В первой части легендарного фильма «Москва слезам не верит» камео исполняют звезды отечественного кинематографа: Леонид Харитонов, Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Конюхова. Толпа поклонников, собравшаяся у Дома кино, при появлении знаменитой актрисы восторженно аплодирует.
Фильм Владимира Меньшова вышел на экраны в 1979 году. Многие зрители, представители молодого поколения, посмотрев картину, спрашивали: «А кто такая Татьяна Конюхова?»
В биографии этой актрисы сказано, что были в ее жизни и взлеты, и падения. Ее имя гремело на всю страну, а спустя десятилетия уходило вдруг в безвестность.
Будучи на пике славы, актриса Татьяна Конюхова исчезла с экранов. Подобных историй в кинематографе много: сегодня фотографии артиста украшают обложки журналов, на фильмы с его участием стремятся попасть миллионы зрителей, а завтра его имя забыто. Однако Татьяна Конюхова ушла из кино когда-то по собственному желанию.
Детство
Пикантных подробностей в биографии актрисы Татьяны Конюховой нет. Сегодня она время от времени появляется на экране, но, как правило, в документальных фильмах, повествующих о знаменитых артистах. О себе же звезда пятидесятых рассказывает неохотно.
Татьяна Конюхова родилась в 1931 году в Ташкенте. Отец был директором небольшого завода. Мать — домохозяйка. Юная Таня по вечерам устраивала концерты, чем приводила в восторг соседей. В школьном возрасте девочка начала мечтать о Москве. Ее завораживал бой курантов, и она была уверена, что, когда вырастет, непременно поедет в столицу и станет артисткой.
Дебют
Отрочество будущей актрисы прошло в Прибалтике. После окончания школы она приехала в Москву, поступила во ВГИК с первого раза.
Будучи студенткой второго курса, была замечена Александром Роу — знаменитым советским режиссером. Ему нужна была исполнительница на главную роль в фильме по повести Гоголя. Так началась актерская карьера Татьяны Конюховой.
Каждая актриса мечтает о таком дебюте. Главная роль в картине «Майская ночь, или Утопленница», вышедшая на экраны в 1952-м, прославила студентку ВГИКа на всю страну. Вместе с тем именно тогда случилась первая творческая неудача Татьяны Конюховой — в фильме Роу ее героиню озвучила другая актриса.
Детство и юность
Родители кинозвезды родом из Украины, бабушка по национальности полячка. Татьяна Георгиевна — дочь человека, работавшего в ЦК компартии Узбекистана, директора хлопкового завода, 3 года отсидевшего в сталинских застенках по ложному доносу. В беседе с Татьяной Устиновой, автором программы «Мой герой» на канале ТВЦ, она рассказала, что запах мази Вишневского и сейчас напоминает о болезни, которую папа заработал в тюрьме.
В семье было еще двое детей. Сестру Роксану воспитывала Таня, поскольку мама пребывала в затяжной депрессии после смерти брата Игоря.
В 1942-м Конюхов, ставший ярым антисталинистом, ушел на фронт. Актриса уверена, что добровольцем, «слишком много увидел в заключении, не мог выносить этого».
View this post on Instagram
A post shared by Николай Клименко (@niklimenko78) on Nov 12, 2017 at 12:35am PST
Татьяна Конюхова в молодости
По окончании войны Таня переехала из Ташкента в Прибалтику, куда отец получил новое назначение. Среднюю школу окончила в городе Лиепая.
С пяти лет девочка ходила в кино, а потом перед бабушкой повторяла то, что увидела на экране. После просмотра фильма «Цирк» кумиром стала Любовь Орлова. Во дворе Татьяну прозвали артисткой, только мать, видевшая дочь врачом, сомневалась. Не одобрял выбор и глава семьи, советовавший выучиться на бухгалтера.
Однако Конюхова проявила упорство, в 1949 году приехала в Москву и с первой попытки стала студенткой ВГИКа, мастерской Василия Ванина. Из 800 абитуриентов, кроме Татьяны, повезло еще 12.
На пике славы
Однако режиссеров в Конюховой устраивало все: и актерская игра, и голос, и яркая внешность. После выхода фильма «Майская ночь, или Утопленница» от них посыпалось множество предложений. За три года актриса сыграла в шести картинах. Наиболее популярным стал фильм «Разные судьбы». Татьяна Конюхова получала сотни писем от зрителей. Впрочем, эти послания приходили на имя ее героини — Сони Орловой.
«Разные судьбы» — мелодрама о любви, предательстве, поиске счастья. Уже в первые месяцы фильм посмотрели более тридцати миллионов человек.
Несыгранные роли
Татьяна Конюхова стала любимицей публики. Ею восхищались самые авторитетные критики. Когда режиссер Калатозов предложил ей главную роль в картине «Летят журавли», она отказалась — актриса была занята в съемках другого фильма.
В 1967 году Татьяна Самойлова, сыгравшая главную роль в кинокартине «Летят журавли», поехала на Каннский фестиваль, она стала звездой мирового масштаба. Коллеги говорили Конюховой: «Это мог бы быть твой триумф». Но та никогда не жалела об упущенной киноработе. Татьяна Георгиевна и сейчас утверждает, что это не ее роль, и ей бы не удалось сыграть ее столь блистательно, как Самойловой.
Примерно в это же время начинающий режиссер Эльдар Рязанов предложил Конюховой сыграть в картине «Карнавальная ночь» главную героиню. Актриса снова ответила отказом и предложила вместо себя никому еще не известную Людмилу Гурченко.
«Конюхова идет!»
