Больше, чем Шурик: пять серьезных ролей Александра Демьяненко

Имя: Александр Демьяненко Рост: 169 см По знаку Зодиака: Близнецы По восточному гороскопу: Бык В каком году родился: 1937 В каком году умер: 1999 Отчего умер: сердечная недостаточность

Этот артист пережил девятый вал невероятной славы. Ему пришлось привыкать к нелёгкой жизни кумира публики, а потом долгому периоду полного отсутствия ролей. Вместе с режиссёром он создал новый образ в кинематографе — романтичный, бесхитростный, интеллигентный.

Имя этого артиста Александр Демьяненко. Но для миллионов зрителей он навсегда останется Шуриком — по имени героя своего самого яркого образа.

Википедия даёт информацию об Александре Демьяненко кратко и сухо. Долгий список множества ролей можно посмотреть и там, но для понимания личности этого актёра одной страницы «вики» мало.

Детство и юность

Демьяненко Александр Сергеевич родился в уральском городе Свердловске в интеллигентной творческой семье. Дата рождения 30 мая 1937 года. По национальности он русский. Мама, Галина Васильевна Демьяненко, работала бухгалтером. После рождения сына, очень скоро, осталась с маленьким Сашей одна, потому что отец ушёл из семьи.

Отец, Сергей Петрович, был творческим, увлекающимся человеком. Выпускник ГИТИСа, актёр известной театральной агитационной группы «Синяя блуза», выступавшей в 20-х годах прошлого столетия, он служил в свердловском оперном театре и преподавал актёрское мастерство в филармонии. У него было много поклонниц, к одной из них он и ушёл, когда сын был ещё совсем малыш.

Несмотря на это, Александр Демьяненко считал, что у него было счастливые детство и семья.

Прожив несколько лет с другой женщиной и родив с ней двоих дочерей, Сергей Петрович понял, что всё ещё очень любит свою первую жену и сделал всё, чтобы вернуться к ней. Галина Васильевна простила мужа, семья воссоединилась и в ней появились ещё две девочки.

Дети артиста поддерживали дружеские отношения. Немалую роль в этом сыграли взрослые, которые примирились и создали вокруг детей нормальную родственную обстановку.

Сводный брат Александра Демьяненко, Владимир Сергеевич, тоже посвятил себя творчеству, стал пианистом и народным артистом РСФСР, работал с Ю.А.Башметом.

Отец сильно повлиял на увлечения сына, занимался с ним. Первые сценические шаги юный Саша Демьяненко сделал ещё в детстве, в самодеятельном театре при свердловском Дворце культуры под руководством отца. А ещё мальчик посещал музыкальную школу и учился игре на фортепиано. Говорят, Александр Демьяненко красиво пел низким бархатным голосом. К сожалению, зрители этого так и не услышали…

Александр часто бывал на премьерах спектаклей, отец старался передать сыну любовь к искусству. У него получилось. С детства мальчик мечтал стать артистом и играть на сцене и в кино.

Самые интересные моменты личной жизни и биографии Александра Демьяненко

Биография

Юность и поступление в ГИТИС

Родился 30 мая 1937 года в Свердловске. В 1954 году, по окончании свердловской школы № 37 с углублённым изучением немецкого языка, попытался поступить в МХАТ (приёмная комиссия приезжала в Свердловск), но из-за волнения не смог.

Тогда он успешно поступил в Свердловский юридический институт, но проучился там всего полгода, поняв, что данная профессия ему не подходит. Через год вместе с друзьями отправился в Москву, где поступил в ГИТИС.

Родители получили от сына телеграмму: «Победа! Принят в ГИТИС и Щукинское. Остаюсь в ГИТИСе

». ГИТИС он окончил в 1959 году.

Студентом он был не самым лучшим. Учился он хорошо, но пропускал много занятий. Ему всё прощалось, так как профессор Иосиф Раевский очень любил его и верил в его успех.

Уже на 2-м курсе ГИТИСа (мастерская Григория Конского) режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов пригласили его на роль Мити в фильм «Ветер» — оптимистическую драму, завершившую «комсомольскую» трилогию, начатую фильмами «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин». Эта его работа как начинающего актёра привлекла внимание как зрителей, так и кинематографистов. Был рождён новый тип героя — скромный интеллигентный юноша, совершающий подвиг.

В 1959 году он был приглашён в Московский академический театр имени Владимира Маяковского, где он проработал 3 года, но актёра всё больше затягивало кино. Вскоре он покинул Москву и театр имени Маяковского и обосновался в Ленинграде, где жил и работал на киностудии «Ленфильм» до своей смерти.

Семья

  • Отец — Сергей Петрович Демьяненко (20.03.1909, Екатеринбург[5]—2000, Екатеринбург) — окончил ГИТИС, актёр, режиссёр оперного класса Свердловской консерватории, преподавал актёрское мастерство и занимался организацией городских массовых праздников; после рождения сына ушёл из семьи и женился на поклоннице, которая родила ему сына и дочь, а через 2 года вернулся к жене, которая после этого родила двух дочерей[5][6][7]. В Екатеринбурге проживал по адресу ул. Просторная, д. 146, кв. 108.
  • Мать — Галина Васильевна Демьяненко (Белькова) (1914[5] —?) — работала бухгалтером.
  • Единокровный брат (по отцу)[5] — Владимир Сергеевич Демьяненко (род. 1941) — пианист, музыкальный работник, народный артист РСФСР, возглавлял Свердловскую филармонию[5][8].
  • Сёстры — Надежда, Наталья, Татьяна.

