В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шейн.
Александр Шейн | |
Имя при рождении: | Александр Самуилович Шейн |
Дата рождения: | 9 февраля 1933(1933-02-09) |
Место рождения: | Москва, РСФСР, СССР |
Дата смерти: | 24 февраля 2015(2015-02-24) (82 года) |
Место смерти: | Москва, Россия |
Профессия: | режиссёр, сценарист |
Гражданство: | СССР СССР → Россия Россия |
Годы активности: | 1954—2015 |
Награды: | |
IMDb: | ID 0790893 |
Александр Самуилович Шейн
(9 февраля 1933, Москва — 24 февраля 2020, там же) — советский и российский режиссёр театра и кино, киносценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР, академик Российской академии кинематографических искусств.
Биография
Александр Самуилович Шейн родился 9 февраля 1933 года в Москве в семье администратора Самуила Абрамовича Шейна (1893—1958)[1]. С 1954 года работал ассистентом режиссёра в Московском театре им. М. Н. Ермоловой, служил в театре имени Моссовета в Москве.
В 1956—1963 годах учился на режиссёрском факультете ГИТИСа (курс Ю. А. Завадского). В 1961—1962 годах был режиссёром в театрах Тулы, Казани и Москвы.
Первая работа в кино 1962 год – второй режиссёр на кинокартине «Здравствуйте, дети» (режиссёр Марк Донской) на Киностудии им М.Горького.
С 1963 года — режиссёр киностудии «Мосфильм».
В 1969 году дебютировал как режиссёр-постановщик — «Семейное счастье» (новелла «Нервы»).
В 1970 году организовал и возглавил экспериментальную мастерскую «Совполикадр», где были созданы первые советские широкоформатные полиэкранные художественно-публицистические фильмы. Поставил по своим сценариям более 20 кинофильмов. Режиссёр ряда передач на радио и телевидении.
Умер 24 февраля 2020 года на 83-м году жизни[2].
Семья
- Отец — Самуил Абрамович Шейн (1893—1958), администратор.
- Мать — Клара Борисовна Дрибан (1907—?).
- Брат — Фёдор Самуилович Шейн (1919—2008), режиссёр и педагог.
- Жена — Ирина Романовна Павлова (род. 1945), геофизик. Дочь — Катерина Александровна (род. 1966), организатор артгалерей.
- Сын — Александр Александрович Шейн (род. 1976), кинорежиссёр, продюсер.
Личная жизнь
Александр Шейн был женат дважды. С первой супругой его отношения не сложились, и, несмотря на появление сына, семья не стала крепкой. Позднее у режиссера был роман со старшей дочерью Никиты Михалкова, Анной Михалковой. Дело шло к свадьбе, но в итоге женщина предпочла вернуться к бывшему мужу Альберту Бакову, с которым развелась за год до того.
Александр Шейн и Чулпан Хаматова
В 2009 году Александр женился на актрисе Чулпан Хаматовой. Некоторое время они жили в гражданском браке, но благодаря появлению совместной дочери, которую назвали Ия, оформили отношения официально. Также в семье жили и две дочери Чулпан от предыдущих браков: Арина, чьим отцом является актер Иван Волков, и Ася, появившаяся на свет от бизнесмена Алексея Дубина.
