Музыка барокко: какой она была? Рыжий священник Вивальди и «Времена года»


Биография

Антонио Лучиано Вивальди – итальянский композитор, дирижер, педагог, скрипач-виртуоз, автор 500 концертов для соло инструментов и оркестра, 90 опер, гений, чьи произведения были преданы забвению в течение 200 лет.

Антонио родился 4 марта 1678 года в Венеции в семье цирюльника и музыканта Джованни Баттиста Вивальди и его супруги Камиллы. Джованни был родом из Брешии, а в 10 лет поселился в Венеции вместе с матерью. В те времена цирюльники брили, стригли, завивали и помадили клиентов, а также развлекали их музицированием.

Антонио Вивальди в молодости
Антонио Вивальди в молодости

Вивальди-старший совмещал парикмахерское искусство с игрой на скрипке. Джованни стал скрипачом в капелле собора Святого Марка, также его имя значится в списке основателей музыкального общества и даже на титульном листе одной оперы, датированной 1689 годом.

Директором упомянутого общества был композитор и автор опер Джованни Легренци. На основании этих фактов составители биографии Вивальди пришли к выводу, что композитор талантом и первыми шагам на музыкальном поприще обязан отцу, который привил сыну любовь к скрипке и передал собственные навыки, идеальный слух и мастерство игры. Также существует версия, что юный Антонио обучался у Джованни Легренци.

Обстоятельства рождения Вивальди-младшего позволили выяснить точную дату его появления на свет. Дело в том, что мальчик родился недоношенным, на седьмом месяце. Акушерка, принимавшая роды, посоветовала сразу крестить ребенка на случай внезапной смерти. Спустя пару часов после рождения младенца уже окрестили, о чем свидетельствует запись в церковной книге.

Церковь Святого Иоанна в Брагоре, где в 1678 году был крещён Антонио Вивальди

По легенде, в тот день в Венеции произошло землетрясение, и ребенок родился раньше положенного срока. Камилла якобы дала обет отдать сына в священнослужители, если он выживет. Удивительно, но Антонио выжил, хоть и отличался слабым здоровьем и субтильным строением.

Из-за астмы мальчику было трудно передвигаться, под запретом оказались и духовые инструменты. Зато любимая с младенчества скрипка была в полном распоряжении будущего маэстро, и с 10 лет Антонио заменял отца, играя в капелле Святого Марка.

Собор святого Марка в Венеции

С 13 лет Вивальди-младший исполнял должность «вратаря» при соборе, открывая врата храма. Затем состоялось еще несколько посвящений юного служителя церкви в более высокие должности. Мессу Антонио служил лишь один раз, ему сделали послабление ввиду слабого здоровья, и юноша получил возможность посвятить себя музыке.

В те времена венецианские священники совмещали написание концертов, духовной музыки со служением Богу. Это считалось столь же естественным, как и наличие музыкальных инструментов в каждой цирюльне. В XVII веке Венецианская республика была одной и самых просвещенных и культурных стран мира, а в области оперы, светской и духовной музыки задавала тон остальной Европе.

Антонио Вивальди – выдающийся композитор и исполнитель эпохи барокко

Подробности Категория: Европейская классическая музыка XVII-XVIII веков Опубликовано 14.12.2018 18:21
Произведения Антонио Вивальди популярны во всём мире. Но так было не всегда.

При жизни (в течение первой половины XVIII в.) композитор был широко известен, его знали как создателя сольного инструментального концерта. Современники называли его «великим, непревзойдённым, восхитительным сочинителем». Концерты Вивальди служили образцом даже для таких композиторов, как И.С. Бах, П. Локателли, Д. Тартини, Ж.-М. Леклер и др. В эпоху музыкального барокко это были известные имена. Бах даже переложил для клавира 6 скрипичных концертов Вивальди, из 2-х сделал органные концерты и один переработал для 4-х клавиров – настолько его восхищала своей ясностью и стройностью гармонии, совершенной скрипичной техникой, мелодичностью музыка Вивальди.

Предположительный портрет Вивальди Но прошло некоторое время, и Вивальди был почти забыт. Его произведения перестают исполняться, даже черты его облика вскоре забываются: до сих пор его портреты считают лишь предположительно принадлежащими ему. И только в середине XX в. неожиданно возник интерес к его творчеству, в том числе и к биографии, о которой известно мало. С чем был связан этот возродившийся интерес? Видимо, настоящее искусство, даже временно забытое, не может долго лежать под спудом – золото всё равно заблестит. Но возможно, Вивальди просто опережал своё время, и после его смерти современники не могли на его уровне принять его музыку. Австрийский ученый Вальтер Коллендер именно это и утверждал: Вивальди опередил на несколько десятилетий развитие европейской музыки в использовании динамики и чисто технических приемов скрипичной игры. Таким образом, в наши дни его искусство получило вторую жизнь.

