ДОСЬЕ: К 70-летию со дня рождения Николая Еременко-младшего


Звезда ушедшей эпохи: Николай Еременко (младший)

Звезда ушедшей эпохи: Николай Еременко (младший)
Советское кино было богато на красивых, породистых артистов. Один из них — Николай Еременко (младший). 14 февраля 2020 года ему исполнился бы 71 год.

«В молодости, завоевывая свое жизненное пространство, свою творческую нишу, питаемый негативной энергией комплекса провинциала, я сделал очень много ошибок: был злым, заносчивым, высокомерным. Люди стали относиться ко мне настороженно. Многие просто уходили от контакта. Это стало серьезно мешать. В то время когда надо было приобретать друзей, я их терял. Но те, кто меня хорошо знал, относились ко мне все-таки по-другому…» Николай Еременко

Николай Еременко родился 14 февраля 1949 года в семье известных белорусских актеров — народного артиста СССР Николая Еременко и народной артистки Беларуси Галины Орловой. Николай Еременко рассказывал: «Воспитывали меня строго. Отец четыре года провел в концлагерях, это расшатало его нервы. Мне повезло, что родители часто были на гастролях. Кличка во дворе у меня была «Артист», из-за родителей. Меня оскорбляло это прозвище, ведь у других были более хулиганские…»

Почти все свое детство Николай провел за кулисами театра. Творческая атмосфера театра, реквизит, спектакли и репетиции — все это вызывало у него неподдельный восторг. Однажды он так заигрался во время спектакля, что вышел на сцену, увешанный оружием, и обратился к маме, чтобы она помогла ему застегнуть брюки. Спектакль по пьесе Мольера был сорван, но эффектное появление Николая Еременко на сцене запомнилось зрителям. Мама Николая Галина Орлова вспоминала:
«Мы не навязывали ему свою профессию. Но впечатления детства, конечно, повлияли на выбор сына — уже в трехмесячном возрасте он поехал с нами на гастроли…»
на фото: Николай Еременко (старший), Николай Еременко (младший), Галина Орлова

После окончания школы Николай приехал в Москву, чтобы поступить во ВГИК, но сделать это с первой попытки ему не удалось. Он опоздал на конкурс, к тому времени курс был практически набран, и приехавших поступить просматривали лишь для того, чтобы не обидеть. Но на следующий год в свою вгиковскую мастерскую набирал курс режиссер и педагог Сергей Герасимов, в фильме которого «Люди и звери» Еременко-старший сыграл свою первую большую роль в кино, и это помогло Еременко-младшему поступить. Из интервью с Николаем Еременко-мл.:

«— Однако я помню, что на второй, третий, четвертый курсы тебя переводили исключительно «условно». Регулярно на доске у деканата появлялись выговоры будущему «плейбою» — за прогулы, «хвосты» и хулиганство. Восемь «сторогачей» за время обучения! Тем не менее ты ролями Сореля («Красное и черное»), Августина Флоридора в водевиле про Нитуш и Алеши (фильм «У озера») защитился на «отлично». Коля, дело уже прошлое, ты во ВГИК попал по блату?

— Отрицать бесполезно — именно в фильме Герасимова «Люди и звери» отец (Еременко Николай Николаевич, который «старший», народный артист СССР) сыграл свою первую настоящую роль в кино. После школы я поехал поступать во ВГИК, но в тот год мастерскую набирал Бабочкин. К тому же я опоздал… О Белорусском театральном речи быть не могло! Я же намеревался Москву покорить. Без таких амбиций зачем артистом-то становиться? На следующий год показывать меня Герасимову повез отец.

«Что вы нам прочитаете?» — спрашивает меня Сергей Аполлинариевич. — «Заболоцкого». Он на меня «эдак» посмотрел: «Что именно?» — «Грозу». Он брови поднял: «Ты сам это любишь, мальчик? Ну прочти, прочти…» И я понял: попал! Отец меня заставил выучить стихотворение: «Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница…» Во время съемок «Людей и зверей» Герасимов столько раз эти строчки бубнил-декламировал.

Своими мальчишескими мозгами я тогда вряд ли понимал всю глубину стихотворения, но Герасимова, видимо, подкупил мой выбор. А Тамара Федоровна Макарова меня в мастерскую брать не хотела, в тот год нас, «детей», слишком много поступало: Наташа Бондарчук, Володя Тихонов… Позже мне рассказали, что Герасимов пообещал «из этого мальчика» артиста сделать. Обещание выполнил, не зря же он из почти двухсот своих учеников аж в шести картинах меня снял: «У озера», «Любить человека», «Красное и черное», «Юность Петра», «В начале славных дел», «Лев Толстой». Больше у него только Тамара Федоровна снималась.»

На фото кадр из фильма «У озера» (дебютная роль в кино Н.Н. Еременко), помимо Белохвостиковой и Еременко-мл. в фильме снялись Василий Шукшин, Наталья Бондарчук, Наталья Аринбасарова, Вадим Спиридонов, Наталья Гвоздкова, Валентина Теличкина

Работу над фильмом «Красное и черное» Герасимов начал в 1969 году, когда Николай Еременко еще учился во ВГИКе, а окончил через семь лет. Еременко начинал сниматься 18-летним юношей, что вполне подходило под образ Жюльена Сореля, который по книге был «невысоким и щуплым юношей». Но всего за пару лет Еременко возмужал, раздался в плечах, и в итоге его герой вышел статным и красивым мужчиной, покорившим сердца миллионов зрительниц. Картина имела огромный успех не только в СССР, но и за рубежом. Ее увидели зрители в Европе, за исключением Франции, где в 1954 году во французской картине «Красное и черное» главную роль сыграл Жерар Филипп.

Николай Еременко рассказывал: «…встречает меня в стенах вуза мой учитель, подзывает и говорит: «Коля, а ты читал Стендаля?» Очень внимательно на меня смотрит. Я стал выкручиваться: «Вы какой роман имеете в виду? Их же у него несколько…» «Видишь ли, Коля, артисту в принципе не вредно книжки читать, хотя бы иногда. А «Красное и черное» стоит прочесть не раз и не два, поверь мне. Так вот ты прочти, а потом объясню, зачем я тебе эту пытку устроил». Через неделю встречаемся, оказывается, Герасимов решил дать мне роль Жюльена Сореля. Я совершенно себя в ней не представлял, думал: «Что за мужик такой? Ни одна женщина столько не плачет, сколько он». На что Герасимов, как всегда, очень тонко, умно, главное вовремя, обращаясь через меня ко всем студентам, заметил: «Вы поймите одну простую вещь: сейчас вы счастливы не только потому, что молоды, что у вас все впереди (широкие проспекты жизни, как раньше говорили), но еще и оттого, что сейчас в моей мастерской вы можете играть все, что хотите. Вся мировая классика лежит у ваших ног. Играйте, кого угодно (Гамлета, Отелло, Дездемону), вешайте друг друга, стреляйте, травите — все, кроме контрреволюции и порнографии, вы здесь можете делать. Потому что, когда выйдете из стен института, вы будете играть не то, что хотите, а только то, что вам дадут: «Как говорят в Одессе, это две большие разницы».

