Хулиган и картежник: детство режиссера
Алексей Балабанов в детстве. Фотография: uznayvse.ru
Алексей Балабанов родился в Свердловске (сегодня – Екатеринбург). Его родители на тот момент еще были студентами: отец учился на последнем курсе юридического факультета, мать заканчивала медицинский. После университета Октябрин Балабанов стал корреспондентом областной молодежной газеты «На смену». Редактором издания был будущий министр культуры РСФСР Юрий Мелентьев, с которым они стали не только коллегами, но и друзьями. Когда Мелентьев уехал в Москву, своим преемником он назначил Балабанова-старшего. Вскоре отец будущего режиссера перешел на работу в Свердловскую киностудию, где был редактором в отделе научно-популярных фильмов. По его сценариям сняли картины «Чугунное кружево», «Слово о севере», «Уральский опыт».
Мать, Инга Балабанова, после рождения сына решила продолжить свое обучение: она поступила в ординатуру и занялась научной работой. В 35 лет она защитила докторскую, а в 1972 году стала директором Свердловского института курортологии и физиотерапии. Работа предполагала частые командировки, в том числе и за границу.
Родители много работали, воспитанием сына они почти не занимались. Алексей Балабанов рассказывал о своем детстве: «Я рос хулиганом, много стрелял из рогатки. Делал «бомбы» и подкладывал в урны, раньше железные такие были, и ждал реакции прохожих. Играл в карты». Мама настояла на том, чтобы Алексей Балабанов учился в школе с углубленным изучением иностранного языка: английский он занимался со второго класса.
В старших классах Алексей Балабанов вместе со своим другом Евгением Горенбургом создали музыкальную группу «Кери». Будущий режиссер был гитаристом. Молодые люди играли популярные песни The Beatles, Deep Purple, Led Zeppelin. В 1976 году Балабанов закончил школу. На вручение аттестата он пришел без двух зубов: накануне выпускного вечера Балабанов подрался из-за девушки.
Детство и юность
В 9-й день осени 1958-го в семье Балабановых, проживавших в тогда еще Свердловске, родился сын Сережа. Как рассказывал актер позднее, детство у него было разностороннее: в нем нашлось место и спорту, и проказам, и драматическому кружку. С ранних лет мальчик с упоением посещал Дворец культуры Уралмаша и выходил на сцену в детских спектаклях и на новогодних утренниках. В последних ученик нередко соглашался на роль пионера Вити, спасающего Деда Мороза.
Среднее образование он получил в местной школе № 28 и успешно сдал вступительные экзамены в театральное училище. Проучившись год, парень вместе с друзьями по-чеховски отправился в Москву, за компанию с ними поступив в ГИТИС.
Сергей Балабанов в молодости (кадр из фильма «Белая лошадь — горе не мое»)
Курс Юрия Жигульского, куда попал студент, был набран при ТЮЗе и РАМПе. Поэтому уже вскоре молодой человек активно появлялся в постановках Театра юного зрителя и знал, где будет служить по окончании вуза.
Благодаря фотографиям на личных страницах в социальных сетях «ВКонтакте» и «Фейсбук» известно, что оба деда артиста участвовали в Великой Отечественной войне. Николай Васильевич ушел на фронт в 1942-м, дошел до Берлина, а в 1945-м совершил легендарный марш-бросок на Прагу и вернулся живым.
Рядовой стрелок Сергей Маркелович Чикалёв, пришедший в этот мир в 1908-м, к сожалению, погиб в 1943-м. Дань памяти своим ветеранам знаменитость старается отдавать каждый год, присоединяясь к акции «Бессмертный полк» вместе с сыном.
Несмотря на схожесть фамилий, родственником культовому режиссеру Алексею Балабанову, снявшему «Брата», «Брата-2», «Груз 200», мужчина не приходится.
Эфиопия, Сирия, Ангола: Балабанов — военный переводчик
Алексей Балабанов. 1980. Свердловск. Фотография: seance.ru
Алексей Балабанов. Фотография: seance.ru
Алексей Балабанов во время службы в армии. Фотография: seance.ru
Сразу после окончания школы Алексей Балабанов поступил на переводческий факультет в Горьковский педагогический институт иностранных языков в Нижнем Новгороде. Позже он вспоминал: «[Родители] ткнули — мне все равно было, где учиться. Я в Политехнический собирался, потому что все туда шли из школы, хотя в физике вообще ничего не понимал. Ни в физике, ни в химии. Но все поступали в УПИ, Уральский политехнический, он самый большой, целый город. Но родители решили по-другому — я им благодарен». В 1980 году режиссер провел полгода на стажировке в Великобритании: сначала две недели жил в Лондоне, остальное время — в Манчестере. Из поездки Балабанов привез много пластинок зарубежной музыки. Когда вернулся в Россию, стал диджеем университетских дискотек. Будущий режиссер часто ходил в кино и завел себе дневник, куда записывал впечатления от просмотра фильмов.
На третьем курсе лингвистического института я понял, что буду работать в кино. Неважно кем, мне было все равно. Любой ценой — но в кино.
Алексей Балабанов
В июне 1981 года Алексей Балабанов закончил институт. Следующие два года режиссер служил в армии. В военкомате предложили распределение на выбор: авиация с вылетами в страны ближнего востока или служба в Эфиопии. Балабанов выбрал первое. Для того, чтобы пройти отбор, он выучил таблицу для проверки зрения – к полетам допускали только тех, кто видел все строчки, а у режиссера была близорукость. Осенью 1981 года выпускника отправили в качестве военного переводчика в Йемен. «В данный момент чувствую себя прекрасно, хотя мне и не дали ни кровати, ни подушки <…> Дали 11 динар — израсходовал только 4, что делать с остальными не знаю. Жалко купил только один набор ручек, а надо было и папе и маме <…> Да, допуска мне, пожалуй, не дадут, но может быть завтра искупаюсь в океане, и это будет здорово. Завтра в Эфиопию и обратно сюда»</…></…>, — писал Балабанов в своем дневнике 24 декабря 1981 года.
Алексей Балабанов летал в Анголу, Эфиопию, Экваториальную Гвинею, Сирию. Чтобы чаще совершать вылеты, а не находиться в управлении, режиссер занимался английским с сыном майора, который отвечал за график полетов. О происходящем в тот момент в Афганистане он узнавал от сослуживцев.
Я в первый раз понял, что такое война, когда в Эфиопии мы садились в машину и мне сказали — садись за водителем. Чтоб прикрыться. Понял, да? С одной стороны цинично, а с другой — рационально. Такое было первое ощущение войны — что здесь могут убить.
