Андрей Бартенев: «Люблю лежать на двух диванах, а не сидеть на двух стульях »


Биография

Биография Андрея Бартенева начинается в Норильске в 1965 году. С детства мальчик тянулся к творчеству: он мечтал обучиться игре на пианино, но поскольку Бартеневы жили крайне скромно, такой дорогостоящий инструмент они не могли себе позволить. Семья жила в маленькой комнате провинциальной коммунальной квартиры. Но тяга к прекрасному у Андрея никуда не пропала: он начинает рисовать, лепить, создавать коллажи и занимается другим творческим досугом.

Окончив 10-й класс в 16 лет, Андрей Бартенев покидает родной город и отправляется на учебу в Краснодарский институт искусств, где спустя несколько лет получает профессию театрального режиссера. Юг поразил художника своим теплом и буйством красок – на контрасте с холодным северным Норильском с его полярными ночами, вечными снегами и таинственным северным сиянием в небе Краснодар показался настоящим тропическим раем. Это немало повлияло не только на восприятие мира Андрея Бартенева, но и на восприятие цвета и живописи в целом. Его творчество стало чем-то большим, чем просто написание картин. Андрей сосредоточился на динамике в своих работах, что стало для него выигрышным в дальнейшем – на удачу это совпало с идеями эпохи, в которую художник органично влился.

Москва: первые успехи

Уже в 20 лет молодой человек отправляется в Москву по личному приглашению Жанны Агузаровой и ее директора. Попав в столицу, уже состоявшийся молодой художник Андрей Бартенев начинает активно сотрудничать и общаться с различными молодыми коллективами в разных сферах искусства и творчества. В этот период он ставит свои первые перформансы, которые моментально привлекли внимание не только именитых критиков, но и простых зевак, ранее не слышавших о юном даровании.

Позднее в галерее «Марс» Бартенев выставляет первые серьезные работы вместе со своим товарищем Петлюрой. В список работ Андрея Бартенева входят «Великая корякская чайка» и «Буйство на горе Ана-Дырь под пение никитинских рыбок». В то же время авторское представление «Ботанический балет» имело столь громкий успех, что Андрей едет на фестиваль в Ригу, где получает Гран-при за свой перфоманс.

Андрей Бартенев: выставка в Москве

В 2020 году в на суд зрителей была представлена ретроспектива работ Андрея Бартенева. Выставка располагалась в двух корпусах — так много понадобилось места, чтобы показать творческую вселенную мастера, создаваемую им на протяжении 25 лет.

Как и всегда, арт-инсталляции Бартенева не были статичны. Объединяющим элементом на той запоминающейся выставке стало движение — мерцающие, вращающиеся и звучащие предметы превратили пространство экспозиции в единый механизм под управлением автора сего великолепия.

Мировое внимание

Зарубежная пресса 90-х годов с любопытством наблюдала за развитием творчества эксцентричного русского. Европа была в восторге от его стиля проведения представлений, который напоминал произведения эпохи русского авангарда и футуризма. Но не только зарубежье заметило талант дерзкого автора – в 1996 году Бартенева принимают в Союз московских художников.

В 2000-х Андрея Бартенева пригласил поработать в центр Watermill в Хэмптонсе сам создатель этой организации – Роберт Уилсон. В США Андрей продемонстрировал одну из своих самых узнаваемых работ – «Лестница красного». В этом шоу приняли участие настоящие оперные вокалисты и оркестранты, но вместо музыкальных инструментов они использовали пустые жестяные банки. Кроме того, исполнители с балкона на сцену кидали макароны, что произвело особое впечатление на зрителей.

На Западе искусство перфоманса выделилось в отдельную дисциплину. Российский дизайнер смог найти единомышленников среди представителей зарубежной художественной элиты. Среди его друзей — такие яркие личности, как Кельвин Кляйн, Пако Робанн, Зандра Роуз, Эндрю Логан, Роберт Уилсон, Жан-Поль Готье и многие другие.

Андрей Бартенев: человек и проводник

30 сентября в Московском музее современного искусства на Гоголевском, 10 открылась масштабная ретроспективная выставка человека-перформанса, маэстро эпатажного костюма, создателя ярких инсталляций Андрея Бартенева.

