Рудольф Нуриев: биография и интересные факты из жизни


Биография Рудольфа Нуриева

Рудольф Хаметович Нуриев – блистательный артист балета, внесший неоценимый вклад в мировую культуру. Его виртуозные выступления – темперамент, особая пластика, эротизм, экспрессия, динамика, неистовый прыжок – сводили с ума поклонников и становились знаковыми событиями в истории искусства.

На фото: Рудольф Нуриев
На фото: Рудольф Нуриев

Воспитанник ленинградского балета был «невозвращенцем», «изменником родины», обладателем сложного характера, мультимиллионером, владельцем шикарных квартир, островов, предметов старины, объектом любви тысяч женщин, предпочитавшим в постели мужчин.

В 1964 в Венской опере после «Лебединого озера» его вызывали на сцену на бис 89 раз. Рекорд по сей день не побит.

Войти на сайт

Друзья, для тех, кто еще не знаком с историей жизни Рудольфа Нуриева, эта информация будет весьма интересна. Биография Рудольфа Нуриева вызывает много споров и разных мнений, но никого не оставляет равнодушным.

Досье: Рудольф Хаметович Нуриев (Нуреев). Дата рождения: 17 марта 1938. Дата смерти: 6 января 1993 (54 года). Род деятельности: советский, английский и французский артист балета и балетмейстер.

В 1983-1989 годах Рудольф Нуриев являлся художественным руководителем балета Парижской Гранд Опера. В 1991 году в Вене дебютировал как дирижер.

Гражданство: СССР, Австрия. Награды: (Франция) Командор ордена Искусств и литературы, Кавалер Ордена Почетного легиона. Рост 1,73 м

Биография Рудольфа Нуриева – путь к успеху

Детство и юность

Необычный и непохожий на других, Рудольф Нуриев появился на свет также необычно — он родился в поезде, где-то под Иркутском. Из четверых детей он был единственным сыном.

Семья его была татарского происхождения, из советской Башкирской Республики. Его отец был военнослужащим. Вскоре после рождения Рудольфа он получил назначение в Москву.

Семья Нуриевых

В 1941 году началась война. Рудик с матерью и сестрами из Москвы перебрались в Уфу. Они жили в деревянном доме вместе с другими семьями.

Жизненные условия были отвратительными, туалет на улице. Все жили в крайней бедности, но семья Нуриевых была беднее всех.

История шрама: в раннем детстве Рудика укусила оголодавшая собака. Это случилось в тот момент, когда он поднес ко рту кусочек хлеба.

Когда Рудольф поступил в школу, над ним все издевались потому, что он носил пальто сестры и у него не было обуви.

(Забегая вперед, здесь следует отметить, что Рудольф Нуриев впоследствии будет одним из самых богатых людей в мире: огромная квартира в Париже, огромная квартира в Нью-Йорке, личный остров, уникальные коллекции фарфора, скульптур и картин).

Накануне Нового 1945 года, матери Рудольфа удалось по одному билету провести всех детей на балет «Журавлиная песнь», который проходил в театре Уфы. Это событие изменило судьбу Рудика.

С этого момента Нуриев решил стать танцовщиком. Он стал посещать школьный кружок народных танцев. Затем он занимался в Доме культуры у петербургской балерины Анны Удальцовой, находившейся в ссылке. Убедившись в способностях мальчика, ему подали мысль продолжить занятия в престижной Ленинградской балетной школе.

В пятнадцать лет Нуриев дебютировал в кордебалете на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета, в 1954 году был принят в труппу театра.

Дальнейшая учеба в Ленинграде казалась невозможной, тем более, что отец запретил сыну ходить на занятия танцев под предлогом, что это препятствует школьным занятиям. Но Рудольф был упрям!

В 1955 году, несмотря на большое отставание по возрасту, он был принят в Ленинградское хореографическое училище. Учился в классе Александра Пушкина — артиста балета и выдающегося педагога.

С другими учениками у Рудольфа отношения не сложились. Его дразнили, обзывали деревенщиной. Рудольф не смог ужиться в интернате и ему пришлось поселиться у своего педагога.

Нуриев и Дудинская

После окончания училища в 1958 году, благодаря приме — балерине Наталии Дудинской, он остался в Ленинграде и был принят в театр оперы и балета имени С. М. Кирова (с 1992 года – Мариинский театр).

«Лауренсия». Рудольф Нуриев и Наталия Дудинская

Дебютировал на сцене как партнёр Дудинской в балете «Лауренсия», исполнив партию Фрондосо. Это был ошеломляющий успех! Ей было 49 лет, а Нуриеву – 19!

