Нина Гребешкова: биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото


Биография

Нина Павловна Гребешкова – актриса советского и российского кино и театра, заслуженная артистка РФ, получившая всесоюзную известность после участия в фильмах Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».


Актер Нина Гребешкова

Нина родилась 29 ноября 1930 года в простой московской семье. Отец девочки работал маляром, мать – портнихой. Когда началась война, Нина училась в третьем классе. Отец ушел воевать, а мать с тремя детьми (у Нины Гребешковой есть два брата) уехала в эвакуацию в деревню Сурьмино (Пензенская область).

Девочке повезло с педагогами – ее учили преподаватели Фрунзенской академии. В школу Нина ходила с удовольствием, мечтала стать учительницей младших классов. Ей нравилось общаться с детьми. В то время о ВГИКе будущая актриса даже не знала.

Вмешался случай. В десятом классе она пришла на день рождения к своей подруге и разговорилась с ее отцом, поэтом Владимиром Луговским. Он рассказал Нине Гребешковой о профессии актрисы, предложил ей попробовать себя в этой роли.

Нина Гребешкова в молодости

После школы девушка за компанию с Марией Луговской подала документы в театральный институт и поступила с первого раза на курс Герасимова. Свой курс во ВГИКе Нина Павловна называет пестрым, потому что в одной аудитории находились зрелые серьезные люди (Василий Ордынский и Яков Сегель) и легкомысленная молодежь, которая постоянно смеялась и радовалась жизни.

Фильмы

Сниматься в кино Нина Гребешкова начала уже на первом курсе. Ее дебют – эпизод в картине «Смелые люди», где она сыграла девочку с куклой. После показа фильма весь переулок Гагаринский, где жила Нина Гребешкова, считал ее кинозвездой. Так началась творческая биография артистки. В начале 50-х последовали эпизодические роли в комедии «Спортивная честь» и короткометражке «Сеанс гипноза».

Нина Гребешкова в фильме «Честь товарища»

На третьем курсе актрису пригласили на съемки в Ленинград. Она сыграла Галю Богачеву в фильме «Честь товарища», экранизации произведения Бориса Изюмского «Алые погоны». А дальше – закружилось-завертелось.

В 50-е годы Нина Гребешкова стала любимицей миллионов советских зрителей. Сначала она играла школьниц, затем появлялась на экране в образах мам и учителей. Ей повезло сниматься у мэтра советского кинематографа Ивана Пырьева в фильме «Испытание верности», где снялись также Сергей Ромоданов, Марина Ладынина, Василий Топорков.

В 1956 году вчерашняя выпускница ВГИКа появилась на экране в комедии о комсомольцах, которые основали совхоз на казахской целине – «Беспокойная весна». Через год актриса засветилась в драме о казахской девушке — революционерке «Ботагоз». В этом же году фильмография Гребешковой пополняется ролью в детском фильме-сказке «Звездный мальчик». В 1959 году с участием Нины Павловны вышло две картины – военный фильм «Девочка ищет отца» и экранизация «Муму».

Нина Гребешкова в фильме «Муму»

В начале 60-х актриса получала роли в комедиях, драмах, мелодрамах, детских и военных фильмах – Нина Гребешкова сыграла более чем в семидесяти фильмах, но запомнилась яркими эпизодами в комедиях Леонида Гайдая.

Первым фильмом Гайдая, в котором снялась Нина Гребешкова, стала киноповесть «Трижды воскресший» о судьбе небольшого парохода «Орленок». После забвения судно отреставрировали и пустили в очередное плавание по Волге. В фильме был собран звездный актерский состав – Алла Ларионова, Всеволод Санаев, Надежда Румянцева. Нине Гребешковой досталась роль Зои Николаевны, директора школы. Фильм не получил всесоюзной популярности, но стал хорошей школой для режиссера.

Настоящий успех начался с «Кавказской пленницы». Гайдай предложил Нине сняться в комедии – та, не задумываясь, поехала с ним на Кавказ. Для этого Гребешковой пришлось отказаться от другого заманчивого предложения. В «Кавказской пленнице» Нина Павловна сыграла медсестру из психбольницы. После этого актриса появлялась почти во всех картинах Леонида Гайдая и Георгия Данелия.

