Биография
Петр Ефимович Тодоровский родился в украинской глубинке, в бедной еврейской семье. «Детство у меня было жуткое. Мы очень тяжело перенесли голод 1933 года. Мы с моим старшим братом и сестрой ходили по сараям и искали использованные веники, отмывали их до белизны, нарезали мелко и варили суп», — вспоминал режиссер.
Но это было не единственное испытание, уготовленное судьбой. В начале Великой Отечественной войны семью Тодоровских эвакуировали в Сталинград. Здесь шестнадцатилетний Петя, еще не окончивший школу, вместе с отцом работал на разгрузке угля, на электростанции.
В конце 41-го из-за смещения линии фронта пришлось вновь переезжать. На этот раз в Саратовскую область (деревня Песчатый Мар). В 1943 году молодой человек поступил в Саратовское военное училище. И через считанные месяцы его отправили в качестве командира минометного взвода в Беларусь. Так Петр оказался на передовой, принял участие в нескольких боевых операциях, в том числе взятии Берлина. Дошел до Эльбы и оттуда был комиссован по ранению.
В послевоенные годы проходил службу в гарнизоне Песочное под Костромой. В 49-ом уволился в запас и некоторое время работал на заводе стеклотары, параллельно доучиваясь в вечерней школе.
Все эти нелегкие годы молодой человек мечтал снимать фильмы. В будущую профессию Петр Тодоровский влюбился еще на фронте, его покорила работа военных операторов, и он загадал — останется жив, обязательно освоит это ремесло.
В 1949 году Тодоровский поступил на операторский факультет ВГИКа, в мастерскую Бориса Волчека.
Награды и звания
Президент России Владимир Путин вручает Петру Тодоровскому орден «За заслуги перед Отечеством», 2000 год
- Почётное звание «Заслуженный деятель искусств УССР» (1967 год)
- Почётное звание «Народный артист РСФСР» (23 августа 1985 года) — за заслуги в развитии советского киноискусства
[15] - Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (27 мая 1996 года) — за воплощение гуманистических идеалов в художественных фильмах последних лет
[16] - Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (31 декабря 2005 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность
[17] - Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (26 августа 2000 года) — за большой личный вклад в развитие киноискусства
[18] - Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (11 августа 1995 года) — за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
[19] - Орден Трудового Красного Знамени
- Орден «Знак Почёта» (24 ноября 1960 года) — отмечая выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и искусства и в связи с декадой украинской литературы и искусства в гор. Москве
[20] - Орден Отечественной войны I степени (7 мая 1945 года) — за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество
[21] - Орден Отечественной войны I степени (21 февраля 1987 года) — за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
[22] - Орден Отечественной войны II степени (20 марта 1945 года) — за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество
[23] - Медаль «За взятие Берлина» (1945)
- Медаль «За освобождение Варшавы» (1945)
- Благодарность Президента Российской Федерации (11 июля 1996 года) — за активное участие в организации и проведении выборной кампании Президента Российской Федерации в 1996 году
[24] - Специальный приз Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино» (12 июня 2000 года)[25].
Оператор
По окончании института в качестве кинооператора дебютировал на Кишиневской киностудии хроникальных и документальных фильмов. Принял участие в съемках музыкальной картины «Молдавские напевы». Затем около десяти лет проработал оператором на знаменитой Одесской киностудии, куда его пригласил Марлен Хуциев для создания «Весны на Заречной улице». Двумя годами позже в этом же тандеме вышел фильм «Два Федора».
В Одессе будущий режиссер через объектив камеры наблюдал за работой будущих мэтров, таких как: Евгений Ташков («Жажда»), Виктор Жилин («Моя дочь»), Марлен Хуциев. И уже в 1962 году в сорежиссерстве с Владимиром Дьяченко снял свой первый фильм. После этой картины Петр Тодоровский стал постановщиком, сценаристом и композитором собственных лент.
Призы на кинофестивалях
- Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Вторая премия за работу оператора» (1960)
- Приз за лучший дебют на 26 Венецианском кинофестивале (фильм «Верность») (1965)
- премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» («Анкор, ещё анкор!») (1992)
- Главный приз «Большого конкурса» кинофестиваля «Кинотавр» (1993)
- Приз за лучшую режиссуру («Какая чудная игра») кинофестиваля «Киношок» (1995)
- Премия «Золотой овен» («Какая чудная игра») (1995)
- Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2003)
Режиссер и сценарист
Первая же самостоятельная режиссерская работа Петра Ефимовича – военная мелодрама «Верность» с Владимиром Четвериковым и Галиной Польских – получила Венецианскую премию.
«Фокусник»
Драма «Фокусник» с Зиновием Гердтом и Евгением Леоновым особенно дорога ее создателю: «Это одна из любимых работ. Это сценарий прекрасного драматурга Александра Володина. Для меня это была большая удача и вместе с тем очень странный сценарий. Это притча про фокусника-чудака, который готов был отказаться от всех благ в жизни, лишь бы сохранить себя как личность. Чтоб свою линию жизни не марать».
Позже были: мелодрама «Городской романс» о любви молодого врача и студентки педучилища, экранизации классиков — «Своя земля» (по повести Ф. Абрамова «Безотцовщина»), «Последняя жертва» (по одноименной пьесе А.Н. Островского), драма «В день праздника» о судьбе бывшего фронтовика.
«Любимая женщина механика Гаврилова»
В 1981 году на Мосфильме вышел один из бестселлеров 80-х – мелодрама «Любимая женщина механика Гаврилова». На главные роли режиссер пригласил звезд советского кинематографа – Людмилу Гурченко и Сергея Шакурова.
Длинный день из жизни 38-летней Маргариты Сергеевны начался с того, что ее любимый мужчина, механик Гаврилов, не явился в ЗАГС. Маргарита ждет Гаврилова, страдает, надеется и становится свидетельницей и участницей множества смешных и печальных историй.
Картина соткана из новелл, пронизанных неожиданными комедийными решениями, зорко подмеченными бытовыми подробностями. В ней есть и своеобразная кульминация — немой финал объяснения героини с механиком Гариловым, который вопреки присутствию в названии фильма появляется на экране лишь в самом конце.
«Военно-полевой роман»
Двумя годами позже Петр Тодоровский приступил к созданию знаменитого «Военно-полевого романа», позже номинированного на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Сюжет: Перед самым началом боев молоденький солдатик влюбился в красавицу, живущую с великолепным и геройским комбатом. Война, через которую солдат пронес свою любовь как символ красоты, мира, юности своей и чистоты, закончилась. Саша (Николай Бурляев) встречает Любу Антипову (Наталья Андрейченко) после войны, торгующую пирожками у ЦУМа, и в нем разгорается прежнее чувство, несмотря на то, что он женат на учительнице (Инна Чурикова), милой и очень интеллигентной.
