Ещё учась в школе, Ия Саввина (биография, личная жизнь актрисы описаны ниже) участвовала в художественной самодеятельности. А в университете часто играла в студенческом театре. Это и заложило базу для дальнейшей актёрской карьеры. Ведь театрального образования у девушки не было. К счастью, на своём жизненном пути Ия Саввина (фото см. ниже) встречала людей, отдававших ей частичку собственных знаний. Общение с ними уже представляло собой своеобразное обучение. В этой статье будет описана краткая биография актрисы.
Детство
Ия Саввина появилась на свет в Воронеже в 1936 году. После окончания Второй мировой отец ушёл из семьи, и девочка осталась вдвоём с мамой. Она стала для дочери кумиром. Ия всегда гордилась собственной матерью. Ведь Вера Ивановна оказалась единственной студенткой на курсе, закончившей Воронежский мединститут и ставшей отличным врачом. Но, несмотря на восхищение своей мамой, Ия Саввина выбрала другую профессию – филолог. Здесь девушку поджидало первое разочарование. Приехав в столицу, будущая актриса узнала об окончании приёма абитуриентов на филологический факультет МГУ. Немного поразмыслив, девушка подала документы на отделение журналистики того же вуза. К счастью, Ия поступила, обойдя очень многих абитуриентов. В 1958 году она успешно окончила МГУ.
Детство и юность
Воспитывал девочку отчим, который был военным. Из-за его профессии семье часто приходилось переезжать с одного города в другой, детские годы Ии проходили в Феодосии, Красном Лимане и Боринске Воронежской области. Несмотря на частые переезды, Саввина училась в школе хорошо и окончила её с золотой медалью. Она очень много читала, её увлекали любые книжки – от сказок до классических произведений. Часто принимала участие в постановках школьного театрального кружка.
Ещё в школьные года девушка стала мечтать о продолжении учёбы на филологическом факультете и поступать хотела только в МГУ. Ия думала, что получит диплом и станет учить деток в школе. Медаль давала Саввиной некоторые льготы при поступлении – не нужно было сдавать экзамены, а только проходить собеседование. Но, приехав в Москву, она узнала, что приём абитуриентов с медалями на филологический факультет уже окончен.
Подумав, Ия решила подать документы на журналистский факультет, который только что отделился в самостоятельный. Конкурс был тринадцать человек на одно место. Первые медалистки выходили с собеседования в шоке, их просили рассказать что-нибудь об истории китайской компартии. А Ию выручило имя. Когда она вошла и члены приёмной комиссии посмотрели её документы, то первым делом спросили, что значит такое оригинальное имя. Ия честно ответила: «Не знаю, не интересовалась». Потом спросили, кто у неё любимый поэт, Саввина ответила, что Маяковский и начала читать его стихи. Ей сказали прийти завтра. На следующий день девушка пришла в университет и узнала, что зачислена.
Учителя
Пожалуй, первым наставником Ии стал Игорь Липский – актёр театра Вахтангова, возглавлявший театральный студенческий коллектив. Именно он разглядел в девушке с серебряным голосом и ясными глазами большой скрытый талант. Когда режиссёр Ролан Быков ставил пьесу «Такая любовь» по книге Павла Когоута, Липский порекомендовал взять ему на ключевую роль Саввину. Но при первом знакомстве Ролан не увидел в Ие главную героиню. С другой стороны, Быкову было приятно с ней работать. Когда проходила первая репетиция, Саввину не смогли услышать даже в первом ряду. Тогда Ролан Антонович объяснил начинающей актрисе, что такое посыл в зрительный зал.
Ия Саввина отлично усвоила урок. Впоследствии она настолько реалистично воплотила образ Лидии Матисовой, что Быков просто не мог нарадоваться. Пьеса «Такая любовь» всегда шла с неизменным успехом. Ия в студенческой среде получила статус «актриса». На похвалу от сокурсников Саввина всегда скромно улыбалась, а в душе её распирала гордость. Девушка твёрдо решила не бросать театр, параллельно работая журналистом.
Также на становление героини данной статьи сильно повлияли Николай Мордвинов, Вера Марецкая, Фаина Раневская и Олег Ефремов. Особенно тепло Ия Саввина, биография которой есть во многих киноэнциклопедиях, отзывалась об операторе Андрее Москвине. Она считала его гением и главным человеком на съёмочной площадке. Андрей Николаевич всегда мог поднять Саввиной настроение. Когда у актрисы всё валилось из рук, он уводил её в операторскую и поил своим фирменным чаем.
Первая роль в кино
Играя в студенческом театре, Ия Саввина, личная жизнь которой ещё не была устроена, даже и не подозревала о скорой славе. Режиссёр Иосиф Хейфиц собирался ставить картину «Дама с собачкой» по рассказу Чехова. Роль Гурова согласился сыграть Алексей Баталов. Женская же роль пока оставалась вакантной. Хейфицу помог с выбором сам Баталов. Как-то Алексей Владимирович смотрел в студенческом театре спектакль. Одну из ролей там играла Саввина. Девушка поразила Баталова своей естественностью, которая, к сожалению, отсутствовала у актрис со стажем. Иосиф доверился совету артиста и утвердил Ию на главную роль. Саввина воплотила образ целомудренной и пленительной петербурженки Анны Сергеевны. Картина пользовалась большим успехом и получила несколько международных наград. А самой Ие пришло письмо с благодарственными словами от самой Фаины Раневской. Это было лучшим доказательством таланта героини данной статьи.
