Годы детства и юности
Девочка с необычным именем и фамилией — Ида Вайс — родилась накануне страшной Великой Отечественной войны в июне 1941 года в городе Казани. Ее родители были врачами, позже семья переехала в Иркутск. К слову сказать, отец Иды – Соломон Вайс – был достаточно известным медиком, получившим в итоге ученую степень доктора медицинских наук.
Мать и отец будущей певицы мечтали о том, что дочь продолжит их профессиональный путь и тоже станет лечить людей.
Однако маленькая Ида, еще не знавшая о том, что спустя годы ее будут называть Аидой Ведищевой, и биография ее будет богата сложными и противоречивыми событиями, уже в раннем детстве поражала окружающих глубиной своего актерского и певческого таланта. Девочка устраивала спектакли, на которые приглашала своих подруг, знакомых и друзей родителей.
Однако родители, в целом не отказывая дочери в реализации ее мечты о карьере актрисы, потребовали, чтобы Ида сначала поступила в серьезный вуз и только после его окончания выбирала свою судьбу самостоятельно.
Девочке пришлось смириться с этим требованием. В итоге она блестяще окончила Институт иностранных языков. Свободное знание языков в итоге очень пригодились Иде.
Ведищева, Аида Семёновна
Родилась в Казани перед самой войной в семье доктора медицинских наук, профессора Соломона Иосифовича Вайса (1886—1968), заведующего кафедрами одонтологии Иркутского медицинского института, терапевтической стоматологии Казанского стоматологического института и стоматологии Казанского ГИДУВа, и Елены Митрофановны Емельяновой, зубного врача Иркутской областной стоматологической клиники.
С 1951 года семья жила в Иркутске. В Иркутске окончила музыкальное училище, где играла в студенческом театре музыкальной комедии, и затем институт иностранных языков, где изучала немецкий и английский. По окончании института уехала в Москву и пыталась поступить в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, но попытка не удалась. Благодаря красивому, сильному голосу начала певческую карьеру.
отрывок песни «Лесной олень» | |
композитор: Евгений Крылатов, слова: Юрий Энтин | |
Помощь по воспроизведению |
На сцене стала выступать с начала 1960-х годов как эстрадная певица Харьковской филармонии. Пела в оркестре О. Лундстрема, затем в оркестре Л. Утёсова.
С 1966 давала сольные концерты с ансамблем «Мелотон», пела также в ВИА «Голубые гитары» И. Гранова. В 1966 году стала лауреатом Первого всесоюзного конкурса советской песни. Всесоюзную известность получила, спев в 1966 году «Песенку о медведях» в фильме «Кавказская пленница» (пластинка разошлась семимиллионным тиражом).
В 1968 году за песню «Гуси, гуси» получила диплом на фестивале в Сопоте. Далее последовали песни: «Вулкан страстей» («Помоги мне») из фильма «Бриллиантовая рука» (1968), популярная в те годы песня «Товарищ» («Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам…», 1970), «Лесной олень» (из фильма «Ох уж эта Настя!», 1972), «Синяя вода» и другие.
Несмотря на успех у слушателей, ей, как и некоторым другим певцам (В. Мулерман, Л. Мондрус, М. Кристалинская), чинили препятствия[1][2]: не всегда упоминали в титрах фильмов, не разрешали концерты, не выпускали на гастроли за границу. По мнению, разделяемому, в частности, Фёдором Раззаковым, одной из причин этого был антисемитизм руководителя Гостелерадио С. Г. Лапина[3][4]. Например, песню «Лесной олень» исполнил в финале «Песни-73» Большой детский хор центрального телевидения и всесоюзного радио[5][6]. С середины семидесятых имя певицы исчезло и из титров кино и мультфильмов с её участием. Однако сама певица рассказывает, что она впала в немилость со стороны официальных лиц советской культуры после фестиваля в Сопоте:
«Я сразу подружилась с европейскими звездами — Геленой Вондрачковой, Радмилой Караклаич, Карелом Готтом. И вот представьте: в один из конкурсных дней по местному радио объявляют: „Советские войска вошли в Прагу“. Что тут началось! Карел Готт со словами „Я не могу петь, когда Родина в опасности“, покинул конкурс. Мне было так скверно, так стыдно, будто в этом вводе войск была моя личная вина! А тут ещё из Москвы посыпались начальственные звонки: „Ведищевой — не петь!“ Власти боялись, что из солидарности к чехам представительницу Советского Союза публика освистает. Но я ослушалась. Выступила. И спела вместо одной песни несколько. Вопреки политической заварухе, встретили меня великолепно, вызывали на „бис“ и по результатам конкурса наградили второй премией. А в это время в Москве министру культуры Фурцевой уже докладывали о моей выходке. Так я и попала в чёрный список. Меня перестали показывать по телевидению, транслировать по радио, отменяли концерты».
