Детство
Петр Скворцов родился 12 июня 1994 года в Москве. Родители Петра не были связаны с театром или кино, отец работает моряком, а вот его дедушка, выпускник ГИТИСа, служил в театре Иркутска, потом в воронежском ТЮЗе. К огромному сожалению Скворцова, дедушка умер раньше, чем мальчики появился на свет.
Пётр Скворцов в детстве
Артистичный Петр уже в детстве определился с будущей профессией. Причиной тому была его подруга, девочка старше на 5 лет – вдвоем они сами придумывали сценки, ставили этюды. Азам мастерства он учился в Доме актера имени А. А. Яблочкиной.
Пётр Скворцов дебютировал в кино в фильме «Монтана»
В 13 лет Петр впервые попал на съемочную площадку, снявшись в эпизоде боевика Александра Атанесяна «Монтана». Вскоре Скворцову досталась крошечная, но яркая роль в эпизоде сериала «Висяки», а затем и более крупная роль в приключенческом фильме Романа Прыгунова «Индиго» о детях с необычными способностями.
Пётр Скворцов в фильме «Индиго»
После окончания школы Скворцов поступил в Школу-студию МХАТ, в мастерскую Дмитрия Брусникина.
Владимир Талашко, лейтенант Скворцов
В фильме Леонида Быкова герой Талашко, опытный летчик, в какой-то момент теряет над собой контроль, начинает избегать боя, пытается выжить. Справиться с собой ему помогает командир. В итоге лейтенант Скворцов погибает как герой: на горящем истребителе он идет на таран.
В советские годы Талашко сыграл множество ролей героев, защитников Советской Родины. Правда, в восьмидесятые актер как-то сыграл Симона Петлюру. И сегодня, судя по всему, этот образ ему куда ближе, чем лейтенант Скворцов.
В 2020 году Талашко отличился тем, что снялся в украинском социальном ролике ко Дню Победы, где сыграл генерала, прошедшего Великую Отечественную, который благословляет внука-карателя, отправляющегося в Донбасс.
«Мне довелось, говоря киношным языком, в новых предлагаемых обстоятельствах сыграть Сергея Скворцова. Постаревшего, но не упавшего духом фронтовика, который напутствует внука перед его уходом на войну в Донбасс: „Слава Украине!“ Рад, что творчески участвую в эстафете поколений и продвижении патриотической традиции», — так описал свою роль сам Талашко.
«Когда только-только разворачивалось волонтёрско-добровольческое движение в зоне АТО, я мотался в составе культурного десанта по воинским частям. На каждом шагу слышалось бандеровское: „Слава Украине! Героям слава!“ Конечно, святые слова. Но и они ветшают от бездумного употребления. Патриотизм — как талант: или он есть, или его нет. Больше двух лет я безвозмездно помогаю своим землякам в зоне АТО. Недавно даже внёс благотворительный денежный вклад (из пенсионных сбережений) в приобретение инкассаторского авто и переоборудование его в бронированную машину для разведки», — рассказывает Талашко о своей сегодняшней деятельности.
Владимир Талашко. 1973, 2020 г.г. Коллаж АиФ
Актерская карьера
В 2009 году Петр предстал в образе барабанщика группы «Ласковый май» в одноименном фильме Владимира Виноградова. На следующий год Скворцов получил свою первую главную роль – в драме «Борцу не больно» юный актер сыграл подростка Славика, жителя провинциального городка, которому предстоит выбрать верную дорогу в жизни.
На съемках фильма «Ласковый май»
В 2011 году вышел многосерийный фильм Сергея Гинзбурга «Жизнь и приключения Мишки Япончика», повествующий о жизни легендарного криминального авторитета. Именно этого героя в юные годы изобразил Петр, тогда как главная роль была отведена Евгению Ткачуку.
Пётр Скворцов и Сергей Шнуров в фильме «Борцу не больно»
В этот же период времени Скворцова можно было увидеть в военной саге «МУР. Третий фронт», многосерийной комедии «Сваты» и одной из новелл фильма «Сказка. Есть» (в которой также снялись Ксения Раппопорт, Гоша Куценко и Сергей Бурунов).