Юрий Никулин и Нина Гребешкова в фильме «Бриллиантовая рука»

Данелия давал Гребешковой сценарий и говорил: «Выбирай любую роль». Нина появлялась на экране в разных образах, но запомнилась по комедиям. Многие картины с участием актрисы ушли в прошлое, не выдержав испытания временем, а «Бриллиантовая рука» и «Не может быть!», в которых Нина Гребешкова сыграла центральные роли, зрители с удовольствием смотрят и сегодня. Единственным фильмом Леонида Гайдая, в который не попала Нина Гребешкова, стала комедия «Иван Васильевич меняет профессию».

В 1982 году Нина Гребешкова снялась в самом кассовом фильме сезона – «Спортлото — 82», который в СССР посмотрело 55 миллионов зрителей. Актрисе досталась роль Клавдии Антоновны, тети главного героя Константина (Альгис Арлаускас).

Нина Гребешкова в фильме «Спортлото — 82»

Актриса и сейчас иногда появляется на экране в эпизодах – говорит, что ей не привыкать. По мнению Нины Павловны, маленькую роль сыграть намного сложнее, чем кажется, ведь в одном-двух предложениях нужно раскрыть характер героя, показать личность. Среди работ актрисы 2000-х годов – сериал «Каменская-2», ироничные детективы «Виола Тараканова» и «Даша Васильева», музыкальный фильм «Первый дома», мелодрама «Победитель».

Нина Гребешкова: Многие думали, что я жена Никулина, а с Гайдаем ему изменяю

Мы поздравили Нину Павловну с юбилеем и поговорили о ее киноработах и легендарном муже.

— Нина Павловна, с наступающим. Как отметите?

— Отпразднуем мое 85-летие в кругу семьи. Да, я — долгожитель, наверное, это потому, что была очень счастливым человеком. И свое счастье я понимала и ценила. Ну а потом, я еще нужна. Это тоже имеет значение. Раньше жила для дочки, мужа. Леня ушел, надо было внучку поднимать, довести до института. Внучке уже за 30, и я теперь говорю: «Ну как же, я не могу умереть — мне надо внучку довести до… пенсии!» (Смеется.)

— Дочка и внучка унаследовали талант Гайдая?

— Они не занимаются творчеством, у них совсем другая работа — обе экономисты.

— Поскольку картины вашего мужа везде крутят, ваша семья, наверное, получает хорошие отчисление от показов?

— Мы не нуждаемся. Но картины Гайдая государственные, сняты на государственные деньги. Никто ничего не выплачивает от показов. Хотя я наследница авторских прав.

Разбудила пьяного Горбункова

— Леня говорил: «Снимать бы мне мелодрамы, столько бы всего придумал. Представляешь, Нинок, показывают мелодраму, зал рыдает, плачет, переживает!» — вспоминает Нина Гребешкова. — Я ему: «Ну и сними! Напишите сценарий». А он мне: «Нет, люди так тяжело живут, пусть хоть немножко посмеются. Надо дарить радость!»

Леня и его соавторы, Морис Слободский и Яков Костюковский, сочиняли сценарии своих комедий у нас дома. Леня очень не любил в кино текст. Говорил: «Должен быть кинематограф, а не текст. Текст — это радио, книга. А кинематограф — это картинка, движение». Вот, например, троица на экране пьет пиво. Казалось, бы, нужны реплики, привязанные к этой картинке, что-то типа: давай выпьем, а у тебя муха. Леня взял фразы, вроде бы не относящиеся непосредственно к этому эпизоду: «Жить хорошо. А хорошо жить еще лучше». И запомнилось!

— Случалось, что ваши фразы, которые вы в жизни произносите, Гайдай переносил на экран?

— Да. Когда они дорабатывали эпизод к «Приключениям Шурика», я готовила обед на кухне. Вдруг меня спрашивает Яков Костюковский: «Ниночка, бывает ли у вас так, что, придя в незнакомый дом, испытываете ощущение, что здесь уже были?» Я ответила строго и уверенно: «Нет, не бывает. Я всегда помню, где я была, когда и с кем». Эту фразу и вложили в уста героини Натальи Селезневой в ответ на вопрос Шурика, оказавшегося второй раз в квартире Лиды.

