Кало Фрида (Frida Kahlo). Художница Фрида Кало. Картины, биография


Фрида Кало — одна из самых ярких фигур в искусстве ХХ века. Несмотря на страшную аварию, которая изменила всю ее жизнь, Фрида сумела найти себя, стать одной из лучших художниц в мире и сохранить стойкость духа до последних дней.

Из этой статьи вы узнаете о:

  • детстве Фриды Кало;
  • начале художественной карьеры;
  • сложных отношениях с Диего Ривера;
  • признании Фриды в Америке;
  • известных цитатах художницы.

Портрет Фриды Кало, 1926

Детство Фриды

Фрида Кало Кальдерон родилась в деревне Койоакан на окраине Мехико 6 июля 1907 года в семье фотографа Гильеремо Кало и Матильды Кальдерон. Кало утверждала, что родилась в знаменитом лазурном доме, который сейчас фотографируют тысячи туристов, приезжая в Мехико, но на самом деле роды проходили в соседнем доме, где жила бабушка Фриды.

В шесть лет Кало заболела полиомиелитом — обычно заболевание поражает нервную систему и может привести к параличу конечностей или всего тела. В случае Фриды болезнь поразила правую ногу, из-за чего та стала тоньше левой. Свой недуг Кало всю жизнь скрывала под длинными юбками.

Болезнь сделала Фриду замкнутой, над ней стали издеваться сверстники, но внутри семьи девочку окружили заботой. Отец Гильеремо занимался с дочерью боксом, чтобы она восстановилась, несмотря на то, что этот вид спорта считался мальчишеским. Также он обучал Фриду литературе и философии, научил ее фотографировать и ретушировать фотографии.

Из-за полиомиелита Кало пошла учиться позже остальных детей. Сперва она поступила в немецкую школу, но оттуда ее исключили за непослушание и отправили в школу, где готовили педагогов. Там девочка столкнулась с домогательствами преподавательницы и вскоре снова ушла из школы.

В 1922 году, когда Фриде было 15 лет, она поступила в одно из лучших образовательных учреждений Мексики — Национальную подготовительную школу «Препаратория». Там она изучала медицину и готовилась стать врачом. Поступить туда было непросто, тем более, в то время девочек только начали принимать в это заведение, но Кало показала хорошие результаты в учебе. Из принятых в тот год 2000 студентов было всего 35 девочек.

Кало чувствовала себя неловко из-за того, что была самой старшей на своем курсе, поэтому скрывала свой настоящий возраст. Она говорила, что родилась в 1910 году — в год начала революции и называла себя «дочерью революции». Внутри школы Кало вместе с восемью одноклассниками организовала неформальный кружок «Качучас». Там они занимались искусством и философией. Также члены кружка культивировали идеи национальной идентичности и освобождения от колониального мышления. Позже все участники «Качучас» станут главными деятелями мексиканской культурной элиты.

Краткая биография Фриды

Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон родилась 6 июля 1907 года в поселении Койоакан, ныне пригород Мехико. Отец Гильермо Кало, немец с еврейскими корнями, работал фотографом. Он был творческой личностью и испытывал симпатии к искусству Бетховена и Шопенгауэра. Иногда его преследовали приступы эпилепсии. Мать Матильда Кальдерон, коренная мексиканка, воспитывала нескольких детей и занималась домашним хозяйством.

В 6-летнем возрасте Фрида перенесла инфекционное заболевание полиомиелит, вследствие чего правая нога девочки перестала нормально развиваться и была тоньше левой. В школьные годы дефект стал поводом травли со стороны одноклассников. Её прозвали «деревянная нога». Вместе с этим, она не стеснялась своей инвалидности и росла шебутным ребёнком. Играла в футбол и даже занималась боксом. В последствии Фрида отмечала, что травля в детском возрасте серьёзно закалила её характер.

Юность и учёба

Болезнь и регулярные посещения врачей сформировали у девочки желание стать врачом. После окончания школы она поступила в препараторию при Университете, где преподавали начальное медицинское образование. В те годы профессия медика считалась мужской, поэтому на несколько тысяч студентов приходилось всего 35 студенток, включая Фриду Кало.

Здесь она впервые увидела будущего мужа, которого звали Диего Ривера. Это знаменитый художник, которого университет нанял для сложной росписи. Мужчина был старше девушки в 2 раза и в этот период они не общались. Однажды Фрида натёрла мылом лестничные ступени, чтобы посмотреть, как этот бегемот с лицом жабы поскользнётся.

Авария

В один из сентябрьских дней 17-летняя Фрида ехала домой в автобусе. Внезапно водитель не справился с управлением и на скорости влетел во встречный трамвай. Дорожные полосы разделяли стальные перегородки, которые оказались между транспортными средствами.