Весь фильм – это пронзительный крик о том, что возвращаться с войны было даже сложнее, чем воевать. Что именно возвращение к нормальной жизни очень многих людей и сломало. Режиссер уточняет: «На фронте ты могла быть королевой, как героиня Андрейченко, а после войны была вынуждена продавать пирожки. Это было самое страшное и самое печальное. Устраивали парады пышные, выдавали ордена, приемы давали, а калеки на рынках жили».
После военной драмы Тодоровский обратился к жанру трагикомедии – снял ленту «По главной улице с оркестром». Это трогательная история взаимоотношений скромного преподавателя Василия Павловича и его взрослой дочери Ксении, неожиданно открывающих для себя внутренний мир друг друга. В картине играли: Олег Борисов, Лидия Федосеева-Шукшина, Марина Зудина, Валентин Гафт, Игорь Костолевский, Валентина Теличкина, Олег Меньшиков, Людмила Максакова, Александр Лазарев (ст.), Светлана Немоляева.
«Интердевочка»
В конце 80-х вышел один из лучших фильмов Петра Тодоровского – «Интердевочка», ставший первым отечественным кинематографическим произведением на подобную тему. Картина была снята по одноименной повести Владимира Кунина, имела оглушительный успех и получила множество наград на престижных кинофестивалях.
О создании драмы режиссер рассказывает: «Я, когда начал работать, подумал: что я беру в работу этот сценарий, когда я ничего не знаю про этих женщин. Как, почему они ушли в эту жизнь, почему они стали путанами? И мне стали приводить на Мосфильм московских женщин этого порядка, и они мне очень с удовольствием и подробно рассказывали про свою жизнь…
Все ждали «клубничку», все ждали, что там будет масса эротических сцен. А я хотел снять фильм о нелегкой судьбе молодой женщины, которая не могла себя у нас в Советском Союзе реализовать».
На роль главной героини, Татьяны, пробовалось множество отечественных звезд, но Петр Ефимович остановил свой выбор на Елене Яковлевой: «Лену утвердили с огромным трудом. Бытовало ложное представление, что путана должна быть красавицей с округлыми формами, секс-бомбой. Когда ко мне привели худенькую девушку в странной шапочке, которая скромно присела на стул и скрутила ноги восьмеркой, я пришел в недоумение. Кто это? Ее раздеть — там одни кости! Но уже с первой-второй репетиции я понял, что это — Танька. Лена Яковлева — тончайшая актриса, она заводилась с пол-оборота, предлагала, впитывала в себя. Она и как женщина понимала какие-то вещи больше меня, что пошло фильму только на пользу».
«Анкор, еще анкор!»
Нашумевшая мелодрама «Анкор, еще анкор!» добавила в копилку режиссера престижных кинематографических наград. Комедийная драма про жизнь маленького провинциального гарнизона. Действие происходит после войны — тут все на виду: семейные ссоры, любовь, смерть, предательство, человеческая подлость и трусость. Это фильм про людей, которые выиграли войну.
И снова в картине играл потрясающий актерский ансамбль: Валентин Гафт, Ирина Розанова, Евгений Миронов, Елена Яковлева, Лариса Малеванная, Сергей Никоненко, Владимир Ильин, Андрей Ильин.
Тодоровский о проекте: «Я снимал фильм о любви. О лейтенанте, который влюбился в молодую, красивую жену полковника. Полковник живет между молотом и наковальней; у него две жены – старая, с довоенных лет, и молодая, которую он встретил на фронте и в которую влюбился без памяти. И угрызения совести, и мучительные сомнения, и косые взгляды окружающих. Разрубить этот узел может только выстрел в висок.
Советская армия показана очень хорошо. Я прожил в этих военных городках после войны, я рассказал только маленькую часть этой замкнутой жизни в военных городках, в тайге. И я думал, когда начинал картину, где же я теперь найду глинобитные одноэтажные дома, где жили жены офицеров с детьми. Запросто. Оказалось, я нашел такой городок под Москвой».
В середине 90-х режиссер снял еще два фильма с одной из своих любимых актрис Еленой Яковлевой – социальную драму «Какая чудная игра» и лирическую картину «Ретро втроем». А новый век в творчестве Петра Ефимовича ознаменовался трагикомедией «Жизнь забавами полна», военной лентой «В созвездии быка».
«Риорита»
В 2008 году на экраны вышла последняя работа мастера, и снова о войне – драма «Риорита». Фильм, по словам автора, посвящен «людям, которые пережили оккупацию и затем с Советской армией шли на фронт». Герои картины — отец и трое его сыновей — становятся жертвами не пули, а профессионального провокатора, «сочетающего личную корысть с партийной бдительностью».
Режиссер делится: «Я фильм «Риорита» снял за 39 смен — 20 ночных и 19 дневных, вот и все. Такая спешка. Денег не было, и если бы мы остановились, то актеры ушли бы в другие картины, расползлась бы съемочная группа. Там, конечно, есть накладки очень обидные. И самое главное, что один из важнейших эпизодов я придумал уже тогда, когда все было закончено».
Война стала главной темой режиссера: «Это одно из сильнейших впечатлений, которое осталось в памяти. Меня война держит, не отпускает. Я только отойду на шаг к другой теме, как потом все равно возвращаюсь к ней. И потом, я же снимал не про войну, а про людей на войне. Меня только это интересует».
Петр Ефимович Тодоровский умер 24 мая 2013 году на 88 году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
В 2020 году жена режиссера, Мира Тодоровская, завершила его последнюю работу — сняла драму «В далеком сорок пятом… Встречи на Эльбе». Сценарий фильма был написан Петром Ефимовичем незадолго до смерти и повествует о встрече 8 мая 1945 года русских с американцами на берегах немецкой реки Эльбы. Прототипом главного героя является сам Тодоровский.
Режиссер Петр Тодоровский
Фильмы Петра Тодоровского – это гениальное прочтение жизненных обстоятельств героев. Работы режиссера удостоены многочисленных премий, а также самой главной наградой – зрительской любовью.
Петр Тодоровский, фильмография которого представлена многочисленными картинами, не перестает радовать своего зрителя, не собирается почивать на лаврах состоявшегося режиссера.
В 1981 году он снимает картину «Любимая женщина механика Гаврилова». Длинный день выдался на долю Маргариты Сергеевны, женщины 38 лет, получившей накануне телеграмму от своего мужчины – механика Гаврилова. В тексте говорилось, что она должна прибыть с утра в белом платье к ЗАГСу, она все сделала, как того требовала телеграмма. Но, сам отправитель не появился в указанной время. Пока она ожидает, на ее глазах происходят различные жизненные история с людьми и почти ни в одной она не может остаться безучастной. Роли исполнили: Людмила Гурченко, Светлана Пономарева, Сергей Шакуров и другие.
