Скоро исполнится столетие, как гуляет по свету знаменитая песня «Мурка» − уникальное детище блатного фольклора. Помните этот мотив?
Эх, Мурка, ты мой муреночек!
Мурка, ты мой котеночек!
Мурка, Маруся Климова,
Прости любимого…
Не будет преувеличением сказать, что своей популярностью она опередила большинство прославленных хитов, созданных профессиональными поэтами и композиторами. Ее любят слушать, а иной раз и петь, люди, принадлежащие к самым различным слоям общества – от бомжей до олигархов. Главной героиней песни является сотрудница одесского уголовного розыска Маруся Климова – Мурка, биография которой легла в основу этой статьи.
Город, оказавшийся в руках преступников
История Мурки − Маруси Климовой (фото этой женщины открывает статью), − так ярко представленная в знаменитой песне, является отражением реальных событий, свидетелями которых стала Одесса незадолго до окончания Гражданской войны. Разгул преступности, вызванный чередой социальных потрясений, связанных с коренным изменением государственного устройства, предельно обострился в 1921 году. По воспоминаниям современников тех событий, Одесса – крупнейший торговый порт России − стала практически неуправляемой, чем не преминули воспользоваться разного рода уголовные элементы. Они-то и оказались ее подлинными хозяевами, сделав грабежи и разбой обычным явлением.
Ту часть биографии Маруси Климовой (Мурки), что описана авторами песни, предваряют события, произошедшие за год до ее появления в Одессе. По распоряжению руководства местного ГубЧК, в 1921 году была предпринята попытка «зачистить» города от воров и бандитов. С этой целью группе оперативников под руководством С. Мартынова было дано право расстреливать на месте всех подозрительных лиц. Сами чекисты маскировались под «залетную банду», провоцируя местных уголовников на «совместные» грабежи и уничтожая их на месте преступления.
Биография
Родилась в Ленинграде в семье капитана дальнего плавания (впоследствии проректора Морской академии имени адмирала Макарова и представителя Морфлота в Никарагуа). Окончила филологический факультет ЛГУ. После окончания университета работала переводчицей в Регистре СССР, но затем под влиянием идей эстетического нонконформизма уничтожила свой университетский диплом и несколько лет перебивалась случайными заработками, подрабатывая уборщицей и санитаркой. После восстановления диплома некоторое время работала научным сотрудником в музее «Исаакиевский собор».
В 1980-е годы была связана с культурой ленинградского андеграунда, в начале 1990-х жила в Париже. В 1994-м году основала российское Общество Друзей Луи-Фердинанда Селина и одноимённое издательство при нём. В 1999-м и 2000-м годах совместно с Тимуром Новиковым проводит фестивали петербургского декаданса «Тёмные ночи»[1]. В июне 1999-го, в канун двухсотлетнего юбилея А. С. Пушкина, вместе с Дмитрием Волчеком, Ярославом Могутиным и Вячеславом Кондратовичем издала снискавший скандальную известность журнал «Дантес»[2]. В 2005 году снимает фильм «Убийство Жоашена или то, что не снял Фассбиндер» (по мотивам сцены из переведённого ею романа Жана Жене «Кэрель»). Организовала и провела несколько международных коллоквиумов, посвящённых творчеству Луи-Фердинанда Селина и Жана Жене. Постоянный автор «Митиного журнала», сотрудничает с радио «Свобода». Публиковалась в «Коммерсанте», «Независимой газете», «Русском журнале», «Квире», «Art-press» (Париж).
В автобиографической трилогии («Голубая кровь», «Домик в Буа-Коломб», «Белокурые бестии») дана широкая панорама переломных для России 1980-х-1990-х годов. Для романов Маруси Климовой характерны предельная отстранённость авторского взгляда, индифферентность к добру и злу, внимание к абсурдным и комическим деталям, размытость границ между здравым смыслом и безумием. Созданные писательницей образы новоявленных русских денди и трансвеститов, с лёгкостью меняющих свои маски и наряды, как нельзя лучше соответствуют атмосфере вселенского карнавала тех лет, ознаменовавшихся стремительной сменой социальных идентификаций.[3]
Сборник «Морские рассказы» — собрание трагикомических историй из жизни моряков дальнего плавания, изложенных от мужского лица в нарочито грубой и циничной манере.
