Диапазон голоса — это количество нот, которое способен спеть вокалист. От самой низкой ноты до самой высокой.
Точнее, насколькоголосовые связкипевца могут растягиваться, чтобы сомкнуться наверху и внизу.
На
пробном уроке вокала
педагог
в первую очередьоценивает вашпевческий диапазон, когда дает характеристику голоса. Иметь широкий голосовой диапазон важно для хорошего исполнителя.
Зачем знать,
какой диапазон голосау вас и для чего его развивать, а такжеу когосамый большой диапазон голосаиз современных певцов и певиц —читайте ниже!
Какой у вас голос и диапазон?
В профессиональное пение, как и в большой спорт, не берут всех подряд. У будущего певца должна быть хорошая физиология голоса. Эластичность голосовых связок, данная природой. Именно она влияет на гибкость голоса и широту диапазона.
Однако, певческий диапазон можно развивать! Для этого и нужно знать, какой диапазон голоса у вас.
В академическом пении есть общепринятая система с четкими границами певческого диапазона. Которой уже более 300 лет, на минуточку!
Она делит женские и мужские голоса на низкие и высокие. А дальше формирует диапазон по количеству нот, которые те могут охватить.
Тип голоса | ЖЕНСКИЙ | МУЖСКОЙ |
ВЫСОКИЙ |
|
|
СРЕДНИЙ | меццо-сопрано | баритон |
НИЗКИЙ | контральто (альт) | бас |
В эстрадном и джазовом пении отказались от какой-либо классификации голоса по диапазону. Потому что в современной поп, рок и соул музыке нет никаких границ и канонов, как в классике.
Например, в опере за определенным типом (диапазоном) голоса закреплен тембр и характер персонажа.
- Лирическое сопрано чаще всего поет «приму», главную героиню, страдающую от любви.
- Тенор — ее мечтательный возлюбленный.
- Баритон или бас — злодей, который хочет их разлучить.
- Меццо-сопрано — антогонист, соперница «примы», обязательно с драматичной судьбой.
- Колоратуре чаще отдают мифических персонажей, вспомните хотя бы арию Царицы Ночи Моцарта.
Примерные границы певческих диапазонов в академическом вокале:Зная характер персонажа и его окраску голоса, композитор сочиняет оперные арии, которые подходят по высоте певцу с определенным певческим диапазоном.
В современном эстрадном, джазовом вокале диапазон не всегда соответствует музыке, которую вы поете. Можно менять тембр и характер звука, независимо от того, какой у вас диапазон. А также владеть певческим диапазоном в четыре октавы, но исполнять поп-песенки из трех нот.
Новости шоу бизнеса и музыки NEWSmuz.com
Действительно, уговорить примадонну на интервью — это большая удача. Алла Борисовна долго не соглашалась, мотивируя отказы тем, что нет информационных поводов. Наконец такой повод нашёлся. 9 декабря в СК «Олимпийский» она будет править бал на обновлённой «Песне года». Для этого праздника музыки Пугачёва придумала новую концепцию.
Перед тем как включить диктофон, «АиФ» подарил Примадонне книгу одного из супермодных французских писателей.
— Спасибо. Кстати, в последнее время читаю книги только по рекомендациям. Недавно осилила «Охоту на овец» Харуки Мураками. Этот роман мне так напомнил времена моей юности, когда тянуло к мистике, философии. Мне понятно, что хотел сказать Мураками, или, например, Коэльо, написавший «Алхимика», или автор романа «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Эта литература для молодёжи, которая только начинает анализировать, копаться в себе и в жизни. Иногда я перекидываюсь на эту литературу, чтобы почувствовать себя на исходных позициях.
— Вас не терзают сомнения по поводу того, что ваше поколение в детстве не те книги читало, не ту музыку слушало, не те фильмы смотрело?
— Мы как раз ТЕ книги читали. Очень жалко, что нынешнее молодое поколение не читает ТЕХ. С одной стороны, они делают свою жизнь, может быть, более легкомысленной, потому что не знают ничего, например, о войне. Но я отдаю себе отчёт, что этим 12- или 13-летним ребятам не постичь сути той страшной трагедии. И не надо. Давайте за них порадуемся. Пусть живут иной жизнью, слушают более легкомысленную музыку, читают более легкомысленные книги. Легко мыслить — это не так уж плохо.
«Опера — не моё искусство»
— Да и эстрада считается более легкомысленным жанром по сравнению с оперным искусством. Это справедливо, по-вашему?
— Конечно, меня завораживает та лёгкость, с которой, например, Доминго, Каррерас или Паваротти берут сложные ноты. Я преклоняюсь перед такими голосами. А мы на эстраде всё-таки искусственно сделанные какие-то. Чего там говорить — и Бернес был совсем без голоса, и Утёсов, но за душу брали. А оперное пение, как мне кажется, это больше демонстрация природных голосовых данных. И поют оперные певцы всё время одно и то же. А мы не можем себе этого позволить.
— Вы ведь так и не попробовали себя в опере. Диапазон голоса не позволяет или это принципиальное решение?
— Когда я пела арию из «Хованщины» «Исходила младшенька все луга и болота», то многие оперные певицы говорили восхищённо: «О, да!» Но ты прав — это принципиально не моё искусство. В жанре эстрады можно петь любым голосом, а в опере — только хорошим и поставленным. Вот это ограничение меня и не устраивает. Хотя чувствую, что мне уже нужен другой язык общения с людьми.
