Татьяна Пельтцер — биография, личная жизнь: Какая была актриса, какая актриса!..

Просмотры: 224

Татьяна Пельтцер — одна из наиболее любимых народом советских актрис, воплотившая для зрителя образ неунывающей старости. Ее биография была бурной, а путь к славе занял 40 лет.

Татьяна Пельтцер. Фото parodistov.net

Татьяна Ивановна родилась в Москве 6 июня 1904 г. Отец – обрусевший немец Иван Романович Пельтцер (Иоганна Робертовича по рождению), мать – Эсфирь Боруховна, дочь раввина. Через 2 года у них родился еще один ребенок — сын Александр. Иван Пельтцер был известным в то время актером и педагогом, создателем частной театральной школы, в которой обучались такие прославившиеся впоследствии актеры, как Владимир Володин и Леонид Утесов. Он и стал единственным учителем актерского мастерства для своей дочери Татьяны (Александр к этой профессии интереса не проявлял). Неудивительно, что она начала выходить на сцену еще в детстве, дебютировав впервые в спектакле “Камо Грядеши” в возрасте 9-ти лет.

Иван Пельтцер с дочерью Татьяной
Иван Пельтцер с дочерью Татьяной. Фото showbiz.mediasole.ru

Биография

Татьяна Пельтцер, по национальности наполовину немка, наполовину еврейка, стала без преувеличения великой русской актрисой. «Счастливая старуха» — так она сама себя называла. Личная жизнь ее сложилась так, что не было ни детей, ни внуков, но основу фильмографии артистки составляют картины, в которых она мать, бабушка, няня.

View this post on Instagram

A post shared by ?НУМЕРОЛОГ (@tatiana_horoshilova) on Jan 25, 2018 at 2:33am PST

Актриса Татьяна Пельтцер
Даже если Пельтцер играла уборщицу или медсестру, то такую добрую, внимательную и душевную, что незнающий человек не мог заподозрить у нее отсутствие родительского опыта. К слову, точного количества кинолент с участием Татьяны Ивановны никто не знает.

ИВАН ПЕЛЬТЦЕР

Иван Пельтцер в фильмах «Дочь моряка» (1941) и «Васёк Трубачёв и его товарищи» (1955)
Иван Пельтцер родился в зажиточной многодетной семье. Родители категорически не принимали его выбор актерской профессии, а потому учился он этому в тайне от них. После обучения Иван долгое время переезжал из одного провинциального театра в другой. Когда вернулся назад в Москву, то был уже довольно известным в стране комедийным актером.

Любовь к профессии у Ивана была настолько сильна, что он готов был заниматься этим при любой власти и в любых условиях. В конце жизни он тяжело болел, но и тогда продолжал сниматься в кино, сыграл массу обаятельных старичков.

Иван находил себе интересное занятие — играл на сцене и в немом кино, сам снимал фильмы и ставил спектакли, даже организовал актерскую школу, чтобы в голодные военные и революционные годы хоть как-то прокормить семью. И детей, Таню и Сашу, активно задействовал во всем этом с ранних лет.

Татьяна Пельтцер с отцом / Александр Пельтцер

Татьяна и ее младший брат Александр оба выросли неординарными людьми. С самых юных лет она уже научилась зарабатывать актерским мастерством. Причем, приглашал ее в постановки не только отец, но и другие режиссеры. А Александр выбрал другую профессию — его манила скорость. Пельтцер был создателем первого гоночного автомобиля «Звезда», работал главным инженером на заводе по выпуску автомобилей.

Его судьба сложилась не очень удачно. Однажды он попал в серьезную аварию и уже не смог ходить. Оказался на склоне лет ненужным жене и детям, и Татьяна до последнего заботилась о брате, как до этого — об отце.

Детство и юность

Биография народной артистки СССР, лауреата Сталинской премии Татьяны Пельтцер началась 6 июня 1904 года в Москве в семье знаменитого режиссера и актера, который до Октябрьской революции снял несколько фильмов и играл в театрах. Иван (Иоганн) Пельтцер для дочери был не просто отцом, а учителем, наставником, образцом для подражания. Он научил Таню живо смотреть на мир, воспринимать жизнь неожиданно.

