Биография
Ирина Апексимова родилась в семье музыкантов. Отец – Виктор Николаевич – пианист, баянист, сначала работал в музыкальной школе, а потом преподавал в консерватории по классу фортепиано. Мать актрисы – Светлана Яковлевна – была хормейстером в театре музыкальной комедии, а позже так же стала преподавателем консерватории на дирижерско-хоровом отделении.
У Ирины есть старший брат, сын матери о первого брака, – Валерий Свет. Он тоже музыкант, в 70-х годах организовал один из первых в Волгограде вокально-инструментальных ансамблей. В настоящее время он живет и работает в США.
В восемь лет, после развода родителей, Ирина с мамой и братом переехала в Одессу. В Волгограде будущая актриса обучалась в музыкальной школе по классу фортепиано. В Одессе она пошла в специализированный театральный класс общеобразовательной средней школы.
Получив аттестат зрелости, в 1983 году Ирина отправилась в Москву поступать в театральный. Но годы, проведенные в Одессе, дали о себе знать: девушку не приняли по причине одесского говора.
Она вернулась в Одессу, год работала в Одесском академическом театре музыкальной комедии, танцевала в кордебалете. Следующим летом она снова приехала сдавать экзамены в столицу и снова потерпела неудачу. После этого уехала в Волгоград и устроилась в местный областной театр музыкальной комедии.
В 1985-м Ирина окончательно перебралась в Москву и, избавившись от говора, через год поступила в Школу-студию МХАТ, в мастерскую Олега Павловича Табакова.
Поступление в театральное
После школы Ирина пробовала поступить в школу-студию МХАТ в Москве, но её не приняли на курс по причине отчетливого одесского говора. По возвращении в Одессу Ирина устроилась в кордебалет городского Театра оперетты, где и танцевала весь следующий год. Следующие вступительные в школу-студию МХАТ Апексимова снова провалила, и опять-таки по причине одесского акцента.
По настоянию матери девушка отправилась в родной Волгоград – избавляться от говора, там она была принята на работу в кордебалет Волгоградского театра музыкальной комедии. Прожив год в другой языковой среде и освободившись от одесского выговора, Апексимова совершает в 1986 году третью (и последнюю) попытку поступить в театральное. И на этот раз — удачную, — будущую актрису зачисляют на первый курс мастерской артиста Олега Табакова. На курсе, ставшем впоследствии, что называется,«звездным», учились такие замечательные актеры как Вл.Машков, Е.Миронов (кстати, с Машковым и Мироновым в 1994 году Апексимова сыграла в фильме «Лимита» режиссера Д.Евстегнеева). Также на курсе с Ириной учился ее будущий муж – актер Валерий Николаев.
Ирина Апексимова — Мурка
Театр
После получения диплома, в 1990-м, Ирину Апексимову приняли в МХТ имени А.П.Чехова, где она служила более десяти лет. На сцене МХТ она играла много и почти все – главные роли.
«Свой уход из театра я переживала. Первые два-три года с большим волнением проезжала мимо родного здания, – делилась Ирина. – Не без волнения проходила по Камергерскому переулку. На душе было всегда неспокойно. Но через какое-то время все улеглось, хотя о МХТ я и сейчас часто вспоминаю. Была неприятная история, не имеющая к творческому процессу никакого отношения. Исключительно административная ситуация. Я возглавила профсоюзную группу, которая была настроена против директора. Результат оказался прост – мне пришлось уйти из театра».
Оставив МХТ, Ирина создала собственное театральное агентство «Бал Аст». Через некоторое время название сменилось, актриса дала компании свое имя. Агентство представляло антрепризы, в которых главных персонажей исполняла сама Ирина.
В 2000-х годах она училась на спецкурсе современного танца во Флоридском университете в США, в актерских школах Julliard School (Нью-Йорк) и Barbican Center (Лондон).
Позже помимо актерской деятельности Ирина занялась управленческой. С 2012-го по начало 2015-го она занимала должность директора Театра Романа Виктюка. В марте 2020 года стала директором Театра на Таганке.
В 2013 году Ирина выступила автором идеи и продюсером фестиваля театрального искусства под открытым небом «Театральный марш», ставшего регулярным. Первый фестиваль назывался «Театральный демарш» и состоялся в парке «Сокольники», последующие фестивали проводились и проводятся в саду «Эрмитаж».
Роли в театре:
- «Жаворонок» – Агнесса
- «Полоумный Журден» – Доримена
- «Затоваренная бочкотара»
- «Кресло»
- «Укрощение строптивой» – Катарина
- «Ричард III» – Леди М
- «Дядя Ваня» – Елена Андреевна
- «Борис Годунов» – Марина Мнишек
- «Горе от ума» – Софья
- «Гоффман» – Юлия
- «Маскарад» – баронесса Штраль
- «Красивая жизнь»
- «Трагики и комедианты» – Лиза
- «Молочный фургон не останавливается больше здесь» – Блэки
- «Маленькие трагедии» – Лаура
- «Гроза» – сумасшедшая барыня
- «Сон в летнюю ночь» – Титания
- «Ундина» – графиня Берта
- «Археология»
- «Танцы под шум дождя» – Муза
- «Нечаянная радость»
- «Перламутровая Зинаида» – иностранка
- «Блаженный остров»
- «Самое главное» – ремонгонистка
- «Сейлемские колдуньи»
- «Скамейка» – Она
- «Чайка 73458» – Ирина Николаевна Аркадина.
- «Беги Алиса, беги» – Королева
Роли в антрепризах:
- «Опасный, опасный и очень опасный…» – маркиза де Мертей, подруга и любовница виконта де Вальмона
- «www.London.ru» – Анна
- «Ужин с дураком» – Марлен
- «Вишневый сад» – Шарлотта
- «Игра в правду» – Майя
Творчество
Роли в театре
- «Жаворонок», режиссёр: Олег Табаков — Агнесса
- «Полоумный Журден», по одноимённой пьесе Михаила Булгакова, режиссёр: Олег Табаков — Доримена
- «Затоваренная бочкотара», по одноимённой повести Василия Аксёнова, режиссёр: Евгений Каменькович —
- «Кресло», по повести «ЧП районного масштаба» Юрия Полякова, режиссёры: Олег Табаков, Владимир Храмов
- «Укрощение строптивой», по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира, режиссёр: Brian Cox — Катарина
- «Ричард III», режиссёр: Brian Cox — Леди М
- «Дядя Ваня», по одноимённой пьесе А. П. Чехова, режиссёр: Олег Ефремов — Елена Андреевна
- «Борис Годунов», режиссёр: Олег Ефремов — Марина Мнишек
- «Горе от ума», по одноимённой комедии А. С. Грибоедова, режиссёр: Олег Ефремов — Софья
- «Гоффман», режиссёр: Н. Скорик — Юлия
- «Маскарад», по одноимённой пьесе М. Ю. Лермонтова, режиссёр: Роман Козак — баронесса Штраль
- «Маскарад», режиссёр: Николай Шейко — баронесса Штраль
- «Красивая жизнь», режиссёр: В. Ланской
- «Трагики и комедианты», режиссёр: Н. Скорик — Лиза
- «Молочный фургон не останавливается больше здесь», по пьесе Теннесси Уильямса, режиссёр: Вячеслав Долгачёв — Блэки
- «Маленькие трагедии», режиссёр: Роман Козак — Лаура
- «Гроза», по одноимённой пьесе А. Н. Островского, режиссёр: Дмитрий Брусникин — сумасшедшая барыня
- «Сон в летнюю ночь», по одноимённой пьесе Уильяма Шекспира, режиссёр: Николай Шейко — Титания
- «Ундина», режиссёр: Н. Скорик — графиня Берта
- «Археология», режиссёр: М. Кочетков
- «Танцы под шум дождя», режиссёр: Н. Скорик — Муза
- «Нечаянная радость», режиссёр: С. Колесников
- «Перламутровая Зинаида», режиссёр: Олег Ефремов — иностранка
- «Блаженный остров», режиссёр: Николай Шейко
- «Самое главное», режиссёр: Роман Козак — ремонгонистка
- «Сейлемские колдуньи», режиссёр: Brian Cox
- «Скамейка», по одноимённой пьесе Александра Гельмана, режиссёр: Никита Гриншпун (Театр «Содружество актёров Таганки»)[20] — Она
- «Чайка 73458», по пьесе А. П. Чехова, режиссёр Дейнюс Казлаускас (Московский Театр на Таганке,2017 г.) — Ирина Николаевна Аркадина.