В жизни я часто говорила мужу: «Ты такой доверчивый!» И Леня подарил эту фразу моей героине, жене Горбункова (Юрия Никулина) в «Бриллиантовой руке». Мне принадлежит одна маленькая находка в этом образе. Помните, Надя пытается разбудить пьяного мужа, когда находит у него деньги и пистолет. Не помогают ни пощечины, ни холодная вода… Я подумала: раз наш Горбунков — служащий госучреждения, ответственный и дисциплинированный, то наверняка старается не опаздывать на работу, и, скорее всего, у него привычка каждое утро подниматься по звонку будильника. Я предложила завести будильник и трезвонить над ухом Горбункова.

После этой роли многие думали, что я жена Никулина, а с Гайдаем ему изменяю. Ходила такая байка. Кстати, с Юрой Никулиным мы дружили семьями. Я с женой Никулина вместе училась в школе.

Подарила голос Брыльской

— Почему ваш муж-режиссер не предлагал вам главных ролей?

— Это сейчас стараются своих жен протащить. А Леня был очень скромным человеком. Как-то стеснялся, мол, неудобно. Был председателем тарификационной комиссии и сам вычеркнул мою фамилию из списка артистов — претендентов на звания. Так что никаких званий я не получила.

Помню, однажды он мне сказал: я придумал для тебя большую роль. Это была роль врача-психиатра в «Кавказской пленнице»: «А где у нас Наполеон?» Ну, думаю, ничего себе «большая»! Но я не обижалась.

— Известно, что некоторых актеров в своих комедиях Гайдай переозвучил. Вашим героиням давали голоса других актрис?

— Нет, я всегда сама себя озвучивала. Леня если переозвучивал, то только в тех случаях, если голос артиста не подходил к образу. Так, для героини Светличной Анны Сергеевны требовался более зазывный, как бы сейчас сказали, сексуальный голос. А у Светличной голос был очень отрытый, простой, не ложился на роль. Поэтому пригласили дублера. К слову, мало кто знает, что в «Анатомии любви» (польский фильм) я озвучила Барбару Брыльску.

Одна из последних ролей Нины Павловны — в сериале «Виола Тараканова».Фото: кадр из фильма.

— С кем из артистов вы сегодня общаетесь?

— Наташенька Варлей не забывает, звонит, интересуется. Говорит, что 40 картин сыграла, а все равно для всех она — «кавказская пленница». На съемках она была нашей любимицей. Юная, наивная, очень открытая. Наташа писала стихи.

После «Кавказской пленницы» Этуш устроил Варлей в Щукинское училище. А потом, выучившись на актрису, она еще окончила и Литературный институт, представляете?! Как Леня говорил: «Институт по стихосложению».

Моргунов хамил

— У Леонида Иовича были любимые актеры?

— Никулин был одним из его любимых артистов, Юра на съемках был неутомимый выдумщик. Старался сделать много дублей, чего-то придумывал. Это он предложил положить под одеяло карлика, чтобы тот почесал вместо него пятку (в кадре кажется, что Балбес достал, не сгибаясь, рукой до пятки), он предложил уколоть огромным шприцем героя Моргунова в «Кавказской пленнице».

— Слышала, что с Евгением Моргуновым Гайдай на съемках не ладил?

— Моргунов позволял себе хамство. Раз, когда отсматривали отснятые куски, Моргунов провел в зал девушку (что было нарушением правил) и позволил себе отпускать фамильярные реплики в адрес Гайдая.