View this post on Instagram

A post shared by ИСТОРИЯ В ФОТО И ВИДЕО (@retroalbom) on Feb 26, 2019 at 9:30pm PST

Татьяна Пельтцер в детстве с отцом Иоганном Робертовичем
Дед актрисы по материнской линии был главным раввином Киева. Мать Эсфирь Боруховна Ройзен после замужества стала зваться Евгенией Сергеевной. В 1906 году у Пельтцеров родился сын Александр, ставший впоследствии известным конструктором, автогонщиком, председателем Союза советских картингистов. До начала Великой Отечественной войны в семье говорили исключительно на немецком языке.

Глядя на папу, девочка осваивала актерское ремесло. Первые роли Татьяна сыграла в его спектаклях, а в 9 лет получила первый гонорар за роль в пьесе «Дворянское гнездо». Профессионально актерству она не училась — отсутствие образования мешало карьере. Татьяна Ивановна сменила много театров. Признание пришло поздно — почти в 50 лет.

Успех на грани обморока и профнепригодность

Свою первую роль Татьяна Пельтцер сыграла в 9 лет в спектакле «Камо грядеши» в Екатеринославле. Вторую — в постановке «Дворянское гнездо». Она принесла маленькой актрисе первый гонорар. А 10-летняя Таня в образе Сережи из «Анны Карениной» уже доводила особо чувствительных зрительниц до обморока — так убедительна была сцена прощания Анны с сыном и маленькая актриса, главным учителем для которой был отец.

Обрусевший немец Иоганн Робертович называл себя Иваном Родионовичем. Сын трактирщика вопреки воле отца стал актером. Несмотря на то что до Первой мировой войны в семье Пельтцер говорили по-немецки, Иоганн Пельтцер сумел стать настоящим русским актером и передать любовь к театру своей дочери. Отец вывел ее и в жизнь, и на сцену, которая стала для нее смыслом жизни — даже без профессионального образования.

Передвижной театр Политуправления — первый театр актрисы. Нахичевань, Ейск и уже затем Москва. В 1923 году Татьяну Пельтцер приняли в труппу Театра Московского губернского совета профсоюзов — нынешнего Театра Моссовета. Поработать там удалось недолго: актриса была уволена с формулировкой «за профнепригодность». Она ушла, чтобы вернуться на эту сцену почти спустя десятилетие, поработав машинисткой на заводе и побывав замужем за немецким философом.

Театр

Татьяна Пельтцер дебютировала как профессиональная актриса в 1916 году в антрепризе Николая Синельникова. Затем был Передвижной театр Красной армии в Ейске. Вскоре в трудовой книжке актрисы появились записи из Колхозного театра и театра Военно-морского флота. Через несколько лет Пельтцер вернулась в столицу. В Москве она познакомилась с немецким коммунистом Гансом Тейблером, в 1927 году вышла за него замуж, а через 3 года уехала с мужем в Германию.

View this post on Instagram

A post shared by Хаджох (@xadhox) on May 6, 2020 at 1:10pm PDT

Татьяна Пельтцер в молодости
Там Татьяна вступила в Коммунистическую партию, устроилась работать в советское торгпредство. В Берлине немецкий режиссер предложил актрисе сыграть в спектакле «Инга». Это была ее единственная роль в Германии, потому что в 1931 году Татьяна Ивановна вернулась в СССР и поступила в театр МГСПС (сейчас это Театр Моссовета). Актрису без образования зачислили во вспомогательный состав.

Отношения с руководством МГСПС у нее не сложились: через 4 года Пельтцер уволили за профессиональную непригодность. В 1936-м разочарованная Татьяна переехала в Ярославль, где 2 года работала в старейшем драмтеатре России. Затем вернулась в Москву и устроилась в только что открывшийся Театр миниатюр.

View this post on Instagram

A post shared by RETRO FM (@retro_fm) on Jun 6, 2020 at 6:03am PDT

Татьяна Пельтцер в театре
Его сцене Татьяна Пельтцер отдала 7 лет. Она играла бытовые роли молочниц, банщиц, управдома. Актриса посмеивалась над своими персонажами и в то же время любила их. Было сложно сделать карьеру в Театре миниатюр, но со временем у Пельтцер появились свои поклонники.

В 1947 году Татьяна Ивановна перешла в Московский академический театр сатиры, ставший для нее вторым домом, театром жизни. Актриса играла увлеченно, а известность к ней пришла после роли Лукерьи в «Свадьбе с приданым». В 1953 году эту постановку сняли на пленку и показали в кинотеатрах страны. Зрители оценили талант Пельтцер — она проснулась знаменитой.