«Невозвращенец»

16 июня 1961 года, находясь на гастролях в Париже, по решению КГБ «за нарушение режима нахождения за границей», Нуриев был снят с дальнейших гастролей труппы Кировского театра в Лондоне. Но он отказался вернуться в СССР и попросил политического убежища.

Рудольф Нуриев стал «невозвращенцем» — первым среди артистов. В связи с этим был осуждён в СССР за измену родине и приговорён заочно к 7 годам заключения.

В Париже Нуриев сразу же был принят в гастрольную труппу Балета Маркиса де Куэваса. Но Франция отказалась дать ему статус политического беженца и Нуриев отправился в Данию, где танцевал в Королевском балете Копенгагена, затем переехал в Лондон.

Эрик Брун и Рудольф Нуриев

В 1962 году Нуриев познакомился со знаменитым датским танцовщиком Эриком Бруном, оказавшим большое влияние на становление хореографии и стиля танцовщика. Брун — огромного роста датчанин неземной красоты, всемирно известный танцор, считавшийся одним из самых выдающихся танцовщиков XX века.

Эрик Брун

Трудно сказать, кто был первым мужчиной — любовником Нуриева, но то, что его первой и величайшей любовью всей жизни стал Эрик Брун- несомненно. Причем Нуриев сначала влюбился в его танец, а потом в него самого.

Эрик был идеалом для Нуриева. Он был на 10 лет старше его, высок и красив, как бог. Он от рождения обладал теми качествами, которых Нуриев начисто был лишен: спокойствия, сдержанности, такта. А главное — он умел то, чего не умел Нуриев. Рудольф был полной противоположностью Эрика. Не секрет, что у Нуриева был несносный характер, он мог быть достаточно груб и резок.

Рудольф и Эрик

Их бурный любовный роман, длившийся четверть века, окончательно рухнул, когда Рудольф узнал, что в Торонто (где Эрик тогда руководил Национальным балетом Канады) у Эрика завязался роман с одной из его учениц, которая в итоге родила от него дочь.

Но хотя с любовными отношениями между ними все было покончено, духовная связь длилась до конца жизни, пережив все измены, конфликты, разлуки.

«Мой датский друг Эрик Брун помог мне больше, чем я могу выразить, — сказал Нуриев в одном интервью. — Он мне нужен больше всех».

В 1986 году Брун умер от рака легких. Он очень много курил! Рудольф тяжело переживал смерть Эрика и никогда и не смог оправиться от этого удара.

Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев

В 1962 году Нуриев подписал контракт с Лондонским королевским балетом, что было фактом беспрецедентным: туда не брали людей без британского подданства. Но для Нуриева было сделано исключение, и он стал партнером блистательной английской балерины Марго Фонтейн.

Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев

В Англии Фонтейн была единственной и самой яркой «звездой» (супруга панамского юриста и дипломата Тито де Ариаса). Когда она познакомилась с Нуриевым, ей было 42 года (ему — 24) и она собиралась оставить сцену. Именно Нуриев вдохнул в ее танец, невероятную чувственность. Они считались самым гармоничным балетным дуэтом своего времени.

Конечно, это был платонический и, в первую очередь, творческий союз, но когда сегодня смотришь записи их танцев, невольно приходишь к мысли, что их связывало очень глубокое чувство.

На протяжении почти 10 лет, вплоть до ухода Фонтейн со сцены, Рудольф продолжал оставаться ее постоянным партнером.

Через пять лет после смерти Эрика Рудольф простился и с дамой своего сердца Марго Фонтейн. Она умерла 21 февраля 1991 года, спустя двадцать девять лет с того дня, как она и Рудольф впервые танцевали в «Жизели». Он был ее партнером в спектаклях почти 700 раз! Согласно её желанию, Марго была похоронена в одной могиле с мужем, которого пережила на два года.

Рудольф Нуриев и его мужчины

Рудольф Нуриев был гомосексуалом, однако в юности имел и гетеросексуальные отношения.

Рудольф Нуриев встречался со многими партнерами, среди которых называют (помните, что «свечку» никто здесь не держал) Фредди Меркьюри, Мига Джаггера, Элтона Джона и Жана Марэ, но любил Нуриев одного – Эрика Бруна. Для Нуриева он был больше, чем любимый человек. После смерти Бруна у Нуриева больше не было сильных чувств к кому-либо.

Многие осудят Нуриева. Но это его личная жизнь. Как говорил Томас Нойрвит (Кончита): «Важен только исключительно человек, у каждого должно быть право жить так, как он считает нужным, если это никому не причиняет вреда».