Алексей Балабанов (интервью мужскому журналу «Медведь»)
За несколько месяцев до окончания службы режиссера уволили из авиации: сначала опоздал на рейс в Венгрии, потому что покупал музыкальные пластики, а потом отправил другу анекдот про первого секретаря ЦК Леонида Брежнева. Балабанов вспоминал: «Анекдот такой: «Смотрит Брежнев в зеркало и говорит: «Ох уж мне этот Тарковский». Они его не поняли наверняка. Не поняли – но, так как про Брежнева…Это я написал в письме человеку, который поступал на операторский факультет». Его перевели в военно-морской флот и отправили переводчиком на верфь по ремонту подводных лодок в Риге.
Биография режиссера
О причине смерти Алексея Балабанова вы узнаете из этой статьи. Режиссер родился в Свердловске в 1959 году.
Интересно, что среди сверстников Балабанов еще с детства выделялся своей тягой к иностранным языкам. Это было связано с желанием много путешествовать в будущем, что и решило с выбором его профессии. Окончил местную школу, поступил в педагогический институт иностранных языков в Горьком.
Проходя службу в армии, побывал в странах Азии и Африки, принял участие в войне в Афганистане. Заканчивал службу в военном-морском флоте, с тех пор морская тельняшка была его любимой одеждой.
Творческую карьеру начал в должности ассистента режиссера на киностудии в Свердловске. Кинообразование получил на Высших курсах сценаристов и режиссеров, которые окончил в 1990 году.
В Свердловске на него большое влияние оказала андеграундная культура, которая в то время стремительно развивалась. Несмотря на то, что город был вдалеке от Москвы и Ленинграда, здесь зародилась собственная школа рок-музыки, из которой вышло множество знаменитых коллективов. Балабанов тесно общался с музыкантами группы «Наутилус Помпилиус», их песни использовал в нескольких своих фильмах.
Балабанов был дважды женат. От первой супруги Ирины у него остался сын Петр. С Надеждой Васильевой, своей второй женой, он познакомился на съемках картины «Замок». Она работала художником по костюмам. В 1994 году на свет появился Петр.
Васильева была рядом с режиссером до самого конца.
Путешествия на край света, первые фильмы и свердловский рок
Кадр из художественного фильма Алексея Балабанова «Настя и Егор», 1989
Nautilus Pompilius в художественном фильме Алексея Балабанова «Раньше было другое время» (1987)
Кадр из художественного фильма Алексея Балабанова «У меня нет друга», 1988
В 1983 году Алексей Балабанов демобилизовался из армии. Отец смог договориться о его поступлении во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИКе) на сценарное отделение научно-популярных фильмов. Однако проучился Балабанов там недолго: на первом же экзамене преподаватель раскритиковал его рассказ «День рождения», и он забрал документы из института. В интервью для книги «Балабанов» режиссер рассказывал: «Он мне говорит: «Вот по твоему сценарию будут снимать кино. Как ты сделаешь, что вода обжигает ноги?» Я посмотрел и подумал: «Чего, дурак, что ли?». Уехал с сессии и больше не приезжал». Он вернулся в родной город и устроился на Свердловскую киностудию. Его взяли третьим помощником режиссера – на самую низкую должность. Работа предполагала частые командировки: фильмы снимали на Дальнем Востоке и крайнем Севера, в Сибири. Когда у Балабанова было свободное время, он ходил в Свердловский рок-клуб. Там он подружился с Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким — основателями музыкальной группы Nautilus Pompilius.
В 1987 году он успешно прошел вступительные испытания и поступил на Высшие режиссерские курсы в Москве. Алексей Балабанов попал на курс «Авторское кино» к известному режиссеру Борису Галантеру. В этом же году снял свой первый короткометражный художественный фильм «Раньше было другое время». Картина появилась случайно: знакомый студент-оператор попросил Балабанова помочь ему с курсовой работой. Съемки проходили в Свердловске. Режиссер за ночь написал сценарий и привлек в качестве актеров своих знакомых рок-музыкантов. Эта была история девушки, которую предал возлюбленный. Основное действие разворачивалось в ресторане, где играли Nautilus Pompilius. Музыканты «уральской волны» снялись и в двух следующих фильмах Балабанова: «У меня нет друга» о гитаристе Егоре Белкине и «Настя и Егор» о непростой любви между двумя рок исполнителями.
Во время обучения Алексей Балабанов жил в общежитии. Там он познакомился с Сергеем Сельяновым, который учился на отделении игрового кино. До режиссерских курсов Сельянов уже работал редактором на Леннаучфильме и подпольно снял картину «День ангела». Они быстро подружились. В интервью для фильма «Балабанов» режиссера Любови Аркус Сельянов рассказывал: «Познакомились и сразу заговорили о кино. И через несколько минут стало ясно, что мы как-то очень про него одинаково понимаем. Говорим по-разному, наверное, но чувствуем одинаково. Как в «Маугли»: мы с тобой одной крови, ты и я».
В Москве Балабанов встретил свою будущую жену Ирину. Они познакомились на вечеринке общих друзей, и он сразу же в шутку предложил пожениться. Вскоре свадьбу сыграли по-настоящему. У них родился сын Федор, и Ирина Балабанова переехала с ребенком в Свердловск, где с воспитанием помогали родители режиссера.
Театр абсурда: экранизация Беккета и Кафки
Алексей Балабанов на съемках своего художественного фильма «Счастливые дни». Фотография: seance.ru
Алексей Балабанов (в центре) на съемках своего художественного фильма «Трофимъ». Фотография: seance.ru
Виктор Сухоруков в художественном фильме Алексея Балабанова «Счастливые дни» (1991)
В 1990 году Алексей Балабанов успешно окончил курсы и переехал в Ленинград. Сергей Сельянов помог другу устроиться работать на Ленфильм в мастерскую к знаменитому режиссеру Алексею Герману. Через год Балабанов принялся за съемки фильма «Счастливые дни». Сценарий был создан по мотивам творчества ирландского писателя Сэмюэла Беккета. Главный герой картины — маленький человек без имени и прошлого скитается по городу и становится для прохожих каждый раз другим человеком. Мужскую роль исполнил актер Виктор Сухоруков.
На «Счастливых днях» [Балабанов] заставил меня надеть ботинки на полразмера меньше, тесные. Мы снимали зимой на кладбище, я ноги себе отморозил. Говорю ему: «У меня ноги мерзнут…» А он: «Ничего-ничего, потерпи…» Потом оказалось, что это все специально. Ему нужно было, чтобы мои мучения через глаза передавались.