кадры из фильма «Красное и черное»

Роль Жюльена Сореля принесла Еременко не только настоящую популярность и любовь зрителей (после выхода этого фильма на экраны актер получил первые мешки писем от восторженных поклонниц), но и закрепила за актером амплуа героя-любовника. Сам Еременко позже не раз признавался, что «Красное и черное» — его любимый фильм, и в интервью рассказывал:

«Мы все тогда друг в друга перевлюблялись. Но скорее это был невинный юношеский флирт, который быстрее проходит, чем серьезные чувства. Хотя был момент, когда нам с Наташей Белохвостиковой показалось, что мы обречены друг на друга. Но только показалось… Когда я играл Жюльена Сореля в «Красном и черном», а Наташа Бондарчук – мадам де Реналь, было куда проще, поскольку студенческие влюбленности давно прошли, да и Наталья к тому времени вышла замуж за Колю Бурляева. Только вот тезка мой не сильно-то помогал своей супруге, захаживая на съемочную площадку во время интимных сцен – не каждая актриса такой контроль выдержит. Любовь, как известно, чувство трепетное и относиться к нему даже в кино нужно очень аккуратно. Иначе на экране все будет выглядеть крайне неестественно. К тому же женщина, даже если она суперпрофессиональная актриса, не всегда готова прилюдно обнажить свое тело, а вместе с ним и все свои женские секреты. Оттого часто бывает так, что режиссер снимает грудь одной, попку – другой, а голову – третьей… Но мне-то надо играть чувство, а значит – максимально раскрепостить партнершу. А поскольку на съемочной площадке мы не должны попадать во власть чувств, в первую очередь я стремлюсь стать для нее не любовником (личные отношения, кстати, крайне мешают работе), а другом. И, между прочим, многие партнерши рассказывали мне потом, что даже не замечали, как обнажались в нужном для работы месте… ».

К концу 70-х на счету Еременко было немало картин, среди которых были драма «Трактир на Пятницкой», мюзикл «31 июня» и «Мятежная баррикада». Но когда в 1979 году на экраны кинотеатров в СССР вышел первый советский боевик «Пираты ХХ века» — эффект был подобен взрыву. При этом первоначально режиссер фильма не хотел утверждать Николая Еременко на роль, считая, что зрители привыкли после «Красного и черного» видеть в нем героя-любовника, а не героя боевиков. Тогда Еременко снял рубашку, сделал сальто, и вид его рельефных бицепсов убедил режиссера. Позже Еременко рассказывал:

«Моя внешность – это инструмент, на котором я играю. Это самое дорогое, что у меня есть. Значит, должен серьезно следить за тем, как выгляжу. Мне было бы просто стыдно обнажать бесформенное тело. Мужик должен чувствовать свои мышцы – от этого зависит его психологическое состояние, внутренняя сбалансированность. Конечно, какие-то усилия прилагать приходится, по утрам я делаю силовую гимнастику, плаваю в бассейне, на ночь пью кефир, кстати, замечательный напиток, здорово сжигает лишние килограммы! Но я ненавижу режим, поэтому могу легко на все это задвинуть, если на горизонте промелькнет какое-нибудь приятное времяпровождение. Вообще, все, что у меня есть – от Бога, таким я уродился, таким и живу. Наше поколение спортивное. В молодости я занимался многими видами спорта, и дзюдо, и карате, но не долго и не серьезно. Я все как-то успевал совмещать: и съемки, и спорт, и друзей, и девочек, и бессонные ночи… Я же актер, мне надо все про моих героев знать, а для этого надо все испытать на своей шкуре…главное, вовремя остановиться».

кадры из фильма «Пираты XX века»

На съемках «Пиратов ХХ века» Еременко работал без дублеров. Он рассказывал: «Сейчас многие молодые актеры имеют хорошую спортивную подготовку, а в то время нам запрещали выполнять рискованные трюки. У меня же просто не было другого выхода, моя роль на 2/3 состояла из этих самых трюков, и если бы за меня это делал бы кто-то другой, тогда какой смысл мне было бы браться за роль. Съемки были на самом деле очень трудные: мне надо было нырять по семь часов в день, меня били, роняли. Один из трюков чуть не закончился для меня гибелью. Вы, наверное, помните сцену, где мой герой прыгает со скалы на борт корабля? Я прыгнул, естественно не на корабль, а в воду в полуметре от судна, пытаюсь вынырнуть и чувствую, что меня затягивает под лопасти винтов. Если бы в тот момент я растерялся, то на поверхность залива, где шли съемки, всплыла бы кучка фарша из актера Николая Еременко».

Фильм вызвал восторг у публики, раздражение критики и недовольство высокопоставленных деятелей комсомола и партии. Еременко рассказывал:
«Наше государство довольно цинично себя вело — с одной стороны, зарабатывало на фильме бешеные деньги, а с другой считало своим долгом размазать его по стенке за «подражание Западу». Хотя Брежневу так нравилась эта картина, что ее за ним возили, когда он отправлялся отдыхать. Правда, он все время забывал, кто там наш, а кто не наш, и спрашивал: «Это наш того ё….?» Ему говорили: «Наш, наш, Леонид Ильич» — «Молодец…». После выхода фильма журнал «Советский экран» назвал Николая Еременко лучшим актером 1981 года, что очень удивило самого актера: «После грандиозного успеха «Пиратов» я был озадачен… с одной стороны было радостно, а с другой — как-то не по себе. Играешь Стендаля — тебя не называют лучшим артистом года, играешь моториста, который только дерется и плавает — называют. Да и для любителей «Красного и черного» это был шок. Я получал гневные письма: «Как вам не стыдно?! Как вы могли так низко пасть с высот искусства?». А с другой стороны, детские послания: сплошной восторг и просьбы выслать инструкции по каратэ»
.

Между «красным и черным» и «пиратами» Еременко снялся в прекрасном фильме, о котором, впрочем, в советское время предпочли забыть — «31 июня» (эта роль, кстати, моя самая любимая у Еременко-мл.)

Экранизировать «31 июня» взялся режиссёр Леонид Квинихидзе — большой поклонник балета, снявший музыкальные фильмы «Небесные ласточки» и «Соломенная шляпка». Он хотел сделать танцевальную историю, в которой будут играть не только киноактёры, но и балетные артисты. Эта идея принесла режиссёру много проблем — после того как сначала Рудольф Нуреев, а потом Михаил Барышников и жена самого Леонида Квинихидзе Наталья Макарова отказались возвращаться в СССР с западных гастролей, балетные считались людьми неблагонадёжными… Режиссёру пришлось отстаивать свою идею и каждого из кандидатов буквально с боем.

Николая Ерёменко-мл. долго уговаривали согласиться на роль художника Сэма, но тот боялся, что его заставят петь и отказывался наотрез. Танцевать он тоже не хотел, но мысль о вокале его просто приводила в панику. Ему пообещали, что Сэм петь не будет, максимум — слегка пританцовывать. На таких условиях актёр согласился.

««Я с ужасом подумал, что меня там заставят петь. Мне казалось, что это будет не слишком эстетично. Я был «непоколебим» до конца и остался единственным, кто не поет. Все, что они смогли заставить меня сделать, – это пройти с партнершей по «Звездному мосту» – вариация танца

». (Н. Еременко-мл.)