Театр
После премьеры «Дамы с собачкой» Ию пригласили в театр Моссовета. Сразу же она попала в основной состав труппы и выходила на одну сцену с корифеями театрального искусства – Раневской, Пляттом, Орловой, Марецкой. Она дебютировала в главной роли в постановке «Нора». Успех был ошеломительным. После премьеры Орлова, ранее игравшая эту же роль в спектакле, прислала Ие цветы с запиской: «Норе от Норы».
Саввина проработала в театре Моссовета семнадцать лет и сыграла за это время много ярких запоминающихся ролей:
- Машу в «Ленинградском проспекте»;
- Валю в «Совести»;
- Софью Михайловн Мармеладову в «Петербургских сновидениях»;
- Сашу Душечкину в «Турбазе»;
- Фэрри в «Странной миссис Сэвидж».
В 1977 году художественный руководитель МХАТ Олег Ефремов позвал Ию в свой театр. На сцене МХАТ она играла до его распада, с 1989 года и до самой смерти была в основном составе МХТ имени Чехова. Наиболее блистательные роли этого периода:
- Полина Андреевна в «Чайке»;
- Лика в «Московском хоре»;
- Войницкая в «Дяде Ване»;
- Валерия в «Утиной охоте»;
- Марина Львовна в «Дачниках».
На протяжении многих лет Саввина была задействована в постановке «Рождественские грёзы». Она называла этот спектакль «МЧС». Если что-то в театре срывалось, кто-то заболел и нужно было срочно менять спектакль, то ставили «Рождественские грёзы». Только он мог спасти кассу. Практически всю роль она проводила в кресле, но, когда вставала, аплодисменты в зале нельзя было остановить. За эту роль Ия получила «Хрустальную Турандот».
1960-е
Одной из самых заметных работ этого десятилетия стала упомянутая выше «Дама с собачкой». Также стоит о, снятую Александром Борисовым по роману Достоевского. Она стала одной из многих антирелигиозных картин, вышедших в то время и ознаменовавшей времена «хрущёвской оттепели». Приятно наблюдать за кротостью и добротой Ксении, которую сыграла Ия. В конце фильма она понесла наказание за грешную любовь.
В 1967 году Ия Саввина, фото которой красовалось во многих газетах страны, исполнила роль Долли в художественной картине «Анна Каренина». Героиня киноленты прилично измотана болезнями детей, беспокойным и огромным домом, родами и изменами мужа, который пышет здоровьем и безответственен, как испорченный ребёнок.
Биография Ии Саввиной
В годы учебы в университете она играла в кружке художественной самодеятельности МГУ, которым руководил актер Театра имени Вахтангова Игорь Липский. Свою первую крупную роль Лиды Матисовой Саввина сыграла в 1957 году в спектакле «Такая любовь» Павла Когоута, поставленном Роланом Быковым на студенческой сцене и ставшем сенсацией столицы.
С 1960 года она работала в Театре имени Моссовета. Среди ролей актрисы — Нора в одноименном спектакле по Генрику Ибсену, Соня в «Петербургских сновидениях» по Федору Достоевскому, Фэри в «Странной миссис Сэвидж» Джона Патрика, Саша Душечкина в «Турбазе» Эдварда Радзинского, Маша в «Ленинградском проспекте» Исидора Штока.
В феврале 1979 года Ия Саввина поступила во МХАТ (с 1989 года — МХАТ им А.П. Чехова, с 2004 года — МХТ им А.П. Чехова), в спектаклях которого начала участвовать еще с 1977 года. Ее первой ролью в театре стала Марья Львовна в «Дачниках» Максима Горького. Затем она сыграла Вязникову в «Обратной связи» Владимира Шлезингера, Мать в «Эльдорадо» Аллы Соколовой, Галину в «Утиной охоте» Александра Вампилова. Среди ролей актрисы в театре — Полина Андреевна в «Чайке», Войницкая в «Дяде Ване», Зинаида Савишна в «Иванове» и Шарлотта «Вишневом саде» Антона Чехова, Кабанова в «Грозе» Александра Островского, Хлестова в «Горе от ума» Александра Грибоедова, Коллонтай в постановке «Так победим!» Михаила Шатрова и др.
В последние годы жизни Ия Саввина была занята в спектаклях «Новый американец» по Сергею Довлатову, «Рождественские грезы» по пьесе Надежды Птушкиной, «Кошки-мышки» по пьесе венгерского писателя и драматурга Иштвана Эркеня.
В кино Ия Саввина дебютировала в главной роли в фильме режиссера Иосифа Хейфица «Дама с собачкой» (1960). Роль Анны Сергеевны сделала Саввину кинематографической звездой. Актриса была удостоена специального приза на Международном кинофестивале в Канне как лучшая исполнительница женской роли.
Саввина сыграла в кино около 50 ролей.
