Две музы известного режиссера
Многие поклонники творчества Сергея Бондарчука считают, что мэтр дважды сочетался законным браком: с великолепной Инной Макаровой, запомнившейся зрителям по картинам «Молодая гвардия», «Дорогой мой человек», «Высота» и др., и с одной из красивейших женщин советского кинематографа Ириной Скобцевой, которая стала известной после ролей Дездемоны, а также Элен Безуховой в фильме «Война и мир». Однако в жизни знаменитого режиссера была и еще одна женщина, с которой он связал себя узами брака при довольно необычных обстоятельствах. Эта история, которая вполне могла стать основой сценария мыльной оперы, была мало кому известна, пока ее подробности в одном из своих интервью не поведала журналистам Инна Макарова.
Режиссура
Режиссерская биография Сергея Бондарчука стартовала в 1959 году, когда он был назначен режиссером киностудии «Мосфильм». В том же году состоялся его режиссерский дебют: на экраны вышла картина «Судьба человека» по рассказу Шолохова, где Бондарчук также появился в качестве главного героя ленты, где сыграл вместе с Эллиной Быстрицкой. Фильм был очень тепло встречен зрителями страны и завоевал Ленинскую премию, Большой Золотой приз Международного кинофестиваля в Москве и много других наград.
Сергей Бондарчук в фильме «Судьба человека»
Часто Сергей Федорович снимался в фильмах, которые сам режиссировал. Артист замечательно передал характер героя Пьера Безухова в кино-эпопее «Война и мир» в 1966-ом.
Но критики отмечают, что наиболее удачные роли Бондарчука — картины 1970-ых. Это Астров в «Дяде Ване» Андрея Кончаловского, академик Курчатов в ленте «Выбор цели», отец Сергий в одноименной картине, Монтанелли в кинодраме «Овод».
Сергей Бондарчук в фильме «Овод»
Безусловным достижением в мире русского киноискусства становится кино-эпопея Сергея Федоровича «Война и мир». Экранизация великого произведения Льва Толстого принесла режиссеру всемирную славу. Этой работе Бондарчук посвятил 6 лет жизни. Первая серия «Андрей Болконский» вышла на экраны в 1966 году. Потом каждый год – еще три серии. «Война и мир» Бондарчука принесла режиссеру премию «Оскар» и диплом кинофестиваля в Венеции. Фильм был показан в 117 странах мира.
Сергей Бондарчук в фильме «Война и мир»
Вскоре мастер поставил фильм «Ватерлоо», где подтвердил свой талант постановки грандиозных батальных сцен в сочетании с тщательной психологической проработкой характеров. Очередным шедевром режиссера была картина «Они сражались за Родину», вышедшая в 1975 году. Впервые в советском кинематографе Сергей Бондарчук показал горечь и драматизм отступления советской армии. Это не понравилось многим чиновникам, но фильм оказался настолько хорош, что завоевал Государственную премию РСФСР.
В 1978 году Сергей Федорович смог реализовать свою мечту и экранизировал повесть Антона Чехова «Степь». А в 1982 году появился новый фильм Бондарчука «Красные колокола» по произведениям Джона Рида. За эту работу режиссер был награжден Государственной премией СССР.
Сергей Бондарчук в фильме «Тихий Дон»
В 1989-1990 годах Бондарчук вместе с продюсером из Италии Энцо Рисполи трудился над постановкой эпической картины «Тихий Дон». Это был последний фильм режиссера. К сожалению, при жизни Сергей Федорович так и не увидел выхода «Тихого Дона» на экраны. Лишь в 2006 году картину удалось закончить и озвучить. Поздней осенью 2006 года 8-серийная лента впервые была показана в одном из кинотеатров столицы, а потом вышла на большие экраны страны.
Женя из Ростова-на-Дону
Как известно, Бондарчук родился в Ейске и учился азам актерского мастерства в Театральном училище Ростова-на-Дону. Там он встретил Евгению Белоусову, которая была студенткой вокального отделения. Эта была красивая девушка из известной и обеспеченной семьи, обладающей большими связями. Когда началась война, Сергей и Евгения вместе ездили по фронтам и выступали с концертами перед красноармейцами. Затем Бондарчук отправился воевать, но после победы молодые люди поселились в шикарной квартире, расположенной в центре Ростова. Их счастье продлилось недолго, и они так и не оформили в ЗАГСе свои отношения.