Ванесса Мэй, британская скрипачка китайско-тайского происхождения, виртуозно исполняет произведения Вивальди в современной аранжировке

Музыка

В 25 лет Вивальди стал преподавать искусство игры на скрипке в венецианской консерватории Ospedale della Pietà. Консерваториями тогда именовались школы-приюты при монастырях, где обучались сироты и дети, чьи родители были не в состоянии их обеспечивать. Финансировались эти школы из средств республики.

Консерватория «Пиета» в Венеции

Приюты для девочек специализировались на гуманитарных науках, особое внимание уделялось пению, музыке, исполнению духовных мелодий, псалмов и песнопений. Мальчикам, из которых готовили торговцев и ремесленников, преподавали точные науки.

Антонио Вивальди стал мастером скрипки для юных воспитанниц приюта, а затем и учителем альта. В его обязанности входило ежемесячное написание концертов, кантат, вокальных произведений для солистов и хора, а также создание новых ораторий и концертов к каждому церковному празднику. Кроме того, учитель лично занимался с сиротами музыкой, игрой на инструментах и вокалом, репетировал и оттачивал мастерство девушек.

Вивальди работал в Pietà с 1703 года по 1740 год, не считая восьмилетнего перерыва с 1715 по 1723 годы, а с 1713 года стал директором консерватории. Все эти годы композитор неустанно трудился, только для приюта им написано более 60 произведений, включая кантаты, концерты для сольных, хоровых, оркестровых выступлений.

В 1705 и 1709 годах венецианские издательства опубликовали два опуса Вивальди по 12 сонат, в 1711 году – 12 концертов под названием «Гармоническое вдохновение». В те же годы о юном и талантливом композиторе впервые услышали за пределами Италии. В 1706 году Вивальди выступил во французском посольстве, а через три года его ораторию прослушал датский король Фредерик IV, которому Антонио впоследствии посвятил 12 сонат.

В 1712 году музыкант познакомился с немецким композитором Готфридом Штельцелем, а спустя пять лет Вивальди на три года переселился в Мантуи по приглашению князя Филиппа Гессен-Дармштадтского.

Антонио Вивальди

С 1713 года композитор увлекся новым для себя видом музыкального искусства – светской оперой. Первой написанной Вивальди оперой стала «Оттон на вилле». Талантливого молодого человека заметили импрессарио и меценаты, и вскоре Антонио получил заказ владельца театра Сан-Анджело на новую оперу.

По заявлению композитора, в период с 1713 по 1737 год он написал 94 оперы, но до наших дней дошло только 50 партитур с подтвержденным авторством великого Вивальди. Автора опер ждал ошеломительный успех, но светская слава Вивальди оказалась недолгой. Искушенная в музыке венецианская публика вскоре нашла себе новых кумиров, и оперы Антонио вышли из моды.

В 1721 году маэстро посетил Милан, где представил драму «Сильвия», а на следующий год вернулся с ораторией на библейскую тему. С 1722 по 1725 год Вивальди жил в Риме, где писал новые оперы и выступал перед папой по личному приглашению. Для музыканта-священнослужителя это событие было огромной честью.

В 1723-1724 годах Вивальди написал знаменитые концерты, ошибочно именуемые в СНГ «Времена года» (правильное название – «Четыре времени года»). Каждый из скрипичных концертов посвящен весне, зиме, лету и осени. По мнению большинства критиков и исследователей, эти концерты являются вершиной творчества маэстро.

Революционность гениальных произведений состоит в том, что человеческое ухо отчетливо улавливает в музыке отражение процессов и явлений, свойственных тому или иному сезону. Так, в песне скрипки можно услышать шум бури и лай собак, комариный писк и бурление ручьев, детские голоса, трели птиц узнаваемых пород и даже падение конькобежца на льду.

Австрийский император Карл VI

Гастроли и странствия привели маэстро к знакомству с австрийским императором Карлом VI. Король был большим поклонником творчества Вивальди, и между ними завязались дружеские отношения. Удивительно, но по мере снижения популярности к музыке композитора на родине, в Венеции, росла его слава в Европе, при дворах французского и австрийского королей.

Под конец жизни удача оставила блистательного композитора, и он был вынужден продавать свои сонаты за копейки, лишь бы не прозябать в нищете. Разочаровавшись в венецианцах, разлюбивших его творения, Антонио Вивальди решил перебраться в Вену, «под крылышко» к царственному почитателю его таланта, Карлу VI.