Труба от конструкции прошила кузов автобуса и вонзилась девушке в поясницу, пробила таз и вышла из паховой области. Позвоночник сломался в трёх местах. Кость правой ноги получила 11 переломов, сломались кости ключицы и рёбра. Внутренние органы разворотило. Выжить с такими повреждениями казалось невозможно.

Три недели Фрида пробыла в коме. Врачи, сами не ожидая от себя, сотворили чудо – спасли жизнь девушке. Целый год она пролежала на больничной койке в гипсе и корсете. Ей пришлось перенести 2 десятка операций и длительную реабилитацию.

Находясь в палате, девушка скучала и захотела рисовать. Отец соорудил для неё специальный мольберт, принес краски и повесил зеркало для работ над автопортретом. Так Фрида начала рисовать в лежачем положении. Стоит сказать, что мать ни разу не навестила дочь.

Знакомство с Диего Риверой

Живопись стала мостиком для знакомства с супругом. После выписки Кало встретилась с Диего Ривера, чтобы предоставить ему свои больничные эскизы на оценку. Постепенно она влюбилась в маститого и обаятельного художника. Он был свободен на тот момент и молодое дарование вскружило ему голову.

Фрида писала письма Диего, обольщала и манипулировала его сознанием. В 1929 году пара заключила официальный брак. В 1939 году состоялся развод, а в 1940-м сыграли вторую свадьбу. Страстный союз продлился всю жизнь, с периодическими расставаниями и воссоединениями.

Рис. 3 Диего Ривера и Фрида Кало

Занятия живописью

Выбравшись с того света, Фрида с головой увлеклась рисованием. Её сюрреалистичная и самобытная женская живопись придётся по вкусу немногим. На большинстве картин изображена физическая и моральная боль. Всего у художницы 133 картины различного настроения. Здесь и автопортреты, образы мужа и людей, дети, мексиканская культура. К своему творчеству она была настроена критически.

Старалась избегать галеристов и коллекционеров. Даже когда те покупали её картины, она сетовала, что эти деньги они могли потратить более выгодно. Таким образом она кокетничала, стараясь подчеркнуть свой статус самоучки на фоне мужа, признанного профессионала.

*От автора. Всё же отрешённая живопись Фриды нашла своего почитателя. Вот пресс-релиз к её 1-й выставке в США (1938): «Работы начинающей художницы, определённо, значительны и угрожают даже её увенчанному лаврами знаменитому мужу».

Друзья, знакомые

Фрида Кало была очень общительной женщиной. В 1928 году её с удовольствием приняли в ряды Мексиканской коммунистической партии. Помимо политических соратников, дом всегда наполняли люди культурных слоёв, друзья Диего. Она умела дружить и ценила взаимовыручку.

В Америке сдружилась с Клэр Бут Льюс, редактором журнала «Ярмарка тщеславия». Клэр заказала у Фриды картину в память о своей приятельнице самоубийце Дороти Хейл. Кало согласилась. Из-под её кисти вышло полотно «Самоубийство Дороти Хейл». Этот холст вызвал у заказчицы и общества сильно негодование, так как был написан в свойственной Фриде манере.

Личная жизнь

С 19-летнего возраста Фрида связала свою судьбу с Диего Ривьера. Через 4 года знакомства они поженились. Так как супруг был намного выше и больше супруги, их брак в шутку называли союзом «слона и голубки». Несмотря на искренние чувства, Диего и Фрида вели свободную половую жизнь.

Самый известный роман художницы произошёл со Львом Троцким, которого семья Ривера приютила у себя в доме. Случился скандал, и советский коммунист устранился из дома художников. Впоследствии Диего станет первым подозреваемым в убийстве Троцкого и будет вынужден скрываться в Сан-Франциско у любовниц Полетт Годдар и Ирены Богус.

Есть сведения, что Кало вскружила голову Владимиру Маяковскому и у них были скоротечные отношения. Также она была музой американского фотографа Николаса Мюррэя. Вместе с этим, художница не скрывала своей бисексуальности. Среди её любовниц числились: певица Чавела Варгас, Долорес Дель Рио, Тина Модотти и Полетт Годдар (любовница мужа).

Сексуальные связи супруги с женщинами Диего переносил с лёгкостью. Детей в браке не было, так как детородные органы Фриды серьёзно пострадала при аварии. В её биографии несколько выкидышей. Эти страдания также перенесены на полотна.

Рис.4 Фрида Кало «Госпиталь Генри Форда» (1932)

Творчество

Как истинная мексиканка, Фрида Кало рисовала свои работы под влиянием национального искусства. В её ранних картинах легко угадывается стиль доколумбовых цивилизаций, благодаря наивным символам и фетишам. Специалисты распознают и европейские нотки, скорее всего от влияния на художницу Боттичелли. Но, будучи замужем за художником, Фрида автоматически подчерпнула немного стилистики Диего.