— Что вы имеете в виду?
— Я себе поставила задачу, что буду петь только до шестидесяти лет.
— Почему именно до 60?
— Хватит уже…
— А вдруг зуд творческий не будет давать вам покоя и после 60?
— Зуд можно облегчить чём-нибудь другим (смеётся
). И в кино, и в театре. Но именно эстрадное пение я могу закончить и завтра, и через месяц, и через год. Но до 60 максимум — и прекращу этим заниматься. Потому что не хочу, просто НЕ ХОЧУ больше в этом себя показывать. Я себе и другим уже доказала, что могу в жанре эстрады всё.
— Не тяжеловато с таким багажом переходить в другую область искусства? Вот вы тут перед нашим интервью распекали телевизионщиков и говорили, что вы нетелегеничны.
— Я просто не люблю телевидение, с которым мне приходится всю жизнь рука об руку идти. Я киногенична — да, но не телегенична. Блин, каждый раз сидишь красивая, замечательная, потом смотришь то, что получается в результате съёмки, и думаешь: «Ну что же это такое?!» В моём случае много зависит от света. И потом эти вопросы: «А скажите…» А что я тебе скажу?
— Откройте тайну: как и где будете ставить жирную точку
— Какая разница? Кто сказал, что это нужно делать в Москве или в Питере? Можно, конечно, что-нибудь придумать, но думаю, что уйду по-английски… Все поймут, что я ушла. Или могу сказать «спасибо» с экрана. Но я не обязана делать прощальный концерт и целовать сцену! Ничего подобного. Я не со слезами уйду, а радостно и весело. И совсем не собираюсь умирать на сцене (смеётся
).
«Песню года» — в народные массы
— НО ПОКА вы не ушли, у зрителей есть возможность увидеть вас в «Песне года», для которой вы придумали новую концепцию.
— Хочу, чтобы она превратилась в народную программу. Поскольку я сейчас не делаю «Рождественские встречи», то мне хочется внести в «Песню года» элемент какого-то шоу, а не просто — вышел, объявил: «Вот вам лучшая песня».
— Отталкиваться будете от артистов или от песен?
— От песен.
— Вас уже сложно чем-то удивить или есть такие артисты?
— Почему же сложно? Меня, например, каждый раз удивляет Костя Меладзе. Талантливый человек, уж не говорю про его брата Валеру. Радуют Тина Кароль и Дима Билан, кстати, впервые о себе заявившие на «Новой волне» в Юрмале. Радует и собственная дочь Кристина, которая, может быть, не поёт какие-то прям уж народные хиты, но делает очень качественную поп-музыку. Мне нравятся и совсем дебютанты, такие как Ёлка. В прошлом году она открылась, а в этом у неё ещё одна хорошая песня появилась. Не могу не пригласить «Океан Эльзы», поскольку обожаю эту группу.
К сожалению, из-за напряжённых отношений между Первым каналом и Игорем Крутым многих артистов позвать не могу.
Хотя считаю, что в «Песню года» должны быть делегированы песни от Первого канала (из таких программ, как «Новые песни о главном», «Золотой граммофон»), от «Русского радио», от МТV и т. д. Тогда эти распри забудутся. Мы постараемся собрать максимально объективную информацию с радиостанций, при помощи sms-голосования и анкет, опубликованных у вас в «Аргументах и фактах».
— А если выбор народа не совпадёт с вашим?
— Мне может не нравиться какое-то произведение, но, если на него есть спрос, оно обязательно попадёт в «Песню года». Люди всё хорошо понимают и подсказывают, их не обманешь.
— Но ведь часто радиостанции и телеканалы просто навязывают того или иного исполнителя, активно раскручивая его в своём эфире.
— Я опытный человек и могу понять, какую песню навязали, а какая действительно достойна. Тут уже я приложу свою руку и включу профессиональное чутьё.
Как определить свой диапазон голоса?
Узнать диапазон голоса и подобрать песни, которые походят вам по высоте, сможет педагог по вокалу. Однако, вы в силах сделать это сами. Определить с помощью тюнера, либо с инструментом, если знаете ноты.
Пойте распевки до тех пор, пока можете сомкнуть голосовые связки и издать хоть какой-то звук. Самые верхние и нижние ноты, которые вы способны извлечь, будут границами общего голосового диапазона.
Вот небольшая шкала, чтобы вы понимали, о чем речь:
- 1-1,5 октавы — рабочий диапазон среднего начинающего вокалиста, у которого еще не разработан голос.
- 2-2,5 октавы — певческий диапазон, с которым можно брать сложные красивые песни. У многих людей с гибким от природы голосом бывает диапазон в две октавы и без занятий вокалом.
- 2,5-3 октавы — диапазон профессионального певца. Кстати, к певцам, которые работают в мюзиклах и поют в опере, есть требование иметь диапазон не меньше двух октав!
- 3-3,5 и выше — диапазон ХОРОШЕГО профессионального певца.
- 4-4,5 октавы — редкость среди вокалистов. Однако, все певцы стремятся к отметке в четыре октавы, и правдами-неправдами прибавляют себе пару нот на словах.
- 5 октав и выше — большая редкость, голоса таких людей считают уникальными и частенько заносят в Книгу рекордов Гиннеса.