К сожалению, вскоре после переезда композитора в Вену император скончался, потом началась война, и о маэстро забыли.

Антонио Вивальди

Антонио Вивальди — знаменитый итальянский композитор, скрипач, талантливый дирижер и педагог. 4 марта 1678 года в Венеции в семье Джованни Баттисты Вивальди появился на свет семимесячный Антонио Лучио Вивальди

. После Антонио в семье родились еще двое сыновей и три дочери, однако, никто из них не стал музыкантом. Первые уроки музыки Антонио получил от отца — скрипача в оркестре собора Сан-Марко. Очень рано проявилось его поразительное музыкальное дарование. В десятилетнем возрасте Антонио часто замещал отца в оркестре. Согласно некоторых источников уроки композиции Вивальди получил у знаменитого Дж. Легренци. Свое первое музыкальное сочинение он создал в 1691 году. В пятнадцатилетнем возрасте Антонио решает стать священником. 18 сентября 1693 г. он получил тонзуру и назначен «вратарем» — служителем, отворяющим врата храма. Приняв три низших и еще две высших степени священства, в 1700 г. Вивальди стал дьяконом, еще через три года он получил звание священника, что давало ему право служить обедню. Музыка по-прежнему являлась его главным увлечением. В начале 1700-х он занимался у знаменитого скрипача и композитора Италии — Арканджело Корелли.

Получив звание священника, в сентябре 1703 года Вивальди пригласили давать уроки скрипки в одну из лучших консерваторий Венеции — «Оспедале делла Пиета».

Перед Вивальди открылись блестящие возможности для осуществления творческих замыслов. Для своих учеников он создает оратории, кантаты, сонаты, концерты, произведения других жанров. В 1706 году впервые произошло его блестящее публичное выступление. Параллельно он занимается с хористами, дирижирует оркестром, является руководителем концертов и преподает теорию музыки. Особое внимание Вивальди уделяет инструментальной музыке. Впервые перед музыкальной общественностью Венеции Вивальди предстает как автор трио-сонат. В 1705 году были изданы 12 его сонат под опусом 1. Второй опус был опубликован в 1709 году, в него вошли 12 сонат для скрипки в сопровождении чембало. Известно 78 произведений, написанных Вивальди в жанре сонаты для скрипки или нескольких инструментов. В 1711 году Вивальди назначен твердый годовой оклад, в 1713 году он становится главным композитором женской консерватории «Пьета».

Известность Вивальди выходит за пределы родной Венеции, его произведения издаются за пределами Италии. В 1712 году в Амстердаме выходят его знаменитые 12 концертов, написанных для одной, двух и четырех скрипок. В этот же период композитор начинает писать оперы и принимает активное участие в их постановке. «Отгон на вилле» стала его первой оперой, поставленной в 1713 году. За второй оперой «Роланд, притворяющийся безумцем» последовало еще несколько успешных премьер, принесших Вивальди славу оперного композитора.

В 1720 году Вивальди находится на службе у маркграфа Филиппа фон Гессен-Дармштадского в Мантуе. Здесь Вивальди знакомится с оперной певицей А. Жиро и ее сестрой Паолиной.

Анна и Паолина стали постоянными верными спутницами знаменитого композитора в его многочисленных путешествиях. Тесная связь с сестрами Жиро вызывала недовольство церковников, которые усматривали в этом отклонение от норм поведения священника. Несмотря на эти нападки, Вивальди с глубоким уважением относился к своим спутницам и всегда отстаивал их честь и достоинство. После трех лет службы в Мантуе композитор вернулся в Венецию. В 1725 году выходит цикл композитора, названный «Искус гармонии и инвенции», куда вошли его знаменитые концерты «Времена года». Всего известно 28 инструментальных программных произведений композитора. Поразительна творческая разносторонность и продуктивность композитора. В 1735 году в Вероне исполняются «Аделаида» и «Тамерлан», в 1736 году во Флоренции с потрясающим успехом прошла «Джиневра, принцесса шотландская».

Однако 16 ноября 1737 года композитору был запрещен въезд в Феррару от имени кардинала Руффо,
что означало дискредитацию композитора как духовного лица. Основной причиной тому была его связь с Анной Жиро. В конце 1740 года композитор навсегда покидает Венецию и переезжает в Вену. Произведения великого композитора в этот период не были отмечены прежней огромной популярностью. Всеми забытый и больной великий композитор Антонио Вивальди умер 28 июля 1741 года. Пройдет немного времени и музыка великого композитора будет заставлять замирать от восторга его благодарных потомков.

