Олег Даль: 1-й брак – неделя, 2-й брак – полгода и 10 мучительных лет с 3-й женой

Где родился: г. Люблино, Московская обл. Дата рождения: 25 мая 1941 г. Рост: 185 см Дата смерти: 3 марта 1981 г. Отчего умер: сердечный приступ Где похоронен: Ваганьковское кладбище
Актёр театра и кино – Олег Даль, биография, личная жизнь которого доказывают, что человеком он был непростым, неординарным. На экране – весельчак и балагур, в жизни – скандалист и забияка. Так в двух словах характеризуют его коллеги. Он прожил короткую, но насыщенную жизнь.

Детство, юность и семья актёра

Даль Олег Иванович появился на свет 25 мая 1941 года в Люблино. Тогда это был подмосковный город, сейчас – территория столицы. Его детство прошло в доме №63 на Московской улице. В семье кроме него росла дочь – Ираида Ивановна.

Существует предположение, что по национальности Даль был наполовину русским, наполовину поляком. Подтверждения еврейского происхождения артиста Википедия не даёт.

Мать, Павла Петровна Даль, преподавала в школе. Отец будущего актёра, Иван Зиновьевич (Жерко) Даль, работал на литейно-механическом заводе инженером. Он имел отличный слух, играл на мандолине, пел, принимал участие в любительских театральных постановках. Также писал заметки в газету «Гудок», которые подписывал литературным псевдонимом. В период всеобщей паспортизации он, и его семья, официально стали носить фамилию Даль.

Олег хорошо учился в школе. Парень он был рослый, любил баскетбол. На одной из тренировок ему стало плохо. После обследования о спорте пришлось забыть. Выяснилось, что у него врождённый порок сердца. Тогда Даль записался в театральную студию, увлёкся литературой, живописью. Он зачитывается стихами Лермонтова, его любимое произведение – «Герой нашего времени». Но стать лётчиком парню было не суждено. Олег принял решение выучиться на актёра, чтобы сыграть полюбившегося героя на сцене.

После получения аттестата о среднем образовании Олег не передумал и решил продолжить обучение в театральном. Отец с матерью считали, что сын поступает легкомысленно, работая актёром невозможно прокормить семью. К тому же, Даль картавил с детства. Парень не послушал родителей и успешно сдал экзамены в Щепкинское училище.

Короткая, но яркая жизнь актёра Олега Даля

Смерть

Олег раньше никогда не говорил о своей смерти и не хотел умирать. Но он настолько тонко воспринимал жизнь, что последние полгода на уровне подсознания чувствовал: скоро конец. В его разговорах с женой стали проскакивать такие фразы, что он знает, понимает: это скоро случится, и он готов.

За полтора месяца до его смерти Олег и Лиза сняли по дешёвке небольшую дачку в Монино. В этом чудесном домике они прожили остаток января и весь февраль 1981 года. За две недели до его смерти Лиза вошла в зал, а Олег сидел прямо на полу и смотрел по телевизору какой-то мультик. Не поворачиваясь к жене, он сказал: «Мне очень жалко вас троих». Лиза поняла, что он говорил о ней, и об их мамах.

1 марта он уехал в Киев на съёмки. 2 марта прошёл первый съёмочный день, вечером машина привезла актёров к гостинице. Когда все вышли и стали прощаться: «До завтра!», Олег сказал: «Прощайте!» Все восприняли это как шутку. В ночь на 3 марта 1981 года в номере гостиницы во сне у Даля остановилось сердце.

Когда он умер, кто-то из актёров вспомнил, что на похоронах Высоцкого, 28 июля 1980 года, Даль сказал: «Следующая очередь моя!» Олег совсем немного не дожил до сорока лет, его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Сейчас рядом с ним покоятся его любимые женщины – жена Лиза и тёща Оля. Детей у Олега Ивановича не было.

Олег Даль не успел стать Заслуженным или Народным артистом, он ни разу не получал наград и премий. Но за свою короткую творческую жизнь он сумел стать Артистом с большой буквы, а это гораздо дороже всех иных званий…

Личная жизнь, жёны актёра

В первую жену, Нину Дорошину, актёр влюбился, когда ему было 22 года. Отношения у них были непростыми. До этого у неё был роман с Олегом Ефремовым, но тот был ловеласом, постоянно ей изменял.

Молодые люди начали встречаться, когда снимались в ленте «Первый троллейбус». Фильм снимали в Одессе. До Нины снова дошли слухи об измене Ефремова. Она решила искупаться в море, далеко заплыла, едва не утонула. Даль был неподалёку, и спас её. Он и раньше не сводил глаз с Дорошиной, но она была старше на 6 лет и юноша не знал как к ней подойти. После этого приключения они стали чаще общаться, вскоре все артисты театра Современник были приглашены на их свадьбу. Среди гостей был и Ефремов.

Артисты веселились, поздравляли молодожёнов. В разгар свадьбы Ефремов прилюдно усадил Дорошину к себе на колени. Олег Даль в бешенстве выскочил из квартиры. Спустя неделю пара развелась.

Со своей второй женой, красавицей Татьяной Лавровой, Даль встретился, будучи известным актёром. Его часто снимали в кино, зрители были от него без ума. Закадровая жизнь артиста была не такая безоблачная. Друзья считали его упрямым, несговорчивым, категоричным.