Виктор Сухоруков (программа «В гостях у Дмитрия Гордона»)
Кинолента вышла в прокат в 1991 году. На ее премьерный показ в «Дом кино» пришла Надежда Васильева — художник по костюмам «Ленфильма». В интервью Юрию Дудю Васильева вспоминала: «Сидела в зрительном зале и смотрела «Счастливые дни». Даже не обратила внимание, кто его представлял на сцене <…> И я поняла, что за этого человека я бы хотела выйти замуж. Потому что на экране был мир человека очень близкого мне по духу»</…>. Лично познакомились уже на киностудии: Балабанов занимался свой второй картиной — экранизацией романа Франца Кафки «Замок». Они полюбили друг друга. Балабанов развелся с первой женой, и сделал предложение Надежде Васильевой.
В 1992 году Сергей Сельянов, Василий Григорьев и Алексей Балабанов совместно со студией «Ленфильм» основали кинокомпанию СТВ. Все свои дальнейшие фильмы Балабанов снимал при ее участии. К 100-летию кинематографа в 1995 году режиссер выпустил короткометражку «Трофимъ», которая вошла в альманах «Прибытие поезда». Балабанов переснял знаменитый фильм братьев Люмьер, добавив туда главного героя. В центре внимания оказался один из пассажиров поезда — деревенский мужик, который из ревности убил родного брата топором и сбежал из села.
Сразу же после «Трофима» Алексей Балабанов хотел приступить к съемкам фильма «Про уродов и людей». Сценарий картины уже был готов. Однако идея снять киноленту про первых производителей порнографии не понравилась продюсерам, а своих денег у режиссера не было. Чтобы заработать, Балабанов решил снять массовое кино о бандитах и музыкантах.
«Брат» — культовое кино 1990-х
Алексей Балабанов на съемках своего художественного фильма «Брат». Фотография: seance.ru
Сергей Бодров и Алексей Балабанов (справа). Фотография: hmtk.ru
Светлана Письмиченко в роли Светы и Сергей Бодров в роли Данилы Багрова на съемках художественного фильма Алексея Балабанова «Брат». Фотография: kino.ru
В 1996 году на российском кинофестивале «Кинотавр» Алексей Балабанов познакомился с Сергеем Бодровым-младшим. Актер снялся в фильме «Кавказский пленник» и получил приз за «Лучшую мужскую роль». Балабанов вспоминал: «Он мне очень понравился тогда. Я Сереже предложил: «Давай кино вместе сделаем. Только у меня денег нет». Он говорит: «Ну давай». Я ему рассказал идею «Брата». Бодров согласился. Они быстро нашли общий язык и стали близкими друзьями. Бюджет фильма был 100 тысяч долларов – маленький по меркам киноиндустрии. Экономили на всем: съемки проходили в квартирах и на дачах друзей режиссера, играли в своей одежде. Актеры Сергей Бодров, Виктор Сухоруков, Светлана Письмиченко снялись в фильме бесплатно.
Иностранцы снимали «Анну Каренину». Они уехали, и мне говорит один знакомый: «Серега, тебе не нужна пленка?» Американцы оставили – коробки вскрыты, но замотаны. <…> Пленка оказалась хорошая, свежая – «Кодак», никаких проблем с ней не было. <…> Кто имел машину – возил на машине. По квартирам знакомых снимали. У меня была какая‑то своя световая аппаратура. Гримерши сосиски с картошкой варили на обед. </…></…>
Сергей Астахов, оператор (Мария Кувшинова «Балабанов»)
Фильм закончили за 31 день, и уже в 1997 году он вышел на большой экран. Криминальная драма о Даниле Багрове, который переехал из провинции в Петербург и стал киллером, сразу стала культовой. Персонажа Сергея Бодрова называли «героем нового поколения». Балабанов говорил о фильме: «Это жизненный опыт, вот и все. Это рассказы людей. У меня было пару таких знакомых, которые вернулись с войны и стали бандитами. Но тогда их было немерено просто в стране». Большое внимание режиссер уделял музыке: в картине участвовали группы Nautilus Pompilius, «Чиж», «Аквариум», «Колибри» и гитарист «ДДТ».
Восемь героев «Брата» говорят с экрана не своими голосами: Алексей Балабанов переозвучивал актеров. Роль Виктора Сухорукова, который играл старшего брата Данилы Багрова, дублировал Алексей Полуян. В интервью Юрию Дудю Надежда Васильева рассказывала: «Он считал, что звучание — это съемка фильма во второй раз. Главное для него [Балабанова] было совместить несовместимые вещи: роль одна, ее сыграл артист. А потом эту же роль сыграл другой артист. А он это взял и вместе склеил. Это же интересно. Появляется дополнительная энергия».
Я вот, если откровенно, все время думаю об этом фильме, моем герое, и у меня перед глазами возникает такая картинка. Сидят люди первобытные у костра. Пещера. Кругом хаос первобытный. Звери ходят, ящеры всякие. И вдруг один человек встает и говорит: «Вот сейчас будет так — нужно защищать брата, нужно защищать женщину, нужно защищать слабого!» И это единственные слова, которые звучат в этом хаотичном первобытном мире.
Сергей Бодров, актер
В 1997 году фильм «Брат» показали в каннской программе «Особый взгляд». Картина получила гран-при «Кинотавра», «Золотую медаль» на фестивале в итальянском Триесте и премию «Ника» в номинации лучший фильм.
«Брат»
Первым громким успехом Балабанова стала криминальная драма «Брат», вышедшая в 1997 году. Это история про вернувшегося из армии Данилу Багрова (в исполнении Сергея Бодрова-младшего), который приезжает в родной провинциальный город.
Скучная жизнь не устраивает героя этой ленты, поэтому он отправляется в Санкт-Петербург к своему старшему брату, который, по слухам, за это время стал большим человеком. Когда он его отыскивает, все оказывается не так просто. Его брат работает киллером. Даниле предстоит столкнуться с криминальным миром 90-х, ни на минуту, не забывая о своей принципиальности, обостренном чувстве справедливости. Багров стал героем целого поколения, а Бодров — одним из самых популярных актеров 90-х.
Картина получила Гран-при фестиваля «Кинотавр» и множество других наград.