Помните, в картине «Москва слезам не верит» одна из героинь, провинциальных девчонок, кричит голосом, полным восторга: «Конюхова! Конюхова идет…» Режиссер очень удачно передал правдивый образ кинозвезды того времени.
Татьяна Конюхова и была ею, настоящей звездой советского кино: ее героини — сильные духом комсомолки, мудрые и романтичные советские женщины. Она пережила все, включая феноменальную популярность и почти полное забвение.
Артистка из кишлака
— Я и сейчас в ужасе просыпаюсь от того, что мне снится сон: нужно выходить на сцену, а текст забыла! Сердце стучит в горле, холодная испарина, через пару минут начинаю соображать, что, слава богу, это сон.
Я вообще артистка от природы и очень азартный человек. Очень! Помню, однажды на теплоходе на открытой палубе парохода пела два часа на холодном пронизывающем ветру, перешибая весь шум двигателей… Мне сказали: «Таня, давай!..» Ну Таня и дала… Перепела весь советский репертуар. Утром проснулась, а голоса нет. Рот открываю, и рыбье молчанье вместо голоса. Фониаторы Большого театра месяц со мной возились, а мне запретили произносить даже один звук.
У меня вообще организм очень восстанавливаемый. Чтобы ни случилось, я быстро восстанавливаюсь. Как ящерица.
Знаешь, когда приходит старость? Когда начинаешь детство вспоминать все чаще и чаще…
Мое детство прошло в Узбекистане, и сегодня часто вспоминаю эти яркие халаты — зимой и летом разным цветом, в которых ходили узбеки. Они люди просто потрясающие: душевно теплые, совершенно бесхитростные, делились последней лепешкой.
Я очень хорошо помню, как пошла в школу в узбекском кишлаке, мне было лет пять. Подходило первое сентября, и соседки-узбечки прибегали к моей русской маме с одной и той же просьбой — научить их завязывать банты на головах у своих дочек.
Я решила втихаря от всех тоже в школу идти. В маленький чемоданчик положила кусок кирпича для веса и, едва дождавшись рассвета, вышмыгнула из дома. Мама пошла доить корову, а я следом за ней — и по тротуарчику в сторону школы.
Навстречу мне люди шли на завод, на утреннюю смену, и смотрели на меня с полным недоумением. Я шла гордая, задрав нос от величия. С кирпичом в чемоданчике. Вот тогда, думаю, во мне и начинала зарождаться артистка. Потом, в школе, на бессчетных утренниках ни одна снежинка или царевна не обходилась без участия Таньки Конюховой.
Помню, папа играл на гитаре, а я отплясывала так, что мама кричала: «Юра, прекрати, у нее посинели губы!» Фильм «Цирк» смотрела двадцать один раз, знала его наизусть. Потом, спустя годы, цитировала его Исааку Дунаевскому, он был в шоке. Это все к тому, что артисткой нужно родиться. Кстати, как и журналистом. Я в этом убеждена. Можно, конечно, и зайца научить играть на барабане. Но надо ли?
«Недоучка и второгодница»
Мне повезло: будучи второкурсницей ВГИКа, я была утверждена на главную роль в картине «Майская ночь». Мой первый режиссер — Александр Роу, дядька добрый и очень хороший. Я — неопытная девочка, не могла даже озвучить свою роль, не попадала в смыкание, режиссер принял решение, что озвучивать будет другая артистка. После истерики я написала заявление на имя ректора с просьбой оставить меня на второй год. Это единственный случай в истории ВГИКа, клятву даю!
Картина «Майская ночь» стала очень популярной, мои портреты висели в центре Москвы, а я, артистка хренова, — недоучка и второгодница…
На третьем курсе мой экспресс в кино понесся без остановки, за год снималась в трех-четырех картинах. И так без выдоха жила тринадцать лет.
Одного не могу себе простить — что отказалась от предложения сниматься в главной роли в картине «Летят журавли», режиссер Колотозов звал. Он мне потом говорил, что первый раз видел такую идиотку, которая отказалась от главной роли. Но я была приглашена в фильм «Хождение по мукам», слово дала режиссеру Рошалю, что буду у него сниматься. Правда, он потом меня не взял. Веришь, жизнь с той поры прошла, а я его до сих пор простить не могу. Не могу!
Хотя к ролям не завистливая, меня Рязанов звал в «Карнавальную ночь». Я же ему и сказала про Люсю Гурченко, говорю, у нас девочка ходит по ВГИКу, просто блестящая артистка, великолепно играет на аккордеоне и на гитаре. Тоненькая, артистичная, это то, что тебе нужно. Я очень горда, что он все-таки Люсю заметил!
Ведь до Гурченко Рязанов отснял уже пятьсот метров пленки, у него играла хорошенькая девочка, но из самодеятельности. Пырьев остановил съемку «Карнавальной ночи», он сказал: «Эрик, ты что, Голливуд хочешь делать? Снимай советскую картину…»
Веришь, но у меня внутри сидел какой-то бес, я не хотела быть похожей ни на кого. Все искала какие-то новые пути и ходы.
Наш курс ВГИКовский получился какой-то трагический: Изольда Извицкая спилась. После ее триумфа в картине «Сорок первый» ее, красотку, киноначальники стали таскать по всем банкетам как украшение стола. А женский алкоголизм — вещь коварная. Когда у нее уже разваливалась печень, ее бросил муж и ушел к какой-то буфетчице.