- «Беги Алиса, беги», по мотивам повести Льюиса Кэрол, режиссёр Максим Диденко (Московский Театр на Таганке,2018 г.) — Королева.
Роли в антрепризах
- 2001 — «Опасный, опасный и очень опасный…», по пьесе в стихах Леонида Филатова (по мотивам романа Пьера Шадерло де Лакло «Опасные связи»), режиссёр: Сергей Виноградов (Московский антрепризный театр «Успех»)[21] — маркиза де Мертей, подруга и любовница виконта де Вальмона
- «www.London.ru», по пьесе «Близость» (англ. «Closer») Патрика Марбера, режиссёр: Пётр Штейн (Театральное агентство «Независимая антреприза» Юлия Малакянца)[22] — Анна
- «Ужин с дураком», по одноимённой пьесе Франсиса Вебера, режиссёр: Леонид Трушкин — Марлен
- «Вишнёвый сад», по одноимённой пьесе А. П. Чехова, режиссёр: Эймунтас Някрошюс — Шарлотта
- «Игра в правду», по одноимённой пьесе Филиппа Лелуша, режиссёр: Виктор Шамиров («Независимый театральный проект») — Майя
Фильмография
Актёрские работы в кино
Год | Название | Роль | |
1987 | ф | Башня | Ксюша, дочь Кары Семёновны и Ивана Васильевича |
1988 | ф | Диссидент | жена писателя |
1992 | с | Мелочи жизни | Катя, сестра Сергея |
1993 | ф | Бездна, круг седьмой | Ольга Фрейман, жена Николая |
1993 | кор | Октябрь (Франция) | Ольга |
1993 | ф | Поезд в Калифорнию | Елена |
1994 | ф | Лимита | Наташа |
1995 | ф | Одинокий игрок | Люся, подруга Игоря |
1995 | ф | Ширли-мырли | исполнительница степа, скрипачка из консерватории |
1996 | ф | Мужские откровения | Рита |
1997 | ф | Му-му | Жюстина, француженка |
1997 | ф | Святой (США) | Фрэнки |
1998 | ф | Дзенбоксинг | снималась |
1998 | ф | Чехов и Ко | жена учителя / Надежда Петровна Челобитьева |
1999 | ф | Директория смерти | Катя, любовница депутата |
1999 | с | День рождения Буржуя | Амина Ренатовна, возлюбленная «Буржуя» |
2000 | ф | Вместо меня | Ольга |
2000 | с | Империя под ударом | Дора Бриллиант |
2001 | с | Самозванцы | Марина, жена Бельского |
2001 | с | Клетка | Анастасия Арсентьева |
2001 | ф | Северное сияние | Наталья |
2003 | ф | Красный змей | Айгуль |
2003 | ф | Бульварный переплёт | супруга Анри |
2005 | с | Есенин | Анна Берзинь, писатель, подруга поэта |
2005 | с | Слепой 2 | Евгения |
2006 | ф | Палач | Ольга Драгомирова, журналист |
2006 | ф | Счастье по рецепту | Зоя Звонарёва, писатель, бывшая жена Воронцова |
2006 | ф | Ситуация 202 | Полина |
2007 | ф | Антиснайпер | Татьяна Уварова |
2007 | ф | Антиснайпер 2. Двойная мотивация | Татьяна Уварова |
2007 | с | Свадьба. Дело. Смерть | Любавина |
2007 | с | Сыщик Путилин | Шарлотта Куколева, жена Якова Куколева |
2008 | ф | Вопреки здравому смыслу (Россия, Украина) | Марина Вячеславовна |
2008 | ф | Телохранительница | Иванна |
2008 | с | Генеральская внучка | Александра Николаевна Старкова, майор милиции, внучка генерала Старкова |
2008 | ф | Эффект домино | Тамара, бывшая супруга Максимова |
2009 | ф | Гармония. Город счастья | Мария Николаевна («Мурка») |
2009 | ф | Книга мастеров | Каменная Княжна |
2009 | с | Одна семья | Наталья Ковалёва, любовница Андрея |
2009 | ф | Победный ветер, ясный день | Лика Куницына, прима театра «Лиллаби» |
2010 | ф | Счастливчик Пашка | Ольга Васильевна Самохвалова |
2010 | с | Судмедэксперты | Наталья Марковна Плаксина |
2010 | с | Единственный мужчина | Луиза, мать Туан |
2010 | с | Дело Крапивиных | Томилина |
2011 | с | Костоправ | Айгуль Тимуровна Баширова, акушер-гинеколог |
2011 | с | Пираньи | Ирина Лесницкая |
2012 | с | Топтуны | Ирина Олеговна Музыкина, журналист |
2013 | с | Разведчицы | Матильда Генриховна, инструктор курсанток разведшколы |
2013 | ф | Игра в правду | Майя Ковалевская |
2013 | с | Лютый | Елена Геннадьевна Ракова |
2013 | ф | Комплекс полноценности | ректор |
2014 | ф | Боцман Чайка | Люся, любительница животных |
2014 | с | В Москве всегда солнечно | Тамара |
2015 | ф | Приключения Алисы. Пленники трёх планет | Романова |
2016 | ф | Пьяная фирма | мама Ильи Веселых |
2019 | ф | Лютый 2 | Елена Геннадьевна Ракова |
Режиссёрские работы в кино
- 2008 — Спящий и красавица (Россия, Украина)
Озвучивание
- 2004 — Чемоданы Тульса Люпера: Из Во к морю | Tulse Luper Suitcases, Part 2: Vaux to the Sea, The (Великобритания)
- 2006 — Чемоданы Тульса Люпера. Русская версия | The Tulse Luper Suitcases. Russian Version (Венгрия, Германия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Россия) — Мадам Муатесьё
- 2006 — Звезда со стороны (Россия) — документальный фильм о жизни и творчестве советской актрисы немого кино Рахиль Мессерер-Плисецкой (Ирина Апексимова читает текст за кадром)[23]
Участие в музыкальных телешоу
- В 2006 году Ирина Апексимова в паре с певцом Александром Маршалом приняла участие в первом сезоне музыкального телевизионного шоу «Две звезды» на «Первом канале»[24][25].