Любимый фильм Балабанова: «Про уродов и людей»
Алексей Балабанов. Фотография: seance.ru
Кадр из художественного фильма Алексея Балабанова «Про уродов и людей», 1998
Сергей Маковецкий в роли Иогана в художественном фильме Алексея Балабанова «Про уродов и людей» (1998)
«Брат» имел коммерческий успех. Заработав деньги, Алексей Балабанов вернулся к сценарию фильма «Про уродов и людей». Снимал в своей коммунальной квартире в Петербурге: высокие потолки и голландская печь помогали воссоздать атмосферу начала XX века. По сюжету, господин Иоганн одержим порнографическими фото и хочет зарабатывать на их производстве. В качестве бизнес-партнера он зовет интеллигента Путилова. Главные роли сыграли Сергей Маковецкий и Виктор Сухоруков — актеры, которые уже работали с режиссером в его других картинах. В интервью Юрию Дудю Сергей Сельянов вспоминал: «Леша с актерами не то, что не разговаривал. Он не репетировал. Он видел человека и понимал, подходит он ему или нет <…> Главной его репликой была «перетопил». Значит переиграл. Он говорил артистам: «Не играй». Не играй и все»</…>. Несмотря на появление технологии цифровой съемки, Балабанов снимал на пленку.
Пленка сделана из коров – из желатина. Это живая субстанция. Она сохраняет энергию, которую ты отдаешь. А цифра энергии не передает. «Кодак» специальных коров выращивает, особый сорт, из которого потом делают пленку. Вот я на ней и снимаю.
Алексей Балабанов (интервью журналу «Медведь»)
Алексей Балабанов считал фильм «Про уродов и людей» лучшим в своей режиссерской карьере. Премьера состоялась в 1998 году на Каннском кинофестивале. Картину высоко оценили критики: второй год подряд фильм Балабанова стал лучшим на премии «Ника».
«В чем сила, брат?»: Балабанов о бандитах, Якутии и войне
Алексей Балабанов (в центре) на съемках своего художественного фильма «Река». Фотография: yaplakal.com
Кадр из художественного фильма Алексея Балабанова «Война», 2002
Сергей Бодровв роли Данилы Багрова на съемках художественного фильма Алексея Балабанова «Брат 2». Фотография: vsevkurse.com
В 2000 году Алексей Балабанов взялся за вторую часть фильма «Брат». Режиссер задумал продолжить историю героев, но уже в жанре комедии. Некоторые эпизоды снимали в США. В интервью для книги «Балабанов» режиссер говорил: «Брат-2 — дорогое кино и попсовое. Оно как раз народу-то нравится, больше чем первый <…> Народ рыдал в зале, с народом когда смотришь второй фильм, они реагируют совсем по-другому, чем на первый <…> Это такой восторг»</…></…>. В картине было еще больше музыки, чем в первой части «Брата»: композиции исполнили «Сплин», «БИ-2», Земфира, Чичерина, «Агата Кристи», «Океан Ельзи».
Параллельно режиссер работал над сценарием фильма «Река» о жизни прокаженных якутов. Балабанов хотел экранизировать повесть «Предел скорби» польского этнографа Вацлава Серошевского. Съемки проходили в Мурманской области. Работу прервала трагедия: исполнительница главной роли Туайра Свинобоева погибла в автокатастрофе. Она была в одной машине с Балабановым и его семьей. На одном из поворотов автомобиль занесло, и он вылетел с трассы. Все кроме актрисы выжили, но получили серьезные травмы. Режиссер решил не продолжать работу над фильмом. Через несколько лет после аварии отснятый материал смонтировали как короткометражку: эпизоды соединили закадровым текстом.
В 2002 году Алексей Балабанов выпустил картину «Война» о второй чеченской войне. Съемки проходили в относительно спокойной Кабардино-Балкарии, жили в домах у местный жителей. Во время работы творческую группу охранял специальный отряд быстрого реагирования. До приезда на Кавказ режиссер тщательно готовился: смотрел хронику, встречался с командующими войск в Чечне, собирал истории пленных. Состав актеров был интернациональными. Главные роли исполнили Алексей Чадов, Ингеборге Дапкунайте и британский актер Иэн Келли. Они по несколько часов сидели в выкопанных ямах: Балабанов считал, что кино про войну нельзя снимать в павильонах с декорациями.
Несчастный Йен по-русски вообще ни слова не говорил, а Дапкунайте живет в Англии. И он все время кидался к ней, жаловался, как его заставили сидеть в яме, как его заставили лезть в реку, как он там чуть не утонул, как Балабанов кому-то прямо при Йене сказал, что он плохой актер. И Инга терпеливо объясняла, что русские всегда так работают, что у русских такая практика, что русские всегда орут, а если начинают стрелять, то исключительно настоящими патронами. Поэтому у русских принято по-настоящему тонуть и по-настоящему спасаться.
Сергей Бодров в интервью журналисту Елене Кутловской
Для большей достоверности Балабанов пригласил непрофессиональных актеров: многих чеченцев играли местные жители, русских военных — реальные солдаты. Один из дней чуть не закончился этническим конфликтом: съемочный вертолет случайно сбросил снаряд на старое кладбище, и оно загорелось. Успокоить местных жителей смог только бывший чеченский капитан, охранявший съемочную группу.
Алексей Балабанов: «Бог помогал, значит, не зря…»
Сняв народное кино, «Брата» и «Брата — 2», он подарил стране супергероя, борца за справедливость, создал «лицо поколения».
Чтобы узнать, как снимались эти лирические боевики, я в свое время отправилась в гости к Балабанову в Санкт – Петербург. Интервью с ним я помнила долгие годы. За время работы в газете никто из собеседников мне не говорил: «Разговор закончен. Ты мне не интересна. Я поехал».
В этом был весь Балабанов. Любил дразнить и провоцировать, низвергать священных коров, нарушать моральные устои. Но при этом говорил: «Я патриот, русский человек. Я родину люблю».
Остальное — за кадром.
«Никакой высокой идеи не было. Мы с идеями не снимаем»
Я встретилась с Алексеем Балабановым через два года после трагических событий, когда на Кармадонское ущелье обрушился огромный ледник Колка. Сотни людей остались под толщей черного льда, среди них — и съемочная группа Сергея Бодрова-младшего. Не стало хорошего режиссера, прекрасного актера и доброго человека.
Самой популярной его ролью стал Данила Багров. Балабановский супергерой. Брат, молчаливый обаятельный убийца, который без всякого пафоса, вернувшись с войны в никуда, легко и безмятежно завоевал сердца зрителей.
Я пересматривала «Брата — 2» раз десять, сколько бы мне не твердили, что «это сборник анекдотов с Брайтона». Решив написать, как снималась культовая картина, договорилась о встрече с режиссером, продюсером, оператором и актерами.
