Детство мэтра
По советским меркам был обладателем просто идеальной анкеты Иван Пырьев. Биография этого известного деятеля культуры соответствовала всем требованиям того времени: он был родом из небольшого алтайского города Камня-на-Оби, из простой крестьянской семьи и всего добился сам.
Когда мальчику было три года, его отец умер, и Ванюшу к себе взял дед по материнской линии Осип Комогоров. Несмотря на солидный возраст, старик смог заменить ребенку отца, воспитав в нем твердый напористый характер и колоссальную трудоспособность, которая очень помогла Пырьеву в будущем.
Смерть
В последние годы жизни режиссер работал буквально на износ. Смерть Ивана Пырьева настигла 7 февраля 1968 года, когда он вернулся со съемок картины «Братья Карамазовы». Умер Иван Александрович во сне от очередного сердечного приступа. Последовавшее вскрытие показало, что мужчина перенес за последнее время шесть инфарктов, причем все шесть – на ногах, не прекращая работы над фильмом. Похоронили Пырьева на Новодевичьем кладбище.
Бюст режиссёра в городе Камень-на-Оби, Алтайский край | Википедия
Его именем назвали одну из улиц в Москве, а на доме режиссера на Смоленской улице установили мемориальную доску. Но основную дань уважения этому прославленному человеку оказали на его родине, в городе Камень-на-Оби. Там есть и улицы Пырьева, и мемориальная доска, кроме того, кинотеатр «Звезда» носит его имя, а также на набережной реки жители города установили бюст великого земляка.
Участие в Первой мировой и Гражданской
Когда началась Первая мировая, Иван Пырьев был тринадцатилетним подростком, который с юношеской горячностью мечтал проявить себя в ратном деле. Поэтому через год он сбежал из дому и, сев на первый попавшийся военный поезд, отправился на фронт.
Несмотря на юный возраст, Пырьев смог проявить себя и заслужить два Георгиевских креста.
Революция и события 1917-1918 гг. застали юношу в госпитале, где он лечился от тифа. Придя в форму и оценив сложившуюся политическую обстановку, решил стать красноармейцем Иван Пырьев. Биография его в этот момент кардинально изменилась: влившись в ряды строителей нового мира (коими считали себя коммунисты), никому не известный паренек с Алтая получил шанс стать одним из известнейших людей своего времени.
Обладая звучным голосом и неплохим ораторским талантом, будущий режиссер быстро дослужился до должности агитатора в политотделе.
Иван Пырьев и Лионелла Пырьева: личная жизнь и творчество в 50х -60х годах
Уйдя с головой в работу, он с успехом снимает экранизацию романа Достоевского «Идиот». Однако следующая его работа по роману того же Достоевского «Белые ночи» потерпела неудачу.
В течение последнего творческого периода он в основном занимался общественной деятельностью. Пырьев был избран в депутаты в Верховного Совета СССР, позже работал на должности заместителя председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР. Также был художественным руководителем «Мосфильма» и даже его директором.
Позже он женился на актрисе, которая стала его последней супругой. Это Лионелла Скирда. Иван Пырьев и его женщины были особой темой в разговорах столичной богемы. Лионелла была младше мужа на 37 лет. К тому же, как утверждали приближенные к Пырьеву люди, он так и не разлюбил отвергнувшую его Людмилу Марченко. Режиссер находился в состоянии депрессии, чем и воспользовалась юная Лионелла.
Актерская карьера Пырьева
Еще в бытность работы агитатором Пырьев Иван Александрович успел ощутить, какое огромное влияние на сознание людей оказывает театральное искусство и кино. Поэтому когда в начале 20-х годов ситуация в стране нормализовалась, юноша решил сам стать актером. Поначалу он обучался этой профессии в театральной студии при Губпрофсовете. Здесь судьба свела его с Григорием Александровым.