Личная жизнь

В качестве священнослужителя Антонио Вивальди дал обет безбрачия, который соблюдал на протяжении всей жизни. И все же недоброжелатели сумели усмотреть нарушение приличий в его близких отношениях с одной из воспитанниц консерватории Pietà, Анной Жиро и ее сестрой Паолиной.

Вивальди был учителем и наставником Анны, которая, по воспоминаниям современников, привлекала внимание публики не силой и диапазоном голоса, а актерским дарованием. Для этой девушки композитор писал лучшие из опер, сочинял арии и проводил вместе время на родине и в разъездах.

Сестра Анны, Паолина, боготворила маэстро и стала при нем добровольной медсестрой и сиделкой, помогая справляться с врожденными недугами и телесной слабостью. Высшее духовенство долгое время смотрело сквозь пальцы на увлечение маэстро светской музыкой и операми, но простить ему постоянное пребывание рядом двух молодых девушек не смогло.

В 1738 году кардинал-архиепископ Феррары, где должен был состояться очередной карнавал с неизменными операми, не пустил Вивальди и его спутниц в город, а также повелел отслужить мессу ввиду грехопадения композитора.

Значение слова вивальди

Примеры употребления слова вивальди в литературе.

Адамович Георгий — 190,191,194, 291,308 Андропов Юрий — 127,128 Анненский Иннокентий — 295, 314 Анреп Борис — 247 Ахматова Анна — 7,10,13,14,30, 36,43,45,47,50,56-59,93,100, 101,106,108,109,138,142-144, 157,161,181,190,192,204,206, 213-215,218,223-228,230-256, 261-278,289,295,310,312-314, 317 Багрицкий Эдуард — 308 Байрон Джордж — 5,51,96,138-140,149,152,233,272 Бакст Леон- 173 Баланчин Джордж- 189,190,193,196,197,291,292 Баратынский Евгений — 52,56,173,227-230 Барышников Михаил — 177,179-181,184,214,283,296,297,302-305,307 Батюшков Константин — 51 Бах Иоганн-Себастьян — 100, 204,213,240,241,263 Бахтин Михаил — 174,290 Беккет Сэмюэл — 14,135 Белый Андрей — 150,289 Бенкендорф Александр — 107 Бердяев Николай — 49,191 Берия Лаврентий — 55 Берковский Наум — 230 Берлин Исайя — 173,181,247,248,266,269 Бернс Роберт — 34 Берриман Джон — 145 Бетховен Людвиг ван — 44 Битов Андрей — 287 Блерио Луи — 246 Блок Александр — 22,50,155,227,228,233,240,251,274,275,277,288,295,301,314 Бобышев Дмитрий — 226,227,232 Бодлер Шарль-
Вивальди, Глюк, Гайдн, Витали, Моцарт, Боттезини, Сен-Санс, Бизе-Борн, Венявский, Чайковский, Гранадос, И.

Богдан был бы отнюдь не прочь поговорить с нею после кончерто и обсудить прелести Вивальди.

При этом счеты Вивальди были изготовлены из золотых проволочек, по которым передвигались отшлифованные в форме призмочек, прилегающие друг к другу кристаллы рубинов, изумрудов, ониксов и черных агатов.

В программе: Корелли, Тартини, Вивальди РЗК Концерт хоровой музыки Дирижеры — ассистенты-стажеры кафедры хорового дирижирования Концертный зал им.

Серебряная женщина сыграла на электрическом пианино Вивальди, а серебряный мужчина спел под аккомпанемент футуристическую мелодию голосом.

Во всяком случае, отношения Вивальди с клерикальными кругами продолжали накаляться, и вскоре он, ссылаясь на свое плохое здоровье, публично отказался служить мессу.

Скрипичные концерты Вивальди очень скоро приобрели широкую известность в Западной Европе и особенно в Германии.

По-видимому, Вивальди не был удовлетворен доходами от публикаций своих концертов, и в 1733 г.

В самом деле, с этих пор новых оригинальных опусов Вивальди не появлялось.

В нашей стране Вивальди является одним из наиболее часто исполняемых и наиболее любимых композиторов.

Многие инструментальные сочинения Вивальди имеют программные подзаголовки.

Уже при жизни Вивальди прославился как выдающийся знаток оркестра, изобретатель многих колористических эффектов, он много сделал для развития техники игры на скрипке.

Кто знает, быть может, он с удовольствием слушает Вивальди и даже читает Диккенса?

