Эдуард Хиль, биография, новости, фото


Детство и семья Эдуарда Хиля

Родной город Эдуарда – Смоленск. Мама работала бухгалтером, отец был механиком. К сожалению, он воспитывался только мамой, так как семья распалась. Детство нельзя назвать счастливым, оно пришлось на годы войны. Детский сад, где находился Эдуард, эвакуировали. Он оказался в одном из детских домов Уфы. Маленький мальчик увидел находящихся там раненых. Детдомовцы голодали, многие тогда умерли с голода. Однако Хилю посчастливилось выжить. Он помнит, что вместе с одним из воспитанников выступал перед ранеными в госпитале.
В 1943-ем году мама Эдуарда наконец-то разыскала его, и они отправились в освобождённый к тому времени Смоленск. Город был почти полностью в руинах. В 1949-ом году подросток поехал в Ленинград, где стал студентом полиграфического техникума. После его окончания Эдуард трудился на офсетной фабрике.

Эдуард Хиль, мистер Трололо в молодости
Эдуард Хиль, мистер Трололо в молодости

Ещё в техникуме студент начал посещать оперную студию Дворца культуры. Петь ему нравилось, поэтому молодой человек записался на подготовительное отделение консерватории. В 1955-ом Эдуарду удалось воплотить мечту и стать студентом Ленинградской консерватории. Он учился у профессора Е. Ольховского на вокальной кафедре. Кроме того, там он учился камерному пению и актёрскому мастерству.

Личная жизнь

В молодости Эдуард Хиль женился на балерине Зое Правдиной. С ней певец прожил всю свою жизнь. У пары в июне 1963 года родился сын. Дмитрий Хиль пошел по стопам отца и связал жизнь с музыкой. В 1997 году у Эдуарда Анатольевича появился внук, которого назвали в его честь.

Эдуард Хиль с семьей | Баба-Деда

В 2014 году жена артиста Зоя Хиль снялась в телепередаче «Прямой эфир» и рассказала о подробностях своей семейной жизни с народным артистом РСФСР. Внук Хиля признался в интервью, что серьезно обдумывает свое поступление в консерваторию на вокальное отделение.

Первые песни Эдуарда Хиля

Ещё во время учёбы Хиль выступал в оперной студии консерватории, где им был исполнен ряд ведущих оперных партий. В 1955-ом году Эдуард стал солистом Филармонического отдела «Ленконцерта», пел классические и старинные романсы, народные песни.
В 1960-ом году он окончил консерваторию и продолжил выступления, в том числе, в Оперной студии консерватории. Примерно в тот период времени Хиль увлёкся эстрадной песней. Это произошло после того, как он увидел выступление К. Шульженко. Эдуард почувствовал, что эстрадные песни заставили его переживать, грустить, радоваться и улыбаться. Он увидел, что такие выступления увлекают целые залы.

Эдуард Хиль «Зима» Песня года — 1971 Впервые с эстрадными песнями певец появился в Москве в 1962-ом году. Его представил сам Леонид Утёсов. Надо сказать, что выступление оказалось настолько успешным, что в том же году он получил приглашение на Второй всероссийский конкурс артистов эстрады и стал лауреатом. Им были исполнены песни «Маритана», «Путь к причалу», «История про бублики».

В 1965-ом Эдуард стал участником Фестиваля советской песни, где также выступал Утёсов и Шульженко. Благодаря огромному успеху, певец получил путёвку на международную эстраду. Вскоре Хиль отправился на Сопотский фестиваль, затем на конкурс «Золотой петух» в Бразилию.

Расцвет музыкальной карьеры

В 1965 году Эдуард Хиль привез на родину приз за второе место в международном фестивале, который прошел в Польше, и диплом четвертого места бразильского конкурса «Золотой Петух». Карьера складывалась успешно, а 1968 год принес певцу звание заслуженного артиста РСФСР. В начале семидесятых в репертуаре эстрадного исполнителя появилась песня «У леса на опушке» (Зима), которая стала одной из его самых знаменитых композиций.

