Детство
Отец Максима Исаак Дунаевский был знаменитым композитором-классиком. Мать Зоя Пашкова была балериной в московском театре. Официально родители в браке не состояли, потому что отец был официально женат на Зинаиде Судейкиной. В этом союзе у него был сын Евгений, приходящийся сводным братом Максиму.
Исаак Дунаевский ушел из жизни очень рано, когда Максим еще учился в средних классах. Далее стал вопрос о наследстве. По содействию влиятельных в музыке деятелей Максима и его мать признали законными наследниками. До 1961 года Максим Дунаевский писал произведения под девичьей фамилией матери, а после смерти отца взял его фамилию.
Заинтересовался Максим музыкой еще в раннем детстве. Он часто садился за пианино, придумывал мелодии, импровизировал. Но усидчивостью не отличался, поэтому родители не настаивали на занятиях. После скоропостижной смерти Дунаевского-старшего Максим серьезно взялся за музыку и поставил себе цель стать знаменитым композитором, как отец.
Тайна рождения
Биография Максима с самого начала была необычной. Может это наложило свой отпечаток на всю его последующую жизнь. Нестандартным стало и его творчество, не вписывалась в каноны советской морали и его личная жизнь. Но обо всем по порядку.
Максим Дунаевский – внебрачный ребенок выдающегося композитора Исаака Дунаевского и одной из ведущих танцовщиц Театра оперетты красавицы балерины (младше его на 20 лет) Зои Пашковой. На момент рождения Максима отец его продолжал состоять в законном браке и уже имел одного ребенка – сына Евгения.
О разводе в положении отца не могло быть и речи – советская цензура и коммунистические ячейки строго следили за моральным обликом публичных людей. И хотя на многие вещи закрывались глаза, но официальный статус ячейки общества должен быть сохранен. Таким образом, Максим даже был лишен привилегии носить фамилию своего отца.
Однако в 1955 году, послу смерти знаменитого родителя, которого лично знал и уважал сам Сталин, Зоя Пашкова подала документы в суд о признании сына законным наследником Дунаевского.
Имея на руках многочисленные доказательства романтической связи с его отцом, она после долгих хождений по инстанциям добилась своего, и Верховным судом Максим был признан законным сыном Дунаевского. На этих основаниях при получении паспорта в него была вписана уже фамилия отца.
Студенческие годы
Максим поступил в музыкальное училище, окончил его с высокими показателями и продолжил обучение в консерватории имени П.И. Чайковского. Будущий талантливый композитор занимался классической музыкой. Но знакомство со студенческим театром «Наш дом» перевернуло всю жизнь композитора. Он стал писать композиции к фильмам и спектаклям.
Будучи студентом, Максим создавал классические произведения. В его творческой коллекции: концерты для фортепиано, многочисленные романсы и кантаты. Немного позже композитора заинтересовало создание историй для эстрады и кино.
Музыкальные пьесы из «Двенадцати стульев» и в «Поисках капитана Гранта» принадлежат авторству Максима Исааковича. На экраны телевизора вышло более 60 кинолент, в которых звучала прекрасная музыка маэстро. Не обошел стороной композитор и телеспектакли, мультфильмы, Дунаевский к ним написал множество композиций.
Раскрытие таланта
Оба сына Дунаевского полностью опровергли поговорку о том, что на детях гениев природа отдыхает. Каждый из них раскрыл свой творческий потенциал и достиг выдающихся успехов. Старший, Евгений, был талантливым и известным художником. А Максим пошел по стопам отца и с самого детства проявил музыкальную одаренность.
Уже в 5-летнем возрасте он пошел учиться в музыкальную школу, а затем перевелся в музучилище при консерватории. Конечно же, имея перед собой пример знаменитого отца, он тоже мечтал стать известным композитором и писать классическую музыку и серьезные, большие произведения.
В мечтах мальчик слышал свои творения в исполнении Большого симфонического оркестра Москвы. Мечта это сбудется, но немного по-другому.
В музыкальном училище изначально было выбрано отделение композиции, по этой же специальности Дунаевский-младший закончил и консерваторию. Ему несказанно повезло с педагогами. Его музыкальными наставниками были такие выдающиеся личности как Тихон Хренников, Альфред Шнитке и другие композиторы, песни которых знала и пела вся огромная советская страна.