Диккенс и Вивальди, — прошептала она, — Возвращайся ко мне, Майкл, прошу тебя.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Смерть

Гениальный композитор скончался в бедности и одиночестве на чужбине, в Вене. Жизнь Антонио Вивальди оборвалась 28 июля 1741 года. Его имущество было описано и продано за долги, а тело погребено на кладбище для городских бедняков. Только спустя месяц после кончины Антонио его младшие сестры получили печальное известие.

Скульптурная композиция в Вене, посвященная Антонио Вивальди

После смерти имя Вивальди было незаслуженно забыто. Пожалуй, только Иоганн Себастьян Бах искренне и глубоко любил музыку итальянца, долгое время оставаясь его единственным верным почитателем. Бах расшифровал десять концертов Вивальди для разных инструментов и оркестра, и наследие венецианского композитора оказало ощутимое влияние на творчество органиста-виртуоза.

Интересные факты

  • Большая заслуга в исследовании и открытии шедевров Вивальди для потомков принадлежит итальянскому музыковеду Альберто Джентили, который обнаружил 14 томов сочинений композитора в начале XX века.
  • Антонио Вивальди – первый композитор, создавший концерты для скрипки и оркестра, двух, четырех скрипок и двух мандолин.
  • Единственный цветной портрет Вивальди, который знаком всем по фото в учебниках, вполне может быть изображением совершенно другого человека (на картине не указаны инициалы, а сам портрет не похож на другие портреты композитора).

Знаменитый цветной портрет Антонио Вивальди

  • У маэстро было прозвище «рыжий священник» из-за медного цвета волос, редкого среди венецианцев.
  • Вивальди прославился еще и тем, что мог за пять дней написать трехактную оперу и десятки музыкальных вариаций на одну тему.
  • Пресловутое «Танго смерти», приписываемое Вивальди, на самом деле композиция под названием Palladio современного композитора Карла Дженкинса, а «Эльфийская ночь (песнь)» — песня группы Secret Garden.
  • Композиция «Летняя гроза (шторм)» из цикла «Времена года» в исполнении Ванессы Мэй – одна из самых популярных в мире мелодий.

Вивальди А.

(Vivaldi) Антонио (4 III 1678 (?) Венеция — 28 VII 1741, Вена) — итал. композитор, скрипач, дирижёр и педагог. Учился у своего отца Джованни Баттисты В. — скрипача капеллы собора св. Марка в Венеции и, по-видимому, у Дж. Легренци. Рано прославился виртуозной игрой на скрипке. С 1703 преподаватель (maestro di violino), позднее дирижёр оркестра и руководитель концертов, с 1713 также директор жен. консерватории «Пиета» («Ospedale della Pietа»). В обязанности В. входило сочинение музыки для многочисл. светских и духовных концертов этой консерватории. Профессию музыканта В. соединял с духовным саном аббата-минорита, но затем был отрешён от сана священнослужителя за «недозволенное» поведение во время церковной службы. В. участвовал в театр. жизни Венеции, отдавая много сил постановкам собственных опер (репетировал с труппами, дирижировал спектаклями, нередко выступал в качестве импрессарио). Шумная и праздничная жизнь Венеции, карнавалы и маскарады, блеск театр. представлений, богатый городской песенный фольклор оставили глубокий след в творчестве В. В 1718-22 В. находился на службе при дворе в Мантуе. Последующие годы концертировал в Италии и других европейских странах. В 1725 был отстранён от работы в консерватории, с 1735 восстановлен в должности капельмейстера. Вскоре, в результате столкновений с клерикальными кругами, В. покинул Венецию и переселился в Вену, где провёл последние годы жизни. Несмотря на широкую известность, В. умер в бедности.

В. прославился как дирижёр, скрипач, педагог и композитор. Под его рук. концерты оркестра «Della Pietа» завоевали европ. известность. Особенно поражала новая «ломбардская» (драматизированная) манера игры и виртуозность В. Распространению стиля игры В. среди европ. скрипачей способствовала популярность его скрипичных концертов — необычных для того времени по форме и фактуре. В. не оставил после себя «школы» подобно А. Корелли и Дж. Тартини (среди его учеников, завоевавших известность, можно назвать лишь Дж. Сомиса и Л. Мадониса), но он обладал разносторонним педагогич. талантом, занимался с певицами, в т. ч. с Ф. Бордоньи.