В 1983 году режиссер Петр Тодоровский снимает картину «Военно-полевой роман». Люба красавица-медсестра любила комбата, но он погибает на войне, а она остается одна с ребенком. По окончании войны совершенно случайно на улице у нее происходит встреча с солдатом Сашей Нетужилиным, который на фронте был в нее страстно влюблен, но безответно. И вот чувство его снова пробуждается к ней. Его жизнь сложилась удачно, а вот у Любы — напротив. Его любовь для нее как глоток воздуха, Люба снова ощущает жажду к жизни. Роли исполнили: Николай Бурляев, Инна Чурикова, Наталья Андрейченко, Виктор Проскурин и другие.
В 1989 году Тодоровский снимает фильм «Интердевочка». Это первая отечественная картина, которая рассказала о жизни представительниц самой древней профессии, кто они и почему соглашаются на такую работу. Днем они могут трудиться на совершенно обычной работе, а ночью — превращаться в легкомысленных женщин. Может ли случиться чудо и «на работе» интердевочка найдет себе мужа-иностранца, так ли сладка та привлекательная заграничная жизнь? Роли исполнили: Елена Яковлева, Лариса Малеванная, Томас Лаустиола, Любовь Полищук, Ингеборга Дапкунайте.
В 1992 году режиссер создает фильм «Анкор, ещё анкор». Комедийная драма, повествующая о жизни уездного гарнизона. Все события происходят сразу после войны. В маленьком мире все на виду: людское предательство, семейные скандалы, смерть, трусость и подлость. Роли исполнили: Валентин Гафт, Евгений Миронов, Ирина Розанова, Елена Яковлева и другие.
В 2008 году на экраны выходит картина «Роирита». В ней рассказывается о военных годах, о тех людях, которые пережив оккупацию, пошли на фронт. В центре истории отец и его три сына, которые становятся жертвами не вражеской пули, а провокатора, который благодаря партийной бдительности не упускает и личную корысть. Роли исполнили: Константин Воробьёв, Дмитрий Ульянов, Иван Криворучко, Анатолий Гущин и другие.
- 1 of 4
- NEXT
Актер
Возможно, творческая судьба режиссера и сценариста Тодоровского сложилась бы иначе, не окажись он в далеком 1970-ом по другую сторону камеры. Именно тогда Петр Ефимович дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме Марлена Хуциева «Был месяц май». Позже Григорий Чухрай пригласил его в эпизод драмы о войне «Трясина». В начале 2000-х Андрей Кавун по автобиографической повести Петра Тодоровского «Вспоминай — не вспоминай» снял сериал «Курсанты», где мэтру досталась небольшая роль второго плана.
Последнее появление на экране Тодоровского состоялось в 2006 году в ремейке «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова. Он сыграл одного из гостей на новогоднем застолье.
Награды
- Два ордена Отечественной войны I степени (1945, 1985 гг.).
- Орден Отечественной войны II степени (1945 г.).
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (31 декабря 2005) — за выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (26 августа 2000) — за большой личный вклад в развитие киноискусства
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (11 августа 1995) — за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
Композитор и музыкант
Особое место в жизни и творчестве Петра Ефимовича всегда занимала музыка, которой он увлекался с детства. Не имея музыкального образования, он написал темы и песни ко многим своим фильмам: «После военно-полевого романа, во всех картинах я сочиняю мелодии. Я их сочиняю во время написания сценария».
Тодоровский мастерски играл на гитаре и очень часто в его лентах звучит именно этот инструмент. Режиссер подчеркивает: «Гитара в моей жизни играет огромную роль – я отдыхаю душой, когда мне очень грустно, печально, я сажусь и начинаю… Иногда она мне помогает придумать сцену».
Петр Ефимович сочинял музыку не только для своих картин, он стал композитором и автором песен к ряду фильмов, снятых другими режиссерами («Сильнее урагана» Василия Левина, «Над нами Южный Крест» Игоря Болгарина, «Праздник» Гарика Сукачева). А в лентах «Рабочий поселок» Алексея Германа, «Вылет задерживается» Леонида Марягина и «Жизнь забавами полна» режиссер выступил вдобавок как вокалист.
В 1999 году вместе с исполнителем авторской песни Сергеем Никитиным Петр Ефимович записал компакт-диск «Ретро вдвоем». Позже вышла вторая часть — «Ретро вдвоем-2».
Фильмография
Актёрские работы ]
- 1970 — Был месяц май — старший лейтенант Яковенко
- 1977 — Трясина
Режиссёрские работы
- 1962 — Никогда
- 1965 — Верность
- 1967 — Фокусник
- 1970 — Городской романс
- 1973 — Своя земля
- 1976 — Последняя жертва
- 1978 — В день праздника
- 1981 — Любимая женщина механика Гаврилова
- 1983 — Военно-полевой роман
- 1986 — По главной улице с оркестром
- 1989 — Интердевочка
- 1992 — Анкор, ещё анкор
- 1995 — Какая чудная игра
- 1997 — Ретро втроём
- 2001 — Жизнь забавами полна
- 2003 — В созвездии Быка
- 2008 — Риорита
Написал сценарии
- 1965 — «Верность»
- 1970 — «Городской романс»
- 1976 — «Последняя жертва»
- 1978 — «В день праздника»
- 1983 — «Военно-полевой роман»
- 1986 — «По главной улице с оркестром»
- 1992 — «Анкор, ещё анкор»
- 1995 — «Какая чудная игра»
- 2001 — «Жизнь забавами полна»
Оператор
- 1956 — «Весна на Заречной улице»
- 1956 — «Моя дочь»
- 1958 — «Два Фёдора»
- 1959 — «Жажда»
Композитор
- 1960 — «Сильнее урагана»
- 1965 — «Над нами Южный крест»
- 1983 — «Военно-полевой роман»
- 1986 — «По главной улице с оркестром»
- 1984 — «Мои современники»
- 1989 — «Интердевочка»
- 1992 — «Анкор, ещё анкор»
- 1995 — «Какая чудная игра»
- 1997 — «Ретро втроём»
- 2001 — «Жизнь забавами полна»
- 2001 — «Праздник»
- 2008 — «Риорита»
Художественный руководитель [править]
- 1974 — Есть у меня друг
Личная жизнь
Первой женой Тодоровского была актриса Надежда Чередниченко. Их союз просуществовал всего полтора года.
Вторая супруга, Мира Григорьевна, ставшая его верной подругой и музой по жизни, — по специальности инженер-лейтенант морского флота. Позднее занялась продюсированием — создала собственную независимую студию «Мирабель», на которой был снят ряд фильмов режиссера: «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем» и некоторые другие.
Сын Тодоровских — Валерий – не менее известный кинорежиссер и сценарист. Среди его громких работ – «Оттепель», «Стиляги», «Страна глухих».
