«Мир кажется основанным на деньгах и сексе…»
Эти слова принадлежат Джие Каранджи — одной из первых американских топ-моделей и женщине, чья жизнь угасла в борьбе со страшным недугом.
Началом ее блистательной карьеры стало знакомство с Франческо Скавулло и Ричардом Аведоном из журналов «Vogue» и «Cosmo». То, что случилось с Джией, редко случается в модельном бизнесе: она фантастически быстро поднялась к мировой славе.
Джиа Каранжди на обложке Cosmopolitan. (wikipedia.org)
Одной из самых ключевых особенностей Джии как модели было удивительное лицо: она могла по-детски невинно выглядеть на одной съемке и быть самой что ни на есть роковой на других снимках. Когда агенты заметили это, они все как один предрекли ей долгую жизнь в модельном бизнесе.
Джиа Караджи. Источник: wikimedia.org
Успех кружил голову и по этой, либо какой-то другой причине, Джиа стала чаще, чем все в ее окружении, принимать наркотики. В 70-е годы прошлого столетия ночные клубы и кокаин были практически не разделимы. Стремительно завоевав самые легендарные подиумы мира моды, Джиа не заметила, что ее личная жизнь пребывает в плачевном состоянии.
Последние работы
Скрывать пристрастие к наркотикам становилось все труднее. Каранджи стала часто опаздывать на съемки, а иногда совсем не являлась на работу. Ее поведение было подозрительным. Она могла улыбаться или ругаться без повода. Многие стали догадываться о причине произошедших изменений в девушке.
В одном из выпусков журнала Vogue были опубликованы фотографии звезды, где оказались видны следы от уколов на руках. После скандальной фотосессии агентство прекратило сотрудничество с Каранджи.
Девушка заключила контракт с Айлин Форд. Но руководство не стало терпеть такое поведение модели и через 3 недели отказалось от ее услуг.
В 1982 г. Джиа снималась для «Космо» — ее снимок поместили на обложку. Эта фотосъемка стала ее последней работой.
Карьера и одиночество
Потрясающая модель, Джиа стала музой для фотографа Криса Вон Уондженхейма, который считал грудь Джии лучшей в модельном бизнесе того времени. Их плодотворное сотрудничество дало значительные плоды: снимки Джии то и дело появлялись на страницах журнала «Vogue», ей принадлежали обложки этого журнала в нескольких странах: Великобритания, Америка и Франция. Вскоре фигура Джии стало заметно выделяться на фоне остальных модельных типажей, поскольку тела моделей в тот период были застенчивы и невзрачны, и не шли в сравнение с ее формами.
И несмотря на то, что доходы модели были огромными, и она могла позволить себе все развлечения, которые только существовали, большую часть времени Джиа проводила в одиночестве. Ко всему прочему, она предпочитала женщин. Вот запись из ее дневника: «Девочки всегда были проблемой для меня. Я действительно не знаю, почему они волнуют меня».
Джиа Караджи с подругами. Источник: wikimedia.org
Красивая и одинокая, она бродила по городу, заходила к своим друзьям, чтоб просто обняться. Это было чудовищно грустно. Слишком много времени Джиа проводила в поисках даже не своей, а чужой любви.
Путь вниз
В 1983 в жизни Джии наступили самые черные дни. Она потеряла всё и несмотря на многочисленные попытки преодолеть наркозависимость не могла это сделать. После очередного курса реабилитации Джиа попробовала начать новую жизнь: устроилась обычной продавщицей, записалась на курсы в колледж, но ее хватило всего на несколько месяцев.
Очередной срыв только усилил зависимость от героина. Последние годы бывшая супермодель вела совершенно беспорядочный образ жизни – в отчаянных попытках добыть очередную дозу.
Начало конца карьеры
Огромным шоком для Джии стала новость о том, что у ее наставницы и агента, Вильгельмины Купер, рак легкого. Справиться со стрессом и страхом, внезапно пришедшим к ней, Джие помогал героин. Точнее, она считала, что это действительно поможет. И все следующее время она посвящала себя работе, не в силах отказать тем, кто сходил от нее с ума и мечтал с ней работать, а также употреблению того самого «волшебства».
