Гершвин Джордж — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Джордж Гершвин: биография, интересные факты, творчество Биография гершвина краткое содержание


Обретение музыки

Мальчик с детства был очарован музыкой. Даже катаясь на коньках, он мог замереть на месте, услышав красивую мелодию. Более всего его манил джаз, но и классика ему тоже нравилась. Однажды в школе выступал Макс Розенцвейг: он играл на скрипке «Юмореску» А. Дворжака. Музыка покорила будущего композитора. Он долго ждал скрипача после концерта, а не дождавшись, отправился к нему домой. Позже они подружились, и именно Макс открыл Джорджу мир музыки. У Розенцвейга в доме он слушал музыку и учился на слух играть на фортепиано.

Родители очень обрадовались, узнав, что у сына появился сильный интерес в жизни и явные способности. Они записали его в музыкальную школу, но систематические занятия, сольфеджио и гаммы категорически не нравились Джорджу. Он так и не получил музыкального образования. Но все же в мире появился новый самобытный музыкант – Гершвин Джордж, биография которого теперь уже была неразрывно связана с творчеством. Только Чарльзу Хамбицеру удалось найти общий язык с юношей. Он давал ему уроки игры на пианино, порекомендовал специалистов по гармонии и оркестровке.

Детство

Джордж появился на свет 26 сентября 1898 года. Это произошло в Америке, в Нью-Йоркском районе Бруклине. Имя, которое он получил при рождении, – Яков.

Его родители имели еврейское происхождение, и ещё задолго до появления детей эмигрировали в Америку. Папу Джорджа звали Мойше Гершовиц, переехав в США ему пришлось поменять имя на Моррис Гершвин, он эмигрировал из Санкт-Петербурга в 1890 году. Работал Моррис сапожником на фабрике по производству женской обуви. Мама Джорджа, Роза Брускина (дочь скорняка), переехала в Америку из Одессы чуть раньше своего будущего мужа.

Всего в семье Гершвинов родилось четверо детей, Джордж был вторым. Жили они небогато, в небольшой квартирке в деревянном доме. По сравнению с другими детьми, Джордж был совершенно несносный и капризный. Когда начал обучение в школе, то к знаниям особо не тянулся, чем сильно расстраивал мать, которая мечтала видеть своих детей учителями.

Зато во дворе он лучше всех мальчишек катался на коньках, даже получил звание чемпиона улицы. Но друзья часто замечали такие моменты, когда Джордж как будто переставал замечать всё, что происходит вокруг, уходил в себя. Причиною этому была музыка. Он мог услышать красивую мелодию и замереть прямо посреди катка.

В 8-летнем возрасте Джорджа глубоко впечатлил во время школьного концерта игравший «Юмореску» Марк Розенцвейг, который в будущем стал известным в Америке скрипачом. Маленький Гершвин полтора часа ждал музыканта под проливным дождём, а когда узнал, что тот давно ушёл через другой ход, побежал к Розенцвейгу домой.

Джордж подружился с Марком, стал бывать у него дома, где больше всего его привлекло фортепиано. Именно Марк открыл для Джорджа таинственный мир музыки; бывая у него в гостях, мальчик слушал много произведений, больше всего ему нравились классика и джаз. Гершвин сам обучался игре на музыкальном инструменте, подбирая по слуху популярные мелодии.

К тому времени старший брат Джорджа Айра уже учился в музыкальной школе. Но каково было удивление родителей, когда они обнаружили, насколько младший сын преуспел в самостоятельном овладении фортепиано, что оставил позади старшего. Тогда они поняли, что отдавать в музыкальную школу надо и Джорджа.

Ступени музыкальной карьеры

К 17 годам Гершвин овладел основами музыкальной грамотности, научился прилично играть на фортепиано и начал сочинять собственные произведения. Он довольно усердно изучал классические произведения, но его привлекала популярная музыка.