Личная жизнь

  • Первая жена — Марина Даниловна Склярова (01.04.1938 — 18.12.2017)[9]. Училась с ним в драмкружке, театровед, сценаристка, сотрудничала с Ленинградским телевидением, публиковалась в периодических изданиях, В 1990-е годы работала как составитель и переводчик над публикациями трудов и личных архивов богословов и иерархов Русской Православной Церкви, вышедших в четырёх томах под названием «Сосуд избранный», печаталась в православной периодике, написала несколько сборников сказок и стихов, получила награды Русской Православной Церкви, в 2004 году издала сборник своих стихов «Страсти по Петербургу»[9][10]. Сделала несколько абортов[11].
  • Вторая жена — Людмила Акимовна Демьяненко (05.01.1940 — 20.06.2005)[12]. Познакомилась с Александром, будучи ассистентом режиссёра дубляжа на киностудии «Ленфильм», где Демьяненко работал на дубляже[13]. Впоследствии была режиссёром дубляжа на «Ленфильме», в 1994—2005 годах — в (с 2002 года — «Невафильм»)[14][15].
  • Падчерица — актриса Анжелика Неволина (род. 2 апреля 1962).
  • Зять — актёр Алексей Зубарев (род. 30 марта 1954)[16].

В Ленинграде/Санкт-Петербурге жил на Омской улице, в доме № 10 (кв.17); Бронницкой улице, в доме № 33; на улице Тамбасова, в доме № 30, корп. 2; на улице Маяковского, в доме № 15.

Переезд в Ленинград

С 1962 года он покинул театр Маяковского и перебрался из Москвы в Ленинград. Во-первых, он уже начал участвовать в съёмках на «Ленфильме», а во-вторых, в Москве ему было негде жить, а в Ленинграде давали квартиру. К тому же актёру просто не нравилась Москва. Приехав в Ленинград ещё в 1961 году, он остался здесь до конца жизни. Его много раз звали в московские театры, но он уже не хотел возвращаться в Москву.

Роли в кино

В кино актёр дебютировал ролью, которая привлекла к нему внимание и зрителей, и режиссёров — в картине Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер», вышедшей на экраны в 1958 году. В 1959 году актер сыграл эпизодическую роль фотографа в мелодраме Василия Ордынского «Сверстницы» (в титрах не значится). Так же у режиссёров Алова и Наумова актёр снялся в фильме «Мир входящему» (1961), благодаря которой его узнали за рубежом — лента была отмечена несколькими премиями на кинофестивале в Венеции.

На «Ленфильме» он снялся в киноповести Владимира Венгерова «Порожний рейс» (1962), где сыграл молодого журналиста центральной газеты Сироткина, раскрывающего махинации; в детективе Николая Розанцева «Государственный преступник» — следователя по особо важным делам Андрея Поликанова, расследующего дело военного преступника. Так, роль за ролью, актёр завоевывал популярность среди зрителей.

На Свердловской киностудии он снялся в фильме «Угрюм-река» в роли приказчика Ильи Сохатых.

Комедии Леонида Гайдая

В середине 1960-х Леонид Гайдай приступил к съёмкам комедии. Сценарий назывался «Несерьёзные истории», а главным героем был студент Владик Арьков. На роль главного героя Гайдай перепробовал 40 претендентов, среди которых были Виталий Соломин, Александр Леньков, Евгений Жариков и многие другие. В итоге подошёл работавший в Ленинграде Демьяненко. Он был жгучим брюнетом, а в фильме его решили сделать блондином. Сам актёр, в 1998 году в беседе с Веркой Сердючкой в передаче «СВ-шоу», по этому поводу отметил следующее:[17]

Надо сказать, что это было довольно неприятно. В то время, тогда, не было же тех замечательных красителей, как сейчас. Поэтому меня красили бланкитом. Вы знаете, это что-то похожее на смесь извёстки с чем-то. Это жуткая процедура. Я был в то время брюнетом, таким жгучим. Мои волосы (мне всю голову намазали) сожгли этим бланкитом, и, к чёртовой матери, всю кожу на моей бедной голове. Так что, это впечатление осталось.

А вдова актёра Людмила Акимовна позднее вспоминала:[18]

Его красили беспощадно, безобразно, до волдырей на коже. Тогда были жуткие краски. Хорошо ещё, что у Саши волосы густые и, несмотря на все эксперименты, он не полысел.

Роль Шурика принесла актёру успех. Гайдай через 2 года снял продолжение приключений полюбившегося зрителям героя — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». А в 1973 году вышла комедия «Иван Васильевич меняет профессию».

Роли на телевидении

Режиссёры вскоре перестали предлагать актёру интересные роли. От этого его спасло телевидение, где он выступал в самых неожиданных образах и даже играл моноспектакли, среди которых «Кумир» Дюрренматта, «Чародейная ночь» Славомира Мрожека, «До самой сути» и «Семь крестиков в записной книжке» Жоржа Сименона. Демьяненко сумел создать запоминающиеся работы в нескольких фильмах у режиссёров, которых интересовал незаурядный драматический талант актёра[источник не указан 1735 дней

], — в «Угрюм-реке» и в «Учителе пения» Наума Бирмана. Кроме того, актёр много работал в театре, снимался на телевидении, озвучивал мультфильмы.

В 1968 году на ленинградском телевидении он попробовал себя в качестве кинорежиссёра, поставив короткометражный фильм «Святая ложь».

В середине 1990-х годов снимался в первом российском ситкоме «Клубничка».