Несмотря на неодобрение руководства киностудии, на роли утвердили солистов Большого театра Александра Годунова и Людмилу Власову, а также артистку балета из труппы Музыкального театра имени Станиславского Наталию Трубникову. Ее вокальные партии должна была исполнить профессиональная певица. Выбор пал на солистку ВИА «Музыка» Татьяну Анциферову, которую отыскали в закарпатском Ужгороде. Сложности возникли и с музыкой, автором которой был популярный советский композитор Александр Зацепин. В аранжировки ему пришлось внести более 30 поправок, так как руководство киностудии высказывало претензии: «Мне говорили, что моя музыка – это зады капитализма, что всех исполнителей надо заменить, а саму картину лучше запретить

». Недовольство вызывали и слишком откровенные наряды танцоров. Фильм все-таки вышел на экраны, но почти сразу же попал в опалу. Опасения по поводу артистов балета у руководства были не напрасными – в августе 1979 г. Александр Годунов во время гастролей Большого театра в США решил не возвращаться в СССР и попросил политического убежища. Поэтому после премьеры в декабре 1978 г. фильм с его участием отправили «на полку» на долгие 7 лет. Фильм не показывали и по той причине, что в начале 1980-х гг. из СССР во Францию уехал и композитор Александр Зацепин, после чего даже песни из мюзикла оказались под запретом. Самым абсурдным стал запрет исполнять на сцене песню «Мир без любимого» – эта фраза кому-то показалась намеком на эмиграцию режиссера Театра на Таганке Юрия Любимова, который после гастролей за границей в 1982 г. не вернулся в СССР. На худсовете вынесли вердикт: «
Как мы можем пропустить эту песню? Ведь подумают, что мы сожалеем, что Любимов остался на Западе!
» А в строчках песни «Звездный мост» увидели пропаганду американской программы космических вооружений, условно названной журналистами «Звездные войны».

Принцесса Мелисента негодует )

Вот такое кино… Но вернемся к истории Николая Николаевича.

В первой половине 90-х многие актеры мучительно переживали трудный период невостребованности после развала советского кинематографа. И Николай Еременко-младший решил сам заняться режиссурой. Он к юбилею своего отца он снял в 1996 году фильм «Сын за отца», в котором сыграл вместе с отцом — до этого вместе они не снимались. Николай Еременко-младший в интервью рассказывал: «Но от судьбы не уйдешь. Кинодраматург Валентин Черных принес сценарий с ролями для меня и для «старшего»… Отцу вот-вот должно было исполниться семьдесят, хотя у меня всегда было ощущение, что по сравнению со мной он мальчишка, в тот момент отец показался каким-то… потухшим. Мне захотелось его встряхнуть. И я рискнул на режиссерский дебют. Сам факт моей режиссуры я сегодня расцениваю как испуг: я не привык сидеть без дела, а как раз на эти годы пришелся и мой «кризис среднего возраста», и начало падения кинематографа. А поскольку я считаю, что единственное, в чем человечество достигло совершенства, так это в искусстве самооправдания, то я придумал себе тьму самооправданий. Но главное, мне надо было вытащить отца из ощущения старости. Все, что не реализовано в жизни — реализовано в этом фильме. И народ выходил после него с хорошим настроением, как в советские времена. Это ностальгия по старому кино, старому времени и одновременно прощание с ним.»

кадр из фильма «Сын за отца»

В 2001 году Еременко-мл. снялся в тандеме с Н. Андрейченко в фильме «Подари мне лунный свет»

Наталья Андрейченко вспоминала о работе с Еременко: «Для меня «Лунный свет» – это, прежде всего, открытие личности Николая. Я знала Еременко всю свою жизнь, но как звезду, легенду, супергероя. И никогда не думала, что Коля — ТАКОЙ человек! То ли высокомерный образ, который он нес с экрана в фильме «Красное и черное», был в этом виноват, то ли разговоры о нем в прессе. Но, когда мы познакомились, я была приятно удивлена. Когда мы были на съемках, то каждый день вместе устраивали спортивные пробежки. Он был очень спортивным»

кадр из фильма «Подари мне лунный свет»

Последней работой в кино была роль Юрия Ростиславовича, отца Космоса в сериале «Бригада» (фильм вышел уже после смерти актера).

Что касается личной жизни, то тут, с одной стороны, Еременко-мл. предстает перед нами как примерный семьянин, который прожил с первой (и единственной) женой 27 лет, а с другой… С другой — развод после 27 лет брака, три женщины, уверенные, в том, что каждая из них «его единственная любовь», внебрачная дочь. Об этом можно написать отдельный пост. Николай любил обеих дочерей, и буквально разрывался между семьями. Актер Владимир Носик рассказывал: «Николай был даже рад, когда его дочь отказалась продолжить династию. Вообще Коля был прекрасным отцом, а с Верой (прим. Вера Титова — жена актера) они очень удачно дополняли друг друга. И все же их брак распался. Коля сильно переживал разрыв, хотя и не распространялся о том, что давно не живет в семье». После развода с Титовой Николай купил квартиру в Москве и стал жить с Людмилой. О своей семейной жизни в интервью актер рассказывал: «Семья должна быть у каждого, это та пристань, где можно отдохнуть от подвигов, тихо и сонно подрейфовать. Я люблю свой дом, но по натуре я, скорее одиночка, меня угнетает любой коллектив, я рожден жить один. Такие мужчины, как я не созданы для семейной жизни»

.

Вера Титова и Николай Еременко

Еременко-мл. с «официальной» дочерью Ольгой

Татьяна Масленникова — тайная любовь Еременко-мл.

(Татьяна Юрьевна и сегодня уверена: он любил только её, а с женой продолжал жить из-за нежелания расстраивать родителей. Николай Ерёменко старший всегда говорил, что мужчины из их рода своих жен не бросают. Даже рождение дочери Тани не смогло заставить Николая уйти из семьи.)

Еременко-мл. с внебрачной дочерью Таней

Последняя любовь артиста, Людмила (Удивительно, но эта девушка тоже утверждает: Николай Ерёменко любил только её, хотел дать ей свою фамилию и мечтал о рождении сына.)

Мама актёра, Галина Александровна, говорит что в один из приездов в Минск уже после развода, сын, уходя, сказал: «Зря я все это затеял…» Он словно сожалел о разводе, о разломанной жизни. 1 июля 2000 года скончался отец Николая — Николай Еременко-старший. А через год, едва перешагнув за 50, умер он сам. Оторвавшийся тромб остановил творческий путь актера, которого так любили зрители. Галина Орлова рассказывала: «Сын был вместе с Люсей, когда внезапно потерял сознание. Она тут же вызвала «скорую» и позвонила мне в Минск. Я села на поезд и утром приехала в Боткинскую больницу. Коля лежал без сознания. «Зашла в реанимацию, увидела Колю голого, прикрытого простыней, руки у него были связаны, дышал он через аппарат. Я спросила у медиков: Он меня слышит? Сказали, что нет. Тогда спросила: Он вообще придет в себя? Врач сказал: Нет! Ему осталось жить примерно часа три. Я сползла по стене и потеряла сознание. Меня откачали, и я все это время сидела рядом с сыном, говорила с ним обо всем»

Он скончался 27 мая 2001 года. В последний путь, помимо матери, его провожали все три его женщины, и каждая была уверена в его любви.

Смерть полного сил и планов Николая Еременко шокировала всех. Но актер, имевший образ супермена и героя-любовника, на самом деле был человеком легкоранимым и чувствительным. Однокурсница Николая Нина Маслова рассказывала: «Маска героя приросла к нему, он ни на минуту не мог расслабиться даже в дружеской компании, переломить свою гордыню и признаться, что слаб, переживает и не все ему по плечу в этой жизни. Я думаю, его психика не выдержала этого напряжения»

.

Когда умер Еременко-старший, Николай попросил: «Похороните меня рядом с отцом». Его воля была исполнена. Отец и сын похоронены в Минске на Восточном кладбище.