Велико творческое наследие В. Композитор создал 465 инстр. концертов. Писал также оратории, светские кантаты, культовую музыку. Оперное творчество В. (св. 40 опер, многие на историч., мифологич. сюжеты; либр. П. Метастазио, Ф. Сильвани, Д. Лалли, А. Дзено и др.) способствовало развитию оперного жанра, оказало влияние на многих композиторов (в т. ч. на Г. Ф. Генделя), но не было по достоинству оценено современниками. В инстр. произв. раннего периода (трио-сонаты ор. 1 и др.), несмотря на сильное воздействие А. Корелли, проявляется уже самобытная творч. манера композитора (особенно в остро очерченных начальных темах). С самого начала В. игнорирует церк. жанр и пишет лишь в камерном (его сонаты — ни что иное, как сюиты). Трио-сонаты, с точки зрения скрипичной техники, довольно скромны. Примыкающие к ним (по общему мелодич. стилю и технич. использованию скрипки) 2 сб-ка сольных сонат для скрипки и баса (ор. 2 и ор. 5), в к-рых свободно трактуется сонатная форма, — существенная веха в становлении сонатного аллегро. Историч. значение творчества В. — в создании сольного инстр. концерта: композитор как бы подвёл итог длительному процессу (от нач. 17 в. до сер. 18 в.) непрерывного нарастания в скрипичном иск-ве концертирующих элементов. Основываясь на concerto grosso родоначальника новой инстр. музыки Корелли, В. сделал значит. шаг вперёд по сравнению со своим предшественником в смысле масштабов развития, разнообразия средств выражения, динамичности и экспрессивности музыки. Предклассич. сольный инстр. концерт В. — ансамблевая пьеса для небольшого состава смычковых инструментов во главе со скрипкой (это наиболее типичный состав, хотя мн. сольные концерты В. написаны для самых разл. инструментов: виолончели, виоль дамур, мандолины, флейты, гобоя, фагота, трубы и др.). Установленная В. динамичная 3-частная циклич. форма концерта (быстрая, энергичная первая часть и блестящий, живой финал, обрамляющие небольшую певучую среднюю часть) выражала художеств. идеалы иск-ва «хорошо организованного контраста». Сольный инстр. концерт В. был рассчитан на более широкую аудиторию, чем сольная соната Корелли: этой муз. форме присущи элементы «зрелищности», выявляющиеся в состязании солиста и оркестра (по выражению Б. В. Асафьева — в ней было что-то от театра, дискуссии). В непрестанном чередовании tutti и solo, целого и части (в этом нашла своеобразное преломление ритурнель) раскрывается смысл формы концерта и, вместе с тем, создаётся игра звуковыми массами и звуковыми светотенями. В. был великим мастером этих рембрандтовских приёмов в музыке. В муз. содержании концертов В. воплощены черты, характерные для «позднего барокко». В его концертах впечатляет, с одной стороны, монументальность, пафос (в особенности в первых частях), с другой — мягкая лирика медленных средних частей.

A. Вивальди. Фрагмент из скрипичного концерта d-moll. Автограф.

Большинство его adagio — это род лирич. арии, где в центре внимания слушателя — виртуоз, выражающий собств. индивидуальность, подобно певцу в кульминац. моментах оперы. Музыка B. впитала элементы красочного венецианского муз. фольклора, богатого напевными канцонами, баркаролами, зажигательными танц. ритмами, — отсюда конкретность, изобразительность тематизма его концертов. Широко распространён у В. излюбленный в итал. нар. музыке размер 6/8 (размер мн. итал. нар. танцев). Особенно разнообразно трактуется танц. форма сицилианы. Вместе с тем в концертах В. творчески переработал стилистич. особенности монумент.-декоративного иск-ва венецианской вок.-инстр. полифонич. школы, с её системой «cori spezzati». Применяя часто аккордово-гармонич. склад, он мастерски использовал полифонич. линеарную манеру письма, охотно прибегал к контрапунктич. формам, к-рые выдвинул муз. ренессанс 16-17 вв. Один из крупнейших мастеров инстр. фуги (совершенный её образец — 1-я ч. концерта d-moll, op. III, No 11), В. оказал влияние на формирование творчества И. С. Баха, предвосхитил грандиозное иск-во фуги нем. композитора. Концерты В. расширили выразительные и технич. средства скрипки и инстр. ансамбля. Скрипичная техника их разнообразна: стремит. пассажи, арпеджио, тремоло, пиццикато, двойные ноты (вплоть до труднейших растяжений децим), эффекты игры флаутато, скордатура, применение самого высокого регистра (до 12-й позиции). Этим В. способствовал развитию колористич. стороны скрипичной игры. В. может быть назван отцом программного симфонизма. Равного его 4-частному циклу «Времена года» op.VIII, No 1-4 («Quattro Staggione», для главной скрипки — violino principale, струн. квинтета, органа и чембало) не знает муз. иск-во вплоть до «Пасторальной симфонии» Л. Бетховена. В. выступает в этом произв. не как имитатор природы, а как великий реалист, выражающий своё лирич. восприятие окружающего мира. Программны по своему замыслу и мн. концерты В.: «Охота» («La Caccia», op. VIII, NoNo 9, 10), «Буря на море» («La Tempesta di Mare», op. VIII, No 5, op. X, No 1), «Пастушка» («La Pastorella»), «Тревога» («L’Inquietudine»), «Отдых» («Il Riposo»), «Ночь» («La Notte», op. X, No 2), «Фаворит» («Il Favorito» op. XI, No 2), «Щеглёнок» («Il Cardellino», op. X, No 3) и др. Концерт «Ночь» для фагота или флейты, смычкового ансамбля и чембало, отличающийся тончайшей звукописью, изобилует смелыми колористич. и гармонич. находками.