Свидание с матерью

В 1987 году он смог получить разрешение на въезд в СССР, чтобы проститься с умирающей матерью — виза была дана на 48 часов, причём артисту не дали возможность контакта со всеми, кого он знал в молодости.

Причина смерти Рудольфа Нуриева

В 1983 году в крови танцовщика был обнаружен ВИЧ. Диагностика показала наличие вируса в крови уже несколько лет. Тогда о болезни было известно крайне мало: танцор начал лечение не сразу и принимал экспериментальные лекарства. Болезнь прогрессировала. Нуриев скончался от осложнений СПИДа 6 января 1993 года недалеко от Парижа.

Могила Рудольфа Нуриева

Согласно его желанию, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Его могила накрыта цветным мозаичным восточным ковром.

Могила Рудольфа Нуриева

Цитаты Рудольфа Нуриева

  • «Я хочу иметь возможность работать повсюду — в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Токио и, разумеется, в самом, на мой вкус, прекрасном из театров — сине-серебряном Кировском в Ленинграде. Мне двадцать четыре года. Я не желаю, чтобы кто-то решал за меня мое будущее, определял, в каком направлении мне «следует» развиваться. Я попробую дойти до этого самостоятельно. Вот что я понимаю под словом «свобода».
  • «Я танцую для собственного удовольствия. Если вы пытаетесь доставить удовольствие всем — это не оригинально».
  • «На каждом па должен лежать отпечаток собственной крови».

Секрет успеха

Драматические обстоятельства его приезда на запад продвинули Нуриева на первое место, но продержался он благодаря сильнейшей личности.

Неутомимо выступая, каждый вечер, месяцами, годами, во всем мире, в широчайшем репертуаре, он растрогал больше публики, чем какой-либо другой танцовщик. В 1975 году число выступлений достигло трёхсот! Он полностью изменил пассивную роль танцора в классическом балете.

Однажды в интервью Рудольфа Нуриева спросили, в чем секрет успеха его работы за границей. Он ответил: «Я мало спал и много работал». И это определило всю его жизнь. ИсточникЪ публикации

Детство и юность

Родители будущего гения танца происходили из бедных крестьян. В крови Рудольфа есть татарские и башкирские корни. Мама, Фарида, была родом из Казанской губернии, отец, Хамет, – из Уфимской. Он сумел окончить медресе (мусульманскую церковную школу), вступил в партию, стал политруком и по роду деятельности часто переезжал из одной воинской части в другую.

Рудольф Нуриев в детстве с матерью

В 1938 Хамет служил в Маньчжурии и вызвал беременную супругу с тремя дочерьми к себе. Долгожданный сын появился на свет 17 марта, в пути до нового места жительства, когда поезд проезжал мимо озера Байкал. Через полтора года, в связи с новым назначением главы семейства, Нуреевы (фамилия танцора первоначально писалась именно через Е) перебрались в Москву.

С началом войны отец ушел на фронт, а дети с матерью оказались в эвакуации в пригороде Уфы. Тогда Рудику пришлось узнать, что такое голод, холод и нищета. Они ютились вместе с двумя другими семьями в двенадцатиметровой комнатке.

Рудольф рос серьезным, чувствительным ребенком, любил слушать с сестрами по радио музыку, сидеть на пригорке возле железной дороги и смотреть на стремительно проносящиеся поезда. Летом, чтобы помочь матери, он продавал свежую холодную питьевую воду из бидончика, да старые газеты.

Маленький Рудольф со старшими сестрами

В 5 лет в жизни мальчика произошло знаковое событие, предопределившее его судьбу. Мама сводила его с сестрами в Уфимский оперный театр на балет «Журавлиная песнь». Увиденное стало для ребенка настоящим потрясением. Он пришел в восторг от атмосферы праздника, красивых хрустальных люстр, сверкавших при свете ламп, золотистого занавеса, представших в ярких нарядах артистов. С этого момента у него появилась мечта – танцевать.

Рудольф начал посещать занятия в детском фольклорном ансамбле, с удовольствием осваивать азы хореографического искусства, участвовать в концертах в госпиталях, близлежащих селах, на предприятиях. Все соседи и знакомые наперебой его хвалили и уверяли Фариду в таланте сына. Но вернувшийся с фронта отец считал увлечение танцем недостойным мужчины и хотел, чтобы сын стал инженером или врачом. Посмеивались над Рудиком и одноклассники, особенно когда он приходил на занятия в вещах старших сестер. Но вопреки воле отца и издевкам сверстников он продолжал заниматься балетом.