— Из интервью «Где-то на белом свете…»
В 1980 году уехала с матерью и сыном в США. По её утверждениям, ещё в 1978 году приказом Минкульта были размагничены все немногочисленные видеоплёнки с выступлениями певицы и стёрты все записи радиофонда; однако, они сохранились в личной фонотеке:
«Приказом Минкульта размагнитили все мои записи. Об этом я узнала случайно, будучи на гастролях в Узбекистане. Но я человек скрупулёзный, все свои песни после выступлений переписывала для себя, собрала свою фонотеку […]. Самое главное, что мне удалось вывезти, — моя фонотека. Её не хотели пропускать. Не положено. Оставьте! И тогда я запела „Помоги мне!“ на весь аэропорт. Вот так спасла меня песня, таможенники, конечно, узнали меня и махнули рукой»
— [7].
В Америке Ведищевой пришлось начать певческую карьеру с нуля, поступить в театральный колледж и пройти четырёхлетний курс обучения, изучая американский кинематограф, танец. Вначале поселилась в Нью-Йорке, затем переехала в Лос-Анджелес. Создала собственный театр и собственное телешоу на калифорнийском ТВ. Единственная эстрадная певица из России, добившаяся безоговорочного признания в Америке[8][9]. Выступает под псевдонимом Amazing Aida
. Исполняет в основном американский репертуар — песни из популярных бродвейских мюзиклов и голливудских фильмов; кроме того, песни Мишеля Леграна, русские и цыганские романсы, еврейские песни.
Впоследствии стала реже выступать, но начала сама писать песни. Среди её песен — «Баллада о Чернобыле», «Жизнь — это музыка», «Рождество», «Америка», «Я вернусь, Москва!».
С 1989 года неоднократно посещала Советский Союз, затем — Россию. Принимала участие в фестивале «Золотой шлягер» в Могилёве.
В начале 1990-х годов ей был поставлен диагноз «рак третьей степени[источник не указан 2906 дней
]». Несмотря на предостережения врачей, она настояла на операции и прошла курс химиотерапии, и болезнь отступила[10][11].
В 1998 году Ведищева поставила шоу «Мисс Свобода — для нового тысячелетия».
После теракта 2001 года написала мюзикл «Шедевр и поющая Свобода» и посвятила его статуе Свободы. Мюзикл шёл в 2007 году на Бродвее[10].
В 2020 году в Екатеринбурге в Театре музыкальной комедии был поставлен спектакль «Оттепель. Мелодии судьбы», посвященный творчеству трёх звезд советской эстрады — Нины Бродской, Аиды Ведищевой и Ларисы Мондрус.
В 2020 году Аида Ведищева передала в коллекцию Фонда историка моды Александра Васильева два концертных платья 1970-х годов, одно из которых создано по эскизу художника Бориса Мессерера в мастерских Большого театра[12].
Семья
- Первый муж — Вячеслав Ведищев, артист цирка — эквилибрист. сын Владимир, бизнесмен и музыкант.
Первые смелые шаги на сцене
Именно в институте Аида Ведищева (биография ее указывает, что это произошло в 1951 году) стала активно выступать на сцене, участвуя в студенческой самодеятельности. Способствовало этому еще и то, что девочка имела музыкальное образование: она закончила сначала музыкальную школу, а позже — музыкальное училище.
После получения диплома о высшем образовании Ида уехала в Москву. Она стремилась поступить в знаменитое Щукинское училище. Однако конкурсный отбор молодая девушка не прошла, что, впрочем, не сломило ее.
Ида стала выступать в песенных коллективах, исполняя различные партии, в основном это были сольные номера на эстраде. Благодаря своему уникальному голосу смогла завоевать популярность у зрителей.
Вокальный талант неожиданно принес начинающей молодой певице первый успех.
Многое успела сделать за эти годы Аида Ведищева, биография, личная жизнь которой всегда интересовали ее поклонников.