ЧТО ПРОИЗОШЛО С ГОЛОСОМ ПУГАЧЕВОЙ?
Примадонна потеряла свое главное богатство
Свидетелями этой невероятной пропажи стали миллионы зрителей, смотревших концерт Раймонда Паулса по телевизору. Алла Борисовна пела любимый многими хит «Старинные часы». А через минуту на экране появилась примадонна с этой же песней, только лет двадцать назад. Все были потрясены. Мелодия и слова те же, Пугачева, несмотря на произошедшие с ней перемены, тоже узнаваема. Но голос! Голос был совершенно другой! Чистый, звонкий, завораживающий… На фоне этого нынешний вокал примадонны казался хриплым, грубым, вульгарным, да и не вокалом вовсе. Так что же случилось с голосом Пугачевой? В 1965 году на радио в передаче «С добрым утром» прозвучала наивная песенка «Робот». Пела ее Алла Пугачева. Это сейчас она «Женщина, которая поет», примадонна и прочая-прочая. А тогда она была 16-летней студенткой Московского училища им. Ипполитова-Иванова. Звонкий запоминающийся голос. Она не просто пела «Робот-робот, стань человеком», а играла роль девушки, влюбленной в робота. Было ясно, что пришла она всерьез и надолго. Но никто не предполагал, что настолько. Незаурядные актерские способности помогали ей переживать каждую песню. Слыша грусть в ее голосе, который менялся от глубокого бархата до россыпи звонких искорок в песне «Арлекино». Но звездой, примадонной Пугачеву сделали совсем другие песни — «Миллион алых роз», «Маэстро», «Старинные часы» и «Без меня» — результат сотрудничества с Раймондом Паулсом, Ильей езником и Андреем Вознесенским. Существует статистика, согласно которой только в 1986 году Алла Пугачева дала 119 концертов, то есть почти через каждые два дня. Накопленная усталость проявилась в начале 90-х. На записи пронзительной песни 1992 года «Осенний поцелуй» голос ее звучал устало. Вместе с подсевшим голосом певицы меняется и ее репертуар в сторону, пожалуй, русского шансона и городского романса. Помните «Настоящего полковника», «Мэри»? Поклонники, видя любимицу в клипе с Гариком Сукачевым «Мал-помалу», не узнавали певицу. А в песне «Счастье» с альбома 1997 года голос примадонны уже надтреснутый, с хрипотцой старой курильщицы. Сначала мы пугались. А потом привыкли и сейчас как должное воспринимаем и «Малолетку», и «Мадам Брошкину», и даже последние шедевры вроде «Голова моя глупая — безногая, безрукая». От серьезной любовной лирики вроде «Бессонницы» или «Осеннего поцелуя», не говоря уж о хитах начала 80-х годов, и следа не осталось. Но почему, например, вечная соперница Пугачевой -София Ротару — до сих пор прекрасно поет вживую, своим прежним голосом а с последних концертов Пугачевой люди уходили уверенные, что она спела без фанеры одну-две песни?
История болезни
Специалисты сходятся в одном — Алла Борисовна расплатилась голосом за свой разгульный и нездоровый образ жизни. Примадонна, по ее собственному признанию, курит с тринадцати лет. Прикладываться к алкогольным напиткам она начала чуть позже, будучи студенткой дирижерско-хорового училища, — в 1964 году. Прятались в подвальчике, дымили, пили вино — обычные туденческие забавы. Говорят, чем больше примадонна утверждалась в своей звездности, тем больше устраивала шумных гулянок. Однако по-настоящему Алла Борисовна пристрастилась к алкоголю в конце 80-х — начале 90-х годов. Собственно, и проблемы с голосом у Пугачевой начались примерно тогда же. Люди, работавшие с ней в то время, рассказывают, как Алла Борисовна любила принять на грудь перед концертом. Визажистам приходилось сильно потрудиться, чтобы загримировать ее отекшее лицо и лопнувшие кровеносные сосуды. Любимым «допингом» Аллы Борисовны был коньяк. Сначала она пила армянский и молдавский. Потом перешла на дорогой «Хенесси». По слухам, Алла Борисовна уважает также текилу и красное вино. Журналист Алексей Сумин, работавший одно время пресс-секретарем примадонны, рассказывает, что нормой для нее было три рюмки. Не важно чего — вина, водки, коньяка. Впрочем, довольно часто она от этой нормы отступала. А курит Алла Борисовна чуть ли не каждые пять минут. У нее на это пять причин… Знакомые Аллы Борисовны рассказывают, что куревом и алкоголем она, как и многие другие, снимает стрессы. Их у нее предостаточно. 1. Мужчины. Циркач Миколас Орбакас, руководитель ВИА «Веселые ребята» Павел Слободкин, кинорежиссер Александр Стефанович, директор певицы Евгений Болдин, Владимир Кузьмин, Сергей Челобанов, Филипп Киркоров… И это, возможно, неполный список ее пассий. При этом все встречи и расставания примадонны с ее мужьями и возлюбленными отмечались хмельными загулами. Рассказывают, как однажды Пугачева изрядно приняла на грудь в Днепропетровске, сопровождая возлияния тостами о том, что после этого города она настороженно относится к любви. Оказалось, в Днепропетровске когда-то жил Владимир Кузьмин. 2. Семья. Говорят, что и сейчас у Аллы Борисовны на семейном фронте тоже неспокойно. Приближенные к примадонне люди рассказывают, что ее брак с Киркоровым изжил себя уже несколько лет назад и она очень переживает по этому поводу. 3. Болезнь. В 1992 году Алла Борисовна чуть не умерла после неудачной пластической операции. Перед этим она не пила три года и не курила полгода. Но после такого стресса опять сорвалась. 4. Усталость. Алла Борисовна не раз говорила о том, что устала от своей популярности, одиночества, устала быть все время на виду. 5. Радость. Положительный стресс, как известно, тоже стресс. Достаточно вспомнить только, как шумно Пугачева отметила рождение второго внука. По рассказам очевидцев, после нескольких дней гульбы с музыкантами она умирала от похмелья.
