по душам. А иногда поговорить не с кем. Особенно важно, когда женщины умеют слушать. Для русского мужчины это все. Простите за сравнение, но это сродни сексу. Можно выслушать с сочувствием, ни слова не сказать в ответ, но это будет полное счастье. Важно, чтобы русские женщины этого свойства не теряли.

Личная жизнь актрисы

У актрисы за плечами — два брака. Первым мужем Ольги Гобзевой был Ираклий Хизанишвили. Он учился в том же институте, что и Ольга. Именно он в свое время исполнил роль Пятницы в известной кинокартине о робинзоне Крузо.

Они сыграли свадьбу, когда только-только окончили ВГИК. Этот брак продлился практически десятилетие. По словам Гобзевой, они потеряли некую духовную связь. Кроме того, у них не было детей. Но главной причиной разрыва она называла нелюбовь супруга к России.

В 1973-м актриса снова вышла замуж. Ее избранником был актер Валерий Мартынов. Он был младше ее на шесть лет. Они познакомились, когда снимались вместе в ленте под названием «Каждый день доктора Калинниковой». Ольга признавалась, что в те времена у нее не было никакого дефицита внимания со стороны представителей сильного пола. И несмотря на это, она остановила свой выбор именно на Мартынове.

Через некоторое время у супругов появился первенец. Сына назвали Святославом.

Однако рождение общего ребенка не спасло их от развода. И спустя десять лет после свадьбы чета решила расторгнуть свой брак…

Личная жизнь

Семейная жизнь Ольги Фроловны сложилась не очень удачно. Два раза она была замужем, от второго брака у нее остался сын. С первым мужем Ираклием Хизанишвили она прожила десять лет. Бывший возлюбленный Ольги известен по роли Пятницы в фильме «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Расписалась пара сразу после выпуска из ВГИКа.

Ольга Гобзева, Валерий Мартынов и их сын Святослав

Супруги потеряли духовную связь и не смогли спасти семью. Во многом развод произошел еще и по причине отсутствия детей. Но окончательной причиной разрыва Ольга Фроловна называет нелюбовь мужа к России. Однажды мужчина сказал обидные слова в адрес родины, с того момента отношение Гобзевой к супругу изменилось.

Со вторым мужем Валерием Мартыновым актриса познакомилась на съемочной площадке кинофильма «Каждый день доктора Калинниковой». Будущий супруг оказался младше Ольги на 6 лет. И хотя у нее на тот момент, как у популярной артистки, не было недостатка в мужском внимании, Ольга вышла замуж за Валерия. В браке у них родился сын Святослав, который не пошел по стопам родителей, а закончил факультет журналистики. Спустя 10 лет брак распался. Сын Слава женат, у него появилась дочка Ксюша.

Актриса Ольга Гобзева в фильме «Загадочный индус»

Когда биография артистки сделала резкий виток и женщина постриглась в монахини, Ольгу в интервью часто спрашивали, а не несчастная ли любовь заставила Гобзеву пойти в настоятельницы. На это инокиня ответила, что такой любви у нее не случалось. По словам артистки, со вторым мужем у женщины оказались разные духовные составляющие. Мужчина сам покинул семью. Это оказалось важно для Гобзевой, потому что сама актриса не могла уйти от Валерия.

Ольга Гобзева в фильме «Портрет жены художника»

Ольга Фроловна поделилась, какие мотивы двигали ей, когда она решила принять монашеский постриг. В 90-х годах артистка играла в спектакле испанку. Женщине очень нравилась эта роль, актриса с удовольствием перевоплощалась и выходила на сцену. Постановка полюбилась сыну Святославу. Молодой человек ходил на каждый спектакль. Ольга считала юношу своим основным критиком.

Как-то в антракте за кулисами Гобзева окликнула сына, а он не повернулся в ее сторону. Когда мимо звезды прошел режиссер, она обратилась к нему, но мужчина тоже не заметил артистку. Чуть позже актриса зашла в гримерку, посмотрела в зеркало и испугалась. На Ольгу смотрел чужой человек, испанка (хотя сама Гобзева русская), настолько сильно артистка вжилась в роль. Пошевелив пальцами и увидев это в зеркале, женщина убедилась, что это она. Тогда актрису охватило состояние ужаса. В тот вечер Ольга еле-еле доиграла роль. Это был последний спектакль в карьере артистки. Гобзева поняла, что впустила в себя другого человека.