Озвучивание

Он был одним из ведущих актёров дубляжа — его голосом говорил Донатас Банионис, а также зарубежные актёры Омар Шариф, Жан-Поль Бельмондо, Уго Тоньяцци, Роберт Де Ниро, Стив Бушеми, Джон Войт, Арнольд Шварценеггер, Орландо Блум, Тони Кёртис и многие другие[19][20].

Роли в театре

В театре он больше выступал в антрепризах. С 1984 года до последних дней был артистом петербургского Театра комедии имени Н. П. Акимова, где сыграл несколько ярких ролей. Последние работы на сцене — спектакль «Дон Педро» (реж.: Т. Казакова) играл на сцене театра совместно с Михаилом Светиным, также работал в «Приюте комедианта» и Московском академическом театре им. Вл. Маяковского.

В середине 1990-х у Театра комедии имени Н. П. Акимова сменился главный режиссёр — пришла Татьяна Казакова, у которой были свои планы, и актёр в них почему-то не входил. Тогда он перешёл в петербургский театр «Приют комедианта», где сразу сыграл в двух спектаклях, ставших событием в театральной жизни Санкт-Петербурга[источник не указан 1735 дней

]. Последние годы актёр с успехом продолжал играть на сцене этого театра.

В 1991 году был удостоен звания народного артиста РСФСР[4].

Смерть

Летом 1999 года стояла сильная жара. Актёр по настоянию врачей готовился к коронарографии, оттягивать которую было уже нельзя. Операцию назначили на 1 сентября 1999 года, когда все врачи планировали вернуться из отпусков и жара должна была прекратиться, но он не дожил до неё 10 дней[21].

Скончался на 63-м году жизни 22 августа 1999 года в Санкт-Петербурге в больнице.

Диагноз — отёк лёгких, вызванный коронарной болезнью сердца.

26 августа 1999 года на похороны актёра пришли сотни людей. Его отец, Сергей Петрович, по состоянию здоровья и в силу преклонного возраста не смог приехать на похороны сына.

Похоронен на Серафимовском кладбище (13 участок) в Санкт-Петербурге.

Надгробия А. С. Демьяненко и его супруги на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Учёба актёра

Первая попытка поступить в театральное была неудачной. Казалось бы, обстоятельства сложились как нельзя лучше: Александр окончил школу, и в Свердловск приехала приёмная комиссия из МХАТа. Но молодой человек так переволновался, что не смог совладать с голосом и отбор не прошёл.

Александр расстроился, попытался даже поспорить с судьбой и поступил в свердловский государственный университет на факультет юриспруденции. Учился он там недолго. Уже следующим летом в компании закадычных друзей направился в Москву исполнять свою давнюю мечту.

На творческих экзаменах Демьяненко декламировал стихотворение Я.Смелякова «Хорошая девочка Лида». На этот раз он прошёл по конкурсу сразу в два учебных заведения. «Остаюсь в ГИТИСе», отправил домой телеграмму будущий студент.

Учёба давалась Александру неровно. То, казалось бы, всё было хорошо. То он мог сорваться с занятий и улететь домой, туда, где родился, где семья и друзья, или в Ленинград, к любимой девушке — бывшей однокласснице Марине Скляровой. К тому же, он рано начал сниматься в кино. А это серьёзная нагрузка для учащегося студента.

Справедливости ради, необходимо отметить, что строгие преподаватели ГИТИСа видели в молодом студенте талантливого актёра и шли на некоторые послабления: например, строго без пропусков от него требовалось посещать только занятия по актёрскому мастерству.

Фильмография

Первую роль в кино Александр Демьяненко сыграл будучи студентом второго курса. Это была роль Мити в кинокартине А.Алого и В.Наумова «Ветер». Александру нужно было создать образ романтичного и самоотверженного молодого человека, способного на подвиг, комсомольца.

Фильм завершал «комсомольскую» трилогию, за двумя первыми картинами: «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин».

В 1959 году выпускник театрального ВУЗа, актёр А.Демьяненко поступил на службу в московский Театр им. В.Маяковского.

Его первые шаги в кино сразу стали знаковыми — он сыграл в фильмах «Всё начинается с дороги», «Карьера Димы Горина» и «Мир входящему».

Если до этого главный герой кинофильмов был достаточно предсказуем в своей готовности к свершениям, то теперь режиссёры и актёр создали новый образ современного, по тем временам, героя. Интеллигентный, умный, воспитанный, этот парень, наверняка ходил на литературные встречи в политехническом, читал самиздат, и носил модные брюки. При этом герой Демьяненко был готов на поступки, требующие мужества и силы воли.

Александр очень совпал со своим актёрским образом и амплуа закрепилось за ним.

Прослужив в московском театре три года, Александр Сергеевич принимает решение переехать в северную столицу. Его пригласили в Ленфильм и предложили собственную квартиру. К тому же, в Ленинграде жила его любовь со школьной скамьи, Марина Склярова.

Первая же роль, теперь уже актёра Ленфильма, в картине «Порожний рейс» принесла Александру Демьяненко серьёзный успех и приз на московском кинофестивале.

Но фильмом его жизни стала кинокомедия про Шурика, снятая Леонидом Гайдаем в 1964 году.

Изначально главного героя должны были звать Эдиком или Вадиком, а фильм называться «Несерьёзные истории». Но в процессе съёмок, как вспоминал сам режиссёр, он увидел в актёре Александре Демьяненко себя в молодости — эксцентричного, шутливого. Так Эдик стал Шуриком, а название фильма пришло само собой.

Как и его режиссёр, актёр Демьяненко не был душой компании. В жизни эти люди не любили шумного общения и повышенного внимания. Это роднило их ещё больше. А вот с коллегами по кадру — весёлой троицей «Вицин-Моргунов-Никулин», у Александра Демьяненко личной дружбы не сложилось: сказалась разница в возрасте и в подходе к вопросам профессии.