Помню, Леня приходит к нам в гостиничный номер, такой расстроенный, говорит: «Ну что делать? Такое хамство, а у него еще съемки…»

Смотрю, раз его это тревожит, надо с ним обсудить, поговорить, успокоить. И я ему рассказала историю, которую мне в институте рассказывали: «Когда Михаил Ильич Ромм снимал картину «Тринадцать», то главную роль должен был играть Коля Крючков. А Николай Афанасьевич уже был популярный такой, важный. И он позволил себе что-то невежливое сказать Ромму, мол, чего ты нас гоняешь — сколько дублей и так далее. И между ними — таким щупленьким, худеньким еврейчиком Роммом и Николаем Афанасьевичем — произошел инцидент. И вот что сделал Ромм: на следующий день съемка — герои цепочкой движутся по барханам (снимали в песках), стреляют «басмачи». А Ромм командует: «Коля, падай!» Николай Афанасьевич (по команде режиссера) падает. И тут Ромм говорит: «Все, Николая Афанасьевича отправьте в Москву. Роль кончилась». То есть «герой убит»!

Режиссер Иван Пырьев (я у него, к слову, снималась) вообще был такой своеобразный садист. Актера, которого невзлюбит, заставлял работать, играть, но ставил так камеру, что этот актер в кадр не входил, но он все время был на съемке. Потом смотрят материал, а актера на ленте нигде нет. В общем, режиссеры расправлялись с актерами как могли.

И вот, помню, мы с Леней все думали, как же быть с Моргуновым. В итоге я говорю: «Ты знаешь — это картина твоя, и ты должен сделать очень хорошую картину. И ради ее успеха ты должен наплевать на свои амбиции. Снимай Моргунова все время и какие-то детали, руку крупно и так далее. Пусть он больше работает. Для картины-то лучше, чтобы он был». И Леня со мной согласился. На конфликт не пошел. Правда, с артистом потом не разговаривал, хотя Моргунов и просил у него прощения.

«Дома все было до лампочки»

— Какой Леонид Иович был в быту?

— Неприспособленный. Ему все было до лампочки… К слову, свою наивность, равнодушие к материальным благам, неприспособленность к бытовой жизни он вложил в своего героя Шурика. Шурик — это как бы Леня в молодости, интеллигентный мальчик в очках. В этой роли много лично от Гайдая. И потому герой получился таким обаятельным.

Леня был полностью нацелен на творчество. Он постоянно думал о кино, о сценариях. Приходил домой и молчал. Не могу сказать, что в обычной жизни Леня всегда шутил. Весь свой юмор он вкладывал в свои картины. Поначалу я даже сердилась, мол, почему все хозяйство на мне, я все на себе тяну. А он мне раз сказал: «Я без тебя не смогу, погибну». Как большой ребенок. И все же, хоть толком ничего в дом не покупал, однажды притащил домой четыре стула. Говорит, после съемок «12 стульев» остались. Я ему: «Ну зачем нам такие стулья, они вообще не вписываются». А он: «Давай оставим на память». Относился к своим картинам как к детям.

Леонид Гайдай, Анатолий Папанов и Александр Ширвиндт на съемках фильма «Инкогнито из Петербурга».Фото: RUSSIAN LOOK

— Читала историю, как вы его за луком отправили…

— Да. Шел такой период, когда лук был в дефиците, очереди за ним длиннющие. А Леня инвалид войны, и ему разрешается без очереди. Смотрю, очередь стоит к машине с луком. Иду домой, говорю: «Леня, там такая очередь! Пожалуйста, сходи купи хотя бы килограммчик». Он пошел и исчез на четыре часа. Возвращается — в руках авоська с килограммом лука. Отстоял всю очередь, потому что стеснялся лезть вперед. «Почему ты купил один килограмм, ведь давали три?!» — «Так ты же сказала килограмм!»

У него на столе могла перегореть лампочка, а он говорил: «Слушай, Нинок, там у тебя лампочка перегорела». Он прекрасно водил машину, но когда с ней что-то случалось, мог прийти и сказать: «Нинок, у тебя там что-то капает». Я спрашиваю: где, что? «Ну не знаю, — говорит он, — я посмотрел, а там внизу что-то мокрое». А что капает — антифриз или масло, — его это не интересовало.

Конфликты у нас бывали. Всему виной мелочи. Представляете, человек, собираясь по делам, первым делом надевает ботинки. И потом: «Ой, Нинок! Я папку забыл! Извини, я очки в комнате оставил. Будь любезна, принеси записную книжку…» И так до бесконечности! И каждый день.