Лаврова знала про неудачный брак Олега Даля. Сначала она пожалела актёра, а потом влюбилась. Артист начал пить ещё в молодости, она поддерживала его в этом занятии. Но вовремя опомнилась, бросила. Пара рассталась спустя 6 месяцев после свадьбы.

Третьей женой актёра стала Елизавета Алексеевна Апраксина. Они встретились на съёмках фильма «Король Лир». Даль сразу обратил внимание на симпатичную девушку, которая работала режиссёром монтажа. Он тоже запал ей в душу.

После развода с Татьяной Лавровой Олег Даль дал себе слово, что больше не женится. Лиза заставила его забыть эту клятву, они расписались. Если бы не постоянные пьянки, их совместную жизнь можно было назвать счастливой. Артисту дали большую квартиру, окна которой выходили на Кремль. Жена заботилась о нём, он, в свою очередь, гордился супругой. Вместе они прожили до смерти актёра.

Семья

В биографии Олега Даля личная жизнь сыграла важную роль. Он пользовался большой популярностью у женщин, многие были в него влюблены, но найти свою вторую половинку долго не удавалось. Биография, личная жизнь, дети Олега Даля интересовали его многочисленных поклонников, а у самого актера был очень тяжелый характер. Ужиться с ним в одном доме было непросто.

Его первой избранницей стала актриса театра «Современник» Нина Дорошина. Они заключили в брак в 1963 году, она была на семь лет старше героя нашей статьи. Исследователи биографии Олега Даля о жизни актера в браке пишут уклончиво. В семье всегда было много проблем. С Дорошиной поначалу была крепкая любовь. Они вместе играли в «Первом троллейбусе», «Строится мост». Затем у актрисы была звездная роль жены Васи Надежды в лирической комедии Владимира Меньшова «Любовь и голуби». Но их брак с Далем к тому времени распался. Нина вышла замуж за мастера по свету театра «Современник» Владимира Тышкова.

Первые роли

Будучи студентом театрального ВУЗа, Даль начинает сниматься в кино. Режиссёр картины «Мой младший брат», по повести В. Аксёнова «Звёздный билет», долго искал актёра на главную роль. Ходил по театральным учебным заведениям в поисках необходимого типажа. Там он и нашёл юного Олега, которому доверил роль Алика Крамера. Снимали картину в 1961 году в Таллине.

После выхода фильма на большой экран, молодым артистом заинтересовались 2 известных режиссёра: С. Бондарчук и Л. Агранович. У Бондарчука работы для Даля не нашлось. Зато Агранович назначил на главную роль в детективе «Человек, который сомневается», вышедшем в 1963 г. В этом же году Олег снимается в художественном фильме «Первый троллейбус». Зрители полюбили картину за жизнерадостный сюжет.

Потом наступает время затишья, сниматься артиста почти не приглашают. За 2 года вышло две картины. Даль играет в них не главные роли.

«Первый троллейбус»

Тем временем, в кино карьера Даля складывалась куда успешнее. В 1964 году на экраны выходит мелодрама «Первый троллейбус», снятая на Одесской киностудии. Она становится билетом в жизнь для целой плеяды советских популярных актеров, для многих из которых эта роль оказывается первой в карьере. Даль до этого в кино уже несколько раз снимался, но благодаря «Первому троллейбусу» становится известным.

Правда, следующие несколько лет складываются не совсем удачно. В кино он играет малозначительные роли в лентах «От семи до двенадцати» и «Строится мост». Наконец, в 1966 году его замечает режиссер Владимир Мотыль, который предлагает главную роль в военной драме «Женя, Женечка и «Катюша». Фильм имеет широкий успех у зрителей, а вот руководству не нравится, из-за чего на экраны выходит в ограниченном прокате.

Фильмография

В 1966 г. Олега приглашают на Ленфильм. Режиссёр В. Мотыль снял его в фильме «Женя, Женечка и «Катюша» в главной роли. У зрителей картина пользовалась успехом. Чиновники посчитали её вредной для общества.

Популярность пришла к Далю после съёмок в фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика». Предложения сняться в кино посыпались на Олега со всех сторон.

В конце 60-х его снимают в роли Шута в картине «Король Лир». Критики называют её самой значимой в творческой биографии актёра. В 1972 г. артист работает над картиной «Земля Санникова». Ему не дали исполнить песню «Есть только миг», отдали Олегу Анофриеву. В процессе съёмок Даль разочаровался в картине. Поэтому в дальнейшем, получая сценарий, внимательно его изучает, тщательно выбирает в каких фильмах сниматься. Но никогда не отказывается играть в сказках.

В 1968 г. Олег Даль исполнил главную роль в музыкальном фильме «Старая, старая сказка» по сказке Г.Х. Андерсена «Огниво». В 1971 г. вышел художественный фильм-сказка «Тень», где актёр воплотил образ учёного и его Тени. В 1977 г. он снялся в ленте «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил». Фильмы с его участием пользуются неизменной популярностью.

В 1975 г. на советские экраны выходит лента «Не может быть!», где в одной из новелл актёр исполняет роль Анатолия Барыгина-Амурского. В фильме звучит песня «Купидон» в исполнении Олега Ивановича.

«Отпуск в сентябре» (1979 г.) – последняя заметная работа актёра в кино. Чиновники, посмотрев картину, на долгих 8 лет положили её на полку. Зрители смогли оценить талант Олега Даля в этой ленте лишь в 1987 г.

