Биография
Анастасия Вознесенская – советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка Российской Федерации. Она знакома телезрителям ролями в фильмах «Майор Вихрь», «Адам и Хева», «Авария – дочь мента», «Вокзал для двоих».
Анастасия Вознесенская в фильме «Гараж»
Но наибольшую известность артистке принесла работа в замечательной комедии Эльдара Рязанова «Гараж», где Вознесенская сыграла беспринципного директора рынка Кушакову. В рязановской комедии актриса появилась в компании звезд советского кинематографа и своего мужа Андрея Мягкова, убедительно сыгравшего потерявшего голос лаборанта Хвостова.
Работа в кино
Работа в области кинематографии складывалась также успешно, как и служба в стенах театра. Дебют Анастасии как актрисы состоялся в 1966 году, когда она получила диплом об актерском образовании. Впервые появилась на экранах телевизоров в картинах «Первая любовь» и «Путешествие».
Ровно через год режиссер Евгений Ташков предложил Вознесенской сняться в главной роли в картине «Майор Вихрь», которая состояла из трех серий. Коллегами по съемочной площадке на этот раз стали Виктор Павлов и Вадим Бероев.
Затем в 1969 году Анастасия Вознесенская получила роль Айшат в киноленте «Адам и Хева». Эта комедия быстро набрала огромное количество просмотров и принесла еще большую популярность актерам. Настя не стала исключением.
В начале 70-х годов наша героиня была на пике популярности. Она продолжала работать в паре с Мягковым, но ему все-равно не удавалось догнать напарницу – она всегда была на шаг впереди. Несмотря на это, Андрей был рад за Настю и никогда ей не завидовал, как думали многие. В свою очередь Вознесенская каждый раз, когда получала роль в новой картине, пыталась выпросить хотя бы небольшой эпизод для друга. Зачастую у нее это получалось.
Они поменялись местами в середине 70-х. Именно тогда Мягков получил большую роль в фильме «Ирония судьбы или с легким паром». Там он снимался вместе с Алисой Фрейндлих. Тогда уже ему приходилось позаботиться о том, чтобы напарница не осталась без работы. Однако не всегда удавалось добыть роль и для Насти. Однажды знаменитый режиссер Коренев отказал актеру и не пожелал снимать его в паре с Вознесенской, а вместо нее взял Наталию Богунову.
Под конец 80-х годов Анастасия стала менее популярной и все реже получала роли от режиссеров. Единственная большая работа, которую ей предложили на тот момент, была роль в «Вокзале для двоих», где она сыграла дежурную в гостинице.
Детство и юность
О детстве и юности артистки информации не найти, что объясняется давней нелюбовью Анастасии Валентиновны к журналистам, излишней шумихе вокруг ее персоны и нежеланием впускать посторонних в личное пространство.
Анастасия Вознесенская в молодости
Родилась Вознесенская в июле 1943 года в российской столице. Окончила одну из московских школ и в начале 1960-х поступила в Школу-студию МХАТ. Она училась на одном курсе с Верой Алентовой, Владимиром Меньшовым, Ириной Мирошниченко и будущим мужем Андреем Мягковым.
Кем были родители Анастасии Валентиновны и как приняли решение дочери стать актрисой, история умалчивает. Известно, что Вознесенская – не единственный ребенок в семье. У артистки две сестры, с которыми, по неподтвержденным сведениям, она не поддерживает отношений после смерти матери в начале 2000-х.
Студенческая любовь
Андрей Мягков. / Фото: www.kino-teatr.org
Он поступил в школу-студию МХАТ после окончания химико-технологического института, а она — сразу после школы. Андрей Мягков был старше всех на курсе, Настя Вознесенская была самой младшей. И, к слову, самой красивой.
Анастасия Вознесенская. / Фото: www.kino-teatr.org
Он сразу понял, что это – его девушка. Ни о какой дружбе просто не могло быть и речи. Настенька, тоненькая, хрупкая, раздумывала над тем, сможет ли она всегда быть с этим человеком. У нее было море поклонников, но Андрей так красиво пел, что она сначала влюбилась в его голос, потом в походку, и поняла, в конце концов, что просто не может без него нормально дышать. Они стали всюду появляться вместе: на занятиях, в студенческой столовой, на переменах. Андрей и Настя всегда держались за руки. И было в этом что-то необыкновенно трогательное и нежное.
Он не бросал весь мир к ее ногам, он просто стал для нее самым нужным человеком, самой надежной защитой от всех невзгод и проблем. На втором курсе они стали мужем и женой, пообещав друг другу быть вместе в горе и радости, в богатстве и в бедности, в славе и забвении.