Она снималась в фильмах «Грешница» (1962), «Звонят, откройте дверь» (1965), «В городе С» (1966), «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966), «Анна Каренина» (1967), «Служили два товарища» (1968), «Сюжет для небольшого рассказа» (1969), «Месяц август» (1971), «Красно солнышко» (1972), «Каждый день доктора Калинниковой» (1973), «Облака» (1973), «Последний подвиг Камо» (1973), «Романс о влюбленных» (1974), «Дневник директора школы» (1975), «Нос» (1977), «Смятение чувств» (1977), «Чужая» (1978), «Гараж» (1979), «Слезы капали» (1982), «Частная жизнь» (1982), «Продлись, продлись, очарованье… » (1984), «Я — вожатый форпоста» (1986), «Запомните меня такой» (1987), «Сюжет для двух рассказов» (1991), «Троцкий» (1993), «Чехов и Ко» (1998), «Два товарища» (2000), «Здравствуй, столица!» (2003), «Постельные сцены» (2003), «Место под солнцем» (2004), «Слушая тишину» (2007), «Ты меня слышишь? » (2007) и др.
Ия Саввина была автором сценария, ведущей и актрисой в фильмах-исследованиях «Героини пьес Александра Островского» (1983), «Театр И.С. Тургенева» (1986). Как режиссер поставила телеспектакль «В прекрасном и яростном мире» (1967).
Актриса также озвучивала Пятачка в мультипликационных фильмах «Винни-Пух», «Винни-Пух идет в гости», «Винни-Пух и день забот».
Посвящая себя театру и кино, Ия Саввина не оставляла журналистской деятельности. Она автор книги «Статьи разных лет» (1996), в которой собраны портреты-воспоминания о мастерах сцены.
На телевидении актриса вела просветительские передачи, посвященные русскому искусству. Она была автором и ведущей передач о творчестве писателей Веры Пановой и Андрея Платонова. В рамках учебной программы Центрального телевидения подготовила программы, посвященные классикам русской литературы — Александру Пушкину, Ивану Тургеневу, Николаю Некрасову, Михаилу Салтыкову-Щедрину и др.
На радио Ия Саввина дебютировала, будучи участницей студенческого театра. Среди ее радиоработ — передачи детской редакции: радиопостановка «Дикая собака Динго» по Рувиму Фраерману, «Телеграмма» по Константину Паустовскому. Совместно с актером Алексеем Баталовым она подготовила переписку Антона Чехова и Лики Мизиновой, участвовала в режиссерской работе Баталова по Ивану Бунину.
Творчество Ии Савиной было отмечено различными наградами. В 1990 году ей было присвоено звание народной артистки СССР. Она была лауреатом Государственных премий СССР (1983, за роль Натальи Ильиничны в фильме «Частная жизнь») и РСФСР (1990, за главную роль в фильме «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж «). Награждена орденами Дружбы (1996) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006).
За лучшую женскую роль театрального сезона 1998/1999 в спектакле МХТ им. А.П. Чехова «Рождественские грезы» Саввина была удостоена Высшей театральной премии Москвы «Хрустальная Турандот».
27 августа 2011 года Ия Савина скончалась в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Ия Савина была замужем за ученым — гидрогеологом, доктором технических наук Всеволодом Шестаковым, с которым вместе играла в Студенческом театре МГУ. Вторым мужем актрисы был артист Театра на Таганке Анатолий Васильев.
У Ии Саввиной остался сын от первого брака художник-любитель Сергей Шестаков, родившийся с синдромом Дауна.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
1970-е
Эти годы принесли актрисе немало ярких ролей. Ия Саввина (биография, личная жизнь артистки описаны во многих тематических энциклопедиях) участвовала во многих проектах, но наиболее заметными стали всего три: «Дневник директора школы», «Открытая книга» и «Гараж». Последний принёс ей ещё больше популярности.
В основу сюжета сатирической комедии «Гараж», снятой в 1979 году, лёг реальный случай – собрание строительно-гаражного кооператива. Именно в нём состоял режиссёр фильма Эльдар Рязанов. На протяжении всей картины решается вопрос об исключении «лишних» пайщиков в связи со сдачей части территории под строительство трассы. Саввина сыграла заместителя директора Лидию Аникееву. В конце фильма она стала одной из трёх членов, которых исключили из кооператива. Причина была банальна – у Аникеевой украли машину. А согласно уставу организации, человек без автомобиля не может быть её членом. Не помогла даже её высокая должность и имеющиеся регалии.
1980-е
Данное десятилетие было для актрисы не очень плодотворным. Ия Саввина, личная жизнь которой ничуть не мешала работе, снялась в девяти картинах. Наиболее заметными проектами стала трагикомедия «Слёзы капали», киноповесть «Наше призвание» и драма «Три года».
Отдельно хочется о, которую снял Юрий Райзман в 1982 году. Ия воплотила образ жены Абрикосова Натальи Ильиничны. Главный герой фильма, работающий директором предприятия, вскоре должен уйти на пенсию. Только теперь он понял, что практически не умеет жить обычной жизнью, оказавшись «не у дел». Одиночество, ревность и жалость близких заставляют его пересмотреть свои приоритеты, и попытаться всё изменить… Кинолента получила много номинаций и призов на Московском и Венецианском фестивалях.