Вильгельмина умерла через месяц после того, как ей был поставлен диагноз. И Джиа была уже не в силах отказаться не только от съемок, но и от новой дозы. Она как никто знала, что модель не должна исчезать бесследно, обязана быть на виду, и не болеть, потому что у манекенщиц нет такого права. Но она стала исчезать, странно себя вести, и вызвала этим слухи о том, что Джиа употребляет наркотики. Беда в том, что слухи не лгали, Джиа стала наркоманкой.
Детство и юность
Джиа Мари Каранджи родилась 29 января 1960 года в Филадельфии, США. Джиа была дочерью владельца сети ресторанов, итальянца Джозефа Каранджи, и домохозяйки с ирландскими и валлийскими корнями Кэтлин Адамс. У Каранджи два старших брата, Джо и Майкл. Один из них рассказывал про детство Джии так: «У нее была маленькая кроватка с балдахином, где повсюду валялись куклы. Она была обычной маленькой девочкой, вот такой я ее запомнил».
Маленькая Джиа Каранджи с мамой
Несмотря на кажущуюся идиллию, детство Джии нельзя назвать безоблачным. Семейная жизнь родителей модели была бурной – они постоянно спорили и ссорились. «Мы с Джией каждый вечер сидели на ступеньках дома и слушали, как они ругаются. Это было ужасно», – вспоминает брат девушки. В итоге брак с треском развалился, и в 1971 году Кэтлин уехала, оставив детей на мужа, что стало настоящим ударом для Джии.
Джиа Каранджи в юности
Позже мать Каранджи обвинили в том, что она «сломала дочери детство», и именно из-за нее девушка пристрастилась к наркотикам. Родственники же вспоминали, что маленькая Джиа стала настоящим манипулятором и испорченным ребенком, который не получил достаточно материнского внимания.
Модель Джиа Каранджи
В подростковом возрасте Каранджи стала совершенно неуправляемой: она нарушала комендантский час, экспериментировала с алкоголем, таблетками и марихуаной. Ее лучшими друзьями были «дети Боуи» – группа одержимых поклонников музыканта Дэвида Боуи, которые копировали его «вызывающе странный, гламурный» стиль.
Каранджи же музыкант интересовал не только своим необычным видом, но и неоднозначными сексуальными предпочтениями. Позднее одна из подруг рассказала, что Джиа была настоящим томбоем (tomboy – девочка-сорванец, пацанка). Неуемная сексуальность была единственной вещью, в которой Каранджи была уверена и которой очень гордилась. «Она была очень откровенна в своих намерениях. Могла запросто поцеловать понравившегося ей человека в губы, схватить его и тому подобное», – вспоминает подруга.
Знаменитая фотосессия Джии Каранджи в обнаженном виде
Вместе с «детьми Боуи» Каранджи часто ходила на концерты и тусовалась в гей-клубах в центре Филадельфии. Поведение Джии расстраивало мать – она даже отвела дочь к психологу, но это не помогло. Тогда Кэтлин решила занять дочь делом и предложила ей попробовать себя в модельном возрасте – у школьницы было ангельское личико и ладная фигура.
Джиа Каранджи в «Космополитен»
Впрочем, модельный бизнес нашел Каранджи сам. В ночном клубе 17-летнюю Джию заметил Морис Танненбаум, который в то время был парикмахером-стилистом и начинающим фотографом. Потрясенный красотой девушки, Морис предложил ей бесплатную фотосессию. А осознав, что нашел настоящий алмаз, вскоре отвез Каранджи в Нью-Йорк, чтобы представить ее всему миру. «Она была очень взволнована, очень нервничала, очень, очень нервничала», – вспоминает Танненбаум о первом кастинге в модном агентстве Вильгельмины Купер.
«Вы хотите работать со мной или нет?»