Чуть позже, играя в профессиональной драматической труппе в Екатеринбурге, начинающий актер познакомился с артистами МХАТа, приехавшими туда на гастроли. Он настолько был очарован их мастерством, что решил отправиться покорять столицу. Собрав свои вещи, Пырьев вместе с Александровым уехал в Москву.
Талантливому юноше с напористым характером вскоре удалось получить работу в Первом рабочем театре Пролеткульта. Здесь ему посчастливилось играть в постановках у таких гениев, как С. Эйзенштейн и В. Мейерхольд.
В 1923 г. Иван Пырьев закончил актерское отделение ГЭКТЕМАСа, однако вслед за Григорием Александровым заинтересовался режиссурой.
Юность
В 1915 году Иван Пырьев вместе с одним из воинских эшелонов отправился на фронт. Воевал в 32-м Сибирском полку, был два раза ранен. За боевые заслуги получил в награду Георгиевские кресты 3-й и 4-й степеней.
В мае 1918 года он тяжело заболел тифом. Но молодой сильный организм быстро справился с недугом. И сразу после выздоровления он записался в ряды Красной армии и в партию Большевиков. Его стремление добиться успеха позволило ему из рядового красноармейца дослужиться сначала до политрука, а затем до агитатора. Именно тогда Пырьев начал учебу в театральной студии Губпрофсовета. Там произошла его судьбоносная встреча с Григорием Александровым, который во многом повлиял на профессиональную судьбу Пырьева.
Иван активно принимал участие в организации Уральского Пролеткульта. В городе Екатеринбурге он, взяв сценический псевдоним Алтайский, некоторое время был членом профессиональной драматической труппы. А летом 1921 года в Екатеринбурге гастролировала Третья студия МХАТ. Григорий Александров и Иван Пырьев были настолько восхищены и поражены их деятельностью, что вскоре решили отправиться в Москву.
Первые режиссерские работы
Закончив режиссерское отделение ГЭКТЕМАСа в 1925 г., Пырьев поначалу трудился в качестве помощника режиссера, однако, «набив руку», вскоре и сам сел в режиссерское кресло.
Первой работой маэстро стала «Посторонняя женщина», однако она ничем не отличилась.
На следующий год Пырьев Иван Александрович решил попробовать себя в сатирическом жанре и снял ленту «Государственный чиновник». Однако кинокартина, критикующая чиновников, была объявлена вредительской. Чтобы не потерять работу, режиссеру пришлось изменить ее до неузнаваемости – в результате зрители отнеслись к ленте прохладно. Неудачи в карьере не переставали преследовать и в работе над следующим проектом, с которого его попросту сняли.
Несмотря на невзгоды в профессии, в личной жизни у Пырьева все шло благополучно. Вначале 30-х он познакомился с молодой актрисой — Адой Войцик, на которой вскоре женился. В 1931 г. у молодоженов родился сын Эрик, в котором отец души не чаял.
Работая над картиной «Конвейер смерти», режиссер пригласил на главную роль свою супругу. Несмотря на то что лента впоследствии долго лежала на полке, а когда вышла на экраны, уже утратила актуальность, она стала первой работой режиссера, которую можно считать более-менее удачной.
В 1936 г. Иван Пырьев снимает приключенческую кинокартину «Партийный билет». В ней он снова берет на главную роль ударницы Анны Куликовой свою жену.
Это опыт совместной работы дал начало традиции, согласной которой во всех картинах Иван Пырьев и его женщины всегда работали вместе. Более того, в актерской среде ходили шутки, что по кинофильмам этого режиссера можно узнать, в кого он был влюблен в той или иной момент своей жизни.
Что касается «Партийного билета», то, несмотря на враждебное отношение к нему руководства «Мосфильма», Иосиф Сталин остался от ленты в восторге, и она тотчас же была выпущена в прокат.
А между тем над судьбой самого режиссера сгущались тучи. Вскоре он был уволен с «Мосфильма».