Хмельные байки (о похождениях примадонны):
Байка первая, автозаводская. Однажды во времена страшного дефицита Пугачева отправилась на гастроли в Тольятти. Знакомые попросили ее купить без очереди три автомобиля. Чтобы договориться с местным руководством, ей пришлось посидеть с ними за бутылкой водочки. После этого Алла Борисовна отправилась в Ростов продолжать турне. А там как назло концерт был дневной. И примадонна не успела отоспаться. Выступала она тогда в темных очках, держась за стойку и с трудом вспоминая слова. А потом установила правило — перед концертом ни-ни. Правда, исключения из него делались довольно часто. Байка вторая, президентская. Дело было на прощальном матче хоккеиста Вячеслава Фетисова в «Олимпийском». Примадонна прибыла в изрядном подпитии, пошатываясь и ругаясь на все стороны. — Не ругайтесь, Алла Борисовна, праздник ведь! — добродушно заметил милиционер. — Какой на х… праздник! — возмутилась примадонна и двинулась прямиком в президентскую ложу. Однако молодой охранник отстранил Аллу Борисовну от дверей: — Вам сюда нельзя. — Да ты вообще кто такой?! — взревела она. — Я же звезда! Ты что, б…, слепой, не узнал, что ли? Ты здесь кто? — Я лейтенант Федеральной службы охраны президента Денис Севастьянов, — представился парень. — Е…а я твою охрану вместе с твоим президентом и с тобой! — с этими словами примадонна схватила охранника за галстук, стала его душить и отталкивать от дверей. В конце концов набежавшим секьюрити удалось проводить примадонну в зал. А этот случай стал притчей во языцех. Байка третья, травяная. Впрочем, некоторые особы, приближенные к примадонне, утверждают, что разговоры о ее запоях возникли на пустом месте. Просто в начале 80-х (а именно с тех пор заговорили о пристрастиях Пугачевой к курению) врачи прописали Алле Борисовне травяные отвары специфического янтарно-коньячного цвета. Носила она их в плоских коньячных бутылочках — самая удобная тара по тем временам. И вот распевалась Пугачева перед концертом и время от времени отхлебывала отвар из бутылочки. А все вокруг перешептывались: «Ничего себе зашибает баба!».
Комментарии специалиста:
Игорь ГОРБАТОВ, врач-нарколог: — Не хочу говорить ничего плохого об Алле Борисовне, но она, увы, проявляет если не все, то многие симптомы алкогольной зависимости. Например, алкоголь разрушительно действует на голосовые связки. Хрипотца у Аллы Борисовны появилась около десяти лет назад. Сначала она была легкой, чуть заметной. Потом голос существенно огрубел. Пьющая женщина, как правило, не следит за собой. По Алле Пугачевой это заметно. Алла ПУГАЧЕВА об алкоголе: — К алкоголю отношусь трепетно. Все лучшее, что мной написано, все сумасшедшие идеи — это осуществлялось, скажем так, не без алкогольного влияния. Впрочем, и неприятности тоже случались именно от этого. Женщине в определенном возрасте очень важно найти в себе силы, чтобы закончить с куревом и выпивкой. Если бы не моя болезнь, которая чуть не унесла меня в могилу, до сих пор, может быть, и не пила, и не курила… Мне очень трудно было бросить. В первые месяцы у меня всякая гадость высыпала на лице, я была как Кинг-Конг. Потом все это сошло. Мое лицо стало розовым, как лепесток. Я все краски увидела в другом цвете. И снова брошу, чтобы почувствовать это. Слово для защиты: Чтобы пролить свет на таинственное исчезновение голоса Аллы Борисовны, мы обратились в арт-студию «Алла»: — А что такое с голосом Аллы Борисовны? — удивились там нашему вопросу. — Мы ничего не знаем. Все в восторге, а вам что-то не нравится…
Вася ГОЛОСЯТКИН
(от ред. — такую чушь только псевдонимоом можно подписать, да и то стыдно должно быть…)
Можно ли увеличить вокальный диапазон?
Стоит помнить, что голосовой диапазон делится на разговорный, рабочий и общий.
Разговорный диапазон — это небольшой отрезок в пять-шесть нот. Его вы используете в повседневной речи. Разговорный диапазон называют «примарным». Голос звучит естественно и насыщенно в примарных нотах. Поэтому большинство певцов не поет, а как бы говорит под музыку, не напрягаясь. Есть вокальные техники по увеличению диапазона за счет примарных нот.
Рабочий певческий диапазон — отрезок голоса, где вокалист использует разработанные упражнениями ноты. Он гораздо шире разговорного, но тоже ограничен. Рабочий диапазон легко развить упражнениями и распевками.