С 1915 года он начинает зарабатывать творчеством: играет в ресторанах, аккомпанирует и понемногу пишет свою музыку, преимущественно это небольшие композиции и песни.

Позже он становится автором музыки для мюзиклов, в этом он достигает настоящих высот. Рассвет его творчества совпал с ростом популярности джаза, и влияние Гершвина на это направление было очень велико. Он создает большое количество композиций, которые требуют от исполнителя умения импровизировать.

творчество джорджа гершвина

Новым творческим этапом стало сотрудничество с братом, работавшим под псевдонимом Артур Френсис, и писавшего либретто. За 10 лет этот творческий союз выдал более 20 мюзиклов для Бродвея и Голливуда.

Начало творческого пути

Но с музыкальными школами у юного Гершвина дружба не ладилась. Все эти гаммы и сольфеджио, нудные систематические занятия ему совсем не нравились. Джордж сменил несколько школ, сначала его педагогами были престарелые дамочки, следующий учитель имел свою собственную систему обучения, при которой совсем не уделял внимания технике игре на фортепиано, а ученика воспитывал на оперных попурри. Ни одну из музыкальных школ Гершвин так и не окончил.

Тогда в 1914 году родители записали сына в коммерческую школу, но коммерсанта из него тоже не получилось. Судьбою юноше был уготован совершенно иной путь.

В 1915 году произошло значимое для Джорджа знакомство с музыкантом Чарльзом Хамбицером. На удивление Чарльз быстро нашёл общий язык с юным Гершвином. Он давал ему уроки игры на фортепиано, а также порекомендовал хороших педагогов по гармони и оркестровке.

В семнадцатилетнем возрасте Джордж уже в совершенстве владел музыкальной грамотностью, очень хорошо играл на фортепиано и сочинял свою музыку. Он с усердием изучал классику, но больше всё-таки его увлекала популярная музыка. В таком юном возрасте он уже был представлен в музыкальном издательстве Джерома Ремика, где получил работу пианиста-популяризатора и зарплату 15 долларов еженедельно.

Гершвин аккомпанировал, подрабатывал в ресторанах и писал музыку. Уже в 1916 году вышло в свет одно из его первых музыкальных произведений «Когда вы захотите». Особенно популярной эта композиция не стала, но обратила внимание на молодого талантливого композитора многих продюсеров и режиссёров с Бродвея.

Песня Джорджа заинтересовала одну из модных в то время певиц ─ Софи Такер. Она её исполнила, причём довольно успешно, и постепенно к Гершвину в музыкальных кругах Бродвея начала приходить популярность. Его имя стало мелькать в газетах и журналах, а музыку Гершвина включил в своё ревью Зигмунд Ромберг. Вскоре многие бродвейские мюзиклы ставились на сочинениях Джорджа, а один известный в Америке композитор сказал о нём: «Молодой человек имеет искру гениальности. Когда-нибудь Америка будет им гордиться».

Огни Бродвея

В 1918 году Гершвин становится профессиональным композитором. У него больше нет нужды давать уроки и подрабатывать в оркестрах. Теперь он пишет музыку для бродвейских мюзиклов. Он писал по 10 мюзиклов в год, и некоторые мелодии приобретали популярность, например, Swanee.

В 1922 году на Бродвее появляется настоящий хит: опера Blue Monday, которую создал Гершвин Джордж. Биография музыканта делает скачок – его приглашают работать в джазовый оркестр Пола Уайтмена. Именно в этом сотрудничестве расцветает Джордж Гершвин, рапсодия его — Rhapsody in Blue становится знаменитым произведением этого периода.

В 1924 году творчество Джорджа Гершвина достигает зрелости. Он пишет мюзикл Lady, Be Good, который завоевывает настоящую славу. Композиция The Man I love считается лучшей любовной балладой XX века.

Музыка Джорджа Гершвина вобрала в себя темы симфонической классики, современной негритянской музыки, фольклорные мотивы. Стиль композитора отличает оригинальная мелодика, резкие ритмы, экспрессия.