В 1973 году Эдуард Хиль побывал на международном фестивале в Германии, а также участвовал в телевизионном ревю в Швеции. Певец был одним из немногих советских артистов, гастролирующих по крупнейшим странам мира. В 1974 году он стал народным артистом РСФСР.

В восьмидесятых годах Эдуард Анатольевич вел собственную телепередачу «У камина», он посвятил ее рассказам о классике русского романса. Хиль умело совмещал преподавательскую деятельность и концертные выступления. Артиста часто приглашали в жюри крупных песенных конкурсов. В советское время певец записал свои лучшие хиты, которые популярны и узнаваемы до сих пор.

Эдуард Хиль гастролировал по европейским странам и США. Его выступления имели за границей популярность у детей русских эмигрантов, оставивших родину в начале XX века. Во времена после перестройки артист некоторое время жил в Европе. Концерт Хиля на сцене парижского кабаре «Распутин» прошел с большим успехом. Внимание общественности привело к появлению в Париже первого компакт — диска певца под названием «Le Temps de L’Amour» («Пора любви»).

Лучшие хиты Эдуарда Хиля

Хиль быстро стал популярным в Советском Союзе, его знали и за рубежом. В 1968-ом певец уже был Заслуженным артистом СССР. Он работал с О. Фельцманом, А.Пахмутовой, В. Соловьёвым-Седым и др. Многие молодые ленинградские композиторы желали, чтобы их произведения исполнил Хиль, так как это было залогом признания и становления.
У певца всегда была особая творческая манера исполнения, обращающая на себя внимание и великолепным вокалом, и высоким артистизмом, и безупречной дикцией. Одинаково хорошо ему удавались народные песни, камерный репертуар и современные советские песни.

Эдуард Хиль: Трололо (оригинальная версия) Хиль стал постоянным участником праздничных «Огоньков». Именно с ним ассоциируются все лучшие песни советского периода. В семидесятые годы нередкими для него стали заграничные гастроли. На одной сцене с Эдуардом Хилем выступали такие звезды советской эстрады, как Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле, Валерий Меладзе и другие.

В восьмидесятые годы певец вёл программу «У камина» на Ленинградском телевидении. В ней он пел сам, приглашал студентов консерватории и лучших исполнителей-профессионалов. Также Хиль являлся преподавателем Института театра и кинематографии, преподавал в родной консерватории.

В начале девяностых, после роспуска «Ленконцерта», артист оказался в свободном «плавании». Он не стал менять гражданства, но с концертами выступал за рубежом, где оставался популярным у эмигрантов первой волны. Особенно успешными были его выступления в парижском кабаре «Распутин». Начиная с 1994-го года, артист снова начал выступать в своей стране, продолжил он и заграничные выступления.

Биография[ | ]

Детство[ | ]

Согласно распространённым данным, Эдуард Хиль родился 4 сентября 1934 года в Смоленске, однако по словам самого Хиля, он родился в 1933 году, но во время эвакуации документы были утеряны и при оформлении новых документов был поставлен год рождения 1934[3].

Эдуард родился в семье механика Анатолия Васильевича Эйсмонта (1907—1973) и бухгалтера Елены Павловны Калугиной (1907—1993). Со стороны отца у Эдуарда были дед Василий Нилович Эйсмонт (1873—1938, возглавлял церковный хор, был репрессирован) и бабушка Феодора Георгиевна Эйсмонт (1880—1957, акушерка). Со стороны матери у него были дед Павел Трофимович Калугин (1869—1935, участвовал в строительстве Беломорканала) и бабушка Александра Фоминична Калугина (1875—1946, железнодорожный билетный кассир)[4].

Точное происхождение фамилии Хиль неизвестно. По одним данным, она испанского происхождения, по другим — имеет древнерусские корни[5].

