Одна малышка мечтала стать балериной, ей снилось, как она в белой пачке танцует в «Лебедином озере», а все восхищённо следят за её лёгкими порхающими движениями. Эта девочка — Наталья Аринбасарова — вскоре стала знаменитой на весь мир. В детстве она часами делала па перед старым шкафом с потемневшим зеркалом и шила себе пачки из занавесок. Наталья родилась в семье военного, казаха по национальности, и польской беженки. Детей в семье было много, мама весь день хлопотала по дому. Семья кочевала из одного гарнизона в другой, пока, наконец, не осела в родной Алма-Ате.
Балет
Наталья Аринбасарова, биография которой только начиналась, смогла попасть в хореографическое училище. Суждено было сбыться её мечте: через год она попала в список наиболее одарённых детей. Впереди было блестящее будущее и обучение в хореографическом училище при Большом театре.
Очередной медицинский осмотр отнял у Натальи хрустальную мечту: диагноз «порок сердца» прозвучал как приговор. Она понимала, что профессионально балетом заниматься уже не сможет. В училище о диагнозе пока не знали, и девочка всячески пыталась избежать обязательного ежегодного медицинского осмотра. Однажды из-за путаницы с фамилиями она попала на съёмочную площадку к Андрею Кончаловскому. Она сразу же была утверждена на роль в фильме «Первый учитель».
Признание и награды[ | ]
- 1966 — Обладательница золотого кубка Вольпи на XXVI Международном кинофестивале в Венеции[2].
- 1970 — Вторая премия за лучшую женскую роль в фильме «Песнь о Маншук» на Всесоюзном кинофестивале.
- 1970 — Премия Ленинского комсомола Казахской ССР (фильм «Песнь о Маншук»)[2].
- 1978 — премия Ленинского комсомола — за создание образов современников и высокое исполнительское мастерство[2].
- 1979 — Заслуженная артистка РСФСР[3].
- 1980 — Государственная премия СССР (за женскую роль в фильме «Вкус хлеба», 1979)[2].
- 1994 — МКФ «Звёзды завтрашнего дня» в Женеве (Приз за лучшую женскую роль в фильме «»)[2].
- 1997 — Заслуженная артистка Казахстана
- 2008 — Юбилейная медаль «10 лет Астане»[9]
Первая роль
Первая встреча режиссёра и будущей кинозвезды состоялась при курьезных обстоятельствах, ведь Кончаловский вначале выбрал совсем другую девушку, а в училище забыли записать фамилию и впопыхах решили, что выбрана была Аринбасарова. Когда Наталья вошла к Кончаловскому, он недоумённо посмотрел на закутанную в огромное драповое пальто и замотанную в шарф девушку. Рассмотрев поближе безупречную юную красоту будущей балерины, он тут же решил делать пробы и был поражён тем, как уверенно держалась Наталья перед камерой. Однако впереди у девушки были экзамены, да и после проб ей никто не звонил в течение месяца, она почти расхотела сниматься, когда пришла телеграмма, вызывающая её во Фрунзе на съёмки.
Наталья ответила отказом, чем вызвала такой бурный гнев Кончаловского, что он звонил ей и ужасно ругался. Как человек ответственный, Аринбасарова поняла, что подводит режиссёра, и поехала во Фрунзе. Поначалу ей всё действовало на нервы, так как гримёры и режиссёр, обозвав девушку слишком чистенькой, принялись лепить образ деревенской сироты. В первую очередь ей отрезали волосы, вымазали в глицерине и земле, облачили в откровенное рваньё. Взглянув на себя в зеркало, девушка еле сдержала слёзы. Когда же она увидела первый отснятый материал, то была поражена той красотой, которую не смогли испортить короткие всклокоченные волосы и обноски.
Звезда
Так родилась звезда советского кинематографа Аринбасарова Наталья Утевлевна. Дебют был настолько удачным, что девушка была удостоена награды Венецианского кинофестиваля, обойдя Джейн Фонду и Биби Андерсон. Оставив балетное училище, Наталья поступила во ВГИК. Уже с первого курса она начала активно сниматься в кино. Самой яркой и удачной работой тех лет стала «Джамиля» по повести Чингиза Айтматова.