Руфина Нифонтова погибла страшной смертью, фактически сварилась в кипятке в собственной ванной накануне долгожданной премьеры в театре. Она же годами без ролей сидела. А люди думали, что она звезда и примадонна…
Меня в молодости всегда пугала популярность и узнаваемость. Моя знаменитая летящая походка родом оттуда. По улице пройти было просто невозможно: со всех сторон неслось «Конюхова, Конюхова…» Главным для меня было ни с кем не встретиться глазами. Я ведь видела уже сломанные актерские судьбы. Сегодня ты на коне, а завтра — под ногами. Тогда от одной заметки в газете жизнь могла рухнуть.
Аллочка Ларионова красоты была неземной. После картины «Анна на шее» ей вообще проходу не давали. Из квартиры выйти было нельзя. Но: что-то кому-то не так сказала, и потом такой грязью облили в прессе. В итоге у нее судьба актерская сложилась неудачно. Ничего добром и не сыграла. Счастье, что Колька Рыбников любил ее безумно, так что хоть в семейной жизни она была не просто любима, а обожаема…
Вот поэтому я боялась даже взглядом с кем-то незнакомым встретиться. Я тогда была узнаваемая, и меня везде приглашали. Я этой узнаваемостью тяготилась и все время что-нибудь над собой вытворяла, меняла прически, волосы перекрашивала. Однажды приехала к родителям, звоню в дверь, мама открывает и спрашивает: «Вам кого?..» У меня аж слезы брызнули от обиды. Мама! Ты что, меня не узнаешь?
Это я так спасалась от славы.
«Прошу слова. Таня Конюхова»
Время моей молодости было очень непростое. Помню все эти пленумы, на которых душили Беллу Ахмадулину и Женю Евтушенко. Я сидела в полном недоумении от всего происходящего, не выдержала за Беллу, сцепилась с каким-то аппаратчиком по фамилии Ильичев. «Вы соловья душите», — говорила я ему в лицо. Удивительно, но пронесло…
У меня внутри был протест против всего того, что происходило тогда на всех этих пленумах. Я же читала стихи Ахмадулиной и Евтушенко и понимала их гениальность. В партию не хотела вступать, но уговорили. Помню, на одном из пленумов даже выступила с пламенной речью, которую закончила словами: за работу, товарищи! На второй день эту фразу повторил Хрущев. Это было! Не вру ни слова. Дух противоречий меня часто терзал, на всех партийных заседаниях, когда седые головы мэтров советского искусства часто склонялись вниз, я могла запросто написать записку в президиум: «Прошу слова. Таня Конюхова».
Запросто могла возразить секретарю ЦК, что артист — это не карандаш в ваших руках, артист — это огнестрельное оружие. В партию вступила по одной простой причине — потому что верила, что слово коммуниста весомей. Тогда ведь так и было…
Да, я была членом комитета по Ленинским премиям и не стыжусь этого по одной простой причине. Я никогда не была подлой и мелочной.
Нужно ли состоявшимся артисткам детей рожать? Я вышла замуж за мастера спорта СССР Владимира Кузнецова, когда мне было уже тридцать. Он был ослепительный красавец почти двухметрового роста с фигурой греческого бога. Бабы мне завидовали страшно. Он такой красавец, на которого женская половина Москвы вся оглядывалась, а у меня это был уже третий брак…
Каких только гадостей вслед нам не говорили. Рожать или не рожать — никогда такого вопроса в моей жизни не было. Я очнулась: мне тридцать лет, и я беременна. Родила сына. Из съемок и киноэкспедиций не вылазила, но никогда никакая домработница не переступала порог моего дома. Все успевала. Конечно, ребенку нужна мама, а не артистка. Мое счастье в том, что мой сын меня всегда понимал. У других актрис, фамилии называть не хочу, все было в этом плане трагичней. Мы с моим сынком многое что пережили, у него было очень сложное неврологическое заболевание. Победили.
«Петр Тодоровский был в моем плену»
Романы мои? Конечно, были. Режиссер Петр Тодоровский был в моем плену.
Он влюбился в меня, привез маму в Москву, чтобы меня показать.
— Петя, ты что, спятил? — сказала я ему. Я хочу быть артисткой. И его мама уехала не солоно хлебавши. Он был старше меня, фронтовик, ему, конечно, семью хотелось. Я не была готова к этому тогда.
Одного своего возлюбленного уступила своей подруге, она так была в него влюблена, что хотела повеситься. Они счастливы по сей день, и мы дружим семьями. В жизни чего только не бывает.
Первому своему мужу дала отставку только потому, что без предупреждения приехал ко мне на съемки. Меня проверять. Это меня страшно унизило. Я открыла дверь гостиничного номера, впустила его. Открыла все шкафы и тумбочки, попросила его везде заглянуть. И выставила вон. И не жалела об этом ни одной минуты.
Был у меня еще роман. Страстный, бездумный, просто гормональный какой-то. Он — простой микрофонщик на картине, а я — главная героиня.
Помню, он только до меня пальцем дотронется, меня током било. Я чуть в обморок не падала.
Страсть была безумная просто, мы набрасывались друг на дружку как дикие звери. Беременела я от него без конца. Прости, Господи, за мои аборты. Знаю, что грешница страшная, но это тоже было. И то, что я родила ребенка после этого, — чудо. Страсть закончилась в одну секунду, я пришла из очередной больницы, а он лежит на кровати и ест вкусную еду. Спокойный такой. На меня ноль внимания. Все, как отрезало.
Через несколько дней он пошел меня провожать на поезд, стоим на перроне, я думаю, скорей бы поезд… Вот так все и закончилось.