С одной стороны. Л.Гайдай известен как требовательный режиссёр, с другой он дал своим актёрам свободу импровизировать, это касалось и Демьяненко. Актёр рассказывал потом, что ему особо не приходилось вживаться в роль, играть, он во многом был тем самым Шуриком.

Единственной неприятностью, которую вспоминал Александр Сергеевич, была необходимость осветлять волосы. Актёр был жгучим брюнетом, а его персонаж блондином. Приходилось терпеть процедуры по осветлению волос, после которых на коже оставались волдыри.

Комедия вышла на экраны в 1965 году и сразу шагнула в историю отечественного кинематографа, побив все возможные рекорды: её посмотрели более 69-ти миллионов человек, т.е. четверть населения страны!

Воодушевлённый успехом, и «по многочисленным просьбам трудящихся», Л.Гайдай снимает продолжение приключений интеллигента, теперь в горах, и называет картину «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика». Этот фильм посмотрели более 76 миллионов зрителей!

Слава просто обрушилась на актёров, снимавшихся в кинокартине. Невозможно стало жить нормальной жизнью, выйти на улицу, заниматься обычными житейскими делами. Стоило артистам переступить порог родного дома, их сразу обступали люди, куда-то звали, приглашали, просили автограф. Такая любовь зрителей могла быть приятной, если бы не была такой назойливой, а иногда даже фамильярной. Александра Сергеевича, где бы он ни появлялся, называли «Шуриком», предлагали выпить, считали возможным вести себя как давние приятели, хлопая по плечу.

Александр замкнулся ещё больше; с тех пор любимым средством передвижения стал автомобиль, внутри которого ему не приходилось делить пространство с другими людьми.

Когда вышла последняя неофициальная часть трилогии про Шурика «Иван Васильевич меняет профессию», Александру Демьяненко было всего лишь тридцать пять лет. Казалось, что впереди ещё много интересных и разноплановых ролей, ведь актёру не надо было доказывать свои талант и умение. Но вышло по-другому. Самая яркая роль актёра стала его проклятием. Режиссёры видели во взрослом человеке, с его глубоким внутренним миром, юного бесхитростного Шурика, и не приглашали Александра Сергеевича на роли, соответствующие его возрасту и мироощущению. Все так и объясняли: «Я буду снимать про врача, а зрители увидят Шурика».

И всё же актёр снимался, работал. Он сыграл серьёзные роли в фильмах «Угрюм-река», «Зелёный фургон», «Учитель пения» и расстраивался, что за образом Шурика, зрители не замечали других, очень убедительных, ролей артиста.

За свою творческую карьеру Александр Сергеевич Демьяненко сыграл роли в 113 кинофильмах. Многие из них составляют Золотой фонд российского кинематографа.

Фильмы, в главной роли которых снимался актёр А.Демьяненко:

  • 1961 «Карьера Димы Горина», «Взрослые дети», «Мир входящему»
  • 1962 «Порожний рейс»
  • 1963 «Каин XVIII»
  • 1963 «Сотрудник ЧК»
  • 1964 «Государственный преступник»
  • 1965 «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
  • 1965 «Сколько лет, сколько зим!»
  • 1966 «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
  • 1969 «Рокировка в длинную сторону»
  • 1970 «Мой добрый папа»
  • 1970 «На даче»
  • 1973 «Иван Васильевич меняет профессию»
  • 1973 «Умные вещи»
  • 1977 «Журавль в небе»
  • 1978 «По улицам комод водили…»
  • 1982 «Семь крестиков в записной книжке»
  • 1996 «Кафе «Клубничка»»
  • 1998 «Содержанка»

Актерская карьера Александра Демьяненко, фильмография

Сниматься в кино будущий любимиц советской публики начал в двадцать два года, еще будучи студентом второго курса ГИТИСа. В конце пятидесятых — начале девяностых Александр Демьяненко отметился в таких примечательных лентах как «Все начинается с дороги», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Взрослые дети», «Карьера Димы Горина», «Мир входящему», «Порожний рейс», «Каин XVIII» «Сотрудник ЧК» и других. Весьма примечательно, что уже в этот период актер стал часто появляться в кино в образе открытого и немного незадачливого юноши, отличающегося, однако, врожденной честностью и интеллигентностью.
После окончания института Александр продолжил сниматься в кино, а параллельно с этим начал часто появляться на театральных подмостках. Некоторое время спустя по приглашению одной из ленинградских студий, актер переехал в город над Невой. Именно здесь по иронии судьбы он и познакомился с Леонидом Гайдаем, который, по одной из версий, специально приехал в Ленинград из Москвы, чтобы посмотреть на игру талантливого актера. «Смотрины» прошли успешно, и уже очень скоро Александр Демьяненко начал сниматься в картине «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

Комедия вышла на экраны в 1965-м году и сразу же стала любимой лентой миллионов советских граждан. Несколько лет спустя появилась и вторая часть популярной киноленты – «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика». В этот момент Александр Демьяненко окончательно утвердился в качество популярного и успешного киноактера. Режиссеры стали предлагать ему новые роли, однако ни одна из лент, вышедших в период с 1967-го по 1973-й, не стала столь популярна как фильмы про легендарного Шурика. Артист в своем творческом пути часто пересекался с такими коллегами как Наталья Варлей, Андрей Миронов,

В какой-то момент популярность Александра Демьяненко стала идти на спад, однако положение дел выправил новый фильм Леонида Гайдая. Вновь вернувшись к амплуа порядочного, но немного незадачливого интеллигента в картине «Иван Васильевич меняет профессию», Александр Сергеевич вновь приобрел всесоюзную популярность.