Татьяна Пельтцер в театре (кадр из фильма-спектакля «Три девушки в голубом»)

Расцвет карьеры актрисы пришелся на 70-е годы. В этот период у Татьяны Пельтцер было много ролей в театре: Прасковья в «Старой деве», Марселина в «Женитьбе Фигаро», тетя Тоня в «Проснись и пой!» и многие другие. Ее героини были близки и понятны зрителям, она играла легко и очень жизненно, но давалась такая игра Татьяне Ивановне с большим трудом. Партнеры по сцене знали, что она теряется, как только визави отступает от текста и начинает импровизировать.

В 1972 году Татьяне Пельтцер присвоили звание народной артистки СССР. Это произошло впервые за 48-летнюю историю Московского академического театра сатиры. Во многом актрисе помог Марк Захаров, поставивший в этом театре пять спектаклей, где у Пельтцер главные роли.

View this post on Instagram

A post shared by Никольский храм г. Чехов (@nikola_rovki_hram) on Feb 20, 2020 at 7:56pm PST

Народная артистка СССР Татьяна Пельтцер
С переходом Марка Захарова в «Ленком» у актрисы начались проблемы. В 1977 году, после 30 лет работы на сцене Московского академического театра сатиры, она со скандалом уволилась и отправилась в «Ленком».

Коллеги сочли ее уход безумством, потому что начать сначала в почтенном возрасте не каждый бы смог. У Захарова Татьяна Пельтцер сыграла старуху в спектакле «Три девушки в голубом», Клару Цеткин в постановке «Синие кони», Надежду Крупскую в «Диктатуре совести». Ее последняя роль — в спектакле «Поминальная молитва».

Долгая дорога к славе, Татьяна Пельтцер в молодости

Театральная карьера Татьяны в юности не сложилась. Возможно, ее талант в то время еще не раскрылся, или мешало отсутствие классического образования, но в молодые годы актриса сменила много театров. Самостоятельную театральную деятельность она начала в 1920-м году в драмтеатре г. Ейска. Затем в течении нескольких лет ездила по стране — Нахичевань, Пенза… В 25-ом году была принята в труппу театра МГСПС (сейчас театр Моссовета), где прослужила 5 лет до своего отъезда в Германию с мужем — немецким коммунистом Гансом Тейблером. В 1931 г. Татьяна возвратилась в Москву и снова устроилась в театр МГСПС во вспомогательный состав. Через 3 года ее уволили за профнепригодность…

Татьяна Пельтцер в молодости. Фото aif.ru

Фильмы

Кинодебютом Татьяны Ивановны стал эпизод в комедии «Свадьба» в 1943 году. Затем была работа в драме «Она защищает Родину». Первую большую роль артистка получила в 1945 году в драме «Простые люди». Увы, картина пропылилась на полках 11 лет, а Пельтцер играла малозаметные эпизоды все это время.

Татьяна Пельтцер (кадр из фильма «Солдат Иван Бровкин»)

Успех ей принесли роли в комедиях «Максим Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин», снятые в 1955 году. Татьяна Ивановна настолько блистательно сыграла сельскую женщину, что ее окрестили «матерью русского солдата». В картине «Иван Бровкин на целине» роль Евдокии сценаристы писали уже под нее.

Татьяна Пельтцер снималась много, чтобы ее не забыли. Она играла мам в сказке «Морозко» и комедии «Укротительница тигров», бабушек в «Карантине», «Раз, два — горе не беда!», преподавателя в киноповести «Это мы не проходили», медсестру в «Медовом месяце», Бабу-Ягу в «Там, на неведомых дорожках».

Татьяна Пельтцер в роли Бабы-Яги (кадр из фильма «Там, на неведомых дорожках…»)

Ее персонажи часто затмевали главных героев фильмов. Взять хотя бы «Приключения желтого чемоданчика», где 66-летняя актриса спускается по водосточной трубе и ездит на крыше троллейбуса. В мелодраме «Вам и не снилось» у нее не совсем положительный образ: героиня читает чужие письма, придумывает всевозможные отговорки, только бы любимый внук не связывался с одноклассницей.

Не одно поколение зрителей выросло на сюжетах «Ералаша» с участием Пельтцер, на мультфильмах и радиопостановках, в которых звучит голос Татьяны Ивановны. Например, «Три толстяка», «Волк и семеро козлят», «Приключения домовёнка», «Ёжик плюс черепаха».