Когда на «Мосфильм» возвращались киноэкспедиции, то сплетням и разговорам о том, у кого и с кем приключился какой роман, не было конца и края. Думаю, что мои кости мыли часто…
С Олегом Стриженовым тоже нас страсть скрутила. Своим родителям меня представил как жену. Он был потрясающей мужской красоты. Но характер у него был — не приведи господь. А когда я узнала, что его жена беременна, — это меня отрезвило в секунду. Потом, не секрет, что Олег пил запоями. И в его запоях я видела страшное нутро человека. Бросил меня он, но я не страдала от этого. Это было как избавление. Просто камень с плеч слетел.
Почему я не спилась? Бог хранил. Я тоже выпивала крепко и курила как паровоз.
«В кошельке копейки. В душе ужас»
Знаешь, что во мне сидит самой больной занозой в душе? Смесь обиды и боли. То, что мой любимый папочка покончил жизнь самоубийством. Его съедал рак, и он не мог позволить себе стать беспомощным. Последний жест его был — он подал маме пальто, когда она собиралась в магазин. Она ушла, а он, «ворошиловский стрелок», взял в руки ружье и…
Прошли десятилетия с той поры, а мне очень больно, что он так сделал. До конца моих дней осталась рана и чувство вины. Неисправимой.
Ты знаешь, за минуту до того, как нажал на курок, я почувствовала тот выстрел! Мы сидели, разговаривали с мужем. И вдруг у меня ни с того ни с сего кольнуло сердце, как иглой его прокололи. Я вскрикнула от боли. Потом отпустило. Через пару часов раздался телефонный звонок, сказали, что не стало отца. Я потом сопоставила время. Все совпало до секунды.
Мы зачастую легкомысленны и эгоистичны к чужой смерти. Помню, хоронили одного актера, и на поминках все приходили к одному выводу, что он прожил большую жизнь — целых семьдесят восемь лет. Играл в академическом театре. Хорошо, дескать, пожил. Встала одна актриса и сказала: «Ну какую ерунду вы говорите. Он же всего семьдесят восемь раз встретил весну…» Я теперь часто вспоминаю ее слова. Расставаться со всем этим очень трудно. С веснами и зимами. С жизнью. Такой прекрасной и такой короткой.
Я не задумываюсь, будет ли у меня восемьдесят первая весна или восемьдесят вторая… Не хочу об этом думать. Просто живу, и все. Я знаю, что после этой жизни нет продолжения. Как это ни страшно, но нет. Я там была. У меня случилась клиническая смерть, и когда врачи меня вернули с того света, я сказала: «Ничего там нет…»
Циолковский сказал: «Вы что думаете, что облака — это влага? Это души людей…» Он гений был. Но думаю, что ошибался.
Я абсолютно советский человек. И осталась им. Я жила, как все, и видела жизнь такой, как она есть. Без прикрас и иллюзий. Моего отца репрессировали, и он приехал домой из лагеря полуживой, в струпьях экземы. Но я никогда не жила в тюрьме. А сегодня так пишут, как будто мы все в тюрьме жили…
Нашей семье всегда было достаточно того, что мы имели. Мне стало страшно после распада Союза, в одночасье осталась без работы с копеечной пенсией. Помню, стояла в магазине и судорожно решала: одну мне сосиску купить или две. В кошельке копейки. В душе ужас. Такое чувство, что меня несколько раз перевернули. Стали убивать в нас чувство достоинства. Гордость за родину, все патриотические чувства. Эти чувства были естественным нашим существованием, ничего не было искусственного. От той нищеты меня спасла моя подруга — Лариска Лужина. Пришла в гости, мы с ней поплакались друг дружке на жизнь. И Лариса предложила мне преподавать детям богатых родителей актерское мастерство. Я согласилась. Ездила на трех маршрутках, с пересадками. Зарабатывала какие-то деньжонки и была счастлива оттого, что видела счастливые глаза детей.
Я и сейчас преподаю, получаю за это двенадцать тысяч в месяц, три тысячи трачу на дорогу в месяц, и пенсия у меня самая обыкновенная. Но мне хватает. После 80 лет, говорят, пенсию добавят, так что проживем.
Какие-то съемки есть, какие-то концертики, все нормально. Проживу.
Я всегда себя вела свободно, и для меня никаких запретов не было. Были запреты внутренние: обидеть человека, не поделиться с человеком. Не помочь человеку в беде. А в радости я радовалась за человека еще больше, чем он сам. Сколько выбила телефонов, квартир, путевок в санатории — никогда не считала. И даже не помню. Могла — помогала. Вот и все.
Мне часто приписывали какую-то гордыню. Думали, что я вся такая звезда. Однажды приехали за границу с актером Иваном Лапиковым, устроились в гостиницу, я быстро сделала бутерброды, чаек вскипятила, позвала его к себе в номер. Мы с ним по рюмке выпили, разговорились и он мне говорит: «Тань, а многие считают вас высокомерной особой…» Меня это всегда очень ранило, то, что я произвожу впечатление высокомерной. Я иногда ухожу в себя, замыкаюсь. Такое состояние бывает. Но высокомерие — боже сохрани. Никогда не разрушу настроение компании. Никогда. Пусть переругаются все, но без меня.
Артист — это огнестрельное оружие
Артист — это не профессия, это натура. Это нутро и характер. Я из артистов неузнаваемых. Пик популярности в молодости — не в счет.
Есть артисты: сыграет одну роль, и его знает вся страна. Я сыграла сотню ролей, но сегодня мало кто узнает. Бывает, прилетишь в какой-нибудь город, а в аэропорту встречающие спрашивают: «А Зинаида Кириенко прилетела?» или «А Светлана Светличная будет?»