Ранняя любовь
Сергей родился в небольшом селе в Украине. Но когда он был еще маленьким семья переехала в Россию. Отец будущего режиссера работал инженером и желал, чтобы сын пошел по его стопам. Отец и слышать не хотел о том, что Сергей планирует стать актером. Но парень проявил твердость и после окончания школы поступил в театральное училище.
Там Сергей встретил свою первую любовь – девушку звали Евгения. Она была дочерью прокурора города и обладала живым характером. Именно это и привлекло 19-летнего юношу.
Юношеская влюбленность, первые свидания — все это нарушила война. Сергей отправился на фронт. Война разлучила его с любимой девушкой и еще не рожденным сыном.
Время меняет человека, а тем более время проведенное в сражениях. После окончания войны Бондарчук стал другим человеком и уже не вернулся в Ростов-на-Дону. Он даже не знал, что там его ждет маленький сын Алексей.
Обида
Когда «Молодая гвардия» начала свое победоносное шествие по кинотеатрам СССР, собирая полные залы, Евгения Белоусова поняла, что Сергей, вкусивший громкой кинематографической славы, к ней уже не вернется. Она с горечью рассказывала подругам, что Бондарчук жил с ней «с прицелом», намекая на то, что бывший слесарь из Ейска использовал положение и связи ее семьи, чтобы поскорее выбиться «в люди». Будучи матерью-одиночкой, она тем не менее не испытывала финансовых проблем, так как отец-прокурор обеспечивал дочь и внука. Однако Евгению мучило то обстоятельство, что сын не был официально признан Бондарчуком.
«Подкидыш»
Как впоследствии рассказывала Инна Макарова, однажды вернувшись домой, она нашла совершенно потерянного супруга, рядом с которым сидел маленький мальчик. Оказалось, что это сын Бондарчука Алексей. Его привезла в столицу мать, которая захотела таким образом напомнить Сергею о его обязательствах перед ребенком. Макарова, у которой на тот момент еще не было детей, приняла малыша и даже готова была заняться его воспитанием. Но у Евгении Белоусовой были совсем другие планы. Женщина стремилась добиться официального признания ребенка, а может, и втайне надеялась вернуть Бондарчука в семью.
Развод
Через некоторое время, когда Макарова и старший сын Сергея Бондарчука, Алексей Бондарчук, подружились, к ним на квартиру пришла мама мальчика с комиссией, требовавшей признать отцовство как факт, не требующий доказательств. Более того, Белоусова обратилась в суд и заявила, что они с Сергеем были «расписаны», однако в войну документы были утрачены. На этом основании она потребовала признать недействительным брак Макаровой и Бондарчука. В том, что делу был дан ход, не последнюю роль сыграли связи семьи Евгении в прокуратуре. Как бы то ни было, Сергей Федорович решил признать отцовство. В те времена сделать это можно было, только вступив в официальный брак с матерью ребенка. Бондарчуку пришлось развестись с Макаровой и отправиться в Ростов-на-Дону. Там он вступил в фиктивный брак с Белоусовой и оформил Алексея «на себя». Целый год после этого Евгения не давала Сергею развод, надеясь, что он одумается и вернется к ней с сыном. Однако для Бондарчука их отношения были давно пройденным этапом, и он мечтал о них забыть.
Привычка жениться
О чем он говорил на исповеди, мы никогда не узнаем. Но как и любому верующему, ему было, в чем каяться.
Долгие годы официальные источники сообщали о двух браках Сергея Бондарчука и трех детях — Наталье от Инны Макаровой, с которой он сблизился на съемках «Молодой гвардии», а также Елене и Федоре от Ирины Скобцевой, которую актер встретил во время работы в картине «Отелло» (она, конечно, была Дездемоной, он — венецианским мавром). «Он взял меня в кадре за руку. И так, рука об руку, мы прошли вместе почти сорок лет, до последнего его вздоха», — вспоминала спустя многие годы Ирина Константиновна.
Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева на съёмках фильма «Отелло». Фото: РИА Новости
По-киношному красивая лав-стори на самом деле не была безоблачной. Сверкали молнии, гремел гром. Лил беспощадный дождь… Все было в их жизни, особенно в первые годы.
Достаточно сказать, что во время их знакомства Бондарчук был женат на Макаровой, в семье росла дочь. А в Ростове-на-Дону уже пошел в школу его сын Алексей… По рассказам Инны Макаровой, история была совсем некрасивая. Если коротко — Бондарчуку пришлось развестись с Макаровой, чтобы официально расписаться с мамой Алеши и признать его своим сыном — такие были законы. А потом снова жениться на Макаровой…
Так что штамп о браке со Скобцевой был у Бондарчука уже четвертым.