После выхода на экраны популярной советской комедии, актер часто снимался в кино, однако последующие его роли не принесли ему такой популярности и славы, как роли в легендарных лентах Гайдая.

В 1991-м году Александр Демьяненко получил звание Народного артиста РСФСР. Однако эта награда в какой-то мере ознаменовала конец его яркой карьеры. В девяностые годы актер снова начал часто играть в театре, а также работать над озвучиванием многих иностранных фильмов. Так, его голос можно услышать в таких голливудских фильмах как «Шоугёлз», «Воздушная тюрьма», «Враг государства», «Армагеддон», «Мой любимый марсианин» и многих других. Кроме того, актер также участвовал в работе над озвучиванием многих диснеевских мультфильмов, среди которых значатся такие известные ленты как «Принцесса-лебедь», «Геркулес», «Тарзан», «Мулан» и другие.

Памяти Александра Демьяненко

Роли в театре

В 1984 году Александр Демьяненко ушёл с телевидения и поступил служить в Театр комедий имени Н.П.Акимова на Невском проспекте. Но в 1990 г. в театр пришла режиссёр Т.Казакова, прославившаяся фразой: «Шурики нам не нужны!»

Александр Сергеевич перешёл в петербургский «Приют комедианта», где служил до самого конца. Его участие в двух спектаклях этого театра: «Антигона» и «Владимирская площадь» стало событием сезона. Это были глубокие, характерные роли, а по словам зрителей, видевших игру актёра, он был достоин любой, самой великой сцены.

К сожалению, в конце своей жизни, Александру Демьяненко приходилось разъезжать по стране с антрепризами и творческими встречами. В этих встречах самым тяжёлым для артиста было слышать фамильярное обращение по имени экранного персонажа. «Хотите к Шурику? Идите к нему. Я вам не Шурик, я — Александр Демьяненко!» бывало резко реагировал актёр.

11 февраля 1991года был опубликован Указ правительства о присвоении Демьяненко А.С. звания народный артист РСФСР.

Бухгалтер Дмитрий Горин

«Карьера Димы Горина» (1961)

Фото: кадр из фильма «Карьера Димы Горина»

В 1961 году Александр Демьяненко получил главную роль в фильме режиссеров Фрунзе Довлатяна и Льва Мирского «Карьера Димы Горина». Там он сыграл молодого, подающего надежды бухгалтера.

По сюжету картины, Горин не допускает ошибок, всегда внимателен, старателен и опрятен. На работе его знают как честного товарища, а начальство вот-вот даст повышение. Только в один день Горин путается в расчетах и выплачивает лишних три с половиной тысячи рублей клиенту, который приехал с далекой сибирской стройки, и чтобы исправить ошибку, он отправляется в Тайгу.

Клиент возвращает долг, но Горин не спешит уезжать: он влюбляется в бригадира монтажниц Галю Березку, забывает про карьеру в столице и устраивается работать на стройку высоковольтной линии передачи.

Режиссер видел в Александре Демьяненко актера, который с легкостью вживется в роль смелого и порядочного человека, способного на поступок. Именно с этим образом Демьяненко и стал ассоциироваться у зрителя.

В 1961 фильм «Карьера Димы Горина» году стал лидером советского проката: его посмотрело более 20 миллионов зрителей.

Озвучивание и дубляж

Актёра приглашали на киностудии для озвучивания персонажей иностранных и мультипликационных фильмов всегда. Но были такие года, когда эта работа становилась чуть ли не единственной. Многие даже не предполагают, сколько голливудских героев на самом деле говорят по-русски голосом Шурика из «Кавказской пленницы»…

Ещё в советских фильмах Александр Демьяненко озвучивал многих известных прибалтийских актёров: Донатаса Баниониса, Юозаса Будрайтиса, Регимантаса Адомайтиса.

Дубляж иностранных картин начался с Майкла Денисона в фильме «Как важно быть серьёзным» в период учёбы в ГИТИСе. А потом голосом Демьяненко заговорили Омар Шариф, Жан-Поль Бельмондо, Стив Бушеми, Роберт Де Ниро и многие другие.

В девяностые года актёр работал над озвучиванием персонажей в нескольких мультипликационных лентах. В «Геркулесе» его голосом говорит Зевс, а в «Мулане» император Китая.

Всего Александр Демьяненко озвучил 7 мультфильмов. Также он продублировал 31 фильм на русском языке и 41 иностранный фильм.

Александр Демьяненко в кино

Первые киноработы актера

Дебют на экране у Демьяненко случился в 1958 г., еще когда он учился на 2-м курсе ГИТИСа. Его пригласили знаменитые Алов

и
Наумов
в свою картину о гражданской войне
“Ветер”
. Его партнерами по фильму стали
Эльза Леждей
(ставшая известной позднее по “Знатокам”) и
Эдуард Бредун
. Эдуард, муж очаровательной
Изольды Извицкой
, был к тому времени перспективнейшим молодым актером, но, к сожалению, по различным причинам, кинокарьера у него так и не сложилась.

Тамара Логинова и Александр Демьяненко. “Ветер” 1958 г.
Но вернемся к Демьяненко. В 1961 г. ему довелось сыграть уже в главной роли. Причем сразу в 2-х фильмах. Во “Взрослых детях” Виллена Азарова

ему досталась роль экранного мужа
Лилианы Алешниковой
.
Лилиана Алешникова и Александр Демьяненко. “Взрослые дети” 1961 г.
А в комедии “Карьера Димы Горина”

Александр исполнил заглавную роль.