Расцвет творчества Кало пришёлся в период 40-х годов. Женщина предпочитала жанр автопортрета и отображала на холсте всё то, что с ней происходит: измены супруга, потеря младенцев, любовники. Россияне смогли ознакомиться с творчеством Фриды в 2003 году, именно тогда в Москве состоялась выставка её картин.

Все полотна имеют высокую стоимость, исчисляемую миллионами долларов США. Например, автопортрет «Корни» (Raices) оценивается в $ 7 млн, а первая картина 1929 года стоит от $ 3 до $ 5 млн. В Мексике есть торговая марка «Фрида Кало», под которой выпускаются парфюмерия, текила, пиво, бельё, корсеты и спортивная обувь. Правообладатель бренда Карлос Дорадо – предприниматель и владелец фонда «Frida Kahlo Corporation».

В 2002 году, режиссёр Джули Тэймор выпустила биографичную кинокартину «Фрида», сняв в главной роли Сальму Хайек. Предлагаем посмотреть трейлер к ленте.

Авария и начало художественного пути

Фриде было 18 лет, когда она вместе с парнем Алехандро попала в страшную аварию: деревянный автобус, на котором они ехали, столкнулся с трамваем. Фрида получила серьёзные травмы: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей правой ноги, раздробленную и вывихнутую правую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, металические перила прошли через ее таз.

Месяц она провела в больнице, а после почти год была прикована к кровати. От карьеры врача пришлось отказаться, поэтому Фрида задумалась о профессии медицинского иллюстратора. Она попросила у отца кисти и краски. Ей установили специальный подрамник, позволявший писать лёжа, а под балдахином кровати прикрепили большое зеркало.

Лежа в постели, восстанавливаясь после тяжелой аварии, она начала писать первые картины. С тех пор темы смерти и хрупкости человеческого тела нередко проявлялись в ее картинах. А больничная кровать стала определенным символом ее творчества.

Большинство работ, которые Кало написала за то время, — портреты сестер, школьных подруг и себя самой. Но самой первой картиной стал автопортрет, что навсегда определило основное направление творчества: «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и знаю себя лучше всего».

После выздоровления Фрида вступила в Коммунистическую партию Мексики и познакомилась со многими политическими активистами и художниками, в том числе с изгнанным кубинским коммунистом Хулио Антонио Мелле и фотографом Тиной Модотти. Именно последняя представила Фриду ее будущему мужу — Диего Ривере — одному из самых успешных художников того времени.

Смерть влюбленной в жизнь и увековечивание имени горячей художницы

Вскоре после последней выставки врачи рекомендовали ей новую операцию – началась гангрена. Ей ампутировали часть ноги, но это не очень-то помогло. Резать дальше врачи просто не успели. Фрида Кало скончалась тринадцатого июля 1954 года. Причиной стала пневмония от долгого нахождения в лежачем положении. Посмертное вскрытие решено было не проводить, хотя многие считали, что она умерла от передозировки опиатами, которыми увлеклась еще в молодости. Но если и так, то причиной тому была сильная физическая боль, с которой она прожила большую часть своего земного пути.

Прощались с художницей во Дворце изящных искусств, куда пришел сам президент Мексики – Ласаро Карденас дель Рио — любимый супруг и все, кто ее помнил и знал, а также огромное количество поклонников.

В следующем году Диего выехал из «Голубого дома» навсегда. Там был организован музей художницы.

В девяносто четвертом году прошлого века джазовый флейтист из Соединенных Штатов Джеймс Ньютон представил альбом, под названием Suite for Frida Kahlo, под лейблом AudioQuest Music. Весной 2001-го изображение женщины было напечатано на почтовой марке США.

В восемьдесят третьем году писательница, историк и биографист Хейден Эррера опубликовала книгу под названием «Фрида Кало». Она не претендует на полную степень достоверности, однако в ней использованы материалы приватных дневников художницы. В 2002-м по данному произведению был снят сериал с непревзойденной Сальмой Хайек в главной роли. В многосерийной художественной киноленте «Лев Троцкий» (2017) режиссера Александра Котта мексиканскую бунтарку сыграла Виктория Полторак.

На заре нового века предприниматель и инвестор Карл Дорадо из Венесуэлы организовал фонд Frida Kahlo Corporation. Родственницы нашей героини предоставили ему право на коммерческое применение ее имени. Благодаря этому появились духи, марка экологической косметики, повседневная и спортивная обувь, натуральное нижнее белье и даже семидесятиградусная текила, которые носят имя Фрида Кало.