Алексей Балабанов прикатил на встречу в питерское кафе на ржавом велосипеде. В колесах не хватало спиц, педали издавали жуткий скрежет. На режиссере были прожженные кеды и майка с большим желтым пятном на животе.
На вопрос, как родился замысел фильма “Брат”, режиссер Балабанов отвечал кратко: “Денег не было снимать интеллектуальные фильмы. А “Брата” мы сняли практически без затрат. В то время уже была очень популярна бульварная литература. Никакой высокой идеи не было вообще. Мы с идеями не снимаем…”
Первого “Брата” Балабанов снимал в Питере маленькой группой. Съемки проходили в квартирах приятелей, в мастерских знакомых художников… Кто-то уступал на неделю свою машину, кто-то варил на кухне для съемочной группы сосиски.
С “Братом-2” все было по-другому. Оказалось, что собрать деньги на это кино гораздо сложнее, чем все думали. В последний момент часть партнеров просто исчезла… “Начали снимать, понимая, что это авантюра чистой воды, — говорил режиссер. — Но везло как-то. Бог помогал, значит, не зря…”
Для Балабанова очень важно было, чтобы все было достоверно. Поэтому в картине он задействовал людей, которые играют самих себя. “Это вносит определенную долю доверия к тому, на что ты смотришь, — объяснял режиссер. — Когда в первом “Брате” возникает живой Слава Бутусов, а рядом сидят настоящие музыканты, ты веришь, что и Данила такой же. Этот прием не я придумал, но он мне близок. Я по образованию документалист”.
В картине должен был исполнить песню и Юрий Шевчук. Был даже выпущен плакат фильма “Брат-2”, где было написано: поют Шевчук, “ДДТ”. “Юрий согласился, но в последний момент “спрыгнул”, — вспоминал режиссер. — Сказал: говно сценарий, не хочу в этом участвовать. Подвел нас. Что касается остальных, то я давно знаю всех этих ребят, с 85-го дружу с “наутилусами”. В моей однокомнатной квартире постоянно кто-то тусовался. Песню “Я хочу быть с тобой” Слава Бутусов первый раз спел у меня дома. “Агата Кристи” звалась “РТФ” — “радиотехнический факультет Уральского политехнического института”. Вову Шахрина я снимал в киножурнале “Советский Урал”, когда он еще бетон лопатой носил…”
Первая часть картины снималась в Москве. Обстановка в столице была напряженная, милиция искала террористов… На дорогах проверяли буквально каждую машину. За отсутствие штампа о прописке немедленно высылали из города. А у половины питерской съемочной группы с собой не было паспортов. Операторы ехали на съемку, а в машине под сиденьем у них лежал автомат “Шмайсер” с глушителем и оружие, найденное “на полях сражений”.
Все понимали, что дубль с перестрелкой мог быть только один. При первых же выстрелах примчалась бы милиция. Готовились долго — и уже потом начали палить…
В “Брате-2” стреляли уже осторожнее. Все помнили, как на первой картине Сергей Бодров неудачно выстрелил из обреза по ногам одного из “мафиози”. Режиссер попросил, чтобы было побольше дыма и огня.
Пороху не пожалели — забили пыжи, при команде “мотор!” Бодров выстрелил дуплетом. Актер упал, при команде “снято!” — не поднялся… Повыше колен на штанинах чернели две огромные дырки — ему пробило ноги. Говорят, на “Ленфильме” пиротехники до сих пор артисту проставляются. А Сергей Бодров с тех пор старался стрелять мимо.
По сценарию требовалось найти тюрьму. Клетки-“обезьянники” в отделениях милиции Балабанова не устраивали. Тогда продюсер Сергей Сельянов предложил снимать сцену заключения главного героя под стражу в здании бывшей гауптвахты Московской комендатуры. В построенной еще до революции тюрьме сидел когда-то Троцкий, Берия перед расстрелом, а также сам… рядовой Сергей Сельянов.
Напарниками в камере у Бодрова были настоящие урки, которым дали установку изъясняться на обычном для них языке: “Парашник! Прикурить дай!”. У одного из уголовников было 4 ходки, причем две — довольно продолжительные. Гример тщательно прорисовывала выцветшие от времени на его теле татуировки.
Дом банкира Белкина снимали в Ленинских Горках. Сергею Маковецкому, сыгравшему миллионера Валентина Эдгаровича, очень нравилась обстановка, которая его окружала, антикварная мебель, костюмы, ретроавтомобиль, который когда-то принадлежал референту Геббельса. Даже в перерывах между дублями Сергей Маковецкий подолгу засиживался в роскошном кресле. На съемочной площадке шутили, что артист специально забывает слова, чтобы подольше эта роскошь продолжилась. Маковецкий отшучивался: “Когда еще побудешь олигархом…”
“Американцы готовы были исполнить любой каприз”
Вторая часть фильма снималась в США. В конце лета в старую криминальную столицу Америки — Чикаго — “десантировалась” съемочная группа из 15 русских.
«В первый же съемочный день, когда мы начали ставить кадр, американские коллеги выставили у нас за спиной буфет, где можно было перекусить, выпить чая и кофе, — делился воспоминаниями именитый оператор фильма Сергей Астахов. — Балабанов, показывая на столики, удивленно заметил: “Следующий кадр мы будем снимать в этом направлении”. Американцы только пожали плечами: “Нет проблем, уберем!” На самом деле, не успели мы развернуть камеру, а буфет уже исчез».
Американцы работали строго по графику: шесть часов съемок, потом обед, а после — обязательный десятичасовой перерыв. У Балабанова на съемки в Америке было отпущено чуть больше месяца, и русская часть группы вкалывала по 14 часов в сутки. Американцы своим традициям не изменили. В связи с этим режиссер любил повторять, что они снимаются в кино только для того, чтобы пообедать. Русские питались прямо на съемочной площадке, а еду покупали на Брайтон-Бич.
«Мы во многом по-разному видим кинопроцесс, — продолжал рассказывать Астахов. — У нас на каждого из съемочной группы всегда навешивается куча обязанностей. У американцев очень много народу работает на площадке, при этом каждый знает, за что он отвечает. Я помню, американские девушки обижались, когда мы пытались помочь дотащить им до нужного места тяжелые коробки. Они считали, что мы не уважаем их труд.
На одной из улиц Чикаго ассистенты режиссера вывесили плакат о предстоящих съемках и попросили местных жителей не ставить на этот срок на площади машины. “У нас бы это объявление тут же сорвали, а в Америке в съемочные дни не было припарковано на обочине дороги ни одного автомобиля”, — вспоминал оператор. — В нашем “Шереметьево” во время съемок над нами стояло человек десять из службы безопасности, и каждый беспрерывно твердил: “Быстрее, быстрее!” Американцы разрешили снимать в аэропорту, и мы снимали где хотели и сколько хотели. У нас были проблемы с низким солнцем, ложились тени, потом вышла неувязка с костюмами… Нам, не возражая, тут же разрешили все переснять, для чего просто закрыли две стойки в зоне карантинного контроля.