«Моя история русской литературы» представляет собой нечто среднее между собранием эссе и романом идей. Судьбы и произведения русских писателей преподносятся как факты личной биографии автора. Книга изобилует парадоксальными и утрированно субъективными суждениями и оценками.
В своих книгах и интервью[4] Маруся Климова обычно позиционирует себя как декадентку, маргиналку и ницшеанку. По мнению журнала «Новый мир», «актуальных для Маруси Климовой писателей объединяет мизантропия, маргинальность, сексуальные перверсии, презрение к норме, к „буржуазной“ морали (которая всегда третируется как обывательская). Направление политического спектра особого значения не имеет — лишь бы это был самый его край»[5].
Перевела с французского произведения Л.-Ф. Селина («Смерть в кредит», «Из замка в замок», «Север», «Ригодон», «Интервью с профессором Y», «Громы и молнии: пьесы, либретто, сценарии»), Жана Жене («Кэрель»), Пьера Гийота («Проституция», «Эдем, Эдем, Эдем», «Кома», «Книга»), Жоржа Батая («История глаза»), Моник Виттиг («Лесбийское тело»), Пьера Луиса («Дамский остров»), Луи Арагона («Лоно Ирены»), Франсуа Жибо («Собакам и китайцам вход воспрещён», «Не всё так безоблачно»), Пьера Буржада, Мишеля Фуко и др.. Также является автором русских переводов книги Д. фон Гильдебрандта «Святость и активность» (с немецкого) и «Символического пейзажа» Кеннета Кларка (с английского).
Член Союза писателей, Союза журналистов, Международной федерации журналистов, а также Союза кинематографистов. Произведения Маруси Климовой опубликованы на французском, немецком, английском, эстонском, латышском, сербском и итальянском языках.
В 2006 году Маруся Климова была удостоена французского Ордена литературы и искусства.
В 2007 году по результатам интернет-голосования, проведённого журналом «Собака.ру», признана самым знаменитым человеком Санкт-Петербурга в сфере искусства.
Опасное задание
Какое-то время такой метод борьбы приносил результаты, но вскоре бандиты «вычислили» виновников своих провалов и безжалостно их перестреляли. Вот тут-то и начались события, ставшие яркой и героической страницей в биографии Маруси Климовой (Мурки). Дело в том, что положение в городе сложилось до такой степени критическое, что его взяло под свой контроль Главное управление всероссийской чрезвычайной комиссии.
В Москве на Лубянке решили для проведения очередной операции внедрить в наиболее опасную банду своего агента, которым должна была стать женщина. Эта хитрость помогла бы усыпить подозрительность уголовников и обеспечить успех всего дела. Наиболее подходящей сочли кандидатуру Марии Прокофьевны Климовой − 25-летней сотрудницы, имевшей уже достаточный опыт работы в уголовном розыске. Она-то и отправилась в Одессу с секретным заданием.
Для полной объективности следует сказать, что данных, позволивших бы составить полную биографию Маруси Климовой – Мурки, как принято называть эту женщину, − не существует. Та часть архива Московской ВЧК, в которой помещалось ее личное дело, была уничтожена (по крайней мере, считается таковой), и в руках исследователей имеются лишь отрывочные сведения.
Интересные факты
Маруся Климова и Аня Хилькевич. Инстаграм: https://www.instagram.com/maria.klimova_/
- Ее родители вовсе не хотели, чтобы имя и фамилия дочери ассоциировались с Муркой, героиней знаменитой одноименной песни. Случайно совпало, что сотрудница НКВД, внедренная в банду уголовников, и молодая российская актриса имеют общие данные. Раз уж так вышло, Маша предпочитает использовать известное словосочетание «Маруся Климова» в качестве творческого никнейма.
- Она настолько мягкий, дружелюбный и порядочный человек, что относительно нее невозможно найти какие-либо факты о скандалах на съемочных площадках, о «подсиживании» в работе, о «мутных» романах с продюсерами и прочими «сильными мира сего» в кинематографе. В числе ее близких подруг (в подтверждение этому есть много фото в Инстаграме) – звезда «Универа» Аня Хилькевич.
- Вроде бы, какие могут быть соперницы на эпизодические работы, незаметные и мало оплачиваемые? А вот у Маши был случай, когда ее уже утвердили, а потом агент объявил: «Прости, но будет вместо тебя сниматься сестра генерального продюсера». «Долго после этого была как будто в пустоте – так стало обидно», – слова актрисы про инцидент.