Режиссёры почувствовали: снимая Аринбасарову даже в эпизодической роли, они обрекали свои фильмы на успех. Было в ней что-то, что завораживало зрителей. На съёмочной площадке она вела себя как настоящий профессионал. Могла до бесконечности проигрывать одну и ту же сцену, пока не получался маленький шедевр. Будучи совсем юной, она каким-то шестым чувством ощущала, какой должна стать её героиня, как должна двигаться или говорить. Её внешность говорила сама за себя, и режиссёры любили снимать её крупным планом. Обычный взгляд актрисы был намного красноречивее любого диалога. Наталья Аринбасарова, фото которой в одночасье облетели весь мир и сделали её знаменитой, продолжила работу над собой. Как и все балетные, она обладала удивительным упорством и трудолюбием.
Интересные факты
Невзирая на то, что Наталья Аринбасарова не слишком распространяется о себе, все же мы нашли несколько интереснейших фактов из жизни этой талантливой артистки.
- Бывший муж Андрей Кончаловский, уехав за границу, сразу женился на другой женщине. В качестве извинения перед Натальей, он оплатил обучение их сына Егора в Оксфорде и Кембридже.
- Дочь Натальи сценарист, а старший сын работает режиссером. Именно в их работах в последнее время актриса часто снимается.
- В 2000 году выпустила автобиографическую книгу.
- На Венецианский кинофестиваль Наталью полностью одевала свекровь. Она купила ей два отреза дорогостоящей ткани для пошива вечерних платьев и дала свои семейные украшения с бриллиантами.
- Последний муж Натальи, встретив новую женщину, как и другие его предшественники, тоже эмигрировал, только не в Европу, а в США.
- Во время съемок киноленты “Первый учитель” Наталья должна была сниматься обнаженной. Девушка отказалась и вместо нее взяли дублершу, которая так была похожа на актрису, что зрители даже не заметили подмену.
- За съемки в фильме “Вкус хлеба” получила главную государственную премию.
- Снялась более чем в 70 фильмах, среди которых были и роли в телесериалах.
- Рост Натальи всего 165 сантиметров.
Годы становления актрисы
Во ВГИКе Наталья попала в мастерскую Сергея Герасимова, который с самого начала благоволил к юной звезде. Он даже снял её в своём фильме «У озера», введя специально в сценарий нового персонажа для Натальи. Она сыграла в кино свою мечту: ей была отведена роль юной балерины, и героиня Аринбасаровой навсегда запомнилась советским кинозрителям.
Наталья Аринбасарова, национальность которой по отцу — казашка, считает себя больше европейской женщиной благодаря столичному образованию, однако порой её взрывной восточный характер даёт о себе знать.
Наталья Аринбасарова сейчас
Наталью Аринбасарову нынче можно чаще встретить на фото в различных издательствах, которым она дает интервью, нежели в кинематографе. В связи с возрастом и проблемами со здоровьем, она редко снимается и все свое свободное время предпочитает проводить с семьей.
Интересно: Алена Кравец: до и после пластики
Хоть личную жизнь Натальи Аринбасаровой нельзя назвать счастливой и удачной, все же ее биография вызывает восхищение. Ведь помимо послужного списка фильмов, в которых снималась эта актриса, она смогла воспитать двух детей, ставших ее надеждой и опорой.
Андрей Кончаловский
Кстати, она сыграла балерину, будучи уже матерью, ведь сразу после съёмок «Первого учителя» актриса Наталья Аринбасарова вышла замуж за Андрея Кончаловского. Через год стала матерью Егора. К сожалению, семейная жизнь с режиссёром не сложилась. Дело в том, что Кончаловский был с самого начала нацелен на то, чтобы уехать за рубеж и творить там. В те времена это было возможно лишь после брака с иностранкой, и Наталья с сыном никак не вписывались в грандиозные планы её супруга.
Несмотря на развод, Наталья Аринбасарова и Кончаловский остались хорошими друзьями, она всегда была ему благодарна за то, что он привёл её в кинематограф и сделал знаменитой. К тому же Андрей был очень внимателен к сыну Егору и сделал возможным его обучение в Кембридже и Оксфорде. Природный талант, унаследованный от обоих родителей, помог ему стать известным режиссёром.