Принимаем эстафету

Эта поразительная женщина прошла через колоссальное количество испытаний, но не утратила здорового оптимизма и желания жить. Ее железная воля позволили не смириться с положением инвалида, а снова подняться и творить. Выбравшись из бездны чудовищных травм и нечеловеческой боли, она подарила миру десятки настоящих шедевров, которыми восхищаются потомки.

Искусство Фриды особенное, не прикрытое, манящее, а порой пугающее и даже мучительное. Она не боялась выражать свое отношение к миру через изображение страданий и боли, которые ей пришлось пережить. Все это позволило ей сформировать характер, жесткий стержень, который поддерживал, ее даже когда физические силы были на исходе.

Брак голубки и слона

Сам Диего Ривера так описывал одну из первых встреч с Фридой: «Я работал на одной из фресок в здании Министерства образования, когда услышал: «Диего, пожалуйста, спустись оттуда! Я хочу обсудить кое-что важное с тобой!» Я повернул голову и посмотрел вниз. На земле подо мной стояла девушка лет восемнадцати. У нее было прекрасное нервное тело, увенчанное тонким лицом. Ее волосы были длинными; темные и густые брови сходились над переносицей. Они были похожи на крылья черного дрозда, и их черные арки обрамляли два темных карих глаза».

Фрида Кало и Диего в Мехико, 1933. Фотограф: Martin Munkácsi

Фрида сказала Ривере: «Я пришла сюда не ради удовольствия. Мне нужно заработать на жизнь. Я написала несколько картин и хочу, чтобы ты оценил их как профессионал. Мне нужно честное мнение, потому что я не могу просто тешить свое тщеславие. Я хочу, чтобы ты честно сказал мне, смогу ли я стать достаточно хорошим художником, чтобы это стоило моего времени. Посмотришь на них?»

Кало показала ему три портрета. Ривера был впечатлен, в полотнах он считал необычную энергию, характер и в то же время серьезность. В них не было тех приемов, к которым обычно прибегают начинающие художники, чтобы показаться оригинальными. Напротив, Ривера видел в них честность и самобытность. Для него было очевидно, что Фрида — настоящая художница. «Тогда я об этом еще не знал, но Фрида уже стала самой важной частью моей жизни. И оставалась до самой своей смерти на протяжении последующих 27 лет», — писал Диего.

Несмотря на то, что Ривера был старше Кало на 20 лет, они начали встречаться и планировали пожениться. Мать Фриды были против союза и назвала его браком между голубкой и слоном: Ривера был высоким и грузным, а Кало — миниатюрной и хрупкой. Отец же брак одобрил. Он знал, что Ривера богат и сможет без труда содержать семью.

После свадьбы Фрида и Диего переехали в штат Морелос, где во время гражданской войны проходили одни из самых тяжелых боев. Это переезд оставил отпечаток на творчестве Кало. Она все больше черпала вдохновение в мексиканском народном искусстве. Также, по мнению историка Андреа Кеттенманна, на нее серьезно повлиял трактат мексиканского художника Адольфо Бест Моугарда. В ее работах можно найти приемы, которые он в целом описывал: отсутствие перспективы и сочетание элементов доколумбийского и колониального периодов мексиканского искусства.

Подобно многим мексиканским художницам Фрида стала носить платья доиспанской эпохи: длинные красочные юбки — костюм теуаны, сложные головные уборы и массивные украшения. Такой стиль помогал Фриде выразить свои феминистские и антиколониальные идеалы, она не хотела подчиняться европейской моде — и своему стилю она оставалась верна, даже когда они с Диего в 1931 году переехали в Сан-Франциско.

Авария

В 18 лет Кало Фрида попала в автомобильную аварию — автобус, в котором она ехала со своим другом, протаранил трамвай. Спутник отделался легкими травмами, тогда как сама художница повредила практически все что можно, среди основных травм были: перелом позвоночника в трех местах, практически раздробленные таз и ступня, переломанные ребра. Помимо прочего, железный прут пропорол ее живот, сведя возможность когда-нибудь стать матерью к минимуму. Вопреки всем прогнозам, Фрида в очередной раз проявила силу духа и выжила. В течение долгих лет она перенесла более тридцати операций, была прикована к постели, затянутая в ортопедический корсет и гипс. Циничным и страшным является тот факт, что именно из-за этой трагедии девушка впервые взяла в руки кисть. Сходя с ума от одиночества и мыслей, что разрывали ее разум, она стала писать автопортреты.