Детство Эдуарда Хиля, которое пришлось на Великую Отечественную войну, было тяжёлым. Когда нацистская Германия напала на Советский Союз, Эдуард вместе с матерью и отчимом (родители на тот момент уже развелись) жил в Смоленске. Мальчика вместе с другими детьми удалось эвакуировать буквально за полтора часа до того, как город был захвачен немцами. Эдуард попал в детский дом посёлка Раевский под Уфой[4][6].

С родителями Эдуард воссоединился только в 1943 году, когда Смоленск освободили от немецкой оккупации. Когда Елена отыскала его, он сильно недоедал, был в состоянии глубокой дистрофии и не мог самостоятельно ходить. Елена сумела его вылечить, но позже Эдуарду пришлось пережить ещё один уже послевоенный голод. Будучи подростком Эдуард много курил, но бросил в 18 лет, когда начал заниматься вокалом.

Учёба в Ленинграде[ | ]

В 1949 году Эдуард Хиль послал своему дяде из Ленинграда несколько своих рисунков. Он показал их знакомому художнику, и тот сказал, что у мальчика есть способности, пусть приезжает и поступает в Мухинское училище. «Я приехал, но оказалось, что учиться надо семь лет, а дяде, предоставившему мне жилплощадь, и без меня было очень трудно — своя семья большая. Так что не мог я на столько лет сесть ему на шею. И поступил вместо Мухинского училища в Ленинградский полиграфический техникум, близко к рисованию, к краскам, зато учиться не так долго», — рассказывал артист. Также он занимался в оперной студии Дворца культуры им. Кирова, работал мастером на фабрике офсетной печати, увлекался живописью, учился в вечерней школе музыкального образования.

В 1960 году окончил Ленинградскую консерваторию (класс пения Е. Г. Ольховского и З. П. Лодий) и начал выступать как солист Ленконцерта[2]. Через много лет Эдуард Хиль вёл праздничный концерт, на который приехали ученики Ольховского, некоторым из которых было уже за 80. «Как они пели! Как чисто звучал их голос! Вот что значит школа», — вспоминал певец.

Постигал актёрское мастерство у режиссёров Э. Г. Пасынкова и А. Н. Киреева.

Начало творческого пути[ | ]

По окончании консерватории продолжились выступления в спектаклях Оперной студии консерватории, состоялись и первые концерты с классическим и камерным репертуаром из произведений Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича, Верди, Бизе, Пуччини, Гуно, Шуберта, Бетховена, Мусоргского.

Хиль пел Фигаро в «Свадьбе Фигаро» Моцарта и в «Севильском цирюльнике» Россини, Януша из «Гальки» Монюшко, ведущие партии в «Евгении Онегине» и «Пиковой даме», графа Эльфора в «Чёрном домино» Обера. За исполнение последней партии Эдуард Хиль стал лауреатом фестиваля «Белые ночи».

В 1962 году певец впервые выступил с эстрадным репертуаром на сцене ЦДРИ в Москве, где молодого певца представил мэтр советской эстрады Леонид Утёсов.

В 1965 году Эдуард Хиль принял участие в Фестивале советской песни, собравшем лучших её исполнителей, включая признанных классиков жанра Клавдию Шульженко и Леонида Утёсова.

В Ленинград Хиль вернулся лауреатом конкурса артистов эстрады. Песню «О друге» стали исполнять на радио и по телевизору ещё до выхода фильма на экраны. Вслед за песней популярность пришла и к её исполнителю.

Для Эдуарда пишет песни популярный композитор Аркадий Островский. Певец исполняет его романтический «Лунный камень» на слова поэтессы Инны Кашежевой и характерную «земную» — «Море, море» на слова поэтов Игоря Шаферана и Михаила Танича, и другие.

В 1963 году выходит первая грампластинка молодого певца.

Вместе с Эдуардом Хилем на эстраду пришёл стиль молодого современника, весёлого, мужественного, с «тёркинской» хитринкой. Открытость, готовность к общению (обычно певец сам объявлял названия песен) отличают его исполнительскую манеру. Затем появляются хиты: «Ходит песенка по кругу», «У леса на опушке…» («Зима»), «Не плачь, девчонка», «Трус не играет в хоккей», «Голубые города». Певец также исполнял песни «С чего начинается Родина», «Как провожают пароходы», «Как хорошо быть генералом», «На безымянной высоте», «Сережка ольховая», «Дважды-два — четыре».