Когда мальчику исполнилось 11 лет, его педагогом стала бывшая участница знаменитой труппы Дягилева, Анна Удальцова, обратившая внимание на способности и поразительную целеустремленность молчаливого бедно одетого парнишки. Он не только усиленно занимался танцами, но и много читал (Хемингуэя, Драйзера, Золя), усердно учил французский язык, играл на фортепиано. В 15 лет он уже с успехом выступал на сцене уфимской оперы, а в 17 – отправился в город на Неве, чтобы поступить в хореографическое училище и развивать свой талант. Его приняли, несмотря на не совсем подходящий возраст, заверив, что его ждет либо блестящее будущее, либо большое разочарование.

Рудольф Нуриев в молодости

Почти сразу новоиспеченный ученик оказался на грани отчисления из-за внезапно возникших неприязненных отношений с наставником, задевавшим его творческие побуждения. Тогда Нуриев показал свой характер и решился на достаточно дерзкий поступок – подал заявление о смене педагога. И ему пошли навстречу – перевели в старший класс Александра Ивановича Пушкина. С ним он отлично сработался и впоследствии практически жил в его семье – юноше было сложно ужиться в общежитии с 12-летними сокурсниками, считавшими его деревенщиной и великовозрастным невеждой. Но опытный педагог по достоинству оценил усердие, музыкальность и потенциал нового воспитанника.

Первый балет

Но не все было так плохо в годы эвакуации. В возрасте пяти лет Рудольф впервые оказался на балете. Ставили «Журавлиную песнь». С этого момента он загорелся идеей танцевать, и Фарида отдала сына в танцевальный кружок при детском саду. Рудольф с охотой обучался и даже с остальными участниками кружка выступал перед ранеными бойцами.

Отец вернулся с войны, когда Нурееву исполнилось восемь лет. Воспитание сына шокировало отца: он был полной противоположностью того, что некоторые называют «настоящим мужчиной». Мало того что Рудольф был физически очень слабым, так еще и занимался танцами, что в солдафонской среде совершенно не приветствовалось. Хамет немедленно приступил к «перевоспитанию»: бил сына, когда тот посещал танцевальный кружок, расписывал ему все прелести жизни рабочего. Когда почти все дети из танцевального кружка отправились в Ленинград продолжать обучение, Хамет не пустил сына, сославшись на отсутствие денег.

Но обратить сердце Рудольфа к стройкам сталинских пятилеток отец так и не смог. Слабый физически, Нуреев-младший был очень силен духом. Вместе с матерью ему удалось сломить упорство отца. В ссылке в Уфе проживала бывшая солистка Дягилевского балета Анна Удальцова. Именно она занималась с Рудольфом, и она же настояла на том, чтобы способный мальчик поступил в училище в Ленинграде.

В 1955 году в Москве проходил фестиваль искусства Башкирии, на котором должна была выступать танцевальная труппа Нуреева с той самой «Журавлиной песнью». Рудольфу повезло: внезапно заболел солист. В краткие сроки, невзирая на опасность для здоровья, юноша выучил всю партию и покорил весь зал, несмотря на полученную на репетициях травму. Так на сцене появился будущий «неукротимый гений» — Рудольф Нуреев.

Творческий путь

В 1958 Рудольф Нуриев окончил обучение и начал работать в одном из ведущих балетных коллективов страны – театре им. Кирова (ныне Мариинский). Его приглашали и на сцену Большого, но он отказался покидать Северную столицу.

Фото Рудольфа Нуриева

Дебютировал талантливый выпускник в балете «Лауренсия» в партии отважного Фрондосо. За последующие три года он исполнил 14 партий в спектаклях «Баядерка», «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и пр., завоевав сердца многочисленных поклонников высоким мастерством – мягким прыжком ночного хищника, стремительным вращением, драматической игрой, емкостью танца, оригинальным прочтением каждой партии.

В 1959, несмотря на независимый характер, Нуриева взяли на гастроли в Вену – австрийцы настояли на его прибытии в составе труппы. Спустя два года очередной выезд за границу стал поворотным в судьбе танцовщика. Кировский балет тогда приехал на гастроли в Париж, после чего должен был отправиться в Лондон.