В фильмографии артиста 40 киноработ.

Фильмы

В журнале «Юность» была напечатана повесть «Звездный билет», написанная В. Аксеновым, которую в 1961 году решил экранизировать режиссер Александр Зархи. После отбора среди студентов театральных училищ были отобраны несколько десятков человек и начались пробы, по итогам которых на роль в фильме был отобран Олег Даль (которому досталась роль Алика Крамера). Летом 1961 года начались натурные съемки в Таллине. Так на телеэкранах появился фильм «Мой младший брат».

Олег Даль в молодости

После выхода фильма на Даля обратили свое внимание сразу два именитых режиссера: Леонид Агранович и Сергей Бондарчук. Агранович даже доверил молодому актеру главную роль в своем фильме под названием «Человек, который сомневается». Сюжет фильма был детективно-психологическим. В его основу легли следующие события: после убийства школьницы следственные органы арестовывают невиновного знакомого убитой Бориса Дуленко (которого и исполнил Даль).

Олег Даль в фильме «Человек, который сомневается»

В 1963 году, когда этот фильм вышел на экраны, Даль как раз закончил обучение в театральном училище. На его дипломном спектакле присутствовала актриса театра «Современник» А. Покровская, которая была настолько впечатлена работой Даля, что пригласила его на работу к себе в театр. Пройдя двухэтапный конкурс молодой актер был зачислен в труппу. Но это не принесло большого прорыва. На протяжении нескольких лет Олег Даль исполнял в «Современнике» исключительно роли второго плана.

Следующей телевизионной работой Даля стал фильм «Первый троллейбус», снятый на Одесской киностудии. Картина вышла на экраны в 1964 году и была весьма тепло принята публикой за счет легкого и жизнерадостного сюжета.

Олег Даль в фильме «Первый троллейбус»

В течении последующих пары лет у Олега были всего две незначительные работы в кино (фильмы «Строится мост» и «От семи до двенадцати»). В 1966 его заметил режиссер «Ленфильма» Владимир Мотыль. Даль, рекомендованный Мотылю его коллегами, сразу попал в представляемый режиссером образ главного героя фильма «Женя, Женечка и «катюша»». Картина была принята общественными руководителями отрицательно и, несмотря на широкий успех у зрителей, была растиражирована очень малым количеством копий.

Олег Даль в фильме «Женя, Женечка и «катюша»

Тем не менее все эти проблемы никак не отразились на растущей популярности Олега Даля. Его следующей работой стал фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика», в которой он исполнил роль летчика по имени Евгений Соболевский. Эта картина принесла актеру всероссийскую известность. Таким образом конец шестидесятых годов стал пиковым в карьере Даля как в кинематографе, так и в театре. В «Современнике», куда он вернулся после длительного перерыва, ему доверили первую значительную роль. Ей стала роль Васьки Пепла в пьесе «На дне».

В 1968-1969 годах Даль попадает в поле зрения таких известных кинорежиссеров, как Надежда Кошеверова и Григорий Козинцев. Именно Козинцев ввел Даля в своего «Короля Лира» на роль Шута, которая впоследствии стала одной из самых ярких в копилке актера. Этот фильм, который вышел на экраны в 1971 году, завоевал несколько международных премий на фестивалях в Чикаго, Милане и Тегеране.

Олег Даль в фильме «Король Лир»

В скором времени актер переезжает в Ленинград и вступает в труппу Ленинградского драмтеатра. В начале семидесятых в копилку актера добавляются еще несколько интересных киноролей.

В 1972 году актер приступает к работе над фильмом «Земля Санникова», в которой вскоре разочаровывается. По его мнению, из качественного материала сделали дешевое зрелище. После этой картины Даль более тщательно подходит к выбору ролей.

Олег Даль в фильме «Приключения принца Флоризеля»

В 1973 году сбывается его детская мечта — он воплощает на экране образ Печорина в картине «По страницам журнала Печорина». В течении 1973-1974 годов Олег Иванович снимается еще в пяти картинах.

Работы в театре

Съёмки в кино не мешают актёру активно репетировать и играть на театральной сцене. В 1963 г. Олег Даль пришёл работать в театр Современник. 5 лет прослужил во втором составе, в 1968 г. Галина Волчек взяла его на роль Васьки Пепла в постановку «На дне». Эту театральную работу критики и коллеги по актёрскому цеху отмечают, как знаковую.

За ней последовали «Валентин и Валентина», «Провинциальные истории», «Из записок Лопатина», «Вкус черешни». В спектакле «Принцесса и дровосек» Олег Даль стал и режиссёром, и исполнителем одной из главных ролей.

Характер у актёра был тяжёлый, он часто ссорился с режиссёрами, за несколько лет сменил не одно место работы. С 1970 по 1981 он работал в Ленкоме, одновременно репетируя в МХАТ. Затем покинул Современник, перешёл в труппу театра на Малой Бронной, где сыграл несколько ролей. Одна из них – Алексей Беляев в постановке «Месяц в деревне». Режиссёр спектакля отмечает гениальную игру артиста.

Даль также поступил на режиссёрские курсы во ВГИК, но не окончил их.