Лежа это было делать нелегко, однако особый подрамник и зеркало, расположенное над кроватью, помогли в этом начинании. В дальнейшем художница Фрида Кало большую часть своих терзаний и стремлений выразила именно в автопортретах, все ее творчество строилось на них. Подобный шаг был обусловлен далеко не самолюбованием. Посудите сами: бесконечными минутами, часами, днями она была предоставлена самой себе, копаясь, познавая, разглядывая. Весь тот поток эмоций, сил и отчаяния, через которые она воспринимала мир, отобразился в ней же. Лицо на холсте как посредник между внешним и внутренним. Вздорная, смешливая, резкая и возмутительно откровенная, средоточие радости и жизни — так ее видели окружающие, однако настоящая Фрида Кало (картины, фото, дневники не дадут соврать) грызла себя изнутри, пытаясь вырвать у судьбы то, что ей причитается.

Американский период

В США Диего рисовал фрески для фондовой биржи в Сан-Франциско и Калифорнийской школы изящных искусств. Как и в Мексике, в США Диего был знаменитостью, Фриду же знали только как его жену. В это время ее представили известным американским фотографам и художникам, в том числе Николасу Мюрею, с которым у нее завязался 10-летний роман.

Шесть месяцев в Сан-Франциско стали продуктивными для Фриды — она написала одну из самых знаменитых картин «Фрида и Диего Ривера». Это двойной портрет. На картине Фрида и Диего стоят держась за руки — это символ любви. В руках у Риверы палитра и кисть, потому что Фрида всегда восхищалась его талантом. В отличие от других работ, где много красок и разных сцен, в этой нет ничего, что могло бы отвлечь внимание от персонажей. Неожиданно для самой Фриды полотно оказалось на ежегодной выставке Общества женщин-художников — это был первый раз, когда ее работу представили публике.

Фрида и Диего Ривера, 1931

После короткого возвращения в Мексику Кало с Риверой снова приехали в США в 1932 году, на этот раз в Детройт. В этот приезд Фрида уже бегло говорила по английски и не стеснялась общаться с прессой. В первый же день она сказала, что из них двоих она — лучший художник.

Многие аспекты жизни в США ей не нравились. Американцы в большинстве своем казались Кало скучными и черствыми. В письме к подруге Фрида писала: «Я видела здесь тысячи людей, которые испытывают самые ужасные страдания без еды и без сна. Ужасно видеть богачей, которые устраивают вечеринки ночью и днем в то время, как тысячи людей умирают от голода». В Детройте ее также возмущало, что некоторые гостиницы не принимали еврейских гостей.

В художественном плане год проходил хорошо. Кало стала пробовать новые техники, например, травления и фрески, стала делать упор на темы боли, хрупкости тела, человеческих страданий. Она пишет несколько картин в манере ретабло (мексиканские небольшие красочные картинки, нарисованные в благодарность святым). Среди картин, написанных в манере ретабло, — знаковые «Больница Генри Форда» и «Автопортрет на границе Мексики и США».

Больница Генри Форда, 1932 год

Автопортрет на границе Мексики и США, 1932 год

Первая нарисована после второго выкидыша. На ней Фрида лежит на больничной койке. Над животом держит три красные, как артерии, ленты. Конец первой ленты превращается в пуповину, которая ведет к зародышу, — это ребенок, потерянный при выкидыше. Над изголовьем кровати витает улитка — символ медленного течения неудавшейся беременности. Анатомическая модель нижней части туловища над изножьем кровати, так же, как и модель кости внизу справа, указывают на причину выкидыша — поврежденные при аварии позвоночник и таз. Устройство внизу слева может символизировать собственные «негодные» мускулы, которые не позволили ей сохранить ребенка. Пурпурную орхидею, изображенную в центре под кроватью, принес Фриде в больницу Диего.

Вторая картина демонстрирует двойственное отношение Фриды к США. Кало изображает себя на пьедестале в виде живой статуи с флажком Мексики в руке. Ее фигура разделяет композицию на две части. Слева — родная Мексика, ее история и символы, включенные в круговорот природы. Справа — образ США, где царят машины, небоскребы, механизмы и дымят трубы.

И хотя ни одна из написанных в этот год работ не была представлена на выставках в Детройте, местная газета сделала интервью с Фридой, которе сниходительно озаглавили: «Жена мастера росписи балуется произведениями искусства».

Детство и юность

Родилась Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон за три года до мексиканской революции, 6 июля 1907 года, в поселении Койоакан (пригород Мехико). Мать художницы Матильда Кальдерон была безработной фанатичной католичкой, державшей мужа и детей в строгости, а отец Гильермо Кало, боготворивший творчество Бетховена и Шопенгауэра, работал фотографом.

