Детские годы
Маленький Толя появился на свет в преддверии нового, 1931 года — 31 декабря (в некоторых источниках — 30-го) 1930 года в интеллигентной московской семье. Его папа, хоть и получил профессию бухгалтера, был знаменитым оперным исполнителем. У мамы, как говорил потом Кузнецов, был врожденный актерский талант, который она так и не смогла профессионально реализовать. Мама работала медсестрой. Борис Кузнецов (отец) в военное время работал во фронтовых ансамблях. А Толик с мамой были в Куйбышеве — в эвакуации. Именно там будущий актер научился вязать варежки для советских солдат.
После окончания войны старший Кузнецов стал частью оперной труппы Большого театра и решил серьезно заниматься музыкальным образованием сына. От отца мальчик унаследовал хороший слух и голос, поэтому родители отдали его в музыкальное училище на отделение вокала.
Детство и юность
Девичья фамилия Веры Кузнецовой — Сдобникова. Будущая актриса родилась в городе Саратове 6 октября 1907 года. В семье Сдобниковых было пятеро детей. Отец Веры Андреевны работал иконописцем, а позже мастером-декоратором в местных театрах. Мать же занималась домом и воспитанием детей. В 1918-м мать будущей актрисы скончалась, и дети остались на попечении отца.
Вера Кузнецова в молодости
Увлечение театром пришло к Вере Кузнецовой в школьные годы, а уже в 1923 году девушка стала учиться актерскому мастерству в саратовской театральной студии. В 1925-м умер отец Веры. В том же году, окончив школу, девушка отправилась в Санкт-Петербург (тогда Ленинград) к сестре. На новом месте Вера Андреевна поступила в театральную студию ленинградского Пролеткульта, а спустя три года впервые вышла на сцену театра как полноправная актриса.
Михаил Артемьевич Кузнецов родился зимой 1918 года в подмосковном Ногинске (тогда Богородске). Детство будущего народного артиста омрачилось смертью отца. Мама Михаила перебралась с маленьким сыном поближе к родным, в станицу Тихорецкую на Дону. В станице Миша пошел в школу, где увлекся самодеятельностью. В 1930-е Кузнецовы вернулись в столицу.
Актер Михаил Кузнецов
Подросток учился в старших классах, помогал матери, гонял с соседскими ребятами в футбол во дворе. Отличался Михаил от ровесников разве что любовью к сцене. Попадая в зрительный зал Малого театра, он отключался от суеты и всего мира: Кузнецов видел и слышал лишь то, что происходило на театральных подмостках. Попасть на сцену было голубой мечтой юноши, но он – единственный мужчина в семье – понимал, что необходимо помогать маме.
Михаил Кузнецов в молодости
Поэтому Михаил Кузнецов выучился на токаря и отправился на завод. Но, стоя возле станка, парень мечтал о театре, декорациях, «слышал» аплодисменты. В середине 1930-х заводской рабочий Михаил Кузнецов узнал, что легенда театрального мира Константин Станиславский открыл студию, в которой по его системе будут учиться молодые актеры. Михаил не упустил шанс и прошел первые туры отбора.
Оставалось преодолеть последнее препятствие на пути к мечте – пройти прослушивание, но экзамен назначили в разгар рабочего дня. Кузнецов нашел выход: пролил на руку кислоту и попал в медпункт. Едва медсестра перевязала руку, Михаил помчался на прослушивание. Монолог Труффальдино Станиславский с удовольствием выслушал и дал москвичу шанс стать актером. В 1941 году Михаил Кузнецов получил диплом драматического отделения Государственной студии имени К. С. Станиславского.
Студенчество
Так бы и продолжал учебу Анатолий Кузнецов. Биография его круто изменилась благодаря преподавательнице сценического мастерства, разглядевшей в молодом человеке замечательные актерские способности и посоветовавшей не растерять их.
Именно воспользовавшись ее советом, в 1951 году будущий актер подает документы в «Щуку» и МХАТ, успешно пройдя все туры в оба учебных заведения. Прислушавшись к словам своего родственника — двоюродного брата Михаила Кузнецова — он выбирает МХАТ. Его однокурсниками были Ирина Скобцева, Леонид Броневой, Галина Волчек и другие. Кстати, Анатолию так и не пришлось применять свои вокальные данные. В кино он спел всего в двух картинах — «Братушка» и «Случай на шахте». Позже Кузнецов говорил, что просить больше вокальных партий ему мешала собственная самокритичность.