Биография
Юная знаменитость
Наталья Аринбасарова окончила Академическое хореографическое училище при ГАБТ СССР (1964), затем — ВГИК (1971, мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой).Реклама:
Творческая жизнь актрисы Натальи Аринбасаровой началась задолго до того момента, когда она попала на съемочную площадку. А поступила Наташа во ВГИК на курс С.Герасимова и Т.Макаровой уже будучи мировой знаменитостью. На вступительных экзаменах в институт кинематографии юную абитуриентку осаждали фоторепортеры и корреспонденты, чтобы запечатлеть обладательницу Главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотого кубка Вольп», который она получила за главную женскую роль в фильме Андрона Кончаловского по роману Чингиза Ай.
Наталья Аринбасарова фотография
Потом было много ролей и главных и небольших и эпизодов. В основном играла героинь, но были и характерные роли, роли второго плана, за которые она берется с особым интересом. «На экране важнее всего пластическая красота. Кино — это искусство живописное.» Это сказал Чарли Чаплин. А творческая жизнь Натальи Аринбасаровой, или, как говорится «жизнь в искусстве» начиналась с танца. В 1964 году она получила диплом артистки балета.
Детство
«Я родилась в Москве после войны. Папа у меня был военный, мама занималась детьми, потому что нас было пятеро. Когда папа закончил Военную Академию им. Фрунзе, его по службе стали переводить с места на место, как это всегда бывает. Мы все время переезжали и потом приехали в Алма-Ату, где сбылась, наконец моя мечта — поступить в балетную школу. Я там проучилась год и группу ребят отправили в Москву в Хореографическое училище Большого театра. И меня приняли туда, с тех пор я опять живу в Москве.
Встреча с Кончаловским
Получив диплом артистки балета, я должна была уехать в Алма-Ату, потому что республика платила за наше обучение, и мы должны были вернуться, чтобы танцевать в Театре Оперы и Балета. Но, когда я была уже в выпускном классе, Андрон Кончаловский пришел в балетную школу искать героиню на роль Алтынай в фильме «Первый учитель». Он пришел в младший класс, там тоже учились девочки из Казахстана. А когда через несколько дней ассистенты позвонили в интернат, где мы все жили, воспитатели по ошибке, отправили меня. Я приехала на «Мосфильм», ничего не понимая. Андрон, конечно, страшно удивился, но виду не показал, начал разговаривать со мной. И в итоге он решил со мной репетировать и работать. Это был его дипломный фильм. Мы несколько раз встречались, я прочитала сценарий, в потом вдруг они (съемочная группа) исчезли и вообще перестали звонить. Но я не особенно переживала. У меня начались выпускные экзамены, подготовка к диплому. И в июне приходит телеграмма (через три месяца): «Срочно вылетайте на кинопробы во Фрунзе». А у меня впереди концерт в Большом театре. Я дала телеграмму: «Извините, я сниматься не могу.» Он начал звонить из Фрунзе, но диплом я все-таки получила, а только потом поехала сниматься.»
Лучшие дня
Иоанн Аргиропул Посетило:274 | Полина Виторган Посетило:271 | Последний русский император Посетило:265 |
На съемках Андрон Кончаловский и Наталья Аринбасарова поженились. Через два года родился сын Егор. А роль Алтынай в фильме «Первый учитель» принесла ей высшую награду кинофестиваля в Венеции. Претендентами на Золотой кубок в этой номинации были Джейн Фонда в фильме Роже Вадима «Добыча» и еще две известные актрисы — Джули Кристи и Ингрид Тулин. В нашей стране Наталья единственная актриса — обладательница этого приза. В институт кинематографии ее, можно сказать, приняли под бурные аплодисменты. Мэтра отечественного кино Сергея Герасимова просили сняться со своей будущей студенткой репортеры и он охотно соглашался.
Наталья Аринбасарова фотография
«В 1971 году я получила диплом ВГИКа. Во время учебы Сергей Аполлинариевич запрещал сниматься и говорил: «Я не позволю вам бегать по киностудиям и предлагать свои услуги. Надо сначала чему-то научиться.» Но поскольку я была постарше других девочек, он понимал, что возраст для актрисы — это важно, мне разрешалось сниматься, будучи студенткой. Я снималась в фильмах: «Ташкент — город хлебный» — сценарий написал Андрон по повести Неверова. И для меня специально написал небольшую роль, ее в повести не было. Роль Сауле — девушки чекистки, которая погибает от рук бандита. Снималась в фильме «Джамиля» тоже по Чингизу Айтматову, в фильме «Песня Маншук», «У озера». Сценарий фильма «У озера» С. Герасимов написал специально, чтобы снять весь наш курс».