— Вы говорили друг другу о любви?

— Нет. Я его спрашивала: «Ты меня любишь?» Он так смотрит на меня, у него глаза становились шире очков: «А что, об этом надо говорить?» Я ему говорю: «Ну а как же? Женщина всегда любит, чтобы ей говорили о любви…» Он: «Да?» И разговор сводил на нет. Хотя было время, когда Леня каждое воскресенье дарил мне цветы.

ИСТОРИЯ ЗНАКОМСТВА

«Большую женщину я не подниму, а маленькую буду всю жизнь на руках носить»

«Свою главную женщину в жизни — первую и единственную жену — Гайдай встретил в Москве, когда учился уже во ВГИКе, — вспоминает писатель Федор Раззаков. — Роман между ними начался случайно. Нина как-то подошла к Леониду и возмутилась: почему, составляя график репетиций, он всегда ставил ее последней? «Я каждый раз ухожу домой в 12 ночи», — сердилась девушка. «А разве тебя никто не провожает? Тогда это буду делать я!» — сказал Гайдай и стал регулярно провожать ее до дома.

— Однажды Леня с таким свойственным только ему чувством юмора говорит: «Ну что мы с тобой все ходим и ходим, давай поженимся!» — рассказывала Нина Гребешкова. — И я это восприняла как очередную шутку. «Да ты что, Леня, — говорю, — ты такой длинный (рост Гайдая был 1 метр 84 сантиметра. — Ф. Р.), а я такая маленькая (у нее — 1 метр 50 сантиметров. — Ф. Р.)». А он мне: «Ну знаешь, Нинок, большую женщину я не подниму, а маленькую буду всю жизнь на руках носить!»

Предложения руки и сердца были и до Гайдая. Но да я ответила только ему. Помню, как сообщила маме, что выхожу замуж. За кого? За Гайдая. Она его знала. У нас бывали все сокурсники, в том числе и он. Мама спросила: «Почему за Гайдая? Ты что, не видишь у него недостатков?» «Они есть у каждого», — ответила я. «Если ты сможешь всю жизнь мириться с его недостатками, то выходи. Но если ты собираешься его перевоспитывать, напрасно потеряешь время». Мама была очень мудрая…

МНЕНИЕ БИОГРАФА

Писатель Федор РАЗЗАКОВ: Поддерживала мастера жизнелюбием

— Нина Гребешкова признавалась, что ее главная роль — это роль жены, — рассказал «КП» писатель Федор Раззаков, автор биографий многих звезд советского кино. — Причем в это понятие она вкладывала двоякий смысл. По жизни ее главная роль — жены режиссера. Но и в кино с легкой руки Гайдая она сыграла много жен: жена Горбункова в «Бриллиантовой руке», жена Брунса в «12 стульях», жена Горбушкина в «Не может быть!», жена Хювянинена в ленте «За спичками». При этом она профессиональная актриса, ее ценили даже корифеи кино. Она в молодости снималась у Данелия, у Пырьева. Когда же фильмы Гайдая стали успешными, все стали говорить: ты играешь у мужа, занята, чего тебя звать? И приглашали мало. А муж из скромности снимал ее только в эпизодических ролях. Думаю, если бы не Гайдай, Нина Гребешкова стала бы ведущей актрисой. Но с таким беспомощным в быту мужем ей приходилось быть ему нянькой, организовывать и отдых, и работу. Гайдаю очень повезло с женой, она посвятила ему свою жизнь, создавая все условия для творчества. В жизни Гайдай не был веселым человеком, скорее весь в себе, самоед. А Гребешкова — абсолютный оптимист, хохотушка. И своим жизнелюбием она заряжала и поддерживала сомневающегося во всем мастера.

Личная жизнь

Нина Гребешкова прожила в браке с Леонидом Гайдаем более 40 лет. Личная жизнь актрисы и кинорежиссера сложилась счастливо. Молодые люди познакомились во ВГИКе. Леонид сразу заметил маленькую хохотушку, но не думал, что Нина станет музой на всю жизнь. Гайдай был старше Гребешковой на 8 лет, прошел войну, был ранен в ногу. Страстью Леонида в то время было кино, но в актрисе молодого режиссера покорили искренность и простота, неиссякаемый оптимизм.