Фильмография
Режиссёр-постановщик и сценарист
- 1969 — Семейное счастье (новелла «Нервы»)
- 1970 — «Наш марш» (совм. с А. А. Светловым; Гран-при «Золотой голубь», Лейпциг)
- 1971 — «Интернационал» (совм. с Светловым; спец. приз 7-го Моск. кинофестиваля)
- 1972 — «Я — гражданин Советского Союза» (совместно с П. Мостовым)
- 1974 — «Товарищ Сибирь»
- 1974 — «Гармония»
- 1974 — «Человек и океан»
- 1977 — «Говорит Октябрь» (зол. медаль, Краков)
- 1979 — «Революцией рождённое»
- 1979 — «Нефть. Опасность и благо»
- 1980 — «Мы – молодая гвардия» (совместно с Г.Бренер)
- 1981 — «Шагай, страна!» (совместно с Г.Бренер)
- 1982 — «Комсомол»
- 1982 — «Песня о Родине»
- 1985 — «Советский Азербайджан»
- 1988 — «Москва.Наш район»
Режиссёр
- 1962 — Здравствуйте, дети! (2-й режиссёр; Киностудия им М. Горького)
- 1962 — Без страха и упрёка (режиссёр; «Мосфильм»)
- 1966 — Скверный анекдот (режиссёр; «Мосфильм»)
Автор сценария
- 1991 — Менты и копы (совеместно с А.Светловым)
- 2005 — Фальшивомонетчики (совеместно с А.Светловым)
- 2015 — ВМаяковский (совместно с А.Ваксбергом, А.Шейном мл.)
Актёр
- 1958 — Андрейка
- 1977 — Нос — чиновник
- 1979 — Экипаж
- 2002 — Две судьбы — Осетров
Примечания
- [toldot.ru/images/cemetery/moscow_vostryakovskoe/48/IMG_6058_med.JPG Самуил Абрамович Шейн (Востряковское еврейское кладбище)]
- [www.unikino.ru/index.php?option=com_k2&view=item&layout=item&id=6301&catid=4 Скончался режиссёр Александр Шейн]
- В том числе монографий «Организация материального снабжения в промышленности» (1936), «Организация материального снабжения социалистического промпредприятия» (1939), «Материально-техническое снабжение текстильной промышленности» (1945), «Организация материально-технического снабжения социалистического предприятия» (1957), «Материально-техническое снабжение социалистического промышленного предприятия» (1959), «Резервы экономии материальных ресурсов» (1961), «Организация и планирование материальнотехнического снабжения в хозяйстве связи» (1961), «Резервы экономии материальных ресурсов в промышленности» (1963).
Отрывок, характеризующий Шейн, Александр Самуилович
– Ты всем хорош, Andre, но у тебя есть какая то гордость мысли, – сказала княжна, больше следуя за своим ходом мыслей, чем за ходом разговора, – и это большой грех. Разве возможно судить об отце? Да ежели бы и возможно было, какое другое чувство, кроме veneration, [глубокого уважения,] может возбудить такой человек, как mon pere? И я так довольна и счастлива с ним. Я только желала бы, чтобы вы все были счастливы, как я. Брат недоверчиво покачал головой. – Одно, что тяжело для меня, – я тебе по правде скажу, Andre, – это образ мыслей отца в религиозном отношении. Я не понимаю, как человек с таким огромным умом не может видеть того, что ясно, как день, и может так заблуждаться? Вот это составляет одно мое несчастие. Но и тут в последнее время я вижу тень улучшения. В последнее время его насмешки не так язвительны, и есть один монах, которого он принимал и долго говорил с ним. – Ну, мой друг, я боюсь, что вы с монахом даром растрачиваете свой порох, – насмешливо, но ласково сказал князь Андрей. – Аh! mon ami. [А! Друг мой.] Я только молюсь Богу и надеюсь, что Он услышит меня. Andre, – сказала она робко после минуты молчания, – у меня к тебе есть большая просьба. – Что, мой друг? – Нет, обещай мне, что ты не откажешь. Это тебе не будет стоить никакого труда, и ничего недостойного тебя в этом не будет. Только ты меня утешишь. Обещай, Андрюша, – сказала она, сунув руку в ридикюль и в нем держа что то, но еще не показывая, как будто то, что она держала, и составляло предмет просьбы и будто прежде получения обещания в исполнении просьбы она не могла вынуть из ридикюля это что то. Она робко, умоляющим взглядом смотрела на