Рост популярности

Однако это никак не сказывается на росте популярности Даля, которого после картины Мотыля начинают узнавать на улице. Его следующей успешной работой становится военный фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика», в которой он играет летчика Евгения Соболева.

К концу 60-х актер выходит на пик своей славы. Причем не только в кино, но и в театре. После долгого перерыва он получает главную роль на сцене «Современника» — Васьки Пепла в спектакле по пьесе Максима Горького «На дне».

В этот период герой нашей статьи играет Шута в фильме Григория Козинцева «Король Лир», что оказывается одной из самых ярких работ в карьере актера. Картина, вышедшая на экраны в 1971 году, получает несколько престижных премий на кинофестивалях в Милане, Чикаго и Тегеране.

Телеспектакли и озвучивание

Для зрителей, которые не могли себе позволить поход в театр, в советские времена на телевизионной студии разыгрывались телеспектакли. Актёр и режиссёр Михаил Козаков, однокурсник Даля, неоднократно приглашал Олега Ивановича принять участие в съёмках: «Два Веронца», «Ночь ошибок», «Острова в океане». В 1975г. осуществилась детская мечта актёра. Он снимается в телеспектакле «Страницы журнала Печорина».

Нередко во время съёмок фильма выяснялось, что тембр артиста не раскрывает все краски образа. У Даля был особенный голос, его часто приглашали на озвучивание. Так в фильме «Деловые люди» главную роль исполнил В.В. Паулус, а озвучил Олег Иванович. В «Дороге на Рюбецаль» его голосом говорит герой Валентина Смирнитского, в «Расмус-бродяге» – А. Филозова, в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» – Виктора Евграфова.

Переезд в Ленинград

Жизненные обстоятельства вынуждают Олега Даля переехать из Москвы в Ленинград. В Северной столице он начинает выступать в составе труппы драматического театра.

К тому же 70-е годы приносят в его копилку еще несколько интересных и сложных ролей. В 1972 году он с азартом подходит к работе в фантастическом фильме Леонида Попова и Альберта Мкртчяна «Земля Санникова», где ему достается роль офицера-авантюриста Евгения Крестовского. Он весь отдается работе, но оказывается не удовлетворен результатом. Даль расстроен, что качественный материал превратили в низкосортное зрелище. В будущем он более тщательно начинает подходить к выбору ролей.

В 1973 году сбывается его давняя детская мечта. Он играет Григория Печорина в телевизионном спектакле «По страницам журнала Печорина».

Киноальманахи и учебные фильмы

В 1974 г. Олег Даль сыграл роль Александра Чацкого в новелле «Чацкий – это я!», вошедшей в киноальманах №5. В фильмографии актёра 3 учебных фильма: «Сказки Андерсена», «Сказки Салтыкова-Щедрина», «Поэзия Лермонтова».

Март 1979 г. Олег Иванович принял участие в документальном фильме «На стихи Пушкина». Даль читает стихотворения классика, в картине звучат песни-романсы в исполнении артиста.

Книги о жизни и творчестве актёра (библиография):

  1. В сборник, составленный супругой актёра и Н.П. Галаджевой «Олег Даль: Дневники. Письма. Воспоминания» включены воспоминания друзей, родных. А также материалы из личного архива артиста (эссе, стихи, рассказы, дневники, письма, цитаты, фотографии и рисунки).
  2. В книгу «Олег Даль. Говорю, что думаю…» под редакцией А.Г. Иванова собраны стихотворения, написанные актёром в последний год жизни, творческие дневники, переписка с близкими.
  3. Известный автор книг о советском кино Ф.И. Раззаков выпустил «Звёздные трагедии. Загадки судьбы и гибели».

Его памяти посвящены 2 статьи Виолетты Баши – «10 шагов по вертикали», «Максималист. Мальчишка. Мечтатель».

Примечания[ | ]

  1. 12Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека
    Record #119164795 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. «Народный инородный». Что погубило Олега Даля?
  3. Они были люблинцами
  4. 123456
    Олег Иванович Даль Архивная копия от 5 декабря 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1448 дней]) в энциклопедии Кругосвет
  5. 12
    Олега Даль Творческая биография ссылка от 10 сентября 2008 г.
  6. Галаджева, 2001, с. 244.
  7. Галаджева, 2001, с. 241.
  8. 123
    Виолетта Баша: «Десять шагов по вертикали». Памяти Олега Даля. Точка зрения
  9. Олег Даль Последние годы жизни ссылка от 10 сентября 2008 г.
  10. 12
    интервью с Елизаветой Даль. Эфир ведёт Ксения Ларина 25 мая 2002 г. «Эхо Москвы» ссылка от 10 сентября 2008 г.
  11. Очередное заседание клуба киевоведов (13.01.2015)
  12. Елизавета Даль: «Жизнь с Олегом была для меня лучшим подарком» Учительская Газета
    № 16 (9941) от 15 апреля 2003 г.
  13. Энциклопедический словарь «Кино». — М.: Советская энциклопедия, 1986.
  14. 123
    Олег Даль. «Взрослый молодой человек: Дневники. Письма. Воспоминания» Даль Е. А.; Ред. Поюровский Борис Михайлович. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — ISBN 5-224-04078-7. ссылка от 10 сентября 2008
  15. Олег Иванович Даль :: актёры :: Люди :: (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 30 апреля 2013. Архивировано 30 августа 2013 года.
  16. Эфрос А. В.
    [Сочинения в 4-х книгах] (рус.). — Фонд «Русский театр», 1993-01-01. — С. 132. — 440 с.
  17. Мирон Черненко
    . «…И лично Отечеству нужен» // «Искусство кино», 1968, № 8.
  18. А. Иванов.
    [www.litmir.me/br/?b=244664&p=50 Неизвестный Олег Даль. Между жизнью и смертью]. — М.: Эксмо, 2011. — ISBN 978-5-699-49510-8.