Нина Гребешкова и Леонид Гайдай

Однажды Гребешкова сделала замечание Леониду Гайдаю по поводу грязной рубашки. Мужчина, тронутый такой заботой, признался девушке в любви. Нина шутливо сказала: «Большая разница в росте, плохо будем смотреться вместе». Но вскоре пара расписалась.

Свадьбу отпраздновали скромно. Молодожены поселились в небольшой комнате у родителей Нины Гребешковой. Актриса с первых дней поняла, что живет с гением и приняла это. В первую очередь, девушка стала заботливой женой режиссера, а уже затем -актрисой. Через несколько лет супруги переехали в собственную 3-комнатную квартиру. Бытом занималась Гребешкова: Нина Павловна признается, что забивать гвозди и менять лампочки приходилось самой.

Нина Гребешкова с дочерью

У Нины Гребешковой и Леонида Гайдая – разные характеры. Режиссер предпочитал одиночество, а актриса – общество, к тому же Леонид не хотел детей. Когда Нина Павловна забеременела, муж обрадовался. В единственной дочери Оксане мастер души не чаял, но жене сказал, что больше детей не будет. Нина Павловна мечтала родить 3-4 малышей, но смирилась с решением супруга. Гайдай всю жизнь оставался большим ребенком для Нины Павловны.

После окончания школы Оксана поступила в экономический вуз и, будучи студенткой, вышла замуж. Получив высшее образование, девушка сделала профессиональную карьеру в банковской сфере. В семье дочери Гайдая и Гребешковой тоже родилась дочь — Ольга Худякова. Девушка пошла по стопам матери и получила экономическое образование.

Нина Гребешкова

В 70 лет режиссер заболел – врачи диагностировали отек легкого. Нина Гребешкова постоянно дежурила в палате мужа. В один момент Леонид перестал дышать. Гайдай умер на руках любимой супруги. Актриса говорит, что для нее Гайдай все еще жив, просто вышел ненадолго.

Гребешкова Нина Павловна: семья

В 1953 году влюбленные сыграли свадьбу. Торжество было скромным. Нина и Леонид расписались в одном из столичных ЗАГСов. Дальнейшее празднование проходило дома.

Гайдар обиделся на свою жену. Дело в том, что Нина отказалась брать его фамилию. Все просто: режиссеры и зрители знали ее как Гребешкову.

Семейная жизнь двух творческих людей была далека от идеала. Поначалу молодым приходилось ютиться в комнате родителей Нины. На небольшой площади проживало 5 человек. Это родители нашей героини, ее младший брат и сами молодые супруги.

Со временем удалось решить квартирный вопрос. Л. Гайдай и Н. Гребешкова переехали в 3-комнатные апартаменты. Вскоре у них родилась общая дочь Оксана. Новоиспеченный отец души не чаял в малышке. Но он сразу же заявил жене о том, что больше не хочет детей. Для Нины это оказалось настоящим ударом. Ведь она мечтала о большой семье. Но со временем женщина смирилась с тем, что у нее одна дочь.

Нина Гребешкова сейчас

В 2020 году с участием актрисы вышел фильм-катастрофа Николая Лебедева «Экипаж». Нина Гребешкова исполнила роль пожилой пассажирки самолета, который, прилетев в южную страну, оказался в эпицентре извержения вулкана. В основной актерский состав картины вошли Данила Козловский, Владимир Машков, Елена Яковлева, Агне Грудите, Катерина Шпица. В России кинокартину посмотрели более 5 миллионов зрителей, при этом создатели собрали $ 22 млн.

Нина Гребешкова в фильме «Экипаж»

Сейчас пожилая актриса проводит время, как и большинство российских пенсионеров, на даче. После смерти Леонида Гайдая дом на приусадебном участке сгорел после поджога хулиганами, но вскоре друзья и поклонники режиссера помогли Нине Павловне отстроить его заново. Нина Гребешкова часто бывает на даче, которая расположена недалеко от Звенигорода, занимается садоводством. У артистки живут две кошки – Масяня и Груша.