Началась череда бесконечных встреч и неловких ситуаций, где Джиа выглядело неприглядно; череда обсуждений, посвященных ей и ее проблеме; череда срывов, прерванных контрактов, потерь. Измученная болезнью, она записалась на программу реабилитации, но не продержалась долго.
После нескольких лет употребления героина, болезнь перешла в наступление: появились нарывы и язвы.
Кадр из фильма «Джиа» с Анджелиной Джоли в главной роли. Источник: wikimedia.org
В начале 1982 года Каранджи стала снова бороться за то, что принадлежало ей: за свою жизнь. Она связалась с агентом по имени Моник Пиллад, и их встреча произошла в очень напряженной обстановке. Моник просил закатать рукава, чтоб хоть как-то оправдать свое на тот момент почти преступное желание работать с такой моделью. «Вы хотите работать со мной или нет?», — спросила она, не показав руки.
Пик популярности
Что же стало причиной столь большой популярности девушки по имени Джиа Мари Каранджи? Биография её как супермодели началась в конце 1978 года, когда она впервые согласилась сняться обнажённой. Скандальные фото в то время взбудоражили умы общественности, однако никто не собирался осуждать девушку, так как её тело было действительно прекрасным. Спустя всего несколько месяцев фото модели появились практически во всех модных журналах. Кстати, в то время особой популярностью пользовались блондинки, а Джиа, будучи яркой брюнеткой, выгодно отличалась от них.
Девушка впервые стала получать по несколько тысяч долларов за съёмки. В 1979 году она была признана обладательницей самой красивой «модельной» груди, а её фото на обложке Cosmopolitan было признано лучшим за всю карьеру. Чувственность модели приятно контрастировала со скромностью других девушек. Именно тогда Джиа Мари Каранджи, фото которой были уже хорошо узнаваемыми, перестала браться за все заказы. Выбирая самые интересные и необычные фотосъёмки, модель вживалась в образ и не просто показывала красивое лицо и тело, но преследовала цель обнажить душу. Именно эта удивительная способность позволяла ей капризничать на съёмках, не боясь скандала или отказа работать с ней.
Ничего не получается
На горизонте всплыла возможность сделать обложку для журнала «Cosmo», и все надеялись, что это станет чем-то эпохальным, по-настоящему кульминационным, возлагали надежды на это «возвращение» в профессию. Но ничего не получилось. То, что было у Джии, ее неповторимость, этот особенный дух, он покинул ее. Прятать руки и врать журналистам, что наркотиков никогда не было в ее жизни, было чудовищно тяжело. Все шло на спад. Весной 1983 года модель поймали с очередной дозой на съемке в Северной Африке. Ее карьера была закончена.
Она переехала в Атлантик-сити и жила там с девушкой, с которой познакомилась на программе реабилитации. Семья Джии готовилась к худшему: в любой момент могли позвонить и сообщить о смерти их любимицы: той, кого еще недавно приглашали Европу на неделю и сулили 10 000 $, о смерти той, что так и не обрела личное счастье, обменяв его на героин.
Один из лучших снимков Каранджи. (wikimedia.org)
Джиа сбегала, ее поиски длились довольно долго, периодически она возвращалась, но ее жизнь уже не подчинялась никаким правилам и закономерностям: попытки не приносили плодов, ничего не получалось, и в 1985 году, когда она спала с мужчинами за деньги, чтобы заработать на дозу, и была несколько раз изнасилована, Джиа оказалась в больнице. Тогда предварительный диагноз звучал «пневмония». До конца ее жизни оставалось 6 месяцев.
После детального обследования диагноз был изменен: у Джии обнаружили СПИД. Мама не отходила от нее ни на шаг, не пускала никого, чтоб слухи и сведения о болезни дочери не распространились. Также она сделала все, чтобы палата была похожа на дом, и окружила дочь заботой. Но во время разговоров в парке и прогулок они обе понимали, что желания жить у Джии нет. И это несмотря на то, что она вновь обрела веру в Бога. Джиа однажды спросила маму: «У меня три раза был передоз, почему Бог спас меня?» Ответа не было.
