Иван Янковский: фото, биография, личная жизнь и фильмография актера


Биография

Иван Янковский – потомственный актер, продолжатель знаменитой династии. Его звездных предков знают все поколения российских зрителей. Дед Ивана по отцовской линии, Олег Янковский, — известнейший актер театра и кино, служивший в легендарном «Ленкоме» и создавший на экране больше сотни ярких образов. Бабушка – Людмила Зорина – заслуженная артистка России, работала с мужем в одном театре.

Не менее талантливы и родители Вани. Папа, Филипп Янковский, — популярный актер, является еще и самобытным режиссером. А мама, Оксана Фандера, — также известная киноактриса, любимица зрителей. У Ивана есть младшая сестра Елизавета, которая, в свою очередь, не стала исключением из правила, пошла по стопам родителей.

Мальчик рос в окружении творческой интеллигенции и получал соответствующее воспитание. Вне искусства он не представлял своего будущего, хотя школьником, как и многие подростки, мечтал о космосе: «Я хотел быть летчиком, космонавтом, мне нравилось неизведанное. Уже в 15-16 лет я, читая газеты, все время удивлялся, почему в них про космос не пишут. Я хотел заниматься этим, чтобы было о чем рассказать людям. А потом все так плавно перетекло, и я понял, что очень люблю кино. Мне всегда было интересно разное кино, и американское независимое кино в том числе».

После восьмого класса родители перевели сына из общеобразовательной в Московскую международную киношколу, о которой он рассказывает: «Она только называется киношколой. На самом деле суть этого заведения заключается в том, чтобы ребенок в раннем возрасте учился понимать, что такое жизнь. В школу нужно было поступать как в институт: выучить отрывки басен и стихов и сдавать экзамен.

Я с этой школой много что прошел: был на Соловецких островах, в экспедиции в Армении и Турции, в Южной Африке — там мы снимали документальное кино про детей. Все эти мероприятия были нацелены, прежде всего, на то, чтобы понять, что это значит лично для тебя. Школа все время создавала такие условия, в которых ты должен был определить для себя какие-то ценности. Куда бы ты ни отправлялся, что бы ни делал, ты должен был всегда ответить себе на вопрос: зачем тебе это все. Эта школа привела мне мозги в порядок».

Высшее театральное образование Иван получил в ГИТИСе. Янковский-младший хотел специализироваться на режиссуре, так как считал, что создавать картины интереснее, чем играть в них. Но по совету матери выбрал актерско-режиссерский факультет и попал в мастерскую Сергея Женовача. Среди его дипломных работ: Леандр — в пьесе Ж. Мольера «Скапен» в постановке Владимира Смирнова, Погодин – в спектакле Егора Равинского «А.П. Чехов. Избранное», участие в пьесе Веры Камышниковой «Невозможное» по рассказам А. П. Платонова «Счастье вблизи человека» и «Невозможное».

Детство и семья Ивана Янковского

Несмотря на то, что Ваня родился в актерской семье, желание стать продолжателем славных традиций Янковских в его душе родилось не сразу. Как и многие дети, парнишка долгое время мечтал стать космонавтом, а остальное всё уже потом. То есть, фантазия и любовь к иным мирам у него присутствовали с самого детства. В одном интервью однажды он даже сознался, что допускает существование потусторонних сил.


Иван Янковский и его дедушка Олег Янковский (2002 год)

В детстве Иван успел перепробовать несколько видов спорта, но надолго нигде не задержался – ни в легкой атлетике, ни в плавании, ни в играх с мячом (правда, боксом он увлекся и занимается до сих пор). И только в подростковом возрасте он серьезно обратил внимание на кинематограф – семейные гены все-таки дали знать.

Иван унаследовал от родителей яркую внешность

В 10 лет Ваня Янковский впервые оказался на съемочной площадке сентиментальной картины Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть», где мальчик сыграл ангела Рождества. Надо сказать, что без кастинга не обошлось – дед не собирался давать Ивану поблажек. Он попал в актерский состав своими силами.

Родители Ивана Янковского: Оксана Фандера и Филипп Янковский

Поначалу Иван учился в школе №1840 с математическим уклоном, а после 9 класса поступил в Московскую международную киношколу. Во время учебы он побывал на Соловках, в Армении, Турции и даже Южной Африке – там ученики снимали документальный фильм.

Елизавета Янковская, сестра Ивана, тоже актриса

Затем Иван продолжил обучение на режиссерско-актерском факультете ГИТИСа, в мастерской Сергея Женовача. Поблажек не было и здесь, но одаренный молодой человек бесстрашно шел на самые безумные эксперименты.

Театр

В 2013 году, окончив РАТИ, начинающий актер был принят в труппу «Студии театрального искусства» под руководством своего институтского наставника Сергея Женовача.

Здесь ему сразу предложили главные роли. В «Записках покойника», созданных по М. Булгакову, артист сыграл начинающего литератора Максудова Сергея Леонтьевича, через сны и кошмары которого зритель погружается в таинственный и загадочный мир театральной драматургии.

Режиссер Сергей Женовач поясняет: «Это не обычная инсценировка «Театрального романа». В основе нашего спектакля лежит природа чувств сновидений, и главное — трагикомическое восприятие мира. Нам хотелось сосредоточиться на взаимоотношениях автора и его героев, автора и театра, драматурга и режиссера. Было важно дать понять, какой это болезненный и неразрешимый конфликт: между тем, что автору хочется сделать, и тем, что получается в итоге. Как много теряет замысел автора в результате этого конфликта. Иногда самое главное — то, ради чего все затевалось».