За текст спасибо namedni-60e-90e.livejournal.coком, kulturologia.ру и интернету За фото спасибо kinopoisk.ру, kulturologia.ру и интернету

Любимая женщина отца и сына Еременко

Галину Орлову в театре всегда называли царицей — гордая осанка, высоко поднятая голова, уверенный взгляд. «За Еременко я была как за каменной стеной». Стены не стало летом 2000 года, а через два года Галина Александровна вновь вышла на сцену в спектакле, который ставился на них двоих. С новым партнером, но с памятью в сердце.

В ее гостиной стоит большой телевизор, рядом — множество кассет. «Это все передачи о моих Еремах, их интервью. Только их и смотрю…»

Школу я так и не закончила

Мы познакомились в студии при Витебском драматическом театре. Вступительные экзамены я сдавала, когда еще училась в 9-м классе. Боялась, что не примут без десятилетки. Приняли, но директор студии говорит: «Теперь иди заканчивай школу». Но как я могла опять сесть за парту, когда в студии такая интересная учеба — пластика, акробатика, постановка голоса, танец, этюды! А я буду вымучивать математику? Ни за что! Кстати, ненависть к математике у нас семейная, Коля ее тоже не мог выносить.

А в Еременко не влюбиться было невозможно. Такой он был красавец! Бог подарил мне любовь такого мужика. Он до последнего дня был красив — уже и голова белая, но блеск, прелесть! Я понимала баб, которые в него влюблялись. Как-то мои мужчины поехали со своим фильмом «Сын за отца» на какой-то фестиваль. Вернулись, и сын мне говорит: «Знаешь, мам, Ерема-то наш у баб пользовался большим успехом, чем я». А я в этом и не сомневалась.

Я всегда знала, что у меня будет сын-артист

Поженились мы сразу после окончания студии. А на этом снимке мне 19 лет, и я беременна восемь месяцев. Я ведь всегда знала, что у меня будет сын, красивый, что станет артистом. Даже когда еще и замужем не была.

Колю мы никогда не насиловали — куда хочешь, туда иди. Вся юность у него была посвящена спорту — баскетболу, футболу, обожал «битлов» и телевизор. Я ему говорила: «Коля, читай». Сделали ему в кабинете библиотеку. «Ай, мама, еще успею». А когда пришел на собеседование во ВГИК, оказалось, что он ничего не знает. Признался мне в этом спустя много лет. А недавно я нашла его письмо со съемок «У озера». Это был 1969 год, второй курс: «Когда нет работы, приходится торчать на съемках. По вечерам собираемся на танцы, мы с Теличкиной выдали на танцах шейк и заслужили аплодисменты. Читаю книги!! (Да, мама!)». Мол, представь себе, читаю.

А школьные его дневники я специально сохранила и увезла на дачу. Он как-то приехал, нашел: «Мама! Ты Ольге (дочке) не показывала?» Все исписанные замечаниями, напротив каждого моя роспись. Наконец, «Мы просим Николая Николаевича…» — это уже когда мама бессильна. Но поскольку мы сами были в свое время далеки от идеала, сына не терзали.

Как-то приехал со съемок «Исполнений желаний». Приходит ко мне: «Мама, держи эту руку. Я ей бил Смоктуновского».

Я все его фотографии в отдельный альбом собрала, хотела ему отдать: «Пока не надо, мама». А потом уже и отдавать некому стало…

Пятьдесят лет вместе

Если все вспоминать — долго придется. Нам всегда было интересно вместе. В Минск переезжали по приглашению Купаловского театра, когда Коля только 4-й класс закончил. Из Коласовского театра я уходила за месяц до присвоения звания заслуженной артистки. Дура была, надо было, конечно, дождаться сначала. Но мне, во-первых, казалось, что выжидать неприлично. А во-вторых, считала, если достойна, то не все ли равно, в каком театре я это звание получу. Оказывается, я многого не знала. В итоге звание получила только через девять лет, когда на один из спектаклей пришел Машеров. Взял программку и говорит: «А что, Орлова разве еще не заслуженная? Я же помню, ее давно представляли?» Тогда-то все забегали.

Вот мои красавцы. Когда спрашивают, на кого сын больше похож, говорю, на обоих. Как Ерема говорил, хорошо взболтнули. Когда Коля играл военные роли — там отец вылитый. А где с длинными патлами — там я.

Знаков было много

Чем я сейчас живу? Не знаю. Это не уходит, остается навсегда. Спасает работа. Я актриса, должна работать, и то, что театр-студия киноактера восстановил «Милого лжеца», мне очень помогло в самый кризисный момент. Еременко любил меня очень сильно, о такой любви может мечтать каждая женщина. Чтобы родился такой прелестный, добрый мальчик…

Перед смертью Коли у меня было очень много знаков. Говорят, это «забабоны», но я же не сумасшедшая. Когда умер Николай Николаевич, у нас уже были куплены путевки в санаторий и билеты до Юрмалы и обратно. Я не знала, что делать. Коля сказал: мама, поезжай. Я там на сорок дней заказала службу в церкви. Но было ощущение, что все, что я делаю, не принимается. Как горох об стенку. Когда меня подвели к иконе Николая Угодника, показалось, что и взгляд у него какой-то тяжелый. Легче мне не стало. А в люксе огромные две комнаты — и я одна. Кошмар, мне бы маленькую комнатку. Сижу и вдруг чувствую — возле лица дыхание Николая Николаевича. И его голос: «Ты должна знать…» Я испугалась, замахала руками, побежала. А когда успокоилась, поняла, что он меня предупреждал. Предупреждал о Коле. Теперь я в этом убеждена. Потом я сколько раз сидела на том же месте, в то же время: «Ерема, скажи мне, что я должна знать? Хотя бы одно слово!»

И эта птица. Перед смертью Коли темная птичка стукнулась в окно. То же самое было перед смертью мамы. У меня сердце сжалось, я подумала, кто это? Я? В голову не могло прийти, что Коля. Я потом думала, почему она стукнулась в окно той комнаты, где я была. Ведь это могло случиться без меня, и я бы не узнала. Но эта весть шла ко мне, чтобы я видела…

А перед смертью Николая Николаевича никаких знаков не было. Он только сам это знал. Незадолго до этого лежал в лечкомиссии, в палату зашла сестра, а он смотрел в окно и даже не обернулся. «Коля, куда ты смотришь?» — «На морг…»

Внучки приедут на открытие памятника

Батьку красота не испортила, а сын — другое поколение. Коля в жизни навязал узлов столько…

Старшей внучке Оле уже 27 лет. Она окончила лингвистический университет, знает три языка, муж у нее программист, очень толковый парень. А младшей Танечке сейчас двенадцать. Чудная девочка, на Колю похожа. Впервые о ее существовании узнала на похоронах. Колина жена была шокирована, увидев на похоронах еще одну семью…

1 мая он уезжал от меня с третьей пассией, а 27-го его не стало. Перед отъездом сказал: «Не надо было ничего менять…»

Я многое поняла, когда прочла «Агни йогу» Рерих. Мне многое открылось: я живу по какому-то сценарию, который написан для меня задолго до моего появления на свет. Сейчас мне интересно, чем он закончится…

ВОСПОМИНАНИЯ

Говорухина за «Ворошиловского стрелка» в Москве растоптали
На обратной дороге вспоминали недавно ушедших.

Особенно кинорежиссера Станислава Говорухина

, с которым семья Еременко дружила.

— Младший Коля снимался у Станислава Сергеевича в его фильме «В поисках капитана Гранта». Сколько стран они объездили со съемками! И везде в гостиницах жили в одном номере с Володей Гостюхиным

. Позже Гостюхин говорил, что никогда так не смеялся. Понимаю почему: у Коли был очень острый ум и прекрасное чувство юмора.