Вот это немножко обижает. Потом, после выступления, журналисты бегут ко мне: «Татьяна Георгиевна, дайте интервью, мы вас сразу не разглядели». Не дам никогда! Вы же меня в упор не видели. Думаю, почему вы такие не любопытные. Узкие. У вас сегодня же есть Интернет, информации море, а вам ничего не интересно. Я из узбекского кишлака пришла в эту жизнь и стала человеком.
Через общение, через самообразование всего добилась. Ну, может, маленько через талант. Еще очень важен труд.
В мои годы я с температурой 38 просидела съемочный день в бассейне с холодной водой. Но такая роль была роскошная — играла старую психопатку, которая ныряет с аквалангом. Материал просто дивный. Как отказаться?! После этого страшно заболела, казалось, что все тело грызли крысы, в больнице провалялась месяц. Еле выкарабкалась. Мой сын меня даже не ругал за это. Слишком хорошо меня знает. Просто смотрел укоризненно, и все.
Я и сегодня могу держать любой зал, любую аудиторию. Всегда любила читать стихи, прозу. Не люблю халтурить, рассказывая байки из актерской жизни, хотя знаю их миллион, фрагменты из фильмов показывать и часами вспоминать о былых съемках — тоже особо не люблю. Это не труд. Вопросы из зала типа: а кто был ваш муж, тоже никогда не жаловала. Моя кровать стоит в спальне, а не на площади…
Сегодня моя шкура стала пробиваема, ненавижу, когда в зале сидят артисты. Или в кулисах стоят и смотрят, как ты работаешь. Я их энергетику чувствую, как иголки в кожу. Поэтому юбилейных торжеств и вечеров не хочу. Зачем мне иголки в кожу?..
Предстоящий юбилей меня не пугает. Просто мне кажется, что я к этому не готова. Я хочу остаться в памяти людской живым человеком, а не старушкой, которая сидит на пьедестале полузабытых ролей и чего-то там свое вспоминает. Смешной быть не хочу. И жалкой.
Справка «РГ»
Татьяна Конюхова, родилась 12 ноября 1931 года, в 1949 году в числе 15 счастливчиков была принята во ВГИК. В тот год в институт кинематографии поступало 800 человек. В кино снимается с 1952 года, в ее творческом багаже более ста ролей. Играла в картинах «Женитьба Бальзаминова», «Разные судьбы», «Карьера Димы Горина», «Олеко Дундич». Народная артистка России. Ее любимый поэт — Марина Цветаева, любимый артист — Марк Бернес, из актрис лавры первенства отдает Татьяне Дорониной. Преподает в Московском Университете культуры и искусств актерское мастерство.
Фото: РИА Новости
Депрессия
Она разбрасывалась звездными ролями не случайно — ей обещали роль Даши в картине «Хождение по мукам», о чем даже написали в газетах. Но в последний момент жена режиссера убедила его поменять актрису, утверждая, что лицо Конюховой «примелькалось».
Началась первая черная полоса в творчестве молодой актрисы. Как можно понять из биографии Татьяны Конюховой, личная жизнь ее тоже складывалась не лучшим образом. Поддержать в трудную минуту было некому. Узнав о том, что роль Дарьи в книге по роману Алексея Толстого будет играть другая актриса, Конюхова впала в затяжную депрессию.
«Я избавилась от ребенка»: Татьяна Конюхова рассказала о личной трагедии
Народная артистка РСФСР Татьяна Конюхова
более 50 лет радует зрителей своими работами. Слава звезды фильма «Разные судьбы» была настолько велика, что Владимир Меньшов предложил ей сыграть саму себя в фильме «Москва слезам не верит». В начале первой серии Катерина и Людмила с восторгом смотрят, как на московском кинофестивале проходят Иннокентий Смоктуновский и Татьяна Конюхова.
86-летняя актриса стала гостьей программы Бориса Корчевникова «Судьба человека» и рассказала о своей непростой судьбе, непохожей на глянцевые кадры кинолент.
В первый раз Татьяна вышла замуж за студента ВГИКа Валерия Карена. Артистка отметила, что не получила в браке любви и страсти, необходимых для счастливой семейной жизни. Всего через 10 дней после свадьбы Конюхова без сомнений подала на развод: «Страстей мне не хватало. Я их хотела, чтобы было, как Ромео и Джульетта», — вспоминает актриса.
View this post on Instagram
Сегодня, 12 ноября, отмечает день рождения Татьяна Георгиевна Конюхова (86 лет).Родилась в Ташкенте. Вспомним фильмы с ее участием:»Судьба Марины»,»Запасной игрок»,»Доброе утро»,»Разные судьбы»,»Над Тиссой»,»Карьера Димы Горина»,»Ссуда на брак» и другие. Пожелаем ей здоровья и успехов. #деньрождения #актриса #киноактриса #ссср #советскийсоюз #татьянаконюхова #разныесудьбы #надтиссой #карьерадимыгорина #actress #USSR
A post shared by Иван Садовников. From Russia. (@ivan.sadovnikov) on Nov 12, 2020 at 12:28am PST
Роли Татьяны Конюховой в кино
Второй брак со звукорежиссером Борисом Венгеровским друзья Конюховой посчитали ее роковой ошибкой: «Окружающие меня пилить начали, говорили: «Ты что, Танька?! Ты что себе не можешь найти настоящего мужчину». А Венгеровский был мастером своего дела, как я считала. Но он был ленивым, всю семью тащила я. Все делала, обставляла квартиру, покупала вещи.
Я была добытчицей. Он не хотел детей, да, и куда дите? Тогда у нас было все очень строго. Я работала в двух-трех картинах параллельно, как ломовая лошадь, с 6 утра до 12 ночи», — вспоминает Татьяна Георгиевна.