- 29 марта 2020 года Ирина Апексимова приняла участие в качестве гостьи в телевизионном шоу перевоплощений «Точь-в-точь» (второй сезон, шестой этап) на «Первом канале», исполнив песню «Moon river» из американского художественного фильма «Завтрак у Тиффани» в образе британской актрисы Одри Хепбёрн[26].
- Участница третьего сезона музыкального шоу «Первого канала» «Три аккорда» (2018).
Сольный музыкальный проект
В марте 2011 года Ирина Апексимова вместе с музыкальным коллективом под руководством Тимура Ведерникова впервые выступила с собственной сольной программой «А мне Одесса — девочка!»[5][27].
Репертуар программы составлен из известных одесских песен: «Кирпичики», «С одесского кичмана», «Школа бальных танцев», «Оц-тоц-перевертоц!» и многих других.
Работа на телевидении
- В 2003 году Ирина Апексимова была ведущей телеигры «Искушение» (по английской лицензии) на российском телеканале «ТВС»[28][29].
- С 2006 по 2008 год являлась одной из постоянных ведущих программы «Доброе утро» на «Первом канале»[30].
Участие в рекламе
- В октябре 2007 года Ирина Апексимова стала «лицом» бренда «Кальций-Д3 Никомед» швейцарской фармацевтической . Слоган рекламной кампании: «„Кальций-Д3 Никомед“ — основной элемент красоты». Рекламным агентством «Instinct» были разработаны два рекламных ролика с Ириной Апексимовой в главной роли: в первом она — знойная испанская дива, а во втором — изящная спортсменка, демонстрирующая свои навыки в боевых искусствах[31].
Кинематограф
Ирина Апексимова дебютировала в кино как актриса в 1987 году. В художественном фильме «Башня» она исполнила одну из основных ролей – дочь главных героев Ксюшу. На тот момент актриса училась на втором курсе Школы-студии МХАТ.
Уже через год вышла картина в жанре арт-хаус «Диссидент», в которой Ирина сыграла главную роль. Ее партнером на съемочной площадке стал Евгений Дворжецкий.
В 1992-93 годах актриса снималась в популярной многосерийной мелодраме «Мелочи жизни». Тогда же стала главной героиней в российско-молдавском фильме «Поезд в Калифорнию».
За роль во французской ленте «Октябрь» в 1994 году Ирина получила приз за лучшую женскую роль на Парижском кинофестивале.
Широкая известность пришла к актрисе в 1999-м после съемок в фильме «День рождения Буржуя». Она исполнила роль возлюбленной главного героя, которого, в свою очередь, сыграл Валерий Николаев, являвшийся на тот момент мужем Ирины.
Картина «Клетка» с Ириной Апексимовой с главной роли вышла в 2001 году – трагическая история женщины, потерявшей семью. В 2006-м в фильме «Палач» Ирина снова стала главной героиней – журналисткой Ольгой Драгомировой, неистово мстившей своим насильникам.
В 2007-м Ирина пополнила свою фильмографию главной ролью в мелодраме «Вопреки здравому смыслу», в 2008-м – в картинах «Эффект домино» и «Телохранительница», в 2009-м – в детективном сериале «Генеральская внучка», где предстала в образе майора милиции Александры Старковой.
Детективную тему актриса продолжила в 2010-м, снявшись в фильме «Судмедэксперты». Позже был фильм «Счастливчик Пашка», в котором Ирина снялась вместе с Игорем Петренко.
В 2013 году актриса сыграла в трех картинах и во всех исполнила главные роли – Майи Ковалевской в полнометражной ленте «Игра за правду», Елены Геннадьевны Раковой в боевике «Лютый» и инструктора разведшколы Матильды Генриховны в военной драме «Разведчицы». В 2018 году вышло продолжение боевика «Лютый» с участием Ирины Апексимовой.
Как кинорежиссер в 2008 году Ирина сняла свой первый и пока единственный фильм «Спящий и красавица».
Апексимова в кино
Впервые на киноэкране Апексимова появилась в 1987 году, в роли Ксюши, в психологической драме В.Трегубовича «Башня». Следующий фильм – «Диссидент» (1988) молдавского режиссера В.Жереги. В начале 90-х актриса снимается в первом российском телесериале «Мелочи жизни».
Особенно часто отмечают роль француженки Жюстины в экранизации режиссером Ю.Грымовым в 1997 году повести «Му-му» И.С.Тургенева. За год до этого актриса сыграла у этого же режиссера в фильме «Мужские откровения» по новелле Ренаты Литвиновой.
Ирина Апексимова с первым мужем Валерием Николаевым и дочкой
Долгое время Апексимова боролась с закрепившимся за ней в кино имиджем бизнес-женщины и вамп. Этот стереотип еще более подкрепился после съемок в первом сезоне телесериала «День рождения Буржуя» в 2000-м году, где актриса сыграла в паре со своим мужем Валерием Николаевым. Но участие в этом проекте имело для Ирины и положительное влияние – принесло ей всенародную любовь и популярность. От съемок во втором сезоне Ирина Апексимова отказалась, поэтому сценаристам пришлось «убить» её героиню. Кроме того, во многом на отказ от участия в проекте повлиял распад семьи Апексимовой и Николаева.
В 2001 году Ирина Викторовна играет в драме психологического характера «Клетка», участие в которой для самой актрисы, с её слов, было одной из интереснейших работ в кино. В 2000-х актриса много работает в кино и сериалах, в частности: «Империя под ударом» (2000), «Северное сияние» (2001), «Есенин» (2005), «Книга мастеров» (2009) и мн. др.
В 2008 году Ирина Апексимова попробовала себя в качестве режиссера совместного украинско-российского проекта — мелодрамы «Спящий и красавица».
Телевидение
В 2003 году канал «ТВС» пригласил Ирину на роль ведущей в телеигру «Искушение». В 2006-м Ирину позвали на Первый канал, где она поработала до 2009-го в качестве ведущей программы «Доброе утро».
В том же 2006-м Ирина вместе с певцом Александром Маршалом приняла участие в первом сезоне музыкального телевизионного шоу «Две звезды». Еще через пять лет актриса с инструментальным коллективом под руководством Тимура Ведерникова впервые выступила со своей сольной программой «А мне Одесса – девочка!». Репертуар артистки состоял из популярных одесских песен.
В марте 2020 года Ирина Апексимова участвовала в качестве гостьи во втором сезоне телевизионного шоу перевоплощений «Точь-в-точь». Она исполняла песню «Moon river» из американского художественного фильма «Завтрак у Тиффани» в образе британской актрисы Одри Хепберн. В 2018-м актриса стала участницей третьего сезона музыкального шоу «Три аккорда».
От тринадцати и дальше…
Именно в тринадцать лет Ирина Апексимова, биография которой с этого момента вошла в совершенно иное русло, переживала развод родителей, случившийся за пять лет до этого, очень тяжело. Папа уехал в другой город — в Якутск. Даже будучи помладше, девочка остро восприняла распад семьи. А когда ей было тринадцать, она с мамой и старшим братом переехали в Одессу, где немного пожили у родственников. Так все в ее жизни изменилось, ведь в родном городе осталось все, что было ей знакомо, друзья, вся ее маленькая жизнь.