2000-е
В эти годы Ия Саввина играла в основном эпизодические или роли второго плана. Например, в картине «Два товарища» актриса воплотила образ бабушки одного из главных героев. А в 2003-м Ия Сергеевна поучаствовала в съёмках молодёжного фильма о писателе, который захотел стать режиссёром. В том же году Саввина снялась в авангардной мелодраме «Постельные сцены». Кирилл Серебренников сделал её в духе реалити-шоу, где люди тотально не доверяют друг другу. Актриса сыграла роль мамы главного героя.
Роли Саввиной во МХАТе
Ия Саввина и актер и режиссер Олег Ефремов. Музей Московского художественного академического театра, Москва
В 1977 году художественный руководитель МХАТа Олег Ефремов пригласил Саввину присоединиться к его труппе. «Я пришла работать не в Художественный театр, а к Олегу Николаевичу Ефремову», — писала позже артистка. В этом театре Саввина дебютировала в спектакле «Дачники» режиссера Владимира Салюка. По словам Ефремова, вскоре она стала одной из основных актрис МХАТа и добавила его постановкам «чистого, интеллигентного звучания».
…Пройдя практическую школу, она на самом деле берет не столько мастерством и изыском, сколько своей богатой интуицией и талантом, отпущенным от Бога. <…> Ия Саввина — актриса, которая притягивает к себе людей. Что очень важно, просто необходимо в театре. С ней можно обо всем говорить всерьез. Спорить всерьез. И также всерьез посидеть за столом. Но превыше всего для нее — Театр.</…>
Олег Ефремов (по книге «Буклет к юбилею»)
На сцене МХАТа ставили спектакли с участием актрисы: «Так победим!», «Заседание парткома». Часто Саввина играла в постановках по рассказам и пьесам Чехова — «Дяде Ване», «Вишневому саду» и другим, а в 1981 году совместно с другими актерами МХАТа она записала радиоспектакль «Чайка».
В 1990-х Ия Саввина приняла участие в проекте «Чехов и К°», который был посвящен столетнему юбилею МХАТа, играла в постановках «Новый американец» по произведениям Сергея Довлатова, «Кошки-мышки» и других. За главную женскую роль в спектакле «Рождественские грезы» режиссера Петра Штейна в 1999 году артистке присудили Высшую театральную премию Москвы — «Хрустальная Турандот».
Работа на телевидении
Ия Саввина (биография, личная жизнь артистки регулярно обсуждались в СМИ) немало потрудилась и в этой сфере. Она была автором и ведущей ряда телевизионных программ о русских писателях: Салтыкове-Щедрине, Островском и Тургеневе. Помимо этого, Ия Сергеевна написала несколько киноведческих заметок о творчестве Л. Орловой, Ф. Раневской, Н. Ургант, М. Ульянова, С. Юрского и др. Под её эгидой в картинах снимались даровитые московские актёры разных поколений и работали первоклассные телевизионщики во главе с режиссёром Торстенсеном.
Личная жизнь
Ещё учась в МГУ, Ия Саввина познакомилась с Всеволодом Шестаковым – учёным, возглавлявшим факультет геологии. Про него в университете ходила одна легенда. Будто бы Всеволод Михайлович придумал одну важную формулу между выходами на сцену в пьесе «Карьера Артуро». Впоследствии её назвали «формула Шестакова» и включили во все учебники.
Всеволод и Ия сблизились на почве своей влюблённости в студенческий театр. Они совместно репетировали и играли. А в год окончания учёбы Ия Саввина, биография которой станет примером подражания для многих актёров, вышла за Шестакова замуж. Счастливая пара поселилась в квартире на Фрунзенской набережной. У них всегда было весело и шумно – завсегдатаями их дома стали учёные, друзья и актёры. Они подшучивали друг над другом, спорили на разные темы и читали стихи допоздна.
Творчество
Ия Саввина родилась в Воронеже в 1936 г. Окончила факультет журналистики МГУ в 1958 г. Именно в МГУ у нее зародились отношения с театром. Здесь Ия впервые вышла на сцену в знаменитом студенческом театре МГУ. Актерского образования Саввина так и не получила, его ей заменил самодеятельный театр. Именно на сцене студенческого театра ее заметил режиссер Иосиф Хейфиц, искавший тогда актрису на роль главной героини в экранизацию Чехова “Дама с собачкой”. Картина, вышедшая в 1960 г. имела большой успех и собрала множество призов на международных кинофестивалях.
“Дама с собачкой”. 1960 г.
Актриса без профессионального образования успешна в театре и кино
Ия меняет студенческую самодеятельность на профессиональную сцену – переходит в Театр им. Моссовета. Через много лет, в 1977 г. она присоединится к труппе МХАТ.
В кино работы Саввиной идут одна за другой. В картине “Каждый день доктора Калинниковой” в числе прочих ее партнершей по фильму была Ольга Гобзева, ушедшая позже в монастырь.
“Каждый день доктора Калинниковой” 1973 г.
Актриса получает много предложений режиссеров, в том числе на главные роли. Среди них: “История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж”, “Служили два товарища”, “Романс о влюбленных” и конечно любимая комедия многих поколений зрителей “Гараж”, где Саввина великолепно сыграла зам. директора Аникееву.