Еще одна интересная работа актера — роль Олега Леонидовича в постановке по пьесе Николая Эрдмана «Самоубийца». Спектакль стал номинантом национальной театральной премии «Золотая Маска». Бессменный руководитель СТИ рассказал о проекте: «Наш спектакль — это высказывание о том, что происходит сейчас с людьми, поразмышлять о сегодняшнем «маленьком человеке». Мысль главного героя Подсекальникова о том, что «жить хочется», на работу ходить хочется, любить хочется, кому-то может показаться обывательской, но для нас она важна».

В 2020 году Сергей Женовач снова вернулся к творчеству Михаила Булгакова. На этот раз он взялся за нетленное произведение — «Мастер и Маргарита», где Иван Янковский перевоплощается в своего тезку. Актер делится: «Я играю Ивана Бездомного — человека, который пришел к вере. Был безбожником, пишущим антирелигиозные поэмки, и хотел вроде бы только дурной славы — она его устраивала поначалу. А потом все вылилось в то, что он остался единственным героем из всего романа, который начал действительно заниматься Понтием Пилатом. Его жизнь обрела смысл после встречи с Воландом, он поменял ее».

Кинематограф

Несмотря на свой юный возраст, Иван Янковский имеет богатый опыт работы в кадре. По примеру отца, дебютировавшего в кино в раннем детстве, он сыграл свою первую роль в десять лет. Это был Ангел в известном фильме Михаила Аграновича и Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть» по мотивам пьесы Надежды Птушкиной «Пока она умирала». Картина оказалась единственной, где Ваня играл вместе со своим знаменитым дедом и под его руководством.

«Индиго»

О себе как об актере Иван Янковский впервые громко заявил в 2008 году, сыграв Андрея в приключенческом триллере Романа Прыгунова «Индиго». Его герой — подросток со сверхспособностями.

Компания обычных с виду молодых людей скрывается от посторонних глаз на крыше московской многоэтажки. Искать уединения и держаться вместе их заставляет избранность. Они – Индиго, люди будущего. Чувствуют опасность, понимают язык животных, читают мысли и помнят свои прошлые жизни. Их уникальность пугает одних и восхищает других.

О том, что привлекло Ивана в сценарии ленты, он рассказывает: «Мне очень понравился сценарий фильма. Меня заинтересовала эта история о молодых ребятах. Они ведь примерно моего возраста и живут такой же обычной городской жизнью. Они дружат, переживают первую любовь, увлекаются скейтом. Но в эту обычность добавлено несколько ярких элементов: во-первых, это их удивительные способности, а во-вторых, маньяк, который охотится за ребятами. Я решился сыграть эту роль, потому что мне было интересно стать мальчиком с необычными способностями. Мой герой, Андрей, умеет предвидеть события».

По окончании ГИТИСа актер снялся у Михаила Местецкого в трагикомедии «Тряпичный союз» о безбашенных подростках-мечтателях, верящих в то, что они изменят весь мир. Герой, которого представил актер, оказался ему очень близок: «Во мне есть такое — собрать всех, а потом вдруг сказать: «Все, отмена, ничего не будет». Этот персонаж не сказать что ветреный — он идейный, всех собирает и ведет за собой, но когда он понимает, что все это не имеет смысла и что лучше в институт поступать, он решает: «Давайте все о.

«Без границ»

В 2020 году артист принял участие в комедийной мелодраме «Без границ», снятой содружеством режиссеров — Романом Прыгуновым, Кареном Оганесяном и Резо Гигинеишвили. Фильм о настоящей любви: яркой и страстной, зрелой и беспощадной, наивной и нелепой, счастливой и не очень. Истории героев сплетаются в одну большую романтическую комедию о том, что настоящая любовь не знает ни границ, ни законов, ни национальностей. В ленте снялись такие знаменитости, как: Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Александр Адабашьян. А дуэт актеру составила молодая, талантливая артистка Анна Чиповская.

Иван попал на съемки картины благодаря Резо Гигинеишвили. «Резо пригласил на пробы, рассказал про историю, я заинтересовался, — уточняет актер. — Показалась очень интересной идея слетать в Ереван, в Армению. Кроме того, там и партнерша была замечательная — Аня была в проекте изначально, по-моему. В общем, загорелся, попробовался, и все сложилось. Это история достаточно простая, легкая, душевная. Мой персонаж – обаятельный, чувственный придурок. Ну, местами обаятельный. А всякие его неприятные проявления — они, на мой взгляд, не должны вызывать отторжения. Такое у каждого может случиться. «Без границ» — собирательный фильм, в нем много персонажей, каждый может себя узнать».

В 2020 году актер получил главные роли сразу в трех крупных разножанровых проектах: боевике Эмилиса Веливиса «Ночные стражи», мелодраме Надежды Витальской «Источник» и детективе Павла Лунгина «Дама Пик».

«Источник»

Жанр картины сами создатели определяют как «современная легенда». Герой Ивана Янковского – его тезка, житель мегаполиса, который благодаря старшему брату, владельцу большой строительной компании, может безбедно существовать и прожигать жизнь. Судьба сталкивает его с Аленой — девушкой, живущей в лесу, в гармонии с собой и природой, не тронутой цивилизацией.