За процессом подготовки к проекту можно было наблюдать в режиме реального времени — в пространствах выставочных залов на Гоголевском за два месяца до выставки была устроена открытая «мастерская Бартенева», куда могли прийти не только ученики и приближенные мастера, но и любые желающие — и принять участие в реставрации старых и создании новых объектов.

Фото © Полина Безрукова

Можно вспомнить Энди Уорхола и его «Фабрику», которая была известна не только как студия мастера, но и как тусовочное место Нью-Йорка, где устраивались андеграундные вечеринки в духе свободных 60-х. Другое время — другие приоритеты, и уорхоловский вальяжный формат был переработан в нечто более подходящее времени и месту. А Бартеньева носила скорее не «тусовочный», а «учебный» характер, вернее ее определить как атмосферу со-творчества. К открытой — публичной — системе работы с проектами Андрей был готов уже давно, не раз определяя своей основной жизненной ролью роль проводника между параллельными вселенными (из одной из которых он и появился на художественной сцене), среди которых путешествует он сам и которые помогает познать своим ученикам и добровольным помощникам.

В современном мире, в современной Москве темп жизни не просто скоростной, а высокоскоростной, поэтому различные новые явления часто пролетают мимо нас с бешеным ритмом, не успев нам дать их как следует рассмотреть, так и только что появившийся формат «открытой мастерской» сразу же перешел из рядов «нью» в ряды «модно». Уже в сентябре этого года ново-модной тенденции подчинилась не только выставка Бартенева, но и основной проект Московской биеннале современного искусства. Популярность формата вполне объяснима: ни для кого не секрет, что в искусстве самым интересным является не результат, а процесс создания работы, возникновение целого из мельчайших деталей, из одного мазка кистью в целое полотно, из куска камня в скульптуру.

Новое — это хорошо забытое старое. Вспомнить хотя бы Джексона Поллока, который творил в своей домашней мастерской что-то непонятное для публики, что-то слишком абстрактное для восприятия, и вот однажды процесс работы над полотном был снят на видео: Поллок не прикасался к холсту, он разбрызгивал краску на разложенный на полу огромный кусок бумаги. И вот она сенсация! Критики, зрители, коллекционеры – все сразу же заинтересовались уже не очень молодым американским художником. А почему? Он не поменял манеры исполнения, его стиль остался таким же, каким и был до того видео, но общественность вдруг получила возможность увидеть процесс создания – самое прекрасное, а, главное, сокровенное в искусстве. Представьте себе, как бы выглядел процесс создания великим Леонардо сфумато на его полотнах, вообразите, как Роден придавал движение своим скульптурам…

А сейчас, на наших глазах, самые смелые, а именно резиденты основного проекта биеннале и Андрей Бартенев показали общественности процесс создания своих работ, возникновение истории мировой художественной культуры.

Второй корпус Музея современного искусства занимают работы учеников и последователей великого мастера. Посетитель выставки будто бы под руку с Бартеневым проходит из мира работ самого проводника в мир работ его учеников. Я решила узнать мнения «очевидцев» этого невероятного явления и расспросить у них, как же все происходило на самом деле.

Ксения Драныш: Я работала не в мастерской Андрея [здесь и далее имеется ввиду мастерская, организованная в пространствах ММСИ на Гоголевском – прим. ред.], а на Дымовской фабрике, но знаю, что другие ребята реставрировали работы 90-х годов. Многие из них были повреждены, они их мыли, зашивали, заново красили. Кроме меня с «облепихой» ему помочь никто не мог. Он рассказал, что и как должно быть, ну и я поехала делать. Несмотря на то, что сроки были очень короткими, и работать нужно было не только быстро, но и качественно, мы все успели сделать.

Фото © Полина Безрукова

Я не могла его подставить, потому что он значит для меня очень много — как человек и как учитель. Мне кажется, что он сам не понимает, как много «нам» дает, просто даже своим присутствием. Когда он рядом происходит некое потрясение, я бы сказала, что у меня наступает воодушевление, когда я с ним общаюсь или работаю.