В 1966 году Э. Хиль получил признание в малознакомой с русским искусством Бразилии, где на международном конкурсе «Золотой петух» принёс песне Андрея Петрова «А люди уходят в море» четвёртую премию. Зрительские же симпатии бразильцев отдали русскому певцу безоговорочное первенство. Тепло принимал двадцатитысячный зал «Мараканазинья», где проходил фестиваль, и исполнение Э. Хилем «Подмосковных вечеров» под аккомпанемент автора В. Соловьёва-Седого.

В 1969 году певец возглавил жюри песенного конкурса, на котором впервые заявили о себе и стали лауреатами молодой певец Лев Лещенко и белорусский ВИА «Песняры».

На Всесоюзной вышел первый диск-гигант певца. Эдуард Хиль записал на грампластинку детские песенки — сказки. Без его участия не обходился ни один телевизионный «Голубой огонёк». В 1967 году певец впервые исполнил на прослушивании перед записью на «Голубом огоньке», а в 1970 году записал свой шлягер — «Зима» (Э. Ханок — С. Островой), которая имела значительный успех и зазвучала повсюду — на радио, телевидении и из окон домов многих городов нашей страны.

В 1971 году он исполнил песни «Семёновна» (Е. Барыбин — Ю. Погорельский) и «Будет жить любовь на свете» (В. Дмитриев — А. Ольгин), немного позднее — «Счастливый день» (В. Дмитриев — М. Рябинин). С этого года Эдуард Хиль почти каждый год участвовал в телевизионных музыкальных фестивалях «Песня Года».

В 1975 году певец стал лауреатом премии Ленинского комсомола. На Всесоюзной вышел очередной диск-гигант певца. Эдуард Хиль пел в дуэте со многими ленинградскими певицами, такими, как Мария Пахоменко, Таисия Калинченко, Людмила Сенчина, а также с Марией Лукач, Майей Кристалинской, Аллой Пугачёвой, Валентиной Толкуновой и другими. Всесоюзная выпустила его совместный диск-гигант с Марией Пахоменко.

Популярным стало также исполнение Хилем песни Валерия Гаврилина на слова Альбины Шульгиной «Шутка» (Дайте музыку) в дуэте с Таисией Калинченко, а позднее — с Людмилой Сенчиной.

Расцвет карьеры в СССР[ | ]

Как-то на концерте Юрий Гагарин попросил Хиля спеть песню «Как хорошо быть генералом». Он стал петь и вдруг все генералы как один поднялись и вышли из зала. Потом его вызвали в Политуправление армии и сказали: «Всё, годик отдыхаешь и от гастролей, и от телевидения». Спустя какое-то время на приёме певец встретился с Гагариным, и Хиль рассказал ему об этом. Гагарин пошёл в Политуправление и объяснил, что эта песня не о наших генералах, а об итальянских… «Ах, так это о натовских генералах он пел? Ну, тогда можно», — ответили ему[7].

В 1987—1989 гг. преподавал сольное пение в ЛГИТМиКе. Среди его учеников такие разные исполнители, как Олег Погудин и Евгений Дятлов.

Эдуард Хиль — первый исполнитель песен «Лесорубы» и «Лунный камень» Аркадия Островского, «Песня о друге», «Голубые города», «А люди уходят в море» Андрея Петрова.

С голосом Эдуарда Хиля ассоциируются такие известные песни, как «С чего начинается Родина»[8], «У леса на опушке…», «На безымянной высоте», «А люди уходят в море», «Как провожают пароходы», «Ах, море, море», «Лесорубы», «Человек из дома вышел», «Ходит песенка по кругу», «Это было недавно, это было давно», «Голубые города», «Как хорошо быть генералом», «Берёзовый сок», «Солнечная баллада», «Два брата», «Лунный камень», «Пора любви», «Не плачь, девчонка», «Остаюсь ленинградцем» и др.