брата. – Ежели бы это и стоило мне большого труда… – как будто догадываясь, в чем было дело, отвечал князь Андрей. – Ты, что хочешь, думай! Я знаю, ты такой же, как и mon pere. Что хочешь думай, но для меня это сделай. Сделай, пожалуйста! Его еще отец моего отца, наш дедушка, носил во всех войнах… – Она всё еще не доставала того, что держала, из ридикюля. – Так ты обещаешь мне? – Конечно, в чем дело? – Andre, я тебя благословлю образом, и ты обещай мне, что никогда его не будешь снимать. Обещаешь? – Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет… Чтобы тебе сделать удовольствие… – сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. – Очень рад, право очень рад, мой друг, – прибавил он. – Против твоей воли Он спасет и помилует тебя и обратит тебя к Себе, потому что в Нем одном и истина и успокоение, – сказала она дрожащим от волнения голосом, с торжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок Спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы. Она перекрестилась, поцеловала образок и подала его Андрею. – Пожалуйста, Andre, для меня… Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света. Глаза эти освещали всё болезненное, худое лицо и делали его прекрасным. Брат хотел взять образок, но она остановила его. Андрей понял, перекрестился и поцеловал образок. Лицо его в одно и то же время было нежно (он был тронут) и насмешливо. – Merci, mon ami. [Благодарю, мой друг.] Она поцеловала его в лоб и опять села на диван. Они молчали. – Так я тебе говорила, Andre, будь добр и великодушен, каким ты всегда был. Не суди строго Lise, – начала она. – Она так мила, так добра, и положение ее очень тяжело теперь. – Кажется, я ничего не говорил тебе, Маша, чтоб я упрекал в чем нибудь свою жену или был недоволен ею. К чему ты всё это говоришь мне? Княжна Марья покраснела пятнами и замолчала, как будто она чувствовала себя виноватою. – Я ничего не говорил тебе, а тебе уж говорили . И мне это грустно. Красные пятна еще сильнее выступили на лбу, шее и щеках княжны Марьи. Она хотела сказать что то и не могла выговорить. Брат угадал: маленькая княгиня после обеда плакала, говорила, что предчувствует несчастные роды, боится их, и жаловалась на свою судьбу, на свекра и на мужа. После слёз она заснула. Князю Андрею жалко стало сестру. – Знай одно, Маша, я ни в чем не могу упрекнуть, не упрекал и никогда не упрекну мою жену , и сам ни в чем себя не могу упрекнуть в отношении к ней; и это всегда так будет, в каких бы я ни был обстоятельствах. Но ежели ты хочешь знать правду… хочешь знать, счастлив ли я? Нет. Счастлива ли она? Нет. Отчего это? Не знаю… Говоря это, он встал, подошел к сестре и, нагнувшись, поцеловал ее в лоб. Прекрасные глаза его светились умным и добрым, непривычным блеском, но он смотрел не на сестру, а в темноту отворенной двери, через ее голову. – Пойдем к ней, надо проститься. Или иди одна, разбуди ее, а я сейчас приду. Петрушка! – крикнул он камердинеру, – поди сюда, убирай. Это в сиденье, это на правую сторону. Княжна Марья встала и направилась к двери. Она остановилась. – Andre, si vous avez. la foi, vous vous seriez adresse a Dieu, pour qu’il vous donne l’amour, que vous ne sentez pas et votre priere aurait ete exaucee. [Если бы ты имел веру, то обратился бы к Богу с молитвою, чтоб Он даровал тебе любовь, которую ты не чувствуешь, и молитва твоя была бы услышана.] – Да, разве это! – сказал князь Андрей. – Иди, Маша, я сейчас приду. По дороге к комнате сестры, в галлерее, соединявшей один дом с другим, князь Андрей встретил мило улыбавшуюся m lle Bourienne, уже в третий раз в этот день с восторженною и наивною улыбкой попадавшуюся ему в уединенных переходах. – Ah! je vous croyais chez vous, [Ах, я думала, вы у себя,] – сказала она, почему то краснея и опуская глаза.