Сначала Ида изменила имя. Ее новое имя казалось ей более интересным для сценических выступлений. К тому же она вышла замуж и взяла фамилию мужа. Брак был недолгим, но Аида успела родить сына Владимира.
Певица часто меняла творческие коллективы, успела поработать даже со знаменитым оркестром Леонида Утесова. Уже в 1966 году она стала лауреатом популярного в СССР смотра эстрадной песни. Карьера ее развивалась стремительно и успешно.
Ссылки
- [karradio.ru/articles/113/ Интервью «Независимой газете»]
- [pressa.irk.ru/kopeika/2006/05/009001.html Аида Ведищева — певица за кадром] («Копейка», 10 февраля 2006)
- [www.mk.ru/blogs/MK/2002/03/25/archive/140188/ Где-то на белом свете…] («Московский комсомолец»)(недоступная ссылка с 18-06-2016 (1445 дней) — история
) - [www.radiorus.ru/issue.html?iid=129528&rid=352 Аида Ведищева: никто не хотел уезжать] (Радио России)
- [sobesednik.ru/culture/chetyre-muzha-aidy-vedishchevoi Четыре мужа Аиды Ведищевой](«Собеседник»)
- [vmiremusiki.ru/aida-vedishheva.html Аида Ведищева: «Не бойтесь начинать с нуля»]
Фильмы знаменитого режиссера Л. Гайдая
Исполнение песен в фильмах известного кинорежиссера принесли певице Аиде Ведищевой настоящую всесоюзную славу. Однако слава эта была очень своеобразной. Ее голос узнала вся страна, песенка о медведях, которые трутся о земную ось, или песня о любви с ее океаном страстей была знакома каждому советскому зрителю, но далеко не все знали, кому принадлежит чудесный голосок за кадром. Имя Аиды даже не упоминали в титрах, что очень обижало и расстраивало молодую певицу.
Но она не сдавалась, тем более, что никто не мог запретить ей исполнять эти песни на концертах. Услышав знакомое исполнение, публика стразу же понимала, что и в фильмах эти песни звучат голосом Аиды Ведищевой, биография которой вместила в себя «звездный период» ярких песен.
Песни
- Морской дьявол
- Журавли (музыка Э. Ханок, стихи А. Досталь)
- Любовь (музыка О. Фельцман, стихи Н. Олев)
- Отзовись (музыка С. Пожлаков, стихи Н. Малышев)
- Я буду ждать тебя, 1968 (музыка А. Зацепина, стихи О. Гаджикасимова)
- Товарищ (музыка О. Иванов, стихи А. Прокофьев)
- Всё равно ты будешь мой, 1969 (музыка А. Зацепин, стихи Л. Дербенёв)
- Напрасно спорил ты (музыка Б. Савельев, стихи В. Харитонов)
- Прощание с Братском (дуэт с Ю. Пузырёвым, музыка А. Пахмутовой — стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова)
- Будь, что будет (музыка Я. Френкель, стихи М. Танич)
- Шаги по траве (музыка М. Легран, стихи И. Резник)
- Песня о Душанбе (из кинофильма «Белый рояль»)
- Арифметика, 1969 (музыка В. Хвойницкий, стихи Н. Олев)
- Куда же вы спешите, 1968 (музыка Б. Савельев, стихи Л. Дербенёв)
- Чёт или нечёт, 1969 (музыка В. Гамалия, стихи И. Шаферан)
- Не родись красивой, 1970 (музыка Р. Майоров, стихи О. Гаджикасимов)
- Найди меня, 1969 (музыка В. Хвойницкий, стихи Г. Бейлин)
- Дорожная, 1968 (музыка А. Зацепин, стихи О. Гаджиксимов)
- Песня о весне, 1968 (музыка А. Зацепин, стихи Я. Зискинд)
- Песенка вполголоса, 1969 (музыка С. Заславский, стихи М. Пляцковский)
- Лесной олень, 1971 (музыка Е. Крылатов, стихи Ю. Энтин), — песня из к/ф «Ох уж эта Настя!»