Кадр из фильма «Жизнь и приключения Мишки Япончика»
2014 год принес Скворцову главную роль в артхаусной драме Владимира Бека «Без кожи» и участие в фантастическом фильме по мотивам повести Александра Громова «Вычислитель», потерпевшем кассовый провал.
Пётр Скворцов в военной саге «МУР. Третий фронт»
Скворцов признается, что он в большей степени театральный, нежели киношный актер. В 2020 Петр окончил Школу-студию и вместе с ребятами-единомышленниками с курса он создал свой собственный театральный коллектив «Мастерская Брусникина», спектакли которого («Конармия», «Сван») можно было увидеть в Центре им. Мейерхольда. Вскоре «брусникинцы» вошли в состав Драматического Театра «Человек».
Пётр Скворцов учился мастерству у Дмитрия Брусникина
В 2020 году Скворцов стал резидентом экспериментального театра «Практика». За роль в спектакле «Это тоже я» в этом театре молодой актер получил премию «Золотой лист».
Пётр Скворцов в спектакле «Это тоже я»
Затем он сыграл главную роль в фильме Кирилла Серебренникова «Ученик». Ранее режиссер и худрук «Гоголь-центра» поставил одноименный спектакль, где главного героя, фанатично ударившегося в религию Вениамина Южина, играл Никита Кукушкин. Остальной актерский состав спектакля «перекочевал» в фильм без изменений.
В 2020 году молодой актер снялся в роли второго плана в комедийном сериале «Вы все меня бесите» и исторической драме «Дуэлянт» с Пётром Фёдоровым. В этом же году в кинотеатрах вышел фильм, который стал прорывом в карьере Скворцова. Юноша сыграл главную роль в скандальной драме Кирилла Серебренникова «Ученик» о подростке, вступающем в яростный бой с окружающими за свои религиозные убеждения.
Работа с Серебренниковым и маститыми актерами – Юлией Ауг, Викторией Исаковой, Николаем Рощиным и другими – произвела на молодого актера неизгладимое впечатление. Особенно запомнилась работа над финальной сценой – именно в ней, играя в паре с Александром Горчилиным, он ощутил, по его же словам, «партнерский кайф от игры».
Петр Скворцов, Виктория Исакова, режиссер Кирилл Серебренников и Александр Горчилин (слева направо) на 69-м Каннском кинофестивале
Фильм стал первой работой Серебренникова, получивший награду на Каннском кинофестивале – лента была представлена в категории «Особый взгляд» и завоевала Приз независимой французской прессы имени Франсуа Шале. Для поездки в Канны Петру пришлось арендовать пиджак у знакомого. Сам Петр был номинирован на премию «Ника» в категории «Открытие года» (однако награда досталась режиссеру и сценаристу Алексею Красовскому).
Петр Скворцов в роли фанатично ударившегося в религию подростка
Петр занят не только в независимом кино – в 2020 году его можно было увидеть на телеканале Домашний в многосерийной драме «Не вместе» и в драме Маргариты Михайловой «Хит» о приключениях провинциалок в столице.
Сергей Подгорный, Смуглянка
Будущий актер в юности занимался бальными танцами, затем футболом. И там, и там получалось неплохо, но большой карьеры не получилось. А в актеры Сергей пошел, познакомившись с девушкой. Она собиралась поступать на актерские курсы, и молодой человек пошел вместе с ней и … потерпел фиаско. Подгорного неудача только раззадорила, и спустя год он стал студентом театрального института.
Уже на первом курсе Сергей Подгорный попал на пробы к Леониду Быкову, и режиссер выбрал его на роль Смуглянки.
У Сергея были потрясающие внешние данные, завораживающая «гагаринская» улыбка. Несмотря на то, что роль была небольшой, после выхода картины Подгорный превратился в настоящую звезду.
В отличие от своего тезки Сергея Иванова Подгорный получал гораздо меньше предложений от режиссеров. Кроме того, речь в основном шла о ролях второго плана.