Она хотела спасти детей, которые могли начать принимать легкие наркотики, и снять фильм, в котором собственным примером доказала бы, как ужасно быть зависимым от дозы. Этому не суждено было осуществиться, физическое состояние ухудшалось с каждым днем, ни на что не хватало сил.
Джиа Каранджи умерла 18 ноября 1986 года. Распорядитель похорон советовал хоронить ее в закрытом гробу, настолько было изуродовано тело.
Одна из ведущих моделей 70-х годов и одна из первых супермоделей, благодаря которой на подиум стали выходить не только блондинки, но и брюнетки. Джиа стала также первой известной женщиной в США, чьей причиной смерти был открыто назван вирус иммунодефицита. В своем дневнике она писала: «Вы знаете, я благодарю Бога за то, что я красива; если я смотрю в зеркало и нравлюсь себе, значит, я выгляжу хорошо».
Одной из первых и самых ярких супермоделей своего времени, Джии Мари Каранджи, сегодня исполнилось бы 59 лет. Но в 1986 году она умерла от связанных со СПИДом осложнений в возрасте 26 лет, став одной из первых знаменитых женщин, умерших от этой болезни.
Детство и юность
Каранджи родилась в Филадельфии, была младшей из трех детей в семье итальянца Джозефа Каранджи и ирландки Кэтлин Каранджи (урожденная Адамс). У родителей Джии был нестабильный брак, сопровождавшийся постоянными ссорами и выяснением отношением. В конечном итоге, Кэтлин покинула семью, когда Каранджи было одиннадцать лет. Именно с этим событием связывают постоянную потребность Джии в близком человеке и хроническое состояние одиночества. Родственники вспоминали ее как одновременно испорченного и застенчивого ребенка, который отчаянно нуждался в материнском внимании.
Во время обучения в средней школе им. Авраама Линкольна Каранджи подружилась с «детьми Боуи», группой одержимых поклонников Дэвида Боуи, которые подражали «вызывающе странному, высокому глэму». В их лице она нашла внимание, которого ей так не хватало. Позже одна из подруг Каранджи описала ее как «сорванца» с непринужденной открытостью в отношении своей сексуальности. В свободное время Джиа и «бьюти-боуи» болтались в гей-клубах и барах Филадельфии. Хотя она ассоциировалась с лесбийским сообществом, она не хотела придерживаться «принятого лесбийского стиля».
Модельная карьера и успех
После появления в нескольких филадельфийских журналах, в возрасте 17 лет Каранджи переезжает в Нью-Йорк. Дальше все развивается очень стремительно: она подписывает контракт с Wilhelmina Models, а первая же крупная съемка, опубликованная в октябре 1978 года, проходит с лучшим модным фотографом — Крисом фон Вангенхаймом.
На съемочной площадке она выглядит абсолютно естественно и профессионально, а по просьбе фотографа без стеснения обнажается и, в отличии от других моделей, готова на эксперименты.
На этой съемке она знакомится с визажисткой Сэнди Линтер — в будущем одной из самых близких людей в жизни Джии. Крис фон Вангенхайм, чувствуя особую энергию между ними, предлагает Сэнди стать частью фотосессии.
Съемка за забором обретает статус культовой и открывает перед Джией все двери.
К концу 1978 года, ее первого года в Нью-Йорке, Каранджи уже была отлично зарекомендовавшей себя моделью. Ее быстро растущую известность Vogue описал как «метеорическую». Каранджи позже вспоминала:
Я работала с очень хорошими людьми, я имею в виду с самого начала, поэтому все произошло так быстро. Я не пыталась влиться как модель, я просто стала одной из них.
Каранджи становится любимой моделью главных модных фотографов того времени: Фон Вангенхайм, Франческо Скавулло, Артур Элгорт, Ричард Аведон и Дэнис Пил были в восторге от работы с ней.
Очень скоро она оказывается на всех четырех главных обложках Vogue: в апреле 1979 года British Vogue; Vogue Paris в апреле 1979 года и августе 1980 года; Vogue US в августе 1980 года и Vogue Italia за февраль 1981 года.
