Биография
Кира Александровна – ленинградка, она родилась в июле тридцать первого года, и о своем детстве отзывается, как о самом счастливом времени, пока не началась война. На ее долю выпали тяжелейшие блокадные годы, о которых актриса до сих пор вспоминает с содроганием.
На фото: Кира Александровна в детстве с мамой
Хотя она была еще ребенком, Кира Крейлис-Петрова никогда не забудет, как голодно и страшно было в блокадном Ленинграде, но и тогда она не теряла чувства юмора и старалась рассмешить малышей, когда вместе с матерями они пережидали бомбежки в бомбоубежище.
«Актрисой я себя чувствовала уже лет с четырех-пяти. Я постоянно всех смешила и даже помню, во время блокады – я в классе третьем была – намазала сажей под носом нечто вроде маленьких усиков, причесалась под Гитлера и стала его изображать. И все стали хохотать и забыли про эти взрывы, из-за которых школа могла рухнуть прямо на нас», — вспоминает актриса.
Она всегда была артистичным творческим человеком, и за это Кира Александровна благодарна своей маме, которая старалась дать дочерям хорошее воспитание, водила их по театрам и музеям.
Самое интересное
Актрисы с большими носами (22.03.2018)
Актеры и актрисы, ушедшие в 2020 г. (21.10.2017)
В детстве серьезно училась игре на скрипке, и ее преподаватель, известный педагог Магда Ландау находила Киру очень талантливой и прочила большое музыкальное будущее.
На фото: Кира Крейлис-Петрова
Однако определяющей в биографии Крейлис-Петровой стала актерская профессию, в которую, по словам Киры Александровны, она попала почти случайно.
Кира Крейлис-Петрова в молодости
После школы она планировала поступить в консерваторию, но стала студенткой МХАТа. Когда в ее родной город приезжали преподаватели Школы-студии, Кира сразила членов комиссии своим природным чувством юмора и способностью рассмешить любого, и ее приняли.
В молодости ей пришлось жить в общежитии, но ради того, чтобы учиться, она терпела жуткие условия. После окончания вуза, несмотря на приглашение в Театр Советской Армии, Кира Александровна вернулась в Ленинград, но найти работу в родном городе у нее не получилось. И тогда начинающая актриса написала письмо в Сахалинский драматический театр, и получила ответ с приглашением.
На новое место работы Кира поехала с выпускником Ленинградского театрального института Яковом Крейлисом, ставшим в скором времени частью ее личной жизни. Когда они с мужем вновь оказались в Ленинграде, Кира Александровна устроилась в Театр Эстрады и Малый Драматический театр, а в шестьдесят третьем ее пригласили в Ленинградский Театр Юного зрителя, творческая биография с которым у актрисы была связана целых семнадцать лет, в течение которых она выходила на сцену в образе разных зверушек и сказочных персонажей.
В восьмидесятом году Кира Александровна перешла в Театр им. Пушкина – ей тогда исполнилось пятьдесят, и играть на сцене ТЮЗа стало уже не по возрасту. В Александринском театре актриса прослужила тридцать два года, и ушла на пенсию только в 2012 году, в возрасте восьмидесяти одного года.
С кино творческая биография актрисы была связана с пятьдесят седьмого года, когда она снялась в комедии «Улица полна неожиданностей» в крохотной роли прохожей. Затем была кинолента «Ссора в Лукашах», а следующего фильма пришлось ждать долгих десять лет – в 1969 году Кира Крейлис-Петрова снялась в фильме «Мама вышла замуж».
В семьдесят четвертом году Крейлис-Петрову пригласили в картину «Ксения, любимая жена Федора», и тоже на эпизодическую роль. Более трех десятков картин насчитывает фильмография актрисы, в них Кира Александровна появлялась в небольших ролях, но все они были настолько выразительными и запоминающимися, что никогда не проходили незамеченными.
На какое бы время ни появлялась Крейлис-Петрова в кадре, ее комический образ всегда оказывался законченным и полным.