Важным моментом, который помог в выборе Ирой профессии несколькими годами позже, стало то, что мама, выбирая для нее новую школу, остановилась на учебном заведении, в котором был театральный класс. Жизнь в другом городе стала постепенно налаживаться.
Спустя три года, повзрослевшая Ирочка — Апексимова Ирина Викторовна — праздновала свое шестнадцатилетие. Она готовилась получать паспорт. Но что делать, если в те годы национальность в первом документе гражданина ставили по матери. А Светлана Яковлевна — мама — была еврейкой. Пришлось договариваться с папой. Виктор Николаевич приехал сюда из Якутска договариваться с паспортисткой, которая сделала необходимую запись в паспорте. Так Ира стала русской.
Личная жизнь
В 1988 году, во время учебы в Школе-студии МХАТ, Ирина вышла замуж за своего однокурсника – актера Валерия Николаева. 14 марта 1994 года у них родилась дочь Дарья, на тот момент семья временно жила в США. После окончания вуза Ирина и Валерий уехали в Америку, работали нью-йоркских театрах, однако позже по финансовым причинам вернулись в Москву.
В 2000 году Ирина Апексимова и Валерий Николаев развелись. «Нашу семью ничто не разрушило – мы просто выросли друг из друга, – так прокомментировала свой развод Ирина. – У нас появились разные цели и задачи. Мы друг про друга знали настолько все, что стало неинтересно… Но наша жизнь была настолько яркой и хорошей… Мы могли поругаться из-за мелочи, но у нас не было поводов для серьезных ссор. И поэтому осталось очень светлое впечатление от этих 12-ти лет».
Дочь Ирины Апексимовой тоже стала актрисой, окончила Школу-студию МХАТ, мастерскую Дмитрия Брусникина. После совершеннолетия она взяла девичью фамилию бабушки – Авратинская.
Вторым мужем актрисы Ирины Апексимовой стал бизнесмен Алексей Ким. Брак был недолгим: из-за постоянных приступов ревности мужа Ирина подала на развод.
Детство
Ирина появилась на свет в Волгоградском родильном доме 13 января 1966 года. Её родители были людьми творческими и музыкальными. Папа, Виктор Николаевич, занимался преподавательской деятельностью в музыкальной школе, позже он перешёл работать преподавателем в консерваторию по классу фортепиано. Мама, Светлана Яковлевна, трудилась в местном театре музыкальной комедии на должности хормейстера, позже она также занялась деятельностью преподавателя на дирижёрско-хоровом отделении в консерватории.
У Светланы Яковлевны это был второй брак, от первого в семье воспитывался мальчик, старший брат Иры по матери, Валерий. Его судьба также тесно связана с музыкой. В середине 70-х годов он основал один из первых в Волгограде ансамблей, потом посвятил себя джазу, уехал в Америку, где стал довольно популярным пианистом-джазменом.
Мама с папой обожали Иру, баловали её, во времена сплошного дефицита умудрялись доставать ей красивые вещи, шили очаровательные платья. Во дворе она была одета лучше всех. Чёрненькая симпатичная девчушка с огромными глазами притягивала к себе взгляды мальчишек с ранних лет. Она росла заводным и весёлым ребёнком, была отчаянная и смелая, любила компании. Особенно нравились Ире поступки и игры мальчиков.
Так как родители её имели самое прямое отношение к искусству, такие же точно люди (их друзья) бывали и в доме у Апексимовых. Ирина с ранних лет впитала в себя атмосферу театра, творчества и музыки. Очень часто в театре, где работала мама, Ира проводила за кулисами своё свободное время. Там ей не было скучно с детьми других артистов. Дети вместе играли и делали уроки, когда началась учёба в школе. Кроме средней школы, Ира училась и игре на пианино в школе музыкальной, а ещё девочке очень нравилось танцевать.
Интервью
Дорога в Голливуд
«В 90-е, когда наш кинематограф просто разрушился на глазах, у всех актеров была цель – покорить «фабрику грез». Мы были молоды, нам было море по колено. Мы даже не задумывались, что это очень непростая задача. Просто мы с Валерой Николаевым собрались и поехали в Америку. Наверное, я не сильно хотела остаться в Голливуде. Нет, точнее сказать, я хотела остаться, но я не хотела терять МХТ, в котором работала. Мне приходилось постоянно летать на спектакли, поэтому кастинги я посещала редко. И вот, после просмотра, на котором меня не утвердили, я, расстроенная, вернулась домой и заявила, что все – я возвращаюсь. В Москве как раз мне предложили роль… Но стоило мне вернуться в Москву, как позвонили из Голливуда с хорошим предложением. Но я уже приняла решение, что хочу работать здесь…»
«Мне не девяносто и есть идеи»
«Не знаю ни одного актера, который был бы абсолютно доволен своей карьерой. И это нормально – всегда желать большего. Конечно, я бы хотела, чтобы моя карьера была успешнее. Почему сложилось так, как сейчас, вопрос риторический. Я начинала в сложные 90-е годы, были какие-то разные жизненные обстоятельства. Тем, как я ощущаю себя в профессии в данный момент, я, можно сказать, довольна. У меня много планов, я постоянно работаю. В конце концов, мне не 90 лет и еще есть немало времени реализовать все свои творческие идеи».
Об удовольствиях
«Я как тот хамелеон, меняющий цвет. Когда на сцене, то актриса, а когда создаю новый проект – продюсер. Мне скучно двигаться исключительно по одной колее, и я не могу терпеть, когда ничего не происходит. А иные горизонты всегда рождают азарт. К старости буду рассматривать выпуск книги как прибавку к пенсии. Или вот очень хочу открыть ресторан. Надеюсь, в ближайшем будущем это сделаю. И о своей линии обуви мечтаю. Я фанат туфель и сапог. У потрясающего московского мастера, который шьет обувь для театра, иной раз заказываю себе по ноге какие-то экземпляры для жизни и блаженствую. Как-то мне сделали предложение, от которого я не могла отказаться, – стать лицом великолепного СПА-центра в Эстонии, причем не за деньги, а за курсы процедур и отдых. Вот раз в год я вкушаю эту радость. А так в повседневности не слежу особо за фигурой. То, что у меня есть, это гены. Ну, а за вдохновновением при любой возможности отправляюсь в Венецию».
По материалам kino-teatr.ru, Wikipedia.org, biographe.ru, womanhit.ru, ok-magazine.ru
Семья и личная жизнь
Ира не из тех, кто охотно делится свой личной жизнью. Тем более что к 50-летнему рубежу ей практически приходится начинать всё заново. Позади остались два замужества.
В годы студенчества в школе-студии МХАТ Ира познакомилась с актёром Валерием Николаевым, который стал её первым супругом. Но на тот момент у неё на уме была только учёба. Она с таким трудом поступила в театральный вуз, что постоянно переживала и боялась быть отчисленной. Да и к тому же в то время она встречалась с другим молодым человеком. Но, как говорится, от судьбы не уйдёшь, она сама всё поставит на своё место.