Портрет Фриды Кало

В 6 лет Фрида переболела полиомиелитом, в результате которого ее правая нога стала тоньше левой на несколько сантиметров. Постоянные издевки сверстников (в детские годы у нее было прозвище «деревянная нога») только закалили характер Магдалены. Назло всем не привыкшая унывать девочка, превозмогая боль, играла с парнями в футбол, ходила на плаванье и занятия по боксу. Также Кало умела грамотно маскировать свой изъян. В этом ей помогали длинные юбки, мужские костюмы и надетые поверх друг друга чулки.

Родители Фриды Кало

Примечательно, что в детские годы Фрида грезила не карьерой художницы, а профессией врача. В 15 лет она даже поступила в Национальную подготовительную школу «Препараторию», в которой юное дарование на протяжении пары лет изучало медицину. Хромоногая Фрида была одной из 35 девушек, которые получали образование наравне с тысячами юношей.

Фрида Кало в детстве

В сентябре 1925 года произошло событие перевернувшее жизнь Магдалены с ног на голову: автобус, на котором 17-летняя Кало возвращалась домой, столкнулся с трамваем. Металлические перила вонзились девушке в живот, проткнули матку и вышли в паховой области, позвоночник сломался в трех местах, а ногу, искалеченную детской болезнью, не спасли даже три чулка (конечность поломалась в одиннадцати местах).

Фрида Кало (справа) с сестрами

Три недели барышня пролежала в больнице без сознания. Несмотря на заявления врачей о том, что полученные травмы не совместимы с жизнью, отец, в отличие от супруги, которая ни разу не пришла в госпиталь, не отходил от дочери ни на шаг. Глядя на обвитое гипсовым корсетом неподвижное тело Фриды, мужчина считал победой каждый ее вдох и выдох.

Фрида Кало в молодости

Вопреки прогнозам светил медицины, Кало очнулась. После возвращения с того света Магдалена почувствовала невероятную тягу к написанию картин. Отец сделал для горячо любимого чада специальный подрамник, позволявший творить лежа, а также прикрепил под балдахином кровати большое зеркало, чтобы дочь во время создания произведений могла видеть себя и окружающее ее пространство.

Фрида Кало в молодости

Уже через год Фрида сделала свой первый карандашный набросок «Авария», в котором бегло зарисовала катастрофу, искалечившую ее физически и душевно. Твердо встав на ноги, Кало в 1929 году поступила в Национальный институт Мексики, а в 1928 году стала членом коммунистической партии. В то время ее любовь к искусству достигла своего апогея: Магдалена днем сидела за мольбертом в художественной студии, а вечерами, облачаясь в экзотический наряд, скрывавший ее увечья, отправлялась на вечеринки.

Художница Фрида Кало

Изящная, утонченная Фрида непременно держала в руках бокал вина и сигару. Непристойные остроты экстравагантной женщины заставляли гостей светских раутов хохотать без остановки. Поразителен контраст между образом импульсивной, жизнерадостной особы и проникнутыми ощущением безысходности картинами того периода. По заявлениям самой Фриды, за шиком красивых одеяний и лоском вычурных фраз скрывалась ее покалеченная душа, которую она являла миру только на холсте.

Возвращение домой и признание Фриды

Вернувшись в Мехико в 1934 году, Кало пишет «Тут висит мое платье», в которой она пыталась изобразить поверхностность американского капитализма. Эта картина наполнена иконами современного индустриального общества США. Обычно на картинах можно найти саму Фриду, но на этой её быть не может. «Я могу быть в Америке, но там висит только мое платье, моя жизнь — в Мексике», — говорила она.

Тут висит мое платье, 1934 год

По приезде они с Риверой переехали в новый дом в дорогом районе Сан-Анхель. Дом был сделан учеником Ле Корбюзье и состоял из двух секций. Первая, бело-красная — секция Риверы, вторая, лазурного цвета — секция Фриды. Соединял два дома небольшой воздушный мостик. Этот дом стал важным местом встречи зарубежных художников и политических деятелей.

Несмотря на желание погрузиться в творчество Фрида не писала картины. У нее снова начались проблемы со здоровьем: она перенесла удаление аппендицита, два аборта и ампутацию двух пальцев на ноге из-за гангрены. К тому же их отношения в Риверой стали напряженными — он завел роман с ее младшей сестрой Кристиной, который продлился около года. Как только Кало узнала об этом, она хотела развестись с Риверо и даже переехала в квартиру в центре Мехико. Правда, разлука была недолгой, супруги вскоре помирились.