Алену сыграла Валентина Колева, а также в ленте снялись: Роза Хайруллина, Александр Рапопорт, Павел Делонг.

«Фильм возник в моей жизни неожиданно, — признается актер, — как раз в тот момент, когда у меня были такие же мысли, что и у моего персонажа — тоже Ивана. Я не очень понимал, чем хочу заниматься, что действительно в жизни важно. И появился «Источник», который, как мне кажется, помог, да еще и одухотворил».

«Мы старались показать закрытого человека, который живет в темном мире, ездит с водителем, смотрит на все через очки, и уже абсолютно не чувствует настоящую жизнь. Иван закрылся после того, как расстался с любимой девушкой Аленой, и на него давят. Вроде бы он стал заниматься делами, которые они договорились делать с братом. Но через отстраненность и холодность, очки и офисный кабинет мы пытались донести, что он занимается тем, чем якобы должен, но при этом чувства и сердце его совершенно в другом месте, — уточнил артист.

«Дама Пик»

В экранизации Павлом Лунгиным пушкинской «Пиковой дамы» Иван Янковский сыграл оперного певца Андрея, страстно мечтающего получить роль Германа в постановке Чайковского. Юноша начинает вести борьбу за работу мечты, которая в итоге сведет его с ума.

Актер приоткрывает завесу создания фильма: «Павел Семенович много лет писал этот сложный сценарий. Действие картины перенесено в наше время. И мой герой пробует жизнь на вкус во всех ее проявлениях — выступает в Большом театре, рвется спеть главную партию в постановке легендарной оперной дивы Софии Майер (Ксения Раппопорт), играет в казино, взаимодействует с кавказскими борцами. Он — везде, где есть возможность реализовать себя».

Картину отличает не только интересный сюжет и самобытное режиссерское прочтение классики. Павел Лунгин вынес на экран эротические сцены, сыгранные юным Янковским и 42-летней Ксенией Раппопорт, в которых актер предстает полностью обнаженным.

О проекте и своей работе в нем артист рассказывает: «В нашем сценарии есть такая мысль: человек жив, пока он находится на острие жизни и ощущает кошмар происходящего с ним. Ты не ты, когда ты не в огне! Нормальный человек отказался бы от такой жизни. Но мой герой готов пойти на все, чтобы доказать окружающим свое право на успех. А что касается близости сценария к литературному источнику, то переклички с «Пиковой дамой» Пушкина присутствуют. Но нельзя сказать, что мы снимаем по фабуле пушкинского сюжета. Павел Семенович придумал отдельную реальность, вольнодышащее произведение, в котором мы существуем.

Оперный блок — это один из самых запоминающихся моментов. Мы с коллегами занимались в Большом театре вокалом с Дмитрием Юрьевичем Вдовиным (профессор Академии хорового искусства). Нас учили тянуть гласные звуки и обязательно акцентировать согласные. Было очень интересно. Мы ждали этих репетиций, съемки. Пытались совместить оперу и кино. Занимались хореографией со знаменитой Аллой Сигаловой».

«Для начинающего артиста работа с режиссером такого масштаба — колоссальный опыт, — подчеркивает Иван. — Он очень чуткий художник и прекрасно чувствует актеров и тему, которую хочет донести до зрителя и артистов на площадке. Когда мы снимали первый блок сцен, я вдруг понял: эта история про меня! Как будто написана про мою жизнь. Не дословно про Ивана Янковского, конечно, но очень близко мне по духу — я на интуитивном уровне понимаю, что и как надо сыграть. У Павла Семеновича работа строится, в первую очередь, от сердца и души, а не от мыслей и идей».

«Ночные стражи»

В новом фильме Эмилиса Веливиса «Ночные стражи» (рабочее название «Крылья») о борьбе с потусторонним миром, представленным оборотнями и ведьмами, главные роли сыграли: Иван Янковский, Леонид Ярмольник, Любовь Аксенова, Сабина Ахмедова, Михаил Евланов. В одном из интервью актер поведал, чем его заинтересовала эта работа: «Прежде всего, новый жанр. За свою короткую карьеру я не пробовал себя в экшн-фэнтези, а после «Дамы пик» Павла Семеновича Лунгина, где абсолютно другая структура построения фильма, кардинально отличающаяся роль и жанр, мне было интересно взяться за «Крылья». К тому же, это мечта любого парня — очутиться в картине, где ты спасаешь мир!

Мы, на самом деле, снимаем comic book movie, это то, на чем выросло мое поколение, которое смотрело зарубежные фильмы про вроде бы простых парней, которые по ходу сюжета превращаются в настоящих героев. И в этом «Крылья» в чем-то с ними схожи – наше кино тоже про становление героя. Вообще, супергероические фильмы сильных режиссеров, например, Кристофера Нолана, всегда тем хороши и заразительны, что ты ставишь себя на место главного персонажа, и это доставляет некую радость. И я, конечно, хотел попробовать свои силы в чем-то подобном, где есть и экшн, и юмор, и история, и режиссер с западным, европейским мышлением. Так сложилось, что в «Крыльях» все это присутствует».

Для создания образа своего героя — курьера службы экспресс-доставки, который ведет борьбу с вампирами, — Иван освоил несколько сложных трюков.