“Гараж” 1979 г.
Эльдар Рязанов позднее вспоминал:
Она сыграла в моей картине так, что не было ни одного штампа жеста или взгляда. У меня даже было впечатление иногда, что я снимаю фильм, и что это не актриса, а сама эта женщина. Я был в восхищении от ее работы…
Актриса также попробовала себя в анимации. Здесь у нее не было большого количества работ, но она навсегда вошла в историю советской мультипликации, озвучив Пятачка в замечательных лентах Ф. Хитрука о Винни-Пухе.
Ия Саввина в 90-х годах практически не была занята в кино. Но, тем не менее, она отказалась от предложения Андрея Кончаловского сняться в продолжении “Аси Клячиной”, т.к. ей не понравился сценарий. В результате роль Саввиной досталась Инне Чуриковой.
Несчастье
Появление на свет больного ребёнка – вот с какой неприятностью вскоре столкнулся Всеволод Шестаков и Ия Саввина. Сын Серёжа родился у пары с синдромом Дауна. Актрисе сразу предложили сдать ребёнка в специальный интернат. Но она решительно отказалась. Ия самостоятельно развивала у Сергея способность к познанию мира. Также Саввина приглашала домой учителей. Друзья и коллеги советовали актрисе бросить работу ради сына. Но и тут Ия Сергеевна наотрез отказалась.
В то время 98 % населения СССР было уверено, что подобные дети рождаются исключительно в семьях душевнобольных и алкоголиков. И столько же людей сдавало их в детские дома. «Никого не слушать», – так думала про себя Ия Саввина. Сын актрисы в итоге вырос достаточно самостоятельным человеком. Сергей прекрасно знает английский язык, любит живопись и поэзию. В Москве даже организовывали персональную выставку, где с успехом экспонировались его натюрморты. Во время гастролей, отвечая на вопросы своих поклонников, Ия Саввина всегда рассказывала о сыне со слезами счастья и радости. Тем самым она воодушевляла других матерей и разбивала общественные стереотипы о детях с синдромом Дауна.
Ия Саввина: как жизнь актрисы стала «исключением из правил»?
Саввина — удивительная актриса и столь же удивительный человек. Ия Сергеевна знает много стихов, прекрасно читает их наизусть. У нее потрясающая память. Она всегда учит не только свою, но и все роли в пьесе. Один из актеров МХАТа как-то сказал, что «Саввина умеет увидеть свой образ сразу… после первого прочтения пьесы».
Хотелось бы сказать, что путь ее был прям и ясен с самого начала. Но это было не так. Ия Саввина из Воронежа, родилась 2 марта 1936 года в обычной семье. Отец ушел от них с мамой, когда закончилась Вторая мировая война. Ия Сергеевна всегда гордилась своей матерью, которая была прекрасным врачом. Но по ее стопам девушка не пошла. Да никто и не настаивал.
Ия решила стать филологом. Самостоятельно отправилась в Москву. Но на филологический факультет в МГУ прием был закончен. Подала документы на факультет журналистики и… поступила, обойдя многих претендентов. Еще учась на первом курсе, стала участницей театрального студенческого коллектива, которым руководил актер Игорь Константинович Липский.
В этой спокойной девушке с ясными глазами и серебряным голосом он разглядел большой актерский талант. И, когда актер и начинающий режиссер Ролан Быков решил поставить со студентами пьесу Павла Когоута «Такая любовь», Липский предложил ему взять на главную роль Саввину. В скромной Ие Быков поначалу не увидел свою героиню. Вот, что он своей жене рассказывал об этом: «Есть в театре одна славная девчушка. Но какая из нее героиня?»
Но Саввина создала образ Лиды Матисовой так жизненно, что Ролан Антонович был удивлен и обрадован. Впоследствии спектакль «Такая любовь» всегда шел с неизменным успехом. В студенческой среде Ию теперь называли только «актрисой». Она улыбалась в ответ, хотя в душе гордилась собой. Решила, что теперь ни за что не оставит театр, занимаясь журналистским трудом.
Тогда еще юная Ия не знала, что впереди ее ждет настоящая слава. Режиссер Иосиф Хейфец, автор известных фильмов — «Депутат Балтики», «Дорогой мой человек», «Дело Румянцева», собирался поставить киноленту по рассказу А. П. Чехова «Дама с собачкой». Две роли главные… Создать образ Гурова в фильме согласился актер Алексей Баталов. А вот женская роль…
Помог режиссеру Алексей Баталов, который однажды увидел в студенческом театре в одном из спектаклей Ию Саввину. Она сразу поразила его своей естественностью, которую сложно отыскать среди актрис со стажем. Иосиф Хейфец доверился опыту известного актера, и Ия Саввина была утверждена на главную роль. Это была ее первая роль в большом кино. И какая! В этом фильме много грусти… и любви. Его хочется смотреть еще и еще, чтобы насладиться игрой актеров.
Кинокартина И. Хейфеца (1960 г.) была удостоена многих международных премий. А на ХIII кинофестивале в Каннах игра актрисы Ии Саввиной была отмечена специальным призом.