Ирине Апексимовой и Валерию Николаеву, как лучшим студентам курса, было дано поручение подготовить отрывок из спектакля. Вот во время этой подготовки всё и случилось, завертелось, понеслось. Оба молодые и красивые, подающие большие надежды, они, готовясь к спектаклю, слишком много времени проводили вместе. Роман получился бурный и стремительный. Ира сначала не знала, что Валерий был официально женат. Ей стало об этом известно, когда он уже ушёл от законной супруги к ней.
Окончив институт, в поисках хорошего заработка Апексимова и Николаев улетели в Америку. Там они были заняты в театральных постановках, снимались в фильмах, но больших денег не заработали. Пришлось вернуться на родину. Ира стала работать в театре. Хоть денег на жизнь хватало с трудом, они решились на рождение ребёнка. В марте 1994 года Ира родила дочь Дашу. Однако такую радость омрачило заявление супруга о том, что он собирается возвращаться в Америку. Лишь там он видел себя настоящей звездой кино и театра.
Всё реже супруги стали видеться, в отношениях появилась некая отдалённость. Даже совместные съёмки в телевизионном проекте «День рождения буржуя» не помогли им сблизиться вновь. Наоборот, во время съёмок у Валерия завязались романтические отношения с актрисой Дарьей Поверенновой. В итоге Апексимова и Николаев развелись. Несмотря на сложный развод, сейчас бывшие супруги сохраняют нормальные человеческие отношения. Валерий видится с дочерью и помогает ей.
Вторым супругом Ирины был бизнесмен Алексей Ким. Но у него оказался слишком буйный нрав, к тому же мужчина жутко ревновал жену, что сделало совместную жизнь просто невыносимой. Ира подала на развод.
Фильмография. Актриса
- Лютый-2 (2018)
- Пьяная фирма (2016)
- В Москве всегда солнечно (2014), сериал
- Боцман чайка (2014), сериал
- Разведчицы (2013), сериал
- Лютый (2013), сериал
- Игра в правду (2013)
- Топтуны (2012), сериал
- Срочно в номер. На службе закона (2011), сериал
- Упражнения в прекрасном (2011)
- Счастливчик Пашка (2011), сериал
- Поцелуй Сократа (2011), сериал
- Пираньи (20110, сериал
- Клятва Гиппократа (2011)
- Новый вызов (2011)
- Костоправ (2011)
- Комплекс полноценности (2011)
- Судмедэксперты (2010), сериал
- Дело Крапивиных (2010), сериал
- Единственный мужчина (2010), сериал
- Свадьба. Дело. Смерть (2010), сериал
- Приключения Алисы. Пленники трех планет (2010)
- Пирамида (2010)
- Эффект домино (2009)
- Книга мастеров (2009)
- Город счастья (2009)
- Генеральская внучка (2009)
- Победный ветер, ясный день (2009)
- Одна семья (2009), сериал
- Телохранительница (2008)
- Вопреки здравому смыслу (2008)
- Сыщик Путилин (2007)
- Антиснайпер-2. Двойная мотивация (2007)
- Антиснайпер (2007)
- Ситуация 202 (2006)
- Палач (2006), сериал
- Счастье по рецепту (2006), сериал
- Есенин (2005), сериал
- Бульварный переплет (2003)
- Красный змей (2002)
- Клетка (2001)
- Северное сияние (2001)
- День рождения Буржуя-2 (2001), сериал
- Империя под ударом (2000), сериал
- Вместо меня (2000)
- Анна Каренина (1999)
- Директория смерти (1999), сериал
- День рождения Буржуя (1999), сериал
- Самозванцы (1998)
- Дзенбоксинг (1998)
- Му-му (1998)
- Святой (1997)
- Мужские откровения (1996)
- Ширли-мырли (1996)
- Одинокий игрок (1995)
- Мелочи жизни (1992-1995), сериал
- Лимита (1994)
- Эти смешные русские (1994)
- Поезд в Калифорнию (1993)
- Бездна, круг седьмой (1993)
- Октябрь (1993)
- Диссидент (1988)
- Башня (1986)
Театральная деятельность
Свой творческий путь Ирина начала в Московском художественном театре им. Чехова, в котором она проработала в течение десяти лет. На этой сцене ею было сыграно немало ярких характерных ролей.
В 2000 году, почувствовав в себе силы для дальнейшего роста, Ирина уволилась из театра и создала собственную театральную студию, которую назвала своим именем. Под ее руководством выпускались антрепризы, в которых актриса играла центральные роли.
Стоит отметить, что Ирина добилась больших высот в театре не только в качестве актрисы, но и как талантливый организатор. В течение трех лет, начиная с 2012 года, она руководила Театром Романа Виктюка, и делала все возможное для поддержания его рейтингов на высоком уровне. Затем Ирина перешла на должность директора Театра на Таганке.
Помимо прочего, Апексимова ярко проявила себя и на телевидении. На канале «ТВС» она была телеведущей интеллектуальной игры «Искушение», а на «Первом канале» вела популярную утреннюю передачу «Доброе утро». Ирину приглашали не телевидение не только как ведущую, но и в качестве участницы. Так, в 2006 году Ирина участвовала в вокальном шоу «Две звезды», где она выступала в паре с Александром Маршалом.
Ирина, как никто другой, является живым подтверждением пословицы, согласной которой талантливый человек талантлив во всем.
Помимо своих безусловных талантов актрисы и руководителя, Ирина является прекрасной вокалисткой. В 2011 году она решила совместить в единое целое свои способности, и создала авторскую программу «А мне Одесса – девочка!», в которой исполняла самые известные одесские песни.
Ирина Апексимова: “На меня перестали смотреть как на женщину”
Говорят, что у актрисы Ирины Апексимовой плохой характер. Ее считают жесткой, дерзкой и капризной. В прессе главная героиня некоторых скандальных хроник имеет устоявшуюся репутацию стервы. Но, может быть, прав тот, кто однажды сказал: “Хорошее поведение — прибежище посредственности”? Или стоит быть точнее в формулировках?
Не жесткая, а справедливая, не дерзкая, а прямолинейная, не капризная, а принципиальная.
Не стерва, а всего лишь красивая и умная женщина. Верно одно: Апексимова — редкий человеческий экземпляр. А все остальное — всего лишь издержки популярности.
— Ирина, популярность — это приятно?
— Да, очень. Ведь люди становятся артистами не просто ради самовыражения, но и для того, чтобы их знали. Конечно, утомляет, когда лезут в личную жизнь. И злит, если журналисты объясняют это тем, что публика обязательно должна знать, с кем я, зачем и почему. Это неправильно. Давайте будем судить об артистах по тому, что они делают, а не по тому, с кем они спят.
— Вы с детских лет знали, что красивы?
— Нет. И сейчас не страдаю комплексами красоты. Всегда знала, что нравлюсь, могу произвести впечатление. Хорошо знала свои недостатки и достоинства. А в детстве была такой “девочкой–мальчиком”, хулиганкой. Считала позором для себя получать пятерки. По поведению был стабильный “неуд”, хотя ставили “уд”, конечно. А однажды меня вообще хотели выгнать из школы.
— Слышала, что дрались с мальчишками…
— Дралась, и люблю это дело по сей день. Вообще люблю, когда дерутся мужчины. С удовольствием сама пытаюсь влезть.