Инсталляция «Облепиха» по словам Андрея Бартенева как нельзя лучше передает его сегодняшнее состояние. «Мое детство прошло за Полярным кругом, в Норильске. Полярный день, когда солнце вертится вокруг тебя и вообще не уходит за линию горизонта, привел мое восприятие мира к некой окружности. Все, что я рисую, шью, строю, подвержено структуре круга» (из интервью Алене Долецкой для журнала Interview от 28 сентября 2020 года). Так и «Облепиха» на этой выставке стала олицетворением современных настроений Андрея.

Ксения Горбатюк: Я работала непосредственно в мастерской. Эмоции и ощущения от всего происходящего у меня остались только теплые и искренние. Андрей на протяжении всего этого времени, вдохновлял нас и излучал любовь и доброту, мы все стали настоящими друзьями! Всегда хотелось возвращаться в мастерскую: помогать, работать, снова помогать, да и к Андрею можно было обратиться по любому поводу, он всегда общался с нами вживую. Процесс работы был легким и неформальным, у каждого был свой объект, с которым он работал: машировал [многослойная техника изготовления папье-маше — прим. ред.], клеил, красил. Все, кто приходил день ото дня в мастерскую были в восторге от Андрея и его энергетики. Приходя сейчас на выставку, я испытываю такую необычайную гамму чувств и эмоций от того, что я приняла участие в таком проекте и что лично знакома с таким невероятным человеком.

Фото © Полина Безрукова

Полина Безрукова: Ох, я могу честно сказать, что Андрей Бартенев перевернул моё сознание. Каждый день в мастерской заряжал нас такой энергетикой, которую очень трудно найти. Он заряжал нас добротой. Искренней добротой. Несмотря на тяжелый труд и ограниченные временные рамки, я каждый день приходила туда, как на праздник, а если не приходила, то упущенный день ощущался как целый пропущенный месяц. Он часто рассказывал нам истории, о его прошлом, учил нас машировать и делал это всё с невероятной радостью и добротой. Я ни разу не видела его злым или раздражённым. Но кроме прекрасного Андрея в мастерской я обрела потрясающих друзей, с которым и общаюсь каждый день. У нас не было ссор, мы жили как некая коммуна, подкармливая друг друга (смеется), старались друг другу помогать, и сами придумывали всякие перформансы. Мы много танцевали и пели в мастерской. Смех почти никогда не умолкал. И работа, знаете, действительно была нам в радость. Те, кто пришел туда волонтерами, вышел оттуда участниками «Фабрики Бартенева», мы стали семьей, имя которой Бартеневцы! И как сказал Андрей: «Это только начало». А мы что? Мы этому безумно рады. Думаю, теперь музеи часто будут делать такие открытые мастерские, так что все самое интересное еще впереди. Об этом невероятном опыте я готова говорить часами!

Фото © Полина Безрукова

Для меня удивительно то, что все, к кому я обратилась за комментариями к мастерской, были невероятно отзывчивыми и добродушными. Они сразу же были готовы поделиться своим опытом с совершенно незнакомым им человеком. Как вы видите, отзывы наполнены чистой и искренней любовью к Мастеру (с большой буквы). После таких положительных отзывов я осмелюсь сделать вывод, что Андрей Бартенев совершенно точно справляется со своей миссией «проводника», участники его мастерской видят в нем своего учителя и наставника. Я бы даже назвала его добрым волшебником, с вашего позволения. Человека со знаком «плюс», с таким положительным зарядом его космических частиц, что его хватило на весь коллектив «фабрики». Без сомнения, участники мастерской после открытия проекта могли выйти на Гоголевский и сказать: «Андрей Бартенев, я тебя люблю!». И название выставки полностью оправдывает себя.

А я мысленно желаю Андрею Бартеневу вечной молодости и надеюсь на новую встречу с ним в самых разных измерениях.

Арина Романцевич

Бартенев-учитель

Сам Бартенев считает, что он прирожденный педагог: почти в самом начале своей творческой деятельности он получил своих первых учеников. Возможно, этому поспособствовал его опыт работы пионервожатым в детских лагерях. Андрею всегда удавалось налаживать социальные контакты и находить общий язык практически с каждым, кого он повстречает. Ученики Бартенева сейчас получают высокие оценки современников, работают артистами и сценографами в известных коллективах США и Европы.