— С Говорухиным тесно общались?

— Встречались каждый раз, когда он приезжал в Минск на кинофестиваль «Лістапад». Помню, после премьеры его картины «Ворошиловский стрелок», которая очень понравилась, наговорила ему много хороших слов. Фильм так попал тогда в нерв времени! Он очень удивился нашей теплой реакции, а потом сказал: «А вы знаете, ведь меня за эту картину в Москве просто растоптали…».

Но Славу нельзя было сломить, повернуть в какую-то ту или иную сторону. Его отец — донской казак. Мощь, сила, стать этой породы чувствовались и в нем. Он никогда не подстраивался под чужое мнение. Не хотел понравиться. Говорил то, что думал, не считаясь с последствиями, что вообще большая редкость в богемной кинематографической среде. Эта среда многих перемолола и подмяла под себя. Сколько мы видели таких примеров! Но только не Славу. Он остался самим собой. Не был болтлив, но когда говорил — это всегда было по делу. Очень любила его юмор, анекдоты, которых он знал великое множество.

— Как человек советской эпохи, наверняка не верите в гороскопы, а между тем ваш союз с Еременко «Близнецы — Стрелец» довольно удачный с точки зрения астрологии. У него стихия воздуха, у вас — огня.

— Может, поэтому и прожили столько лет вместе? (Смеется). В гороскопы действительно не верю, но Коля-младший был Водолей стопроцентный. Когда записали его на плаванье, посещать занятия надо было два — три раза в неделю, так он перестал ходить в школу в эти дни. Говорил: «У меня сегодня бассейн!» Еле уговорили все-таки как-то совместить спорт и учебу.

— Это он в отца? Тот тоже воду любил.

— Еременко-старший был страстным рыбаком. Любил с удочкой посидеть где-нибудь у реки или озера. Общение с белорусской природой было для него настоящей духовной потребностью. В Купаловском театре даже образовалась своя особая рыбацкая компания, в которую еще входили артист Фома Воронецкий

и художественный руководитель театра
Валерий Раевский
.

Мать Николая Еременко: Сползла по стене и упала, узнав, что сыну осталось жить три часа

Мама актера Николая Еременко, которому 14 февраля могло бы исполниться 69 лет, рассказала, кого винит в его смерти.

В День всех влюбленных родился будущий народный артист России, которого многие называли секс-символом – Николай Еременко. Его сердце остановилось 17 лет назад, он умер от инсульта, перед этим запретив жене: «Когда я пьяный, никаких скорых». В преддверии памятной даты мы побывали в Минске и по душам поговорили с мамой Николая, народной артисткой Белоруссии Галиной Орловой. Она впервые рассказала о своем одиночестве и о том, что уже много лет не общается с родными внучками…

Когда Коля был подростком, то мы и не думали, что он станет артистом. Он увлекался приключенческой литературой, любил гулять с мальчишками во дворе, – предается воспоминаниям, перебирая семейный фотоархив, 89-летняя Галина Александровна. – А после окончания школы сказал, что хочет быть актером. Мы с мужем решили его отдать во ВГИК, в то время курс набирал сам Сергей Герасимов. Николай Николаевич (супруг Орловой, народный артист СССР Николай Еременко известен многим по ролям в картинах «Вечный зов», «Люди и звери». – Авт.) позвонил и попросил посмотреть Колю. Его поступление – чистый блат. Но ведь не папа за него играл! Муж сразу сказал Сергею Аполлинариевичу: «Если Коля не понравится, отчисляй смело!» На что режиссер ответил: «Я сделаю из него актера». Таланты сына проявились не сразу, он был довольно зажатый, это потом под воздействием талантливого педагога стал раскрываться.

Герасимов пригласил сына в свой фильм «У озера» вместе с другими его одногруппниками. Эта работа стала первой ролью в кино, и, конечно, фильм имел большой успех. После окончания ВГИКа он много лет готовился к съемкам у Герасимова в «Красном и черном» – экранизации романа Стендаля. И Коля потом очень переживал, что все обсуждали только его роль в «Пиратах ХХ века», именно после этой картины его признали лучшим актером 1981 года по итогам опроса журнала «Советский экран». Ну оно и понятно, ведь «Пираты» – вестерн, приключения, а над картиной Герасимова надо думать.

– Как он смог перестроиться в 90-х со Стендаля на съемки в «Бригаде»?

– Это время – кошмарное явление, кино рухнуло в яму, и непонятно было, выберется оно когда-нибудь или нет. Это сейчас наконец-то начали делать что-то достойное типа «Легенды №17», а в 90-х снимали одних бандитов. В то время спились и умерли многие талантливые артисты. И Коля спился! Именно это его и погубило, превратившись в болезнь.

– Вы пытались лечить сына?

– А разве я или Николай Николаевич знали об этом?! Мы в Минске, а он в Москве. И жена Коли Вера нам тоже ничего не говорила, да все молчали. Вот об этом написал в книге о Коле «Черное и белое» режиссер Дмитрий Астрахан, который снял сына в последнем фильме «Подари мне лунный свет». Он пригласил Колю на пробы, тот делал все точно и профессионально, но по тому, как он чуть громче смеялся, говорил, режиссер догадался, что он пьян. На следующий день Коля вообще не вышел на съемки, и тогда Астрахан понял, что это болезнь, а не отсутствие дисциплины. Тогда он ему и предложил без проб сыграть главную роль в своем фильме «Подари мне лунный свет».

Алкоголь сильно изменил его. Посмотрите, какой он был (листает фото в книге), а вот один из последних снимков, даже не знаю, кто его сделал (стоит в домашних тапочках, просторных штанах, клетчатой рубашке и держит в руках две бутылки пива. – Авт.).

– Может, он был несчастлив из-за перипетий в личной жизни?

– Конечно, узлов он накрутил очень много. После окончания ВГИКа женился на Вере, она по образованию историк, но много лет работает в Москве, в Доме кино. У них в 1975 году родилась дочь Ольга. И первое время все было хорошо. Они все вместе приезжали к нам в гости в Минск. В одном из интервью Коля сказал: «У родителей я отдыхаю душой, нигде не чувствую себя так комфортно, каждой клеточкой пью уют и покой, это счастье!» Я ему позже призналась: «Спасибо за такие слова, сыночек, большего мне и надо».

Ни я, ни Николай Николаевич, насколько я знаю, ни Вера – никто не знал, что у Коли есть вторая семья, что у него родилась дочь Татьяна, названная, видимо, в честь мамы, Татьяны Масленниковой. Не знаю, почему Коля нам их не показывал, видимо, боялся, что я и папа не поймем такого, осудим. Он лишь однажды проговорился, когда я ему сказала, что надо бы нам внука, внучка-то уже есть, а он ответил: «Да вот что-то одни девки получаются». Я еще тогда задумалась, мол, какие девки, у него же одна дочь, но переспрашивать не стала.

– В одном из интервью Николай сказал: «Мы, Еременки, своих жен не предаем» и спустя год после этого развелся…

– Да, они с Верой прожили 27 лет и расстались! Но жизнь есть жизнь, все течет, меняется, особенно в мире кино. Сын сам говорил: «Я не создан для семейной жизни, волк-одиночка». Он пришел к такому выводу, уже будучи взрослым человеком. После развода он привел к нам в дом молодую девушку Людмилу (младше актера на 18 лет. – Авт.), которая работала с ним в качестве ассистента режиссера на фильме «Сын за отца», и сказал: «Это моя будущая жена». Я ответила: «Ну если жена будущая, то, конечно, пусть проходит». В конце концов, он взрослый человек и далеко не дурак – как я могу на него влиять? В таком возрасте ничего приказать нельзя, каждый сам распоряжается своей судьбой.