Интересный момент случился во время съемок одного из эпизодов. По сюжету шофер Софрон (Владимир Высоцкий

) пристает в кабине грузовика к девушке Гале (
Татьяна Конюхова
). Все это видит через маленькое окошко, находящийся в кузове Дима Горин. По приезду на место герой Демьяненко немедленно набрасывается на Высоцкого с кулаками.

Надо сказать, Владимир Высоцкий тогда был начинающим актером. Но Демьяненко все равно не мог заставить себя отвесить мощный хук будущему барду, необходимый по сценарию. Эпизод запомнился многим участникам съемок, в последующем рассказы очевидцев отличались в деталях.

В одном из вариантов повествования Демьяненко провел 8 дублей, причем после каждого удара, как настоящий интеллигент, говорил “Извините”

. Но режиссера все равно что-то не устраивало. Тогда Высоцкий не выдержал:
“Хватит извиняться. Врежь как следует – хватит дублей!”
Лишь с 9-го удара (дубля) эпизод был отснят.
Александр Демьяненко и Владимир Высоцкий.. “Карьера Димы Горина” 1961 г.
В начале 60-х у Александра Демьяненко было еще несколько удачных ролей. Причем работы ему доставались преимущественно серьезные: младший лейтенант в “Мире входящему”

, журналист в
“Порожнем рейсе”
, заглавная роль в
“Сотруднике ЧК”
, следователь в
“Государственном преступнике”
.
“Государственный преступник” 1964 г.
Казалось, его амплуа, как серьезного актера, сложилось. Но тут он понадобился Леониду Гайдаю

Товарищ Шурик

В 1965 г. Леонид Гайдай задумал “Операцию Ы”

. Наибольшие сложности у легендарного режиссера случились с выбором главного героя. Около 50 человек пробовались на роль Владика Арькова (так первоначально звали главного героя). Среди претендентов было много известных актеров:
Виталий Соломин
,
Евгений Жариков
,
Александр Леньков
,
Александр Збруев
. Даже
Евгений Петросян
пробовался.

После некоторых раздумий режиссер утвердил Валерия Носика

. Но, видимо, этот выбор его так и не устроил. Надо сказать, хоть Демьяненко и отыграл уже несколько хороших ролей, но в поле зрения Леонида Иовича не попадал. 60-е годы – расцвет отечественного кинематографа, за всеми молодыми звездами было не уследить.

На счастье кто-то все же предложил Гайдаю посмотреть “парня из Димы Горина”. Режиссер вызвал ленинградского актера и понял – главный герой найден и будет зваться он Шуриком. Но, ради роли, Александру пришлось обесцветить волосы и из брюнета стать блондином. Ну а Валерию Носику Гайдай дал роль незадачливого студента-картежника, с которой тот блестяще справился.

Владимир Раутбарт и Валерий Носик. “Операция «Ы» и другие приключения Шурика” 1965 г.

А Александр Демьяненко, что называется, после премьеры фильма проснулся знаменитым. С той поры и до конца жизни многочисленные поклонники ассоциировали актера лишь с Шуриком.

Тем более, что уже на следующий год зрители получили, говоря современным языком, сиквел “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика”

. Любопытно, что очаровательная
Наталья Варлей
притягивала всю мужскую часть съемочной группы кроме Александра Демьяненко. Тот, профессионально отыграв эпизод с красавицей, сразу же уходил в сторону.

Наталья Варлей и Александр Демьяненко. “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика” 1966 г.
Как вспоминала Нина Гребешкова

, вдова великого режиссера, поначалу предполагали, что Демьяненко – кремень. А как же иначе, Крым, море, солнце, сама Варлей рядом, а ему и дела нет. Но все же ничто человеческое не чуждо было и “Шурику”. Хоть и втайне, но оказывается актер во время съемок флиртовал с одной из симпатичных гримерш.
Наталья Варлей и Александр Демьяненко. “Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика” 1966 г.
Третью часть “франшизы с Шуриком” зрителям пришлось подождать. Лишь в 1973 г. на экраны вышла новая комедия Гайдая с Шуриком “Иван Васильевич меняет профессию”

. И несмотря на огромный коммерческий успех и признание критиков, после этой картины Гайдай решил с “Шуриком” покончить. Очевидно, мудрый мастер принял верное решение. Он уже чувствовал, что эта тема исчерпала себя.
Наталья Селезнева и Александр Демьяненко. “Иван Васильевич меняет профессию” 1973 г.
Более того, Александр Демьяненко никогда не пробовался и в других ролях у Гайдая-режиссера. Хотя несколько раз к легендарному образу актер все же возвращался.

В 1977 г. многие участники гайдаевских комедий, в том числе и Демьяненко, появились в музыкальном фильме “Эти невероятные музыканты или Новые сновидения Шурика”

. Но сам великий режиссер к этой картине отношения не имел.
“Эти невероятные музыканты или Новые сновидения Шурика” 1977 г.
В 90-х годах Александр Сергеевич вновь стал Шуриком в 2-х частях новогоднего музыкального представления “Старые песни о главном”

.
“Старые песни о главном-3” 1997 г.
Считается, что образ Шурика навсегда привязался к актеру и это могло определенным образом навредить его карьере. С другой стороны, благодаря гайдаевским комедиям Демьяненко обрел поистине всенародную любовь зрителей. Неизвестно, смог бы он достичь такой популярности без Шурика.