На съемках одной из картин актрисе стало плохо. Врачи сообщили, что она беременна. Медики буквально пришли в ужас от ее состояния, обнаружив сильнейшее переутомление. Борис Венгеровский даже тогда не взял на себя ответственность за обеспечение семьи, и Татьяна решилась сделать аборт: «Он не был против, а я не думала о своем здоровье и будущем. Он знал, что я избавилась от ребенка. Сил у меня вообще никаких не было, даже на семейные отношения. Все у меня погасло внутри, как я выжила одному богу известно», — призналась Конюхова.
Татьяна Конюхова и Леонид Быков. Кадр из программы
Не успев оправиться от аборта, актриса пережила сильнейшее профессиональное потрясение. Режиссер Георгий Рошаль пообещал Татьяне главную роль в картине «Хождение по мукам». Актриса полгода отказывалась от других интересных предложений и ждала вызова на съемки, но роль получила Нина Веселовская «Я держала свое слово, он меня не снял с роли, он стал снимать другую актрису.
Я чуть не сошла с ума, у меня был какой-то тик. Я перестала есть, даже глотать не могла. Лежала в кровати и рыдала от этого предательства», — рассказала Конюхова, пережившая тяжелую депрессию.
После брака с Венгеровским Татьяна уже не мечтала о личном счастье. Однако чемпион СССР по метанию копья Владимир Кузнецов сумел завоевать ее сердце. В этом браке актриса родила сына Сергея, который подарил ей внучку Ольгу. «27 лет мы были душа в душу. Он блокаду прошел, спорт тоже отнимает большую часть здоровья, а он никогда не следил за самочувствием», — с горечью отметила Татьяна. В 1986 году ее муж скоропостижно скончался от рака, не дожив до 56 лет. С тех пор Конюхова живет памятью о любимом супруге.
Татьяна Конюхова с мужем Владимиром Кузнецовым. Кадр из программы
На эту тему: «Мужа мне нагадала цыганка»: звезда фильма «Разные судьбы» рассказала о личной жизни
Фото: Persona Stars, @ivan.sadovnikov
«Предательства не прощаю!»
Спасением для нее стал фильм «Олеко Дундич». Специально для Конюховой Леонид Луков вписал в сценарий героиню, которую назвал Дашей.
А Рошаль, режиссер фильма «Хождение по мукам», впоследствии не раз актрисе предлагал роли в своих картинах. Но она отказывалась. А однажды сказала: «Даже если у меня совсем не будет работы, я никогда не соглашусь сниматься у вас. Вы меня предали, а я предательства не прощаю».
Олег Стриженов
Жизнь Конюховой наладилась. Она снова снималась в кино, и от поклонников, конечно, не было отбоя. Некоторое время за актрисой ухаживал главный красавец пятидесятых Олег Стриженов. Это был кратковременный роман. Стриженов был женат.
Он хотел уйти из семьи, сделал ей предложение, но она отказалась. Свою личную жизнь Татьяна Конюхова никогда не строила на чужом несчастье.
Она и в юности не изменяла своим принципам. На съемках фильма «Судьба Марины» Конюхова познакомилась с молодым актером Леонидом Быковым. Ей было 22 года. Ему — 25. Скромный, приятный парень смотрел на восходящую звезду как на божество. С Быковым Конюхова прекратила всякое общение после того, как увидела его жену, которая в то время ждала ребенка.
Третий брак
Постепенно отношения с Венгеровским разладились – очень требовательной оказалась молодая, амбициозная супруга. Да и приложение в качестве лежащего на диване после работы супруга ее раздражало. Но лишнего себе красавица не позволяла, воспитание и чувство собственного достоинства не давали разочарованной женщине принять во внимание чужих мужчин – она ведь замужем!
Все изменил случай – на съемках в Сочи Конюхова познакомилась с Владимиром Кузнецовым, многократным чемпионом страны по метанию копья.
С мужем Владимиром Кузнецовым
По словам артистки, когда она впервые увидела будущего супруга, потеряла дар речи от его мужественной красоты и совершенно растерялась. И это женщина, чьей благосклонности добивались многие звезды советского кино!
Кузнецов был очень настойчивым, но без хамства, долго и витиевато ухаживал. К тому же представился при первой встрече обычным физкультурником. Поэтому заподозрить его в распущенности было невозможно. К тому же оказалось, что его давний приятель работал в одной съемочной группе с артисткой, что и свело вместе эту потрясающе красивую пару – спортсмен давно упрашивал друга их познакомить.
Татьяна Конюхова в молодости
После работы в Крыму, актриса вернулась домой в квартиру Венгеровских со странным чувством вины, ей несвойственным. С одной стороны – красавец-мужчина, желающий сделать что-то важное в жизни. С другой – спокойный муж, вечно всем довольный и не любящий тяжело работать. Пришлось резко менять свою личную жизнь и биографию – прямолинейный характер не позволил Татьяне Конюховой прятаться, и актриса призналась Борису, что уходит.
Владимир Кузнецов
К тому времени, когда вышла картина «Карьера Димы Горина», Конюхова была замужем в третий раз. Первые два мужа имели отношение к кинематографу и полагали, что дети лишь помеха для карьеры. Спортсмен Владимир Кузнецов, третий супруг актрисы, очень хотел сына. Татьяна Конюхова тоже мечтала о тихой семейной жизни.
Владимир Кузнецов был спортсменом, четырехкратным олимпийским чемпионом. Они познакомились в Сочи, и их первая встреча была случайной. Им было по тридцать лет. Любовь вспыхнула мгновенно. Тем не менее Кузнецову пришлось долго добиваться руки знаменитой актрисы.