Существен вклад В. в развитие инструментовки. Он применил гобои, валторны, фаготы, трубы, англ. рожок не как дублирующие голоса, а как самостоят. мелодич. инструменты. Инстр. концерт В. открыл путь новой классич. симфонии.

Творчество В., подвергавшееся к концу жизни композитора критике современников (Б. Марчелло, К. Гольдони, И. Кванц и др), после его смерти было забыто. Возрождение интереса к музыке В. связано с открытием в кон. 20-х гг. 20 в. итал. музыковедом А. Джентили рукописей В. (300 концертов, 19 опер, духовные и светские вок. сочинения). Основанный в Сиене Итальянский институт Антонио Вивальди, возглавляемый Ф. Малипьеро, положил начало публикации полного собр. сочинений В. Значит. вклад в изучение творчества В. внесли франц. музыковед М. Пеншерль и нем. — В. Кольнедер.

Сочинения: оперы (27) в т. ч. Роланд — мнимый безумный (Orlando fiato pozzo, 1714, т-р «Сант-Анджело», Венеция), Нерон, ставший Цезарем (Nerone fatto Cesare, 1715, там же), Коронация Дария (L’incoronazione di Daria, 1716, там же), Обман, торжествующий в любви (L’inganno trionfante in amore, 1725, там же), Фарначе (1727, там же, позднее также под назв. Фарначе, правитель Понта), Кунегонда (1727, там же), Олимпиада (1734, там же), Гризельда (1735, т-р «Сан-Самуэле» Венеция), Аристид (1735, там же), Оракул в Мессении (1738, т-р «Сант-Анджело», Венеция), Ферасп (1739, там же); оратории — Моисей, бог фараона (Moyses Deus Pharaonis, 1714), Торжествующая Юдифь (Juditha Triumphans devicta Holofernis barbarie, 1716), Поклонение волхвов (L’Adorazione delli tre Re Magi, 1722); светские кантаты (56), в т. ч. 37 для голоса с бассо континуо, 14 для голоса со струн. оркестром, большая кантата Глориа и Гименей (1725); серенады для 1-4 голосов, в т.ч. Празднующая Сена (La Senna festeggiante, 1729); культовая музыка (ок. 55 произв.), в т. ч. Stabat Mater, мотеты, псалмы и др.; инстр. произв. — 76 сонат (с бассо континуо), в т. ч. 30 для скр., 19 для 2 скр., 10 для влч., 1 для скр. и влч., 2 для лютни и скр., 2 для гобоя; 465 концертов, в т. ч. 49 кончерти гросси, 331 для одного инструмента с бассо континуо (228 для скр., 27 для влч., 6 для виоль дамур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины), 38 для 2 инструментов с бассо континуо (25 для скр., 2 для влч., 3 для скр. и влч., 2 для валторн, 1 для мандолин), 32 для 3 и более инструментов с бассо континуо.

Оригинальные издания (op. I-XIV): ор. I, Sonate (12) da Camera (a tre), due violini e violone о cembale (Venezia, 1705, Amst., 1712-13), op. II, Sonate (12) a violino e basso continuo per il cembalo (Venezia, 1709, Amst., 1712-13), op. III, L’Estro armonico, 12 concerti (Amst., 1712 c), op. IV, La Stravagenza, 12 concerti a violino e basso continuo (Amst., 1712-13 c), op. V, Sonate (6), 4 a violino solo e basso, 2 a due violino e basso continuo (Amst., 1716 c), op. VI, Concerti (6) a cinque stromenti; tre violini, alto viola e basso continuo (Amst., 1716-17), op. VII, Concerti (12) a cinque stromenti; tre violini, alto viola e basso continuo (Amst., 1716-17), op. VIII, Il Cimento dell’Armonia e dell’Invenzione, 12 concerti (Amst., 1725 c), op. IX, La Cetra, 12 concerti (Amst., 1728), op. X, Concerti (6) a flauto traverso, violino 1 e 2, alto viola, organo e violoncello (Amst., 1729-30 c), op. XI, Concerti (6) a violino principale, violino 1 e 2, alto viola, organo e violoncello (Amst., 1729-30), op. XII, Concerti (6) a violino principale, violino 1 e 2, alto viola, organo e violoncello (Amst., 1729-30), op. XIII, Il pastor fido (6) sonates pour la musette, viola, flыte, hautbois, violino e basso continuo (P., 1737 c), op. XIV, Sonates (6) violoncello solo col basso continuo (P., 1740).