«Я занимаюсь спортом и боевыми искусствами, поэтому физически готовиться к роли особенно не потребовалось, — рассказал актер. — На картине у меня был дублер, но я всегда прошу разрешения самому и падать, и прыгать, и драться. Но какие-то вещи все же передавали профессионалам — это касается полетов на тросах, сильных ударов о стены. Хотя мне, конечно, хотелось бы быть, как Том Круз, который и на самолете летает, и на небоскребы взбирается. Но драки, бои и падения я делал сам».

Всего на счету молодого актера около десятка ведущих ролей в полнометражных фильмах.

Фильмы

Второе появление актера на экране состоялась через восемь лет после кинодебюта. Это была картина «Индиго», снятая режиссером Романом Прыгуновым. Он дружил с отцом старшеклассника и поэтому позвал юношу на съемки. Кинокритики разгромили фантастический триллер в пух и прах, но актер Иван Янковский проанализировал свои ошибки и продолжил сниматься.

В 2020 году Михаил Местецкий пригласил артиста в молодежную комедию-драму «Тряпичный союз». Вместе с коллегами Василием Буткевичем, Павлом Чинаревым и Александром Палем Янковский получил за эту картину приз на «Кинотавре». Потом последовали съемки в документальном фильме «Янковский» и комедии «Без границ».

2016 год стал переломным в карьере артиста. Иван снялся сразу в нескольких кассовых картинах. В фантастическом фильме «Ночные стражи» молодому человеку досталась роль юноши, который ежедневно встречается в реальной жизни с нечистой силой. А в мелодраме «Источник» Янковский сыграл столичного повесу.

В 2020 году актер получил главную роль в триллере «Дама Пик», снятом Павлом Лунгиным. Иван очень гармонично смотрелся в тандеме с Ксенией Раппопорт. Специально для съемок молодому человеку пришлось раздеться для постельной сцены и подтянуть хореографию.

В 2020 году планируется выход следующих фильмов с Иваном Янковским: « и «Икария». В последней картине продюсером выступил сам Евгений Миронов.

Личная жизнь

К личной жизни отпрыска известной актерской династии всегда существовал особый интерес. Многие СМИ включали Ивана в список самых завидных женихов. О его романтических отношениях с дочерьми знаменитостей и партнершами по съемочной площадке ходили разные слухи.

Писали о романах актера: с Камиллой, чей папа — известный российский бизнесмен Руслан Байсаров; с однокашницей Верой Панфиловой – дочерью популярного рок-музыканта Константина Кинчева. Также приписывали связь с артисткой Анной Чиповской, но эти предположения актер опроверг, заявив, что они просто друзья и коллеги.

Сам Иван предпочитает не распространяться о своих сердечных делах. Достоверно известно только то, что в настоящее время актер узами брака ни с кем не связан.

Иван Янковский: биография личной жизни

Высокий и статный, молодой и талантливый — такой мужчина не может не пользоваться популярностью у противоположного пола. Личной жизнью династии Янковских всегда интересовалось большое количество людей. Так и поклонники Ивана с любопытством наблюдают за возможными романтическими отношениями, выстраивают догадки о романах с партнершами по съемкам, дочками знаменитостей. Средства массовой информации признали Ваню завидным женихом, оттуда же известно, что он был в отношениях с дочерью бизнесмена Байсарова Камиллой, с дочерью рокера К. Кинчева Верой Панфиловой, и с артисткой Анной Чиповской.

Обратите внимание. Говорят, что Камилла вышла замуж сразу после расставания с Ваней, отношения с Анной, партнершей по съёмочной площадке кинофильма «Без границ» — догадки поклонниц.

Однако, сам актер опровергает многие данные о личной жизни, а правду открывать не спешит, хотя известно, что он точно не женат. Известно, что Янковский младший встречался с Верой около 3 лет, поговаривали уже и о свадьбе, но вскоре они расстались, из социальных сетей были удалены их совместные фотографии. А зимой общественность на кинофестивале «Золотой орел» увидела пришедших парой Ваню и Сашу Новикову (дочка популярного московского ресторатора), тогда актер получил приз за съемки в «Даме Пик».

Иван Янковский — внук Янковского, знаменитого советского актера, сыгравшего множество ролей в кино и театре. Дедушка и бабушка Ивана — Олег Янковский и Людмила Зорина служили в именитом театре «Ленком». Родители не менее знамениты: отец — Филипп Янковский режиссер, известный актер, мать — Оксана Фандера, популярная актриса кино и сериалов. Даже младшая сестренка Лиза продолжает потомственное актерское дело.

Интервью

О семье

«Я благодарен судьбе, за то, что родился в такой семье. Всегда можно обсудить любой рабочий момент с папой или мамой. Ясно, что за столом мы всегда найдем, о чем поговорить, кроме съемок. Но обсудить профессию, посоветоваться и поучиться в особенном смысле приятно — мы ведь семья Янковских».

«Конечно, сейчас такое время, если бы Олег Иванович был рядом, то было бы намного больше тем для обсуждения и поводов для разговоров — о жизни ли, профессии. Те моменты, которые были, я их улавливал, но все-таки не в сознательном возрасте. Но главное, что помню, — то сокровенное молчание, что между нами возникало, и в котором было заложено многое».

Об актерской профессии

«Я как-то раз прочитал, что профессия артиста — это такое восхождение по горе, у которой нет вершины. Если ты в какой-то момент понял, что ты все можешь, то ты остановился в развитии как артист. Актерское дело — это такое бездонье, где ты всегда можешь открыть для себя что-то новое. Нужно стараться развиваться».