Слава «колхозной мамаши»

В Москве устроиться в театр сразу не вышло, и актриса уехала в Ярославль. После года проходных ролей Татьяна Пельтцер приехала в столицу, где как раз открывался театр миниатюр. Новая сцена становится для нее творчески удачной. Она ведет концерты, создает острохарактерные образы: управдомы, молочницы, няньки. Рядом замечательные партнеры по сцене — Рина Зеленая, Мария Миронова, Александр Менакер.

Слава к Татьяне Пельтцер пришла в Театре сатиры после выхода киноверсии спектакля «Свадьба с приданым», удостоенного Сталинской премии. Старуху Лукерью Похлебкину, которая не прочь пропустить стаканчик-другой, зритель принял как родную. Актриса долго получала письма с различными советами, как избавиться от дурного пристрастия, и стала всенародной любимицей — в 49 лет.

Татьяна Пельтцер, мама Ивана Бровкина, в одной из деревень Ярославской области, где снималась картина, сошла за свою. Местные старушки полюбили актрису, которая создавала на экране близкие и понятные образы. После выхода комедии на экраны Пельтцер окрестили «матерью русского солдата», или, как она сама говорила, «колхозной мамашей». Для картины — продолжения фильма «Иван Бровкин на целине» — роль «мамаши» была переписана так, чтобы стать одной из центральных.

Чем старше становилась актриса, тем ярче проступали в кинообразах ее жизнерадостность, энергия, обаяние и оптимизм. «Укротительница тигров», «Морозко», «Приключения желтого чемоданчика», «Вам и не снилось», «После дождичка в четверг». Фразы ее героинь становились крылатыми. «Отбить! Непременно отбить!» — повторял зритель за тетушкой романтичного помещика Алеши из «Формулы любви».

Из к/ф «Морозко»

Из к/ф «После дождичка в четверг»

Из к/ф «Формула любви»

Личная жизнь

В молодости Татьяна не блистала красотой, такой, чтобы покорять мужчин. Однако девушку среднего роста с довольно крупным носом отличал магнетический взгляд, не свойственный советским артисткам, и неуемный характер, получивший прозвище пионерский.

View this post on Instagram

A post shared by Календарь Серафима (@calendar_serafima) on Jun 6, 2020 at 1:15am PDT

Татьяна Пельтцер
Актриса была очень начитанным человеком, любила дружеские вечеринки, могла вставить крепкое словцо и обожала преферанс. В карточной игре ее постоянным партнером выступал Леонид Броневой, а специальный столик после смерти знаменитости перешел к подруге Ольге Аросевой.

Замуж Пельтцер вышла только раз за немца Ганса Тейблера. Они прожили вместе 4 года и развелись, потому что Татьяна влюбилась в другого и зачем-то призналась в этом мужу. Бывшие супруги всю жизнь оставались друзьями. Ганс женился во второй раз, но, приезжая в Москву, обязательно заходил в гости к Пельтцер. Сын Ганса не раз останавливался в квартире Татьяны Ивановны.

Опубликовано Раиса Колбасова Воскресенье, 3 июня 2018 г.

Татьяна Пельтцер и Ганс Тейблер

Биографы так и не нашли ответа на вопрос, как женщине, по некоторым сведениям, получившей немецкое гражданство, удалось уцелеть в период репрессий, вернуть прежнюю фамилию и остаться жить в Москве.

Выдвигались предположения, что Пельтцер согласилась сотрудничать с НКВД, впрочем, не получившие подтверждения. Да и от депортации, которой подверглись живущие в Союзе немцы, Татьяну спасли коллеги Рина Зелёная, Борис Андреев и Мария Миронова. Они пошли в Министерство культуры и убедили чиновников в благонадежности артистки.

View this post on Instagram

A post shared by Анастасия Данко, нумеролог (@danko.anastasia) on Jun 6, 2020 at 1:43am PDT

Татьяна Пельтцер в последние годы
Семьей актрисы стали отец и брат. Последние годы жизни Иван Пельтцер прожил у нее — молодая супруга выставила мужчину за дверь. В 1959 году дорогого для Татьяны человека не стало. Она тяжело переживала этот удар судьбы. Приходилось ухаживать и за Александром, который после аварии превратился в инвалида. От него тоже отказались жена и дети. Брат ушел из жизни в 1975-м.

Актриса была в форме даже в старости, каждое утро делала зарядку, красиво одевалась и причесывалась. В 85 лет много бегала, много курила и пила много кофе. Прислушиваться к рекомендациям врачей Татьяна Ивановна не желала. На экране она выглядела простоватой растеряхой, а в жизни оказалась педантом и аккуратисткой. Никогда не питалась в столовой, даже на гастролях готовила сама. Работать с Пельтцер, по отзывам коллег, было сложно, потому что она подавляла темпераментом и мощью.