После иммиграции
В 1992 году Максим переехал в Америку и прожил там до 1999 года. За границей композитор продолжил свое творчество, занимался изданием статей и выступал в телепередачах. Для Голливуда мастер написал музыку к нескольким фильмам.
В конце века Дунаевский вернулся в Россию
Песни Максима Исааковича были популярны среди эстрадных исполнителей, таких как Татьяна Буланова, Михаил Боярский и Маша Распутина. Для Николая Караченцова маэстро написал более 10 песен, которые вошли в альбом «Моя маленькая леди».
О современных исполнителях автор песен отзывается не всегда лестно. По его мнению, многим из них не стоило выходить на сцену. Единственные, кого из молодых музыкантов он хвалит за профессионализм, это Дима Билан и Александр Панайотов.
Начало творческого пути
И хотя к моменту окончания консерватории Максимом уже были написаны десятки классических музыкальных произведений, они по масштабности и силе звучания не могли сравниться с творениями его отца. Молодой композитор был постоянно недоволен собой, искал что-то новое, что-то свое, что поставило бы его вровень со знаменитым родителем.
Стучащему да отворят. Дверью в мир совершенно другой музыки стала для Максима случайная встреча с Марком Розовским, который ставил спектакли на сцене МГУ, являясь руководителем студенческого театра. Именно он попросил Дунаевского написать музыку к одному из своих спектаклей. Сотрудничество получилось настолько удачным, что они работали вместе еще несколько лет.
С легкой руки Розовского Дунаевский-младший попробовал себя в новом жанре и это направление ему очень понравилось. Как-то постепенно начали появляться новые предложения. Сначала он писал сопровождения только для театральных спектаклей, а чуть позже молва о нем докатилась и до режиссеров советского кино.
Саундтреки к кинофильмам и шлягеры
Широкую популярность Дунаевский завоевал, создав музыку к полюбившимся фильмам:
- «Гадалка» из ленты «Ах, водевиль, водевиль»,
- «Позвони мне, позвони» фильм «Карнавал»,
- «Ветер перемен» из «Мэри Поппинс, до свиданья».
Особой популярностью пользовались шлягеры из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера». Прославленный хит «Пора, пора, порадуемся…» стал обязательным ритмическим испытанием для студентов музыкальных заведений, хотя ранее популярный стиль был неприемлем для музыкальных школ.
У Дунаевского более 150 хитов, выпущенных на пластинках и в сборниках «Золотая коллекция».
В начале 21 века на экраны вышел фильм «Граница. Таежный роман». Максим Исаакович сочинил музыку к мелодраме. Без произведений известного композитора не обошлись и другие киноленты: «Двенадцать стульев», «Утесов», «Летучий корабль». В настоящее время Дунаевский участвует в создании новых проектов. Это фильм «1812: Уланская баллада», главные роли в котором сыграли Сергей Безруков и Анна Чиповская.
Признание
Дунаевский участвовал в телевизионной программе, посвященной оперетте «С легким жанром!». А также был в судейской команде передачи «Народный артист», входил в состав экспертов отборочного тура в «Евровидении». Участвовал композитор в создании ежегодной телепередачи «Новые песни о главном».
Отдельной вехой творчества композитора стало написание произведений к мюзиклам. Всю жизнь Дунаевский хотел создать мюзикл «Алые паруса». И у него это получилось. Впервые представление показали на сцене театра РАМТ, вторая редакция имела успех в Екатеринбургском театре комедии. В Перми и Новосибирске актеры спектакля получили премии «Золотая маска».
Яркой страницей в биографии композитора стала передача на одном из федеральных каналов, посвященная творчеству Дунаевского
Седьмая жена Марина Рождественская
В 1999 году Максим Дунаевский познакомился со своей седьмой женой на одной из закрытых вечеринок. Она младше композитора на 28 лет и на момент знакомства уже имела дочь Марию. Марина по профессии дирижер-хоровик, поэтому она отлично знала творчество Дунаевского, но про его бурную личную жизнь почти ничего не слышала.