В начале 1980-х годов на Ленинградском телевидении Эдуард Хиль создал и вёл программу «У камина», в которой рассказывал об истории классического русского романса, приглашал лучших исполнителей — профессионалов, студентов консерватории и театральных вузов, пел сам.

Постсоветский период[ | ]

Юбилейные концерты 1994 года в Москве и Петербурге показали, что певец по-прежнему любим своими почитателями, а его исполнительское мастерство не только не потускнело, но и обогатилось новыми яркими красками.

В 1996 году Эдуард Хиль представил новый проект «Хиль и Сыновья», созданный благодаря идее музыканта и композитора Дмитрия Хиля — сына прославленного певца. «Ребят из группы „Препинаки“ привёл мой сын, они играли очень громко и очень неважно, так что я поначалу даже не знал, как работать под их аккомпанемент. Но они порепетировали, сделали хорошие аранжировки, и я решил рискнуть и спеть-таки с ними один концерт. И это выступление в Театре Эстрады оказалось таким успешным, что понравилось и людям моего поколения, и молодым: после каждой песни зал бурно аплодировал, все подпевали. После этого мы начали ездить по стране, за границу, и на ТВ записывались». Вместе с молодыми музыкантами группы «Препинаки» Эдуард Хиль по-новому представил ряд популярнейших в 1960—1970 годы песен, внеся в них современные аранжировки. Был выпущен альбом «Ходит песенка по кругу» и клип на новую версию песни «Человек из дома вышел».

Эдуард Хиль на церемонии вручения литературной премией «Александр Невский», 12 сентября 2011 года

Особенно широкое внимание привлекли выступления Хиля в парижском кабаре «Распутин», куда, чтобы услышать певца, специально приходили Шарль Азнавур, Мирей Матьё, Жильбер Беко; здесь пел Булат Окуджава, выступали Евгений Евтушенко, Никита Михалков. Во времена распада СССР Хиль, оставшийся без средств к существованию, уехал во Францию, где три года подрабатывал в кафе «Распутин». Сам Хиль рассказывал, что в конце 80-х наступило безденежье. Когда развалился Ленконцерт, Хиль начал давать концерты в провинции. Однако артистов частенько обманывали, и в результате артисту просто нечем было накормить семью. Он принял решение поехать в Париж и заработать на жизнь. Знакомый артист из Малого оперного отвёл Хиля в кафе «Распутин». Хозяйка «Распутина» Елена Афанасьевна Мартини попросила исполнить певца песню «Вечерний звон», после чего попросила певца остаться. Мартини позволяла исполнять все песни, кроме блатных. Артисты в «Распутине» получали немного, но на эти средства можно было прожить. Хиль снимал квартиру у знакомых эмигрантов за полцены. Экономил на всём. Как потом признавался, долго жить в отрыве от близких ему было тяжело, и в 1994 году он принял решение вернуться на Родину. Там же в Париже вышел и первый компакт диск певца «Le Temps de L’Amour» («Пора любви»). Именно там, говорят[кто?

], у него случился роман с балериной Ларисой Серёгиной. Впрочем, сам артист об этой женщине никогда не вспоминал.

К трёхсотлетию Петербурга Эдуард Хиль подготовил и исполнил на музыку Р. Глиэра и стихи собственного сочинения «Гимн городу» — городу, который считает его одним из самых почётных своих граждан. Также был выпущен компакт-диск с двенадцатью песнями, написанными Д. Э. Хилем и поэтами С. Салтыковым, Э. Кузнецовым, И. Авраменко, О. Чупровым.

В 2004 году с большим успехом в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии прошёл концерт, посвящённый 70-летию народного артиста России Эдуарда Хиля. Кроме самого юбиляра, выступившего с программой «Песни длиною в жизнь», в концерте приняли участие Эдита Пьеха, Бен Бенцианов, Людмила Сенчина, Зоя Виноградова,Виталий Копылов, Таисия Калинченко.