Пересказывать то, что вспоминала Инна Макарова об их пресловутом треугольнике, не хочется. Правда ли все это или вымысел, основанный на зависти (с чего бы вдруг — спустя столько лет — Макарова вроде была счастлива во втором браке), только здоровья все эти истории с боровшимися за него женщинами Бондарчуку тоже не добавили.
Статья по теме
Главная Дездемона нашего кино. Жизнь и кино Ирины Скобцевой
Взросление
После развода с Белоусовой Бондарчук и Макарова снова расписались и воспитывали дочку Наташу. Хотя Сергей больше не ездил к мальчику, он регулярно присылал деньги, и немалые, на его содержание. По крайней мере, так утверждают подруги Белоусовой.
Те, кто знал Алексея Бондарчука, сына Сергея Бондарчука, в детстве, вспоминают, что он рос тихим и забитым мальчиком. Возможно, это было связано с тем, что ребенок часто слышал от матери о том, как несправедливо поступил с ним отец, и понимал, что был ему не нужен. Его мать работала в Доме культуры вертолетного завода и часто приводила мальчика на репетиции. Тем не менее Алексей не пошел по стопам родителей и выбрал карьеру, далекую от мира искусства.
Встреча с Бондарчуком-старшим
Пока мальчик взрослел, Инна Макарова поддерживала с ним связь. Этому даже не помешало то обстоятельство, что актриса и режиссер развелись в 1959-м году. Новая супруга мэтра — Ирина Скобцева — не поощряла взаимоотношения мужа с его прежней семьей. Даже Наталья Бондарчук (дочь Сергея Федоровича и Инны Макаровой) видела отца крайне редко, хотя жила с ним в одном городе. Возможно, она и не знала о существовании Алексея Бондарчука. По крайней мере, члены съемочной группы картины «Война и мир» утверждали, что появление парня для нее стало настоящим сюрпризом. Да и отец не сразу узнал своего первенца. Он даже сначала потребовал, чтобы постороннего юношу увели со съемочной площадки, и растерялся, когда понял, что перед ним Алексей Бондарчук.
Разговор между звездным папой и сыном не заладился. Удрученный юноша вернулся на квартиру к Макаровой, у которой он пару раз останавливался, когда приезжал в столицу. Тем не менее Бондарчук-старший выписал сыну пропуск на съемочную площадку, чтобы они имели возможность пообщаться.
Впоследствии мужчина жаловался Макаровой на то, что парень ведет себя непристойно и пристает к актрисам. В ответ она его спросила: «А кто должен был его воспитывать?», упрекнув тем самым в отсутствии должного внимания к детям, родившимся до брака со Скобцевой.
Внебрачный сын
Долгое время многие были уверены в том, что у Сергея Бондарчука было только две законных жены: Инна Макарова и Ирина Скобцева. Однако на самом деле Бондарчук заключил и еще один брак с некой Евгенией Белоусовой. С ней будущий режиссер познакомился в Ростовском театральном училище. Девушка обучалась на вокальном отделении упомянутого учебного заведения. Молодые люди быстро сблизились. В 1941 году, когда грянула Великая Отечественная война, стало уже не до любви. Однако Бондарчук и Белоусова и тогда не расстались: вместе ездили с концертами по фронтам. А вот после победы отношения действительно разладились. Сергей Федорович уехал в Москву и назад уже не вернулся.
По-видимому, режиссер даже не знал о том, что его бывшая пассия ждет ребенка. Да и сама Евгения некоторое время не давала о себе знать. В 1947 году Бондарчук впервые женился: его избранницей стала актриса Инна Макарова. А вскоре объявилась и Белоусова. Женщина приехала в столицу и потребовала, чтобы Бондарчук признал своего малолетнего сына Алексея. В те годы иного способа для оформления отцовства, как брак, не существовало, поэтому Сергей Федорович развелся с Макаровой и отправился в ЗАГС с Белоусовой. Впоследствии режиссер снова зарегистрировал отношения с Инной Владимировной.
Дальнейшая жизнь
Алексей Бондарчук, сын Сергея Бондарчука, фото которого регулярно появлялись в газетной хронике, вернулся в родной город с обидой на отца. Юноша понял, что они чужие люди и что его никогда не примут в семью. Сам режиссер предпочел забыть о своем отпрыске, тем более, что в это время он много работал и находился на вершине своей кинематографической карьеры.