Рудольф с многолетней партнершей, балериной Марго Фонтейн

В столице моды танцор, уже на первом выступлении покоривший парижскую общественность своим талантом и не терпевший ограничений, нарушил советские правила пребывания за границей. Так, взамен покорного проведения вечеров в гостинице под присмотром сотрудников КГБ он позволял себе выходить без их сопровождения в город, общаться с иностранцами, пропадать с новыми знакомыми в кафе. По другой версии, Нуриеву дали понять, что в КГБ знают о его гомосексуальности, а в уголовном кодексе тех лет была статья за мужеложство. Так или иначе, в Париже Рудольф совершил потрясающий по смелости и дерзости прыжок в свободу. Рудольф Нуриев. Па-де-де из балета «Щелкунчик» Нуриев знал, что за проступки его вернут в СССР, а дома вместе с лишением звания солиста и заграничных командировок его ждет крах артистического будущего, и принял решение не возвращаться на родину. Когда под ложным предлогом – концерт в Кремле – Нуриева вызвали в аэропорт и попытались препроводить в самолет, летевший в Советский Союз, его подруга-француженка, вызвавшаяся проводить танцора, шепнула ему на ухо: «Видишь двух полицейских? Подойди к ним и скажи, что хочешь остаться. Они ждут». Сотрудники госбезопасности попытались помешать диалогу Нуриева и полицейских, но гений балета в буквальном смысле выпрыгнул к ногам стражей порядка и прошептал: «Я хочу остаться». Возвращать танцора на самолет силой на глазах у европейской общественности не решились. Контракт со смертью. Рудольф Нуриев | Телеканал «История» В СССР Рудольфа признали изменником родины и заочно приговорили к 7 годам заключения на «строгаче» с конфискацией имущества. Еще долгое время Кремль вставлял танцору палки в колеса, но безуспешно. В следующий раз Нуриев побывал на родине в 1987 году, чтобы навестить умирающую мать. До этого его не пускали в СССР. Отец к тому времени уже давно был мёртв от рака лёгких, болезни, которой всю жизнь боялся и Рудольф.

ПОБЕГ

Став популярным у зрителей, Нуреев стал известным и сотрудникам КГБ как «инакомыслящий». На гастролях в Париже в 1961 году он вел себя вызывающе. Завел друзей из парижской богемы, что было строжайше запрещено, и только под утро возвращался в свой номер в гостинице. Приставленный к труппе сотрудник КГБ настоял на досрочном возвращении Нуреева в СССР.

Вряд ли Рудольф заранее планировал остаться во Франции. У него на тот момент не было ни денег, ни вещей, и он никому не говорил о таком желании. В конце концов, он так много путешествовал по городу без присмотра «компетентных органов», что сто раз мог бы обратиться в полицию с соответствующей просьбой.

Когда в аэропорту ему объявили, что он не летит со всей труппой в Лондон, а возвращается в Москву, Рудольф понял, что может стать «невыездным». По словам очевидцев, он плакал и кричал, что не верит, что сможет через несколько дней присоединиться к труппе в Лондоне, как ему обещали.

А ГДЕ ЖЕ МАЛЬЧИКИ?

Нуреев мечтал о сексе все двадцать четыре часа в сутки и стремился удовлетворить свое желание в любых обстоятельствах: на улице, в общественном туалете, баре или гей-сауне. Он непрерывно менял любовников, среди которых были такие мега-звезды мировой эстрады, как Фредди Меркьюри, Мик Джаггер, Элтон Джон и Жан Маре. Рудольф часто шокировал окружающих тем, что прилюдно целовался взасос и говорил, что это старинный русский обычай. Однажды, выйдя из здания Парижской оперы, он увидел толпу поклонниц и недовольно воскликнул: «Эй, а где же мальчики?»
Вся труппа Кировского театра уже погрузилась в самолет, а Нуреев все прощался со своим французским другом, танцовщиком Парижского театра. Тогда одна из его знакомых, Клара Сент, пошла в полицейский пункт и заявила, что «русский танцовщик хочет остаться во Франции». Но по существующим правилам с таким прошением к ним должен был обратиться сам Нуреев. Самое большое, что они могли сделать, это выйти из своего кабинета и встать рядом с баром, в котором продолжал сидеть Нуреев.

Клара подошла к Рудольфу и прошептала, что он должен обратиться к полицейским со своей просьбой. И тогда Нуреев, прорвавшись сквозь сотрудников КГБ, подбежал к полицейским с воплем: «Я хочу остаться во Франции!» После такого заявления полицейские отвели его в свой офис.

Началась новая жизнь, которая даже на первых порах складывалась для Нуреева весьма удачно. Он уже успел завоевать популярность у зрителей, а сведениями и фотографиями его «побега» пестрели заголовки всех газет. Рудольф сразу стал эпатажной знаменитостью. Его приглашали выступать на разных сценах, гонорары становились все больше, и самые прославленные балерины хотели видеть его своим партнером. В облике и в танце Нуреева всегда присутствовали невероятный магнетизм, бьющая через край сексуальность, которые завораживали зрителей и приводили их в неистовство.