Еще учась в МГУ, Ия Саввина познакомилась с Всеволодом Михайловичем Шестаковым, ученым, руководителем факультета геологии. Их сблизило то, что они оба были влюблены в «свой» студенческий театр. Ия и Всеволод вместе репетировали роли, играли в спектаклях. В год окончания учебы Саввина вышла замуж за Шестакова.
Молодые поселились в доме на Фрунзенской набережной. В их квартире всегда было шумно и весело. Собирались ученые, актеры, друзья семьи. Допоздна читали стихи, спорили на научные темы, подшучивая друг над другом.
Когда актриса была на взлете своей карьеры, в их семью пришло горе. У Всеволода и Ии родился сын Сережа с синдромом Дауна. Саввиной предлагали определить ребенка в специальный интернат, но она отказалась. С самого детства Ия Сергеевна развивала у ребенка способности к познанию мира, приглашала на дом учителей. Ей многие доброжелатели советовали уйти с работы… ради сына, но и на этот раз она наотрез отказалась.
В 1960 году Саввина стала актрисой театра им. Моссовета, который возглавлял Юрий Завадский. Ей посчастливилось играть на одной сцене вместе с Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Верой Марецкой, Ростиславом Пляттом и другими звездами театра. Дебют Ии Саввиной в постановке «Нора», где она исполняла главную роль, имел большой успех. Любовь Орлова, несколько лет игравшая в этом спектакле, прислала Саввиной корзину с цветами, куда была вложена записка «Норе — от Норы».
В этом театре самыми заметными стали для Саввиной роли в спектаклях «Странная миссис Сэвидж», «Чайка», «Вишневый сад», «Дачники», «Три сестры», «Гроза» и многие другие.
Параллельно Саввина создает запоминающиеся образы в кинематографе. Она играла в фильмах «Открытая книга» (Т. Власенкова), «Каждый день доктора Калинниковой» (доктор Калинникова), «Частная жизнь» (Наталья Ильинична), «Гараж» (Аникеева). Всего актриса снялась более чем в 40 фильмах.
В 1977 году главный режиссер МХАТа Олег Ефремов пригласил Ию Сергеевну в свой коллектив, где она трудится и по сей день. К этому времени актриса уже была разведена с Всеволодом Шестаковым. Сын Сергей подрос, окончил университет. Саввина помогла найти ему работу переводчика. Он хорошо знает английский язык, любит поэзию и живопись.
Народная артистка Р Ф Ия Саввина награждена несколькими орденами за вклад в искусство, имеет две Государственные премии. Одна из них за фильм Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Режиссер долго не мог найти на роль Аси актрису. Кто-то из работников киностудии посоветовал взять Саввину. Кончаловский, как потом он вспоминал, схватился за голову: «Да, вы с ума сошли! Мне нужна девчонка из деревни, а не барышня…»
Но на пробы актрису взял.
Съемки фильма проходили в Горьковской области. Кроме главных героев, почти все исполнители — деревенские жители. Саввина, игравшая роль Аси, постоянно говорила Кончаловскому: «Не получится у меня ничего! Поймите, как я могу играть с простыми людьми… Я же вся коростой актерской «обросла».
Однако режиссеру сопутствовала удача. Актриса играла блестяще. Как впоследствии скажет сама Саввина:
«…Мне помогло то, что я деревенская, как мама. Так, гены «сработали» за меня».
Фильм, снятый в 1967 году, оказался на… полке. Чиновники от культуры усмотрели в нем «прямое издевательство над деревней». Зрители увидели эту кинокартину лишь через двадцать лет.
Немало работ сделано Ией Саввиной на телевидении. Она создала киноленты о творчестве известных актеров и режиссеров, документальные фильмы о И. Тургеневе, А. Островском, М. Салтыкове-Щедрине, где выступила не только как автор, но и как ведущая.
Ия Саввина стала лауреатом Московской театральной премии «Хрустальная Турандот», которой она отмечена за работу в спектакле «Рождественские грезы». В 2007 году актрисе была присуждена премия «Золотой орел».
В одном интервью Ия Сергеевна сказала: «…Я никогда не была звездой. Я просто артистка. Да, честная, добросовестная, но артистка».
А ведь Саввина — большая актриса, женщина с сильным характером и… смешинкой в глазах.
Теги: кинопрокат, биографии, знаменитости, артисты, театр, актрисы, судьба, фильмы, популярность, кино
Интересные факты
- Как-то Фёдор Хитрук решил снять «Винни-Пуха». Один из знакомых сказал ему, что Ия Саввина (биография, личная жизнь, сын актрисы — информация обо всех этих вопросах представлена вашему вниманию выше) очень любит данное произведение. Хитрук сразу же с ней связался и пригласил на пробы. Саввина пришла, посмотрела эскизы и похвалила Леонова, исполнявшего главную роль. Но когда Фёдор предложил актрисе поучаствовать в озвучке, отказалась. Хотя потом заявила, что с удовольствием бы попробовала, если бы нашёлся подходящий прототип. Спустя несколько дней Ия позвонила Хитруку и сообщила об окончании поисков персонажа для озвучки. Так Пятачок заговорил голосом Саввиной. Хотя актрису, как и Леонова, пришлось «ускорять». Трудным был не сам текст, а именно интонация. Ия сильно тревожилась и переживала на записи. Поэтому Хитрук записывал её на многочисленных репетициях. Фёдор считает, что Пятачок Саввиной был самой крупной удачей актрисы.