Документальные фильмы об актёре

К 50 дню рождения актёра его друзья сняли документальный фильм об артисте «Кинопортрет. Олег Даль».

В 2004 г. вышли ленты «Больше, чем любовь. Олег и Лиза», «Мой серебряный шар. Олег Даль».

Коллеги по актёрскому цеху не забывают артиста, ежегодно выходит несколько фильмов-воспоминаний. Автор и ведущий программы «Серебряный шар» Виталий Вульф посвятил Далю несколько передач.

  1. 2005 г. – «Кино, которое было», «Инородный артист», «Пёстрая лента. Плохой хороший человек».
  2. 2006 г. – «Как уходили кумиры», «Последние 24 часа».
  3. 2011 г. – «Олег Даль – между прошлым и будущим», «Острова».

Воспоминаниями о жизни артиста делятся коллеги, родные и жёны Олега Даля.

Где похоронен Даль

Рисунок 1. Могила Олега и Елизаветы Даль

Похороны артиста проходили в Москве 7 марта 1981 г. Проститься с одним из талантливейших артистов эпохи пришли друзья, близкие и поклонники творчества. После церемонии прощания Олег Даль похоронен на 12-м участке Ваганьковского кладбища.

На панихиде друзья вспоминали последние дни артиста, отмечая что он предчувствовал гибель ещё за несколько лет. В частности, И. Дмитриев, снимавшийся с ним в «Приключениях принца Флоризеля» (1979), отмечал, что разговоры о смерти возникали у того довольно часто.

Коллега рассказывал, что в Вильнюсе, увидев траурную церемонию с возницей в старинном цилиндре и красивыми фонарями, Даль сказал: «Смотрите, как красиво хоронят в Литве, а меня повезут по Москве в закрытом автобусе».

Фото Олега Даль

В молодости

Фото с Елизаветой Апраксиной

Вместе навсегда Последние фото

Детство

Елизавета Даль родилась 27 августа 1937 года. Она появилась на свет в Ленинграде. Ее имя при рождении было Елизавета Эйхенбаум. Детство героини нашей статьи прошло вместе с родителями в небольшой надстройке к дому на набережной канала Грибоедова в Северной столице.

Ее дедушка был известным в Советском Союзе литературоведом. Борис Михайлович Эйхенбаум имел степень доктора филологических наук, специализировался на изучении теории поэтического языка, считался одним из лучших представителей данного направления в стране. Девочка с детства росла в творческой и гостеприимной среде. В доме постоянно бывали гости, причем часто литературный бомонд. С Эйхенбаумом была дружна Анна Ахматова.

Последние годы и смерть артиста

После запрета картины «Отпуск в сентябре», многочисленных отказов актёра от участия в съёмках у известных режиссёров, его перестали приглашать в кино. Когда в 1980 г. с большим трудом Даля утвердили на роль в картине «Незваный друг», у него случился скандал с руководством студии Мосфильм. Артист очень болезненно переживал конфликт. Коллеги отмечали, что он неважно выглядел, находился в состоянии нервного и физического истощения. Но продолжал преподавать во ВГИКе.

Олег Даль много работал, проблемы со здоровьем начались ещё в детстве. Кроме того, он сильно выпивал и не хотел отказываться от пагубной привычки. 3 марта 1981 г. во время творческой командировки, в номере гостиницы «Студийная» актёр умер. Он приехал в Киев пробоваться на главную роль в фильме «Яблоко на ладони».

Официальная причина смерти – остановка сердца. Друзья артиста уверены, что сердечный приступ могла спровоцировать противоалкогольная капсула, «вшитая» несколько лет назад. Похоронили Олега Даля 7 марта в Москве на Ваганьковском кладбище.

Известных деятелей искусства принято хоронить на Ваганьковском либо Новодевичьем кладбище. У советского актёра театра и кино Олега Даль не было ни наград, ни званий. Когда умер артист, родственникам пришлось приложить немало усилий, чтобы получить разрешение. Тело актёра подхоронили в могилу усопшей в 1904 г. балерине Большого театра Л.А. Рославлевой. Памятник установлен в 3 метрах в стороне от места захоронения.

Инородный артист. Вспоминая Олега Даля

Однажды на творческом вечере в доме культуры одного из провинциальных городов ведущий объявил Олега Даля народным артистом. Даль вышел на сцену и сказал: «Я вообще-то не народный. У меня нет званий. Я скорее артист инородный». Зал зааплодировал. А начальство от Министерства культуры решило больше творческих вечеров Далю не устраивать: вдруг ляпнет еще что-нибудь в таком же роде.