- Ее младшая сестра тоже добилась значительных успехов: Дарья, как и Мария, имеет непосредственное отношение к шоу-бизнесу. Правда, Даша решила развиваться в другой сфере – она успешная модель, сейчас работает в крупном fashion-агентстве в Китае.
- Маша – страстная кошатница: и в детстве, и в юности, и сейчас в ее доме постоянно присутствуют кошки, причем сразу несколько. «Случалось, что несколько месяцев у меня животного не было, но потом я не выдерживала и снова приводила домой котенка», – фрагмент из ее интервью.
- У девушки такая гибкая нервная система, что ей ничего не стоит заплакать, когда это нужно по ходу съемок. По этой причине ее часто приглашают сниматься туда, где нужно много плакать. В одной картине, где извращенцы делали ставки на дерущихся девушек, Маруся так много плакала, что под глазами несколько месяцев потом не сходили синяки.
- Артистка Климова великолепно владеет приемами самбо, около года занимается тайским боксом. А вот такие виды спорта, как бег и фитнес, у нее «не зашли»: «Бег возненавидела – категорически не мое! А фитнес оказался коварен принципом «когда хочешь, тогда и ходишь», – написала Мария в Инстаграме о попытках заняться спортом.
- Актриса, несмотря на уже большую известность, не собирается останавливаться на достигнутом. Она хочет попробовать себя в качестве режиссера, и самостоятельно пишет сценарий будущей кинокартины. «Магомет сам придет к горе!» – так она сказала про свои намерения снять картину по собственному сценарию.
Инстаграм: https://www.instagram.com/maria.klimova_/
5 / 5 ( 17 голосов )
Бесстрашная Маруся
Для выполнения задания, полученного из Москвы, одесскими оперативниками была намечена самая крупная по тому времени банда, главарем которой являлся некий Мишка Бриллиант. Само по себе внедрение секретного агента-женщины – идея не новая. Еще в дореволюционные годы стражами порядка было проведено немало операций, в результате которых даже самые матерые преступники попадались на приманку в юбке. Но в данном случае была одна важная деталь, делавшая и без того сложное задание почти невыполнимым – никто из оперативников не знал в лицо этого самого Бриллианта.
Задуманное дело было сопряжено и с целым рядом сложностей, характерных для подобного рода предприятий. Прежде всего сотрудница, выбранная для этого задания, должна была обладать недюжинным актерским талантом, ведь изображать перед матерыми уголовниками видавшую виды преступницу – задача крайне сложная, сопряженная со смертельным риском. Кроме того, непредвиденные обстоятельства, в которых она могла оказаться, требовали наличия не только гибкого ума, но и отчаянной смелости. Как отмечают все, кто ставил перед собой задачу написать биографию Маруси Климовой, Мурка этими качествами вполне обладала.
Хитрая уловка
Известно, что руководство Одесской ЧК вело подготовку операции по внедрению Климовой в банду Мишки Бриллианта с особой тщательностью. Была разработана весьма убедительная легенда, которая, по мнению оперативников, должна была обеспечить ей доверие со стороны бандитов.
Специально для нее была изъята из старого полицейского архива часть картотеки, в которой еще с дореволюционных времен хранились данные о представителях одесского уголовного мира. Задумка состояла в том, что, выйдя на главаря банды, она покажет ему эти документы, сказав, что сумела выкрасть их, и теперь желает выгодно продать заинтересованным лицам. Секретные материалы, предъявленные в качестве товара, заставят Бриллианта отнестись к своей новой знакомой с полным доверием. Именно так все и произошло на самом деле.
О том, сложились ли интимные отношения между бандитом Мишкой и сотрудницей ЧК Марусей Климовой (Муркой), в биографии, а точнее, в очерках о ее жизни, не говорится. Известно лишь, что деловыми партнерами они стали настолько близкими, что ей выдавали определенную часть награбленного.
Личная жизнь Маруси Климовой
В 2020 году Мария отметит свой 31 день рождения. Естественно, поклонники обеспокоены личной жизнью актрисы. Известно, что на сегодняшний день девушка не состоит в официальном браке. Однако её сердце уже давно не свободно. В течение нескольких лет Караулова состоит в отношениях со сценаристом Алексеем Карауловым.
Маруся Климова и Алексей Караулов
Не исключено, что он и есть будущий муж талантливой актрисы.