— Родители желали вам судьбы актрисы?
— Мама желала. А папа — очень не желал. Редкий родитель желает своим детям судьбы несчастной. Я благодарна своим родителям. Они дали мне все, что можно было дать в советское время: театральный класс, английскую, музыкальную, хореографическую школы. Все свободное время я проводила в театре, за кулисами.
— Когда приехали в Москву поступать в театральное училище, верили в успех?
— Да, три раза поступала — и каждый раз верила. Поступала даже на отделение оперетты. Между поступлениями была балериной, каждый вечер танцевала в кордебалете. Если бы не поступила в третий раз, наверное, продолжила бы балетную карьеру. Потом, когда попала во МХАТ, да еще к Табакову, понимала, что мне невероятно повезло: я попала к большому артисту. Ведь это был период, когда пропадали целые курсы. Никогда не играла в массовке. Сразу же получила серьезную роль, доставшуюся по наследству от ушедшей из театра Анастасии Вертинской. И потом были серьезные роли.
— Что не любите в театре?
— Дилетантизма. А что касается интриг и сплетен, то это необходимая часть любого организма, тем более творческого.
— В 97-м году во МХАТе вы возглавили профсоюз актеров, который не принял предложенный дирекцией проект нового устава театра. Вас в числе других бунтовщиков сразу уволили. Чему научил скандал во МХАТе?
— Тому, что впредь нужно заниматься только самой собой, бороться только за себя и ни в коем случае за других. Да, я оказалась выброшенной из жизни театра, где сыграла множество замечательных ролей. Это была большая потеря. Больше всего на свете я тогда хотела играть. Артисты — как наркоманы. Но были и позитивные моменты: тогда я обрела полную независимость и стала сама решать свою судьбу. Потом, через суд, мы все восстановились на работе. Но я не стала туда возвращаться.
— Нашли альтернативу МХАТу?
— Виктюк. Это великий мастер сцены, гениальный режиссер.
— Но он так кричит на артистов во время репетиций…
— Он кричит, ругается матом, а его обожают.
— С бывшим мужем Валерием Николаевым вы снялись в фильме голливудского режиссера Филиппа Нойса “Святой”. Какое впечатление на вас произвели съемки в Голливуде?
— А какая, собственно, разница — съемки в Голливуде или на “Мосфильме”? По-моему, нет никакой разницы.
— Ну и как же там относятся к русским актерам?
— Так же, как и к японским, арабским. Конечно, относятся хуже, ведь для американцев лучшая нация — американцы. А для французов — французы. А как, по-вашему, в Москве относятся ко всем другим нациям? Давайте попробуем — запустим в Россию какую-нибудь неизвестную артистку из Америки. Да кому она здесь нужна? К тому же плохо говорящая по-русски?.. Не нужно строить иллюзий насчет Запада. Чтобы там получилась карьера, нужно положить на это все: жизнь, молодость, здоровье. Начать все сначала. Это та же ситуация, когда я в девятнадцать лет из провинции приехала в Москву.
— А у вас возникало желание просто остаться в Америке?
— Если у меня возникает желание, я его реализую. Нет, никогда. Почти год я прожила в Лос-Анджелесе. Единственное желание, которое у меня тогда возникло, — вернуться в Москву. Быть домохозяйкой в США и радоваться предстоящему в выходные шопингу — не для меня. Дело в том, что я практически ничего не делала в Лос-Анджелесе. Я чуть с ума не сошла. Единственное счастье заключалось в том, что каждый месяц я летала во МХАТ играть спектакль. Потом окончательно вернулась в Москву. Я скучала по другому ритму жизни, другому стилю жизни, другому менталитету. И моя мама не осталась в Америке. Там она периодически подрабатывала, аккомпанируя на эмигрантских концертах. Она жила в Бруклине и общалась только с эмигрантами, которые жили и живут исключительно Россией. Она, по–моему, за всю историю эмиграции в эту страну была единственным человеком, который просил получить статус беженца обратно в Россию. Почему? Да потому что!!! Люди, рожденные здесь, должны жить здесь! Чтобы нормально адаптироваться в американских условиях, там нужно родиться или переехать в юном возрасте. И жить так, как живут американцы, а не замыкаться на своем, достаточно тесном окружении эмигрантов, которые не живут американской жизнью и уже не живут своей.
— Ирина, в Париже вы получили премию за лучшую женскую роль…
— Когда у человека много всяких регалий, он говорит обо всех, а когда у меня одна на всю жизнь, я говорю об этой, одной-единственной премии! Это была роль в фильме “Октябрь”. Был какой–то фестиваль во Франции, на котором я не присутствовала, потому что рожала ребенка в Америке, а когда приехала в Москву, мне сообщили, что я получила приз за лучшую женскую роль. Было очень приятно.
— Знаю, что мечтаете сыграть милую, нежную девушку.
— Я желаю сыграть все! Да, однажды мне показалось, что внешность стильной роковой женщины — мой крест. Началось все с Дениса Евстигнеева, когда он впервые снял меня в роли стервы в фильме “Лимита”. Имидж закрепился.
— А самой по душе этот образ?
— Существует определенная внешность. Существуют брюнетки, которые всю жизнь играют плохих, и существуют блондинки, которые играют Белоснежек. Но это абсолютно неверное восприятие! Среди блондинок есть женщины гораздо страшнее и опаснее многих брюнеток. То же самое могу сказать и о блондинах.
— Один актер сказал мне: “Апексимову боятся мужчины, потому что не каждый из них готов сыграть роль бойфренда роковой женщины”.
— Понимаете, на меня перестали смотреть как на женщину. Вот идет по улице симпатичная девушка, и на нее обращают внимание мужчины. На меня же обращают внимание прежде всего как на знакомое лицо. Знаете, как приятно, когда за границей какие–то мужики, не знающие, что я в России популярная артистка, на меня просто смотрят! Удовольствие немыслимое!
— Пристают?
— Иногда. А так — нет. Наверное, боятся. Видят — черная… Стерва.
— Никогда не думали выкрасить волосы в другой цвет?
— Цвет? Все знают меня как брюнетку. Перекраситься для меня — все равно что сделать пластическую операцию. Знаете, когда немолодая женщина делает пластическую операцию, она все равно не становится молодой. Сразу видно, что это немолодая женщина с пластической операцией. Так и я буду брюнеткой, но с белыми волосами. А вот длинные волосы — это из разряда мечты. Не люблю экспериментировать с внешностью. Ненавижу и не допускаю до себя имиджмейкеров, стилистов… Никто не знает меня лучше меня. И пусть я буду такой, какой меня создал Бог. У меня белая кожа и черные волосы. И не надо это исправлять.
— И в одежде предпочитаете черный.
— Я покупаю ту одежду, которая мне нравится. Помню, носила четыре года подряд брюки, купленные за пять центов в Америке. И обожала их не потому, что они стоят пять центов, а потому, что они хорошие. Понятно, что в последние годы я не захожу в секонд-хэнд. А когда-то заходила. У меня есть один любимый магазин в Лос-Анджелесе: там я готова скупить все. В нем продается одежда самых разных французских модельеров, их никто не знает, но вещи классные, просто немыслимые! У меня оттуда всего несколько вещей: это недешевый магазин. Вообще я люблю шмоточные магазины. И в одежде, вопреки распространенному мнению, предпочитаю не жесткий стиль. Что–то нежно-розовенькое я, конечно, никогда не надену. Также терпеть не могу цветное. Да, мой любимый цвет — черный.