Работа на Западе

Европейская жизнь гениального танцовщика в Европе была ознаменована невероятно плодотворной творческой деятельностью. Вначале он примкнул к балетной труппе «Балет маркиза де Куэваса», затем переехал в Данию, где познакомился с влиятельной учительницей танца Королевской датской Балетной школы, эмигранткой Верой Волковой и известным танцовщиком Эриком Бруном, ставшим его близким другом и любовью всей жизни.

Рудольф Нуриев и Эрик Брун

Тогда же в его жизнь вошла Марго Фонтейн. Прославленная английская прима-балерина позвонила Нуриеву и пригласила станцевать на ее бенефисе в Лондоне. Вскоре руководство Королевского театра в Ковент-Гардене предложило им танцевать «Жизель» вместе. Вначале 42-летняя звезда опасалась, что будет выглядеть смешно рядом с 24-летним молодым человеком, но все же согласилась. Выступление имело грандиозный успех – их вызывали на поклоны 23 раза в течение 45 минут. А после того, как Марго вручила партнеру розу из своего букета, а он упал на одно колено, осыпая поцелуями ее руку, публика и вовсе обезумела от невероятных художественных впечатлений.

Нуриев с балериной Марго Фонтейн

В 1962 Рудольф подписал контракт с Королевским театром и вплоть до 1970 года солировал вместе с Фонтейн на всех известных площадках мира, привнеся в выступления чувственный пыл, экспрессию, поражая динамикой, яркостью, сексуальностью, значимостью на сцене – когда он выходил, других танцоров уже не видели. Его притягательность многим казалась просто магической. Чтобы попасть на спектакль с их участием в США, люди по трое суток дежурили у касс «Метрополитен-Опера». Рудольф Нуриев – Пьяное танго В 1963 танцовщик дебютировал в кино, снявшись вместе с незабвенной Марго в Лондоне в ленте «Вечер с Королевским балетом» в роли раба и исполнив па-де-де из балета «Корсар». Спустя год состоялось триумфальное выступление дуэта в «Лебедином озере» в Венской опере. Вскоре он стал ведущим солистом этой труппы и получил австрийское гражданство.

Рудольф Нуриев

1966 поклонники танцора могли увидеть Нуриева в экранизации балета «Юноша и смерть». В тот же период он попробовал себя в качестве хореографа – поставил «Танкред» по мотивам пьесы Шекспира. Впоследствии он ставил спектакли в Шведском Королевском балете, в оперном театре Вены, в «Ла Скала», в «Американ балле тиэтр», создавал свои редакции классической «Жизели», «Раймонды», «Спящей красавицы».

В 1972 Нуриев снялся в главной роли в картине «Я – танцовщик», выступив также её продюсером. В 1973 – представил на суд зрителей фильм-балет «Дон Кихот», где являлся исполнителем партии Басилио, сопродюсером и режиссером. Эта работа была признана одной из наиболее удачных интерпретаций романа Мигеля де Сервантеса.

Рудольф Нуриев в фильме «Валентино»

Через год появился проект «Нуреев и Друзья». В его рамках неукротимый чудо-танцовщик выступал чрезвычайно интенсивно, ежегодно участвуя в неимоверном количестве балетов – до трех сотен. В 1976 в театре «Лондонский Колизей» стартовал «Нуреевский фестиваль». Полтора месяца в ходе мероприятия он выступал каждый вечер с новой программой. В том же году он снялся в драме британского режиссера Кена Расселла «Валентино». В 1977 в его постановке состоялась премьера «Ромео и Джульетты» в лондонском Колизее, спустя два года – «Манфреда» в парижском Дворце спорта.

В 1983 в жизни звезды мирового балета произошло важное событие – он возглавил балетную труппу Гранд-Опера. На этой должности он оставался в течение шести лет. Тогда же у него был диагностирован ВИЧ. В 1987 ему позволили приехать на 72 часа в Уфу, чтобы проститься с матерью. Она умерла через 3 месяца после их встречи.

Несмотря на ухудшение физического состояния, артист продолжал напряженно работать. Свой полувековой юбилей он отметил большим гала-концертом в Нью-Йорке. В 1989 его пригласили в Северную столицу. В свой приезд он дважды выступил на сцене родного театра. Публика рукоплескала, но болезнь уже не позволяла ему блистать, как прежде.