В 2020 году съемочная группа и дизайнеры передачи «Идеальный ремонт» побывали на загородном участке у заслуженной артистки РФ. После работы мастеров дача полностью преобразилась и стала пригодной для круглогодичного пребывания.

В июле 2020 года телевизионщики вновь заглянули к Нине Гребешковой на приусадебный участок. На этот раз к работе были привлечены ландшафтные дизайнеры, которые преобразили придомовую территорию, построив на участке летнюю беседку. После знакомства с результатом работы мастеров актриса была приятно удивлена.

Фильмография

  • 1950 — «Смелые люди»
  • 1954 — «Испытание верности»
  • 1960 — «Трижды воскресший»
  • 1966 — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
  • 1968 — «Бриллиантовая рука»
  • 1968 — «Доживем до понедельника»
  • 1971 — «12 стульев»
  • 1975 — «Не может быть!»
  • 1976 — «Дни хирурга Мишкина»
  • 1982 — «Спортлото-82»
  • 1988 — «Это было прошлым летом»
  • 1989 — «Частный детектив, или Операция «Кооперация»
  • 2002 — «Каменская-2»
  • 2016 — «Экипаж»

Родилась 29.11.1930, Москва

Нина Павловна Гребешкова родилась 29 ноября 1930 года, в Москве. С детских лет она мечтала быть учительницей именно первых классов. Она очень любила детей, и ей казалось, что общаться с ними очень интересно. Но все сложилось иначе.

Вообще-то такого вопроса в доме Гребешковых не стояло. Однако, получив аттестат, подруга отвела ее во ВГИК. Что такое ВГИК, Гребешкова даже представления не имела. Но, тем не менее, девушка сразу поступила на курс Сергея Герасимова. Гребешковой было 17 лет, ей все нравилось, все казалось прекрасным, возвышенным. Вокруг были люди, которые прошли войну: Лев Кулиджанов, Яков Сегель, Глеб Комаровский, Василий Ордынский. Это был пестрый курс – люди зрелые, уже знающие, что такое жизнь и чего она стоит, и такие легкомысленные, как Нина Гребешкова, как Алла Ларионова, которые больше смеялись, их все развлекало.…

Нина Гребешкова начала сниматься уже с первого курса. В фильме «Смелые люди» студентка играла небольшую роль девочки с куклой. И достаточно было появиться в эпизоде, чтобы весь Гагаринский переулок, в котором жила в то время будущая актриса, начал считать ее кинозвездой. Фильмов-то было тогда мало, и каждую картину смотрели все и по несколько раз. Потом были еще эпизоды, а на третьем курсе уехала в Ленинград сниматься в картине по «Алым погонам» Бирюкова «Честь товарища», в роли Гали Богачевой.

Актриса появилась на экранах страны в начале пятидесятых и сразу же стала любимой и популярной актрисой. Она много и увлеченно работала. Дорогу в большое кино юной очаровательной блондинке открыли фильмы «Честь товарища» и «Беспокойная весна». Начинала Гребешкова с ролей девочек, школьниц, пионерок. Затем играла молодых мам и учительниц. Актрисе посчастливилось сняться у классика советского кинематографа Ивана Пырьева в картине «Испытание верности». Однако следующие фильмы славы актрисе не принесли.

Волею судьбы Нине Гребешковой суждено было стать женой гениального человека – Леонида Гайдая, тем самым, увы, отодвинув себя на второй план. Несмотря на то, что Леонид Иович Гайдай снимал веселые, такие добрые комедии, сам был серьезным, требовательным человеком, не выносил, когда кто–то изображал телячий восторг, радовался без причины.

Однажды Гайдай предложил супруге сняться в эпизоде в его комедии «Кавказская пленница». И актриса, отказавшись от заманчивого предложения другого режиссера, не задумываясь, поехала с мужем на Кавказ. С тех пор Нина Павловна снималась практически во всех фильмах Гайдая и другого, не менее знаменитого режиссера, Данелия.