Татьяна Пельтцер — биография, личная жизнь: Какая была актриса, какая актриса!..

Татьяна Ивановна Пе́льтцер (24 мая (6 июня) 1904, Москва, — 16 июля 1992, там же) — советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР (1972). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Член КПСС с 1956 года. Источник: https://fishki.net/1973178-6-ijunja-1904-goda-rodilas-aktrisa-tatjana-peltcer.html?mode=recent © Fishki.net

Реклама

Отец Татьяна Пельтцер родилась в семье замечательного русского актера и режиссера, заслуженного артиста Республики Ивана Романовича Пельтцер. Да, немец по национальности, он сумел проникнуться настоящим русским духом, стать настоящим русским актером и передать все это своей дочери. Еще до революции Иван Романович поставил несколько фильмов. После революции играл в различных театрах, снимался в кино («Белеет парус одинокий», «Медведь», «Большая жизнь»), занимался антрепренерской и педагогической деятельностью. Отец и стал для Татьяны первым и единственным учителем. От отца Татьяна Ивановна унаследовала бесценный дар живого видения мира, необычного и всегда неожиданного восприятия самой жизни. Говорят, что она вообще была очень похожа на него, особенно по темпераменту.

Первые роли в театре Свои первые роли на сцене Татьяна Пельтцер сыграла в спектаклях отца. В девять лет она появилась в роли Авдия в спектакле «Камо грядеше». А за работу в следующей постановке — «Дворянское гнездо» — она впервые получила гонорар. В 1914 году в частной антрепризе города Екатеринославля в спектакле «Анна Каренина» Татьяна играла Серёжу Каренина, и впечатлительных дам выносили из зала без чувств: так на них действовала сцена прощания Анны с сыном. После революции Татьяна работала сначала в Передвижном театре Политуправления, а затем на провинциальных подмостках Нахичевани, Ейска и других городов.

Германия В конце 20-х Татьяна Пельтцер познакомилась с немецким коммунистом и философом Гансом Тейблером, приехавшим в Москву учиться в Школе Коминтерна. В 1927 году она вышла за него замуж, а в 1930 году супруги переехали в Германию. Там Татьяна по ходатайству мужа вступила в Коммунистическую партию Германии и устроилась машинисткой в Советское торговое представительство. В то время в Берлине работал известнейший режиссер Эрвин Пискатор. Пискатор сам был членом КПГ и на театральное искусство смотрел как на инструмент воспитания масс. Он периодически открывал свои театры, обращенные в первую очередь к рабочим, — а власти их закрывали. Как раз в 1930-м в рабочем районе Берлина, в помещении «Вальнертеатра», он открыл свой третий театр. Узнав, что фрау Тейблер в прошлом профессиональная актриса, он предложил ей роль в спектакле «Инга» по пьесе советского драматурга Глебова. Казалось, все складывалось хорошо, но при всём благополучии заграничной жизни, при всей любви к мужу и даже, несмотря на собственные немецкие корни, Татьяна не смогла долго оставаться вне Родины. Прожив с Гансом в общей сложности четыре года, она уговорила его расстаться. Со своим бывшим мужем они оставались друзьями всю жизнь. Ганс женился на другой женщине, родил с нею сына, когда мальчик приехал в Москву учиться, он бывал у Татьяны Ивановны, даже жил у нее какое-то время. Вторая жена Ганса ревновала мужа к Пельтцер, выражала недовольство их перепиской, но совсем оборвать отношения между бывшими супругами не смогла. Замуж Татьяна Ивановна так больше и не вышла. Долгие годы ее семьей был отец Иван Романович. В 1959 году он умер. Последние годы, после того как его выгнала молодая жена, он прожил у дочери.