- В 1994 году Андрей Кончаловский выпустил картину «Курочка Ряба». Этот фильм стал своеобразным продолжением киноленты «История Аси Клячиной». Двадцать пять лет назад Ия Саввина (биография, личная жизнь актрисы постоянно обсуждались в жёлтой прессе) сыграла в ней главную роль. Но работать с Кончаловским она отказалась. Прочитав сценарий, Ия сочла его оскорбительным для всего русского народа. В итоге образ Аси воплотила на экране Инна Чурикова.
Умерла актриса Ия Саввина
Алена Карась, Российская газета, 29.08.2011
Ия Саввина не была актрисой. На актрису, во всяком случае, она никогда не училась. Возможно, это и позволило ей стать одной из самых уникальных, незабываемых русских актрис ХХ века.
Сама она этим обстоятельством всегда очень дорожила и не забывала подчеркивать. «Какая я актриса, я журналист!» нередко можно было услышать от нее. Она и вправду окончила МГУ, там же, в Студенческом театре, началась ее актерская жизнь.
Но со своего дебюта в спектакле по пьесе Павла Когоута «Такая любовь» Ролана Быкова она так и не научилась играть. Жить на сцене и в кино это стало для нее смыслом профессии, в которую она вошла столь же случайно, сколь и естественно. Фаина Раневская, ставшая ее другом на долгие годы совместной работы в Театре им. Моссовета, все удивлялась, откуда эта легкость перевоплощения в совсем молодой актрисе. А эта легкость оборачивалась для Ии Саввиной почти ежедневным риском для жизни: давление подскакивало страшно.
Она быстро стала нарасхват и в кино, и в театре. Простота и грациозность, соединенные со смиренной кротостью и каким-то внутренним сиянием, позволили ей неповторимо соединиться с такими образами русской литературы, как Анна Сергеевна в «Даме с собачкой», Кроткая (1960) и Сонечка Мармеладова (1966, Театр им. Моссовета, спектакль «Петербургские сновидения»). Узнав о смерти актрисы, ее партнер в «Даме с собачкой» Алексей Баталов сказал: «Это самая важная и дорогая для меня картина и встреча Ее работа, ее отношение к делу, к людям, которые ее окружали, это все совершенно особенное, не похожее ни на какие другие актерские судьбы».
В 1967 году Андрей Кончаловский искал для своего фильма «История Аси Клячиной, которая любила да не вышла замуж» не актрису. Нашел Ию Саввину. Снимаясь с деревенскими жителями, она говорила режиссеру: «Не получится у меня ничего! Поймите, как я могу играть с простыми людьми… Я же вся коростой актерской обросла“. Так родилась одна из самых больших актерских работ в кинематографе 60-х. Как впоследствии скажет сама Саввина: »…Мне помогло то, что я деревенская, как мама. Так гены «сработали» за меня». Кажется, в ней и впрямь сквозь колоссальный интеллект и университетское образование всегда жила генетическая связь с ее семьей: все ее тетушки учились в церковно-приходской сельской школе под Воронежем, хотя ее мама, женщина, по-видимому, выдающаяся, смогла закончить мединститут и стать очень сильным врачом.
Пережив пик театральной славы, Саввина ушла из Театра им. Моссовета сразу после смерти его руководителя Юрия Завадского. В 1977 году Олег Ефремов пригласил ее во МХАТ, где она и проработала до последних дней. Между прочим, это ее голосом говорит Пятачок в «Винни Пухе». Список ее киноролей так же огромен, как и театральных работ. Среди них такие знаменитые, как «Открытая книга», «Слезы капали», «Гараж».
Огромная работа души чувствовалась в каждом ее творении. За каждым стоял и большой опыт страдания, терпения и любви. Сын актрисы от первого брака с Всеволодом Шестаковым родился больным, с синдромом Дауна. Не отказавшись от трудного ребенка, она вкладывала в него все силы приглашала врачей, педагогов, занималась сама. Сейчас Сергею Шестакову 53 года, он прекрасно знает русскую поэзию, говорит по-английски, пишет картины.
Свое 75-летие Ия Сергеевна хотела отметить новой работой в пьесе Людмилы Петрушевской «Он в Аргентине» на сцене МХТ им. Чехова.
Есть что-то глубоко символичное в том, что Ия Саввина, сыгравшая Кроткую и Сонечку Мармеладову, чьи героини излучали столько света и любви, скончалась в канун одного из самых больших христианских праздников Успения пресвятой Богородицы.