С Гией Данелия у Леонида Гайдая были замечательные отношения. Они уважали и очень высоко ценили друг друга. Данелия сыграл в жизни Гайдая немалую роль. Взять хотя бы тот факт, что Данелия добился разрешения снимать «12 стульев» и отдал эту возможность Гайдаю, зная, что тот мечтал об этом.

Данелия часто снимал Нину Гребешкову в своих картинах. А после чудной роли в фильме «Слезы капали», Данелия стал звать Гребешкову во все фильмы.

Актриса могла сыграть женщину любой профессии, маму, тетю, деревенскую старушку – самые разные роли. Но комедию для себя считала делом трудным, хотя с определенного времени посвятила себя исключительно комедийному жанру мужа.

Правда, Гайдай снял пятнадцать-шестнадцать фильмов, а у Нины Гребешковой на счету более шестидесяти! Другое дело, что те картины, в которых снималась актриса, практически умерли, не выдержали испытания времени. Да не обидятся режиссеры, ведь они тоже вкладывали душу в свой труд. А гайдаевские выдержали.

А ведь многие артистки страдают, что для них нет ролей… Скорее всего, им просто тяжело бывает опустить планку. А Нине Гребешковой не привыкать — всю жизнь играет эпизоды. Она продолжает и сегодня это делать. А ведь эпизод сложнее сыграть, чем это поначалу кажется. Надо буквально в трех-четырех словах раскрыть образ, характер, да что там — биографию героя! В эпизоде ты либо есть, либо тебя нет. Поэтому, наверное, сыграть маленькую роль так, чтобы она запомнилась, может только талантливый человек.

Говорят, что хороший человек — это не профессия. А Нина Гребешкова сумела доказать обратное. Доказать, что профессия актрисы — не главный ее титул. Главное — она была женой, музой и ангелом-хранителем комедиографа Леонида Гайдая. И поэтому можно смело утверждать, что в его комедиях есть немалая доля трудов его жены.

Да и в бытовом плане Гайдай был человеком совершенно беспомощным. Не то что лампочку вкрутить не мог, но и выключатель — то не всегда находил. Зато цветы жене дарил каждое воскресенье.

И вообще человеческий фактор играл в жизни Гайдая и Гребешковой большую роль – в работе, в семье, в быту. Наш человек или не наш человек, порядочный или непорядочный. Вот это как-то определяло круг людей. Они не дружили с кем-то очень близко, не ходили в гости, не собирали застолья. Но многое выяснилось после того, как Гайдай ушел. …Леонид Гайдай умер на глазах жены от воспаления легких. Это оказалась тромбоэмболия легочной артерии — тромб заклинил артерию.

Фильмография:

1950 Смелые люди 1951 Спортивная честь 1953 Сеанс гипноза 1953 Честь товарища 1954 Испытание верности 1956 Беспокойная весна 1957 Звездный мальчик 1957 Ботагоз 1959 Девочка ищет отца 1959 Му-му 1960 Нормандия — Неман 1960 Трижды воскресший 1961 Чужой бумажник 1961 Жизнь сначала 1962 Остров Ольховый 1963 Слепая птица 1964 Вызываем огонь на себя 1964 Приключения Толи Клюквина 1964 Сказка о потерянном времени 1966 Кавказская пленница или Новые приключения Шурика 1968 Бриллиантовая рука 1968 Доживем до понедельника 1971 Двенадцать стульев 1975 Не может быть! 1975 Шире шаг, маэстро 1976 Дни хирурга Мишкина 1977 Гармония 1978 Живите в радости 1980 За спичками 1982 Спортлото-82 1982 Слезы капали 1984 Любочка 1984 Неизвестный солдат 1985 Дайте нам мужчин! 1985 Опасно для жизни! 1988 Француз 1989 Частный детектив, или Операция «Кооперация» 1993 Настя 1995 Орел и решка 1998 Дар Божий 1999 Поклонник 2000 Медики 2001 Лавина 2002 Железнодорожный романс 2004 Странствия и невероятные приключения одной любви – сериал

Раздел Актёры

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]