Она становится одной из самых востребованных cover girl Cosmopolitan в период между 1979 и 1981 годами.
Она участвовала в рекламных кампаниях самых знаменитых домов моды, включая Armani, André Laug, Christian Dior, Versace и Yves Saint Laurent. Кстати, в разгар своей карьеры, Каранджи была известна в модельных кругах только по имени.
Наркотики, упадок карьеры
Несмотря на успех, с каждым днем в Джии росло чувство одиночества и тревожности. Она отчаянно нуждалась в поддержке и любви: часто влюблялась и разочаровывалась, позже признавалась, что ей все труднее доверять людям, так как им от нее нужны или секс, или деньги. Подруга Джии, модель Джулия Фостер вспоминала как однажды к ней пришла Джиа только для того чтобы ее кто-то обнял.
Несмотря на близкие отношения с Сэнди Линтер, они не имели постоянного характера: они то сходились, то расходились.
Тяжелым ударом стала смерть Вильгельмины Купер в марте 1980 года — ее агента, наставника и одной из немногих, кто действительно искренне поддерживал Джию. Опустошенная Каранджи начала злоупотреблять кокаином, который попробовала еще во времена посещения “Студии 54” и “Mudd Club” и развила зависимость от героина. Все знали о зависимости, но предпочитали не обращать на нее внимания, так как поработать с ней было настоящей удачей.
Она все еще оставалась одной из самых востребованных моделей, пока наркотики напрямую не стали влиять на ее работу. Она могла резко вспылить, покинуть съемку без предупреждения, чтобы купить наркотики, или уснуть перед камерой. Во время одной из ее последних съемок для американского Vogue у Джии были замечены раны в изгибах локтей. Несмотря на аэрографию, на некоторых фотографиях, опубликованных в выпуске за ноябрь 1980 года видны следы от игл.
Ее карьера завершалась также стремительно как начиналась. В ноябре 1980 года Каранджи покидает Wilhelmina Models и подписывают контракт с Ford Models, но через несколько недель ее увольняют. Предложения вскоре прекращаются, а друзья из индустрии моды, включая Сэнди Линтер, отказываются общаться с ней, опасаясь, что это повредит их карьере. Она возвращается в Филадельфию, чтобы пройти курс реабилитации.
Попытка возобновления карьеры
После нескольких срывов, она подписывает контракт с новым агентством Legends, и работает время от времени в Европе. В конце 1981 года, хотя он все еще борется со злоупотреблением наркотиками, Каранджи решает вернуться в индустрию моды и подписывает контракт с Elite Model Management.
Она участвует в съемках популярной передачи 20/20, где утверждает, что с наркотиками покончено окончательно и она готова начать жизнь заново. На самом деле это имеет мало общего с действительностью.
В то время как некоторые клиенты отказываются с ней работать, другие готовы нанять ее из-за ее прошлого статуса топ-модели. Скавулло фотографирует ее для апрельской обложки Cosmopolitan 1982 года — последней обложки для американского журнала.
То, что она делала с собой, наконец-то стало очевидным на фото… Я увидел изменения в ее красоте. В ее глазах была пустота, — рассказывал Шон Бирнс, помощник Скавулло.
Она снимается преимущественно для каталогов и универмагов, но позже появляется в рекламной кампании для Versace, снятой Ричардом Аведоном. Он нанял ее для следующей кампании модного дома, но во время фотосессии, в конце 1982 года, Каранджи стало не по себе и она ушла до того, как были сделаны какие-либо удачные снимки. Последняя фотосессия Джии была для немецкой компании Otto Versand в Тунисе: ее отправили домой посреди съемки из-за употребления героина. Она покинула Нью-Йорк в начале 1983 года.