“Западло умереть от рук москаля на кафельном полу”
В Америке запрещено снимать настоящие деньги. Местные реквизиторы делают специальные муляжи. Русская съемочная группа, зная о запрете, перед поездкой изготовила на цветном ксероксе кучу фальшивых долларов. Американцы, увидев чемодан фантиков — почти 2 млн. долларов, — начали озираться по сторонам, опасаясь быть застигнутыми рядом с этой крамолой.
Однажды ассистент режиссера Брюс остановил машину, когда увидел, что Алексей Балабанов, пьет на ходу пиво. Американец замахал руками: “В Америке, если полицейский обнаружит у кого-то в машине открытую бутылку со спиртным, водителя без разговора заберут в тюрьму”. Брюс попросил русских коллег убрать спиртное, но те отказались. Тогда он “уступил” руль русскому переводчику. Наши артисты, в свою очередь, были немало удивлены, увидев, что американцы пьют пиво, спрятав бутылку в бумажный пакетик, а покупают его только при предъявлении документа. Продавщица, если тебе нет 21 года, не может продать спиртное, она должна вызвать менеджера.
После знакомства со съемочной группой из России немало седых волос прибавилось у первого ассистента режиссера Брюса Терриса.
— У нас не было специального операторского автомобиля, — рассказывает Сергей Астахов. — И мне нередко приходилось с камерой высовываться из машины, свешиваться над дорогой. У нас это в порядке вещей, а у американцев не принято. Они привыкли работать совсем по-другому: в первую очередь — порядок, безопасность, правила и комфорт.
Когда Брюс увидел, что русского оператора привязали двумя ремнями сзади к микроавтобусу и собираются пустить перед мчащимся на всех парах грузовиком, он потерял дар речи. После паузы сказал: “Только через мой труп!” Позже Брюс прочитал в сценарии, что главный герой Данила Багров делает самодельное оружие. Продюсер, да и другие американцы из группы не представляли, как оно может выглядеть. Балабанов на глазах изумленной массовки с помощью армейского ножа соорудил “самострел” за сорок минут.
«Мы их в детстве мастерили», — показывал нам на руки, покрытые шрамами, оператор.
Когда Астахов попросил принести немного пороха, разразился скандал. Американские коллеги возражали: “Это опасно, может оторвать руку”. Местный пиротехник Мэттью Стреттон отказался гарантировать безопасность при съемках этого эпизода.
«Американцы зашорены своей ответственностью, — говорил Сергей Астахов. — У них на съемках разрешается стрелять холостыми патронами только с шести метров. Все спецэффекты с самострелом мы сделали сами — послали ассистентов в магазин за спичками и наковыряли серы с головок».
Это была убедительная победа русского оружия. Американский пиротехник Мэт сильно завидовал. На следующий день узкий специалист — “спэшел эффект гайз” — Мэт готовил “к бою” дверь в туалете русского ресторана “Метрополь”: проделал дырки, вставил в них специальные посадки, чтобы при стрельбе во все стороны летели искры. В результате все, что должно было вылететь, вылетело в… русских помощников оператора. Несколько дней ребята вытаскивали мелкие осколки, ворча на Мэттью: “Лучше таким трюкам учиться в детстве”.
Хозяин ресторана “Метрополь”, приютивший русскую съемочную группу, отсидел в Союзе 20 лет в тюрьме, освободился и сразу же свалил в Штаты. Его заведение напоминало херсонский кабак 70-х годов, настоящая бандитская клоака. В роли ресторанного вышибалы согласился сняться член украинской общины Славик — уважаемый человек в Чикаго. Он долго не мог смириться с тем, что ему по сценарию суждено было быть “замоченным” Витей Сухоруковым. Для него было “западло умереть от руки москаля в туалете, на кафельном полу”.
А американцы не переставали удивляться суперпрофи — оператору Сергею Астахову, который любил снимать, раскатывая по площадке на роликах. Зачем? Объяснял коротко: “Так быстрее!” Снимал Астахов так, что западники не верили в отсутствие компьютерных эффектов. Глядя, как он работает, американцы твердили: “Золотые руки, золотая голова…”
“Я пригоню вам настоящих проституток и наркоманов”
Как “рыба в воде” чувствовал себя на съемочной площадке Александр Дьяченко, сыгравший в фильме двух братьев-близнецов — Громовых. Десять лет назад он приехал в Штаты простым туристом, да так и остался. За это время успел поучаствовать в голливудских проектах, поработать фотомоделью и хоккейным менеджером. Американцы на съемочной площадке величали его уважительно — “Большой”.
Благодаря связям Дьяченко помог сэкономить создателям фильма кучу денег. Нужно было снять сцену на хоккейной площадке. “В Чикаго запросили солидную сумму, — вспоминал Александр. — А в Питтсбурге все сделали бесплатно. Просто из уважения к нам. В фильм попали настоящие хоккейные звезды: Алексей Морозов, Яромир Ягр и Дарюс Каспарайтис. Одна только несостыковка вышла — действие фильма происходит в Чикаго, а Данила Багров приходит на тренировку команды из Питтсбурга”.
Поразило русских и то, что продавцы в магазинах очень внимательно выбирают слова при общении с афроамериканцами. Местные объяснили, что в Штатах ныне не принято произносить вслух слово… “арбуз”. Дело в том, что раньше была шутка про негров, которые из-за своей лени были в состоянии только танцевать, лопать жареного цыпленка и арбузы. И теперь употребление слова “арбуз” могло ассоциироваться с этой расистской шуткой.
«Когда режиссер перед съемками беседовал с темнокожим актером из массовки, тот, глядя в сценарий, спросил: “Что означают пометки “А. Ф.”? Режиссер ответил: “Афроамериканец”, — вспоминал Астахов. — Актер удивился: “Так бы и написали: негр — и все!”
Съемочную группу предупреждали: “В американских городах есть кварталы, где даже полиция предпочитает не появляться”. Русские нашли именно такое место — окраину небольшого городка, рядом с Чикаго. В местном баре под видом изделий народного промысла продавали трубки для “крэка”.