Немаловажным был и материальный момент. В комедиях Гайдая актеры неплохо зарабатывали. Так, ставка Александра Демьяненко в “Кавказской пленнице” равнялась 50 рублям за съемочный день. А всего, за полгода съемок актер заработал 5220 руб. Этой суммы вполне хватило бы на популярный в те годы автомобиль “Москвич”.

В “Иван Васильевиче” у Демьяненко работы было поменьше. Тогда он заработал 1700 руб. На машину этого не хватило, но зато он приобрел мотоцикл “Урал”, чем был вполне доволен.

А с Гайдаем отношения у него остались сложными. Что режиссер, что Демьяненко были людьми довольно закрытыми. Что между ними произошло достоверно сказать трудно. Но в 1993 г. на похороны Леонида Иовича Демьяненко не поехал.

Поздние киноработы Александра Демьяненко

У актера вполне хватало работы и после окончания сотрудничества с Гайдаем. В “Летучей мыши”
Яна Фрида
ему досталась яркая роль адвоката Блиндта. В киноальманахе
“По улицам комод водили…”
художественным руководителем картины был Леонид Гайдай. Здесь Демьяненко вновь напомнил о Шурике, сыграв, как и в знаменитых комедиях в паре с
Натальей Селезневой
.
Наталья Селезнева и Александр Демьяненко. “По улицам комод водили…” 1978 г.
Озвучивая роль Регимантаса Адомайтиса

в картине
“Трест, который лопнул”
, Демьяненко познакомился с режиссером
Александром Павловским
. Позднее актер сыграет в 4-х фильмах Павловского. Наиболее известна его роль рабочего-милиционера в комедии
“Зеленый фургон”
. В фильме собрался блестящий актерский ансамбль:
Дмитрий Харатьян
,
Борислав Брондуков
,
Александр Соловьёв
,
Виктор Ильичёв

Хоть картина и была комедийной, роль Демьяненко в ней самая серьезная. Пожалуй, в этой роли он наиболее был похож на самого себя. Скромный, интеллигентный. Так же, как и его герой Шестаков, читавший отрывок из поэмы Блока “Двенадцать”, Александр Сергеевич обожал стихи.

Дмитрий Харатьян и Александр Демьяненко. “Зеленый фургон” 1983 г.

Одной из последних его ролей стала работа в первом российском ситкоме “Кафе Клубничка”

. Здесь же участвовали и другие звезды советского кино:
Галина Польских
и
Наталья Крачковская
. Александр долго не решался принимать предложение на съемки в новом для себя формате. Но как раз тогда ему с женой приглянулся земельный участок по соседству с дачей и это стало решающим аргументом. В 90-е годы работы у актеров было немного.
“Кафе Клубничка” 1996 г.
В работе над сериалом ему пришлось непросто: в то время у актера начались серьезные проблемы со здоровьем.

Всего Демьяненко снялся примерно в 120 фильмах.

Работа в дубляже

Параллельно съемкам актер, обладавший красивым бархатистым голосом, много работал на озвучке советских и иностранных фильмов. Часто дублировал прибалтийских актеров. Он практически стал официальным голосом Донатаса Баниониса

, озвучивая большинство его ролей. Его голосом говорили также
Жан-Поль Бельмондо
,
Роберт де Ниро
,
Стив Бушеми
и многие другие.

Личная жизнь, семья и дети актёра

Александр Сергеевич всячески оберегал свою личную жизнь от посторонних глаз. Имея такую огромную популярность, он не был светским, не был общительным и радушным. К тому же, перед глазами был опыт сложных семейных отношений отца, прививка от «звёздной болезни» и обожания поклонниц Александру была сделана в детстве.

В свердловском драмкружке он с шестого класса дружил с девочкой, Мариной Скляровой. Они мечтали о будущем, о большой сцене, успехе у зрителей. Марина тоже поступила в театральный ВУЗ, но в Ленинграде. Молодые люди встречались, писали друг другу письма, их любовь расцвела вопреки расстояниям и расставаниям.

Они поженились, когда им было по 20 лет. Марина постаралась оградить своего талантливого мужа от любых бытовых проблем. За всю долгую совместную жизнь они ни разу серьёзно не поссорились. Друзья семьи вспоминают, что Марина взяла на себя решение всех бытовых вопросов, от покупки дефицитных продуктов и одежды до вызова сантехника.

Решение не заводить детей было обоюдным. Потом бывшая жена актёра жалела об этом. Но было уже поздно. Прожив 16 лет в браке, без выяснения отношений, очень спокойно, Александр Сергеевич собрал чемодан и ушёл из семьи.

Марина Денисовна Склярова замуж больше не вышла и хранила любовь к бывшему мужу до конца своих дней…

Александр Демьяненко был уже довольно зрелым мужчиной и состоявшимся актёром, когда встретил на Ленфильме Людмилу Акимовну, которая работала режиссёром дубляжа, хотя тоже имела актёрское образование. Эта женщина, стала второй женой артиста. Сначала они долго присматривались, у Людмилы был неудачный опыт замужества, а актёр состоял в законном браке. Ему было на тот момент 37 лет, а ей исполнилось 35.

Они прожили вместе вне зарегистрированного брака 12 лет. Марина Склярова, бывшая жена актёра тяжело переживала расставание и Александр Сергеевич не хотел ещё раз травмировать её процедурой развода.

Когда он получил свидетельство о расторжении брака, тут же заключил новый с Людмилой.

С этой женщиной он прожил всю оставшуюся жизнь также в любви и спокойствии. В доме не принято было говорить на повышенных тонах. Супруги могли вместе заниматься делами по хозяйству, а пылесосил в квартире Александр Сергеевич. Перфекционист по натуре, он любил, чтобы в доме было чисто и красиво.