Личная жизнь

Личная жизнь Рудольфа Нуреева оказалась связана с мужчинами: артист балета был открытым геем. Хотя некоторые его знакомые утверждают, что в юности у него были и романы с девушками. Сам танцор признавал, что дважды мог стать отцом, но его избранницы по разным причинам прерывали беременность.

Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн / Eric Koch, Википедия

Также Рудольфу приписывают романтические отношения с его партнершей, великой балериной Марго Фонтейн, которая была старше на 15 лет. Впрочем, сами танцовщики называли эту связь исключительно духовной и дружеской.

Когда балерина умирала от рака, Нуреев оплачивал все ее медицинские счета и однажды сказал, что если бы мог в свое время сделать Марго своей женой, то жизнь обоих сложилась бы удачнее. Впрочем, эти слова скорее говорят не о старом романе, а о нежелании расставаться с жизнью – Рудольф знал, что и сам умирает.

Embed from Getty Images Рудольф Нуреев и Эрик Брун

В разное время у Нуреева, по слухам, были любовные отношения с такими звездами, как рок-музыканты Фредди Меркьюри и Мик Джаггер, модельер Ив Сен-Лоран и певец Элтон Джон. Но главной любовью в личной жизни Рудольфа оставался датский танцовщик Эрик Брун. Мужчины были вместе на протяжении 25 лет, вплоть до смерти Эрика в 1986 году. Отношения между ними складывались непросто, ведь по темпераменту русский и датчанин оказались чуть полными противоположностями.

Личная жизнь Рудольфа Нуриева

Идеалом и любовью легендарного танцовщика стал Эрик Брун. Они были близки в течение четверти века, до самой смерти датчанина в 1986 году в возрасте 57 лет от рака легких.

Эрик Брун и Рудольф Нуриев

Артисту приписывали также романы с многими известными людьми – с Фредди Меркьюри, с Элтоном Джоном, с Жаном Маре, с Ив Сен-Лораном. Неизвестно, какая доля правды в этих слухах.

Он был владельцем целого ряда элитной недвижимости в Европе и США, и даже островов в Средиземном море. Состояние танцора оценивалось в 80 миллионов долларов. Заработал их он не одними танцами – при всем его мастерстве, это было невозможно. У Нуриева было чутье инвестора, и он вкладывал свои баснословные гонорары в бизнес-проекты, не гнушался мошенничать с налогами. Но даже став долларовым миллионером, он продолжал танцевать с былой отдачей.

Легендарный Рудольф Нуриев

Величайший талант сочетался у непревзойденного танцора с несносным характером и скупостью. Он не сдерживался в непечатных выражениях с коллегами, грубил журналистам, ссорился с администраторами. Нуриев принципиально не носил с собой наличность, так что в злачных местах за него платили друзья.

Но в то же время он отличался невероятным трудолюбием и профессиональной дисциплиной: репетировал часами, даже после выматывающих выступлений, не обращая внимание на травмы, танцевал через боль. Он жил в бешеном темпе: за два дня мог побывать в пяти странах, оставлял на сон по 4-5 часов в сутки.

ДОКТОР ДЖЕКИЛ ИЛИ МИСТЕР ХАЙД?

Частый случай для гения: личность Нуреева с его вспыльчивостью, дикими выходками, неконтактностью, эгоизмом сочеталась с чрезвычайным вкладом в мировое балетное искусство. Нигде и никогда Рудольф не мог легко влиться в коллектив. Дело было не в советской системе воспитания, а в девиациях его личности.

Он всегда был одиночкой, у него никогда не получалось соединения с труппой даже на сцене. Если ему приходилось исполнять второстепенную партию, он невольно отвлекал внимание зрителей на себя, затмевая других танцовщиков. Это и называется «эффект присутствия на сцене».

Известны рассказы о том, как рассвирепевший Рудольф разбивал о пол студии термосы с чаем и швырял в зеркала пепельницы. Он никогда не признавал ошибок и всегда старался доказать свою правоту. Общаться с людьми ему было нелегко. Каждая обида, реальная или воображаемая, углубляла его подозрительность. Хотя Рудольф провел в самолетах немалую часть своей жизни, он ужасно боялся летать. Всегда предпочитал сидеть у окна, чтобы видеть, «где именно мы разобьемся».

Он играл благородного любовника на сцене, но в жизни был наглым и эгоистичным. Владел островом в Средиземном море, но не платил за себя в ресторанах. Нравился самым красивым женщинам, но предпочитал анонимный секс с мужчинами. Выделял на свое здоровье около двух миллионов долларов в год, но умер от СПИДа.