Мужчина работал над созданием сценариев к таким проектам, как «Гоголь. Начало», «Звоните ДиКаприо!», «Диггеры», «Гоголь Вий». Вероятно, что с возлюбленной Алексей познакомился на съёмочной площадке и не смог устоять перед обаянием и харизмой девушки.
Можно предположить, что семья и дети входят в планы Климовой. Но она не делится мыслями по этому поводу с журналистами и общественностью. Пара любит представителей кошачьих, в их доме живут три милых четвероногих питомца.
Анна Хилькевич — хорошая подруга Маруси Климовой
Маруся старается держать личную жизнь в строгом секрете. Если в Инстаграме Караулова можно изредка увидеть фотографии избранницы, то на страничке Климовой нет никакой информации по поводу её любовных отношений. Маруся и её потенциальный муж в 2020 году вместе участвовали в чемпионате по сериалам. Они выпустили трейлер на проект «Крепостная», который создали сами.
Разгром банды Мишки Бриллианта
Операция, проводимая Одесским ГубЧК при участии Марии Климовой, продолжалась около трех месяцев и принесла желаемые результаты. Несмотря на то что далеко не все удалось заранее предусмотреть в этой многоходовой комбинации, неуловимая до той поры банда Мишки Бриллианта, а вместе с ней еще несколько преступных группировок были полностью уничтожены.
Основную часть преступников убили при задержании, а те, кто остался в живых, получили длительный срок заключения. Во всех отрывочных и далеко не полных биографиях Маруси Климовой (Мурки), составленных за прошедшие с той поры годы, именной ей приписывается главная заслуга в ликвидации столь большого числа бандитов.
Личная жизнь Марии Климовой
У Маруси трогательные отношения с семьёй. Судьба сложилась так, что её родители остались в Хабаровске, а сестра работает моделью в Китае. Несмотря на постоянную занятость на съёмках и колоссальное расстояние, звезда сериалов находит время для встреч с родными.
Маруся не выставляет напоказ свою личную жизнь
С 2014 года актриса встречается с Алексеем Карауловым, молодым сценаристом, соавтором сценариев к «Звоните Ди Каприо!» и хоррору «Диггеры».
На фото: Алексей Караулов
Мария продолжает заниматься гимнастикой, радуя тысячи своих подписчиков в инстаграме публикациями фото, на которых демонстрирует прекрасную растяжку.
Другим хобби ещё с детских лет актриса называет игру на скрипке и чтение. Известно, что Маша не смотрит телевизор, в одежде предпочитает свободный стиль и очень любит кошек.
Находка в одесском архиве
Текст знаменитой песни о Марусе Климовой известен во многих вариантах. Говорят, что собиратели блатного фольклора насчитывают их более сотни (куплет одного из них приводится в статье). Между ними немало отличий, но в одном они схожи – в конце песни главную героиню настигает бандитская пуля, послужившая возмездием за ее двойную игру. Так ли было на самом деле? К счастью, нет. Оказывается, настоящая история Маруси Климовой (Мурки) имеет вполне счастливое продолжение.
Сомнения в том, что версия, изложенная авторами песни, отражает реальный ход событий, возникли еще давно. Началось с того, что одесские историки, на протяжении нескольких десятилетий пытавшиеся отыскать могилу бесстрашной оперативницы, потерпели неудачу, не сумев при этом обнаружить даже каких-либо документальных подтверждений ее гибели. Вопрос, что называется, повис в воздухе, и продолжалось это до тех пор, пока в годы перестройки не были рассекречены архивы Одесского ГубЧК. В них были обнаружены учетная карточка и фото Мурки − сотрудницы ЧК Маруси Климовой. В биографии этой легендарной женщины удалось заполнить много существенных пробелов.
Карьера
Начинала кататься на катке «Юность» в Свердловске с Олегом Волковым. Одним из первых крупных соревнований для них стала Зимняя Спартакиада народов СССР 1978 в Свердловске, где пара заняла 3-е место среди юниоров[1]. До 1991 года пара Климова — Пономаренко под руководством тренера Натальи Дубовой выступала в подчеркнуто классическом стиле, добившись исключительной красоты и легкости движений. С 1989 года, став мировыми лидерами, Климова и Пономаренко стремились найти новые формы и стиль катания в связи с появлением пары Дюшене и новыми веяниями в танцах на льду, но их бессменный тренер Наталья Дубова была категорически против. Творческие разногласия с тренером привели к разрыву их отношений в 1991 году. Новый тренер пары Татьяна Тарасова резко изменила стиль на вошедший в моду в то время авангард, с необычными оригинальными хореографией и костюмами.