- Гололёд, 1969 (музыка А. Зацепин, стихи Л. Дербенёв)
- Гуси, гуси, 1967 (музыка С. Пожлаков, стихи Н. Малышев)
- Человек придумал песню, 1966 (музыка И. Гранов, стихи Л. Дербенёв)
- Просто возраст мой такой, 1970 (музыка Б. Савельев, стихи М. Пляцковский)
- Старый сад (музыка В. Млинарский, стихи Л. Дербенёв)
- Моё счастье море унесло (музыка А. Днепров, стихи А. Ведищева)
- Загадай желание (музыка И. Гранов, стихи Д. Иванов)
- Я люблю тебя, Москва (А. Абрамова, Л. Иванова)
- Колдунья (музыка Р. Майоров, стихи О. Гаджикасимов)
- Надежда, Вера, Любовь
- Песенка о медведях, 1969 (музыка А. Зацепин, стихи Л. Дербенёв)
- Будь со мною прежним, 1968 (музыка В. Шаинский, стихи А. Нагорняк)
К кинофильмам
- «Белый рояль»
Дорожная песня (музыка А. Зацепина, стихи О. Гаджикасимова) - Первая весна (музыка А. Зацепина, стихи О. Гаджикасимова)
- Песня о Душанбе (музыка А. Зацепина, стихи О. Гаджикасимова)
- Я буду ждать тебя (музыка А. Зацепина, стихи О. Гаджикасимова)
— Лесной олень (музыка Е. Крылатова, стихи Ю. Энтина)
— Песенка о медведях (музыка А. Зацепина, стихи Л. Дербенева)
— Помоги мне, 1968 (музыка А. Зацепина, стихи Л. Дербенева)
)
— Весна — это музыка, 1968 (музыка Р. Майоров, слова А. Ольгин)
К мультфильмам
- «Умка»
— «Колыбельная медведицы», 1969 (музыка Евгения Крылатова, стихи Юрия Яковлева) - «[www.youtube.com/watch?v=7LHlM2lDr_k И мама меня простит]»
— «[eslivamnravitsa.narod.ru/Retro/Pesni_50-60/Vedischeva/tovarisch.htm Товарищ]», 1970 год. В мультфильме звучат стихи [lad-lad.ru/stihi/55-moshkovskaja/234-moshkovskaja.html%20Мошковская%20Эмма%20Эфраимовна Эммы Эфраимовны Мошковской] (недоступная ссылка с 15-03-2014 (2271 день)). Мультфильм 1975 года, режиссёр Анатолий Петров, сценарий: Генрих Сапгир, Эмма Мошковская, оператор Михаил Друян. Художники В. Гилярова, Ольга Боголюбова, Елена Боголюбова. Сюжет: Поссорившись с Мамой, Мальчик представляет, как он уходит в воображаемое путешествие, но вскоре возвращается, поняв, насколько плохо жить без Мамы. - Катерок — «Чунга-чанга» в дуэте с Анатолием Гороховым.
Трудные годы профессионального слома
Несмотря на успех на сцене, начало 70-х гг. оказалось для Аиды трудным периодом. Она вновь вышла замуж за своего коллегу, много гастролировала по стране. Однако концерты ее отменяли, выступать часто запрещали, указывая на то, что ее манера исполнения не вписывается в строгие рамки советской действительности.
Некоторые ее друзья до сих пор полагают, что подобная травля певицы была связана не только с ее сильным характером (Аида не боялась начальства от министерства культуры, не пресмыкалась перед партийным руководством), но и с тем, что по отцу Аида была еврейкой. А в тот период один из крупных советских начальников от культуры был достаточно известным антисемитом.
В итоге долгих лет подобного отношения певица Аида Ведищева, биография которой содержит в себе много ярких событий, решила круто изменить свою жизнь. Она эмигрировала из страны.
Примечания[ | ]
- Два интервью
- Планида Аиды. В гостях у журнала «КРУГОЗОР» — легенда российской эстрады Аида ВЕДИЩЕВА Архивировано 31 марта 2010 года.
- Раззаков Ф., Федотова С.
«А думать буду я!» / «Вечерняя Москва» № 149 от 12.08.2004 (Проверено 25 марта 2009) - Раззаков Ф.И.
Гибель советского ТВ: Тайны телевидения: От Сталина до Горбачёва. 1930-1991. — М.: ЭКСМО, 2009. - Финальная передача «Песня-73»
- Раззаков Ф.
За кулисами шоу-бизнеса. — М.: АСТ, 2004. — С. 193. — 942 с. - Американская ария Аиды Ведищевой. — «Московский комсомолец», №24927 от 1 декабря 2008 г (неопр.)