30-е годы В 1931 году Татьяна вернулась в Советский Союз и вновь взяла фамилию отца — Пельтцер. Она устроилась работать в театр МГСПС (ныне — театр им. Моссовета). Но ее путь в искусство оказался не легким. Актрису, не имеющую профессионального театрального образования, зачислили во вспомогательный состав. Проработала она там не долго, и в 1934 году ее уволили «за профнепригодность». Куда было деваться 30-летней женщине, не имеющей образования. Она вновь стала машинисткой, устроившись на машиностроительный завод АМО (позже завод им. Лихачева). Главным конструктором на заводе был ее брат Александр. К этому времени он уже имел страшный жизненный опыт: еще, когда он учился в Автодорожном институте, он был осуждён по 58-й статье («За контрреволюционную деятельность») и отсидел два года. Со временем Александр Пельтцер увлёкся разработкой первых советских гоночных автомобилей «Звезда», сам испытывал их, стал трижды рекордсменом Советского Союза. Но в 1936 году он оставил пост главного инженера АМО, как написано в архивах, «по причине выезда из Москвы». Чем была вызвана эта причина, и куда Александр Иванович уехал, теперь тоже неизвестно. Но 36-й год — время, которое говорит само за себя… Вместе с ним с завода ушла и Татьяна Ивановна. Она уехала в Ярославль в старейший российский драмтеатр имени Ф. Волкова.

Театр миниатюр В 1938 году Татьяна Ивановна вернулась в Москву, проработала два года все в том же театре МГСПС и узнала об открытии Театра Миниатюр. В 1940 она пришла в этом театр и «осела» там на семь лет. На сцене Театра Миниатюр Татьяна Пельтцер выходила в замечательной компании Рины Зелёной, Марии Мироновой, Александра Менакера, Натальи Нурм, Юрия Хржановского. Это было весело и сложно — новый жанр, репертуара почти не было. Энтузиастам приходилось действовать методом проб и ошибок. Там Татьяна Пельтцер перешла на бытовые роли в маленьких пьесках: управдом, молочница, банщица… Актриса смеялась над своими героинями и в то же время любила их. «У них крепкие руки и доброе сердце», — говорила она. Но и здесь Татьяне Ивановне приходилось нелегко. Её затмевали звёзды Мироновой и Зелёной, и переиграть их было не так-то просто. Тем не менее, у актрисы появились первые поклонники, ей начали писать письма, режиссёры стали приглашать на эпизоды в кино…

Первые роли в кино В кино, как и в театре, у Татьяны Пельтцер тоже было не гладко. Она дебютировала маленькой ролью в сатирической комедии «Свадьба» (1943), где главные роли играли знаменитые Эраст Гарин

и
Фаина Раневская
, затем появилась в драме «Она защищает Родину». Первую свою большую роль, Плаксину в военной мелодраме «Простые люди» Григория Козинцева и Леонида Трауберга, Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году. Но этот фильм оказался долгих 11 лет «на полке» и вышел на экраны лишь в 1956 году. А актриса, тем временем, вновь играла проходные эпизоды…

Первые роли в кино В кино, как и в театре, у Татьяны Пельтцер тоже было не гладко. Она дебютировала маленькой ролью в сатирической комедии «Свадьба» (1943), где главные роли играли знаменитые Эраст Гарин

и
Фаина Раневская
, затем появилась в драме «Она защищает Родину». Первую свою большую роль, Плаксину в военной мелодраме «Простые люди» Григория Козинцева и Леонида Трауберга, Татьяна Ивановна сыграла в 1945 году. Но этот фильм оказался долгих 11 лет «на полке» и вышел на экраны лишь в 1956 году. А актриса, тем временем, вновь играла проходные эпизоды… Театр Сатиры. Всенародное признание В 1947 году Татьяна Ивановна переходит в Московский театр Сатиры, который стал на долгие годы ее домом, главным театром ее жизни. Она не затерялась в шикарной труппе, сплошь состоящей из блистательных мастеров сатирического цеха. Играя много и увлеченно, Татьяна Ивановна, наконец, получает роль Лукерьи Похлёбкиной в спектакле Б. Равенских «Свадьба с приданым». В 1953 году спектакль снимают на пленку и выпускают на экраны кинотеатров страны. К ней приходит первая всенародная известность. В сорок девять лет… А сколько слез и разочарований было до этого… «Мать русского солдата» После вышедшего на экраны фильма-спектакля «Свадьба с приданым» к Пельтцер пришла всесоюзная любовь и бешеная популярность. Еще больший успех принесла ей роли в комедиях «Иван Перепелица» и «Солдат Иван Бровкин» (оба — 1955). В фильме «Солдат Иван Бровкин» роли Евдокии, матери главного героя отводилось незначительное место. Но как блистательно ее сыграла Пельтцер! Она настолько вжилась в образ, что сельские старушки (фильм снимался в одной из деревень Ярославской области) полюбили и принимали ее за свою. После выхода на экраны этого фильма Пельтцер тут же окрестили «матерью русского солдата» и присвоили звание заслуженной артистки. В продолжении — картине «Иван Бровкин на целине» (1958) — роль Евдокии писалась специально под нее.