Тем временем Алексей Бондарчук хотя и не роскошествовал, но и бедствующим его было трудно назвать. Вместе с матерью он продолжал жить в одном из самых престижных жилых домов Ростова-на-Дону сталинской постройки, где традиционно селилась партийная элита. Молодой человек окончил факультет иностранных языков местного университета. Он прекрасно говорил на французском, некоторое время преподавал и успел дважды жениться. Первой его супругой стала студентка местного музыкального училища, однако этот брак продлился недолго. Затем Алексей вступил во второй брак с девушкой из «номенклатурной семьи». Она родила ему сына, который является одним из старших внуков великого режиссера Сергея Бондарчука.
Все тайное становится явным
Впервые перед широкой публикой Алексей Бондарчук появился на похоронах отца. Ни Инны Макаровой, ни Евгении Белоусовой на них не было. По утверждению Натальи Бондарчук, во время отпевания в церкви Алексей даже хотел сказать нечто неприятное о Сергее Федоровиче, но она не дала ему это сделать. В любом случае, всем было ясно, что он затаил на отца обиду, которая не угасла даже с его уходом. Кстати, на похоронах Алексея впервые увидел его младший брат Федор. Тогда им поговорить и пообщаться не удалось. Однако, спустя много лет, в 2006-м году сын Скобцевой и Бондарчука однажды навестил ростовского родственника. Это произошло во время поездки Федора в Ростов-на-Дону для съемок картины «Тиски». Известный режиссер недолго пробыл в гостях у брата и его мамы. Видимо, об общении с родственником у него остались не самые приятные впечатления, поэтому в дальнейшем Федор всегда старался избегать вопросов о ростовской ветви Бондарчуков.
Отказ от наследства
И на момент ухода из жизни Сергея Бондарчука, и сегодня, согласно российскому законодательству, после смерти на наследство гражданина в равных долях могут претендовать жена и все дети, в отношении которых установлено отцовство умершего. Однако Алексей Бондарчук не стал подавать заявление для того, чтобы получить причитающуюся ему часть имущества своего знаменитого родителя. Видимо, мужчина всю жизнь больше нуждался в отцовской любви, а не в его деньгах или в протекции, хотя по словам тех, кто знал его семью, всегда испытывал нехватку финансов. Более того, Алексей никогда не стремился афишировать то, кем ему приходятся известные режиссеры Сергей и Федор Бондарчуки. При этом он стремительно скатывался по социальной лестнице и даже дважды оказывался в поле зрения правоохранительных органов. В первый раз Алексея Бондарчука, фото которого нигде не публиковались, оштрафовали за мелкое хулиганство, а во второй — за торговлю фруктами прямо на улице в 1999-м году.
Личная жизнь
Первой супругой Сергея Бондарчука была Евгения Белоусова. Достоверно неизвестно, были ли супруги расписаны официально, или брак являлся гражданским. После войны Бондарчук и Белоусова разошлись. Режиссер уехал в столицу, она осталась в Ростове. От этого союза появился первый сын Бондарчука – Алексей.
Сергей Бондарчук и Инна Макарова
Второй супругой режиссера была актриса Инна Макарова, с которой Бондарчук познакомился на съемках картины «Молодая гвардия». В этом браке родилась дочь Наталья, ставшая режиссером, как и отец. Когда Сергей узнал о существовании старшего сына,то развелся с Инной и заключил фиктивный брак с Евгенией Белоусовой – свадьба нужна была для того, чтобы признать сына по законам того времени.
Сергей Бондарчук и Инна Макарова с дочерью Натальей
Развод с новоиспеченной женой был длительным, Евгения просто не появлялась в суде. Сразу после необходимого юридического оформления Бондарчук снова женился на Инне Макаровой. Пара получала огромное общественное давление, супругам присылали анонимки, пересказывали сплетни. Когда Инна Макарова рассказывает об отношениях с Бондарчуком, она с горечью уточняет: «Нас развели».
Развод откладывался, несмотря на фактический финал отношений, Бондарчук не хотел расставаться. После официального развода режиссер продолжал идти на сближение, но Инна не отвечала взаимностью, у Сергея Федоровича продолжался роман с молодой партнершей по фильму.
Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева
В конце 50-ых Сергей Бондарчук женился на Ирине Скобцевой, с которой прожил 35 лет. С молодой актрисой артист познакомился во время съемок фильма «Отелло». В этом браке родились двое детей – Алена Бондарчук (умерла в 2009 году) и Федор Бондарчук. Об Ирине ходили неприятные слухи, актрису упрекали в супружеской неверности. Коллеги Сергея считали, что молодая актриса «окрутила» режиссера из корыстных и карьерных побуждений. В актерской среде были уверены, что Алена — неродная дочь Бондарчука.