Петр Тодоровский: личная жизнь
Режиссер был дважды женат. Первая его супруга — Надежда Чередниченко, от брака с которой родилась дочь. Вторая жена Мира, являвшаяся по специальности инженером-лейтенантом морского флота, родила сына Валерия, посвятившего свою жизнь, как и отец, кино. В процессе совместной жизни она стала заниматься написанием сценариев для научно-популярных фильмов, посвященных морской тематике. По ее работам было поставлено 13 кинокартин. Позднее Мира Тодоровская создала «Мирабель» — собственную независимую студию, на которой были сняты некоторые фильмы Петра Ефимовича.
Дом Тодоровских всегда был гостеприимен; через него прошли практически все режиссеры и актеры, приезжавшие на Одесскую киностудию, в том числе Андрей Тарковский и Владимир Высоцкий.
Последние годы жизни Тодоровский больше реализует себя в качестве сценариста; фильмы практически не снимает, лишь изредка подсказывает начинающим режиссерам. В мае 2013 года Петр Ефимович перенес сердечный приступ, от которого не сумел оправиться. Похоронен выдающийся режиссер на Новодевичьем кладбище.
Интервью
О войне
«Вообще о войне говорить очень сложно, потому что далеко мы отошли от нее. Тем не менее, конечно, для таких людей, как я, она является определенным пунктом, стержнем моей жизни. Во-первых, я был молодым мальчиком, парнем. И вот это ощущение молодости, когда в молодости очень легко переносить трудности, и в молодости легко быть счастливым — мы вспоминаем в этом смысле. Четыре года войны, там было все – там была война, там была смерть, там было предательство, там были бездарные командиры, там была любовь».
Об актерской и режиссерской профессиях
«Актер – единственный, через которого режиссер может с вами поговорить. И чем талантливее этот актер, тем вам интереснее смотреть кино. А если попадается бездарный, то это – катастрофа. Это уже начинаешь работать с ним, чтобы он хотя бы не врал, чтобы он не переигрывал.
Хороший актер тратится, не думайте, что так просто. И театральный актер тем более, особенно на премьерных спектаклях – они тратятся очень серьезно. Плохой актер иллюстрирует свои чувства, хороший актер тратится – он живет, он переживает, он мучается, он плачет по-настоящему. А плохому актеру капают глицерин в глаза».
«Это тяжелая профессия – актер. Режиссеру надо об этом понимать и знать».
«После того, как я снялся и оказался в шкуре актера, я должен вам признаться, что я к актерам стал относиться совершенно по-другому».
«Одно из главных качеств режиссера – это любить артиста. Мне в этом смысле очень повезло, потому что я снимал замечательных актеров. Я могу назвать Евгения Леонова, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова, Инну Чурикову, Елену Яковлеву, Гурченко – обойма очень мощная. Они мне доставили огромное удовольствие. Было большим счастьем общаться с такими талантливыми людьми на съемочной площадке и в жизни».
«Профессия режиссера — это повседневный, изнурительный труд… Это круглосуточно, это целый день снимаешь, а ночью думаешь, что и как снимать».
«Я — человек интуитивного склада, я особенно не задумываюсь, мне нравится эта идея — я ее снимаю. А ставить перед собой вопрос: «про что это кино?»… Про жизнь».
О зрителе
«Я думаю, что зритель, который приходит в зал, он должен через 5-10 минут забыть, что он смотрит кино, и стать соучастником происходящего на экране. Ему даже не обязательно понимать, о чем фильм, а он должен чисто эмоционально воспринимать его. А уже потом, после фильма или на следующий день, когда фильм не дает ему покоя, он вспоминает о нем».
Об искусстве
«Любовь – это главная тема в искусстве. И, вообще, человек – это единственный предмет, грубо выражаясь, который подлежит рассмотрению в искусстве. Самое интересное, что может быть в искусстве – это человек, его характер, его переживания, его радости, мечтания, фантазии».
«Если вы вспомните мои военные фильмы, там никакой стрельбы, никаких атак, никакой войны почти нет. Я не снимаю про войну, я снимаю про людей на войне».
О женщинах
«Женщина – это больше, чем полжизни. Так что себе представить жизнь без женщины – это что-то такое ненормальное. Женщина в нашей жизни играет кардинальную роль… Они нас облагораживают, они нас делают более духовными, если любят».
О жизни
«Я прожил счастливую жизнь — при всех сложностях и неприятностях, которые случаются со всеми. Во-первых, я снимал все, что я хочу. Во-вторых, я очень люблю заниматься музыкой . В-третьих, я писал и пишу сценарии, и очень доволен, что получил на международном фестивале в Токио приз за лучший сценарий (по «Анкору»). Ив Монтан мне его вручал — это был такой кайф! Я ведь не заканчивал ни сценарный, ни режиссерский, ни музыкального образования нет, я чисто интуитивно освоил эти профессии».
Детство и юность
26 августа 1925 года у Ефима Тодоровского и его жены родился сын, которого назвали Петром. Семейство проживало в городе Бобринце (Кировоградская область Украины). Во время Второй мировой войны родители будущего режиссера перебрались в Сталинград, где Петр и его отец некоторое время трудились разгрузчиками угля на местной электростанции.
Видеокурс «Весенний»
Ландшафтный дизайн для занятых, красивый сад и огород без хлопот
Учебный курс для тех, кто хочет сделать свою дачу красивой и предпочитает разумно тратить время, силы и деньги.
Специальное предложение! Скидка 50%! Проведи самоизоляцию с пользой!
₽ 1200.00 ₽ 600.00
ПОДРОБНЕЕ ❯❯❯
Петр Тодоровский
После смещения линии фронта на восток семья Тодоровского вновь переехала, на этот раз в деревню Песчаный Мар (Саратовская область). В 1943 году Петр стал курсантом Саратовского военного училища, а уже год спустя в качестве командира минометного взвода отправился в Беларусь, где впоследствии участвовал в ряде боевых операций. В составе Красной армии Петр дошел до Эльбы, но после полученного во время боя ранения был отправлен за линию фронта.
Петр Тодоровский в молодости
После окончания Второй мировой Тодоровский непродолжительное время служил офицером в Костромском гарнизоне, а после демобилизации пошел трудиться на завод стеклотары, где проработал полгода. В 1949 году будущий режиссер поступил на операторский факультет московского ВГИКа. Учебное заведение Петр окончил в 1954 году, после чего на протяжении 10 лет работал на Одесской киностудии.
