Увлечение театром: детство и юность Аркадия Райкина
Аркадий Райкин. Фотография: photochronograph.ru
Аркадий Райкин родился в Риге, в семье акушерки и бракёра строительного леса. Он был первым ребенком, позже у него появились сестры Белла и Софья и брат Максим.
Странными были наши отношения с отцом. Если бы не скрытое, почти бессловесное сопротивление мамы (она умудрялась выгораживать нас, не переча ему), было бы и вовсе невесело. Достаточно сказать, что в нашей семье не имели обыкновения отмечать дни рождения детей. У нас почти не было игрушек. Нас не фотографировали (считалось дорогим удовольствием). Впрочем, как я понял позднее, не всегда это зависело от отца. В пору Гражданской войны и военного коммунизма (а это ведь тоже мое детство) он был вынужден на детское «хочется» отвечать «перехочется». Как бы то ни было, мы привыкли ничего не просить и не ждали сюрпризов.
Из книги Аркадия Райкина «Без грима. Воспоминания»
Во время Первой мировой войны семья бежала в город Рыбинск Ярославской области. Отец устроился на новую работу, а Аркадий Райкин ходил в еврейскую религиозную начальную школу. Во время учебы он занимался в драмкружке, а однажды вместе с родителями побывал на концерте Федора Шаляпина. Позднее, прихватив младших сестер, он уже сам пробивался на спектакли. А в девять лет впервые выступил на сцене — в драмкружке.
Летом 1922 года Райкины переехали в Петроград на улицу Рубинштейна. Будущий артист продолжал ходить на спектакли, часто бывал в Александринском театре, занимался в школьном драмкружке и рисовал. В 13 лет мальчик серьезно заболел: после затяжной простуды у него началась ангина, которая дала осложнение на сердце. Райкину диагностировали ревматизм и ревмокардит, которые приковали его к постели на девять месяцев. После болезни он буквально заново учился ходить.
Биография
За советский период времени на эстраде появился ряд великолепных артистов, но имя Аркадия Райкина стоит особняком. Юморист оказался выдающимся мастером юмористических монологов, не боявшимся смело высмеивать человеческие пороки, а также талантливым актером и режиссером, и к тому же основал один из самых знаменитых театров Москвы — «Сатирикон».
Родился Аркадий в Риге в 1911 году. Отец артиста Исаак Давидович был портовым работником, а мама Елизавета Борисовна занималась хозяйством, так как семья была довольно большая. Кроме Аркаши у родителей росли еще сын Макс и две дочери – Белла и Софья.
С началом Первой мировой войны Райкины переехали в Рыбинск, а затем обосновались в Санкт-Петербурге. С ранних лет Аркадий оказался влюблен в театр. Еще 4-летним мальчиком Аркаша устраивал с детьми во дворе собственные представления, а в Северной Пальмире пристрастился посещать Академический театр драмы. Чтобы купить билеты, мальчик тайно продавал тетрадки и учебники, за что неоднократно получал трепку от отца.
Еще одним увлечением мальчика было рисование. На уроках изобразительного искусства мальчик поражал учителя как техникой, так и глубиной мысли. Аркадий долго не мог определить, какую же профессию выбрать — живописца или актера. И хотя родители были категорически настроены против театра, юноша все же отдал предпочтение этой стезе.
Аркадий Райкин в молодости
Когда Райкин поступил на режиссерско-актерский факультет в Ленинградский институт сценических искусств, разразился скандал, и Аркадию пришлось надолго порвать с семьей и уйти из дома. После вуза артист попал в Театр рабочей молодёжи, позднее переименованный в театр Ленинского комсомола. Сегодня петербуржцы знают это место как театр-фестиваль «Балтийский дом».
Юный мастер пантомимы
Аркадий Райкин с супругой Руфью Иоффе. Фотография: photochronograph.ru
Аркадий Райкин с супругой Руфью Иоффе и детьми — Константином и Екатериной. Фотография: photochronograph.ru
Аркадий Райкин с супругой Руфью Иоффе. Фотография: photochronograph.ru
После школы Райкин хотел поступить в Ленинградский техникум сценических искусств, который позже стал Театральным институтом, но для этого нужно было иметь год рабочего стажа. В 1929 году он устроился лаборантом на Охтинский химический завод, а в следующем году его уже приняли в техникум. Родители были против этого решения, и Райкин ушел из дома в общежитие.