— Который подчеркивает и без того стройную фигуру. Занимаетесь спортом, соблюдаете диету?
— Стройная фигура — это нервная система, при которой я не могу сидеть, лежать, отдыхать. Мне нужно все время что–то делать. Я не способна на то, чтобы потратить два часа своего времени на маникюр, педикюр, водяные бани…
— Так каков же тогда ваш рецепт красоты?
— Его нет. Ну, разве что… стараюсь не выпивать каждый день. Правда, пока не получается. Так что о здоровье я забочусь. Витамины? Нет, не принимаю. Курю много. Пачку в день, стабильно.
— Легко научились водить машину?
— Пара друзей научила меня заводить ее и включать первую скорость. У меня не было возможности долго ездить, и я сразу научилась. На второй день езды загорелась вся электрика в машине. Помню, когда была еще “чайником”, то въехала в “задницу” начальника ГАИ одного из районов Москвы. Долго умоляла отпустить. Первым моим автомобилем был “Москвич”. Не потому, что я мечтала о 41-м “Москвиче”. Просто приобрела то, на что хватило денег. Потом были всякие “Жигули”… И наконец я купила себе “БМВ”. Чему очень радовалась. С недавних пор езжу на “Понтиаке” черного цвета. Люблю машины черного цвета. Я была более чем рада, когда мой любимый мужчина подарил мне этот “Понтиак”.
— Машина этой марки — предел мечтаний?
— Нет, мечтаю о “Ягуаре”. Черном или красном. Хотя… нет, только черном. Машина должна быть солидной — это не бижутерия. Проблема “женщина за рулем”? Существует, но она немного надуманна. Гораздо опаснее водители “Волг”. Это такие, в шапках–ушанках… Но если я вдруг вижу, что кто-то по-идиотски поехал, — значит, за рулем баба.
— Как реагируете на сплетни о себе? Вспомните самую сногсшибательную?
— Многого не знаю, потому что мне, к сожалению, не говорят. Но слышала, что я жила с голливудским режиссером Филиппом Нойсом, была его любовницей. Вот так-то.
— В первом муже, Валере Николаеве, сразу увидели необходимого человека?
— Нет, слава богу, не сразу. Мы учились на одном курсе. Я заметила его только через несколько месяцев. А потом какое–то время присматривалась.
— А каким должен быть мужчина, чтобы вы обратили на него внимание?
— Он должен быть мужчиной. Во всяком случае, им казаться. Не люблю красивых мужчин, терпеть не могу нарциссов. Он должен быть уверенным в себе. Это не значит, что он должен быть богат, но он должен быть самодостаточным. Ненавижу ханжество, жадность… Короче, люблю сильных мужчин. Таких, которые делают себя сами, ни на что не жалуются и не ноют.
— Сегодня в вашей жизни появился настоящий мужчина?
— Может быть, боюсь сглазить.
— За вами нужно красиво ухаживать?
— Да, за женщиной необходимо красиво ухаживать — и в самом начале отношений, и тогда, когда она тебя уже полюбила. Часто случается так, что ухаживают безумно красиво, по-настоящему, по-рыцарски, как пишут в романах, а когда своего добился — и куда все делось?.. Знаете, как сказала одна умная женщина: “Сначала ты можешь дать денег столько, сколько считаешь нужным, но никогда не имеешь права дать потом меньше”.
— А как это звучит в вашей интерпретации?
— Очень просто. Если ты за мной уже начал красиво ухаживать — будь добр, дорогой мой, продолжать это делать всю свою проклятую жизнь.
— Боитесь семейных уз?
— Боюсь того, что кто-то меня начнет к себе приковывать, держать. Этого не надо делать. Меня можно удержать лишь тем, что не держать вообще. Иногда мне можно диктовать условия. Но только в том случае, если я сама этого хочу. А если нет — бесполезно. А насчет свадьбы… Представляете, я думаю, что один раз в своей жизни женщина должна надеть белое платье. Один раз в жизни. Пусть это будет брак на два дня, но это белое платье обязательно надо надеть. Когда я смотрю на невест в белых платьях, то очень жалею, что у меня по дурости не было такого же. А брак… В принципе, я не очень понимаю, что такое брак. С одной стороны — не понимаю, почему нет: если люди любят друг друга, то почему бы не узаконить свои отношения? Никто же не говорит, что это на всю жизнь! А с другой стороны — зачем ставить штампы?.. Короче, сложный вопрос. Но меня никогда не интересовали штампы в паспорте.
— Так вы все-таки против свободных отношений?!
— Что вы, я ревнивая женщина. Не знаю, может быть, я могла бы себе позволить, себе… свободные отношения. Я же знаю, что это не любовь, что это просто увлечение. Но я не могу представить такое же со стороны своего мужчины.
— По слухам, Ирина Апексимова — успешный продюсер. Из вас получилась хорошая бизнесвумен?
— У меня есть театральная компания, свое актерское агентство, которое делает спектакли. Но я плохая бизнесвумен. Вот сидят рядом люди (показывает на маму и подругу), на которых можно опереться в актерском агентстве. Я же просто начальник паники. Этим нужно заниматься — это отдельная профессия. А так проблема добывания денег в моей жизни существует всегда. Ежесекундно! Найти деньги на спектакль, который никогда не принесет огромной прибыли, — это очень непросто.
— Правда, что вы с Валерой Николаевым зарабатывали себе на жизнь чечеткой в ночных клубах?
— Да, вы вспомнили не очень романтический эпизод из моей жизни. Это было начало девяностых годов, когда у нас не было денег, а если они и были, то на них нечего было купить: в магазинах ничего не продавалось. Кто-то, слава богу, позвал меня и Валеру Николаева отработать в концерте за дополнительный гонорар. После этого нас стали приглашать в кооперативные рестораны, где богатые люди того времени любили развлекаться. Вот мы в этих ресторанах и зарабатывали на жизнь чечеткой. Я уже говорила однажды, что готова работать кем угодно, если мне необходимо зарабатывать деньги. Мне хорошо знакома нужда. А мой ребенок ни в чем не должен нуждаться. Я соглашусь даже мыть полы, но никогда не буду ныть, что мне нечем кормить ребенка. И мне не стыдно было бить эту чечетку. У меня нет совковых комплексов.
— Актриса и продюсер Ирина Апексимова — строгая мама?
— Я неправильная мама. В чем-то абсолютно непреклонна, а в чем–то слишком мягкая. Даша учится в школе, в музыкальной школе и занимается балетом у Гедиминаса Таранды.
— Будет актрисой или балериной?
— Нет, я не желаю дочери судьбы актрисы, а балерины — тем более. Слишком короток век у актрис, а у балетных — еще меньше.
— Чего бы вы хотели больше всего на свете?
— Мне хотелось бы, чтобы моя дочь выросла сильной и самостоятельной. И чтобы я имела в себе силы и возможности ей помочь.