Долгая жизнь в кино
Несмотря на отказы от некоторых ролей, Анатолий Кузнецов, фильмографиякоторогоежегодно увеличивалась на десяток-другой картин, был всегда востребованным. Семидесятые годы ознаменовались 22 работами. Среди них:
- рабочий из «На пути к Ленину»;
- генерал из «Украденного поезда»;
- Рощин из «Возвращения катера»;
- Веснин из «Горячего снега»;
- Ляпкин-Тяпкин из «Инкогнито из Петербурга»;
- Рябинин из «Голубки»;
- и еще полтора десятка не менее запоминающихся ролей.
Начиная с 80-х, Анатолий Борисович Кузнецов снялся в полусотне художественных фильмов. Одними своими работами остался доволен, другими – не очень. Он ушел из жизни 7 марта 2014 года, всеми любимым и почитаемым актером кино.
Первые роли
А вот внешние данные и сценическое обаяние привели к тому, что будучи студентом третьего курса, Анатолий Кузнецов снялся в картине «Опасные тропы». Роль была небольшой, слов маловато, но именно это и положило начало кинематографической карьере Кузнецова. И это было на фоне того, что все знали о рекомендации для мхатовцев не сниматься в кино. Но все прошло более чем успешно и молодого актера пригласили на следующие съемки — фильмов «Гость с Кубани», «За витриной универмага», «Повесть о молодоженах», «Дайте жалобную книгу»… Он снимался так много, что пришлось отменять распределение в областной драматический театр. Актер Анатолий Кузнецов на тот момент одновременно участвовал в съемках в трех фильмах.
Режиссеров в начале карьеры Кузнецова привлекали в нем славянская внешность, голубые глаза, открытая улыбка. Молодой человек был идеальным кандидатом на роли «хороших парней». Да и режиссерское время было сразу же сэкономлено, ведь не нужно было доказывать, почему по такому пареньку вздыхают, тоскуют, почему за ним идут. Много из того, что появилось у Кузнецова спустя десятилетие — в шестидесятых годах, было прямым продолжением сделанного им раньше, в пятидесятых.
За рубежом
Лента «Белое солнце пустыни» как будто приоткрыла железный занавес, таким неподдельным был интерес зарубежных зрителей к ней. А вместе с фильмом часто ездил по странам и наш герой. Как признавался сам артист, ему было интересно смотреть на себя, разговаривающего то на французском, то на японском, то на испанском языках.
Десять африканских стран посетил Анатолий Кузнецов, не считая Европы, даже в Мексике и Японии побывал. И почему-то образ Федора Сухова воспринимался всеми народами очень близко к сердцу. Видимо, его мужская харизма стала интернациональной.
А в одной из восточных стран случилась анекдотическая ситуация. Перед показом широкой аудитории с фильмом познакомились люди из государственных структур. Один из них картиной остался недоволен. Как это так может быть: у него в гареме лишь две жены, а у какого-то советского солдата их целых девять.
И еще один аспект в актерскую жизнь Кузнецова добавил Сухов. Артиста пригласили сниматься зарубежные режиссеры. Результатом этого сотрудничества стали три картины: в 1976 году советско-болгарский «Братушка» и советско-чехословацкий «Один сребреник», в 1979 году – «Гордубал».
Тот самый Сухов
Сам Анатолий Кузнецов был уверен, что поворотной для него была роль Леньки Незваного в картине «Ждите писем». После этой роли можно было заметить, что даже внешний облик актера претерпел некоторые изменения — на лице уже не было нейтрального обаяния киногероя, да и в плечах он как бы стал шире. Теперь в нем проявились собственные неповторимые черты.
Анатолий Кузнецов, фильмы которого смотрит уже несколько поколений телезрителей, прочно утвердился в амплуа положительного героя. С годами образы молодых пареньков сменились ролями военных. Поначалу актер был доволен, но со временем решил выйти за рамки привычного амплуа. Он даже отказался от предложения сниматься в картине самого Рязанова. Режиссер предлагал актеру одну из ролей в фильме «Берегись автомобиля». Поводом для отказа послужило разногласие: Анатолий Борисович хотел сыграть Деточкина, а Эльдар Рязанов видел его в образе Подберезовикова. Но судьбы распорядилась иначе – роль военного стала для Кузнецова звездной.