Артисты, полагал он [отец], в большинстве своем бродяги, перекати-поле. Они несерьезны, непригодны для жизни и потому, за редким исключением, безденежны и лишены устойчивого положения в обществе. Быть врачом, адвокатом, в конце концов лесным бракером — это дело, а быть артистом — не дело.
Из книги Аркадия Райкина «Без грима. Воспоминания»
Аркадий Райкин поступил на режиссерско-актерский курс театрального режиссера Владимира Соловьева, который в 1910-х годах работал с Всеволодом Мейерхольдом.
В это же время Райкин увлекся пантомимой. В институте не было специального курса — шла только биомеханика с элементами пантомимы, которую вела старшая дочь Мейерхольда Ирина. Райкин стал брать частные уроки сценического движения у лучшего мима-эксцентрика Серебряного века — композитора и шансонье Михаила Савоярова. Увлечение начинающего актера поддержал и Соловьев. Этюд с воображаемой кошкой, который подготовил Райкин на первом курсе, сразу же перекочевал в репертуар Дома искусств, где выступали студенты. Уже в следующем году Владимир Соловьев дал Райкину роль глухонемого слуги Веспоне в спектакле «Служанка-госпожа» по опере итальянского композитора Джованни Перголези, полностью основанную на пантомиме. Целых три сезона спектакль имел оглушительный успех, а этот опыт пригодился Райкину в дипломной работе. Он исполнял роль плутоватого слуги Маскариля в «Смешных жеманницах» Мольера.
Студенческие годы подарили Райкину и счастье в личной жизни. В 1934 году он познакомился с Руфью Иоффе, тоже артисткой. Через год они поженились.
На последнем курсе я как-то пришел в студенческую столовую и встал в очередь. Обернувшись, увидел, что за мной стоит она. Она заговорила первая, и этот разговор я помню дословно. «Вы здесь учитесь? Как это прекрасно!» — «Да, учусь… А что вы делаете сегодня вечером?» — «Ничего…» — «Пойдемте в кино?» Когда мы вошли в зал кинотеатра, заняли свои места и погас свет, я тут же сказал ей: «Выходите за меня замуж…»
Из воспоминаний Аркадия Райкина
Личная жизнь
Очень интересна история знакомства Аркадия Райкина с его единственной супругой Руфью Марковной Иоффе, которую ласково называл Рома. Впервые Аркадий увидел ее еще мальчиком, когда выступал со школьной самодеятельностью на концерте. Позднее вновь встретил девочку на улице, но снова не решился познакомиться. И только спустя много лет, когда Аркадий уже оканчивал вуз, в студенческой столовой молодые люди в очередной раз столкнулись и договорились пойти в кино. После сеанса Райкин сделал своей Роме предложение.
Руфь Иоффе и Аркадий Райкин
Влюбленные поженились в 1935 году, и вскоре в семье появилась дочь Екатерина, которая будет женой трех знаменитых актеров — Михаила Державина, Юрия Яковлева и Владимира Коваля. А сын Аркадия и Руфи, Константин Райкин, сам стал знаменитым артистом и руководит детищем собственного отца – театром «Сатирикон».
Аркадий Райкин с женой и детьми
С женой Аркадий Исаакович прожил душа в душу без малого 50 лет. Отношения актера и жены стали примером как для их собственных для детей, так и для всех, кто знал эту чудесную пару.
Советский Чарли Чаплин
Аркадий Райкин. Фотография: photochronograph.ru
Аркадий Райкин. Фотография: photochronograph.ru
Аркадий Райкин. Фотография: photochronograph.ru
В 1935 году Аркадий Райкин окончил Техникум сценических искусств и по распределению попал в Ленинградский театр рабочей молодежи. Но вскоре перешел в будущий Ленсовет, тогда еще Новый театр. В 1938 году он выступил как конферансье: заменил в ленинградском Саду отдыха заболевшего артиста. Привлекал молодого Райкина и кинематограф. Он снялся в двух фильмах — «Огненные годы» Владимира Корш-Саблина и «Доктор Калюжный» Эраста Гарина. На экраны обе картины вышли в 1939 году, но особого успеха не имели.
Аркадий Райкин полностью сосредоточился на эстраде. Он постоянно выступал в домах культуры, дворцах пионеров, вел конферанс. К 1939 году у артиста было два авторских танцевально-мимических номера — «Чаплин» и «Мишка». Он продемонстрировал их на Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве и заработал первое признание аудитории и звание лауреата второй премии конкурса. Почти сразу Райкина пригласили в труппу нового Ленинградского театра эстрады и миниатюр, а через три года артист стал его руководителем.