Пожалуй это был самый богатый известными Натальями курс. С Натальей Аринбасаровой учились: Н. Белохвостикова, Н. Бондарчук, Н. Гвоздикова. А еще Николай Еременко, Вадим Спиридонов, Сергей Никоненко и Николай Губенко.
«Помню, как Тамара Федоровна мне с интригующим видом сказала: «Наташа, Сергей Аполлинариевич пишет для тебя роль». И когда он читал сценарий, я с замиранием сердца ждала, когда же, когда же будет моя роль. Роль небольшая, но почему-то зрители помнят меня больше всего по этой роли. Я там игра Катю Алзоеву, молодую девушку-балеринку. Он впервые использовал мою прежнюю профессию в кино».
Расставание с Кончаловским
Семейная жизнь Натальи с Кончаловским не удалась. В 1967 г он ушел, оставив Наталью с маленьким сыном Егором на руках. С Кончаловским они расстались из-за того, что он хотел уехать за границу на постоянное место жительства. Для этого надо было жениться на иностранке (Кончаловский женился на французской актрисе Маше Мериль). Наташа и Егор были препятствием, но препятствовать она не стала. А сейчас она благодарна первому мужу за то, что он дал хорошее образование сыну за границей. Ведь за обучение в Кембридже и Оксфорде надо платить немалые деньги. Егор Кончаловский учился на искусствоведческом отделении. Вернувшись в Москву создал рекламное агенство. Сейчас тоже снимает фильмы.
Двигубский
Конечно, она не осталась одна. Женщина редкой красоты и не только внешней. Наташа вскоре стала женой художника и кинооператора Николая Двигубского. Впервые я увидела Наталью Аринбасарову вместе с дочерью Катей в дипломном фильме Екатерины Двигубской «Ты и я», показанном в рамках Московского кинофестиваля этим летом. Катя закончила актерское отделение ВГИКа, но решила сама снимать кино и поступила на Высшие режиссерские курсы, педагог А.Митта.
О Кате надо говорить отдельно. Она актриса, сценарист, режиссер. Наконец, просто красавица. Осенью 1999 года вышла книга «Лунные дороги». Они писали ее вместе — мать и дочь, книга о Наталье Аринбасаровой, о ее детстве, балетной юности, киношной карьере, детях и мужьях. Вернее, как сказала Катя, по рассказам мамы писала она. Так что она еще и мамин биограф и автор книги.
Третий брак
Но и с Двигубским Наталья рассталась, третьим ее мужем стал режиссер Эльдор Уразбаев.
Наталья Аринбасарова: «Причины личных катастроф были сугубо личные, и я не могу пожаловаться, что мужья относились ко мне пренебрежительно. Андрон всегда заставлял меня заниматься самообразованием, Коля Двигубский — прекрасный художник — очень уважительно относился к моей профессии, у Эльдора Уразбаева я снялась в нескольких фильмах. Все трое считают, что я хорошая актриса, и все поддерживали меня в моем творчестве. У Эльдора тоже двое детей, и я всегда старалась, чтобы они приходили в наш дом и чувствовали себя тут комфортно. И они по сей день приходят и считают меня родственницей, бабушкой их детей».
Катя: «У мамы со всеми мужьями остались прекрасные отношения, и, наверное, поэтому Андрон ко мне прекрасно относился и даже предложил напополам с папой оплатить мое образование за рубежом. С папой у меня тоже отличные отношения — с годами он стал мне много интереснее. В детстве, конечно, были обиды, что он не так внимателен ко мне, как хотелось бы, но с возрастом это все забылось. Эльдор, который вырастил меня, был мне настоящим отцом, поставил меня на ноги, и благодаря ему очень многое состоялось в моей жизни. В самые сложные моменты он всегда был рядом, был моей спиной, плечом…»
Лакомый кусочек
В фильме «Транссибирский экспресс» кинорежиссера и третьего мужа Эльдора Уразбаева Наталья сыграла небольшую, но яркую роль. Для того, чтобы по настоящему войти в образ Наталья попросила сшить ей шифоновое платье, поскольку оно придавало воздушность образу девушки. Это актриса, которая подходит ко всему творчески, ей повезло с режиссерами, но и режиссерам повезло работать с такой интересной актрисой.