Автопортрет для Троцкого, 1938

Что мне дала вода, 1939

В 1936 году Фрида вернулась в политику и присоединилась к Четвертому интернационалу Льва Троцкого. Вместе с Риверой они обратились к мексиканскому правительству с просьбой дать убежище Троцкому, бежавшему из Союза. Он прибыл вместе с женой Натальей Седовой. Они поселились в лазурном доме Фриды Кало. За два года, которые Троцкий прожил в Мексике, они с Кало стали друзьями и любовниками. Фрида даже написала для него автопортрет. Помимо него она также создала еще несколько важных работ: «Что мне дала вода», «Память (сердце)», «Моя медсестра и я».

Память (сердце), 1937 Моя медсестра и я, 1939

Хотя Фрида все еще не была уверена в своих работах, в начале 1938 года Национальный автономный университет Мексики выставил некоторые из ее картин. В этом же году французский писатель Андре Бретон организовал в США персональную выставку в галерее Жюльена Леви. Несмотря на Великую депрессию, охватившую США, половина выставленных работ была продана. Во Франции, где Бретон также обещал организовать Фриде выставку, возникли технические проблемы, кроме того, галерея Марселя Дюшана согласилась взять только две картины Фриды, назвав остальные шокирующими.

Лондонская выставка сорвалась во многом из-за отсутствия средств и приближающейся Второй мировой войны. Вместе с этим Лувр купил одну из картин Фриды — автопортрет «Рама» для своей коллекции. Также художницу тепло приняли парижские коллеги — Пабло Пикассо и Хуан Миро. А представители мира моды сделали ее новой иконой стиля — именно в это время Николас Мюрей создал знаменитый снимок Фриды, который поместили на обложку приложения парижского Vogue. Вернувшись в Нью-Йорк, Фрида хотела возобновить отношения с Мюреем, но узнала, что он женится и вынужден с ней порвать.

Знаменитая художница: биография девушки с двумя десятками корсетов

Яростная коммунистка и феминистка, настоящая бунтарка, вечный пациент и икона стиля для многих, всепрощающая обожающая супруга и нежная влюбленная школьница – все эти слова с огромной долей правды отражают характер мексиканской рисовальщицы. Несмотря на более чем шесть десятков лет, прошедших с даты смерти Фриды Кало, она остается интересной публике не только яркостью и необычностью своего таланта, но также волевым характером и трудной, изломанной во всех смыслах, женской судьбой. Так какой же она была, одна из самых эпатажных личностей в истории живописи и искусства в целом?

Важно

В год своего совершеннолетия Фрида угодила в страшную автокатастрофу, после которой полностью поправиться не смогла никогда. Тяжелейшие переломы и травмы повлекли за собой более трех десятков сложных и опасных операций. Это происшествие не только полностью переориентировало направление ее устремлений и планов на будущую жизнь, но и дало направление искусству. В полотнах Кало превалируют темы боли, страдания, хрупкости человеческой оболочки и смерти.

Краткая характеристика жизни и деятельности

Рожденная в семействе немецкого фотографа и мексиканской индианки, будущая художница с раннего детства познала боль и лишения. Она перенесла полиомиелит, который в начале двадцатого века не умели ни предупредить, ни толком лечить. Однако, вопреки знакам судьбы девочка занималась спортом, упорно училась. После страшной катастрофы она впервые заинтересовалась рисованием и действительно нашла в этом деле свою отдушину, позволяющую выразить чувства, спроецировать их из глубин собственной души на зрителя.

Творчество Фриды – это своего рода дневник, в котором она показывает самое сокровенное, тайное и настоящее свое нутро. Большинство ее картин – автопортреты. В них есть непрекращающаяся боль от сломанных костей и вывернутых суставов, предательство любимого мужчины, неспособность к материнству при огромном желании и множество иных трагических чувств. Тем не менее современники говорили, что более жизнерадостного и влюбленного в окружающий мир человека они не знали.

В молодости девушка увлеклась идеями коммунизма и до самого конца яростно боролась за их воплощение в жизнь в своей стране. Она приютила у себя опального революционера из далекой холодной России – Льва Троцкого. Фрида рано стала известной, объездила много государств и повидалась с большим количеством известных личностей. Она дождалась большой выставки и в своей стране, после чего решила, что может уходить. После кончины женщины о ней на время забыли, но уже с приходом нового тысячелетия ее имя снова зазвучало – ее признали наиболее самобытной художницы двадцатого века.

Рождение горячей мексиканки

Если кратко, биография Фриды Кало полна разнообразными трагическими событиями и происшествиями, что не могло не отразиться на ее творчестве в будущем. Отец девочки, Гильермо Кало, был немецким художником из лютеран. Позже она любила утверждать, будто он имел еврейские корни, однако это заблуждение, так как предков его можно без труда отследить вплоть до шестнадцатого столетия.