Еще более серьезной проблемой для актера стал алкоголь. Начиналось все с того, что Сергей просто не мог отказать поклонникам, желавшим выпить со знаменитостью. Со временем Подгорный втянулся и стал глушить водкой творческий кризис.
В девяностые Подгорный окончательно пропал с экранов. Периодически появлялись слухи: актер допился до белой горячки.
Коллеги по цеху в 2000-х пытались вытащить его из ямы, готовы были оплатить лечение, помочь с работой. В 2009, после 14-летнего перерыва, он появился на экране сразу в двух лентах, сыграв небольшие роли. Но, увы, отказаться от спиртного актер все же не смог.
Сергей Подгорный скончался 18 июля 2011 года в возрасте 57 лет.
Сергей Подгорный. 1973, 2010 г.г. Коллаж АиФ
Личная жизнь Петра Скворцова
В декабре 2020 года Петр сочетался узами брака со старшей внучкой Никиты Михалкова (дочерью Степана Михалкова и модели Аллы Сиваковой), 25-летней Александрой.
Петр Скворцов и его жена Александра Михалкова
Под венец беременная Саша и Петр пришли без традиционных свадебных атрибутов: фате невеста предпочла кепку, а жених явился на церемонию в джинсах, толстовке и шапке.
23 февраля 2020 года у супругов родился сын. Таким образом Никита Михалков впервые стал прадедушкой.
Работа в кино
Фильмы с Владимиром Скворцовым регулярно появляются в эфире. Он хорошо известен широкому зрителю по многочисленным телесериалам. Сниматься актер начал в 1995 году. Он сыграл журналиста Володю в многосерийном фильме «На углу у Патриарших» и ассистента Эзенштейна в ленте «Возвращение «Броненосца»». С 2003 года наступил новый этап в кинокарьере Скворцова. Он появился в таких сериалах и фильмах, как «Палач», «Веревка из песка», «Штрафбат», «Лебединый рай», «Авантюристка». После выхода на телеэкраны сериала «Проклятый рай» актер проснулся знаменитым. В многосерийной ленте, повествующей о деятельности элитного публичного дома, Скворцов сыграл администратора Алика. Работа в картине на столь щекотливую тему привлекла актера своей провокационностью. Владимиру удалось создать неоднозначный светлый и трагический образ мужчины, который под влиянием обстоятельств попадает на неверный путь, не выдерживает борьбы за существование и в конце концов погибает. После «Проклятого рая» Владимир Скворцов, фото которого нередко можно увидеть на страницах журналов, часто получал приглашения сняться в картинах в роли злодеев. Но актер — противник стереотипов любого рода. Поэтому в ленте «Однажды будет любовь» артист согласился работать при условии, что его отрицательный герой Аркадий с развитием сюжета будет меняться, совершать положительные поступки.
Владимир Скворцов играл в таких известных картинах, как «Огни большого города», «Столица греха», «Девичник», «Вы заказывали убийство».
Олег Скворцов: Фолк фанк и джаз
C чего началось ваше увлечение музыкой?
С семьи. У нас был проигрыватель, и были… даже не LP, а десятидюймовые пластинки с классикой. Был магнитофон, были записи Окуджавы и Высоцкого, папа играл на гитаре, дядя пел русские народные песни. Когда стал постарше, слушал на магнитофоне двоюродной сестры «Битлз». В школе тоже играл на гитаре, даже сейчас могу кое-что вспомнить. Первый магнитофон достался мне от сестры — огромный тяжелый катушечник. Была еще какая-то радиола… А когда стал студентом, начал летом зарабатывать, купил себе советский Hi-Fi: «Вегу-108» и катушечник «Нота».
Пластинки тогда же стали покупать?