«Для меня это всегда была одна профессия, я никогда не делил ее для себя на «актер кино» и «актер театра». Скорее всего, между двумя этими видами искусства разница существует, но для меня в этом не было ничего неожиданного и нового. Все всегда зависит от истории, которую предлагают, и от людей, вовлеченных в эту историю. Если она заинтересовывает, если за нее хочется браться — тогда все идет туда, куда нужно. А когда личной вовлеченности и заинтересованности в материале нет, тогда… работа находит другого человека, которому она интереснее и нужнее».

«Вообще мне по душе, когда тема проекта, независимо кино это или театр, касается отношений человека с Богом. Меня это привлекает, потому что задаюсь такими вопросами — почему я здесь, для чего, какова моя цель? Поэтому за проекты с обозначенной темой пытаюсь ухватиться и через историю героя разобраться в том, что важно для меня».

«По поводу комедии — боюсь, что это — не мой жанр. Постепенно в профессии пробуешь себя в разных жанрах, хочется поиграть и в «экшен», и в триллере. Но талантливую комедию тяжело найти. В советское время было смешно от того, что комедии были теплыми, ироничными, похожими на жизнь. Такого пока у нас, к сожалению, нет. Все всегда зависит от конкретного материала, но пока я с современной комедией на «вы»».

О себе

«Недавно открыл для себя новый вид спорта, которым мне интересно заниматься — бокс. Я от себя вообще такого не ожидал. Я был достаточно спортивен и до бокса, с детства я и плавал, и прыгал, и большим теннисом занимался, и футболом, и баскетболом. А бокс появился в моей жизни примерно год назад, и когда я стал им заниматься, понял, что с его помощью смогу развивать и познавать свое тело. Мне это полезно как артисту».

Оксана Фандера о сыне

Сама Фандера утверждает, что сын напоминает ей Олега Янковского: «Они похожи друг на друга — выражения, глаза, руки, взгляды, позы. Бывает, у Вани вдруг, как сквозь асфальт, прорывается что-то дедушкино — просто мистика какая-то, до слез!»

Леонид Ярмольник об актере

«Для меня счастье — работать с Ваней. Олег Иванович был одним из самых удивительных и близких мне людей. Мы плотно общались очень много лет. Бывает, что дети похожи на отцов: как Ваня Макаревич похож на Андрея. Но не так! Этот похож настолько, что оторопь берет. Он так же говорит, так же пристраивается к разговору, так же переставляет ноги, так же шутит, делает такие же паузы, как дед. Это не дежавю. Это будто реинкарнация, и я оказался в детстве Олега Ивановича Янковского, где мы снимаемся с ним в кино. Но самое главное, что осталось Ване от деда и отца — талант».

По материалам телеканала «Россия», Википедии, сайтов: rusactors.ru, kinopoisk.ru, 24smi.org, ruskino.ru, lady.mail.ru, kino-teatr.ru, life.ru, ryazan.kp.ru, interviewrussia.ru, kinospace.ru, filmz.ru, fb.ru, rg.ru, tass.ru, sti.ru, peoples.ru

Иван Янковский: Я там, где хочу быть

Каракулевое пальто, Gucci Фото: Иван Кайдаш Он играет в «Даме пик» так, как будто ходит босиком по битому стеклу. Ходит и не замечает. Но мы-то видим, что он весь в ссадинах и порезах. Есть в нем это отчаянное остервенение, которое так идет Германну и так не вяжется с ним самим, по крайней мере, с тем, что я о нем знаю. Благополучный столичный мальчик, сын известных родителей, внук легендарного Олега Ивановича Янковского, продолжатель актерской династии… Когда Иван слышит эти слова, становится заметно, как у него подрагивают скулы, а рот сжимается в узкую сердитую щель. Он ненавидит такие разговоры. И терпит их только из уважения к памяти дедушки и хорошего воспитания. Он резкий, взрывной, колючий. У него мгновенные реакции. Надо упасть навзничь – рухнет как подстреленный, надо зарыдать – слезы градом, раздеться догола в кадре – ни секунды зажима. И у себя в театре он играет Максудова в «Театральном романе» так, как будто его никогда больше не выпустят на сцену. Это уже даже не актерский кураж, которым так любят хвастаться заслуженные корифеи, это какое-то последнее актерское отчаянье нового поколения. Так бывает, когда человека долго-долго держали взаперти в темной комнате или в сломанном лифте. И вот он наконец вырвался и не может надышаться, накричаться, нарадоваться своей свободе. И плевать он хотел, как при этом выглядит, что про него подумают и как на него посмотрят. Он дышит, он живет, он жив! Вот так сегодня играет Иван Янковский. Заразительно и страстно. Он еще не умеет дозировать эмоции, выверять выигрышные ракурсы и выражения лица. Невысокого роста, хрупкий, он каждый раз рвется заполнить собой весь кадр и сцену, напоминая в такие моменты Давида, бросающего вызов Голиафу и всему миру. Для него это самая привычная ситуация и самая любимая мизансцена. Недаром он так любит бокс.