Ее с удовольствием приглашали в сериалы – Киру Александровну можно увидеть в «Улицах разбитых фонарей», «Тайнах следствия», «Женской логике» и многих других. Много времени посвятила актриса озвучиванию – ее голос можно услышать в мультфильмах студии «Пилот» в цикле «Гора самоцветов».
Кира Крейлис-Петрова: «Из любой роли можно сделать конфетку!»
Моя сегодняшняя героиня — великолепная петербургская актриса, заслуженная артистка России Кира Крейлис-Петрова. Один режиссер, восхитившийся ее игрой в антрепризе «Голубки», при мне воскликнул: «Чудо как хороша! Прямо Яншин в юбке! Вот с кем интересно поработать…»
Как только ее не называли! И жемчужиной смеха. И непревзойденным мастером эпизода. И виртуозной исполнительницей бытовых ролей. И ярчайшим мастером гротеска, клоунады, эксцентрики. И современной Корчагиной-Александровской. Сравнивали с любимой ею актрисой Фаиной Раневской…
— Но «Яншиным в юбке», — хохочет Кира Крейлис-Петрова, — еще никто не называл. А вот «Толубеевым в юбке» — да, было.
Кира Крейлис-Петрова — актриса знаменитой Александринки. Нынче у нее своеобразный юбилей: 25 лет работы на этой сцене.
— Я туда случайно попала. В то время работала в ТЮЗе. Идем как-то с приятелем мимо Пушкинского театра, а он там работал и говорит мне: «Зайдем на минутку!» Что-то ему надо было взять. Проходим мимо кабинета Игоря Горбачева, главного режиссера театра, приятель меня подтолкнул: «Зайди!». Вхожу и слышу: «О-о, как вовремя пришла! Прекрасно. Хочешь перейти к нам?»
Оказывается, Горбачев меня знал. И случилось счастье на несчастье. У них умерла актриса, нашлась подходящая роль для меня… Это было в 1980 году. Помню, как Горбачев сказал: «Пора тебе переходить на зимние квартиры». Мол, хватит на даче болтаться, имея в виду ТЮЗ, кончились юность, молодость, надо выбирать постоянный театр. Правильно. Откровенно говоря, ТЮЗ — не мой театр. Мне бы в Сатире работать или в Комедии.
— Не приглашали?
— Нет. Я и Акимову показывалась, и другим. Но никак… — признается Кира Крейлис-Петрова. — Не нужна была характерная актриса! Ну что делать? А в ТЮЗ Корогодский, царствие ему небесное, меня взял. Причем ему все говорили: «Зачем ты ее берешь?» Я ещё беременна была. «Она не вечно беременной будет»,- говорил Зиновий Яковлевич. 17 лет я отдала этому театру. Хороших ролей у меня там было немного. Но я работала с удовольствием, очень любила все, что делала. Приходилось играть даже сов и ворон, каркала и что только не играла. Не считаю, что это потерянное время. Естественно, если бы я сразу поступила в хороший большой театр, сейчас бы моя карьера сложилась по-другому, была более стабильной. Все-таки там были бы роли большие, интересные, и публика другая. А дети сложная публика, хотя и более искренняя…
— Я видела спектакль Фокина «Ревизор» и поразилась вот чему: заслуженная артистка России Крейлис-Петрова занята в та-а-кой массовке!