Банкет по случаю 60-летия Сталина в 1939 году проходил в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца… Меня усадили за стол прямо напротив Сталина. Единственный сюжет, который мне предстояло показать, был заранее оговорен. Подбодренный взглядом юбиляра, я поднялся, отодвинул свой стул и изобразил одного из моих персонажей. Сталин смеялся, аплодировал с энтузиазмом. Затем встал, и все, кто был за столом, тоже встали. Сталин предложил тост за Райкина, и все выпили. Тут я возьми да скажи: «Товарищ Сталин, могу и других типов показать». Он вроде удивился, но кивнул. Гости уселись, а я стал показывать номер за номером. После каждого нового сюжета Сталин вставал, гости тоже хлопали в ладоши стоя. И так четырнадцать раз.
Из воспоминаний Аркадия Райкина
Во время Великой Отечественной войны Райкин сочинял сатирические миниатюры. Коллектив его театра выступал для солдат на полевых аэродромах, артиллерийских позициях, палубах боевых кораблей, за что в 1945 году артиста наградили орденом Отечественной войны Второй степени.
Руководитель Ленинградского театра эстрады и миниатюр, лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады тов. Райкин культурно обслуживал личный состав кораблей эскадры Черноморского флота, Новороссийскую, Туапсинскую и Потийскую военно-морские базы, обслуживал соединения и части ВВС ЧФ…
Из наградного листа
Награды и звания
- 1945 — Орден Отечественной войны II степени
- 1947 — Заслуженный артист РСФСР
- 1957 — Народный артист РСФСР
- 1968 — Народный артист СССР
- 1971 — Орден Трудового Красного Знамени
- 1980 — Ленинская премия
- 1981 — Герой Социалистического Труда
- 1981 — Орден Ленина
- 1985 — Орден Отечественной войны I степени
- Орден Дружбы народов
- Медаль «За оборону Кавказа»
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира
- Ильича Ленина»
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Театр Аркадия Райкина
Аркадий Райкин. Фотография: uznayvse.ru
Аркадий Райкин. Фотография: alekseykalugin.ru
Аркадий Райкин. Фотография: mytoot.ru
Послевоенные выступления Аркадия Райкина на радио и телевидении, а также роли в кино публика принимала более чем благосклонно. Зрители оценили талант артиста в картине Михаила Калатозова «Валерий Чкалов» и фильме Михаила Слуцкого «Концерт фронту», в которых он снялся еще во время войны. Позднее вышли еще две ленты с его участием — «Мы с вами где-то встречались» и «Концерт артистов».
В Театре миниатюр тоже все шло хорошо. Вместе с сатириком Владимиром Поляковым Райкин создал новые театральные программы — «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря…» и спектакли «Приходите, побеседуем», «Любовь и коварство».
Театр Райкина, как определенный жанр эстрадного искусства, — это прежде всего, что бы там ни говорили, театр одного центрального актера. Я не хочу при этом обидеть его товарищей по работе, среди которых немало одаренных, интересных артистов, с большим искусством создающих необходимый выразительный фон, очень сложный игровой антураж для Райкина. Но все же несомненно, что Райкин сам по себе — это целый театр.
Из этюда писателя Льва Кассиля
Театр миниатюр под управлением Аркадия Райкина был одним из самых любимых у зрителей тех лет. На его сцене выступали признанные артисты эпохи: Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Александр Менакер, Вениамин Нечаев, Эдуард Хиль, Мария Пархоменко. Райкин приглашал и новых звезд, талантливых актеров молодежного театра «Парнас-2» из Одессы: Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко, Людмилу Гвоздикову. К этому времени Райкин уже не работал с драматургом Поляковым, но в театре по-прежнему ставили спектакли «Человек-невидимка», «Белые ночи», «Любовь и три апельсина».
Никто не скажет: «Сегодня я иду на новый спектакль Ленинградского театра миниатюр». Каждый скажет: «Я иду на Райкина…»
Из рецензии на спектакль «Любовь и три апельсина» в «Литературной газете», 1960-е годы
В 1961 году Райкин сыграл первую интермедию Жванецкого «Разговор по поводу». Через три года они вместе создали новую театральную программу «Светофор», где сатирик исполнил знаменитые миниатюры «Авас», «Дефицит», «Век техники», «В греческом зале».