Биография Ирины Апексимовой
Будущая актриса появилась на свет в Волгограде в 1966 году. Родители Ирины занимались преподаванием музыки, брат основал один из первых в городе ВИА, а впоследствии эмигрировал в США, где продолжил музыкальную карьеру. В возрасте восьми лет Ирина стала свидетельницей родительского развода и вскоре отправилась с мамой жить в Одессу.
Ирина с детства мечтала о карьере артистки. Она прекрасно пела, любила танцевать. В 1983 году девушка не смогла с первой попытки преодолеть экзаменационный барьер одного из московских театральных вузов. Причиной тому стал одесский акцент. Отложив на три года планы покорения Москвы, будущая кинозвезда оттачивала мастерство в театрах Одессы и Волгограда.
Судьбоносным для актрисы можно считать 1986 год, когда она была принята в мастерскую О.П. Табакова. Кинодебют начинающей звезды состоялся в 1987 году в фильме «Башня». Далее были яркие картины с участием Апексимовой: «Лимита», «Мелочи жизни», французско-российский «Октябрь», и, наконец, «День рождения Буржуя», принесший актрисе широкую известность. В 1990 году выпускница школы-студии была принята в МХТ имени Чехова, где запомнилась ролями в «Дяде Ване», «Борисе Годунове», «Горе от ума», «Маскараде».
2000 год был ознаменован созданием собственного агентства «Бал-Аст», которое в сотрудничестве с режиссером Романом Виктюком выпустило несколько запомнившихся антреприз. Параллельно актриса играла во многих фильмах и сериалах, среди которых «Клетка», «Палач», «Самозванцы», «Гибель империи», «Есенин», «Игра в правду» и др.
Ирина Апексимова и дизайнер Ballantyne Йосси Коэн Малахов и Дума – «кашемировая мафия» в ГУМе Ирина Апексимова Гоша Куценко отметил день рождения дочери вместе с Ириной Забиякой Ирина Апексимова с дочерью Открытие ОМКФ-2013: Грановская, Апексимова и другие звезды на красной дорожке
У известной звездной пары Ирины Апексимовой и Валерия Николаева подрастает 18-летняя дочь Дарья. Девушка решила продолжить актерскую династию и поступила в школу-студию МХАТ на актерский факультет, где учились когда-то ее знаменитые родители.… След в след: звездные дети, которые наступают на пятки родителям Ирина Апексимова с дочерью Закрытие ММКФ-2019: Навка, Кожевникова и другие актрисы блеснули в летних нарядах Ирина Апексимова с дочерью Равшана Куркова, Сабина Ахмедова, Снежана Георгиева и другие знаменитости на торжественном ужине InStyle Ирина Апексимова Золотая Маска 2020: театральные деятели удостоились премии
Ирина Апексимова и Вадим Верник Пересильд, Мороз, Устинова и другие гости торжественного обеда журнала ОК!
Также Юлия Высоцкая посетит театр на Таганке Юлия Высоцкая: «Муж сказал, что с короткой стрижкой я помолодела на 15 лет»
В свои 50 лет, являясь директором сразу двух столичных театров, Ирина Апексимова продолжает активно следить за собой и выглядит не хуже, чем 10 или даже 15 лет назад. В свет выходит разве что в компании дочери, правда, нечасто. Видно, что отношения… Как ровесницы! Звездные дочери взрослеют, а их матери молодеют Как и большинство звездных дочерей, Дарья Авратинская всегда с восхищением смотрела на свою маму и непроизвольно пыталась ее копировать Как ровесницы! Звездные дочери взрослеют, а их матери молодеют Ирина Апексимова (50 лет) и Дарья Авратинская (21 год) Дочь актеров Ирины Апексимовой и Валерия Николаева — Дарья Авратинская (она, кстати, взяла фамилию бабушки, чтобы не ассоциироваться у всех с именитыми родителями) продолжила… Как ровесницы! Звездные дочери взрослеют, а их матери молодеют Ирина Апексимова с дочерью Дарьей Бал журнала Tatler: красавицы-дебютантки и светские гости
Дарья Авратинская с мамой, Ириной Апексимовой Завтрак журнала Tatler: дебютантки и их звездные мамы встретились перед балом 21-летняя Дарья Авратинская, дочь актеров Ирины Апексимовой и Валерия Николаева, стала дебютанткой бала журнала Tatler в 2020 году Дебютантки бала Tatler 2020: эти звездные наследницы готовы затмить родителей Ирина Апексимова с дочерью Дарьей Николаевой «Лица Победы»: звезды вспомнили культовые фильмы о Великой Отечественной войне Ирина Апексимова с дочерью Дарьей Апексимова заменит Любимова в Театре на Таганке
Ирина Апексимова Апексимова заменит Любимова в Театре на Таганке Ирина Апексимова Апексимова заменит Любимова в Театре на Таганке Ирина Апексимова — одна из самых успешных российских актрис Апексимова заменит Любимова в Театре на Таганке
Бывший супруг Ирины Апексимовой — актер Валерий Николаев Апексимова заменит Любимова в Театре на Таганке Ирина Апексимова воспитывает дочь Дарью Николаеву, которая также пошла по стопам известных родителей Апексимова заменит Любимова в Театре на Таганке Также Ирина Апексимова является директором Театра Романа Виктюка Апексимова заменит Любимова в Театре на Таганке
Ирина Апексимова на театральной сцене с 1990 года Апексимова заменит Любимова в Театре на Таганке Ирина Апексимова будет совмещать работу в двух театрах Апексимова заменит Любимова в Театре на Таганке Ирина Апексимова возглавит Театр на Таганке Апексимова заменит Любимова в Театре на Таганке Дарья Николаева с мамой Ириной Апексимовой Киркоров, Топурия и другие звезды посмотрели мюзикл «Пола Негри» Ирина Апексимова Читающая Москва: Эрнст и Собчак вдохновились книгой о любви Ирина Апексимова Заворотнюк и еще 5 звезд, которые выглядят не старше своих дочерей Постер к фильму «Игра в правду» Одесский Международный Кинофестиваль-2013: какие премьеры нас ждут? Ирина Апексимова с дочерью «Золотая маска – 2013»: подведены итоги главной театральной премии России Ирина Апексимова По-голливудски! Звезды поздравили с днем рождения журнал о кино
Ирина Апексимова Зачем Виктюк собрал звезд ночью в театре? Ирина Апексимова Фандера и другие звезды на премии журнала The Hollywood Reporter Ирина Апексимова Кинотавр-2012: звезды на открытии фестиваля в Сочи Актриса Ирина Апексимова Церемония закрытия ММКФ. Утомленные солнцем Ирина Апексимова и Александр Маршал Шансон года: Ирина Круг, Стас Михайлов и другие барды получили свои награды в Кремле Ирина Апексимова Смело, но не пошло: Елизавета Боярская вышла в свет в платье с прозрачным лифом
Ирина Апексимова В Москве попрощались с Олегом Табаковым
Ирина Апексимова Нелли Уварова впервые за долгое время вышла в свет Ирина Апексимова с дочерью Самые странные наряды звезд на премьере фильма «Гоголь. Начало»
Второй женой Валерия стала актриса Ирина Апексимова Экс-супруг Ирины Апексимовой женился на молодой гимнастке