Награды и премии
- Два ордена Отечественной войны I степени (1945, 1985)
- Орден Отечественной войны II степени (1945)
- Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Вторая премия за работу оператора» (1960)
- Премия «Опера-прима» за лучшую первую режиссерскую работу, фильм «Верность» (МКФ в Венеции, 1965)
- Премия II-го Всесоюзного кинофестиваля за фильм «Верность» (1966)
- Народный артист РСФСР (1985)
- Премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» за фильм «Анкор, еще анкор!» (1992)
- Главный приз «Большого конкурса» на кинофестивале «Кинотавр» (1993)
- Приз за лучшую режиссуру (фильм «Какая чудная игра») на кинофестивале «Киношок» (1995)
- Лауреат премии «Золотой Овен» (1995)
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами (1995)
- Лауреат Государственной премии РФ за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, еще анкор!» и «Какая чудная игра» (1996)
- Лауреат Специального приза Президента России «За выдающийся вклад в развитие российского кино» (2000)
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени за большой личный вклад в развитие киноискусства (2000)
- Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2003)
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени за выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность (2005)
По материалам телеканала «Россия», Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, 24smi.org, ria.ru, uznayvse.ru, fb.ru, mega-stars.ru, peoples.ru, a.kras.cc, svoboda.org, nsad.ru,liveinternet.ru.
Достижения
- Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Вторая премия за работу оператора» — 1960 год.
- Лауреат Венецианского кинофестиваля в номинации «Дебют» — 1965 год.
- Заслуженный деятель искусств УССР (1967).
- Народный артист РСФСР (1985).
- Премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» — 1992 год.
- Премия «Кинотавр» в номинации «Главный приз Большого конкурса» — 1993 год.
- Премия «Киношок» в номинации «Премия за режиссуру» — 1995 год.
- Лауреат премии «Золотой Овен» — 1995 год.
- Лауреат Государственной премии России (1996, за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, ещё Анкор!» и «Какая чудная игра»)
- Лауреат Специального приза Президента России за выдающийся вклад в развитие кино (2000).
Фильмография: Режиссер
- Риорита (2008)
- На память о пережитых страхах (2007)
- В созвездии быка (2003)
- Жизнь забавами полна (2003)
- Ретро втроем (1998)
- Какая чудная игра (1995)
- Анкор, еще анкор! (1992)
- Интердевочка (1989)
- По главной улице с оркестром (1986)
- Военно-полевой роман (1983)
- Любимая женщина механика Гаврилова (1981)
- В день праздника (1978)
- Последняя жертва (1975)
- Своя земля (1972)
- Городской романс (1970)
- Фокусник (1967)
- Верность (1965)
- Никогда (1962)
Памяти Петра Тодоровского: семь лучших фильмов режиссера
Людмила Гурченко в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова»
Сегодня стало известно, что из жизни ушел легендарный отечественный режиссер, сценарист и оператор Петр Тодоровский. Он скончался на 88-м году — предположительно от сердечного приступа. Его фильмография насчитывает много прекрасных работ, сегодня мы вспомним семь лучших и самых любимых.
«Верность» (1965 год)
Десятиклассник Юра Никитин, узнав о гибели отца, становится курсантом пехотного училища. Однажды во время перерыва в занятиях он случайно попал в гости к девушке Зое, которая ему давно нравилось. Они полюбили друг друга. Но вскоре учеба Юры закончилась, и его отправили на фронт. В фильме, получшившем приз за «Лучший дебют» на Венецианском фестивале 1965 года, сыграли Владимир Четвериков, Галина Польских и Евгений Евстигнеев.
«Городской романс» (1970 год)
Сюжет этой картины с участием Марии Соломиной, Евгения Киндинова и Зиновия Гердта прост: Маша и Женя встретились в огромном городе и полюбили друг друга. Он — врач-рентгенолог, она — студентка педучилища. Их совместная жизнь укрепила любовь Маши, но Женя оказался не готов к «потере свободы». Тогда она нашла в себе силы уйти, а он начал понимать, что потерял.
Смотрите на YouTube
«Любимая женщина механика Гаврилова» (1981 год)
Эта история началась утром возле ЗАГСа, куда должен был явиться судовой механик Гаврилов (Сергей Шакуров), чтобы жениться на своей невесте Рите (Людмила Гурченко). Но он туда не явился. А влюбленная Рита прождала его весь день, страдая и надеясь.
Смотрите на YouTube
«Военно-полевой роман» (1983 год)
По сюжету во время войны молодой солдат Саша Нетужилин (его сыграл Николай Бурляев) без памяти влюбляется в санитарку Любовь Антипову (Наталья Андрейченко), которая живет с его командиром. Их пути быстро расходятся, чтобы вновь пересечься через несколько лет после войны. Теперь он женат, работает киномехаником и учится на истфаке, а она одинокая и продает пирожки на площади. Между героями завязывается тайный роман.
Картина была номинирована на «Оскар» как «Лучший иностранный фильм» в 1985 году. Годом раньше Инна Чурикова получила за роль в ней «Серебрянного медведя» на Берлинском кинофестивале.
Смотрите на YouTube
«Интердевочка» (1989 год)
Героиня Елены Яковлевой — элитная девушка по вызову, давно мечтающая вырваться на волю. Ее цель — выйти замуж за иностранца и уехать с ним заграницу. Но получив желаемое, она понимает, что самого главного — счастья — так и не нашла.
Смотрите на YouTube
«Анкор, еще анкор!» (1992 год)
Действие фильма происходит после окончания Великой Отечественной войны в маленьком гарнизоне. Командир полка, полковник Виноградов (Валентин Гафт) живет с медсестрой Любой (Ирина Розанова), не разведясь с женой Тамарой (Лариса Малеванная). Сама Люба при этом тайком назначает свидания молодому лейтенанту (Евгений Миронов) до тех пор, пока об этом не узнает полковник.
Смотрите на YouTube
«Ретро втроем» (1998 год)
Главная героиня картины — женщина, которая привыкла все решать сама. Но она не так сильна, как кажется. На самом деле она хрупкая и романтичная, и мечтает о шляпках и кружевах. При этом любую проблему она готова встретить во всеоружии. Воплотила персонажа на экране Елена Яковлева — одна из любимых актрис Тодоровского.
Смотрите на You
Родился 26.08.1925, г. Бобринец, Кировоградская обл.
Заслуженный деятель искусств УССР (1967) Лауреат Всесоюзного кинофестиваля (1960) Лауреат Венецианского кинофестиваля (1965) Лауреат Премии «Ника» (1992) Лауреат Премии «Кинотавр» (1993) Лауреат Премии «Киношок» (1995) Лауреат премии «Золотой Овен» (1995, за гуманизм творчества) Лауреат Государственной премии России (1996, за фильмы «Военно-полевой роман», «Анкор, еще Анкор!» и «Какая чудная игра») Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1996) Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000) Лауреат Специального приза Президента Росси за выдающийся вклад в развитие кино (2000) Кавалер Трех орденов Великой Отечественной войны, многочисленных медалей – за участие в ВОВ
Война, война…
Петр Ефимович родился 26 августа 1925 года на Украине, в городе Бобринец, Кировоградской области в простой семье, отец — Тодоровский Ефим Гильевич, мать — Островская Розалия Цалевна.