В фильме «Система-Ниппель», который снял Александр Панкратов-Черный, Аринбасарова сыграла небольшую и не типичную роль пьяницы. Она была в восторге, когда поняла, что получилось убедительно. Снимали этот фильм во времена «сухого закона» в настоящей очереди за водкой. Еще один эпизод из фильма «Русская рулетка»: хрупкая женщина падает в обморок в аэропорту, а на самом деле она участвует в задержании преступника и ловко и неожиданно применяет какой-то приемчик каратэ.
Творческая жизнь Натальи Аринбасаровой продолжается, она снимается в исторической кино-эпопее Б.Мансурова «Сага о древних булгарах», часто выступает на благотворительных концертах, которые устраивает женский клуб «Москвичка». Она является его активным членом. И если к кино относиться как сказал Хичкок, то ей действительно достался неплохой кусок, фильмы в которых она снималась вошли в сокровищницу мирового кинематографа. А еще можно сказать, что для кинематографа эта актриса, что называется «piece of cаke» (кусочек торта, лакомый кусочек).
О своей жизни
Наталья Аринбасарова: «Может быть, моя карьера могла бы и лучше сложиться. Я хотела бы сыграть в классике — Шекспира, Островского, но мне предлагали в основном одни и те же типажи — мои внешние данные ограничивали меня в выборе ролей…
Но если так подумать… Ну, сыграла бы я на десять ролей больше. И что? Зато сейчас у меня очень приятный период в жизни, потому что меня воспринимают не как актрису, а как мать взрослых детей. Вот Егор снял фильм — скоро будет просмотр, и мы все очень волнуемся. Недоброжелателей в кино всегда хватало. Катя вышла замуж — тоже волнующее, приятное событие…»
Лучшие недели
Богат и знаменит Посетило:996 | Украшает мужика борода Посетило:1064 | Маргарита Дуглас Посетило:1005 |
Дочь Катя
Благодаря своей поразительной красоте Наталья Аринбасарова, личная жизнь которой была предметом внимания всей «киношной» тусовки, очень скоро вышла замуж за известного художника и оператора Двигубского. У них родилась дочь Катя, которая впоследствии также стала режиссёром, несмотря на то, что окончила ВГИК, и ей прочили блестящую карьеру романтической актрисы. Девушка оказалась поразительно талантливой, она написала несколько сценариев, много снималась и сама выступила в роли режиссёра.
В 1999 году дочь Натальи Аринбасаровой Катя написала биографическую книгу, которую посвятила своей матери. Книга «Лунные дороги» стала бестселлером, едва увидев свет, так пронзительно была написана судьба казахской девушки, мечтающей о балете и взорвавшей в одночасье все представления о советском кинематографе, дебютировав в «Первом учителе». Наталья Аринбасарова, дети которой получили блестящее образование за рубежом, пошли по стопам своих родителей и подались в кинобизнес, гордится Егором и Катей.
Карьера
Первая роль в кино для Натальи Аринбасаровой стала “подарком судьбы”. На последнем курсе хореографического училища ей предложил главную роль в своей дипломной работе Андрей Кончаловский. Фильм “Первый учитель” стал настоящим “прорывом”, как для молодого режиссера, так и для Натальи, которая из простой провинциальной и необразованной актрисы превратилась в диву советского кинематографа. С того момент Аринбасарова поняла, что работа в кино — это ее призвание.
Интересно! Наталья Аринбасарова, за удачно созданный образ Алтынай из киноленты “Первый учитель”, получила золотой Кубок Вольпи.
Наталья, хоть уже и была знаменитой актрисой на просторах Советского Союза, все же она решила не зазнаваться и довести свою актерскую игру до совершенства. Поэтому, девушка поступает на курсы актерского мастерства во ВГИК.
Учеба давалась Наталье легко, и она умудрялась совмещать ее с работой. Профессора запрещали студентам выходить на съемочные площадки до получения диплома, но Аринбасарова считалась уже состоявшейся артисткой и была “исключением” из правил.