Матушка Ольга Гобзева

Еще Ольга Гобзева призналась, что не смогла полностью порвать с актерской профессией. По словам монахини, ее обуяла болезнь артистов – желание нравиться. Но позже Ольга Фроловна приняла это и поняла, что нравиться всем невозможно.

Жизнь популярного российского артиста Ивана Охлобыстина перекликается с историей Ольги Гобзевой. В 2001 году мужчина оставил актерство и был рукоположен в священники. Но в 2009 году артист попросил патриарха Кирилла освободить мужчину от службы, чтобы продолжить творческую работу. Иван планировал через пару лет вернуться в церковь, но потом остался в кинематографии – Охлобыстину нужно содержать большую семью.

Наследник

В детстве сын Гобзевой Святослав постоянно стоял на службах в церкви. Разумеется, к этому пыталась приучить ее мама.

Спустя время юноша выбрал духовную стезю и поступил в семинарию. Однако окончить обучение он не смог, так как бросил учебу в пользу журналистики. Он стал студентом соответствующего факультета.

На данный момент Святослав в браке. У него есть дочь. Ее зовут Ксенией. Разумеется, семейство живет отдельно от матери. Правда, сама Ольга признается, что делить совместный быт с инокиней очень трудно. Поэтому, по ее словам, гораздо лучше и легче, когда родственники приезжают в гости друг к другу…

Творчество

Фильмография

  • 1962 — Эй, кто нибудь! (короткометражный) — девушка
  • 1964 — Застава Ильича — Вера
  • 1965 — Похождения зубного врача — Таня
  • 1965 — Когда улетают аисты — Иляна
  • 1966 — Не самый удачный день — Анечка
  • 1966 — Крылья — журналистка
  • 1966 — Год как жизнь — Даша
  • 1966 — В городе С. — учительница
  • 1966 — День без числа — Валентина
  • 1967 — Фокусник — Лиля Кукушкина
  • 1967 — Пароль не нужен — Постышева
  • 1967 — Операция «Трест» — Зоя
  • 1968 — Три дня Виктора Чернышёва
  • 1969 — Вальс — мать
  • 1969 — Старый дом
  • 1972 — Ехали в трамвае Ильф и Петров — Женя
  • 1972 — Хроника ночи — Габи
  • 1973 — Товарищ генерал — младший сержант Зина Лукина, связистка
  • 1975 — Такая короткая долгая жизнь — Аня, балерина
  • 1975 — Последняя жертва — модистка-француженка
  • 1979 — Капитан Соври-голова — мама Завитайкиных
  • 1979 — Сегодня и завтра — Нина Михайловна
  • 1980 — Дом у кольцевой дороги (фильм-театр) — Ксения
  • 1980 — Однажды, 20 лет спустя — поэтесса
  • 1981 — Портрет жены художника — Ася
  • 1983 — Петля — Меншутина
  • 1984 — Этот фантастический мир. Десятый выпуск. Знак Саламандры — Эдит, жена Роллинга
  • 1986 — Нужные люди — учитель танцев
  • 1986 — Мост через жизнь — Наталья
  • 1987 — Нетерпение души — Ольга Борисовна Лепешинская
  • 1987 — Свободное падение
  • 1988 — Фуга — женщина
  • 1989 — Этюды о Врубеле — Эмилия Прахова
  • 1990 — Мальчики — мама Ильи Снегирева
  • 1990 — Старый дом — Наталья
  • 1992 — Господи, прости нас, грешных — Варвара

Озвучивание

  • 1969 — Цветок кактуса — Тони Симмонс
    (роль Голди Хоун)
  • 1976 — Прокажённая — Стефця Рудецка
    (роль Эльжбеты Старостецкой)
  • 1974 — Пиаф — Эдит
    (роль Б. Арьель)
  • 1979 — Барьер — Доротея
    (роль В. Цветковой)
  • 1979 — Имеретинские эскизы — закадровый текст
  • 1980 — Вторая жена — Ирэн
    (роль Изабель Юппер)
  • 1980 — Скупой — Марианна
    (роль Анн Кодри)
  • 1981 — Американская трагедия — Сондра Финчли (роль А. Алексахиной)
  • 1981 — Невезучие — Мэри
    (роль Коринн Шарби)
  • 1982 — Сказки… сказки… сказки старого Арбата — Виктоша (роль Л. Сучковой)
  • 1982 — Знахарь — Марыся
    (роль А. Дымны)
  • 1983 — Анна Павлова

Озвучивание мультфильмов

  • 1978 — Муми-тролли — Снифф
  • 1979 — Квакша — Ласточка
  • 1980 — Акаиро — мальчик / Акаиро
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]