Смерть

В 80-е Татьяна Ивановна начала забываться — болезнь Альцгеймера прогрессировала. Однако актриса упорно продолжала выходить на сцену и каждый раз получала шквал аплодисментов, а слова подсказывали партнеры, в том числе и Александр Абдулов. Отношения у этой пары были особые. Пельтцер ценила в молодом коллеге талант и открытость, а он осыпал ее только им двоим понятными комплиментами.

View this post on Instagram

A post shared by Лавры Кино (@lavry_kino) on Jun 6, 2020 at 12:23pm PDT

Татьяна Пельтцер и Александр Абдулов
Со временем «любимой бабушке страны» пришлось лечиться в психиатрической клинике. В 1992-м Пельтцер снова попала в больницу с нервным перенапряжением. Там актриса умудрилась сломать шейку бедра, в 88 лет для человека такой перелом — катастрофа.

16 июля 1992 года к ней, как обычно, пришла домработница Аннушка. Обработала пролежни, сменила постель и угостила Татьяну Ивановну любимой сигаретой «Мальборо». Актриса с удовольствием выкурила ее всю. Через 3 часа медсестра сообщила главврачу клиники, что Пельтцер скончалась. Причина смерти, как писали СМИ, пневмония и инфаркт.

На похоронах народу было немного — лето, пора отпусков, театры на гастролях. Продавцы цветов, узнав, для кого предназначались букеты, отдавали их бесплатно. Могила Татьяны Ивановны — на Введенском кладбище, рядом с матерью, отцом и братом.

View this post on Instagram

A post shared by Юлия Ерофеева (@ukka_erofeeva) on Sep 30, 2016 at 5:40pm PDT

Могила Татьяны Пельтцер
Согласно завещанию артистки, квартира досталась помощнице Анне, на протяжении 20 лет ухаживавшей за Пельтцер, книги — близкому другу Марку Захарову, архив — театру «Ленком». Памяти любимицы миллионов телеканал культура посвятил документальный фильм «Родное лицо».

Существует легенда, что незадолго до смерти к актрисе обратились с просьбой использовать ее фото в рекламе сигарет. Татьяна Пельтцер заметила:

«Когда-то я мечтала, чтобы мои портреты были на афишах. А теперь… лишь бы не на туалетной бумаге!».

Театральная сцена

Актерскую карьеру на театральной сцене Татьяна начала в 16 лет (1920 год). Она стала сотрудницей в Передвижном театре Политуправления. Но долго девушка здесь не проработала. Татьяна меняла места работы практически каждый год. А из Театра Моссовета Пельтцер уволили за профнепригодность. Чтобы зарабатывать на жизнь, девушка была вынуждена работать машинисткой.

В Москве Татьяна вращалась в кругах немецкой элиты, где познакомилась с Тейблером Гансом, молодым философом и коммунистом из Германии. Молодых людей связывали романтические отношения, результатом которых стала свадьба в 1927 году. Через пару лет семейная пара перебирается в Берлин. В Германии Таня устроилась в торговое представительство СССР машинисткой. О несостоявшейся у себя на родине актрисе из Советского Союза узнал немецкий режиссер Пискатор Эрвин и предложил ей принять участие в своей постановке под названием «Инга».

Несмотря на то, что девушка прекрасно знала немецкий язык и была хорошо знакома с нравами в Германии, она тосковала по родине. В связи с этим крепкие семейные отношения дали трещину. Развод не заставил себя долго ждать. Татьяна вернулась в Москву, вернула себе фамилию отца. Дружеские отношения с бывшим мужем Пельтцер поддерживала еще много лет.

Татьяна Ивановна по возвращении на родину снова пытается заняться актерским мастерством и устраивается в Театр им. Моссовета. И снова неудача, уволившись с театра, в 1934г. приступает к работе на завод АМО в качестве машинистки. На этом же заводе работал брат Татьяны Александр главным инженером.

После нескольких неудачных попыток закрепиться на театральной сцене в Москве Пельтцер решает переехать в город на Волге Ярославль. Здесь она была принята в один из старейших театров России. Через 2 года Татьяна снова покинула театр, на этот раз по собственному желанию. Снова вверх взяла тоска по родному городу Москва. Возвращение девушки в Москву совпало с открытием нового Театра Миниатюр.