На взрослых соревнованиях дебютировали в 1983 году и на чемпионате Европы заняли 4 место. Уже в следующем сезоне пара Климова-Пономаренко выигрывают бронзовые медали на Олимпиаде в Сараево и на чемпионате Европы в Будапеште. В 1986 году тренер фигуристов Наталья Дубова поставила для пары золотой вальс, ставший явлением в фигурном катании. Программа разрабатывалась именно под пару Климова-Пономаренко, которые идеально владели коньком уже в начале взрослой карьеры. Сегодня золотой вальс стал обязательным видом программы в танцах на льду. С 1985 по 1988 год дуэт твердо № 2 на международной арене, вслед за другой советской парой Бестемьянова-Букин. На всех важнейших соревнованиях этого периода они выигрывают серебряные медали. Исключением стал чемпионат СССР в Днепропетровске в 1985 году, где два ведущих мировых дуэта поменялись местами. Всего же пара Климова-Пономаренко завоевывает четыре золота на чемпионатах страны (1985, 1986, 1989, 1990).
После олимпийского сезона-1988 пара Бестемьянова-Букин покидает любительский спорт и Климова-Пономаренко становятся безоговорочными мировыми лидерами и первым номером в сильнейшей сборной СССР по фигурному катанию. Однако, основную конкуренцию им составляют не отечественные дуэты, а французская пара Изабели и Поля Дюшене с их инновационным катанием. В отличие от классического катания советских (затем российских) пар, французы очень ярко заявили о себе в 1988 году авангардным катанием, совершив настоящую революцию в самом консервативном виде фигурного катания. Несмотря на лидерство российской пары и их совершенство в техническом плане, в артистизме и оригинальности катания французы начинают превосходить пару Климова-Пономаренко. В 1991 году пара Изабель и Поль Дюшене выигрывает золото на чемпионате мира в Мюнхене, оттеснив дуэт Климова-Пономаренко на вторую позицию. Новый тренер российского дуэта Татьяна Тарасова решает кардинально изменить стиль катания подопечных, приблизив их к оригинальности французского дуэта Дюшене. Вкупе с отточенной техникой и новыми танцевальными мотивами дуэт Климова-Пономаренко триумфально вернули себе лидерство в 1992 году, выиграв все важнейшие турниры, в том числе Олимпийские игры в Альбервиле. На Олимпиаде соперничество с французами достигло своего апогея. Изабель и Поль Дюшене считались фаворитами на родной земле после прошлогоднего золота чемпионата мира. Четверо судей вытаскивали на золото французов, пятеро отдавали предпочтение российскому дуэту[источник не указан 560 дней
]. Соревнования так и закончились со счетом 5-4 в пользу Климовой и Пономаренко и они стали олимпийскими чемпионами. Бронза досталась еще одной российской паре Усова-Жулин.
О самом большом олимпийском успехе пары Климова-Пономаренко выдающийся тренер Татьяна Тарасова говорила следующее[2]:
…Победа на Олимпиаде Климовой и Пономаренко — самая уникальная победа в танцах. Потому что танцевальные пары никогда не поднимались вновь на верхнюю ступень пьедестала, как только сойдут с первого места. Таких примеров в истории танцев не зафиксировано. А они не только поднялись, поднялись над всеми на много лет, я бы сказала, на всю оставшуюся жизнь. Они настолько творческие люди, что не потеряли интерес к самообновлению, к тренировкам, ко всему новому, к музыке, к занятиям, к искусству, что обычно у профессионалов, достигших вершины, почти не встречаешь.…
После фееричного сезона 1992 года Климова-Пономаренко ушли в профессиональный спорт.
Новая профессия
Прежде всего, стало известно, что родилась она в 1897 году в Москве. Это позволило говорить о ней как о 25-летней сотруднице, направленной в 1922 году для выполнения сложного и опасного задания. Кроме того, выяснилось, что по образованию Мария Климова была врачом. Что же касается причины, побудившей молодую женщину расстаться со столь престижной профессией и посвятить себя поимке преступников, то об этом можно лишь строить предположения.