Мужчина поселился в пригороде столичного Мехико, городке под названием Койоакан. Там он познакомился с юной красоткой Матильдой Кальдерон, которая вела свой род от древних ацтеков. Шестого июля 1907 года она родила девочку, названную Фридой. Та стала самой младшей в семье и самой «проблемной». В шесть лет она умудрилась заразится полиомиелитом и ее очень долго лечили. Вытерпев нечеловеческие боли, кроха навсегда осталась инвалидом – ее нога стала тоньше и короче другой, что и пришлось скрывать под длинными и пышными юбками, которые она так любила.

Становление характера

Дети в школе дразнили маленькую Фриду, ведь она хромала. Они называли ее «Деревянной ногой» и даже пытались травить. Сперва она надевала на одну ногу несколько чулок, чтобы скрыть ее толщину, но это плохо помогало – хромота все равно была заметна. Сломаться под натиском жестоких одноклассников Кало себе не позволила – она записалась на бокс, ходила на плавание, с удовольствием гоняла с соседскими мальчишками в футбол. Все это помогло восстановиться после тяжелой болезни и снова ощутить себя здоровой и счастливой.

В 1922 году Фрида подала документы в Национальную подготовительную школу под названием «Препаратория», одну из лучших в стране. Оценив способности девушки, ее приняли, и она стала одной из тридцати пяти особ женского пола из двух тысяч учащихся. Там ее сразу оценили и полюбили, она приобрела большой авторитет и даже организовала закрытый клуб под названием «Качучас», в который входило восемь человек. В то время, когда ее сестрицы с удовольствием наряжались в модные платья и обсуждали дамские шляпки, сама девушка носила мужскую тройку. Многие считали ее поведение скандальным и эпатажным. Как раз в это время она впервые увлеклась рисованием, делая на этом поприще первые несмелые шаги.

Последние годы

В Мехико ее также ждали плохие новости. Ривера потребовал развода, правда публично заявил, что «это вопрос юридического удобства и нет никаких сентиментальных, творческих или экономических причин». Несмотря на развод, они оставались друзьями: она продолжала управлять его финансами и перепиской

После развода художница написала картину «Две Фриды». Здесь изображены две ее личности. Одна — традиционная Фрида в тетуанском костюме, которая так нравилась Диего (справа), вторая — в свадебном платье в викторианском стиле. Обе они несчастны, поскольку любовь одной из них осталась в прошлом, а вторая обречена на жизнь без сердца. И обе они погибают, потому что главная артерия, связавшая их сердца, разрезана, хоть и схвачена хирургическим зажимом. С 1947 картина находится в Национальном институте изящных искусств в Мехико.

Две Фриды, 1947 год

В 1941 году работы Фриды были представлены в Институте современного искусства в Бостоне, а в следующем году она участвовала в двух громких выставках в Нью-Йорке. В 1943 году ее работы включили в выставки «Мексиканское искусство сегодня» в Филадельфийском музее изобразительных искусств и в галерее Гуггенхайма «Искусство этого века». В Мехико она также получила признание. Она выставлялась, принимала участие в художественных конференциях и получила должность преподавателя в школе для художников.

Фрида и Сталин, 1954

Марксизм подарит больным здоровье, 1954

В 1950 году она провела девять месяцев в больнице, перенесла семь операций на позвоночнике, после которых испытывала такие невыносимые боли, что больше не могла работать без болеутоляющих. Ее живопись начинает характеризоваться слабой, торопливой, почти небрежной работой кисти, что является следствием приема сильных препаратов. Желание художницы включить в работы политическое измерение, принести пользу Революции, становится особенно явственным в картинах 1954 года «Марксизм даст здоровье больным», «Фрида и Сталин» и в незаконченном портрете Сталина. Утром 13 июля 1954 года медсестра нашла Фриду мертвой. По ее словам, Кало приняла больше таблеток, чем должна, и умерла от передозировки.

Последняя выставка

Праздник в душе она умножала, распространяя вокруг. Фрида устраивала незабываемые народные гуляния с фейерверками и воздушными шарами. Здесь были коррида, танцы и песни под народный оркестр.

Фрида Кало Эту картину она написала за восемь дней до смерти. Viva la vida – «Да здравствует жизнь»

Праздники были причудливые и веселые. О них снимались фильмы, которые потом крутили в кинотеатрах. На свою последнюю выставку Фрида приехала на «скорой помощи». Ее уложили на кровать в галерее. Двести посетителей (больше просто не вместилось) до поздней ночи пели ей народные мексиканские баллады.

Фрида Кало покинула мир 13 июля 1954 года от воспаления лёгких. Годы жизни: 1907-1954. Знак зодиака — Рак.

«Фрида Кало: биография» (видео)

Друзья, оставляйте ваши отзывы к статье «Фрида Кало: биография, творчество». Поделитесь информацией в социальных сетях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]