Молодость будущего отечественного титана кинематографии прошла в военные годы. В самый разгар войны, летом 1943 года, Петр Тодоровский — курсант Саратовского военно-пехотного училища, с 1944 года — командир взвода в составе 93-го стрелкового полка 76-й стрелковой дивизии 47-й армии Первого Белорусского фронта, дошел фронтовыми дорогами до Эльбы. Увиденное и пережитое в те годы навсегда запечатлелось в памяти молодого лейтенанта и затем не раз отражалось в собственных фильмах.
Петр Ефимович вспоминает: «Самый страшный эпизод — первая ночь. Меня бросили на передний край, в часть, которая наступала и выдохлась… Я весь такой новичок, в гимнастерочке, попал под артобстрел. Это просто жуть: все взрывалось… А я лежал, прижавшись зубами к земле — от страха меня просто колотило… Потом, когда все немного утихло, один сержант посмотрел на меня: “Пойдемте, я вам шинель найду. Я тут мимо пробегал, видел”. Я сразу не понял, что он имел в виду. Вот от этой сцены очень долго не мог освободиться, знал же: кто одевается с убитого, тот обязательно погибнет, в этом случае мне просто повезло. А ранило и потом контузило уже в той, новенькой шинели…
Когда после ранения попал в госпиталь — вот это было прекрасно. После грязи, крови, вшей, когда ты не человек, а животное, — и лежишь на белой простыне, тебя отмывают… У меня ведь было не очень тяжелое ранение — через две с половиной недели уже ходил. А тут санитарки, вечером танцы…
Самое приятное — это 8 мая 1945 года на Эльбе! Это было потрясающее ощущение — просто наступила тишина. Мы с тяжелыми боями вышли к мосту, а по ту сторону уже стояли американцы, они раньше подошли. И тут тишина, и река, и трава, и слышно, как поют птицы.… Мы валялись в траве вместе с лошадьми, сбросив вонючие портянки, и не верили, что остались живы. Потом эта тишина легла у меня в сценарий фильма «Оглушенный тишиной».
Учеба
На фронте же Петр Тодоровский влюбился в свою будущую профессию, его покорила работа военных операторов, и он загадал — останется жив, обязательно освоит эту профессию. Мечта сбылась: с 1949 года — он студент операторского факультета ВГИКа, в мастерской Б. Волчека. Учеба, после войны и пяти лет службы в армии среди лесов в затерянном гарнизоне под Костромой, давалась трудно: стипендию не получал, приходилось и дрова разгружать на станции, и подрабатывать в фотостудии.
Артист, оператор, режиссер, сценарист
Петр Тодоровский, окончив в 1954 году институт, почти 10 лет работал оператором на Одесской киностудии. Среди его операторских работ известные картины – «Молдавские напевы», «Весна на Заречной улице», «Моя дочь», «Два Федора», «Жажда» — вторая премия за работу оператора за 1960 год на Всесоюзном кинофестивале в Минске, фильм «Никогда», снятый в 1963 году, где он был уже и сорежиссером совместно с В. Дьяченко.
«Профессия режиссера это повседневный, изнурительный труд… Это круглосуточно, это целый день снимаешь, а ночью думаешь, что и как снимать», — говорит Петр Ефимович.
Все началось… с войны, путь в режиссуру был долгим. Он внимательно наблюдал за человеческими судьбами, помимо борьбы с собой и непогодой, помимо всех сражений. Не имея ни режиссерского, ни драматургического опыта, сам до всего доходя, после картины «Никогда» Петр Тодоровский становится постановщиком, сценаристом и композитором собственных лент. Встречи и дружба с Марленом Хуциевым, Булатом Окуджавой, Григорием Поженяном, Александром Володиным помогли молодому режиссеру. Он набирался знаний, опыта, творческой отваги и начал снимать то, что помнилось из его богатой событиями жизни, что было на сердце.
С темой фронтового братства, с темой войны вошел в кинематограф Петр Тодоровский. Режиссерский дебют — фильм «Верность» — память о фронтовом друге Юрии Никитине — сироте, детдомовце, светлом человеке, погибшем от снайперской пули, тихий своеобразный реквием ему и выкошенному войной поколению современников Тодоровского. Картина была отмечена премией за лучший режиссерский дебют на Венецианском кинофестивале.
Потом Петр Тодоровский снял киноленты – «Фокусник», «Городской романс», «Своя земля», «Последняя жертва», «В день праздника», в которых он был не только режиссером, но и соавтором сценария трех из них. А в 1970 году Петр Тодоровский дебютировал как актер, сыграв одну из главных ролей в фильме «Был месяц май» Марлена Хуциева.
Фильмы – факты из собственной жизни
Фильм «Военно-полевой роман», вышедший на экраны в 1983 году, вошел в номинацию лучших зарубежных фильмов, представленных Американской академией киноискусства на премию «Оскар». На ХХIХ Международном кинофестивале в Испании в 1984 году лента получила приз за лучший сценарий, который был написан самим режиссером.
О своей картине Петр Ефимович рассказывает: «Героиня фильма на фронте была королева. Она была любима, это был ее звездный час. А когда закончилась война — без мужа, без квартиры, — оказалась на дне. Бытует мнение, что «Военно-полевой роман» автобиографичен, что со мной произошла точно такая же история…
Только два эпизода, которые стали основой для размышления. Один — когда шли к полевой кухне, чтобы получить перловую кашу и кусок хлеба, мы проходили мимо землянки комбата, где звучала музыка и смеялась женщина. Видел ее только один раз, и то со спины, — как она пронеслась на лошади вместе с комбатом. А потом, уже после войны, голодным студентом зимой я шел мимо ЦУМа и увидел женщину, которая торговала пирожками. Но я не был уверен, что это она…
Не подошел к ней. Спешил в фотомагазин, прошел мимо. Потом уже думал: не пойду на занятия — найду ее, чтобы рассмотреть, расспросить. Прибежал к ЦУМу — ее уже не было».
В фильмах Петра Тодоровского много личного, толчком нередко служили факты из его собственной биографии. Однажды на улице Петр Тодоровский стал случайным свидетелем картины — невеста нервно ждала у загса опаздывающего жениха — вот и сюжет фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», построенный на этом эпизоде.
Или, к примеру, идею фильма «Какая чудная игра» режиссеру подсказал один из розыгрышей, придуманный в студенческом общежитии ВГИКа будущим известным актером Николаем Рыбниковым и его друзьями. Фильм, вышедший на экраны в 1995 году, имел небывалый успех у зрителей, был удостоен приза на Женевском Международном кинофестивале и приза на кинофестивале «Киношок-95».