– Но ведь у него перед глазами был пример вашей счастливой жизни с Николаем Николаевичем. Как думаете, почему он не последовал примеру?

– Это не такой эталон, которому надо обязательно следовать. Мы прожили больше 50 лет вместе. Но это совсем другая история, Николай Николаевич тоже был очень красивый и популярный, многие дамы на него глаз клали. Но у него была другая закалка, он все-таки в 15 лет ушел на фронт добровольцем, прибавив себе три года. Он был узником концлагеря, прошел через пытки в гестапо.

– Композитор Ирина Грибулина в телеинтервью призналась, что два года жила с вашим сыном, пока он был женат на Вере. Это правда?

– Я слышала об этой грязной истории. Эта дама – грязная дворовая кошка, она вызывает только отвращение, какая-то аномалия… Откуда я могу знать, жил он с ней или нет, с кем спал?!

– Сегодня именно Татьяна Масленникова называет себя главной женщиной в жизни Николая, что вы думаете об этом?

– У него не было главных, все промежуточные.

– Вы общаетесь с их дочерью Татьяной, своей внучкой?

– Я впервые увидела ее 17 лет назад на похоронах Коли, ей тогда было 11 лет. Знаю, что она живет в Москве, но мы не общаемся, хотя не ссорились, так сложилось.

– Хотелось бы обнять внучку?

– Это уже чужая семья, я ее никогда не знала, сын с ней не знакомил, хотя дал ей свою фамилию. Я не знаю, какая она стала, что из нее получилось…

– А с внучкой Ольгой вы более близки?

– Раньше и она, и Вера приезжали ко мне в Минск. Но последние годы мы совсем прекратили общение, они не звонят. Не знаю даже, что произошло, видимо, на что-то обиделись, надеюсь, что все прояснится. Общаюсь только с третьей, гражданской женой сына, Людой, она живет в Минске, работает на киностудии, звонит часто и в гости приходит, не забывает меня.

У меня ведь и правнучка уже есть, у Оли родилась дочка Аня, ей уже 6 лет. Правда, я ее никогда не видела, но мне высылали ее фотографию, прекрасная девочка. Я читала интервью Оли, вот оно у меня на тумбочке лежит, где она рассказывает, что из Анечки уже настоящая актриса получается. Она переоденется то принцессой, то старушкой, а когда раскапризничается, бежит к зеркалу и говорит: «Хочу видеть, как выгляжу в слезах».

– Скучаете по ним?

– Ну как сказать… Время нивелирует какие-то вещи. Может, это и было бы нестерпимо, если бы не работала, а так я же выступаю в родном Театре имени Янки Купалы.

– Как вы узнали о том, что у сына случился инсульт?

– Это произошло в мае 2001 года, почти через год после смерти от инфаркта Николая Николаевича. Насколько я знаю, Люда хотела вызвать скорую, но он ей строго запретил: «Когда я пьяный, никаких скорых». Они до вечера ждали нарколога, а ночью сыну стало хуже и его срочно госпитализировали в Боткинскую больницу с инсультом. Мне позвонила Людмила и буквально прокричала в трубку: «Он еще жив, приезжайте!» Ничего не поняла: «Как жив? А что с ним? Молодой, здоровый мужчина!» Люда рыдала, бросила трубку. Даже не помню, как добиралась до Москвы. Приехала сразу в Боткинскую больницу, меня часа три держали на лестнице​, доктора там с ним что-то делали. Когда все-таки зашла в реанимацию, увидела Колю голого, прикрытого простыней, руки у него были связаны, дышал он через аппарат. Я спросила у медиков: «Он меня слышит?» Сказали, что нет. Тогда спросила: «Он вообще придет в себя?» Врач сказал: «Нет! Ему осталось жить примерно часа три». Я сползла по стене и потеряла сознание. Меня откачали, и я все это время сидела рядом с сыном, говорила с ним обо всем…

В тему:

Людмила, третья жена народного артиста России, с которой он так и не успел отпраздновать свадьбу:

– Это моя жизнь, и я ничем не обязана обществу, я не его законная супруга. – Вначале на наши вопросы Людмила отреагировала весьма сурово. – Те, кто его любит, и так не забудут. Да, мы с его мамой Галиной Александровной прекрасно общаемся, но она человек сложный и сама не очень к себе подпускает, выбирая свой круг общения. Что у нее произошло с внучками, не знаю.

– Многие друзья Николая винят именно вас в его смерти, говоря о том, что вы не знали, как себя правильно вести, и, если бы он не ушел от первой жены Веры, которая хорошо изучила его организм, был бы жив…

– Людям надо найти виноватых. Да я и сама больше всего себя виню, кажется, что что-то не сделала, не настояла на том, чтобы вызвать скорую, а не дожидаться до вечера прихода нарколога. Но с годами понимаешь, что все в руках Божьих. Да и друзья ли те люди, кто про Колю в ток-шоу говорит?! Честно вам скажу, Еременко был глубоко одиноким человеком.

Источник

Биография

Родился 14 февраля 1949 года в Витебске, в семье Народного артиста СССР Николая Николаевича Еременко и Народной артистки Белорусской ССР Галины Александровны Орловой. Н.Н.Еременко-старший в 1948-1959 годах был актером театра им. Я.Коласа в Витебске, а с 1959 года работал в Белорусском академическом театре имени Я.Купалы в Минске (там же работала и Г.А.Орлова). С 1960 года отец снимался в кино. Супруга — Титова Вера Юрьевна. Дочь — Мишенькина Ольга Николаевна (1975 г. рожд.).

Николай Еременко фотография

Все детство Николая Еременко-младшего буквально прошло за кулисами. Атмосфера театра, реквизит, спектакли — все это вызывало у него неподдельный восторг. Однажды он так заигрался во время спектакля, что вышел на сцену, весь увешанный оружием, и обратился к маме, чтобы она помогла ему застегнуть брюки. Спектакль по пьесе Мольера был сорван, но первое (да еще столь эффектное!) появление Николая Еременко на сцене запомнилось жителям Витебска надолго.
Реклама:
В 12-летнем возрасте Николай вместе с матерью снялся в фильме о правилах дорожного движения, сделанном по заказу ГАИ. В этой короткометражке юный Николай нарушал порядок на улице, показывая, как пешеходам не надо себя вести. Собственно, чем-то подобным ему пришлось заниматься и в дворовых компаниях, чтобы постоянно доказывать приятелям, что он — «свой парень», а не пай-мальчик из привилегированной семьи.

Решение стать актером было принято Николаем без долгих колебаний, хотя он и побаивался, что фамилия может ему помешать. Однако, вопреки опасениям, фамилия (а вернее — отец) помогла ему поступить во ВГИК, в студию Народных артистов СССР Сергея Аполлинариевича Герасимова и Тамары Федоровны Макаровой. Дело в том, что отец Николая, сыгравший свою первую значительную роль в фильме Герасимова «Люди и звери» (1962), хорошо знал Сергея Аполлинариевича и посоветовал сыну прочитать на вступительных экзаменах «Грозу» Николая Заболоцкого — любимое стихотворение режиссера. Благодаря этой маленькой хитрости Николай был принят во ВГИК, несмотря на некоторое противодействие со стороны Т.Ф.Макаровой, не желавшей брать еще одного «кинематографического» отпрыска.