Всего Гершвин написал более 30 мюзиклов, самыми известными из которых являются: Oh, Kay! (1926), «Funny Face» (1927), Strike Up The Band (1927/30), Of Thee I Sing (1931). Очень популярным было шоу Of Thee I Sing (1931), за это сочинение Гершвин и коллеги получили Пулитцеровскую премию. Это был первый в истории случай присуждения премии музыкальной постановке.

Личная жизнь

В юности Джордж Гершвин увлекался боксом, коньками и игрой в мяч, а в зрелые годы – живописью и литературой. Портрет будет неполным, если не упомянуть остроумие композитора. Так, когда один из заказчиков, возмущенный срывом сроков, пообещал через сутки задушить музыканта в случае отсутствия обещанной партитуры и подчеркнул, что всегда держит обещания, Гершвин парировал, что если бы работал только руками, то тоже бы не нарушал дедлайн.

Джордж Гершвин и Кей Свифт

Хотя Гершвин не вступал в брак и не оставил потомства, личную жизнь великого композитора, предстающего на фото интересным мужчиной, нельзя назвать бедной на события. Первой любовью молодого музыканта стала Александра Бледных – ученица Джорджа.

10 лет длился не оформленный официально союз Гершвина с дамой-композитором Кей Свифт, которая ради автора «Рапсодии в стиле блюз», оставила мужа-финансиста. После смерти Джорджа женщина помогала брату покойного – Айре – в работе над преобразованием наследия композитора в музыку для фильма «Ужасная мисс Пилгрим».

Джордж Гершвин и Полетт Годдар

В 30-х годах Гершвин безответно влюбился в жену Чарли Чаплина, актрису Полетт Годдар, которой трижды объяснялся в любви. Через 20 лет после кончины композитора артистка вышла замуж за писателя Эриха Марию Ремарка.

Интересный факт: возлюбленные Джорджа, в отличие от знаменитости, прожили долго: Полетт – почти 80 лет, а Кей – 95. Брата и соавтора композитора Айру Гершвина также можно отнести к числу долгожителей: поэт скончался в 86 лет.

Опера «Порги и Бесс»: вершина творчества

Самым известным и значительным сочинением Гершвина является опера «Порги и Бесс». Знаменитое произведение было написано в 1935 году по пьесе Д. Хэйворда о негритянских Ромео и Джульетте. Текст очень впечатлил музыканта, и он решил, с согласия автора, положить его на музыку. Идея появилась еще в 1926 году, но непосредственно к работе Джордж приступает в 1933. Он общается с писателем, посещает место действия, слушает много фольклорной музыки. Композитор трудился над оперой 20 месяцев, работа шла напряженно, Гершвин даже уехал из Нью-Йорка и почти год жил в маленьком рыбацком поселке в Южной Каролине.

Труды стоили того: Гершвину удалось сочинить настоящий шедевр. Произведение показало миру Гершвина-новатора. Он оригинально сплетает фольклорные мотивы с джазовыми импровизациями и симфоническими мелодиями. Премьера состоялась в 1935 году и имела сногсшибательный успех, но истинная слава к произведению пришла уже после смерти автора. Опера пережила сотни постановок и вошла в золотой фонд мировой музыки.

Смерть

Великолепный творческий союз братьев Гершвинов, популярность, слава, деньги – всё оборвалось в один миг трагически и неожиданно.

Джордж настолько усиленно работал над «Порги и Бесс», что подвергся колоссальному нервному перенапряжению, его силы были истощены. Дошло до того, что он не мог ни кушать, ни спать. Врачи в один голос утверждали, что композитору необходимо поменять климат и временно оставить музыку. Первый совет Гершвин воспринял с удовольствием, но вот остаться без музыки он не мог ни на один миг.