«Интердевочка»
Кинолента «Интердевочка» — мало того, что фильм о проститутках, так еще Петр Тодоровский первым из советских режиссеров
осмелился показать половой акт, съемки которого проходили в «уникальных» условиях. Лену Яковлеву положили на какой-то топчан, звукооператор включил джаз, и под ритм этой музыки все работали: один парень качал кровать, осветитель мотал юпитером, оператор — камерой. А сам режиссер толкал Ленину задницу. Все в поту, а она лежит…
До съемок, как признался позже, сам Тодоровский, ему никогда не приходилось видеть живую проститутку. К фильму же готовились основательно, насмотрелись всякого.
«Потом, конечно, на «Мосфильм, — рассказывает Петр Ефимович , — мне стали приводить их целыми партиями. Помню: студентка Тимирязевского института, замечательное лицо, симпатичная. Рассказывает мне: моя подружка, мол, ходит в джинсовом костюме — а я что, хуже? И вот она себе придумывает, что это ее любимый человек, и отдает ему все. Спрашиваю: «Ну и сколько же ты зарабатываешь?» – «Бывает в неделю по семь тысяч». По тем временам сумма бешеная, я в месяц получал 300 рублей… Другая женщина — кандидат физических наук: муж от нее ушел, одна с двумя детьми. Эта не считала себя проституткой, у нее — своя легенда: «Я не хожу на панель, но у меня есть десять мужчин, — говорит, — которые по расписанию приходят ко мне домой. И как только я накоплю сто тысяч, все брошу и засяду за докторскую. А еще пришла пигалица лет пятнадцати — маленькая такая, неприятная, но в норковой шубе. Я ей: «Что же ты, миленькая, твои ровесницы гнут спину за швейными машинками…» – «Ну и дурочки, — говорит, — они боятся, а я не испугалась — зато теперь хожу в норковой шубе».
Одну из главных ролей в фильме сыграл шведский актер Томас Лаустиола. В свое время он работал в театре Бергмана, потом стал пить: из театра выгнали, от него ушла жена, долго лечился. Ну а когда начал сниматься в «Интердевочке», это уже был солидный мужчина: новая семья, жена-еврейка, двухэтажная квартира. И две свои клиники — он сам уже лечил запойных алкоголиков по теории, что только бывший пьяница, который прошел через все, может помочь освободиться от этой болезни.
Женщина – главная героиня фильмов и жизни
Кинорежиссер Петр Тодоровский слово «женщина» произносит мелодично, трогательно. Женщина — главная героиня его фильмов и жизни. Многих актрис он привел в кино из абсолютно других профессий, и ни одна из них не пожалела: «Я очень слабовольный, во-первых, я не диктатор, во-вторых, я люблю женщин снимать. У меня большинство актрис, которые снимались, обязательно получали призы. Женская натура — это такая тайна неразгаданная, это просто кладезь для режиссера: и Галя Польских в «Верности», и Гурченко в «Механике Гаврилове», и Чурикова, и Андрейченко, и Яковлева, и Ира Розанова в «Анкоре»… Знаете, меня даже кто-то назвал «дамский мастер».
Да, кинорежиссер Петр Тодоровский, именно – «дамский мастер», а не «дамский угодник». Он никогда не позволял себе влюбляться в своих актрис. «Это очень опасно. Безусловно, женщина в жизни мужчины занимает огромное место: полжизни, если не больше. Конечно, если у тебя сильные чувства, если женишься — это одно. А все эти романы… Потом женщины начинают по-другому себя вести, они становятся капризными, пытаются командовать…», — философски рассуждает мастер.
Актрисы, сыгравшие главные роли в фильмах Петра Тодоровского, — Инна Чурикова, Наталья Андрейченко – «Военно-полевой роман», Людмила Гурченко – «Любимая женщина механика Гаврилова», Елена Яковлева – «Интердевочка» — обладательницы призов за лучшее исполнение женских ролей на Международных кинофестивалях в Берлине и Мадриде, Маниле и Токио.
Уходить на покой маэстро не хочет: «Я не очень ровный режиссер. Покой — это смерть, просто смерть. Я всегда говорю: пока снимаю, я мужчина. Здоров, не болею, меня женщины любят. А когда не снимаю, я старый, больной и никому не нужный. По биографической повести Петра Тодоровского «Вспоминай, не вспоминай» телеканал «Россия» снял фильм «Курсанты», в последние годы вышли его фильмы «Жизнь забавами полна» (2002) и «Созвездие Быка» (2003).
Музыка в жизни и в творчестве
Музыка — особое место и в жизни, и в творчестве Петра Ефимовича Тодоровского. Музыка всегда была рядом, даже в самые трудные годы. Сразу же после Победы, в должности коменданта маленького городка на Эльбе, будущий светило киномотографии раздобыл где-то аккордеон, садился на крылечке и учился играть, потом появилась гитара.
Командир полка, где служил Петр Тодоровский, видя его большое увлечение музыкой, и написал письмо директору Московской консерватории с просьбой принять на композиторский факультет. Он решил, что лейтенант Тодоровский непременно должен стать композитором, не имея при этом за плечами ни музыкальной школы, ни музыкального училища, не важно… Затем эта забавная история и легла в основу фильма, одного из самых дорогих – «По главной улице с оркестром», здесь режиссер выступил еще и в роли композитора: было написано две музыкальные темы, три песни. Чуть раньше родилась песня «Городок провинциальный» на стихи Шпаликова для фильма «Военно-полевой роман», а позднее — музыка к фильмам «Интердевочка», «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем».
Музыка Петра Тодоровского звучит не только в его картинах, он – автор и композитор песен к ряду фильмов, снятых другими режиссерами: «Сильнее урагана», «Над нами Южный крест», «Рабочий поселок», «Праздник». Были выпучены музыкальные диски вместе с Сергеем Никитиным – «Ретро вдвоем» и «Ретро вдвоем-2».
А в редкие минуты досуга Петр Тодоровский берет гитару, сохранившуюся с военных времен. Его виртуозное владение гитарой и голос восхищали не одно поколение зрителей и слушателей.
Первый брак
Первая жена Петра Тодоровского – очень красивая, знаменитая актриса Надежда Чередниченко, к тому времени уже снялась
в «Первой перчатке».
«Это был такой роман с захлестом. Я только освободился после картины: лето, Одесса, Привоз, вино.… Очень как-то все бурно у нас развивалось: приехали в Москву — сразу расписались. Где-то интуитивно понимал: я какой-то оператор провинциальный, зарплата 120 рублей. И тут такая звезда: квартира на Котельнической набережной, машина “Волга”, дача где-то в Сухуми. У нее же до меня мужьями были Иван Переверзев и знаменитый авиаконструктор, Герой Соцтруда Микулин — был такой. В общем, чувствовал себя не в своей тарелке.