Поступив во ВГИК, Николай принялся усиленно «отрабатывать» полученный со стороны мастера «аванс». Он принимал участие во множестве этюдов и постановок, переиграв самые неожиданные и полярные роли: гоголевского Плюшкина, лермонтовского Звездича, Флоридора из «Мадмуазель Нитуш» Петра из «Власти тьмы». Несмотря на высокую работоспособность, начинающего актера переводили на 2-й, 3-й и 4-й курсы условно из-за постоянных прогулов, «хвостов» и даже… хулиганства. Впоследствии Николай Николаевич не раз вспоминал с улыбкой и свое поступление во ВГИК, и эти «условные» переводы, так как всегда считал главным не внешние обстоятельства, а свое страстное желание быть достойным отца в служении актерской профессии.

В 1970 году Николай Николаевич окончил ВГИК, на «отлично» защитившись ролями Жюльена Сореля, Августина-Флоридора в дипломных спектаклях и ролью Алеши в фильме С.А.Герасимова «У озера» (1969), которая стала его «взрослым» кинематографическим дебютом. Роль Жюльена Сореля в дипломном спектакле «Красное и черное» не была случайной: Герасимов «подводил» к ней актера несколько лет, еще со 2-го курса, когда Еременко сыграл молодого священника в учебной работе Н.Губенко «Торжественная литургия». И Николай Еременко, и его сокурсники старались в спектакле «Красное и черное» показать все, чему научились у Герасимова, работали с полной самоотдачей — спектакль не прервали даже тогда, когда у исполнителя главной роли от напряжения пошла кровь из носа.

Как и другие герасимовские ученики, Николай Еременко вошел в кинематограф еще во время учебы, ибо уникальность «герасимовской школы» заключалась в том, что Сергей Аполлинариевич совмещал обучение и производство. Благодаря этому ученики Герасимова оказывались вполне готовыми к трудностям самостоятельного существования, были настроены на диалог с любыми режиссерами и ответственное выполнение своих актерских задач в съемочном коллективе. Им также было привито понимание «идейности актерского исполнения» как необходимости досконального знания текста роли и социальной биографии исполняемого персонажа.

Проявляя внимание к каждому своему ученику, Герасимов особенно бережно опекал Николая Еременко, поскольку видел в нем задатки такого исполнителя романтических ролей, какого не хватало тогдашнему кинематографу. Герасимов давал Николаю не только профессиональные, но и житейские уроки, которые начинающий актер запомнил на всю жизнь. Один из советов учителя Еременко потом часто вспоминал: «Вот, Микола, идешь ты по жизни с высоко поднятой головой и вдруг встречаешь на пути шлагбаум. А ты свою голову несешь высоко и можешь не заметить его. Все-таки сумей нагнуться, потом выпрямись и иди с высоко поднятой головой дальше».

Лучшие дня

Иоанн Аргиропул Посетило:274Полина Виторган Посетило:271Последний русский император Посетило:265

Окончив ВГИК, Николай Николаевич в 1971 году стал актером Театра-студии киноактера, а с 1976 года — актером студии имени М.Горького.

Вторую свою роль Еременко вновь сыграл в фильме учителя — в мелодраме «Любить человека» (1972). В этой картине, а также в фильмах «Горячий снег» (1972, режиссер Г.Г.Егиазаров), «Исполнение желаний» (1973, режиссер С.С.Дружинина), «Возврата нет» (1973, режиссер А.А.Салтыков), «Ливень» (1974, режиссер Б.В.Яшин), «Семья Ивановых» (1975, режиссер А.А.Салтыков) Николай Николаевич как будто отступил от «уготованного» ему амплуа романтических героев. Но если внимательно приглядеться, в первых актерских опытах опытах Еременко обнаруживается стремление к показу таких персонажей, которые хотят побыстрее доказать окружающему миру свою человеческую состоятельность и совершают на этом пути необдуманные и непоправимые поступки. Лейтенант Дроздовский в фильме «Горячий снег» (Еременко очень хотел сыграть в экранизации романа Ю.Бондарева именно эту роль) — по сути, совсем еще мальчик, порывистый, тщеславный и эгоистичный. Его жестокость и невнимание к людям приводят к тому, что из-за него погибает медсестра Таня. Еременко находит для поступков своего героя внутреннее обоснование: Дроздовский мечтает о настоящем подвиге, и именно мальчишеское нетерпение мешает ему осознать свою ответственность перед товарищами. Романтизм юного лейтенанта актер показывает «от противного», стремясь утвердиться в качестве разнопланового исполнителя.

Такой же подход к раскрытию характера героя Еременко продемонстрировал в роли студента-филолога Николая Трубачевского (фильм «Исполнение желаний»). Человеческая неполноценность молодого ученого особенно ярко проявляется на фоне его научного достижения — расшифровки Х главы «Евгения Онегина». Честолюбие Трубачевского едва не приводит его к полному жизненному краху, но Еременко не стремится быть в этой роли назидательным. Он пытается понять, прочувствовать, как далеко могут завести человека тщеславие и неоправданные амбиции.

Хотел того Еременко или нет, но в этих ролях он внутренне «созрел» для того, чтобы сыграть Жюльена Сореля в четырехсерийном телефильме «Красное и черное», поставленном в 1976 году С.А. Герасимовым. Точно так же и сокурсницы Николая Николаевича, актрисы Наталья Белохвостикова и Наталья Бондарчук, оказались готовыми к тому, чтобы дать в этом фильме уже не ученическую, а профессиональную трактовку героям романа Стендаля. И все это, наряду с режиссурой Герасимова и актерской игрой признанных мастеров — Леонида Маркова, Вацлава Дворжецкого, Михаила Глузского, Леонида Оболенского, Глеба Стриженова, — нашло признание и у зрителей, и у критики.

Исполнение роли Жюльена Сореля стало для Еременко не только заметным профессиональным успехом, но и благодарностью ученика своему наставнику. В понимании и воплощении режиссерских задач Николай Николаевич проявил себя как идеальный исполнитель «герасимовской школы», наиболее полно усвоивший ее методологию. Изображая страстность, романтизм, жестокую внутреннюю борьбу своего героя, Еременко постоянно «держит в уме» социальную подоплеку его поведения, ни на йоту не отступая от реализма. Наивысшим достижением Еременко в этом фильме становится монолог Жюльена Сореля, произнесенный перед смертью в тюрьме, который актер проводит на одном дыхании.

После «Красного и черного» к Николаю Николаевичу пришла зрительская любовь, сопровождавшая его всю жизнь. Кого бы он ни играл, аудитория, покоренная его обаянием, воспринимала его героев как пример для подражания, как возможность для проявления в самых немыслимых обстоятельствах сильных чувств и стремления к чему-то прекрасному. Герои Еременко были именно героями — людьми действия, а не размышления — и потому вносили свежую струю даже в ставшие однотипными историко-революционные и военные фильмы независимо от того, на чьей стороне выступали. Это свойство актерского дарования Николая Николаевича ярко проявилось в таких картинах, как «Хождение по мукам» (1977, режиссер В.С. Ордынский), «Побег из тюрьмы» (1977, режиссер Р.Б.Василевский), «Трактир на Пятницкой» (1977, режиссер А.М.Файнциммер), «Мятежная баррикада» (1978, режиссер Ю.А.Швырев), «Шел четвертый год войны» (1983, режиссер Г.М.Николаенко), «Уполномочен революцией» (1987), «Троцкий» (1993, режиссер Л.Г.Марягин).