Чаще всего, когда педагог по вокалу обещает увеличить ваш диапазон голоса, речь идет именно о рабочем диапазоне, а не о том, что заложен в вас природой.
Общий диапазон голоса — то количество звуков, которые вы способны извлечь, но которыми не пользуетесь в пении. От крайних нот наверху, близких к писку, и до грудных самых низких нот. Общий диапазон зависит от физиологии, данной от природы, и различается у большинства людей.
Расширить общий диапазон куда сложнее, чем рабочий. Однако, он меняется с возрастом в течении жизни. У детей диапазон меньше, а голос выше. В подростковом возрасте голос «ломается», грубеет. И окончательно формируется по тембру и диапазону к годам 30. В старческом возрасте связки теряют эластичность, и общий диапазон сокращается. Хотя рабочий может оставаться прежним.
Какие бывают певческие диапазоны на примере диапазона моего голоса:
Развить общий диапазон голоса удается профессионалам при каждодневных тренировках и распевках. В среднем на полтона за полгода.
Ну, и интересная особенность — когда вы работаете над краями общего диапазона, над самыми верхними нотами, средний регистр голоса укрепляется, начинает звучать лучше и плотнее.
Алла Пугачёва
(Из книги Сергея Черемнова «ФотоФакты или Пьер Ришар, Владимир Путин, Лео Бокерия и другие»)
Мне выпала удача несколько раз оказаться близко к Алле Борисовне Пугачёвой. Первый раз это было где-то в году 1973-м. Она впервые давала концерт в старом здании Кемеровской филармонии, куда мне – студенту филфака – посчастливилось попасть. Кстати, длинный и узкий, как кишка, зал был забит битком.
Я сидел ближе к проходу и сцене. Помню красивую молодую, высокую и стройную девушку, которая часто во время исполнения спускалась в зал. Ещё помню сильный, необычно широкий диапазон голоса. Она пела разные песни, из которых в память запала одна: «Посидим поокаем»…
А эту фотографию я сделал в первых числах мая 1998 года. В рамках гастрольного тура, в Кемерове вновь выступила Алла Пугачева. Теперь её иначе, как примадонной российской сцены, не величали. Думаю, в то время у большинства россиян это не вызывало возражений – талант бесспорный! У неё были длинные и утомительные гастроли по стране: концерты в сорока пяти городах. Из-за напряженного графика Алла Борисовна была несколько уставшей и не жаловала журналистскую братию своим вниманием. Она пела в Кемерово три дня. Третий день был несколько официальней. Ей предстояло встретиться с губернатором Аманом Тулеевым и возложить цветы к часовне в память погибших шахтеров. Потом от часовни она вернулась в свою резиденцию – гостиницу, что за зданием областной администрации. И расположилась в холле первого этажа. Прессу сюда не пустили, а мне, как всегда, повезло: снимать разрешила.
Она выглядела тихой, присмиревшей, на вопросы губернатора отвечала как-то однословно и без эмоций – прямая противоположность её поведению на сцене! Прощаясь, певица сказала о своем желании приехать в Кемерово еще раз, пусть даже не с гастролями, а с деловым или дружеским визитом…
Вскоре судьба свела с ней ещё раз – 4 июня 1998 года в Красноярске, на инаугурации красноярского губернатора Александра Ивановича Лебедя. Мы прилетели сюда на вертолёте. И первый известный человек, кого увидели в аэропорту Емельяново, была Алла Борисовна… Надо отметить, что выглядела она в этот раз просто потрясающе!
На протяжении творческой жизни Пугачёва не раз доказывала, что талантами не только рождаются, но и становятся. Родилась Алла в Москве 15 апреля 1949 года. Отец – Борис Михайлович был директором по сбыту на обувной фабрике, играл в народном театре. Мать – Зинаида Архиповна, во время войны ездила в составе фронтовой концертной бригады, после войны работала заместителем начальника отдела кадров завода.
Музыкой Алла увлекалась с детства, уже в пять лет участвовала в концерте в Колонном зале Дома Союзов. После окончания средней школы поступила в Московское государственное музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова, на дирижерско-хоровое отделение. Первые гастроли были в 17 лет – в 1966 году – по Заполярью и Тюменской области в составе агитбригады радиостанции «Юность».
Потом она поработала концертмейстером в цирковом училище, школьной учительницей музыки и пения, солисткой ВИА. Всё это добавило знания жизни, уверенности в себе, в своих силах.
С 1971 года начала петь в оркестре Олега Лундстрема, с которым впервые участвовала в зарубежных гастролях – на фестивале «Лендек Здруй» в Польше.
Первый гран-при был в 1975 году – на XI международном фестивале эстрадной песни «Золотой Орфей» в Болгарии за песню «Арлекино». В 1978-м с песней «Всё могут короли» получает гран-при на престижном фестивале «Интервидение» в польском Сопоте.
За годы творческой деятельности альбомы Аллы Пугачёвой выходили огромными тиражами: «Женщина, которая поёт» (1979), «Монологи певицы» (1981), «У нас в гостях Маэстро» (1981) и многие другие. Помимо России и стран бывшего СССР, альбомы Пугачёвой издавались в Японии, Корее, Швеции, Финляндии, Германии, Польше, Чехословакии и Болгарии. Общий тираж дисков превысил 250 миллионов экземпляров.