Внешний вид Джорджа практически не изменился, но внутренне он был крайне раздражён и чувствовал себя невероятно уставшим. В начале 1937 года медики обнаружили у Гершвина симптомы онкологического заболевания, у него была опухоль головного мозга. Назначили лечение, затем в клинике «Седарс Синай» ему удалили опухоль, но композитору уже ничего не могло помочь, он умер 11 июля 1937 года, не приходя в сознание после операции. Джордж совсем немного не дожил до 39 лет, самый расцвет сил и множество творческих планов были впереди у музыканта.

При жизни Джордж был настоящим Казановой, очень много на его счету любовных романов с самыми красивыми женщинами того времени. Одной из сильнейших его влюблённостей стал ученица Гершвина Александра Белых. Но семья у него так и не появилась, жены и детей не было. Всё наследие, которое досталось потомкам от композитора Джорджа Гершвина, – это его бесценная музыка.

Джордж Гершвин биография и творчество американского композитора изложены в этой статье.

Личная жизнь гения

Воплощением представлений о богемном образе жизни стал Гершвин Джордж, биография которого полна встреч с женщинами и свободы. Он был настоящим Казановой. Его романы с самыми красивыми женщинами невозможно перечесть.

Разгульная жизнь и тяжелая работа над оперой надломили здоровье композитора. Он умер от опухоли головного мозга в 1937 году на 39 году жизни.

Наследие Гершвина нельзя переоценить, он стал классиком XX века, его музыка продолжает звучать, выходят пластинки. Величайшие исполнители считают за честь исполнить сочинения композитора.

Джордж Гершвин — интересные факты

Джордж Гершвин – известный джазовый американский пианист еврейского происхождения. Музыкант стал одним из первых, кто смог объединить в своих работах классику и современную, популярную музыку. Представляем интересные факты о Гершвине.

  1. Имя при рождении – Яков. Родился в 1898 году.
  2. Родители были эмигрантами, приехавшими из Одессы.
  3. Фамилия отца – Гершовиц. Но позже он сменил имя и фамилию и стал носить фамилию Гершвин.
  4. В семье было 4 детей. Жили они в скромных условиях.
  5. Будучи 12-летним подростком, Гершвин знакомится со скрипачом Максом Розеном и решает заняться музыкой.
  6. Джордж часто посещал джазовые концерты.
  7. В их семье музыкой занимался его старший брат Айра.
  8. Пианино, на котором начал обучаться игре юный Гершвин, принадлежало его брату.
  9. Однако, Гершвин не имел специализированного музыкального образования и его это смущало.
  10. С 16 лет сочинял музыку, любил импровизировать. Работал музыкантом в музыкальном магазине (привлекал посетилетей игрой на пианино). Также играл в ресторанах.
  11. Помимо игры на фортепиано, обучался также гармонии и оркестровке.
  12. Подрабатывал в нотном издательстве. Его работы использовались для мюзиклов, которые ставились на Бродвее. В общей сложности он написал музыку к 40 спектаклям и постановкам и получал хорошие рецензии и положительные реакции критиков.
  13. Первое его выступление состоялось, когда юному музыканту было всего 18 лет. Его сразу заметили. На его музыку и выступления выходили положительные отзывы, привлекая все больше внимание к его персоне.
  14. В связи с затруднительным финансовым положением, он подрабатывал частным репетитором.
  15. Был знаком с Иосифом Шиллингером. Данный композитор, а также педагог, славился своим математическим подходом к музыке.
  16. Его мюзикл «Ла Ла Люсиль» построен полностью на импровизации исполнителя.
  17. Несколько лет ездил по Европе. Там его деятельность была высоко оценена.
  18. Был удостоен Пулитцеровской премии за свои работы.
  19. Занимался творчеством совместно со своим братом. Они писали музыку к фильмам и театральным постановкам.
  20. Сам брат Гершвина взял себе творческий псевдоним, так как считал, что Гершвин должен быть только один.
  21. Гершвин испытывал особое пристрастие к живописи и литературе. Сам немного рисовал.
  22. Страдал от нервных срывов. Также у композитора были проблемы с пищеварением и желудком, поэтому на протяжении всей жизни он соблюдал строгую диету.
  23. Во время одного из выступлений потерял сознание. Ему поставили диагноз – нервное истощение.
  24. Примерно в это же время выяснилось, что пианист серьезно болен. Но он, вопреки рекомендациям врачей, продолжал заниматься творчеством и много работал.
  25. В последние годы своей жизни работал в Голливуде.
  26. В 1937 получает звание почетного члена Академии в Италии.
  27. Умер от опухоли головного мозга в 1937 году. Наследство досталось его матери.
  28. Был номинирован на кинопремию «Оскар» в категории «Лучшая песня» за фильм «Давайте потанцуем» в 1938 году.
  29. Большинство его спектаклей выполнено в жанре мюзикл.
  30. Среди его работ есть музыкальные спектакли, оперы и инструментальные произведения.
  31. В Москве имя Гершвина носит детская музыкальная школа.
  32. Одними из самых известных его произведений являются: «Порги и Бесс» и «Рапсодия в блюзовых тонах».
  33. Опера «Порги и Бесс» создавалась в течение двух лет. «Порги и Бесс» стала одной из самых популярных в мире по количеству постановок.
  34. «Рапсодия в блюзовых тонах» была положительно оценена такими именитыми личностями, как Стравинский и Рахманинов – они посещали премьеру.
  35. Гершвин стал создателем нового стиля, который носил название симфонический джаз. Такой результат у него появился в результате экспериментов со стилями при написании произведений для коллектива Пола Уайтмана.
  36. Некоторые его произведения использовались в таких фильмах, как: «Великий Гэтсби», «Улыбка Мона Лизы», «Авиатор», «Двухсотлетний человек».
  37. Журналистское расследование, сделанное в 2000-х годах, установило, что Гершвин был одним из самых богатых композиторов.
  38. В его честь был выпущен фильм в 1945 году, который называется «Рапсодия в блюзовых тонах».
  39. В 1985 году двух братьев наградили Золотой медалью Конгресса.