С кем он там бьется? С какими демонами сражается? За что? Почему? Непонятно. Легкий, как перо петуха. Кожа да кости. Да еще непокорные вихры, не поддающиеся никакому лаку. Жаль будет, если вся эта энергия растратится, распылится на второсортное кино и рекламные фотосъемки. Сколько раз приходилось наблюдать у его старших коллег, как уходит блеск, блекнет красота, убывает талант, еще недавно обещавший так много. Но почему-то мне кажется, что с Иваном Янковским это не должно произойти. Он из стойкой породы «плохих парней», которых не так-то легко приручить, встроить в мейнстримовский поток, подчинить законам глянца и массмаркета. К тому же порода. Он очень фотогеничен. Это наследственный дар. Есть лица, в которые влюбляется камера сразу и навсегда. Морщины не морщины, возраст не возраст. Не имеет значения! Такое лицо было у его деда. «Не слишком ли он для нас красив?» – засомневается Тонино Гуэрра после первых кинопроб Олега Янковского для «Ностальгии». Этот же вопрос невольно задавал я себе, когда смотрел, как на экране компьютера в ритме слайд-шоу появлялись и застывали крупные планы Ивана, снятые его тезкой фотографом Иваном Кайдашем.

У нас не любят красивых. Красота, особенно для мужчины, – это всегда компромат. Некая маржа, которую не прощают, прозревая за ней сделку с самим дьяволом или какой другой темной силой. Красота предполагает отсутствие мозгов или явную нехватку других достоинств. А тут еще такая фамилия! Вот почему Янковские так не любят фотографироваться вместе. Вот почему Филипп Янковский, отец Ивана, наотрез отказался мне однажды выдать семейные фото, когда «Сноб» готовил проект «Всё о моем отце». В искусстве каждый должен быть сам по себе и отвечать сам за себя – неписаный закон клана, четкое правило, которому следуют и старшие, и младшие Янковские. И не потому, что не любят друг друга или не дорожат своей семейственностью. Просто не считают, что ее надо непременно выставлять напоказ, делая из фамильных отношений и привязанностей некий бренд на продажу.

Каракулевое пальто, Gucci Фото: Иван Кайдаш

– Семейная история живет в каждом из нас, – говорит мне Иван. – Мы ею очень дорожим, но стараемся ее не эксплуатировать. Нам не надо все время сидеть в обнимку перед фото- и телекамерами, демонстрируя дружную семью. Все, что нам действительно необходимо, – это заниматься своей профессией, каждый раз доказывая, что мы в ней не случайно, не по знакомству и не по блату. Я знаю, как это важно для отца, мамы и для моей сестры Лизы. Вот уж кто актриса от Бога. Она ото всех таланты собрала. Просто какая-то невероятная. Но ей тоже хочется быть самой по себе. А не чьей-то обязательно внучкой или дочкой. В противном случае рискуешь стать героем бесконечного семейного сериала. К тому же я много раз замечал, как в таких случаях из отношений уходит какая-то очень важная интимность, подлинная близость, не предназначенная для посторонних глаз.

Съемки закончились. Мы зашли в соседнее кафе согреться и выпить чаю. Он смешно рассказывает о том, как с детства был запойным киноманом. Смотрел все подряд – классику, и артхаус, и мейнстрим, и абсолютный трэш. Знал наизусть, буквально по кадрам, все фильмы Уэллса и Годара, Билли Уайлдера и Чарли Чаплина. Многие фильмы смотрел по ночам. Воровал у отца кассеты VHS и при одном проценте громкости крутил их на видике до утра.

– В какой-то момент я понял, что ничего не хочу, кроме как заниматься только этим.

– Смотреть кино?

– Нет, делать кино, стать частью его, а точнее, большого кинематографического процесса. Играть, сниматься, снимать самому.

Фильм, который его перевернул, а точнее, «уничтожил» (любимое слово Ивана!), – «Нефть» с Дэниелом Дэй-Льюисом. Такой запредельной самоотдачи на экране он никогда не видел. «Вот так я хочу», – думал он про себя. Никаких других желаний у него не было и нет. И родители это приняли с пониманием. «А что же Олег Иванович?» – интересуюсь я.

– Так он первым меня и снял в своем фильме «Приходите на меня посмотреть».

Олега Ивановича я немного знал. Делал с ним несколько интервью. Для актера он был не только слишком красив, но и даже слишком умен. Держал дистанцию, подолгу раскуривал трубку, когда не мог подобрать находчивый ответ, улыбался лучезарно всеми своими фирменными морщинами. Он-то про эту профессию знал все и неизменно действовал по главному постулату системы Станиславского «я в предлагаемых обстоятельствах». Но его главный актерский секрет заключался в том, что ему ничего особенно было не надо. Он принимал жизнь как есть. Мог поступить на актерский, а мог и не поступать. Мог перебраться в Москву, а мог бы остаться в Саратове. Не было в нем этой непременной жажды реванша, актерского честолюбия, которое сжигало бы изнутри. Он играл как дышал. Абсолютно естественно. И это чувствуется, когда смотришь старые фильмы с его участием. Все вокруг играют и хлопочут лицом, а он живет. У него была особая органика, которую нельзя повторить.

Каракулевое пальто, Gucci Фото: Иван Кайдаш

Иван другой. Он протягивает мне свой айфон с надписью, сделанной несмываемым фломастером.

– Видите, что там написано?

Читаю: «Хочешь – будешь».