Фильмы
Как режиссер Александр Шейн состоялся благодаря полнометражному фильму «Смеситель», который снял в 2002 году, и масштабному документальному проекту «Антология современного искусства».
Александр Шейн
Сначала для просветительских картин в рамках последнего проекта Александр в паре с Евгением Миттой писал сценарии, а затем сам снял две части: «Виноградов и Дубосарский: Картина на заказ» и «Тимур Новиков. Ноль объект». Эти фильмы рассказывают зрителям о художниках, которые за последние 30 лет значительно повлияли на российское искусство.
Кроме того, как режиссер Александр Шейн снял еще и три короткометражные картины: «Измена» в 1998 году, через год « Утро не время для девочек» и «Другой район» в 2003 году.
Начинал свой творческий путь в роли актера Александр Шейн с собственных картин «Смеситель» и «Измена», которые Шейн снял как режиссер. Затем были небольшие роли в триллере «Шатун», в котором блистали Оксана Фандера и Алексей Серебряков, и криминальной драме «Кармен» с Игорем Петренко и Ольгой Филипповой на переднем плане.
Известность Александру как актеру принесли боевик «9 рота»
, научно-фантастический фильм «Обитаемый остров» и трагикомедия «Звезда». В знаменитой «Девятой роте», посвященной жизни бойцов «афганской команды, Александру Шейну досталась роль «Патефона».
А вот в двух других картинах персонажи актера даже не получили имен. В «Обитаемом острове» Александр Шейн сыграл роль следователя, а в «Звезде» — галериста. Кроме того, актер появился и в менее популярной картине под названием «Джоконда на асфальте».
Также Александр Шейн реализовался и как продюсер. На самом деле, на сегодня послужной список Шейна именно как продюсера самый яркий и масштабный, несмотря на то, что продюсерскую карьеру Шейн начал гораздо позже актерской или режиссерской – только в 2006 году. При этом Шейн также стал и продюсером дебютных проектов ряда самобытных режиссеров в новых для них жанрах и форматах.
Но первый же фильм Александра Шейна как продюсера, мелодрама «Эйфория», получившая множество наград престижных кинофестивалей, сделала Шейну имя в этой области. Этот фильм стал драматическим дебютом театрального режиссера Ивана Вырыпаева. «Эйфория» участвовала в конкурсной программе Венецианского кинофестиваля и получила «Малого золотого льва», а на кинофестивале «Кинотавр» получила специальный приз жюри.
В основу фильма лег любовный треугольник, действие которого происходит в донской степи. Поэтому ход сюжетной линии обусловлен удаленностью села, где живут герои, от крупных городов, а также суровостью и простотой их нравов.
Кинорежиссер Александр Шейн
В 2007 году Александр Шейн стал продюсером документального фильма скандального режиссера Валерии Гай Германики «День рождения инфанты». Фильм освещает БДСМ-субкультуру и поднимает вопросы о том, откуда берет начало стремление к садомазохизму. Фильм также стал участником конкурсной программы Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр».
Еще одним ярким полнометражным проектом продюсерской деятельности Шейна стала драма «Америка» о группе людей, живущих в похожем на ковчег доме в Португалии и мечтающих по поддельным паспортам перебраться в Америку. Главную роль в этом проекте сыграла супруга Шейна Чулпан Хаматова.
Александр Шейн
«Америка» стала первым полным метром в карьере португальского режиссера Жоао Нуно Пинто. Главные роли в фильме, помимо Хаматовой и Михаила Евланова, сыграли также испанские актеры Фернанду Луиш, Мариа Барранко, Динарте Бранку.
В 2011 году Шейн начал продюсировать телесериалы. Александр приложил руку к созданию популярных проектов «Важняк»,«Башня» и «ЧС: Чрезвычайная ситуация». Также Александр Шейн выступил продюсером и части фильмов документального проекта «Антология современного искусства».