25 мая 1941 года в семье железнодорожного инженера и учительницы родился второй ребенок, Олег. Семья жила в пригороде Москвы – в Люблино. Подростки после войны мечтали о подвигах. Олег к окончанию десятилетки тоже определился: решил стать военным летчиком. Но на медицинской комиссии при поступлении выяснилось, что по состоянию здоровья (у Даля было слабое сердце) он не пройдет. И Олег нашел выход, как реализовать мечту. Если станет актером, сможет сыграть военного летчика в кино.

Олег в детстве

Студенческие годы Олега Даля совпали с периодом оттепели. В молодежном журнале «Юность» вышла повесть молодого автора Василия Аксенова «Звездный билет», сразу ставшая бестселлером. А на «Мосфильме» решили экранизировать повесть, и на роли трех главных героев были выбраны Александр Збруев, Андрей Миронов и Олег Даль. Фильм под названием «Мой младший брат» принес молодым актерам известность. Даль стал нарасхват у режиссеров.

С Андреем Мироновым и Александром Збруевым в картине «Мой младший брат» (1962 г.)

Сбежал с собственной свадьбы и ушел в запой

После учебы Олег поступил в театр «Современник». И в 21 год решил жениться на актрисе «Современника» Нине Дорошиной. Он не знал, что Нина давно и безнадежно любит художественного руководителя театра Олега Ефремова и что она решила выбить клин клином, выйдя за Даля. На свадьбе гуляла вся труппа. Пришел и Ефремов и сорвал торжество. Как вспоминал Михаил Козаков, все – и родные, и друзья – были в шоке. Даль сбежал со свадьбы и ушел в запой. Это был его первый нервный срыв. Потом его женой стала актриса «Современника» и звезда фильма «Девять дней одного года» Татьяна Лаврова. И этот брак у актера не сложился. Потому что своенравная, со сложным характером Татьяна не смогла быть ведомой таким же сильным и непростым человеком, каким был Даль.

Нина Дорошина – первая жена Даля

Терпеть не мог поклонниц

В 1966 году Олег ушел из «Современника». В этот период у него был кризис. Но придя на пробы в картину «Женя, Женечка и «катюша»», Даль в модном вельветовом пиджаке темно-вишневого цвета держался так, будто у него нет проблем. И хотя Олег явился на пробы сильно подшофе, режиссер Владимир Мотыль с первого взгляда понял, что этот актер – личность незаурядная. Худсовет киностудии не хотел утверждать Даля на главную роль, мол, внешность не героическая. Мотыль его отстоял. Во время съемок Олег срывался не раз, чудил и куролесил, даже попал в милицию на 15 суток, откуда его по просьбе Мотыля отпускали на съемки… Однако ему все прощалось за талант, умение создать на площадке творческую атмосферу и за неподражаемый юмор (если Даль был в духе, то острил, причем сам не смеялся, а других доводил до истерического хохота).

«Женя, Женечка и «катюша»» (1967 г.)

Фильм «Женя, Женечка и «катюша»», безусловно, стал бы визитной карточкой Даля, но начальство запретило показ картины на широком экране, и была сорвана премьера в Доме кино.

А через год Даль сыграл летчика в фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика», и слава накрыла его с головой. Известность свою Олег выносил с трудом. Не любил поклонения, не любил, чтобы девицы бросались к нему с радостными воплями. На улице маскировался кепкой, поднимал воротник пиджака и старался «проскочить незамеченным». Однажды в Ялте на набережной, испугавшись поклонниц, бросился в море прямо в одежде и вышел на берег только возле гостиницы.

На съемках «Короля Лира» встретил будущую жену

Потом Даль вернулся в «Современник», а режиссер Надежда Кошеверова пригласила его на главную роль в картину «Старая, старая сказка». Она и порекомендовала Олега кинорежиссеру Григорию Козинцеву, который снимал «Короля Лира» и искал актера на роль Шута. Олег в эти годы пил уже регулярно и не стремился бороться с недугом. Наоборот, считал, что это выход из положения, если у тебя на душе черно. И не хотел понимать, что с его сердцем пить ему нельзя. Если коллеги могли выпить много – и ничего, то Олег падал замертво. На съемках, которые проходили под Нарвой, он позволял себе и срывы, и грубость. Но Козинцев все ему прощал и однажды сказал жене, которая спросила, отчего он так с ним носится: «Мне жаль его, он не жилец».

«Король Лир» (1970 г.)

На съемках «Короля Лира» Олег познакомился с Лизой Апраксиной. Она выросла в Ленинграде, в доме на канале Грибоедова, где верхние три этажа занимали писатели. Соседями были Козаковы, в гости приходили Анатолий Мариенгоф с супругой, Юрий Герман с сыном Алёшей, режиссер Григорий Козинцев. Лизу вырастил дед, известный ученый-филолог Борис Эйхенбаум (ее отец погиб в блокаду). В доме не было достатка, потому что Борис Михайлович был неугоден власти, еще в конце сороковых «за формализм в науке и космополитизм» был уволен из университета. Лиза, повзрослев, стала кружить головы мужчинам. В шестнадцать оказалась в центре скандала с одним известным ленинградским писателем вдвое старше ее, а в восемнадцать выскочила замуж за будущего кинорежиссера Леонида Квинихидзе. Когда Лиза встретила Олега Даля, ей было уже 32 и за ней ухаживал женатый писатель Довлатов.