О личной жизни до встречи с третьим и последним мужем Конюхова не любит вспоминать. Первый брак просуществовал всего десять дней. Второй — три года. Счастье актриса обрела только с отцом своего сына.
Все же ссорились Конюхова и Кузнецов довольно часто и громко. В 1968 году актриса сыграла в фильме «А я уезжаю домой», дипломной работе начинающего режиссера Никиты Михалкова. Во время съемок картины произошел скандал, который едва не привел к разводу. Там, где появлялась Татьяна Конюхова, тут же возникало множество ее поклонников. А муж актрисы, Владимир Кузнецова, был очень ревнив.
Второй брак
Повторно актриса расписалась со звукорежиссером Борисом Венгеровским. Жили они вместе с мамой супруга, пожилой и доброй хлопотуньей, обожавшей и сына, и его красавицу-жену. О детях в ту пору даже не думали – Борис был дома совсем избалованным заботливой родительницей, а жена мечтала лишь о карьере. К тому времени слава о талантливой артистке перешагнула пределы Мосфильма и за ней охотились режиссеры других киностудий.
Татьяна Конюхова не очень любила предлагаемые роли не сгибаемых душой комсомолок и мечтала раскрыться как драматическая актриса, что не могло не сказаться на ее личной жизни и биографии. После неудачи с «Хождением по мукам» она долго приходила в себя и решила устроиться на работу в театр.
Дебют в Малом академическом стал триумфальным – ее заметили и начали расхваливать кинокритики. Однако в ту пору работать в кино сотрудникам не разрешалось. Недолго думая, Конюхова перевелась в театр Киноактера и прослужила в нем более 30 лет, попутно снимаясь во многих фильмах.
«Москва слезам не верит»
На первом месте для Татьяны Конюховой была семья. Ради сына и мужа она отказывалась от многих ролей. В семидесятых актриса сыграла в таких фильмах, как «Еще не вечер», «Хроника ночи», «Тайна предков». Но это были второстепенные роли. О ней многие забыли. Ей никто уже не кричал вслед: «Ой, Конюхова!»
И вдруг от Владимира Меньшова поступило предложение сняться в его картине «Москва слезам не верит». Режиссеру удалось уговорить актрису появиться в его фильме всего на несколько секунд.
Звезда пятидесятых мелькнула на экране в роскошном песцовом палантине. Ходили слухи, что его актрисе выдали на время съемок. В действительности вещь принадлежала Конюховой. Это был подарок мужа. Палантин олимпийский чемпион преподнес супруге, когда она родила ему сына.
С Кузнецовым Татьяна Конюхова прожила более четверти века. Она не жалела о несыгранных ролях. Ей больше нравилось проводить время с сыном и мужем. Кузнецов тренировал советскую сборную, он обеспечивал семью. За ним актриса чувствовала себя как за каменной стеной.
Самое интересное
Позорные фото пьяных актрис (10 фото) (05.01.2018)
Актрисы, получившие «Золотую малину» за худшую женскую роль (13.02.2020)
Дело в том, что Венгеровский очень хотел детей, а Конюхова, карьера которой в тот период была на взлете, откладывала их появление на потом.
Но не только не родившиеся в том браке дети Татьяны Конюховой стали причиной постепенного охлаждения отношений между супругами – актриса, днем и ночью занятаяй на работе, почти не бывала дома, и это все больше отдаляло ее от Бориса.
«Желание развестись у меня появилось из-за непонимания, которое граничило с равнодушием. А начиналось все ярко и хорошо. Хотя мне сложно сейчас сказать, была ли это любовь или же просто безумная страсть», — рассказывала актриса.
Знакомство с легкоатлетом Владимиром Кузнецовым во время творческой командировки в Сочи стало знаковым в личной жизни актрисы и полностью ее изменило.
На фото: Татьяна Конюхова и Владимир Кузнецов
На Кузнецова Конюхова, которую раньше он видел только на экране, тоже произвела неизгладимое впечатление, и он решил во что бы то ни стало быть с нею вместе. Только позже Татьяна узнала, что ее новый знакомый – именитый спортсмен, трехкратный чемпион страны, и это еще больше возвысило нового знакомого в ее глазах.
После возвращения в Москву Конюхова услышала от Владимира предложение стать его женой. Она сразу объяснилась с мужем и ушла к Кузнецову.
На фото: Татьяна Конюхова с сыном
Владимир стал прекрасным мужем, и вопрос о появлении детей Татьяны Конюховой в ее новой семье уже не стоял – актриса родила сына Сергея, для которого Кузнецов стал лучшим папой на свете.
После появления ребенка Владимир ушел из большого спорта, чтобы больше бывать дома, стал тренером, позже занялся наукой.
К сожалению, третий муж Татьяны Конюховой очень рано ушел из жизни – его не стало в пятьдесят пять лет, и это стало огромной трагедий для актрисы.
«С этого момента моя жизнь разделилась на две части — до и после его смерти. Долгое время прийти в себя не могла, плакала постоянно, состояние было подавленное, казалось, я никогда уже не смогу встать на ноги», — вспоминает Татьяна Георгиевна.
Больше замуж она не выходила, а ее самыми близкими людьми остаются сын Сергей и внучка Оля.
С внучкой Ольгой
Смерть мужа
В 1986 году Владимиру Кузнецову исполнилось 55 лет. После дня рождения актриса уехала в другой город на несколько дней, а когда вернулась, с супругом случился приступ. В больнице актрисе врач сказал, что ее муж пережил клиническую смерть. И что он смертельно болен. Это был рак четвертой степени.
Владимир Кузнецов умер 29 августа 1986 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.