На роль Сухова пробовалось тогда много актеров. К финалу дошло двое — Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. Утвердили первого, но тот накануне ввязался в драку и «остался без лица». Переносить работу было невозможно из-за дороговизны процесса. Мотыль позвонил Кузнецову. Тот все бросил и приехал на съемки.
Без Кузнецова фильм «Белое солнце пустыни» стал бы подобием лихого вестерна. Возможно, даже касса сезона была бы сорвана. Но никогда бы эта картина не стала настолько любимой у разновозрастных зрителей, не порождала бы желание смотреть ее без конца. Актер убедительно показал, что он может играть стиль.
Возвращение
И вдруг, прожив в Америке 18 лет, Александр начал эпопею по… возвращению на Родину. Роль Джека Восьмеркина стала для него пророческой.
Жил он уже в основном в Москве. Но на работу еще летал в Голливуд. Хотя и в России его активно стали приглашать на съемки. Появились спектакли в Театре Киноактера. Кузнецов основал международную киношколу, запустил реалити-шоу, вел тренинги, преподавал в Школе-студии МХАТ. Еще и бизнесом занимался… Такое ощущение, что спешил. Хотел успеть по максимуму. Даром что возвращение домой было вынужденным: бизнес под Нижним Новгородом, развод в США, болезнь мамы в Москве…
В фильме «Глухарь-2». 2009 г. Кадр из фильма
Может быть, он взвалил на себя непосильную ношу? Как иначе воспринять ту вопиющую несправедливость, что светлый добрый человек, крепкий здоровый мужчина, занимавшийся спортом, йогой и танго, закончил земной путь в 59 лет?
Ведь и любимая женщина (Кристина Татаренкова из рекламного бизнеса) была. И, кажется, был счастлив. Семь с половиной лет…
В какой-то момент, вернувшись в Москву, Кузнецов думал о возвращении к Рутберг (с Анатолием Лобоцким у нее тогда возникли сложности). «Я подумал, что женщину лучше вряд ли встречу… Я прощупывал почву очень аккуратно, но войти второй раз в ту же реку не вышло».
В 2012-м он признавался, что готовится к свадьбе с Кристиной. В тот же год сын Гриша подарил первого внука… Все шло своим чередом. Может, даже лучше, чем у многих.
Александр Кузнецов с Кристиной Татаренковой, 2020 г. Фото: РИА Новости/ Виталий Белоусов
О личном…
Со своей единственной супругой Кузнецов познакомился еще будучи студентом. Тогда они попали в гости к сокурснице — Галине Волчек. Этот брак был очень счастливым. В 1974 году у Анатолия Кузнецова и Александры Ляпидевской родилась дочка Ирина, которая впоследствии подарила родителям внука.
Супруги прожили долгую жизнь, вплоть до 7 марта 2014 года, когда Кузнецов ушел из жизни. Его вдова уверена, до фактического самоубийства ее мужа довели недобросовестные врачи. Клиника была номенклатурной, оборудование – достаточно хорошим, но врачи…
У Кузнецова был обычный полип, который можно было удалить, сделав щадящую операцию, но доктора уверили пожилого актера, что у него рак. Ему сделали достаточно серьезную операцию, провели курс лучевой терапии, после чего здоровье было сильно подорвано. И только после полного обследования в Боткинской больнице выяснилось, что это не онкология. Но времени и здоровья уже не было…
В тот день, 7 марта, он отправил жену оплатить коммунальные услуги. А сам выпил несколько таблеток микардиса. У него очень сильно понизилось давление. Ослабело сердце. Александра провела с мужем несколько часов, а потом уехала домой. Вечером Анатолия Кузнецова не стало…
Смерть
Вера Андреевна скончалась 1 декабря 1994-го. Актрису похоронили в Санкт-Петербурге на Большеохтинском кладбище.
Могила Веры Кузнецовой и ее мужа
Смерть Веры Кузнецовой стала ударом для поклонников, однако в наследие от актрисы остались фильмы, наполненные талантливой игрой, а также настоящей теплотой и мудростью этой женщины.
В апреле 1985 года умерла супруга артиста – Виктория Кузнецова (Германова). Михаил Кузнецов пережил жену на год – он скончался от сердечного приступа в августе 1986 года.
Могила Михаила Кузнецова
Похоронили актера рядом с супругой – на Введенском кладбище.