Творчество

Свои картины Андрей Бартенев пишет в смешанных техниках, прибегая к декупажу, графике, пастельной живописи, коллажу. Среди самых известных работ художника — «Автопортрет в свадебном наряде райской птицы», «Спокойствие двух клоунесс», «Девочка с двумя фейерверками», «Портрет в сапогах», «Автопортрет в роли Арнольда Нижинского», «Я фей, я фей прекрасный». Стилистически его картины склонны к крайней степени абстракции, а скульптуры и вовсе сводят с ума простого обывателя.

Однако по-настоящему широко художник проявляет себя создавая зрелищные представления. Среди самых известных его перфомансов — «Фауст», «Снежная королева», «Нижнее белье для Африки», «Спящие красавицы». Также Андрей взял на себя роль организатора фестиваля иллюстрации «Институт улыбки», а также выставки «Люби кутюр!». Его представления всегда имели громкий успех, приковывая к себе любопытные взоры художественных критиков и простых любителей искусства.

Перфомансы Андрея Бартенева

Особенной популярностью у зрителей пользуются необычные динамичные перфомансы мастера. Видя его нашумевшую постановку «Снежная королева», зарубежные искусствоведы писали, что его работы объединяют в себе моду, изобразительное искусство и искусство перфоманса и возрождают дух русского театрального авангарда 20-х годов. В перфомансе «Снежная королева» участвовали движущиеся скульптуры и объекты, украшенные геометрическими фигурами зеленого, розового и ярко-оранжевого цвета. Это напомнило зарубежной публике о Малевиче и Кандинском и вызвало восторг.

Еще один всемирно известный перфоманс Андрея носит название «Я тебя люблю!». Он представляет собой некую конструкцию из множества огромных динамиков, расположенных друг за другом по извивающейся линии. Зрителю предлагается произнести заветные слова и затем наблюдать, как они, проживая недолгую жизнь, ответным признанием возвращаются к нему.

Драматический театр

Такая разносторонняя творческая личность, как Андрей Бартенев, не могла не попробовать себя в качестве театрального актера. Еще в начале 2000-х, будучи на резком взлете своей карьеры, он поучаствовал в постановке Shlem.com, воссозданной по роману небезызвестного и также крайне эксцентричного писателя Виктора Пелевина. В данном экспериментальном спектакле авторы поставили перед собой цель соединить само представление с видеопроекцией и общением зрителей в интернет-пространстве. Постановка приняла участие в Фестивале современного искусства NET, но шоу не возымело ожидаемого успеха и не впечатлило критиков. Однако это событие показало Бартенева как художника, который находится в непрерывном поиске новых средств самовыражения и неочевидных форм искусства.

Модельер

Большинству российских зрителей художник знаком как эпатажный дизайнер Андрей Бартенев, нередко мелькающий в СМИ в своих ярких и удивительных нарядах. Андрей регулярно участвует в светских мероприятиях, где появляется в необычных костюмах. Его можно встретить в костюме гигантской ягоды или фантастическом костюме, напоминающем облик инопланетянина. Обладатель высокого роста (184 см), художник выглядит значительно моложе своих лет, чем активно пользуется, являясь прекрасной моделью для своих авторских экспериментальных нарядов. Но как бы странно ни выглядел Андрей в своих удивительных костюмах, это всегда смотрится безупречно стильно, хотя и категорически непривычно. Словно сошедший со сказочно-футуристических иллюстраций, Бартенев приковывает взгляды, разбивая вдребезги привычную картину обыкновенного мира. Возможно, именно поэтому Андрей Бартенев в «Модном приговоре» стал одним из временных ведущих – за необыкновенно тонкое чувство прекрасного и смелый подход к обыденным вещам.

Личная жизнь

Личную жизнь Андрей Бартенев тщательно скрывает. В некоторых интервью он, однако, высказывается о том, что в параллельном мире у него есть дружная и крепкая семья, состоящая из трех мужей и одной жены. Сложно понять, шутит художник или говорит всерьез – с такими оригинальными личностями вообще зачастую непросто разобраться, что к чему. Но что касается детей, отпрысков у него нет даже в этой «параллельной реальности». Возможно, это потому, что и сам модельер в душе остается ребенком. Говоря о реальной семье: не так давно Бартенев потерял маму, которая была самым близким ему человеком. Эту утрату художник переживал тяжело, но с присущей ему долей горького оптимизма и светлым взглядом в дальнейшее будущее.