«Если бы ты знала, Лиза, какой у нас сегодня был Олег!» – сказал Козинцев, войдя в монтажный зал, и вручил Лизе кассету для монтажа. Через несколько дней Олег пришел посмотреть отснятый материал. А рано утром в дверь ее гостиничного номера громко постучали. На пороге стоял милиционер: «Вы Елизавета Апраксина? Пройдемте в отделение». Лиза опешила. Выглянула в окно, а там милицейская машина и, прислонившись к капоту, стоит Даль и смеется. Оказывается, он «гулял» ночью, его забрали в отделение, но по дороге он уговорил милиционеров заехать еще за Лизой. На следующий день пришел с извинениями и букетом роз. Потом Лиза отмечала со съемочной группой день рождения в ресторане. Олег подсел к ним. Он был в ударе и так обаял Лизу, что она забыла про оператора, с которым у нее был роман. Даль тогда сильно напился, и когда Лиза возвращалась к себе в номер, увидела его на коврике в гостиничном коридоре. До своего номера Олег не дошел.

С третьей женой – Лизой Апраксиной

Лиза сняла обручальное кольцо, хотела развестись

Вскоре Олег появился на «Ленфильме» и позвонил Лизе, напросившись в гости. Она оказалась дома не одна. Там сидел Сергей Довлатов. Общение их затянулось допоздна, и Лиза поняла, что они просто пересиживают друг друга. Она шепнула Олегу: «Уйди, а потом вернись».

…На рассвете Олегу нужно было возвращаться в Москву, чтобы ехать на гастроли, и он наспех сделал Лизе предложение. 27 ноября 1970 года они расписались. Свадьбы не было. Олег вновь ушел из «Современника», переехал в Ленинград к жене и поступил в Театр имени Ленинского комсомола. На гастролях в Горьком, куда с ним поехала Лиза, запил. Лиза сняла обручальное кольцо с пальца и вернулась домой с твердым решением развестись. Но через несколько дней Олега привезли с воспалением легких. Ольга Борисовна бросилась выхаживать зятя, и Лиза поняла, что развестись не сможет. Чем-то неуловимым Олег напоминал ей покойного деда. Так же церемонно расшаркивался перед женщинами, так же был по-дворянски щепетилен в вопросах чести. И Олег говорил: «Жаль, что мы разминулись во времени с Борисом Михайловичем. Уж мы бы с ним нашли о чем поговорить!»

Очередной нервный срыв и увольнение из «Современника»

Первые годы совместной жизни были омрачены запоями Олега. Лиза свидетельствовала в своих воспоминаниях, что Олег в пьяном кураже был отвратителен и страшен. Один раз на гастролях чуть не порезал ее ножом, в другой раз чуть не придушил. И даже Ольга Борисовна, обожавшая зятя, не выдержала и сказала: «Уезжай!» И дала 25 рублей на дорогу. Олег принял душ, надушился, элегантно оделся и скромно вошел в кухню попрощаться. У Лизы сжалось сердце: если б он всегда был таким! Она едва удержалась, чтобы не броситься за ним следом. Олег уехал в Москву, а через два дня позвонил и сказал жене, что «зашился» на два года.

Даль снова вернулся в «Современник». Английский режиссер Питер Джеймс ставил в театре «Двенадцатую ночь» Шекспира. Даль репетировал сэра Эндрю Эгьючика и работал с огромным воодушевлением. И тут случилось непредвиденное. Во время спектакля «На дне» Олег застрял мыском ботинка в щели в полу сцены и на повороте резко дернул ногу. Острая боль пронзила все тело. Олег доиграл спектакль и на такси уехал в Переделкино. Они с Лизой гостили тогда у писателя Виктора Шкловского. Лиза, встречавшая его у калитки, встревожилась, но Олег торопился посмотреть по телевизору футбол и о. А когда показал ногу, она была синяя и распухшая в колене. В ЦИТО сделали операцию и наложили гипс. Олег волновался о премьере «Двенадцатой ночи». Лиза позвонила в театр и узнала, что Олега… заменили. Шкловский рвал и метал: «В таких случаях не заменяют, а отменяют спектакль!»

У Даля после этого снова случился нервный срыв, и его уволили из «Современника» за «нарушение трудовой дисциплины». Даль в своем дневнике назвал этот театр «террариумом единомышленников».

«Следующим буду я»

Новая крупная удача Даля в кино – роль Зилова в фильме «Отпуск в сентябре» по культовой пьесе Александра Вампилова «Утиная охота». Зилова Олег мечтал сыграть и уверен был, что его обязательно пригласят. Но сначала его не пригласили. А когда все-таки позвонили – Даль не захотел разговаривать. Пришлось режиссеру Виталию Мельникову ехать в Москву и лично уговаривать Даля.

«Отпуск в сентябре» (1979 г.)

В мае 1978 года Даль обменял свою хрущевку и мамину квартиру в Люблино на трехкомнатную в центре и не мог сдержать восторга: «Это не квартира, это сон!» Теперь уже никто не будет ночью, пробираясь в туалет, спотыкаться о его длинные ноги, свисавшие с раскладушки. Большой холл перегородили стеллажами с книжными полками, и у Олега появился «кабинет». Теперь он мог уединяться, по ночам писать, слушать музыку, читать. Мама поселилась с ними. Все три женщины – мама, жена и теща – были на его попечении. Копить деньги Олег не любил. Приехав домой, доставал из внутреннего кармана пиджака пачку, и деньги летели веером на пол: «Тратьте!»