Отношения Максима Исааковича и Марины развивались постепенно. На момент знакомства они оба были в поиске новых отношений. Совместный отдых в Снегирях сильно сблизил этих людей и уже через 3 месяца композитор сделал своей возлюбленной предложение. Марина призналась, что боялась выходить замуж из-за разницы в возрасте. У нее были опасения по поводу того, что новый муж плохо примет ее дочь. Подобный опыт в ее жизни уже был. Но семейная жизнь с Дунаевским не принесла неприятных сюрпризов. Максим Исаакович удочерил Марию, а через 3 года родилась их совместная дочь Полина.
Марина Рождественская — очень сильная и самодостаточная женщина. Она не бросила любимую работу после того, как вышла замуж за успешного и влиятельного человека и родила ему ребенка. Максим Исаакович в одном из интервью сказал, что супруга очень настойчивая. В какой-то момент она решила, что хочет быть рядом с ним и сделала для этого все возможное. Еще он отметил, что Марина сильно похожа на его маму.
Седьмой брак композитора оказался самым длительным и самым счастливым. Марина считает, что секрет заключается в ее готовности идти на компромисс и бесконечном терпении. Максим Исаакович не остепенился даже в столь почтенном возрасте. Жена не раз находила его любовную переписку с другими женщинами, но не придавала этому большого значения. Она смирилась с тем, что ее любимый мужчина смотрит не только на нее.
Личная жизнь
Личная жизнь Максима Дунаевского поистине вызывает удивление: каждую из 7 своих пассий композитор вел под венец. Известно, что у композитора было 7 жен. И это только официальные отношения.
Наталья Леонова
Впервые Максим женился, будучи студентом. Избранницей стала Наталья Леонова, дочь секретаря ЦК КПСС, прекрасная актриса, сыгравшая во многих кинолентах. Через два года брак распался. Маэстро сам признает, что без любви не может быть брака и, если чувства остыли, нужно уходить.
Влиятельный отец Натальи грозил Максиму всяческими проклятиями, но максимум, что он сделал – выбил временный запрет на выезд за границу. Союзы с певицей Региной Темирбулатовой и Еленой Дунаевской тоже были короткими. Каждой своей бывшей супруге композитор оставлял все нажитое имущество и квартиры.
Наследник
Следующей супругой Максима Исааковича стала Наталья Андрейченко. Славу этой актрисе принесла главная роль в фильме «Мэри Поппинс…». Наталья родила мужу сына Дмитрия. Но отношения были недолгими, и актриса ушла от Дунаевского. Она влюбилась в иностранного актера Максимилиана Шелла и уехала с ним за границу. Сын Дмитрий сейчас живет в Швейцарии, с отцом связи не поддерживает.
Дочь Алина
Параллельно официальным отношениям с Андрейченко у композитора был роман с Ниной Спада, который продлился 2 года. Женщина работала переводчиком с иностранных языков, а также писала книги, одной из которых стало откровения о Максиме Дунаевском.
Нина была музой для написания песни «Позвони мне, позвони» из фильма «Карнавал»
Возлюбленная Максима родила от него дочь Алину. Но Дунаевский не хотел связывать себя официальными отношениями. Через какое-то время Нина вышла замуж за француза и переехала жить за границу. Дочь Алина выросла в Париже, стала известным музыкантом. Создала свою группу, выступала с песнями на французском и русском языках. Участвовала в различных музыкальных мероприятиях.
Ген талантливого отца и деда передался и ей. Алина переделала песню из фильма «Карнавал», вдохнув в нее новую жизнь. Девушка принимала участие в создании документального фильма на канале НТВ, в котором рассказывалось о дочерях прославленного композитора.
Два непродолжительных брака
Романы с моделью Ольгой Даниловой и певицей Ольгой Шероновой привели композитора в ЗАГС, но стали непродолжительными. Причиной тому была прошедшая любовь.
Марина Рождественская
Седьмой женой композитора стала Марина Рождественская. Она была значительно младше мужа. Сам Дунаевский рассказывал, как девушка напоминает внешне и характером его мать. Женщина родила Максиму дочь Полину. От прошлых отношений у нее был еще один ребенок – дочь Мария, которую Дунаевский впоследствии удочерил и дал свою фамилию.
Супруги счастливы в браке уже 20 лет. Отношения композитора не были еще такими продолжительными. Максим признается, что стал более терпеливым в отношениях. Брак – это труд, который дается не каждому. Стабильная личная жизнь сказалась хорошо и на творчестве. Марина стала единственной женой, с которой Дунаевский обвенчался.