Сергей Бондарчук с семьей
Сергей Федорович снимал супругу во всех картинах, которые режиссировал после знакомства с Ириной. В фильме «Бархатный сезон» к супружескому тандему присоединилась Алена, которая и в фильме сыграла дочь героев родителей, а в «Борисе Годунове» творческая семья появилась в полном составе.
Скандал
Через несколько лет после смерти отца Алексей Бондарчук вновь попал в поле зрения журналистов. Представителям желтой прессы стало известно, что отпрыск известной кинематографической династии стал бродягой. До этого он вместе с матерью и женой жили на свои мизерные пенсии и едва сводили концы с концами.
Склонность к такому девиантному поведению у мужчины наблюдалась и раньше, тем более что его частенько видели в подвыпившем состоянии, когда он плохо понимал, что делает.
Вообще, в биографии Алексея Бондарчука (фото с сестрой см. выше) есть много белых пятен. Мужчина вел крайне замкнутый образ жизни, поэтому никто из соседей не мог точно сказать, где и кем он когда-либо работал. Окружающие только знали, что у него очень толковый сын, который стал математиком. Что касается супруги Бондарчука-младшего, то женщина, которая неоднократно пыталась вылечить мужа от алкогольной зависимости, долгие годы работала в Доме кино.
В одном из своих интервью 2011 года актриса Инна Макарова сообщила журналистам, что во время поездки в Ростов-на-Дону хотела встретиться с сыном бывшего мужа, с которым всегда стремилась поддерживать теплые отношения. Однако этого не произошло, так как оказалось, что ее несостоявшийся пасынок опустился и практически не бывает дома. Макарова очень сожалела, что не смогла увидеть мужчину и хоть чем-то ему помочь. Во всех бедах «Алеши» она винит Сергея Федоровича, который не принял сына, а также окружение Алексея, внушавшее ему с детства, что он — сын великого человека и должен соответствовать статусу своего отца. Такая моральная ноша оказалась Бондарчуку-младшему не по плечу, и он стал искать утешение в вине. К чему это приводит — известно всем.
Теперь вы знаете биографию Алексея Бондарчука. О личной жизни, детях и даже о карьере сына великого режиссера Сергея Бондарчука в открытом доступе найти какую-либо информацию крайне сложно. Возможно, он стал бы не менее знаменитым, чем его звездный брат Федор. Однако у мужчины не было той отцовской поддержки, которую получили другие дети режиссера, а может, причина в комплексе жертвы, внушенном ему матерью. Сказать точно сегодня не может никто. Одно ясно — каждый человек является кузнецом своего счастья, поэтому никого не нужно винить в своих неудачах.
Календарь «Сплетника»: 8 работ Сергея Бондарчука
25 сентября 1920 года на свет появился Сергей Федорович Бондарчук. В 94-ю годовщину его рождения вспоминаем фильмы, которые он оставил после себя. Конечно, на его счету множество замечательных ролей (в том числе, скажем, у Роберто Росселлини). Но сегодня предлагаем поговорить о его режиссерских работах. Тем более, во многих своих картинах он снимался сам и снимал членов своей семьи.
В качестве режиссера Сергей Федорович дебютировал в 1959 году с картиной «Судьба человека»
по мотивам произведения Михаила Шолохова. Главную роль Бондарчук тоже сыграл сам. Фильм удостоился главного приза ММКФ, а также был признан самой лучшей картиной по результатам опроса журнала «Советский экран».
Кадр из фильма «Судьба человека»
В 1961-м году началась работа над экранизацией романа Льва Толстого «Война и мир»
. В 1963-м начались съемки. А к 1965-му была готова первая часть эпического полотна. Всего Бондарчук создал пять частей, в которые уложился весь роман. Экранизация получилась подробной и классической — никаких радикальных трактовок, все именно так, как принято рассказывать в школьном курсе литературы. Экранизация стала второй советской лентой, получившей премию «Оскар». Это была победа для кино СССР — тем более, что, говорят, за роман Толстого было решено взяться после того, как американцы сняли свою версию легендарного произведения. Себе Сергей Федорович в своем фильме отвел роль Пьера.