Фильмография
Актёр
- 1923 — Дневник Глумова (короткометражный)
Режиссёр
- 1929 — Посторонняя женщина
- 1930 — Государственный чиновник
- 1931 — Деревня последняя (отстранён от работы)
- 1933 — Конвейер смерти («Товар площадей»)
- 1936 — Партийный билет
- 1937 — Богатая невеста
- 1939 — Трактористы
- 1940 — Любимая девушка
- 1941 — Свинарка и пастух
- 1942 — Секретарь райкома
- 1944 — В 6 часов вечера после войны
- 1947 — Сказание о земле Сибирской
- 1949 — Кубанские казаки
- 1951 — Мы за мир (с Йорисом Ивенсом)
- 1954 — Испытание верности
- 1958 — Идиот
- 1959 — Белые ночи
- 1962 — Наш общий друг
- 1964 — Свет далёкой звезды
- 1968 — Братья Карамазовы
Сценарист
- 1928 — Оторванные рукава (с Борисом Юрцевым)
- 1931 — Деревня последняя
- 1959 — Белые ночи
- 1962 — Наш общий друг (совместно с Владленом Логиновым)
- 1968 — Братья Карамазовы
Художественный руководитель
- 1960 — Совершенно серьёзно (киноальманах)
Марина Ладынина – муза Ивана Пырьева
Проблемы с работой очень сказывались на состоянии великого режиссера, он нервничал и срывался на супруге, из-за чего личная жизнь Ивана Пырьева превратилась в ад.
Внезапно судьба предоставила ему возможность сменить обстановку и отдохнуть от навалившихся проблем: киевская киностудия «Украинфильм» пригласила Пырьева снять у них музыкальную комедию «Богатая невеста».
Несмотря на то что режиссер никогда ранее не снимал лент подобного жанра, он решил попробовать. Тем более что Григорий Александров к тому времени уже был признанным мэтром советской музыкальной комедии, и Пырьеву хотелось доказать, что он не хуже.
На главную роль в проекте решил пригласить Марину Ладынину Иван Пырьев. Фильмы с этой молодой и неизвестной актрисой, которые вышли ранее, не помогли ей прославиться. Однако у великого режиссера было особое чутье на таланты, и он видел, что из девушки получится великолепная актриса, тем более что в свое время сам Станиславский называл Марину будущим советского кино. Кроме всего этого, у мэтра была еще одна причина пригласить обаятельную хохотушку на главную роль – он был влюблен в нее.
Роман Ладыниной и Пырьева стремительно развивался во время съемок «Богатой невесты». Несмотря на то что режиссер души не чаял в актрисе и способен был на любые безумства ради нее, на съемочной площадке к ней он был строг, а иногда и беспощаден.
После завершения съемок влюбленные вынуждены были расстаться. Несмотря на глубокие чувства к Ладыниной, Иван Пырьев не мог уйти из семьи из-за сына Эрика, которого очень любил. Поняв, что, кроме роли любовницы, другой перспективы в отношениях с великим режиссером для нее нет, актриса сама порвала с любимым, хотя была беременной от него.
«Богатая невеста» стала настоящим событием в кино 30-х годов. Она помогла режиссеру обрести желанное признание. Помимо этого, Пырьев осознал, что музыкальные комедии о жизни простых советских людей – это то, в чем нуждался в то время зритель. Поэтому он сделал этот жанр своим амплуа – и не прогадал.
Жена не стерпела измен
Режиссер Иван Пырьев. Фото: Wikipedia
«Кубанские казаки», «Трактористы», «Свинарка и пастух» - своими работами режиссер Иван Пырьев выбил себе имя в граните советского кинематографа. Потому и получил шесть Сталинских премий, был назначен руководителем «Мосфильма». Власть, признание, безусловный авторитет и красивейшие актрисы рядом - и это в послевоенные 50-е, когда вокруг руины, как тут устоять перед искушением? Искуситель, соблазнитель, каратель, создатель черных списков!