Все её творческие победы и удачи трудно перечислить! Хорошо известны художественные фильмы с Аллой в главной роли. Её телевизионные «Рождественские встречи» — уникальная программа, в которой участвовали звёзды российской эстрады. Её гастролям в лучших залах и на стадионах в США, Германии, Швейцарии, Индии, Франции, Италии, Венгрии, Швеции, Югославии, Румынии, Израиле, Польше, Финляндии, Японии, Северной Корее, Австралии, Кубе и многих других странах неизменно сопутствовал успех.
О ней писали: «Алла Пугачёва – женщина многих голосов: утончённое поп-щебетание, чистое рок-меццо-сопрано, рычания и рыдания драматического кабаре. Госпожа Пугачёва стала поющей актрисой с полным театральным присутствием; она может принять сладость инженю или шутливость кокетки или уставший от жизни взгляд и хриплый тон Эдит Пиаф. Большинство зрителей, казалось, говорят по-русски, но даже те, кто не говорили, оказывались под впечатлением от сценичности, разносторонности и вокального изящества госпожи Пугачёвой».
Сегодня она уже не поёт, но продолжает активно заниматься творческой деятельностью, ведёт различные концерты и телепроекты, активно занимается поиском талантов. Алла Борисовна много лет является популярнейшей личностью в России.
А мне до сих пор дороги записи песен Микаэла Таривердиева в её исполнении для фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».
В одном из интервью на вопрос: Как чувствует себя Пугачёва-звезда? — она ответила:
— Я себя звездой не считаю. Я человек Земли, своей Родины, та женщина, которая поет. Иногда я – женщина, которая молчит, иногда женщина, которая просто что-то делает. Я остаюсь обыкновенным человеком. Совесть моя чиста, но я не безгрешна. Думается, что никто не может сказать о себе как о святом человеке. Мне кажется, жизнь для того и дана, чтобы искать себя на этой земле в каком-то деле. Это испытание, которое еще продолжается, и слава Богу!
БЕКИ УИНСТОН ДЖОШУА ЛАНГА
Фото Чрезвычайного и Полномочного посла ЮАР в РФ Беки Уинстона Джошуа Ланга попало в эту книгу благодаря необычной форме головы её владельца. На самом деле в моей коллекции фотопортретов – много снимков различных людей. А вот подобных голов мне не довелось видеть больше никогда.
Эта фотография сделана 3 декабря 2008 года, когда гость, прибывший из далёкой жаркой страны в Кемерово, находился в администрации области. Здесь он обсудил вопросы сотрудничества ЮАР и Кузбасса в реализации проектов в угледобывающей промышленности на территории нашего региона и другие направления экономического взаимодействия.
Затронули и тему безопасности на угольных предприятиях. Договорились организовать сотрудничество по обмену технологиями безопасной добычи угля. За последние 100 лет, благодаря развитой системе контроля в производстве, в ЮАР не погибло ни одного горняка.
Специалисты напомнили, что дипломатические отношения между Россией и ЮАР были установлены в 1992 году. Товарооборот между Кузбассом и ЮАР в 2007 году – превысил 5 миллионов долларов. Кузбасс в основном поставляет в ЮАР продукцию металлургии и машиностроения, республика экспортирует в угольный регион продукцию машиностроения.
Затем посол посетил Кемеровский государственный университет. На встрече со студентами КемГУ он подчеркнул, что не мог обойти ведущий университет региона. Сам доктор Беки Ланга 9 лет учился в России — по специальности «экономика» в Институте народного хозяйства имени Плеханова, на кафедре политической экономии, и не понаслышке знает о высоком качестве нашего образования. «Я и сам окончил Московский институт народного хозяйства имени Плеханова, здесь же защитил учёную степень. Вообще, Советский Союз, преемницей которого является Россия, оказал серьёзнейшую поддержку борьбе народов ЮАР с апартеидом и подготовил большое число великолепных специалистов для нового этапа нашей истории», — сказал он.
Завершилась работа делегации встречей с представителями кузбасского бизнеса в Кузбасской торгово-промышленной палате, а также – посещением музея «Красная Горка», экскурсией по вечернему Кемерово и осмотром города-спутника «Лесная Поляна».
В ходе визита посол рассказал, что родился в многодетной семье христианского миссионера 16 августа 1952 года. Корни родословной Ланга относятся к народности зулу. Будущий политик с детства увлёкся музыкой и хорошо владеет несколькими музыкальными инструментами, сам пишет и исполняет музыкальные композиции.
В начале 1970-х годов Беки Ланга был активным участником молодёжного движения против апартеида. Ланга создал организацию за самоопределение чернокожего населения. В 1975 году он был арестован и провёл 10 месяцев в заключении. Освободившись, был вынужден покинуть ЮАР. С 1977-го по 1987 год учился в Советском Союзе.
Продолжил обучение в Великобритании: в университете Манчестера получил степень магистра экономических наук в области исследования проблем развития.
Ланга вернулся в Южную Африку в конце 1991 года. После прихода к власти в 1994 году первого демократического правительства, Беки работал в министерстве экономических отношений и туризма провинции КваЗулуНаталь. В 2003 году занял пост исполнительного директора Национального института экономической политики, который являлся «мозговым центром» правительства ЮАР по экономическим вопросам.