В 2006 году был гостем программы «Рождённые в СССР» на телеканале «Ностальгия».

В 2010 году состоялся концерт Эдуарда Хиля в театре «Золотое кольцо» в Москве.

В 2011 году Хиль был членом жюри конкурса современных романсов «Романс XXI века».

Манера исполнения Хиля неповторима и легко узнаваема, характеризуется обаянием, неизменно отличным звучанием яркого, звонкого и полётного лирического баритона, мощным зарядом оптимизма и юмора.[источник не указан 1198 дней

] На сцене Хиль держался очень уверенно, подтянуто, сопровождая пение лёгкими танцевальными движениями и эффектной жестикуляцией. Также очень помогала Хилю благородная внешность — открытое, чистое, обаятельное лицо с широкой улыбкой. Никогда не изменявший академическому стилю пения, Хиль отличался завидным сценическим долголетием.

Эдуард Хиль участвовал в концертах вплоть до своей болезни в апреле 2012 года, от которой он так и не оправился.

Всплеск популярности в Интернете в начале 2010 года[ | ]

Основная статья: Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой § Популярность в Интернете

В 2010 году Хиль пережил очередной всплеск популярности.

Викиновости по теме: «Опубликован список самых просматриваемых россиянами видеороликов 2010 года
»

В Интернете большой интерес вызвал видеоклип Хиля на вокализ А. Островского «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой», Хиль стал известен широким массам американских слушателей. Данный вокализ в США получил название «Trololo»[9]. Этот «древний» киноролик является, скорее всего, фрагментом киноплёнки, снятой на гастролях в Швеции в 1976 году[10].

Видеоклип стал настолько популярным, что пародию на него исполнил в день получения «Оскара» известный киноактёр Кристоф Вальц[11]. Клип породил ещё множество пародий. На это отреагировал сам певец, предложив сочинить слова на мелодию, с каждого по куплету, на любом языке.

Памятник на Смоленском кладбище

Поступали предложения совершить мировое турне. А значки и майки с его изображением были чуть ли не самым ходовым товаром в британских интернет-магазинах.

После появления его ролика в американских блогах певец выступил в модном московском клубе. Молодёжная аудитория приняла выступление Хиля с советскими шлягерами 1960—1970-х с энтузиазмом.

Эдуард Хиль был спародирован в американском мультсериале «Гриффины» (10 сезон, 1 серия), где он напевает вокализ «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой». Вокализ Эдуарда Хиля звучал ночью в ушах одержимых в фильме «Мобильник» 2020 года. Хиль не был первоисполнителем этого вокализа. В разное время его также исполняли Муслим Магомаев и Валерий Ободзинский, но именно версия Эдуарда Хиля стала популярной.

Также вокал Эдуарда Хиля можно услышать в фильме Тихоокеанский рубеж 2.

Участвовал в концертах и гастролировал до апреля 2012 года.

Смерть и похороны[ | ]

Госпитализирован 8 апреля 2012 года. 28 мая 2012 года стало известно, что Хиль находится в тяжёлом состоянии в реанимации Мариинской городской больницы в Санкт-Петербурге. По данным прессы, у певца произошёл инсульт, и он подключён к аппарату искусственной вентиляции лёгких[12][13].

Эдуард Анатольевич Хиль cкончался в 01:35 4 июня 2012 года в НИИ им. Поленова в Санкт-Петербурге на 78-м году жизни[14][15].

Похоронен 7 июня 2012 года на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

Эдуард Хиль в последние годы

Популярность певца несколько возросла в 2010-ом году. За короткий период им выпущены полтора десятка компакт-дисков. Это невероятно порадовало поклонников его таланта.

Эдуард Хиль в последние годы снова стал очень популярен

Вторая волна популярности началась с того, что в американских блогах появился его ролик и быстро стал самым популярным. Молодёжи понравились хиты шестидесятых-семидесятых годов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]