. www.mk.ru. Дата обращения 17 июня 2020. - Программа «Кумиры» (неопр.)
. Архивировано 11 февраля 2010 года. (недоступная ссылка с 15-03-2014 [2270 дней] —
история
,
копия
) - Аида Ведищева. Где-то на белом свете… (документальный фильм, автор сценария: Яков Дашевский, режиссёр: Елена Соловьева, выпущено: Россия, «ГолдМедиум», год выпуска: 2006 (неопр.)
. - ↑ 123
«Звуки Аиды». Константин Иоч. «Российская газета» № 244 (4801) от 23 ноября 2008 г. - Победившие рак (неопр.)
. «Российская газета» (30 мая 2013). Дата обращения 10 июня 2017. - Тамара Гвердцители и Алена Свиридова поздравили Александра Васильева с юбилеем (неопр.)
. news.myseldon.com. Дата обращения 11 июля 2020.
Америка в судьбе русской певицы
Те, кто жил в Советском Союзе, знают, что подобное решение об эмиграции давалось людям с трудом. Эмиграция фактически обрывала все связи с родными и близкими, ставила крест на возможности вернуться домой. Однако в 1980 году Аида уехала из страны, взяв с собой свою фонотеку, маму, сына и 5 любимых собак.
В Соединенных Штатах ей пришлось нелегко. Аида Ведищева (биография, фото тех лет, как мы видим, демонстрируют совсем изменившуюся женщину) поступила в музыкальный колледж, потом создала свою группу и стала гастролировать по стране. Сначала ее имя (она называла себя «удивительной Адой») привлекало только небольшую группу русских эмигрантов, но позже талантливой певице удалось покорить сердца и американских слушателей.
Страсть к пению и сила духа сделали невероятное. Вскоре в Америке стал популярным бренд «Аида Ведищева». Биография, личная жизнь, дети, фото — все интересовало поклонников. Модные журналы писали в подробностях о жизни певицы, ее фото появлялись в популярных изданиях.
Замуж за настоящего миллионера
В итоге возросшей популярности на Аиду обратил внимание настоящий пожилой миллионер. Звали его Джей Маркофф. Певица вскоре согласилась выйти замуж за этого человека. Однако брак был непростым, несмотря на то, что финансовые трудности отступили на второй план.
Муж был готов оплачивать все счета жены, но он был против продолжения карьеры певицы. А без сцены Аида жить не могла.
В итоге перед ней встала тяжелая дилемма: с одной стороны, она могла вести жизнь богатой леди, но с другой стороны, не могла реализовать свой талант. Через пять лет певица пришла к выводу, что душевное равновесие ей вернет только развод.
Смертельная болезнь и чудо излечения
В процессе развода певица узнала от врачей, что очень больна. Стадия, на которой находилось ее заболевание, была смертельной. Медики отказывались делать операцию. Однако Аида настояла на своем. Она пережила не только тяжелую операцию, несколько курсов химиотерапии, но и умудрилась в этот же период встретить свою новую любовь и выйти замуж. Уже не за миллионера, но за человека, который искренне любил и ее, и ее творчество.
Сама певица рассказывала, что когда последний муж пригласил ее на танцплощадку, а она только что пережила новый курс химиотерапии и потеряла все волосы, то ей стало страшно. Но даже в парике, качаясь от слабости, она пошла танцевать и поняла, что и это жизненное испытание ей удастся преодолеть.
Певица и актриса Аида Ведищева: биография, личная жизнь, дети на сегодняшний день
Несмотря на внушительный возраст, певица продолжает активно гастролировать в Америке. Часто она приезжает и в Россию.
К ней обращаются с просьбой об интервью и наши, и зарубежные журналисты. Аида охотно рассказывает о своей жизни и творчестве. Она делится воспоминаниями о детстве, описывает сольные концерты и свой быт в Америке.
Аида Соломоновна имеет все основания гордиться прожитой жизнью. Ей удалось преодолеть многое: встречи и расставания, профессиональный взлет и слом карьеры, эмиграцию, несколько браков и обретение любви в уже пожилом возрасте, смертельную болезнь и чудесное исцеление, зрительский успех и забвение на Родине…
Но сама певица говорит о себе, как о счастливом человеке. Ведь ей удалось прожить яркую и самобытную жизнь и все-таки реализовать себя в творчестве. А это под силу немногим. Лишь избранные могут сказать о себе такое.