Театр
Школу-студию МХАТ актриса окончила в середине 1960-х. Перспективную выпускницу и обаятельную молодую женщину в труппу «Современника» позвал сам Олег Ефремов, но Анастасия Вознесенская поставила условие: согласится только в паре с Мягковым. Художественный руководитель вынужденно согласился и не пожалел.
На подмостках «Современника» актриса не потерялась среди созвездия талантливых коллег. Вознесенская сыграла Машу в чеховской «Чайке», Бабакину в постановке «Иванов» и героинь пьес Александра Вампилова «Провинциальные анекдоты» и «Утиная охота».
Анастасия Вознесенская в спектакле «Чайка»
Когда Ефремов покинул «Современник», Вознесенская с Мягковым ушли за мэтром в МХАТ, а после раздела театра в 1987-м снова последовали за Олегом Николаевичем.
В 1980-х Анастасия Вознесенская – прима театра Ефремова. Ведущей артистке доверяют роли всей жанровой палитры – от гротескно-комедийных до драматических. Театральные критики после каждой премьеры разражались хвалебными рецензиями в адрес актрисы, превозносили умение наполнять любую роль психологической достоверностью, не теряя театральной формы.
Творчество
Роли в театре
«Современник»
- «Чайка» А. П. Чехова; постановка О. Ефремова Мария Шамраева
- «Свой остров»
- «Провинциальные анекдоты» А. В. Вампилова
МХТ им. Чехова
- 1999 — «Привидения» Г. Ибсена (постановка Н. Скорика) — Фру Альвинг
- 2002 — «Ретро» А. Галина (постановка А. В. Мягкова) — Роза Александровна Песочинская
- 2008 — «Белый кролик» М. Чейз (постановка А. Каменьковича) — Вета
Радиоспектакли
- 1981 — «Чайка» А. П. Чехов. Режиссёр: Олег Ефремов
—
Маша Шамраева
Роли в кино
- 1966 — Путешествие
- 1967 — Пароль не нужен — Сашенька Гаврилина
- 1967 — Майор Вихрь — Аня
- 1968 — Любить…
- 1969 — Адам и Хева — Айшат
- 1976 — Вы мне писали…
- 1977 — Садись рядом, Мишка
- 1979 — Утренний обход — Клара
- 1979 — Гараж — Анна Алексеевна Кушакова, директор рынка
- 1979 — Примите телеграмму в долг — мать Линёва
- 1979 — Старые долги — Оля
- 1980 — Фантазия на тему любви — Галина Андреевна, тренер
- 1982 — Вокзал для двоих — Юля, дежурная в «Интуристе»
- 1983 — Оглянись — мать
- 1986 — От зарплаты до зарплаты
- 1987 — Кувырок через голову — мама
- 1987 — Ваш специальный корреспондент
- 1989 — Авария — дочь мента — мама Валерии
- 1991 — Виновата ли я
- 1993 — Завещание Сталина
- 1993 — Чехов и К°
- 1995 — Крестоносец — (эпизод)
Фильмы
Кинематографическая биография Вознесенской складывалась не менее успешно, чем театральная. На экранах актриса появилась сразу после окончания вуза. В 1966-м Анастасия дебютировала в короткометражках «Первая любовь» и «Путешествие», а спустя год режиссер Евгений Ташков доверил ей главную роль в 3-серийной военной драме «Майор Вихрь», в основу которой лег одноименный роман Юлиана Семенова.
Анастасия Вознесенская в фильме «Майор Вихрь»
Зрители увидели Анастасию Вознесенскую в образе радистки Ани. Ее партнерами по съемочной площадке стали Вадим Бероев и Виктор Павлов. Мини-сериал имел громкий успех, а все артисты проснулись знаменитыми.
Следующая звездная роль не заставила себя долго ждать. В 1969-м Вознесенская снялась в искрометной комедии Алексея Коренева «Адам и Хева», в которой сыграла яркую второстепенную роль Айшат. Адама и Хеву сыграли Георгий Гегечкори и Екатерина Васильева. Фрунзику Мкртчяну режиссер отвел роль незадачливого мужа, тщетно пытающегося вернуть жену Еву.
Анастасия Вознесенская в фильме «Первая любовь»
На первую половину 1970-х пришелся пик популярности актрисы. В это время Мягков, хотя и снимался, но оставался на шаг позади популярной супруги. Однако, оставаясь в тени, не ревновал к успеху. Анастасия, получая предложения от режиссеров, стремилась «выбить» для мужа хоть эпизод в картине, где снималась.