Андрей Бартенев: личная жизнь

Журналисты неоднократно пытались выяснить у Андрея Бартенева о его личной жизни, но художник всегда отделывается шутливыми фразами и никого не пускает в личное пространство. Наш герой утверждает, что по-настоящему он был влюблен всего один раз в жизни, и это было в детском саду.

Однажды Бартенев даже поучаствовал в передаче «Давай поженимся» в качестве жениха. Но, как обычно, в шутку. Самого Андрея невозможно было разглядеть под костюмом желтой огромной кукурузы, нахлобученной на него сверху. Да и выпуск той передачи был новогодний и развлекательный.

Бартенев сейчас

В наши дни художественные акции Бартенева проводятся в столице, в основном в развлекательных центрах. Эксцентрик выбрал в свои инструменты буйство красок, множество ярких воздушных шаров и различных световых эффектов. Все работы Бартенева, в особенности самые свежие, наполнены радостью и позитивными эмоциями. Костюмы последних перформансов отличаются скромностью и простотой – они призваны в первую очередь не мешать свободному передвижению актеров.

В 2020 году Андрей провел несколько акций: «Дайте любви!», «Портреты счастливых людей», «Ногами — в воде, головой — в облаках». Эти представления возымели громкий успех и максимальную отдачу зрителя.

В начале 2020 года зрители первого канала были обрадованы новостью, что новым ведущим программы «Модный приговор» станет именно Андрей Бартеньев, который придет на смену Александру Васильеву. Но Андрея взяли лишь в качестве временного ведущего, однако он успел собрать несколько замечательных образов и помог личностно раскрыться участникам шоу.

Эксцентричный модельер и дизайнер, художник и актер, педагог и автор замечательных статей об истории искусства, Андрей Бартенев не просто эпатирует публику, но и вкладывает глубинный смысл в свои работы. Ко вкусам художника в выборе нарядов можно относиться по-разному, но глупо отрицать, что, так или иначе, ему присуще неповторимое чувство стиля, на грани с инопланетным, неземным. Как бы то ни было, Андрей продолжает творить, делая упор на исключительно положительном впечатлении, за что стоит его поблагодарить: в этом порой мрачном мире такая сумасшедшая толика радости способна не только встряхнуть и ободрить, но и заставить поверить в то, что мир не так однообразен и скучен, как казалось ранее.

Андрей Бартенев: «Если нет своих мозгов — хотя бы следуйте за модой!»

Какое-то время передачу для домохозяек «Модный приговор» будет вести Андрей Бартенев — один из самых феерических фриков, порожденных нашей удивительной страной. То есть это в России его стабильно принимают за сумасшедшего, а во многих других странах носят на руках как удивительного, ни на кого не похожего художника. Как оценивать тот пир духа, который он устраивает на протяжении четверти века — решайте сами. Мы же всего лишь представим несколько образов Бартенева и вкратце опишем этапы его пути.

Андрей Бартенев родился в Норильске — городе северном и темном. Как известно, дома там раскрашивают в веселенькие цвета — чтобы студеною зимнею ночью было не так скучно. Именно отсюда, из норильской тьмы, отчаянная бартеневская страсть к ярким цветам — а еще к нарядам, которые на родине никогда и ни при каких обстоятельствах не наденешь.

Из норильской тьмы, отчаянная бартеневская страсть к ярким цветам. Фото ТАСС/ Руслан Шамуков

Никого не напоминает вам на этой фотографии Андрей Бартенев? Ну конечно — Жанну Агузарову, певицу, в конце 80-х шокировавшую советскую общественность, а позже удалившуюся на Марс. По словам Бартенева, со знакомства с Жанной в 1988 или 1989 году «все и началось»: они оказались родственными душами, и именно вслед за ней он переехал в Москву. Чтобы впоследствии осуществить вместе с ней перформансы «100 невест для дяди О» и «Если бы у меня рот был шире на 1 метр 60 сантиметров».