— Ну и что! Я с огромным удовольствием играю эту роль и даже не считаю её массовкой. У меня в театре было несколько прекрасных ролей, которые я очень любила, хотя они и небольшие: Маланья в спектакле «Не все коту масленица», Аграфена Кондратьевна в «Свои люди — сочтемся!», Еремеевна в «Недоросле»… Фоминичны да Кузьминичны — вот все мои роли. (Хохочет.) Еще играю прислугу Фаину в «Колпаке с бубенчиками». Люблю свою сваху в «Женитьбе». Я играю ее, кстати, и в театре «Приют комедианта» — это совсем другой спектакль, другой режиссер, другие актеры…
Я все свои роли обожаю! Эпизод ведь тоже надо сыграть. Хороший эпизод войдет в историю. Не надо мне большую, но нудную, бессмысленную роль. Из всего можно сделать конфетку. У нас в ТЮЗе шла знаменитая пьеса «Месс-Менд». У меня там была крохотная роль стенографистки. Без слов! Но я нашла такой ход, что в зале был просто обвал! Тридцать лет прошло, а до сих пор мне говорят, что помнят меня в этой роли неистовой коммунистки. Вошло в историю. Помню, в Пушкинском театре у меня была в массовке роль журналистки-негритянки. Ради одной секунды на сцене (ни слова нет!) я вся намазалась черной краской — и рожу, и руки… Какая дура! Конечно, это уже называется «ку-ку», «с приветом»… (Смеется.) Это массовка. Кто на тебя обратит внимание? Никто, может быть, и не заметит. Ты вышла на секунду, и все! А потом отмываться от грима целый час…
Но всегда, в любой виде, я любила свою профессию. Говорят, что после смерти существует какая-то другая жизнь. Я молю Бога только об одном: чтобы я родилась артисткой. Чтобы Бог опять дал мне талант и чтобы я могла работать в театре. А уж если бы у меня был еще и выбор (улыбается), я хотела бы быть… певицей. Музыку я безумно люблю.
(В жизни Киры Крейлис-Петровой есть еще один театр — музыкальной комедии. «Я обожаю свою, опять же небольшую, роль в спектакле «Судьба-индейка», там я пою и танцую…» И приведу здесь еще одно сравнение критиков: Кира Крейлис-Петрова и знаменитая Богданова-Чеснокова, ведущая артистка театра оперетты…)
— Кира Александровна, сейчас в спектакле «Москва — Петушки» (театр «Приют комедианта») вы играли на скрипке…
— Я училась в детстве (в шесть лет мама отдала меня на скрипку), играла уже сложные вещи, почти поступила в консерваторию. Были успехи, на меня надеялись, у меня был чудесный педагог. Скрипка требует огромной отдачи: надо часами заниматься. Но я не из-за этого бросила ее. Шла как-то по Невскому, случайно увидела объявление о наборе в театральный. И поступила. Я очень хотела быть артисткой! Страшно любила всех смешить, заводить. Там была история с поступлением, я ее уже не раз рассказывала.
К нам в Ленинград приехала приемная комиссия школы-студии МХАТ. Я отправилась сдавать экзамены. Как и все абитуриенты, подслушивала под дверью, как читают другие. А тут шел преподаватель, увидел, все разбежались, а я осталась. Он меня выгнал: «Убирайся вон, нам такие недисциплинированные студенты не нужны». А через несколько дней мама просто заставила меня еще раз пойти. «Ты даже не читала, а уже сдалась. Как ты можешь?». Приятельница взяла меня за руку, потащила. А уже все туры прошли, идёт последний. И осталось пятеро мальчишек и пять девиц — шикарных! Из всего Ленинграда. Представляете, какой набор?! Уже все решено, шансов у меня нет… Но мне милостиво разрешили войти. «Что будете читать? — спрашивают меня.- Басню «Ворона и Лисица». Комиссия, конечно, расстроилась. Я разозлилась и так прочитала, что педагоги хохотали до упаду!
— Кто-то готовил вас?
— Никто. Мама только проверяла текст.
В результате из всех девушек выбрали меня одну. Одну из всего Ленинграда! Остальным назначили еще раз сдавать — в Москве. Все расстроены. Никто не понимал, за что меня взяли. Как на какое-то чудо смотрели. Именно тогда в Москву ушла телеграмма: «Везем жемчужину смеха».
А про Корчагину-Александровскую… Когда после института я показывалась в Ленинграде Игорю Владимирову, он мне сказал: «Лет через 30, это я тебе предсказываю, ты будешь второй Корчагиной-Александровской, вот тогда и приходи».
— Вас узнают на улице, Кира Александровна?
— Я была как-то на рынке с подружкой, тоже пожилой женщиной. Выбираем с ней перец. Продавец, из «лиц кавказской национальности», поторопил нас: «Ну, бабушки, давайте скорее!» И тут же подлетает продавщица с криком: «Ты что? Ты знаешь, с кем разговариваешь? «Бабушки»! Это артистка!» Мне так стало смешно. Что же, разве я не бабушка? Он сразу: «Ой, дайте автограф!». «На перце, — говорю, — вам напишу».