«Нам в Америке везло на людей, — рассказывал Астахов. — Когда предстояло снять сцену в “черном” баре, к нам подошел полисмен: “Это же мой район. Я вам подгоню настоящих проституток и наркоманов! Купите каждому по бутылке пива, и платить не надо…”
По сценарию негры должны были неистово возмущаться, что какой-то белый посмел явиться в их заведение. Когда собралась темнокожая массовка, Балабанов попросил ее выругаться на белого максимально откровенно, без всяких ограничений. Продюсер Сельянов вспоминал: “У негров эта просьба вызвала взрыв восторга, они орали дурными голосами неистовые, по их меркам, ругательства в адрес белого: “Snow Flake” (“снежинка”), “White Monkey” (“белая обезьяна”). Правда, после окончания съемок все сорок человек попросили у русских актеров автографы”.
В Штатах запрещено снимать в кино реальных полицейских. Нельзя снимать настоящую полицейскую форму и другие атрибуты. Но наши познакомились с блюстителями закона — мексиканцами по происхождению. Полицейский участок, состоящий из одних мексиканцев, имел зуб на чикагских копов. Эти полисмены разрешили снять на пленку себя, свои машины, в нарушение всяких инструкций открыли камеры, где “парились” проститутки, избитые бомжи и наркоманы.
«Мы думали, где бы найти полицейского, который бы произнес в камеру слова “долбаные ниггеры”, — рассказывает Астахов, — но неожиданно нашелся отважный парень, который, будучи в форме, плюнул на политкорректность и сказал заветную фразу».
Не было проблем и с американскими актерами. Режиссер Балабанов сказал им перед съемкой: “Бейте сильнее, чтобы все выглядело натурально”. Темнокожие ребята с именами трех великих людей — Дарвин, Мартин и Милтон — старались на совесть. В результате у Сергея Бодрова были сломаны два ребра.
Все проблемы у съемочной группы решались вдруг, каким-то мистическим образом. Например, для съемок на магистрали нужен был трак — большой грузовик. Это символ Америки — без него было просто не обойтись. Оказалось, что стоит он около 150 тыс. долларов. Чтобы управлять этим “космическим кораблем” с 32 передачами, нужно иметь кучу специальных лицензий. Когда съемочная группа отчаялась отыскать чудо-машину, на дороге появился большой красный трейлер, груженый кукурузой. Его водитель сказал: “Я еду в Детройт, у меня лишних 4 часа, если хотите — садитесь. Я только болтать за рулем не люблю, и радио у меня нет”.
«Тод провел с нами много времени, очень терпеливо с нами обходился, — рассказывал Астахов. — На скорости 70 миль в час, включив автопилот, он доверил руль американскому актеру Рэю Толеру, который никогда раньше не водил грузовик. Пересев на заднее сиденье, Тод сказал: “Я сына учил водить, ему 10 лет… Нет проблем…” Когда мы уже в темноте сняли эпизод, где в кузове грузовика спит Данила Багров, я этому добряку дальнобойщику сказал: “Встретив на пути одного такого человека, можно полюбить весь американский народ”.
Когда группа возвращалась в Россию, американские актеры шутили: “Мы больше всего боимся, что станем кинозвездами в России, а сами об этом никогда не узнаем”.
“Брат-2” стал хитом. Фильм тут же растащили на цитаты. «Май кар, кирдык!» «Русские своих на войне не бросают!» «Русские не сдаются!» Мальчик, водочки нам принеси! Мы домой летим!»
«Вы гангстеры?» — «Нет, мы русские!»
Балабанова стали называть националистом, ему предлагали сотрудничать различные партии. Режиссер лишь отмахивался: “Политика лежит вне сферы моих профессиональных интересов”.
“Брат” стал событием. После съемок Сергей Бодров еще долго не снимал ботинки Данилы Багрова и считал, что “Брат” — это кино про достоинство”.
Актер стал получать письма со всей страны с вопросами: “Как жить?” Ответить им мог, наверное, только его экранный герой Данила Багров, про которого артист говорил: “Я и похож на него, и не похож. Он в чем-то проще меня и взрослее. В общем… Брат ”.
Режиссер Алексей Балабанов свои фильмы «Брат» и «Брат – 2» не любил. О триумфальном шествии этих картин философски замечал: «Специально я об успехе не думаю. Но есть интуиция. И я все-таки профессионал». Отвечая на мои вопросы, он вдруг остановился на полуслове и спросил меня в лоб: «Смотрела мой фильм «Про уродов и людей»? Я честно призналась, что пока не успела посмотреть картину. Балабанов сказал, как отрезал: «Все, разговор окончен. Ты мне не интересна». Подтянув пузырящиеся на коленях треники, он вышел из кафе.
Сложный, талантливый, «не клюющий с руки», он не считал нужным соблюдать приличия. Жил, как хотел, общался, с кем хотел, творил, что хотел.
В Москве, расшифровывая кассету, я поражалась самобытному, живому, сочному языку режиссера. Такое же оставил и наследие: «Брат», «Брат-2», «Жмурки», «Война», «Мне не больно», «Морфий», «Кочегар»… «Груз 200» уже отправлен. Земной путь Алексея Балабанова окончен. За мастера будут жить его фильмы, каждый из которых во многом автобиографичен. Сила в правде.
«Неудобный» режиссер: триллер «Груз 200»
Алексей Балабанов (слева) и Алексей Серебряков на съемках художественного фильма Алексея Балабанова «Груз-200». Фотография: kinopoisk.ru
Алексей Полуян в роли капитана милиции Журова в художественном фильме Алексея Балабанова «Груз-200» (2007)
Агния Кузнецова в роли Анжелики в художественном фильме Алексея Балабанова «Груз-200» (2007)
20 сентября 2002 года в Кармадонском ущелье погиб близкий друг Алексея Балабанова Сергей Бодров. Режиссер тяжело пережил потерю. В интервью для фильма «Балабанов» Любови Аркус Сельянов говорил: «Балабанов до Кармадона и после — это разные люди. То есть, конечно, это один и тот же человек… Алеша хотел быть там. Вот это его преследовало, что он не оказался вместе с Сережей, Мариной, Володей, с другими близкими нам, близкими ему людьми. И это чувство его не отпускало». Чтобы помочь другу выйти из кризиса, он предложил Балабанову снять два фильма по чужим сценариям. Сначала в прокат вышла черная комедия «Жмурки», потом — мелодрама «Мне не больно». В 2004 году режиссер занимался кинолентой «Американец», однако она так и осталась незавершенной: приглашенный актёр не смог продолжить съемки.