Никого не напоминает вам на этой фотографии Андрей Бартенев? Ну конечно — Жанну Агузарову. Фото Федора Савинцева (ТАСС)

Эндрю Уорхол, экспериментатор и провокатор — один из кумиров и героев Бартенева. Когда-то Уорхол прославился картинами, на которых были изображены банки с консервированным супом Campbell’s. И в начале 90-х в одном из первых громких перформансов Бартенева тоже фигурировали всякие жестянки и упаковки. В интервью он объяснял это так: «В 90-е на советских людей хлынул поток ярких, красивых разнообразных товаров, некачественных, но очень желаемых. Хотелось все съесть. Как Снежная Королева отбирала жизненную силу в обмен на вечность, так нашим людям дали множество вот этого красиво упакованного товара, и российская культура была безвозвратно утрачена».

Эндрю Уорхол, экспериментатор и провокатор — один из кумиров и героев Бартенева. Фото ТАСС/ Виктор Великжанин

Бартенев — желанный гость на разных церемониях, особенно несерьезных, вроде «Серебряной калоши». Никто, кроме него не может (как на одном из перформансов) забросать зрителя невидимыми червячками, крича «Бартенев дурак»!

Бартенев — желанный гость на разных церемониях, особенно несерьезныхФото: Михаил ФРОЛОВ

Слово «Дурак» применительно к Бартеневу вряд ли прозвучит оскорбительно — он ведь академик Академии дураков, давным-давно учрежденной знаменитым клоуном Вячеславом Полуниным и актером Роланом Быковым. (Кроме него, туда входят Георгий Данелия, Валентин Гафт, Геннадий Хазанов и многие другие деятели культуры). В Уставе сказано, что «Деятельность Академии дураков предполагает: организацию праздников по месту скучного проживания, любовный обмен одиночеством, восхищение друг другом, проведение карнавалов, где каждый может выглядеть ещё большим дураком, обман зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания и чувства заброшенности, пребывание в остолбенении с утра до вечера, борьбу с банальностью по всей линии горизонта, ощущение прекрасного чудесным и чудесного прекрасным, отбивание у будущего запаха прошлого, исполнение щучьих велений и всяческих хотений».

Слово «Дурак» применительно к Бартеневу вряд ли прозвучит оскорбительно. Фото ТАСС/ Александр Саверкин

Бартенев говорил, что предпочитает перемещаться по Москве «на машине или виртуально» — а то как-то на него угрожающе надвинулись молодые люди, вроде как с желанием убить. Но вот это, видимо, — редкий случай уличной одежды по-бартеневски.

Бартенев говорил, что предпочитает перемещаться по Москве «на машине или виртуально». Фото ТАСС/ Валерий Шарифулин

Несколько лет назад в Москве проходила выставка знаменитого английского дизайнера шляпок Филипа Трейси. Естественно, Бартенев не смог ее проигнорировать — и показать британцу, какие НА САМОМ ДЕЛЕ шляпки нужны людям: непременно с головой персонажа «Улица Сезам»

Бартенев показал какие НА САМОМ ДЕЛЕ шляпки нужны людям. Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Бартенев говорил, что очень долго выступал в амплуа клоуна, веселил детей, но потом основной темой стали «прославление и защита деревьев и животных». Здесь все удачно совпало: детские образы кошечки и уточки — и угрожающая булавка, призванная, вероятно, привлечь внимание к их беззащитности. (При чем здесь девушки на фотографиях слева? Точно ни при чем).

Бартенев говорил, что очень долго выступал в амплуа клоуна. Фото ТАСС/ Алексей Никольский

Из старого интервью Бартенева: «Мне просто нравиться играть. Играть с предметами, с ситуациями и, прежде всего, с самим собой, со своим образом. Так и рождается спектакль. Жизнь очень быстротечна, поэтому, если не наслаждаться игрой, то останется все только черное и мрачное».

И еще: «Человек, который одевается «странно», всегда знает, почему он это делает. Человек досказывает себя одеждой. А те, кто следует моде… Ну и прекрасно. Нет своих мозгов – пусть хотя бы следуют!»

Человек, который одевается «странно», всегда знает, почему он это делает.Фото ТАСС/ Антон Тушин

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]