В каждой новой работе актер старался не давать режиссерам повода для эксплуатации своих внешних данных и избегал тиражирования найденных прежде приемов. Между тем огромный успех «Пиратов ХХ века» (1980, режиссер Б.В.Дуров) показал, что зрителей восхищает и то, как герой Еременко плавает, ныряет, дерется. Актер самостоятельно исполнил в этом боевике все трюки, с легкостью доказав, что может работать на уровне голливудской «звезды». Его Старший Механик — рыцарь без страха и упрека, принимающий рискованные решения и неизменно побеждающий в любых ситуациях — оказался полной противоположностью тем персонажам, которых актер играл в начале 1970-х, поскольку, помимо романтических воззрений, обладал и чувством ответственности за близких людей.

Успех «Пиратов ХХ века» огорчил актера, так как оставлял в тени его серьезные работы, и в то же время подтолкнул к дальнейшим поискам своего «я», к более полному раскрытию своих способностей. Свободу самораскрытия дали Николаю Николаевичу исторические фильмы, в которых он чувствовал себя так же уверенно, как Жан Маре или Жерар Филип во французском кино. «Юность Петра» и «В начале славных дел» (1980, режиссер С.А.Герасимов), «Эскадрон гусар летучих» (1980, режиссер С.И.Ростоцкий), «Лев Толстой» (1984, режиссер С.А.Герасимов), «Царская охота» (1990, режиссер В.В.Мельников), «Крестоносец» (1995, режиссер А.Иншаков), «Незнакомое оружие, или Крестоносец-2» (1997, режиссер И.В.Дыховичный), «Рыцарский роман» (2000, режиссер А.Иншаков) — все эти фильмы стали благодатным полем и для приложения актерского мастерства, и для блестящей реализации внешних данных.

Еременко не забывал расширять свой исполнительский диапазон, снимаясь в таких фильмах, как «Тридцать первое июня» (1978, режиссер Л.А. Квихинидзе), «В поисках капитана Гранта» (1985, режиссер С.С.Говорухин), «Гладиатор по найму» (1993, режиссер Д.Зайцев), «Маросейка, 12» (2000, серия «Мокрое дело»). А в 1995 году как режиссер снял картину «Сын за отца», в которой свою предпоследнюю роль сыграл Еременко-старший.

В фильме Л.А.Квихинидзе «Белые ночи» (1991) Еременко предложил сходную трактовку классического героя, в котором сочетаются несопоставимые качества: романтизм и расчетливость, открытость миру и знание оборотной стороны жизни. Это как раз то, что объединяет экранных персонажей актера, какими бы разными они ни были, и отличает его от них. Недаром в одном из последних интервью он сказал: «Я не прагматик и не романтик, я — реалист. Романтическим я бы не выжил 30 лет в кино. Это достаточно жесткий мир, где, как сказал один великий артист, романтики со смазливой мордочкой плохо заканчивают».

Николай Николаевич Еременко умер 27 мая 2001 года в Москве. Он был состоявшимся актером и человеком. Похоронен рядом с отцом, в Минске.

По итогам ежегодного опроса зрителей журналом «Советский экран» он был признан лучшим актером 1981 года — за участие в фильме «Пираты ХХ века». В 1980 году он стал лауреатом премии Ленинского комсомола, а в 1994 году удостоен звания Народного артиста России.

Лучшие недели

Богат и знаменит Посетило:996Украшает мужика борода Посетило:1064Маргарита Дуглас Посетило:1005

Документальные фильмы

Николай Еременко в 80-е годы — главный красавец страны и герой самого кассового боевика «Пираты ХХ века». Он был сильным, неотразимым и популярным. И только близкие и друзья знали, что скрывается за этим имиджем, называя актера супергероем с нежной кожей.

В жизни Николая Еременко-младшего ключевой фигурой был отец — известный актер Николай Еременко-старший, и всю жизнь они были прочно связаны друг с другом. И даже смерть разлучила их ненадолго — сын ушел из жизни через 11 месяцев после отца. «Сын за отца» — так назывался их единственный совместный фильм. Но эти слова стали своего рода символом и всей жизни Еременко-младшего.

Он родился в семье известных белорусских актеров — народной артистки Белоруссии Галины Орловой и народного артиста СССР Николая Еременко. Еременко-младший говорил, что поначалу с отцом у него были сложные отношения. Но позже, став взрослым, он каждый день звонил отцу. И всю его актерскую жизнь отец давал ему советы.

В биографии Еременко-старшего было много трагических страниц: фронт, плен, концлагерь, каторжная работа, издевательства, побег и снова арестантская роба. А после победы — допросы в НКВД. В театре и кино он играл революционеров, военных, советских интеллигентов, рабочих — сплошные социально-правильные герои. Известным его сделала роль Алексея Павлова в фильме «Люди и звери» режиссера Сергея Герасимова.

Позже именно на курс к Герасимову поступит во ВГИК Еременко- младший. Он мог прогулять любые занятия, кроме тех, что вел Герасимов. Позже режиссер снял Николая в главной роли в фильме «Красное и черное», после которой актер стал невероятно популярен, особенно у зрительниц.

Молодые романтические герои стали визитной карточкой Еременко. У него дома даже стояла коробка из-под телевизора, доверху заполненная письмами поклонниц.

Но был ли доволен Еременко своей карьерой? Казалось бы, ответ очевиден! Но родные признаются — своей известности он совсем не радовался. Романтические легкомысленные роли — это ведь совсем не то, что играл отец. Приезжая домой, Николай видел и слышал, как люди обсуждают роли его отца, с каким уважением к нему относятся. Да и ко всей семье. Среди минской интеллигенции их семью называли идеальной.

Отец всегда был для Еременко-младшего эталоном, примером для подражания. Он хотел во всем быть похожим на него. В семейной жизни — особенно. Николай женился на Вере, и вскоре у них родилась дочь. Еременко-младший очень хотел сына, но больше детей в их семье не было. Не сложилось. Возможно, и это стало одной из причин появления другой женщины. 10 лет он жил на две семьи, но развестись с женой так и не смог. Близкие считают, что это тоже из-за отца — он не хотел его расстраивать. Возлюбленная Татьяна родила ему дочь.

На съемках фильма «Сын за отца» он встретил свою последнюю любовь — Людмилу. Это был не просто очередной фильм. Шли 90-е годы. Старший Еременко утратил интерес к работе. Ему уже исполнилось 70, он перенес два инфаркта, многое не устраивало его и в общественной жизни. Сын предложил ему роль в фильме «Сын за отца». А сам стал режиссером и исполнителем одной из главных ролей. Вряд ли Николай ожидал, что «Сын за отца» станет для Еременко-старшего такой мощной терапией. После окончания съемок семидесятилетний актер забыл о болезнях, снялся еще в нескольких картинах и вернулся на театральную сцену.

Наладилась жизнь и у младшего. Он сделал предложение Людмиле и собирался создать семью, о которой уже давно мечтал. Но в 2000 году у Еременко-старшего случился инфаркт. 30 июня он умер.

Тогда готовившийся к свадьбе Еременко-младший впервые заговорил о собственной смерти. Всем казалось, что это просто стресс. Надо только взять себя в руки, проявить силу воли, и все пройдет. Но этого не случилось. 27 мая 2001 года актер умер. Ему было всего 52 года.

Николай Еременко-младший ушел из жизни через одиннадцать месяцев после смерти своего отца. Они похоронены рядом, а их могилы соединяет памятник-арка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]