– Это мой девиз. Мне прежде всего надо очень захотеть. И тогда все будет. Вот захотел поступить на курс Сергея Васильевича Женовача – и поступил. А ведь к тому времени я уже год отучился на актерском факультете в ГИТИСе. И надо было заново сдавать вступительные экзамены. И хода назад мне не было, впереди маячила только армия. Никто бы меня не стал отмазывать. У нас в семье это не принято. Или эта история с «Дамой пик». Она ведь вся про меня.

О том, что вовсю идет подготовка к съемкам «Дамы пик», он случайно узнал от своей партнерши Маши Курденевич, актрисы Театра-студии Сергея Женовача. К тому времени ее утвердили на роль Лизы. Но главного героя у Лунгина не было. Через день по почте Ивану пришел сценарий, и тут он подумал, что это мистика. Карты сходятся. Надо срочно идти на пробы. Когда его вызвали, он на одном дыхании отыграл сцену, где Германн требует у Лизы отдать ему бриллиантовое ожерелье. После съемок подошел к Лунгину с прямым текстом, мол, Германн – это я. То ли он в это слишком поверил, то ли действительно это так. Так много всего сошлось, но его утвердили после первых проб.

У Пушкина, да и в фильме Лунгина движущей пружиной истории являются деньги. Я вот что-то не очень верю, чтобы тебе когда-нибудь приходилось так сильно переживать по поводу их недостатка или отсутствия.

Но это на поверхности. На самом деле воспитание у меня было очень жесткое, за что я бесконечно благодарен маме и папе. Был период, когда я вообще год из своей комнаты никуда не выходил. После школы сразу домой. Никаких гуляний, никаких приятелей. Только уроки, домашние задания, а в девять вечера отбой. Всё! Единственной моей отдушиной была газета «Спорт-экспресс». Мне она полагалась в качестве компенсации за мою невеселую жизнь. Надо понимать, что эти крайние воспитательные меры были обусловлены вполне конкретными причинами. Я был абсолютно неуправляемый. Мог прогулять уроки, мог обмануть. Для меня жизнь была игрой. Надо было поставить мозги на место. Вначале это сделали родители, а потом Киношкола, куда меня отдали в двенадцать лет, которой я очень благодарен за все.

Мы говорили с тобой, что актерская профессия очень зависимая. Такие фильмы, как «Дама пик», приходят довольно редко. А что делать, когда нет интересных предложений и достойных ролей?

Мне двадцать шесть, и чему-то я уже научился. Например, говорить «нет». Я не верю, что у человека нет выбора. Он есть. Это право отказа. Меня нельзя заставить делать то, что я не хочу или к чему не лежит душа. Мне не надо все время сниматься, чтобы быть на виду, чтобы «не выпасть из обоймы», как теперь говорят. Я прекрасно могу провести время на даче один в обществе хороших книг и камина. И нисколько не огорчусь, если кому-то достанется хорошая роль или кто-то снимется в прекрасном фильме. Более того, я искренне порадуюсь за своих друзей и коллег. Кто меня знает, может подтвердить, что это не просто слова. Сейчас выдвинулось целое поколение новых замечательных актеров. Мне нравится ходить на их премьеры, а потом им позвонить, похвалить, обсудить их работу. Во мне нет этой актерской ревности, зависти, которая так отравляет жизнь. Ведь эта профессия по природе своей очень эгоистичная, эгоцентричная. Но нельзя никого не замечать рядом и думать только о том, какая ты звезда, которой все вокруг должны и обязаны. Я знаю, что жизнь быстро поставит тебя на место. К тому же я слишком верю в свою судьбу и в то, что роли и фильмы, которые мне предназначены, не пройдут мимо. Это не значит, что можно полеживать на диване в ожидании своего звездного часа. К встрече с судьбой надо быть максимально готовым и мобилизованным. Вот я знал, что в «Даме пик» должен быть я. Поэтому это и произошло.

Фото: Иван Кайдаш

Сейчас новые технологии круто меняют судьбу кинематографа. Уходят в прошлое большие залы и пышные премьеры. Любой фильм сегодня можно легко скачать на торрентах и посмотреть на айфоне. Плюс абсолютное торжество разных «Елок» и «Женихов», которые одни только и делают кассовые сборы. Что ты про это думаешь?

Я здесь для того, чтобы это поменять. Чтобы «Елки – 2 и 3» не захватили наше кино окончательно и бесповоротно. Я просто не могу этого допустить. Конечно, проще всего уехать, забыть и забить на все это, став частью какой-то другой истории, другой жизни. Но мне хочется быть здесь, попытаться перестроить сознание людей.

А ты думаешь, что кому-то это нужно? Что тебя услышат?

Уверен, что потребность такая есть. Другой вопрос, что уже целое поколение живет здесь (стучит пальцем по своему айфону). Такое стало возможно потому, что эти штуки нас буквально поработили. Мы даже наши эмоции выражаем смайликами и сердечками. Мы теряем навыки общения, предпочитая переписываться косноязычными эсэмэсками. Я завел страницу в фейсбуке только потому, что там сидел мой клон, который вел от моего имени переговоры с режиссерами и агентами. А фотографии в инстаграме у меня все время кто-то ворует. Так что с новыми технологиями у меня отношения напряженные.

Последнее время было много разговоров о том, что классическая модель театра-дома себя исчерпала. Ты играешь в театре под руководством Сергея Женовача, который как раз стойко исповедует этот принцип. Когда приходишь в здание на улице Станиславского, атмосфера дома чувствуется мгновенно. Чем для тебя самого является твой театр?