Смерть
В 1984 она снова прошла интенсивную программу лечения наркозависимости, но концу 1985 года она снова начала употреблять наркотики. В декабре 1985 года Джиа была госпитализирована с двусторонней пневмонией. Через несколько дней ей был диагностирован СПИД и сопутствующие осложнения. Она скончалась 18 ноября 1986 года, в возрасте 26 лет. Ее похороны состоялись 23 ноября в небольшом похоронном бюро в Филадельфии. Никто из мира моды не присутствовал, в основном потому, что никто не знал о ее смерти в течение нескольких месяцев после смерти. Только Франческо Скавулло, друг и доверенное лицо Каранджи, отправил карточку с соболезнованиями, когда услышал эту новость.
Влияние
Она стала одной из самых провокационных и чувственных супермоделей конца 70-х — начала 80-х. Она обладала женской и мужской энергией и умело этим пользовалась на съемках. Ее фотосессии становились сенсацией и сопровождались скандалами, ее способность перевоплощаться в любой образ сделали ее самой желанной моделью для фотографов.
В год смерти Джии восходит звезда Синди Кроуфорд, которую в начале ее карьеры за внешнее сходство и универсальность называли “baby Gia”.
Джиа, как и Дженис Дикинсон, стали предвестниками новой эры супермоделей — девушек с роскошным телом и яркой индивидуальностью, которые были одинаково универсальными как для рекламных кампаний, так и для кутюрной съемки, и чьи гонорары приближались к голливудским.
Джиа и Джоли
Новую жизнь история Джии обрела после выхода телефильма “Джиа” в 1998 году, с Анджелиной Джоли в главной роли. Она была абсолютно не похожа на реальную Джию, но удивительно точно передала ее голос, повадки, настроение, за что заслуженно получила “Золотой глобус”.
Фильм оказался в нужное время, в нужном месте и привлек внимание к проблеме наркомании в фэшн-индустрии, которая в конце 90-х была в самом разгаре и СПИДу, который может коснуться самых талантливых и самых знаменитых.
Автор: Ника Егорова
Автор статьи: Pink.ua
Что мы можем сделать сейчас?
5 июня 1981 года Американский Центр контроля над заболеваниями зарегистрировал новую болезнь — СПИД (Синдром приобретенного иммунодефицита).
Сегодняшний день, 1 декабря, не просто так отмечен в календаре. День борьбы со СПИДом нужен нам, чтоб не стоять на месте и бороться с тем, что мы можем победить и поддерживать тех людей, которых затронула эта проблема. Первое, что мы можем сделать — это тест на ВИЧ, чтобы узнать свой статус, а также узнать о том, как защитить себя и своих близких от ВИЧ-инфекции. Важно также и знать о том, как правильно говорить и писать на тему ВИЧ-инфекции. Объединённая программа Организации Объединённых Наций по ВИЧ/СПИДу издало специальное руководство, объясняющее понятие и термины, которые часто употребляются в связи с ВИЧ. Например, разницу между «ВИЧ» и «СПИД», почему нельзя называть людей «жертвами» и «носителями СПИДа», а также почему понятия «вирус СПИДа» не существует, «стандартные меры предосторожности», которые помогут не инфицироваться ВИЧ.
Зная это и многое другое, мы будем в состоянии помочь, потому что язык — важная доминанта, он формирует представление и, соответственно, может влиять на поведение человека.
Личная жизнь
Личная жизнь Джии Каранджи, несмотря на богатство, красоту и популярность девушки, не складывалась. Близкими подругами модели стали визажист Синди Линтер, а также коллеги по модельному бизнесу Джулия Фостер и Дженис Дикинсон. По слухам, эти девушки были любовницами Джии, которая не скрывала лесбийские наклонности.
Возможно, тяга к женскому обществу, а также попытка забыться в наркотическом опьянении стали следствием недостатка внимания матери в раннем возрасте.
«Самая большая ошибка, которую мы совершили, была в том, что никто не сопровождал ее в Нью-Йорке», — признается позже в интервью брат Джии Майкл.
А Джулия Фостер будет вспоминать:
«Она искала чью-то любовь, однажды Джиа пришла в мой дом посреди ночи, и я впустила ее, а она хотела только, чтобы ее кто-то обнял. Это было очень грустно».