Я учился в Горном институте на Ленинском проспекте, напротив — магазин «Мелодия»; самая дешевая была классика — 1 рубль 45 копеек. Первой пластинкой, которую еще школьником я купил самостоятельно, был легендарный альбом лютниста Владимира Вавилова «Лютневая музыка XVI–XVII веков». Неплохой дебют! Потом были пластинки The Beatles — те самые, маленькие, где было написано «Вокально-инструментальный ансамбль», был джаз. Надо сказать, в кругу моих друзей было много музыкантов, и было стыдно слушать только битлов и Nazareth. Мне, к примеру, звонил сосед и звал послушать, как он играет «Петрушку» Стравинского или концерт Танеева — на баяне! Поэтому в нашем сознании не было антагонизма между классикой, джазом, роком… Единственно эстраду и поп-музыку не люблю и никогда не любил. В советское время все, что показывали по ТВ, вызывало раздражение, все эти исполнители и ВИА — я уже слышал хорошую музыку и понимал, что тут кроется обман! Впервые я к нашей музыке проникся уважением, побывав на концерте «Арсенала» в начале 80-х. Я тут же купил пластинку — ту самую, первую, с раковиной — правда, тогда она показалась мне сложноватой.
Как ваши вкусы сформировались окончательно?
Один мой товарищ, разбиравшийся в музыке фьюжн, стал советовать новые записи — Weather Report, Return To Forever, гитариста Эрика Гейла, который остается и сейчас одним из моих любимых… Так я полюбил джаз-рок. Джаз я и до того знал неплохо, и к джаз-року я подошел, говоря финансовым языком, музыкально диверсифицированным с точки зрения вкуса, и тем самым в дальнейшем снизил свои риски (смеется)…
А кассетную фазу вы миновали, что ли?
Помню, принесли какой-то AKAI, я подключил его и понял: звук какой-то не такой. Кстати, такое же разочарование ожидало меня, когда я впервые включил CD.
Какая интересная реакция! Тогда же все восторгались как раз чистотой звука!
Может быть, это был элемент самовнушения: в то время компакты стоили заоблачных денег. Да, все вокруг говорили о каком-то недостижимом качестве, но кроме того, что «не трещит», я особого качества не услышал. Все равно в тот момент было как-то не до того. Помню, был в командировке на Урале и нашел в местном магазине залежи винила! Наши, болгарские — уцененный неликвид. И что-то у меня в душе екнуло… Но сдержался: зачем, думаю, все это умирает.
Как вам удалось вернуться в филофонисты?
Когда я карьерно относительно состоялся, стало не хватать музыки. Я купил вертушку Marantz, разобрался в своих вкусах и стал ездить в «Пурпурный легион». Покупал поначалу то, что любил — джаз-рок, конечно; стал закрывать лакуны в роке, Kinks, например. Кстати, на первом их CD, который я купил, слышно ничего не было вообще. На ремастированном издании расслышал вторую гитару, но слушать не смог: звук неживой, выхолощенный. Тем не менее приобрел недорогой, но качественный Hi-Fi — СD-проигрыватель JVC, усилитель NAD, акустику KEF (все это теперь у сына и прекрасно работает), но вспомнил о виниле.
А тут появился интернет, я узнал, что такое Ebay. Я не очень разбирался в градациях качества и думал, что VG+ (Very Good +) — это очень хорошо; оказалось — едва ли не на грани фола! Стал покупать. Купил джаза про три-пять долларов плюс два-три доллара доставка… и подумал: зачем мне покупать эти компакты, когда можно снова взяться за винил?
Но винил ведь тоже не всегда дешевый!
Мне повезло: мои вкусы лежат в стороне от чистого джаза 50–60-х, который стоит безумно дорого, или от ранних изданий Vertigo (то, что «на сверле»). Я слушал джаз-рок, соул-джаз, фолк-рок (CSNY и все, что вокруг The Byrds) — а это все не очень дорого и звучало потрясающе. Сейчас у меня примерно 2500 виниловых пластинок, купленных осознанно, в том числе классика — ее я слушаю меньше, зато жена слушает.
Есть у вас пластинки под грифом «Чтоб было»?
Есть. При всем уважении к The Beatles и Rolling Stones, они, скорее, «чтоб было». Хотя нельзя сказать, что я их не слушаю, но знаю почти наизусть. Есть и еще примеры, но их очень мало.