Первый тезка
Говоря об Анатолии Борисовиче Кузнецове, которого знают миллионы телезрителей разного возраста, нельзя не вспомнить о его почти полном тезке. Кузнецов Анатолий Иванович тоже был актером. Его, к сожалению, знают намного меньше. Он был артистом только одного театра — «Нового», который в 1953 году переименовали в Ленинградский театр им. Ленсовета. Здесь он сумел раскрыться и как актер, и как режиссер, поставив много великолепных спектаклей. Практически во всех играла его жена — Вера Кузнецова. Эту удивительно талантливую актрису с неимоверно добрыми глазами знают по ролям в «Двух капитанах» (1976 г.) — Нина Капитоновна, «Кортике» — Мария Гавриловна Терентьева, «Большой семье» — Агафья Карповна Журбина.
Супруги прожили вместе 27 лет, до самой смерти Анатолия Ивановича. В семье родилось двое сыновей — Всеволод и Юрий.
Его последней работой в кино стала небольшая роль директора обувного магазина в популярной комедии «Мы с вами где-то встречались…», в которой блистал знаменитый Аркадий Райкин. Анатолий Иванович умер очень рано, всего в 49 лет, оставив потомкам много разноплановых ролей в театре и кино.
Театр
Организация Пролеткульт, как и другие творческие объединения того времени, в 1932-м была расформирована. Спустя год режиссер Исаак Кролль создал «Новый театр», в который пригласил служить и Веру Кузнецову. Первым спектаклем обновленного театра и коллектива стали «Бешеные деньги», поставленные по одноименной пьесе Островского.
Вера Кузнецова в спектакле «Фельдмаршал Кутузов»
В 1937-м главным режиссером «Нового театра» стал Борис Сушкевич, с приходом которого для театра наступила новая веха творческого развития. Будучи и режиссером, и талантливым педагогом, Борис Михайлович приложил усилия, чтобы из начинающих актеров воспитать настоящих профи актерского мастерства. Сушкевич привил лицедеям «Нового» мхатовские традиции, выведя уровень их работы на более высокую ступень.
Вера Кузнецова играла в «Новом театре»
В 1938-м Вера Андреевна сыграла в пьесе «Мещане», в 1939-м был «Счастливый день» по Островскому. 1940 год отмечен для членов труппы длительными гастролями по Дальнему Востоку. Известие о начале Великой Отечественной войны застало коллектив в городе Хабаровске. Было решено оставить актеров на Дальнем Востоке. Члены труппы выступали перед экипажами военного флота, трудовыми бригадами и погранчастями. Спустя три года коллектив переводят на Урал.
Вера Кузнецова в сказке «Туфли с золотыми пряжками»
Несмотря на тяжелые военные условия, актеры находили в себе силы не просто отыгрывать заученные роли, но и постоянно работать над новыми постановками, расширяя репертуар. Коллекция ролей Веры Кузнецовой постепенно пополнялась. В спектакле «Русские люди» по Симонову Вера Андреевна сыграла Валю, затем появилась на сцене в образе княгини Тугоуховской в «Горе от ума». В 1944 году Веру Кузнецову включили в состав фронтовой бригады — актриса выступала прямо на передовой, поднимая боевой дух военных.
Вера Кузнецова в последние годы
В 1945-м, после войны, труппа «Нового театра» возвратилась в Ленинград. Борис Сушкевич умер, оставив театр на попечение режиссера Галины Короткевич. В 1951-м театр снова сменит руководителя, на этот раз главным режиссером станет Николай Акимов. За эти годы Вера Кузнецова сыграет в спектаклях «На дне» и «Последние» по Горькому, «Юность отцов» по пьесе Горбатова и многих других. Однако, несмотря на уважение коллег и любовь театралов, настоящую известность Вере Кузнецовой подарили съемки в кино.
Второй тезка
Был и еще один почти полный тезка — писатель Анатолий Кузнецов. «Бабий Яр» — его роман-документ — в шестидесятых стал, пожалуй, одним из наиболее крупных событий в советской литературе. В основе романа — записи, который будущий писатель вел еще с детства, запоминая и стараясь законспектировать все то, что происходил с ним в оккупированном Киеве.
Но если в шестидесятых роман издали в довольно сокращенном виде — цензура вырезала много, то в 1991-м, когда отмечался полувековой юбилей тех страшных событий, «Бабий Яр» впервые был издан в СССР в полном виде.
Вот так, три Анатолия Кузнецова, три совершенно разных человека, три судьбы. Объединяет их одно: все они талантливы и неповторимы.