Они любили семейный отдых. Несмотря на то, что шикарные круизы были им материально недоступны, семья выбиралась в поездки на море. А незадолго до своего ухода из жизни, Александр Сергеевич купил дачу, на которой не было грядок. Там члены семьи отдыхали, собирали грибы прямо на участке, пили чай и слушали музыку.

Почему у пары не было детей — это тайна и личная жизнь семьи, в которую Демьяненко никого не пускали. У Людмилы была дочь от первого брака, Анжелика, с которой у Александра Сергеевича сложились прекрасные отношения. Он с уважением произносил слово «падчерица», вкладывая в него глубокий смысл взрослого ответственного человека.

Падчерица Александра Демьяненко выросла в обстановке доверия, любви к искусству и стала заслуженной артисткой Российской Федерации Анжеликой Неволиной.

Вторая жена Александра Демьяненко пережила его не надолго, ушла из жизни в 2005 году.

Последние годы жизни

Наступило время, когда у популярнейшего актёра почти не было предложений о работе. Несмотря на успех в театре, режиссёры не приглашали артиста «старой школы» в свои проекты.

Александр Сергеевич даже примирился со званием «Шурика». Он стал говорить, что если людям становится веселее и легче, когда они смотрят старые фильмы, значит он не зря работал и жил.

Он ездил на встречи со зрителями, которые раньше так не любил, потому что на них приходилось отвечать на очень личные вопросы, соглашался на эпизодические роли.

Когда его пригласили в многосерийный проект «Клубничка», он согласился. Съёмки происходили в Москве. Целый год Александр Сергеевич ездил из Санкт-Петербурга в Москву на съёмки, жил в гостинице или на съёмной квартире. На выходных он возвращался домой, но не отдыхать, а играть в спектаклях «Приюта комедиантов». И не было такого, чтобы он хоть раз пропустил представление!

Во время съёмок сериала артисту пришлось сделать офтальмологическую операцию из-за угрозы потери зрения. В правом глазу началась отслойка сетчатки. Операция проходила под общим наркозом, из которого Александр Сергеевич выходил с большим трудом.

Его здоровье постепенно ухудшалось. Окружающие замечали слабость, затруднённую походку. Появились разговоры про алкоголизм артиста. Пил или нет, лучше всех знали друзья и жена Александра Демьяненко. А они утверждали, что несмотря на то, что трезвенником артист не был, он всегда знал меру и не злоупотреблял спиртным.

Смерть и память об актёре

Плохое самочувствие актёр скрывал от всех, не хотел обращаться к врачам, не требовал особого внимания к себе и даже наоборот, избегал его.

Александр Сергеевич всё хуже себя чувствовал, он уже пил нитроглицерин перед выходом на сцену. Когда загрудинные боли стали нестерпимы, он обратился к врачам, которые заподозрили язву желудка. Проведённое обследование показало, что это был инфаркт, и при том уже второй! Первый артист перенёс «на ногах».

Необходимо было делать операцию на сердце. Актёр отшучивался, говорил, что «умрёт от страха до операции». Госпитализация была назначена на август.

Лето 1999 года выдалось на редкость жарким. Врачи решили перенести хирургическое вмешательство на пару недель, чтобы облегчить послеоперационный период. Александр Сергеевич плохо переносил жару, а ещё все помнили как недавно он страдал после наркоза.

Александр Демьяненко умер за день до спасительной операции. Причина смерти: отёк лёгкого на фоне хронической сердечной недостаточности. Ему было 62 года. Дата смерти 22 августа 1999 г.

Панихида проходила на «Ленфильме». Тысячи людей плача, провожали своего «Шурика». Все понимали, что другого такого актёра нет.

Похороны состоялись на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Многие знаменитые люди говорили проникновенные слова. Цветов было целое море.

Многие не знают где похоронен Шурик. Могила актёра расположена на тринадцатом участке. Памятник актёру лаконичный, аристократичный, без фотографии. Вероятно, так хотел сам Александр Сергеевич. Его жена распорядилась не помещать фото: актёр не любил назойливого внимания ещё при жизни. Людмила Акимовна прожила без любимого мужа 5 лет. Она похоронена рядом, на её памятнике тоже нет фотографии.

Александр Сергеевич Демьяненко (30.05.1937-22.08.1999),

Заслуженный артист РСФСР, Народный артист РСФСР.

Действительно народный артист…

В 2020 году в Кургане именем Александра Демьяненко названа новая улица микрорайона Левашово.

Скульптурная группа, изображающая Шурика и Лиду установлена на улице Красной — центральной улице Краснодара.

Другая пара скульптур Лиды и Шурика размещена рядом с Рязанским государственным университетом.

Фото Александра Демьяненко

Молодой Александр Демьяненко.

С Натальей Варлей. Кадр из к/ф «Кавказская пленница».

А.С.Демьяненко в старости. Последние фото.

Журналист Павел Сироткин

«Порожный рейс» (1963)

Фото: кадр из фильма Порожный рейс»

К 1962 году Александр Демьяненко уже стал популярным актером: о нем писали газеты, его приглашали на съемки, в Ленинграде ему дали квартиру, а «Ленфильм» предложил, конечно же, главную роль.

В фильме «Порожный рейс» он сыграл Павла Сироткина – талантливого журналиста, который по редакционному заданию отправиться в Тайгу на леспромхоз. Сироткин, сам того не желая, сталкивается с откровенными финансовыми махинациями в работе предприятия. И, как честный человек, не может допустить такого произвола.

Образ отважного журналиста тут же полюбился зрителям, а за Демьяненко закрепился образ идеала советской честности и совести.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]