Кадр из фильма «Война и мир»: Андрей Болконский (Вячеслав Тихонов) и Наташа Ростова (Людмила Савельева) на балу
«Войной и миром» Бондарчук доказал, что он — настоящий мастер батальных сцен. Этот свой талант он подтвердил и в следующей работе — итало-советской ленте «Ватерлоо»
. Картина получилась масштабной — в съемках были заняты 15 тысяч солдат-пехотинцев и две тысячи кавалеристов. Но это массовка. А главные роли исполнили звезды первой величины — Род Стайер, Орсон Уэллс и другие. Фильм получил две премии BAFTA — в номинациях «Лучшие костюмы» и «Лучшая работа художника».
Кадр из фильма «Ватерлоо»
Следующая работа Бондарчука тоже была тепло принята не только советской, но и мировой критикой. Фильм «Они сражались за Родину»
(снова по произведению Шолохова, в основу лег его неоконченный роман) участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля. Эта картина стала последней для великого Василия Шукшина. Он умер в 1974 году, когда съемки были в разгаре. Из-за смерти актера работа над фильмом на некоторое время была приостановлена.
Кадр из фильма «Они сражались за Родину»
После «Они сражались за Родину» Сергей Федорович снял камерный фильм, о котором сегодня мало кто вспоминает — он вошел в историю, в первую очередь, как мастер эпических полотен. Но в 1977-м он экранизировал повесть Чехова «Степь»
. Картина не выдвигалась ни на какие награды, прошла в кино без шума. Но, возможно, именно этим она и ценна.
Кадр из фильма «Степь»
После «Степи» Бондарчук взялся за новый международный проект — дилогию «Красные колокола»
. Ее первая часть основана на книге Джона Рида (автора знаменитых «Десяти дней, которые потрясли мир») «Восставшая Мексика». Первая лента дилогии «Красные колокола, фильм первый — Мексика в огне» получила «Хрустальный глобус» на кинофестивале в Карловых Варах. Вторая — «Красные колокола, фильм второй — Я видел рождение нового мира» — осталась без каких-либо крупных наград. И как раз вторая раскрывает историю революции в России, рассказанную американским журналистом. Обе работы были восприняты неоднозначно — особенно на фоне предшествующих им гениальных фильмов Сергея Федоровича.
Кадр из фильма «Красные колокола, фильм первый — Мексика в огне»
Кадр из фильма «Красные колокола, фильм второй — Я видел рождение нового мира»
После очень не ровной «революционной дилогии» Сергей Федорович создал ленту, которую зрители и критики восприняли с восторгом: речь о «Борисе Годунове»
. Стоит ли говорить, что он не только поставил фильм, но и сыграл в нем главную роль. Картина вновь попала в конкурс Каннского кинофестиваля, и хоть так и не удостоилась «Золотой пальмовой ветви», само по себе участие в смотре означало очень многое.
Афиша фильма «Борис Годунов»
У последней работы Сергея Федоровича оказалась трудная судьба. Он задумал снять фильм по «Тихому Дону» (до него свою киноверсию этого романа создал его учитель — Сергей Герасимов, именно она считается хрестоматийной) еще в 1980-х, но деньги на экранизацию нашлись не сразу. Режиссера выручили итальянские продюсеры. Однако они выставили условия: в частности, сами занялись подбором актеров на главные роли. Григория сыграл Руперт Эверетт, деда Пантелея Ф. Мюррей Абрахам, а Аксинью — Дельфин Форест (до того, как ее утвердили на роль, с романом она знакома не была). Работа над лентой началась в 1986-м. В 1991-м стартовали съемки. К 1993-му Бондарчук закончил монтаж режиссерской версии картины, однако все рабочие материалы были конфискованы банком-кредитором. 10-серийный «Тихий Дон»
лег на полку, Сергей Федорович не дожил до его премьеры (он ушел из жизни в 1994 году). Тем не менее, картина увидела свет. В 2005-м ее выкупили, сын режиссера Федор Бондарчук доснял некоторые сцены (в первую очередь, пейзажи). Таким образом, работа над последним фильмом классика нашего кино была завершена.
Кадр из фильма «Тихий Дон»
Сергей Федорович Бондарчук снимал фильмы, которые становились частью истории. Благодаря его лентам знакомые персонажи открывались для зрителей с новых сторон. Бондарчуку почти всегда удавалось то, что умеют отнюдь не все режиссеры — создавать самодостаточное произведение искусства, при этом, сохраняя уважение к литературному первоисточнику. Именно поэтому его работы будут смотреть и пересматривать и через много лет.
94 года назад родился Сергей Федорович Бондарчук