Монологи Райкина были остро сатирическими, но оставались корректными по отношению к власти. Жестко, но интеллигентно он высмеивал пороки людей и «издержки» политической системы: дефицит, бюрократию, блат. Несмотря на беспощадность образов, фельетоны Аркадия Райкина всегда нравились публике.
Фильмы
За годы своей биографии Аркадий снялся в десятках фильмах. Впервые на большом экране он появился в картине «Первый взвод» (1932), сыграв в ней солдата.
После этого Райкин играл второстепенных персонажей в таких лентах, как «Трактористы», «Валерий Чкалов» и «Огненные годы».
В 1954 г. Аркадию доверили главную роль в комедии «Мы с вами где-то встречались», которая была прекрасно принята советскими зрителями.
Не меньшую популярность получили картины «Вчера, сегодня и всегда» и «Волшебная сила искусства».
Однако наибольшую известность Райкин получил после премьер телеспектаклей «Люди и манекены» и «Мир дому твоему». В них он представил множество интересных, и как всегда острых монологов на самые злободневные темы.
Смерть
Аркадий Райкин почти всю жизнь был болезненным человеком. Еще в 13 лет будущий артист сильно простыл на катке, заработав такую страшную ангину, что врачи были уверены – мальчик не выживет. Через 10 лет болезнь вернулась, и снова доктора опускали руки. В тот момент повезло, что тесть настоял на непопулярной операции – удалении гланд. Райкин выжил, но навсегда заработал ревмокардит.
Последние три года актер страдал болезнью Паркинсона, от которой у него сковывались движения, мимика и даже речь. Тем не менее, артист при первой же возможности посещал родной театр и передавал дела сыну, которого очень любил.
Скончался Аркадий Исаакович Райкин 17 декабря 1987 года от последствий ревмокардита. 20 декабря актера похоронили на Новодевичьем кладбище, на десятом участке.
В 2002 году Ленинградскому театру эстрады и миниатюр, художественным руководителем которого 40 лет проработал Аркадий Райкин, присвоили имя артиста. С 2008 года художественным руководителем Театра эстрады имени Аркадия Райкина стал популярный артист эстрады и клоунады Юрий Гальцев. На официальном сайте театра, наряду с афишей и описанием театра, размещена и биография Аркадия Райкина. Артист назван эпохой в истории театра.
Могила Аркадия Райкина
Удивительно, но легендарному артисту до сих пор не установили памятника ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, если не считать монумента с масками на Новодевичьем кладбище. Хотя столичные власти обещали исправить эту оплошность еще в 2020 году.
Война и после
Концерт фронту (1942)
С началом Великой Отечественной войны Райкин с женой и театром дают множество концертов на фронте. Дочку они отправляют в эвакуацию, в Среднюю Азию, а сами много и сосредоточенно работают. Тяготы войны коснулись и актеров, иногда их спасало чудо. Однажды, театр гастролировал в Днепропетровске, когда линия фронта находилась в нескольких десятках километром. Получив информацию об этом, тогдашний секретарь горкома Леонид Брежнев практически силой заставляет театр эвакуироваться, а уже через пару часов и вокзал, и железная дорога были разбомблены вражеской авиацией.
Во время войны Райкин также снимается в нескольких кинофильмах, активно гастролирует и за это впоследствии его наградят орденом Великой Отечественной войны.
После Победы, Аркадий Исаакович возвращается в родной Ленинград, продолжает заниматься своим театром. Попутно он снимается в нескольких юмористических фильмах, которые мгновенно становится лидерами проката. Именно здесь он появляется в различных образах, мгновенно меняя и характер, и внешность. Именно здесь закладывается основа всех современных приемов российской сатиры и юмора- умение обходить цензуру, говорить о запретном иными словами, н так, чтобы зритель все понимал, работа с реквизитом и декорациями.
Естественно, театр мгновенно становится популярным. Он гастролирует по стране, где Райкин не только выступает сам, но и занимается селекцией талантов. Например, после гастролей в Одессе, он привозит с собой никому тогда не известных Михаила Жванецкого, Романа Карцева и Виктора Ильченко. Чем вам не нынешний «Открытый микрофон» и другие шоу?
Слава артиста выходит за пределы СССР, и в 1965 году его приглашают в Лондон. При этом, по идеологическим соображениям, его выпускать не хотели. Тогда британцы просто заплатили требуемый советской стороной гонорар. Таким образом, Райкин на тот момент стал самым дорогим артистом мира. Само собой, что ему от этих денег не досталось ни копейки. Зато в Лондоне он встретился с своим двоюродным братом — пианистом из ЮАР Бруно Райкиным.