Пресса
Фоторепортажи с открытия памятной доски на доме Ии Саввиной, 25.09.2018
В Москве открыли мемориальную доску в память об Ие Саввиной, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 25.09.2018
В Москве открыли мемориальную доску Ие Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 24.09.2018
МХТ имени Чехова не забывает свою гениальную актрису Ию Саввину, Людмила Лебедь, Трибуна, 23.09.2018
На доме Ии Саввиной откроют памятную доску, Театр, 20.09.2018
Видеозапись вечера памяти Беллы Ахмадулиной «Не плачьте обо мне я проживу», телеканал «Культура», 13.08.2017
Владимир и Ия, Антон Орехъ, радио «Эхо Москвы», 12.03.2016
«Ничего себе звезда, которая стоит в очереди за рыбой!..», Елена Константинова, Свободная пресса, 2.03.2016
Талант и добросердечие Ии Саввиной, Михаил Захарчук, Столетие, 2.03.2016
Вечер памяти Ии Саввиной в фотографиях Екатерины Цветковой, 2.03.2016
Исполнилось 80 лет со дня рождения Ии Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 2.03.2016
Биография Ии Саввиной, РИА Новости, 2.03.2016
Материнская доля большой актрисы, Николай Старых, Коммуна (Воронеж), 1.03.2016
Ия Саввина. Фотовыставка Музея МХАТ к 80-летию со дня рождения актрисы, 26.02.2016
80 лет со дня рождения Ии Саввиной, телеканал «Культура», 24.02.2016
«Евгений Киндинов. По-настоящему играть ». Документальный фильм (2010), телеканал «Культура», 30.10.2015
«Тогда пойду и поставлю свечку». Памяти Ии Саввиной, Людмила Грабенко, Бульвар Гордона, 28.08.2012
В Москве проводили в последний путь Ию Саввину, видеосюжет телеканала «Звезда», 1.09.2011
Москва простилась с легендарной актрисой Ией Саввиной, видеосюжет телеканала «Вести-24», 1.09.2011
Ия Саввина: «Она не актриса, она суть», видеосюжет телеканала «Культура», 1.09.2011
Актрису Ию Саввину проводили в последний путь в Москве, видеосюжет Первого канала, 1.09.2011
В Москве простились с Народной артисткой СССР Ией Саввиной, видеосюжет ТРК «Петербург Пятый канал», 1.09.2011
Ию Саввину похоронили на Новодевичьем кладбище, Newstube.ru, 1.09.2011
МХТ имени Чехова проводил Ию Саввину в последний путь, видеосюжет телеканала «Культура», 1.09.2011
Москва простилась с народной артисткой СССР Ией Саввиной, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.09.2011
Москва прощается с Ией Саввиной, видеосюжет Первого канала, 1.09.2011
Ия Саввина: «Я смотрю на свою жизнь без отвращения и стыда, а это кое-чего стоит», Ольга Егошина, Новые известия, 29.08.2011
Ия Саввина сгорела всего за четыре месяца, Анна Славкина, Мария Раевская, Вечерняя Москва, 29.08.2011
Фиалка милостью божьей, Марина Райкина, Никита Карцев, Московский комсомолец, 29.08.2011
Умерла актриса Ия Саввина, Алена Карась, Российская газета, 29.08.2011
Ия Саввина: «Пример достойнейшей жизни», Олег Сулькин, Голос Америки, 28.08.2011
На сцене и на экране Ия Саввина всегда была разной, Алла Шевелева, Андрей Щиголев, Известия, 28.08.2011
«Актриса без единой фальшивой ноты» Ия Саввина ушла из жизни, РИА-Новости, 28.08.2011
Жизнь Ии Саввиной не была легким праздником, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.08.2011
Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и близким народной артистки СССР Ии Саввиной, ИТАР-ТАСС, 28.08.2011
Скончалась народная артистка СССР Ия Саввина, видеосюжет телеканала «Звезда», 28.08.2011
Не стало легенды советского кино, видеосюжет телеканала НТВ, 28.08.2011
Ия Саввина до последних дней не уходила со сцены, видеосюжет телеканала «Вести», 28.08.2011
Ушла из жизни Ия Саввина, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.08.2011
Владимир Путин: «Кончина Саввиной потеря для отечественной культуры», видеосюжет телеканала «Вести», 28.08.2011
Ушла из жизни Ия Саввина, видеосюжет телепрограммы «Вести-Москва», 28.08.2011
Ася Клячина и другие роли Ии Саввиной. Фрагменты кинофильмов, РИА-Новости, 28.08.2011
Ушла из жизни Ия Саввина, Михаил Малыхин, Ведомости, 27.08.2011
Юбилей Ии Саввиной, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 2.03.2011
К юбилею Ии Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 2.03.2011
Фотолента: Ия Саввина в кино и на сцене двух театров, РИА-Новости, 2.03.2011
Актрисе с голосом Пятачка 75, Григорий Заславский, радио Вести-FM, 2.03.2011
День рождения сегодня отмечает актриса Ия Саввина, видеосюжет Первого телеканала, 2.03.2011
Любительский кадр, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.03.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
Ия Саввина: Наше время щебень под вывеской «топаз», Дмитрий Быков, Собеседник, 8.02.2011
В МХТ снова играют «Нового американца», телесюжет ВГТРК «Культура», 12.01.2010
Ия Саввина в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 2007
Телеверсия спектакля «Рождественские грёзы» (запись 2002 года), телеканал «Культура», 25.05.2002
Страница Ии Саввиной на сайте «Чтобы помнили»
Ия Саввина на сайте «Актеры советского кино»