Как говорится, любовь без радости была, разлука будет без печали. Очень легко все произошло. И она все правильно поняла. Мы остались друзьями, когда с ней вижусь — не так давно мы в больнице встретились, очень мило общаемся», — с умилением вспоминает Петр Тодоровский.
Семья
Там же, в Одессе, Петр Тодоровский познакомился и со своей будущей женой Мирой Григорьевной. «Она танцевала тогда в студенческом ансамбле, — вспоминает Петр Ефимович, — и его руководитель взял две мои песни. Я пришел послушать, как они звучат с эстрады. Мира подошла, похвалила песни… Она мой друг, она моя женщина, моя жена, мой доктор. Она мое все». Мира Григорьевна, инженер-лейтенант морского флота по специальности, написала сценарии для научно-популярного кино по морской тематике: о водолазах, корабельных двигателях и многом другом. По ее сценариям было поставлено 13 фильмов, она создала собственную независимую студию «Мирабель», на которой были сняты и вышли на экран фильмы Петра Тодоровского «Анкор, еще анкор!», «Какая чудная игра», «Ретро втроем».
Сын — Тодоровский Валерий Петрович — 1962 года рождения, кинорежиссер, сценарист, автор картин: «Катафалк», «Любовь», «Подмосковные вечера», «Страна глухих».
Дом Тодоровских всегда открыт для гостей: все режиссеры, актеры прошли через него. Здесь были и Владимир Высоцкий, и Андрей Тарковский, близкие друзья Булат Окуджава и Зиновий Гердт. «Возраст режиссера, — считает Петр Тодоровский, — виден только на экране. Во время съемок я круглосуточно в работе. Без съемок я просто заболеваю. Только на площадке чувствую, что кому-то нужен, что живу по-настоящему».
Фильмография:
1956 Весна на Заречной улице — оператор 1956 Моя дочь — оператор 1958 Два Федора — оператор 1959 Жажда — оператор 1960 Сильнее урагана — композитор 1962 Никогда – режиссер, оператор 1965 Верность — режиссер, автор сценария 1967 Фокусник — режиссер 1970 Городской романс — режиссер, автор сценария 1970 Был месяц май — актер 1973 Своя земля — режиссер 1976 Последняя жертва — режиссер 1977 Трясина — актер 1978 В день праздника- режиссер, автор сценария 1981 Любимая женщина механика Гаврилова- режиссер 1983 Военно-полевой роман — режиссер, автор сценария, композитор 1986 По главной улице с оркестром — режиссер, автор сценария 1989 Интердевочка — режиссер 1992 Анкор, еще анкор! — режиссер, автор сценария 1995 Какая чудная игра — режиссер, автор сценария 1997 Танго втроем — режиссер 1998 Ретро втроем — режиссер, автор сценария 2001 Жизнь забавами полна — режиссер, автор сценария, композитор 2001 Праздник Петра Тодоровского — композитор 2003 В созвездии Быка — режиссер
Раздел Кинорежиссёры
Награды и звания[ | ]
Президент России Владимир Путин вручает Петру Тодоровскому орден «За заслуги перед Отечеством», 2000 год
- Почётное звание «Заслуженный деятель искусств УССР» (1967 год)
- Почётное звание «Народный артист РСФСР» (23 августа 1985 года) — за заслуги в развитии советского киноискусства
[15] - Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (27 мая 1996 года) — за воплощение гуманистических идеалов в художественных фильмах последних лет
[16] - Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (31 декабря 2005 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного кинематографа и многолетнюю творческую деятельность
[17] - Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (26 августа 2000 года) — за большой личный вклад в развитие киноискусства
[18] - Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (11 августа 1995 года) — за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
[19] - Орден Трудового Красного Знамени
- Орден «Знак Почёта» (24 ноября 1960 года) — отмечая выдающиеся заслуги в развитии советской литературы и искусства и в связи с декадой украинской литературы и искусства в гор. Москве
[20] - Орден Отечественной войны I степени (7 мая 1945 года) — за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество
[21] - Орден Отечественной войны I степени (21 февраля 1987 года) — за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 40-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
[22] - Орден Отечественной войны II степени (20 марта 1945 года) — за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество
[23] - Медаль «За взятие Берлина» (1945)
- Медаль «За освобождение Варшавы» (1945)
- Благодарность Президента Российской Федерации (11 июля 1996 года) — за активное участие в организации и проведении выборной кампании Президента Российской Федерации в 1996 году
[24] - Специальный приз Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино» (12 июня 2000 года)[25].
Джаз и предложение
Мира никакой актрисой и тем более звездой не была. Она училась в Институте морского флота, танцевала в молодёжном джазовом ансамбле, наслаждалась каждым днем молодости. От нее, веселой и яркой, исходило какое-то сияние радости и уверенности. У Миры был уже один неудачный брак с однокурсником, она быстро развелась и вовсе не горевала: теперь за ней ухаживал друг Тодоровского Шура Красотов.
Однажды джазовый ансамбль, в котором танцевала Мира, репетировал сложный танец под музыку Тодоровского. Петр был разносторонне одарен и без специального образования умел все: писать музыку, петь, писать тексты, снимать кино, придумывать кино. Его песни поют и сейчас: «Рио-риту» из «Военно-полевого романа» на стихи Шпаликова, и «Все, что ты можешь, другу отдай» из фильма «Своя земля».
А тогда он пришел посмотреть на репетиции и увидел, как его друг Шура помогает надеть танцевальные туфли невероятно милой девушке.
Девушка Петру понравилась. Еще больше ему понравилось, когда девушка подошла к нему и похвалила его музыку. В ответ он позвал ее на свидание.
Они встретились назавтра, а потом снова, потом снова. Через несколько дней после знакомства, Тодоровский предложил Мире поехать в ним в Ленинград — у нее как раз начались каникулы, а потом добавил, что там, в Ленинграде, они могли бы пожениться. Петр предложил не волноваться о будущем: у него есть отличный сценарий, называется «Верность». Он снимет фильм, они разбогатеют.
Ей почему-то сразу было ясно, что нет, не разбогатеют. А замуж она сразу же согласилась.
Это было «нелепо, смешно, безрассудно, безумно, волшебно». Но им двоим все было уже ясно: они должны быть вметсе.
Призы на кинофестивалях[ | ]
- Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Вторая премия за работу оператора» (1960)
- Приз за лучший дебют на 26 Венецианском кинофестивале (фильм «Верность») (1965)
- премия «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм» («Анкор, ещё анкор!») (1992)
- Главный приз «Большого конкурса» кинофестиваля «Кинотавр» (1993)
- Приз за лучшую режиссуру («Какая чудная игра») кинофестиваля «Киношок» (1995)
- Премия «Золотой овен» («Какая чудная игра») (1995)
- Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2003)