Внезапная смерть Владимира Высоцкого 25 июля 1980 года выбила Олега из колеи. Высоцкий был для Олега не просто другом, а как бы нравственным камертоном. На похоронах, когда вышли покурить втроем – Алла Покровская, Олег и Таня Лаврова, – он вдруг, нервно рассмеявшись, сказал: «Следующим буду я».

Владимир Высоцкий был для Даля не просто другом, а как бы нравственным камертоном

1 марта 1981 года Олег улетел в Киев сниматься в комедии «Яблоко на ладони». А 3 марта он умер в гостиничном номере. Накануне после съемок вышел из автобуса и всем сказал: «Прощайте!»

Современник

Смотреть выпускной спектакль их курса пришли артисты «Современника» и сразу отметили Даля — он был самым талантливым студентом. Олег Ефремов — он был тогда главным режиссером театра — взял его в труппу. Первые пять лет Даль играл роли второго плана, хотя всем в театре нравился. Нравилась его интеллигентность, тонкое понимание актерской природы, аристократическое уважение, с которым он относился к коллегам, его внимательные, всегда немного грустные глаза… Но режиссерам казалось: Даль — он интеллигентный, но, к сожалению, не очень харизматичный. Его харизму первой «увидела» и показала всей Москве Галина Волчек, когда ставила «На дне» и пригласила Даля сыграть вора Ваську Пепла.

Первый муж

Первым мужем героини нашей статьи стал Леонид Квинихидзе. Личная жизнь у Лизы с ним откровенно не сложилась. Это был очень несчастливый брак, супруги постоянно ссорились и ругались. Причины для недовольства друг другом они находили практически каждый день.

Единственное, за что Лиза может быть благодарна Квинихидзе, так это за то, что именно он устроил ее на «Ленфильм». Без него девушку без образования навряд ли бы приняли на одну из крупнейших отечественных киностудий.

Сам Леонид был известным сценаристом и режиссером, тоже родом из Ленинграда. Он работал в театре музыкальной комедии в Одессе, Новосибирском и Хабаровском музыкальных театрах. Среди его киноработ все зрители знают политический детектив «Миссия в Кабуле», научно-фантастическую драму «Крах инженера Гарина», музыкальную комедию «Соломенная шляпка», комедийный телефильм «Небесные ласточки», сказку для семейного просмотра «Мэри Поппинс, до свидания!».

После развода с Леонидом Лиза, которая всегда была впечатлительной натурой, даже пообещала себе, что больше никогда не выйдет замуж. Но слово это не сдержала, наверное, ни разу об этом не пожалев. А вот ее экс-супруг женился во второй раз довольно скоро, его избранницей стала известная в то время советская балерина Наталья Макарова.

Как сложилась театральная карьера Даля

К сожалению, здесь его карьера сложится не слишком удачно — главных ролей будет немного, зато конфликтов с руководством и партнерами по сцене — более чем достаточно. И далеко не всегда ссоры происходили из-за сложного характера Олега (хотя, справедливости ради, следует сказать, что был он человеком вспыльчивым, острым на язык и с молодости злоупотреблял алкоголем).

Часто поступки актера были спровоцированы непорядочным поведением коллег. Например, во время спектакля по Шекспиру “Двенадцатая ночь” (где у Даля была большая роль), он получил серьезную травму ноги. В антракте вызвали скорую — нога распухала на глазах. Медики вкололи обезболивающее, и актер доиграл до конца. Как выяснилось впоследствии, он порвал связки — ногу загипсовали от ступни до колена. А на следующий день Олег узнал, что его роль отдали Константину Райкину, вместо того, чтобы заменить спектакль…

Даль ушел из театра ( он уходил из Современника и возвращался несколько раз). Олег будет работать и в других театрах — на Малой Бронной, в Малом, но они не станут для актера тем “домом”, каким когда-то был для него Современник.

Жена Олега Даля – Елизавета Алексеевна Апраксина

Со своей будущей женой Лизой актер познакомился в ресторане, где женщина праздновала свой день рождение в окружении своих коллег по съемочной площадке, ведь она работала монтажером. В шутливой форме она пригласила его к себе в гости в Ленинград. Недолго думая Олег приезжает к ней в город, и через пару дней он уже предложил ей выйти за него замуж. Такой поступок был достаточно рискованным, ведь за плечами у молодого человека выло уже два неудачных опыта, но Олега это никак не испугало. Они вскоре поженились и жили душа в душу. Артист наконец нашел ту самую, которую так долго искал, она была не только хороша собой, а и нежна, умна и очень образованна, супругам всегда было о чем поговорить, им казалось, что у них даже одинаковый взгляд на мир. Пара была на седьмом небе от счастья, но от пагубной привычки своего мужа женщина так и не смогла отвадить. Жена Олега Даля – Елизавета Алексеевна Апратская была со своим супругом до последних его дней, они прожили совместно долгих 10 лет. Смерть для женщины стала настоящей трагедией и шоком. Как утверждает сама Лиза вместе с мужем умерла, и частичка ее души и в дальнейшем она не жила, а существовала.

Всем очень жаль, что так рано нас покинул великолепный артист, ведь он мог радовать нас своей игрой еще долгие годы. Таких талантов как Олег Даль просто невозможно забыть, он будет жить в сердцах каждого почитателя его творчества.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]