Он был назначен послом в России в июле 2005 года и, к сожалению, оставил эту должность в феврале 2011 года.
Ещё мне запомнилось сказанное им по вопросу о равенстве мужчин и женщин в ЮАР: «ЮАР бьёт рекорды по проценту участия женщин в общественной и политической жизни. Власти ЮАР ещё со времён президентства Нельсона Манделы уделяют большое внимание вопросу гендерного равенства. Действительно, уже сейчас 35% наших министров – женщины. Спикеры обеих палат парламента ЮАР – женщины».
Подумалось, как далеко нам до ЮАР в этом вопросе…
СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВ
Фото известного писателя приключений Сергея Алексеева я сделал 18 марта 2009 года. Он приехал в Кузбасс из Вологды, где живёт и работает. В этот день он получил «заказ» от руководства области: написать «забойный интересный роман о шахтёрах Кузбасса, о первооткрывателях его земных кладовых, их жизни, делах и заботах». Сразу скажу, что эту просьбу Сергей Трофимович выполнил блестяще: книга была им создана. Но, мне показалось, что получилось совсем не то, что ожидали заказчики, повествование, скорее, походило на сказку, как и многие другие произведения автора.
А в тот момент Сергей Трофимович произвёл впечатление хитроватого российского мужика, который – себе на уме, в рыночных условиях научился находить спонсоров, чтобы выживать и заниматься любимым делом. Не случайно, во встрече также участвовал сын писателя — автор песен о шахтерах Алексей Русинов.
Сергей Алексеев родился в 1952 году в поселке Олейка, Зырянского района, Томской области, в семье охотника-промысловика. До начала писательской деятельности успел перепробовать множество самых разнообразных профессий. Был молотобойцем, геологом в геологоразведочных экспедициях, следователем угро, в течение двух лет в Томске был сотрудником областной газеты «Красное знамя».
Писать книги начал в 22 года. Его творчество отличает сочетание реализма с мистикой, современности с событиями истории, с острым захватывающим, явно придуманным буйной фантазией автора сюжетом. Любителям его творчества хорошо известны романы «Рой», «Крамола», «Сердцевина», «Мутанты», «Волчья хватка», «Возвращение Каина», «Слово», «Ох, Охота!». Его произведения, в которых предложена оригинальная трактовка славянской истории, стали по-настоящему культовыми. Его цикл приключенческих романов «Сокровища Валькирии» занимает прочное место в мировых рейтингах бестселлеров. А роман «Покаяние пророков», написанный в 2002 году, — называют новым взглядом на прошлое и будущее России. По его книгам сняты художественные фильмы, поставлены пьесы. Человек широкого кругозора, он пробовал себя в живописи, драматургии, музыкальном продюсировании и многом другом. Сейчас, например, занимается историей и этимологией русского языка.
Его приключенческий роман о горняках Кузбасса «Чудские копи», который он презентовал в Кемерово 22 апреля 2010 года, получился увлекательным, в детективном жанре произведением об истории освоения Кузнецкого края. Презентация романа состоялась в областной научной библиотеке имени В.Д. Федорова, а также в Кемеровском государственном университете культуры.
Я тоже получил в подарок книгу с авторским автографом. Прочёл на одном дыхании. Действие романа начинается в конце XII века, когда, по его мнению, на территории современного юга Кузбасса, точнее, Таштагольского района появлялись «первые ватаги новгородских посланников и оседали на житие». Именно они первыми, по концепции автора, нашли здесь месторождение меди. «Таким образом, — подчеркнул писатель Алексеев, Кузбасс — это древняя чудская земля». Он считает, что книга может послужить началом историко-познавательной и приключенческой книжной серии о Кузбассе и Сибири.
Сергей Черемнов.
Фото автора.
Зачем знать, какой певческий диапазон у вас?
- Чтобы понимать, какие песни подходят вам. Выбрать песню в своем диапазоне и правильно подобрать стиль музыки. Например, для соула, r&b и рока необходимы голоса с высокими нотами, а значит, с широким вокальным диапазоном. В доказательство Ian Gillan, Aretha Franklin и Beyonce. Джаз и блюз — для голосов с плотными низкими нотами, как например, у Billie Holiday и Etta James. А вот фанк и поп-музыка отлично подойдут голосам с небольшим диапазоном, если вы обладаете ярким тембром в разговорном регистре.
- Чтобы найти свои переходные ноты. Переходные ноты находятся на стыке двух голосовых регистров («головного» и «грудного»). Там, где голос «ломается», переходит от плотного звука к тонкому. У широкого диапазона таких «порогов» может быть больше двух.
- Чтобы знать, какая система упражнений и распевок вам подойдет. Лучше всего определит это педагог по вокалу. Но если вы занимаетесь пением самостоятельно, то информация о вашем певческом диапазоне пригодится, чтобы подобрать распевки для высокого или низкого голоса. Кстати, рекомендую распевки Мелиссы Кросс. Они разделены по типу голосов: бас, тенор, альт и сопрано, и созданы для эстрадного пения и экстрим-вокала.
Совет по развитию рабочего диапазона голоса.
Рабочий диапазон можно и нужно расширять. Для этого:
- Пропевайте звуки за пределами разговорного регистра. Пойте больше распевок на неудобные верхние и нижние ноты, чтобы приучать голос работать иначе.