До конца обучения Наталья успела сняться сразу в нескольких фильмах, среди которых самой популярной и запоминающийся зрителям стала картина “У озера”. Несмотря на то, что Аринбасарова играла роль второго плана, ее работа была настолько яркой и убедительной, что созданный ней образ Кати Олзоевой стал “визитной карточкой” актрисы.
Далее, Наталья активно снималась в разных фильмах, начиная с комедийного жанра и заканчивая драмами и детективами.
В 2000 году артистка решила больше не работать в детективном жанре и снималась лишь в драматических и мелодраматических картинах.
Третий брак
Брак с Двигубским, бывший поначалу очень счастливым, через несколько лет дал трещину. Наталья рассталась со вторым мужем, связав свою судьбу с режиссёром Эльдором Уразбаевым. У нового супруга были свои дети, и Наталья сделала всё для того, чтобы они почувствовали любовь и уют в доме отца. Ей было вначале трудновато, однако очень скоро она смогла завоевать любовь детей своего супруга. Их отношения продолжались даже тогда, когда пара распалась.
Аринбасарова с большой любовью вспоминает все свои браки, она рассказывает, что все мужья очень уважительно относились к её профессии, помогали в самосовершенствовании и всегда были рядом в трудную минуту. Она как мудрая восточная женщина всегда была интересна своим супругам, никогда не замыкалась в семейном быту.
Кончаловский очень хорошо относился к Кате, он даже помогал ей, оплачивая часть суммы за учёбу за рубежом. С собственным отцом у Кати поначалу были небольшие проблемы в отношениях, так как девочка требовала к себе внимания и страдала на первых порах из-за развода родителей. Настоящим отцом Катя считает Эльдора, поставившего её на ноги и давшего ей отличное воспитание. Эльдор всегда был рядом в трудную минуту, помогал советом.
Сильная женщина
Когда Наталья рассталась с Двигубским, вернее сказать, он ушёл из семьи, все заботы легли на хрупкие плечи актрисы. Она не только зарабатывала деньги, но была строгой матерью и добытчицей всего дефицитного. Оставшись одна с двумя детьми, она работала с удвоенной силой. С Катей сидеть было некому, пришлось на два года отдать её во французский интернат. И мать, и дочь ужасно переживали этот факт, но другого выхода не было. Позже Двигубский уехал в родную Францию и там женился, а через много лет покончил с собой в своей мастерской. Это было абсолютным шоком для Натальи и её дочери. Самым страшным было то, что ничего не предвещало подобной трагедии, никто не мог объяснить этот роковой поступок.
Поздние работы
Аринбасарова продолжала работу в кино. Она снялась в огромном количестве картин у известнейших русских режиссёров. В основном это были роли типовые, однако истинный талант актрисы смог сделать их незабываемыми и уникальными. Единственный нетипичный и характерный образ достался ей в кинофильме Панкратова-Чёрного «Система «Ниппель». Наталья играла роль алкоголички, что её несказанно радовало, так как можно было представить грани своего таланта в новом свете. Она долго вживалась в роль, ходила к ближайшему магазину и наблюдала за жизнью деклассированных элементов, подмечала, как они разговаривают, во что одеты. Конечно же, роль получилась интересной, тем более что фильм снимался в тяжёлый период «сухого закона» Горбачёва. Многие эпизодические роли также принесли ей славу, как в фильме «Русская рулетка», где она запомнилась зрителям хрупкой девушкой-каратисткой.
Счастье
Творческая жизнь актрисы бьёт ключом, она постоянно на виду, востребована режиссёрами. Наталья Аринбасарова, биография которой еще в детстве сделала крутой поворот, не боится перемен, ей чуждо копание в прошлом, она радуется каждому мгновению, рядом с ней всем становится тепло и уютно.
Очень интересной оказалась работа в эпопее Мансурова «Сага о древних булгарах». Наталья много выступает, даёт творческие вечера, где рассказывает о своих достижениях и жизненных ситуациях. Она отличный рассказчик, и зрители обожают такие биографические истории, тем более что актриса была близка с многими корифеями российского кинематографа. Сама она рассказывает, что в молодости очень хотела сыграть в Шекспире, она представляла себя Офелией или Джульеттой, но не сложилось, видимо, из-за фактурной внешности. Как её называла бывшая свекровь, мать Андрея Кончаловского, «чистый Гоген».