После смерти любимого мужа Татьяна Конюхова потеряла смысл жизни. Некоторое время она находилась словно в прострации. В конце восьмидесятых сыграла несколько эпизодических ролей в кино, но вряд ли сегодня о них помнят даже самые преданные поклонники ее таланта. Замуж актриса больше не выходила.
90-е годы
В 1995 году 64-летняя Конюхова снялась в фильме «Тихий ангел пролетел…». В следующий раз она появилась на экране только спустя семь лет.
90-е стали тяжелым периодом в жизни Татьяны Конюховой, впрочем, как и в жизни многих актеров. Сын и невестка были студентами. У актрисы родилась внучка. Все заботы о семье легли на плечи женщины, которая в течение 25 лет во всем полагалась на надежного мужа.
Татьяна Конюхова устроилась в Центр народного творчества, где проработала с детьми около десяти лет. В этом же учреждении в то время трудилась еще одна забытая звезда отечественного кинематографа — Лариса Лужина, с которой героиню этой статьи связывает крепкая дружба.
Татьяна Конюхова сегодня
Актриса преподает в Университете культуры. Она успела выпустить не один курс, к студентам своим относится как к родным детям. Татьяна Георгиевна преподает актерское мастерство пять раз в неделю, кроме того, играет в театре.
С единственным сыном, сотрудником МИДа Сергеем Кузнецовым, у нее отношения сложные. Виной всему, как признается актриса, ее взрывной характер. С любимой внучкой, Ольгой Васильевой, у Татьяны Георгиевны отношения очень теплые. Правда, дочь Сергея Кузнецова проживает в Индонезии, в Москве бывает нечасто. Ольга внешне очень похожа на бабушку, но, как и отец, актерскую профессию не приобрела.
В двухтысячных Татьяна Конюхова снялась в 12 картинах. Среди них: «Ностальгия по будущему», «Поселок», «Долгожданная любовь», «Принцесса и нищенка». Время от времени выступает с авторской концертной программой — читает стихи Цветаевой и Ахматовой. 12 ноября 2020 года легенде советского кинематографа исполняется 87 лет.
Фильмография
- 1951 — Спортивная честь — подруга Тони
(нет в титрах) - 1952 — Майская ночь, или Утопленница — Ганна
- 1953 — Судьба Марины — Галя
- 1954 — Запасной игрок — Валя Олешко
- 1955 — Вольница — Анфиса, беглая купцова жена
- 1955 — Доброе утро — Катя Головань
- 1956 — Разные судьбы — Соня Орлова
- 1956 — Первые радости — Лиза Мешкова
- 1957 — Гори, моя звезда — Неля
- 1957 — Необыкновенное лето — Лиза Мешкова
- 1958 — Над Тиссой — Терезия Симак
- 1958 — Олеко Дундич — Даша, красноармеец
- 1959 — Заре навстречу — Варвара Николаевна Сапожкова
- 1959 — Косолапый друг — Валентина
- 1959 — Солнце светит всем — Тася, жена Н.Савельева
- 1960 — Братья Ершовы
- 1960 — Время летних отпусков — Анна Ильинична Горелова
- 1961 — Карьера Димы Горина — Галя Берёзка
- 1962 — Бей, барабан! — Арсеньева
- 1962 — Как я был самостоятельным — Елена Журавлева
- 1963 — Над пустыней небо — геолог Варя
- 1963 — Ты не один — Ксения Кольцова
- 1964 — Женитьба Бальзаминова — Химка
- 1964 — Казнены на рассвете… — Анна Ильинична Ульянова
- 1966 — Лунные ночи — Ирина
- 1966 — Нет и да — Зинаида Павловна
- 1967 — Звёзды и солдаты — Елизавета
- 1968 — Таинственный монах — Зинаида Павловна
- 1968 — А я уезжаю домой — жена Михалыча
- 1970 — Крутой горизонт — Анна
- 1970 — Один из нас — сотрудница НКВД
- 1972 — Тайна предков — Любовь Игоревна
- 1972 — Хроника ночи — Лиз Стюарт
- 1974 — Ещё не вечер — Любовь Петровна
- 1976 — Только вдвоём — Миусова
- 1979 — Москва слезам не верит — Конюхова
(камео) - 1979 — С любовью пополам — Людмила Александровна Макеева
- 1980 — Второе рождение — Марья Васильевна
- 1980 — Депутатский час — партработник
- 1981 — Портрет жены художника — Варя Никитенко
- 1983 — Нежданно-негаданно — соседка
- 1984 — Радуница — Ольга
- 1985 — Снайперы — Никифорова
- 1986 — Личный интерес — жена Кунцевича
- 1986 — На златом крыльце сидели — Царица
- 1987 — Ссуда на брак — Валентина
- 1988 — Щенок — Александра Владимировна
- 1990 — Всё впереди — мать Любы
- 1995 — Тихий ангел пролетел…
- 2002 — Удар Лотоса 2
- 2005 — Даша Васильева. Любительница частного сыска — 4 Хобби гадкого утёнка — актриса
- 2006 — Последний приказ Генерала — НОРА — жена генерала
- 2006 — Экстренный вызов — Анна Николаевская
- 2007 — Ностальгия по будущему — бабушка Анастасии
- 2008 — Долгожданная любовь — бабушка Евгения Васильевна
- 2008 — Поселок — Дарья
- 2008 — Спящий и красавица — Мария Алексевна
- 2008 — Трое с площади Карронад — бабушка Вера Анатольевна
- 2009 — Принцесса и нищенка — Ольга Теодоровна
- 2010 — Золотая рыбка в городе N — тетя Катя
- 2011 — Хранимые судьбой — Вероника Витольдовна Кошинская