За вычетом таланта в Нурееве оставалось мало симпатичного. Ни роскошь, которой он себя окружал, ни общество, в котором он вращался, не обтесали его и не избавили от врожденной мужицкой грубости. Его патологическая скупость стала притчей во языцех. Он чах над своим златом и никогда не носил карманных денег, вынуждая друзей расплачиваться за себя в магазинах. Впрочем, это далеко не исключительный случай, когда мы рассматриваем гениальную личность.

Рудольф долгое время не признавал себя гомосексуалистом, но со временем стал обращаться за сексуальным удовлетворением только к мужчинам. «С женщинами надо так тяжко трудиться, и это меня не очень удовлетворяет, – говорил он. – А с мужчинами все очень быстро».

Желания стояли у него на первом месте, и он удовлетворял их при любых обстоятельствах и без всяких угрызений совести. Его «сексуальный аппетит» требовал постоянных перемен. У Нуреева было много любовников, но никого из них он не любил, кроме Эрика Бруна. В семидесятые и восьмидесятые годы у него были весьма продолжительные отношения с Уоллесом Поттсом и с Робертом Трэси. Они любили его, а Рудольф всего лишь допускал их до себя, обращаясь с ними весьма пренебрежительно. Он не мог восхищаться ими, а значит, не мог и любить.

Малопривлекательной особенностью Нуреева являлось то, что его притягивали, по собственному признанию, «самые опасные кварталы, в которых обитают страшные личности и грязная любовь». Подобрав себе разового партнера, он быстро заключал сделку, быстро занимался сексом и быстро скрывался. Возможно, сказывался приобретенный еще в период жизни в СССР страх быть «пойманным».

Близкий друг Нуреева хореограф Ролан Пети вспоминал: «Я не понимал, как этот “бог”, при свете дня гениально танцующий на сцене, с наступлением темноты превращается в демонического персонажа». Невольно вспоминается повесть Роберта Стивенсона «Доктор Джекил и мистер Хайд».

Любовь и секс были для Нуреева не всегда взаимосвязанными понятиями. Лечь с кем-то в постель совсем не означало наличие к партнеру нежных чувств. Но дружбу – с женщинами и мужчинами – он ценил очень высоко.

Смерть

Осенью 1984 года Нуриев пожаловался лечащему врачу на плохое самочувствие. Анализы не показали никаких отклонений, однако это вполне объяснимо – всего 3 года прошло с открытия СПИДа, который в то время позиционировался как «рак для геев» (какое-то время считалось, что только гомосексуалы могут заболеть СПИДом). Однако врач заподозрил неладное и отправил Рудольфа к специалистам, занимавшимся исследованиями ВИЧ. Новые анализы показали положительный результат. Причем, как утверждали врачи, Нуриев получил ВИЧ еще в конце 70-х.
Последние годы один из самых ярких танцовщиков мира уже не мог выступать, но нашел для себя новый вид творчества – дирижирование, поражая профессионалов своей преданностью театру, трудолюбием и уникальными способностями.

Могила Рудольфа Нуриева

В 1992 на премьере балета «Баядерка», поставленном им же в Парижской опере, Нуриеву была вручена высшая награда страны – орден Почетного легиона. Церемония стала прощанием великого артиста со сценой и с жизнью, что для него было одним и тем же. В январе следующего года его не стало.

Отношения Рудольфа

Талантливый артист никогда не испытывал дефицита внимания со стороны противоположного пола, его имя часто фигурировало в биографиях известных танцовщиц. Но личная жизнь Нуреева преимущественно прошла под знаком нетрадиционной сексуальной ориентации. Уже в период карьеры в Советском Союзе артист был замечен в гомосексуальных связях. Попытки привлечь юношу к дисциплинарной ответственности не оказали должного влияния. В Европе партнером танцовщика стал гей — датский артист Эрик Брун.

Молодые люди не скрывали связи и прожили вместе 25 лет. После смерти Бруна в жизни Нуреева присутствуют другие мужчины.

Память

Имя выдающегося соотечественника носят в Уфе хореографический колледж, ежегодный фестиваль балетного искусства, одна из улиц города. В 2020 в Казани появился памятник артисту.
В 2020 году в России состоялась премьера фильма Рэйфа Файнса «Рудольф Нуреев: Белый ворон». Лента рассказывала историю знаменитого «прыжка в свободу», а образ Рудольфа на экранах воплотил его соотечественник Олег Ивенко.

Рудольф Нуриев и Олег Ивенко (справа)

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]