Все изменилось в середине 1970-х, когда на экраны вышел рязановский кинохит «Ирония судьбы, или С легким паром!», а затем другой, в котором Мягков блистал в дуэте с Алисой Фрейндлих. Теперь Андрей Мягков хлопотал о ролях для жены.
Анастасия Вознесенская в фильме «Вокзал для двоих»
Но если в комедии «Гараж» ему удалось уговорить Рязанова дать роль Вознесенской, то режиссер «Большой перемены» Коренев, снявший супругу Мягкова в «Адаме и Хеве», не пошел на уступки звезде: Нестора Петровича сыграл Михаил Кононов, а роль учительницы Светланы Афанасьевны, которую Мягков потребовал для Анастасии, досталась Наталии Богуновой.
В конце 1980-х карьера актрисы пошла на спад. Единственным «громким» проектом, в котором ей доверили эпизод в эти годы, оказалась мелодрама Рязанова «Вокзал для двоих». Анастасии Вознесенской там досталась роль дежурной в «Интуристе», приютившей героя Олега Басилашвили.
Анастасия Вознесенская в фильме «От зарплаты до зарплаты»
В 1986 году состоялась премьера комедии Аиды Манасаровой «От зарплаты до зарплаты», в которой главных героев сыграли Олег Ефремов и Андрей Мягков. Появилась в заметной роли и Анастасия Вознесенская. Зрители и критики тепло встретили ленту, но сегодня она незаслуженно забыта.
Еще один фильм, о котором заговорили, стала драма Михаила Туманишвили «Авария – дочь мента». Вознесенскую зрители узнали в образе сварливой матери главной героини, которую блестяще сыграла Оксана Арбузова.
Анастасия Вознесенская в фильме «Авария – дочь мента»
В 1990-х Анастасия Вознесенская мелькнула на экранах в эпизодах лент «Виновата ли я», «Завещание Сталина» и «Крестоносец». В актерской среде заговорили о пагубном пристрастии актрисы к спиртному. О том, что из-за малой востребованности в театре и кино женщина погрузилась в депрессию, которую «топила» в алкоголе. Побороть пагубную привычку помог любящий муж, окружив половинку любовью и заботой.
Жена актера
Анастасия Валентиновна состоялась не только, как любящая и заботливая жена Андрея Мягкова – она и сама добилась немалого в профессии.
Анастасия Вознесенская в молодости
После окончания Школы-студии МХАТ Вознесенскую пригласили в «Современник», и она настояла на том, чтобы в театр взяли и ее мужа.
Молодой перспективной актрисе сразу начали доверять главные роли, а после ухода из театра Ефремова, семья Андрея Мягкова в полном составе последовала за ним во МХАТ. И здесь Анастасия Вознесенская сразу стала ведущей актрисой, талантливо исполняющей роли разного амплуа.
В фильме «Гараж»
Андрей Васильевич искренне радовался тому, как успешно развивается карьера жены на театральной сцене, и потом, когда она удачно дебютировала в кино. Анастасия Валентиновна старалась поддерживать мужа, когда его кинокарьера на первых порах никак не складывалась, и в какие бы фильмы ее не приглашали, она старалась выбить роль и для своего мужа.
«Майор Вихрь»
Все изменилось после участия Мягкова в фильме «Ирония судьбы или, С легким паром!», принесшем ему всенародную любовь и популярность, и теперь уже он старался добиться роли для своей жены в картинах, в которых снимался сам.
На фото: Андрей Мягков в фильме «Братья Карамазовы»
В девяностых карьера актрисы в кино пошла на убыль, и в девяносто пятом году вышел последний фильм «Крестоносец», в котором Вознесенская снялась в эпизодической роли. Нереализованность в профессии актриса пыталась заглушить алкоголем, ее не раз видели в театре в нетрезвом виде. Справиться с зависимостью Анастасии Валентиновне помог муж.
Мягков в «Служебном романе»
С ним она играла в спектакле «Белый кролик», каждая постановка которого проходила с аншлагом, пока однажды не почувствовала себя плохо перед выходом на сцену. Медики диагностировали у актрисы инсульт, после которого Анастасия Валентиновна больше в театр не вернулась.