Именно в этом театре молодая актриса проработала довольно длительный срок – около 7 лет. Татьяна играла пролетарские роли, людей рабочего класса: гардеробщица, банщица, продавщица, молочница. Для потомственной аристократки и девушки с высокой самооценкой такие роли были недостаточно серьезными. Но девушка не отклонила, ни одного предложения об участии в постановках, так как действительно любила актерское искусство. В связи с отсутствием должного образования, карьера Пельтцер продвигалась крайне медленно. Несмотря на это, через 2-3 месяца регулярных выступлений, у девушки уже появились поклонники актерского таланта.

Настоящий подъем актерской популярности Татьяны Ивановны, когда она работала в академическом театре сатиры (с 1947 года). Выступления настолько увлекли Пельтцер, что театральная атмосфера стала для нее как второй дом. Каждую роль актриса пропускала через себя и полностью проникалась характером персонажа. Не удивительно, что за короткое время Татьяна получила долгожданную всесоюзную известность. Знаменитой актриса стала после исполнения роли персонажа Лукерьи пьесе «Свадьба с приданым». А так как спектакль был заснят на кинематографическую пленку, то Татьяна одновременно стала и киноактрисой – спектакль показывали во всех кинотеатрах страны.

70-е годы стали пиком популярности в карьере Пельтцер. Наиболее запоминающимися ролями были:

  • Марселина – «Женитьба Фигаро»;
  • тетя Тоня – «Проснись и пой»;
  • Прасковья – «Старая дева».

Что касается ролей, угодных партийной элите, то здесь у актрисы случались регулярные казусы. Татьяна Ивановна могла забыть слова своего персонажа и в этих случаях занималась импровизацией.

Почетное звание Народной артистки СССР Татьяна Ивановна получила в 1972г. не последнюю роль в получении звания сыграл Захаров Марк, который утверждал актрису на главные роли Академическом театре Москвы. Но после того, как Захаров перешел в Ленком, с новым руководством Пельтцер не нашла общий язык. Татьяна Ивановна принимает решение тоже перевестись в Ленком, чтобы возобновить карьеру в уже преклонном возрасте.

Фильмография

  • 1953 — «Свадьба с приданым»
  • 1955 — «Солдат Иван Бровкин»
  • 1955 — «Максим Перепелица»
  • 1964 — «Приключения Толи Клюквина»
  • 1970 — «Приключения жёлтого чемоданчика»
  • 1972 — «Двенадцать месяцев»
  • 1973 — «Исполняющий обязанности»
  • 1974 — «Анискин и Фантомас»
  • 1979 — «Примите телеграмму в долг»
  • 1980 — «Дульсинея Тобосская»
  • 1982 — «Там, на неведомых дорожках…»
  • 1984 — «Рыжий, честный, влюблённый»
  • 1984 — «Формула любви»
  • 1985 — «После дождичка в четверг»
  • 1986 — «Кто войдёт в последний вагон»
  • 1989 — «Князь Удача Андреевич»

Творчество

В 1938 году актриса вернулась в Москву и еще два года проработала в Театре имени Моссовета, затем ее пригласили в Театр миниатюр, где Татьяна Ивановна «задержалась» на семь лет. В 1947 году Пельтцер перешла работать в Театр сатиры. Она и представить себе не могла, что этот театр принесет ей оглушительную славу и станет для нее настоящей «взлетной полосой».
Рекомендуем: Лия Ахеджакова: фильмография и личная жизнь

С 1943 года ее стали приглашать на эпизодические роли в кино. Вскоре на экраны вышли картина «Свадьба с приданым», в которой актриса сыграла одну из своих самых ярких ролей, представ в образе неудачливой, злоупотребляющей алкоголем старушки.

Эта роль сделала Пельтцер невероятно популярной. А успех вышедшего затем фильма «Солдат Иван Бровкин» только укрепил ее славу. У Татьяны Ивановны появилось множество поклонников, теперь ее знал весь Советский Союз. Тогда артистке было уже сорок семь лет.

Каждая роль Пельтцер была наполнена смыслом. Актриса вкладывала всю душу в своих персонажей. Зрители были уверены, что в жизни артистка именно такая, как и ее героини. Пельтцер была восхитительной актрисой, перевоплощаться в своих героинь ей удавалось очень легко, хотя на самом деле ничего общего с ними она не имела.

Татьяна Ивановна любила красиво одеваться, обладала отличным вкусом, обожала ходить в рестораны. Актриса была заядлой курильщицей. Близкие просто умоляли ее избавиться от этой дурной привычки, но она утверждала, что это часть ее личности. Артистка много курила до конца своей жизни.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]