Корни — это немаловажно

Джордж Гершвин имел происхождение, вполне обычное для американцев того времени — родители переселенцы, искавшие лучшей жизни вдали от родины. Мать Джорджа Роза Брускина до переезда на обетованные берега Американского континента жила в Одессе, отец Мойше Гершовиц — в Санкт-Петербурге. Перебравшись в Америку во второй половине 19 столетия, родители будущего композитора жили в Нью-Йорке в Бруклине — пригороде, а затем и части Большого Яблока. Там же родился и Яков Гершовиц — так с рождения звали мальчика, он был вторым из четырех детей в семье еврейских эмигрантов из царской России.

Джордж Гершвин, краткая биография которого могла бы свестись к нескольким стандартным фразам, должен был стать обычным учителем в самой обычной школе, как мечтала мать. Но мальчик с самого детства увлекся чарующим миром музыки и ему посвятил всю свою жизнь.

Учеба и творчество

Самостоятельное занятие музыкой — это, пожалуй, все же основа творчества будущего великого музыканта. Хотя, Гершвин занимался не в одной музыкальной школе, его преподаватели старались вложить в непоседливого мальчишку хоть каплю своих знаний. К 16 годам родители поняли, что систематические занятия музыкой не для Джорджа, толку с них нет, и отдали сына в школу коммерции. Да, музыкант, исполнитель, композитор Джордж Гершвин в своей биографии имел и краткий этап обучения коммерции. Но, к счастью всех ценителей творчества Гершвина, путь этот не задался и обучение он так и не закончил.

Зато в 1915 году произошло знаковое знакомство будущего всемирно известного музыканта с Чарльзом Хамбицером — учителем и музыкантом, который помог юному Джорджу найти себя в мире музыки, преподавая игру на фортепиано. Именно по рекомендации своего нового учителя Джордж начал брать уроки гармонии и оркестровки у профессиональных музыкантов-исполнителей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]