Личная жизнь
С будущим мужем Анастасия Вознесенская познакомилась в театральном вузе. Мягков, у которого уже имелся диплом химика-технолога, оказался старшим на курсе. Внимание на очаровательную хрупкую москвичку ленинградец обратил на первом же курсе. Вспыхнувший роман со временем разгорался сильнее, и студенческую свадьбу пара сыграла, не откладывая на конец учебы.
Вместе супруги прожили полстолетия, сумев не растерять чувств. Знакомые актерской семьи поговаривают, что у пары и сегодня трогательно-нежные отношения, как в первые годы совместной жизни.
Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская в фильме «Вы мне писали…»
Анастасия Вознесенская сумела стать настоящей музой для мужа, вдохновив его на раскрытие многих талантов, помимо актерского. Написав портрет жены, Мягков так увлекся живописью, что его картины украшают дома Галины Волчек и Михаила Горбачева. А услышав от любимой супруги, перечитавшей все детективы, что читать больше нечего, Андрей Васильевич сел за написание книг и сочинил 3 романа, один из которых экранизирован.
В 2013 году пара отметила золотой юбилей совместной жизни: вдвоем, без детей. Не став родителями, они «усыновили» и «удочерили» своих учеников, студентов школы-студии МХАТ.
Почему у актера нет своих детей
Прошедшим летом Андрей Васильевич Мягков отметил свой юбилей – восемьдесят лет. Он горячо любим всей страной за роли Жени Лукашина и Анатолия Новосельцева в культовых кинокартинах Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с легким паром» и «Служебный роман». Любят его, разумеется, и за множество других успешных главных ролей, но именно здесь он показан как профессионал и образец семьянина.
Фото детей Андрея Мягкова вы не найдете нигде. И если ранее Андрей Васильевич наотрез отказывался говорить на эту тему с репортерами, то в вышедшем недавно документальном фильме о жизни Мягкова, он, наконец-то, решил рассказать об этом подробнее. Артист признался, что они с женой бездетны из-за работы.
По словам актера, именно актерская профессия стала основной причиной того, почему у них нет никаких детей. Когда постоянно занят в театре и кино, личная жизнь незаметно уходит на второй план.
Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская познакомились еще будучи студентами. Актер, как он утверждал, влюбился буквально с первого взгляда. И их брак действительно оказался счастливым, хоть и не в полной мере. Но свою любовь они оба смогли пронести через всю жизнь. И дома, и в работе, они всегда были вместе. Поначалу Вознесенская отказалась поступать на службу в театр «Современник» без супруга. А затем и Андрей Мягков в любом сценарии, который ему предлагали, искал подходящие для супруги образы. Так Вознесенская сыграла директора рынка в фильме «Гараж».
И хоть у них нет собственных детей, они все еще способны буквально на все друг ради друга. Когда Андрею Васильевичу потребовалась дорогая операция на сердце, Анастасия подняла все свои связи, но сделала так, чтоб супругу сделали операцию в Германии. А когда Анастасия Валентиновна пережила инсульт, Мягков бросил службу в театре, чтоб ухаживать за возлюбленной. Сейчас они много времени проводят за городом. И хоть бог детей не дал, оба уверяют, что все хорошо.
Анастасия Вознесенская сейчас
В конце 2020 года поклонники актерской пары встревожились новостями о госпитализации Андрея Мягкова, попавшего в больницу с сильными головными болями. В СМИ заговорили о звездной чете, о которой давно ничего не слышно. В театре, где ранее трудились артисты, рассказали, что Мягков и Анастасия Вознесенская давно не появлялись за кулисами из-за проблем со здоровьем.
Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская
Летом 2020 года две звезды отметят юбилеи: Мягкову исполнится 80, а Вознесенской – 75. Они по-прежнему вместе и если изредка выходят на публичные мероприятия, то непременно вдвоем.
Незримая связь
Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская. / Фото: www.mtdata.ru
Андрей Мягков, играя в кино нескладных, простоватых, всем понятных героев, в жизни был полной их противоположностью. Он мог виртуозно выйти из сложной ситуации и разрешить любую проблему. В семье он всегда был главным, Анастасии даже в голову не приходило, что может быть по-другому. Ведь он старше, опытнее, мудрее. Рядом с ним она навсегда осталась юной хрупкой студенткой, нуждающейся в его заботе и защите.
Она готовила ему вкусные обеды и следила за тем, чтобы он вовремя кушал. Когда на съемках Андрей поранил руку, Настя тут же позвонила ему с расспросами, почему у него на руке кровь. Он до сих пор не может понять, откуда она могла узнать, ведь ей никто не звонил и не рассказывал о несчастье.