Возможно, ее привлекла романтика сыскного дела или подтолкнули на этот шаг нежные чувства к кому-то из оперативников. Все может быть, но не исключено и то, что в те трудные времена закрылась больница, в которой она работала, и Мария решила устроиться в ЧК, зная, что сотрудники там обеспечены всем необходимым.
Маруся Климова сейчас
В начале 2020 года вышли первые серии комического проекта «Мылодрама». В уморительной истории о недотёпе-автозаправщике, ставшем руководителем TV-канала, Маруся играет роль секретарши новоиспечённого босса, в роли которого снялся Сергей Бурунов.
Известно, что в 2020 году Климова снимается в многосерийной сатирической картине «Проба», в которой также принимают участие Михаил Багдасаров, Ева Авеева, Степан Коршунов и Елизавета Арзамасова.
Информацию о другом проекте под названием «Хартс», в котором также снимается Мария, создатели пока не раскрывают.
Капитан ленинградской милиции
Главной же неожиданностью для историков стала запись о том, что после выполнения задания она еще несколько лет прослужила в Одессе, а затем была переведена в Ленинград. Таким образом, была открыта новая страница в биографии Маруси Климовой (Мурки). Что с ней случилось на берегах Невы, удалось выяснить без особого труда, поскольку перестройка открыла для исследователей двери многих архивов. Как оказалось, героиня знаменитой песни в течение длительного времени была сотрудницей ленинградского уголовного розыска и весьма успешно ловила преступников, о чем свидетельствуют полученные ею правительственные награды. На пенсию она вышла в 1952 году в звании капитана милиции.
Детство и юность
Биография актрисы Маруси Климовой начинается 4 июля 1989 года – в день, когда она появилась на свет в семье медиков. Детские годы маленькая Маша провела в родном городе Хабаровск. В семье Маруся стала вторым ребёнком, у неё есть старшая сестра Даша. В настоящее время Дарья Климова живёт в Китае, строит успешную модельную карьеру.
На фото: актриса Маруся Климова
На лето родители отправляли девочку в село к бабушке. Мама Лариса и папа Андрей всегда любили свою дочь, но старались её контролировать, следили за всеми поступками Маруси, давали советы, регулярно устраивали нравоучения.
«Мама очень строгая, она всегда гордилась мной, но не показывала свои чувства. Видимо думала, что, если похвалить меня, то я расслаблюсь» – описывает отношения с родителями звезда телеэкрана.
Тем не менее, семья Климовых была дружной, родственники всегда помогали друг другу, поддерживали в сложных ситуациях. Тёплые отношения с родными Марусе повезло пронести через годы и сохранить до сегодняшних дней.
Маруся Климова в прекрасной физической форме
Спортивное прошлое очень пригодилось девушке в будущем. И сегодня Климова демонстрирует прекрасную фигуру, находится в отличной форме, регулярно демонстрирует отличную растяжку, садясь на шпагат.
Среднее образование Маша получила в родном городе. Она окончила школу №34. Кроме того, Мария отучилась в ДЮСШ олимпийского резерва №1, добившись звания мастера спорта по ритмической гимнастике.
Климова всегда была очень артистичной, активной, ни одно развлекательное мероприятие не проходило без . Девушка мечтала об актёрской карьере. Но её желания расходились с желаниями родителей.
По настоянию мамы и папы, Маша поступила на юридический факультет МВД. Но девушка быстро поняла, что душа лежит совершенно к другому. В 2020 году биография актрисы Маруси Климовой круто перевернулась. Она стала студенткой Театрального института имени Щукина, приблизившись к своей заветной мечте.
На страничке Маши в соцсети написано, что в «Щуке» она училась с 2015 по 2020 год. Но её имени нет на сайте ВУЗа в списке выпускников. Можно предположить, что Климова так и не получила высшее актёрское образование.
Незавершенная повесть
И все же рассказанная нами история осталась незавершенной. До сего дня не удалось установить, где и когда ушла из жизни эта легендарная женщина. Завершающий этап ее судьбы неизвестен. В архивах Ленинградского ЗАГСа запись о ее смерти отсутствует, что оставляет простор для самых различных предположений. Обнаруженные в одесском архиве краткая биография и фото Маруси Климовой – Мурки из всенародно любимой песни – это практически весь объем материалов, имеющихся в распоряжении исследователей. Что же касается ее личной жизни, то о ней вообще нет никаких достоверных сведений.