Прерванные связи
Со многими своими детьми Дунаевский прервал отношения. Так, он совсем не общается с сыном от Натальи Андрейченко Дмитрием и дочерью от Нины Спада Алиной. Комментировать свое решение Максим отказывается. Младшая дочь Полина ушла с головой в актерскую карьеру. Старшая Мария учится в Щепкинском училище.
Наталья Андрейченко
Максим Дунаевский и Наталья Андрейченко
Максим всегда был инициатором развода; только четвертая жена, Наталья Андрейченко ушла от него сама — к Максимилиану Шеллу, с которым познакомилась на съемках фильма «Петр Великий». Максимилиан не знал русского, она не говорила по‑английски. На первом свидании Шелл нарисовал на салфетке картинку: мужчина и женщина на мосту, на нем луна. Жестами объяснил:
Где бы ты ни была, я буду по тебе скучать и передам тебе привет через луну…
Ради Андрейченко Шелл отказался от трех своих главных правил: не жениться на женщине с ребенком, не жениться на актрисе и не жениться вообще.
Дунаевский любил Наталью и старался скрывать свои измены с пышногрудыми официантками. Но когда Наталья прямо сказала ему, что уходит к Шеллу, удерживать ее не стал, хотя всю ночь они рыдали друг у друга на груди. Развод был нервным, какое-то время Наталья ограничивала встречи Максима с сыном Митей. Потом отношения разведенных супругов наладились, переросли в дружбу. В семье говорили: у Мити два папы. Но своим отцом он считал Максимилиана. У Дунаевского есть еще дети — Алину родила Нина Спада, у которой с композитором был двухлетний роман, а Полина — дочь Марины Рождественской.
Максим Дунаевский сейчас
И по сей день Максим Исаакович продолжает творить. В 2020 году он написал музыку к мелодраме «О любви» Владимира Бортко. В главных ролях известные актеры России. В 2020 году Дунаевский принял участие в программе «Честное слово», ведущий которой является Юрий Николаев. На встрече он рассказал о своем отце, детях и супругах. И также был откровенен по поводу состояния современного шоу-бизнеса.
Последняя супруга композитора Максима Дунаевского, с которой он находится в браке и по сей день
У прославленного композитора есть свой сайт, а также профиль в инстаграме, куда он периодически выкладывает новую информацию и фото с концертов и гастролей. Кроме творчества, Дунаевский занимается благотворительностью. Существует фонд, президентом которого он является.
Ранние годы, детство и семья Максима Дунаевского
Будущий известный композитор родился 15 января 1945 года в Москве. Его семья была тесным образом связана с искусством и отличалась наличием сразу нескольких ярких личностей.
Отец Максима – Исаак Осипович Дунаевский – был знаменитым российским композитором, жизнь и творчество которого в течение многих лет считались бесспорным образцом для подражания. Яркой и самобытной личностью была также и Зоя Ивановна Пашкова – мама нашего сегодняшнего героя. Всю свою жизнь талантливая женщина проработала балериной, а потому ее слава во многом не уступала славе ее гражданского мужа.
Композитор Максим Дунаевский в молодостиЧто касается самого Максима, то свой творческий путь он начал с обучения в музыкальной школе. После этого был период учебы на теоретико-композиторском отделении музыкального училища, действовавшего при Московской государственной консерватории имени Чайковского. Впоследствии здесь в этом же учебном заведении Максим несколько лет учился по классу композиции. В разные годы его педагогами и наставниками были такие прославленные деятели советского музыкального искусства как Альфред Шнитке, Андрей Эшпай, Тихон Хренников, а также многие другие выдающиеся мастера.
В период учебы в музыкальной консерватории имени Чайковского наш сегодняшний герой мечтал стать известным композитором, пишущим академическую музыку. В этом качестве он написал огромное множество замечательных произведений, однако с течением времени переключился на другое направление в творчестве и стал заниматься написанием музыки для театральных постановок.
В этом плане определяющей в его судьбе стала встреча с руководителями студенческого театра «Наш дом» Марком Розовским и Ильей Рутбергом. Их знакомство переросло в долгое сотрудничество. Сначала Максим Дунаевский писал музыку для спектаклей, а впоследствии стал также работать с кинорежиссерами.