Тематич указатели: Altmann W, Thematischer Katalog der gedruckten Werke Antonio Vivaldis, «AfMw», IV, 1922, Genti1i A., La raccolta Mauro Foa nella Biblioteca Nazionale di Torino, «RMI», XXXIV, 1927; Rudge О., Catalogo tematico delle opere strumentali…, opere ed oratorii di Antonio Vivaldi, в сб.: Antonio Vivaldi: note e documenti, Siena, 1939; eё жe, Opere vocali attribuite a Antonio Vivaldi, в сб.: La scuola veneziana, Siena, 1941; Rinaldi M., Catalogo numerico tematico delle composizioni di Antonio Vivaldi, Roma, 1945; Pincherle M., Antonio Vivaldi… v. 2, Inventoire thйmatique, P., 1948; Вerri R., Indice discografico vivaldiano, Mil., 1953; Kolneder W., Zur Frage der Vivaldi-Kataloge, «AfMw», XI, 1954; Antonio Vivaldi, indice tematico di 200 opere strumentale Istituto italiano Antonio Vivaldi, Mil., 1955, Jung H. R., Die Dresdener Vivaldi-Manuskripte, «AfMw», XII, 1955.

Письма: Stefani T., Sei lettere di Antonio Vivaldi, Venezia, 1871, Rudge O., Lettere e dediche di Antonio Vivaldi, Siena, 1942.

Литература: Rьhlmann J., Antonio Vivaldi und sein EinfluЯ auf J. S. Bach, «NZfM», 1867, No 45-47; Waldersee P. von, Antonio Vivaldis Violinkonzerte unter besonderer Berьcksichtigung der von J. S. Bach bearbeiteten, «VfMw», I, 1885; Gentili A., Vivaldi, «RMI», XXIV, 1917; Salvatori A., Antonio Vivaldi. Il Prete Rosso: note biografiche, «Revista Mensile della Citta di Venezia», 1928, Augusto; Luсiani S. A., Antonio Vivaldi, «Bolletino bibliografico musicale», III, 1928, Januaro; Rinсher1e M., Vivaldi e gli ospedali di Venezia, «Ras. mus.», II, 1929; его же, Vivaldi, P., 1955, на англ. яз. — Vivaldi, Genius of the Baroque, N. Y., 1957; Gallo R., Antonio Vivaldi, il Prete Rosso: la famiglia, la morte, «Ateneo veneto», 1938, dicembre; Antonio Vivaldi: note e documenti (red. A. Casella, V. Morteri, S. A. Luciani), Siena, 1939; Abbado M., Antonio Vivaldi, Torino, 1942; Torre-franca F., Problemi vivaldiani, KongreЯbericht, Basel, 1949; Rina1di M., Antonio Vivaldi, Mil., 1943; его жe, La data di nascita di Antonio Vivaldi, Siena, 1953; Kolneder W., Vivaldi als Bearbeiter eigener Werke, «Acta musicologica», XXIV, 1952; его же, Das Frьhschaffen Antonio Vivaldis. KongreЯbericht, Utrecht, 1952; его же, Antonio Vivaldi. Neue Studien zur Biographie und Stilistik seiner Werke, Lpz., 1955 (Diss.); его же, Auffьhrungspraxis bei Vivaldi, Lpz., 1955; его же, Die Solokonzertform bei Vivaldi, StraЯburg — Baden-Baden, 1961; его же, Antonio Vivaldi, 1678-1741. Leben und Werk, Wiesbaden, 1965; Вie11a G., Antonio Vivaldi. La data di nascita, «Musica sacra», 1963, No 2; Giazottо R., Vivaldi, Mil., 1965; Gaullois J., Antonio Vivaldi, Lyon, 1967; Сande R. de, Vivaldi, P., 1967.

И. M. Ямпольский.

Источник: Музыкальная энциклопедия на Gufo.me

  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

© 2005—2020 Gufo.me

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]