В 2007 году Алексей Балабанов приступил к работе над фильмом «Груз-200». Картина была готова быстро: месяц ушел на сценарий, полтора месяца на съемку. В основу легли реальные события: режиссер рассказал историю девушки, которую похитил милиционер. В фильме много жестокости и насилия. Прочитав сценарий, от главной роли отказались актеры Сергей Маковецкий и Евгений Миронов. В итоге утвердили Алексея Полуяна. Анжелику сыграла студентка Щукинского училища Агния Кузнецова.
Это же очень спорная с точки зрения нравственности картина… Да, это все на самом деле было. А очень многие детали я почерпнул из личного опыта. 1984-й год для меня лично был временем расцвета. Я был молодым, только из армии пришел. Но именно тогда я и мое поколение в целом почувствовали, что все скоро рухнет. Вот этот момент я и хотел передать на экране — момент распада страны, духовного распада конкретных людей, таких вот, как главный герой, этот милиционер. Получилось жестко, но и время было таким.
Алексей Балабанов
Фильм вызвал неоднозначную реакцию. Когда картина вышла в прокат, кассиры отказывались продавать билеты на сеанс и отговаривали посетителей. На фестивале «Кинотавр» главный приз присудили Балабанову. Однако затем руководство премии решило поделить первое место между «Грузом 200» и картиной Алексея Попогребского «Простые вещи». В знак протеста некоторые критики отказались от судейства на фестивале и написали Открытое письмо в Правление Гильдии киноведов и кинокритиков: «Задача критиков в том, чтобы поощрять — а в некоторых случаях защищать — «неудобных» художников, не работающих в расчете на фестивальные призы и широкое одобрение».
Нереализованные проекты[ | ]
- В 2000 году Алексей Балабанов начал снимать фильм «Река», о колонии прокажённых в Якутии. Однако 21 ноября 2000 года, когда съёмки ещё не были закончены, в автокатастрофе погибла актриса Туйяра Свинобоева, которой была отведёна главная роль. В 2002 году незавершённый фильм был представлен в виде 49 минут смонтированного материала. «Реку» называли фильмом, который должен был стать главным произведением режиссёра[8]. По словам Михаила Трофименкова, «Река» должна была заставить публику переоценить масштаб Балабанова как мастера мирового уровня[30].
- Алексей Балабанов и Сергей Бодров неоднократно обсуждали возможность съёмок фильма про инопланетян, однако дальше их идей дело не продвинулось[31].
- В 2003 году Балабанов начал снимать фильм «Американец», съёмочный период которого был запланирован на ноябрь-декабрь. Это история про разорившегося американца, приехавшего в Россию в попытке вернуть свои деньги. Главные роли в фильме должны были сыграть Майкл Бин и Алексей Чадов. Ещё одной ключевой фигурой должен был стать музыкант Сергей Шнуров, который вместе с группой «Ленинград» был указан в сценарии. Большинство эпизодов фильма было отснято в Иркутске, а в Норильске Майкл Бин ушёл в запой и сорвал съёмки. Работу над фильмом пришлось прекратить. На судебное разбирательство конфликта Балабанов ездил в Лос-Анджелес.[32]. В дальнейшем Балабанов в своих интервью говорил, что доснимать этот фильм не собирается, так как перегорел, и дважды в одну реку входить не привык. Но в 2013 году он всё же решил снова взяться за этот фильм и для этого решил переписать сценарий под чёрнокожего боксёра Майка Тайсона, но и этот проект он не успел завершить[33].
- В 2007 году запустила молодёжный проект под названием «Кино». Желающим предлагалось снять пятиминутное видео на цифровую камеру или мобильный телефон, из лучших роликов Балабанов собирался смонтировать картину. Вокруг всех присланных роликов предполагалось написать некоторую связующую историю. Было прислано около 3 000 роликов, а отобрал Балабанов всего один. Из этого материала не получилось написать полноценный сценарий и проект был заброшен[34].
- В планах Балабанова был фильм по собственному сценарию о молодости Иосифа Виссарионовича Сталина[35]. Фильм должен был повествовать о бандитской юности Сталина. Для этого Балабанов собирал о нём факты, неизвестные широкой общественности[36].
- Балабанов работал над фильмом, который должен был называться «Мой брат умер»; режиссёр не успел закончить его сценарий[37]. Олег Гаркуша и Рената Литвинова были кандидатами на роли в данной картине[38]. О планах снять этот фильм объявлял сын режиссёра Фёдор[39].
Последние годы — «автобиография» в кино
Кадр из художественного фильма Алексея Балабанова «Морфий», 2008
Алексей Балабанов (второй справа) на съемках своего художественного фильма «Кочегар». Фотография: my-hit.org
Алексей Балабанов. Фотография: nationmagazine.ru
В 2008 году Алексей Балабанов снял драму «Морфий». Сценарий был написан Сергеем Бодровым по мотивам одноименного рассказа Михаила Булгакова. Режиссер взялся за экранизацию в память о погибшем друге. В интервью Юрию Дудю Надежда Васильева рассказывала: «У него на площадке все по струнке ходили… Он снимал очень быстро, мы не разу не выходили из графика. Он брал первые дубль, второй и третий снимал на всякий случай».
Съемки картины «Кочегар» начались в день рождения режиссера — 25 февраля 2010 года. История якута, который отомстил за смерть своей дочери, снималась в Кронштадте. Главный персонаж картины, Михаил Скрябин, внешне был похож на самого Алексея Балабанова: тельняшка, панама «афганка». Критики отмечали, что небольшая кочегарка Скрябина — метафора внутреннего состояния режиссера, запертого, растерянного и окруженного смертью. В фильме есть отсылки на предыдущие работы режиссера. Еще более «автобиографичная» последняя кинолента Балабанова «Я тоже хочу» 2012 года. По сюжету, пять человек едут к мистической Колокольне счастья. В картине режиссер сыграл сам себя, и счастье по сюжету ему не положено. У него есть маленькая реплика: «Режиссер, член Европейской киноакадемии». Это был первый фильм Балабанова, снятый на цифровую камеру.
18 мая 2013 года Алексей Балабанов скончался. Причиной смерти стал сердечный приступ. Режиссер был в санатории «Дюны» в Сестрорецке — городе недалеко от Петербурга. Там он работал над новым сценарием. Балабанова похоронили на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
Что случилось после смерти Бодрова?
После трагедии с Бодровым и его съемочной группой Балабанов начал пить. Раньше он снимал кино для творчества, а после смерти Бодрова для того, чтобы чем-то себя занять.
Он не хотел жить, и последний его фильм «Я тоже хочу» именно об этом.
Что за сайт Sntch?
Мы делаем краткие изложения интересных статей