Конечно, это дом прежде всего. Без него я не представляю своей жизни. В театре буквально бросаешься в неизведанное пространство. Постоянно себя изучаешь, ищешь, ставишь над собой опыты и эксперименты. Но я всегда знал, что театр – это дело коллективное. Тут не должно быть глупых амбиций и обид. Сегодня ты выходишь на сцену в маленьком эпизоде или даже массовке, а завтра у тебя главная роль. Слава Богу, такая роль у меня есть – это Максудов в «Записках покойника» Булгакова, которого я играю с наслаждением уже четвертый сезон. Мы чувствуем себя единой командой. И каждый спектакль – это как матч, который мы должны непременно выиграть. Для меня спортивные аналогии тут неслучайны. Обожаю спорт. Чем я только не занимался! И теннисом, и плаванием, и прыжками в воду. До сих пор мы с друзьями регулярно арендуем зал, чтобы поиграть в баскетбол. Без спорта и драйва легко зачахнуть.

Кто-то из великих сказал: «Бойтесь своих желаний. Они имеют обыкновение сбываться»…

Я живу как раз по этому принципу. Только я не боюсь своих желаний. Я их холю и лелею и знаю, что они сбудутся. Ɔ.

_____________

Беседовал Сергей Николаевич

~ груминг: Ольга Глазунова

~ стиль: Елисей Косцов

~ ассистент стилиста: Владимир Фролочкин

Призы и награды:

  • XIX театральная премия газеты «Московский комсомолец» в номинации «Начинающие» за «Лучшую мужскую роль» в спектакле Сергея Женовача «Записки покойника» (2014)
  • Приз за «Лучшую мужскую роль» (совместно с Василием Буткевичем, Александром Палем и Павлом Чинаревым) в фильме «Тряпичный союз» (реж. Михаил Местецкий) на XXVI Открытом Российском кинофестивале «Кинотавр» (2015)
  • Премия «Золотой орел» в номинации «Лучшая мужская роль в кино» за фильм «Дама пик» (2016)

Актерская карьера

В 2008 товарищ отца, постановщик Роман Прыгунов, позвал Ивана принять участие в съемках фантастического фильма «Индиго». По сюжету его герой дирижировал ватагой молодых ребят с уникальными способностями. Даром его персонажа было интуитивное предугадывание несчастий. Первый блин вышел комом, картина критикам категорически не понравилась, равно как и игра актеров. Впрочем, дед своим внуком все равно гордился.

Юный Иван Янковский в фильме «Индиго»

После неудачного дебюта парень решил сосредоточиться исключительно на учебе. Он принимал участие в учебных спектаклях по мотивам творчества Чехова, Мольера, Платонова; после получения диплома в 2013 году был зачислен в театральную студию Женовача.

«Записки покойника»: Иван Янковский в роли Максудова

В 2014 году Янковский-младший решил вновь показаться на экране. Его внимание привлек дебютный фильм Михаила Местецкого под названием «Тряпичный союз», где речь вновь шла о представителях никем не понятой молодежи Премьера авторского фильма состоялась много позже, в мае 2020 года, и на кинофестивале «Кинотавр» получила поднявший самооценку молодого актера приз «За лучшую мужскую роль».

Кадр из фильма «Тряпичный союз»

Затем последовало участие в комедийном проекте «Без границ», над которым трудилось три режиссера. Иван прошел кастинг на роль блудного сына у режиссера Карена Оганесяна.

Иван Янковский в фильме «Без границ»

В 2020 году он снялся в трех кассовых проектах. Во-первых, это фильм «Источник» Надежды Витальской, адаптированная к современности «Олеся» Куприна, где по сюжету персонаж Ивана, московский повеса, встречает в лесу девушку, и эта встреча кардинально меняет его взгляды на жизнь. На съемках актеру довелось поработать с дикими зверями, а также искупаться в ледяной воде.

В «Источнике» Иван Янковский сыграл главную роль

Масштабной картиной стал фэнтезийный триллер «Ночные стражи», в котором молодому Янковскому выпала роль юноши, внезапно узнающего, что в повседневной жизни он каждый день встречался с вампирами, оборотнями и другой нечистью. А вскоре он сам присоединился к отряду, отстреливающему охотящихся на людей потусторонних «нелегалов». Вместе с Иваном в фильме снялись Любовь Аксенова и Леонид Ярмольник.

Следующим амбициозным проектом для молодого актера стал интригующий фильм Павла Лунгина под названием «Дама Пик», где младшему Янковскому довелось поработать с Ксенией Раппопорт. Она играла оперную диву Софию Майер, а он – молодого певца Андрея, готового на все ради выгодной роли. Во время съемок актеру пришлось раздеться в кадре ради постельной сцены, вплотную заняться хореографией в театре и даже поправить свою дикцию.

Ради роли Германа герой Ивана Янковского был готов на все

Но, по-видимому, фантастические сюжеты пока что больше привлекают Ивана, поскольку после «Дамы Пик», он появился в антиутопии «Икария», генеральным продюсером которой выступил народный артист Евгений Миронов. Действие ленты происходит в недалеком будущем: ученые вплотную подошли к разгадке бессмертия, и группа подростков попадает в смертельно опасный эксперимент в формате реалити-шоу.

Иван Янковский на съемках «Икарии»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]