Скажите, Олег, а вы аудиофил или меломан?
Я, скорее, меломан. Винил люблю, но если не могу купить, покупаю CD и по возможности потом меняю. Так было с некоторыми изданиями Funkadelic — то ли найти не мог, то ли дорого было.
А что такое «дорого»? Когда денег жалко?
Дело не в том, что денег жалко. Дело в том, что винил может прийти кривой или неотцентрованный, а если он неотцентрованный, то звук начинает «плыть». Я от этого просто болею. Кривые заменят, а неотцентрованные — нет.
В общем, сейчас у меня точечные закупки. Я не комплетист… но мне нравится лейбл CTI. Такой разумный компромисс между джазом, роком, фанком… Собрал почти весь каталог, осталось несколько редких позиций.
Как и где вы покупаете винил?
Есть проверенные селлеры. Я их узнал на Ebay, у кого-то есть собственные сайты — Records By Mail, например. Там чуть дороже, но выборка лучше и качество гарантировано всегда, и очень много диджей-копий — а это первая матрица, и они, как правило, звучат шикарно. Что-то покупаю на Ebay до сих пор. Покупаю в поездках. В Стокгольме купил, например, Йона Йоханссона, шведского пианиста; в Германии — пластинки лейбла MPS, в Англии немного фолк-рока на Transatlantic. Иногда захожу в магазины и в Москве, но почти никогда не покупаю: как финансист, я не всегда готов переплачивать! Не потому, опять-таки, что денег жалко, а потому, что они столько не стоят, эти диски.
Расскажите о вашей системе.
У меня проигрыватель Rega 7, головка Exact, внешний фонокорректор Graham Slee Revelation — у него есть возможность настройки коррекции RIAA. Некоторое время назад полюбил джаз эпохи биг-бэндов, 40–50-х годов, а это, в основном, 10-дюймовые пластинки, у них коррекция другая, и на моем Mobile Fidelity они звучали сильно хуже. Усилитель — интегральный Naim Audio NAIT 5i, акустика — полочники Elac BS 133 JET; играют отлично, но басов не хватает. В CD-тракт входят винтажные транспорт EAD T-1000 и ЦАП Philips DAC 960. Усилитель, кстати, думаю апгрейдить — мой друг реставрировал для меня Marantz PM5 Ezotec. Иногда в качестве источника использую кассетный репортерский диктофон Sony TC-D5 Pro II. Достойный аппарат, несмотря на размеры. Такая вот экзотика.
А каковы перспективы?
Поначалу у меня были такие условия, что пришлось использовать полочники: все стоит на полках в шкафу. Это не очень правильно, так что главные планы — увеличение пространства для музыки.
За современной музыкой следите? Случаются какие-то открытия?
В последнее время меня заинтересовали норвежка Мари Бойне и наша Инна Желанная. Недавно увлекся танго (прежде всего tango nuevo). Но большинство интересных CD выпущено в Аргентине, даже если в сети искать, нужно знать испанский… Что-то открываю в роке, но основное — фолк, сонграйтеры, фанк и соул, фрагментарно блюз — со мной давно. Ну и джаз, конечно.
Пять лучших дисков из коллекции Олега.
[01] Игорь Стравинский — «Весна священная», дир-р Евгений Светланов («Мелодия»). Знаковое произведение.
[02] Grant Green — Idle Moments (Blue Note, 1963). Очень люблю эту пластинку и Грина вообще.
[03] Mendelssohn/ Schumann — Violin Concertos, Henryk Szeryng, Antal Dorati, LSO (Mercury, 1965). Любимое исполнение концерта у Генрика Шеринга.
[04] Don Sebesky — Giant Box, (CTI, 1973). Все хорошо: материал, исполнение, звук, дизайн.
[05] Astor Piazzola — Tango: Zero Hour (Nonesuch, 1986).Nuevo tango — мое самое свежее увлечение.
Текст: Артём Липатов
Фото: Дмитрий Писемский