- Берите сложные песни. Те, где мелодия выше или ниже рабочего диапазона. Тренируясь на таких композициях, можно быстро развить певческий диапазон.
- Меняйте тональность. Пойте песню на полтона ниже и на полтона выше. А потом возвращайтесь в исходную тональность. Голосовой диапазон будет увеличиваться.
- Работа с регистрами голоса также помогает расширять рабочий диапазон. Советую мой лайфхак для голоса — упражнение на разработку вокальных регистров.
Зачем развивать голосовой диапазон?
Чтобы петь больше красивых песен и обладать большими красками голоса! При неразвитом диапазоне песни у вокалиста будут однообразными, в пределах двух-трех нот.
Вот несколько примеров, каким общим диапазоном голоса обладают современные певцы и певицы:
- Adele — 2,5 октавы
- Sia — 3 октавы
- Katy Perry — 3 октавы
- Celine Dione — 3,1 октавы
- Whitney Houston — 3,2 октавы
- Madonna — 3,2 октавы
- P!nk — 3,5 октавы
- Ariana Grande — 4 октавы
- Beyonce — 4 октавы
- Christina Aguilera — 4 октавы
- Полина Гагарина — 3,2 октавы
- Пелагея — 3,5 октавы
- Ани Лорак — 4 октавы
- Sam Smith — 3 октавы
- Justin Timberlake — 3,2 октавы
- Ed Sheeran — 3,5 октавы
- Michael Jackson — 4 октавы
- Freddie Mercury — 4 октавы
- Adam Levine — 4 октавы
Ну, теперь понятно, зачем развивать диапазон голоса, чтобы стать профессионалом?
Тогда открывайте мой лайфхак на увеличение диапазона. Это простое и эффективное упражнение для голоса мы используем с учениками уже много лет.
Пишите в комментариях, какой диапазон голоса у вас, задавайте вопросы. А также подписывайтесь на новые статьи блога о вокале!
Поделиться статьей с друзьями.
[easy-social-share]
Известный продюсер рассказал о жестокости Пугачевой: «Уничтожала артистов»
Накануне юбилейного Дня рождения примадонны российской эстрады Аллы Пугачевой многие коллеги заговорили о том, как звезда повлияла на их судьбу и карьеру
Не все вспомнили Аллу Пугачеву добрым словом, ко многим знаменитость была несправедлива.
15 апреля Примадонне исполняется 70 лет. Большую часть своей жизни певица всегда посвящала творчеству. Безграничным талантом Пугачевой восхищаются и коллеги, и поклонники.
В эфире телешоу «Выход в люди» известный музыкальный продюсер Андрей Разин поделился воспоминаниями о знакомстве с Аллой Борисовной. Продюсер отметил, что исполнительница обратила на него свое внимание и позвала к себе на дачу только после того, как его проект «Ласковый май» достиг пика своей популярности.
Популярные статьи сейчас
«Холостяк» Макс Михайлюк признался, с кем всё время сравнивал Дашу Ульянову: «после первого свидания…»
Шпагат без одежды и стыда: победительница «Холостяка» пустилась во все тяжкие, пикантные кадры
Резкий обвал доллара, богатства Зеленского и новые выплаты для украинцев — главное за ночь
Звезда «Холостяка» полностью разделась и показала, чем покоряет мужские сердца: «Прикрыла двумя пальцами…»
Показать еще Порошенко перешел в наступление, выборы под угрозой: подробности масштабного саботажа
«Ненависть, зависть, жесткость, огромные деньги, любовь к людям, но при этом уничтожение артистов — это все Алла Борисовна. Ирина Понаровская говорила мне в 1985-м, что она «перекрыла ей кислород». С ней чуть ли не согласовывали каждого артиста, кто появлялся на сцене»,- не мог сдержаться Андрей Разин.
Музыкальный продюсер признался журналистам, что в тот раз на даче Алла Пугачева назвала его негодяем и сволочью. Эти обвинения посыпались на Разина за то, что обошел певицу со своим «Ласковым маем».
«А в марте 90-го она ставила вопрос о привлечении меня к уголовной ответственности. Возбудили дело, я ходил под статьей почти до развала Советского Союза», — негодовал продюсер.
По его мнению, Пугачева добилась власти на эстраде благодаря дружбе с влиятельными людьми.
Но с этим мнением категорически не согласился известный музыкальный критик Сергей Соседов. Он отметил, что у Аллы Пугачевой не было полномочий председателя «Гостелерадио СССР» и директора станции, поэтому артистка не могла избавиться от конкурентов.
Соседов уже неоднократно раскритиковал новый репертур Примадонны, назвав его несолидным и не подходящим ей по возрасту. На юбилей певицы он не пошел.
«Сейчас у Бузовой репертуар краше, чем у Аллы. Как можно в 70 лет давать интонации гопника?»- высказался Сергей Соседов.
Обиду на певицу затаила и Барбара Брыльска. Когда Примадонна опоздала на одно из совместных мероприятий, она сказала:
«Я давала тебе голос в «Иронии судьбы», потому опоздала»,- ткнула носом актрису Пугачева.
Напомним, трагедия произошла в семье Пугачевой: «Был бы мальчик».
Как сообщала Politeka, Пугачева ошарашила всех сексуальным кожаным нарядом: «Пыталась скрыть».
Также Politeka писала, что Пугачева напугала своим видом с похмелья.