Так вот, к чему я это рассказываю? Та продавщица сказала, что помнит меня по фильму «Влюблен по собственному желанию». Это было черт-те когда! Безумно давно. И я снялась там в маленьком эпизоде. Она простая женщина, не театралка явно, а помнит… Вот это меня поразило. Мне было очень приятно: раз она заметила такую маленькую роль, значит, все-таки что-то такое там было… Можно сказать, эта роль была для меня этапной, хотя тогда мне казалось: подумаешь, что там играть? Режиссер был очень хороший — Микаэлян…
Буквально на днях иду по Невскому, и тут мальчишки: «Ой, бабушка, вы в кино снимались?! Слушай (один говорит другому), я ее первый раз живой вижу!»
— В какой рекламе вы снимались?
— Презервативов.
— Неужели?!
— Клянусь вам! Я ложусь в постель. И вдруг слышу какой-то шум, возню. Это мой внук привел барышню, и они судорожно ищут в темноте презервативы. Я, такая мудрая бабка, встаю, подхожу к тумбочке и говорю: «Вот здесь они лежат». И ложусь спать… Все. После этого мальчишки на улице вслед мне кричали: «Ой-ой-ой, презервативы!». Это было давно, и это чисто финансовый вопрос.
— Наверное, вас всю жизнь донимают вопросом о вашей необычной фамилии?
— Да. Я была Петровой, а мой муж — Крейлис. Мне не хотелось его обижать, вот я взяла и его фамилию. Когда мы на Сахалине поженились, пришли в милицию, милиционер мне и говорит: «А что это у тебя фамилия двойная? У нас только рецидивисты, уголовники с такими фамилиями». «Почему? — говорю. — А Корчагина-Александровская?» Но он не понял, о ком это я.
— Наверняка с такой сложной фамилией у вас связано немало смешных историй?
— Да уж… Недавно я на рынке покупала батарейки к часам. Ничего в них не понимаю! Какой-то мужчина подсказывает: «Вот эти берите». И вдруг его жена как завопит: «Ты с кем разговариваешь? Это же артистка! Сейчас вспомню ее фамилию… Крейсер-Петрова? Прелесть-Петрова?» (Хохочет).
«Крейсер»… Был такой артист Рэм Лебедев, у нас в театре работал. Когда его хоронили, ко мне на кладбище подошла какая-то старуха и спрашивает: «Это какого Лебедева хоронят? Того, который играл лошадь?» Его часто путали с Евгением Лебедевым… Рэм всегда пел мне: «Что тебе снится, «Крейсер-Петрова?»
В общем, и путали мою фамилию, и переставляли, как хотели. Поэтому в театре я просто Петрова, а в кино — Крейлис-Петрова. Муж умер три года назад (мы прожили 45 лет). Мне его очень не хватает. После смерти, говорят, он стал моим ангелом-хранителем. У меня сразу появилось много работы. Это спасает меня от тоски. На старости лет оказалась нужна, созрела старушка.(Смеется.)
Моя малая занятость в родном театре с лихвой компенсируется работой в антрепризе. Бог послал мне продюсера «Театра Дом» Наташу Колесник, которая заняла меня в спектакле «Любовь — не картошка, не выбросишь в окошко…». Мы с ним по всей России ездим, всюду он имеет огромный успех. И когда я не играю свою бабку, тоскую по ней, как по живому человеку. Еще я занята в «Голубках». Был тяжелый, «кровавый» ввод в этот спектакль на роль старой американской проститутки — после Светланы Крючковой. Она это делала лихо, блестяще. «Мой» же автор — Островский, мои героини — русские бабки. Но мне нравятся такие контрастные роли. Играть одну и ту же роль из спектакля в спектакль, конечно, легче. Можно собрать в кучку свои «старые шляпы» и лихо пойти на сцену, но я люблю найти зерно роли, попытаться сыграть другого человека. И в театре, и в кино, даже в эпизодиках. Иногда это удается, а иногда и нет.
Светлана МАЗУРОВА
Российская газета (СПб), 11.02.2005
фото: Владимир Бертов