А начиналось все с Фроси Бурлаковой - прекрасной актрисы Екатерины Савиновой, будущей звезды картины «Приходите завтра». Якобы именно Пырьев заприметил студентку ВГИКа и позвал наивную, но замужнюю 22-летнюю девушку с Алтая на роль в «Кубанских казаках». И все у Савиновой шло идеально: дебют у Пырьева, одновременно приглашение во МХАТ, все дороги открыты. Но вдруг как отрезало. 13 лет без большой роли, крохотные эпизоды без упоминания в титрах.
Актриса Екатерина Савинова. Кадр из фильма «Приходите завтра»
Муж Савиновой, режиссер Евгений Ташков, снявший «Приходите завтра», уверен: это все из-за того, что она отказала Пырьеву. Да еще залепила пощечину на съемках «Кубанских казаков», в которых играла на тот момент жена распутника Марина Ладынина. Именно этот от ворот поворот якобы и стал роковым. Невостребованность погубила Екатерину - в 43 года она покончила с собой.
С белокурой Мариной Ладыниной, которая сыграла в «Кубанских казаках» вместе с Екатериной Савиновой, Пырьев познакомился в 1936 году, когда был женат на другой актрисе, звезде 20 - 30-х Аде Войцик. Роман был скрыт от широкой публики, а когда Ладынина родила режиссеру сына Андрея, он развелся и создал с ней новую семью. Актриса блистала во всех картинах Пырьева - «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки» и еще шести, стала народной артисткой СССР, получила пять Сталинских премий. Но чем ближе Ладынина узнавала мужа, тем больше слухи о любвеобильности режиссера окутывали их дом. В 1953 году во время съемок фильма «Испытание верности» вышел приказ Госкино с запретом снимать собственных жен - главную роль утвержденной Ладыниной Пырьев отбить смог, а вот испытания верности не прошел. Вышло забавно: только в 1955 году Ладынина и Пырьев официально оформили брак, через год отметили 20-летие отношений, а вскоре развелись через суд.
Марина Ладынина. Кадр из фильма «Кубанские казаки»
Нет никаких документальных подтверждений легенды о черном списке Пырьева, но с Ладыниной было ровно так же, как и с предыдущими женщинами главы «Мосфильма»: ее перестали снимать. Хотя сама актриса объясняла, что возраст уже не позволял, а играть старух не было желания. Говорят, она любила его до конца.
Кинофильм 1939 г. «Трактористы»
Иван Пырьев тяжело переживал разрыв с Мариной Ладыниной и ее отъезд. В 1938 г. она родила сына Андрея и добилась своего перевода в Одессу. Великий режиссер приезжал к ней увидеться, однако красавица не желала его видеть.
Тем временем Пырьеву предложили стать режиссером музыкальной комедии «Трактористы». Он с удовольствием согласился, при этом настоял, чтобы именно Ладынина сыграла главную роль в новом проекте. Вернув актрису в Москву под предлогом съемок, он решил не терять ее больше. Поэтому подал на развод с Адой и вскоре женился на своей новой музе.
Едва выйдя на экраны, «Трактористы» стали любим кинофильмом миллионов телезрителей. А Ладынина и Пырьев были награждены Сталинской премией. Примечательно, что впервые за историю этой награды она была присуждена за комедию.
Клара Румянова
По воспоминаниям актрисы, Пырьев предложил 23-летней Румяновой роль в «Испытании верности», от которой та отказалась. Это было неслыханной дерзостью, поэтому режиссер употребил все свое влияние, чтобы девушку не снимали.
С точностью 100 процентов обученные собаки стали определять зараженных Ковид-19
Ксения Каталымова рассказала, что»Мир, дружба, жвачка»- особенный для нее сериал
Есть ли шанс на возвращение? Кажется, жизнь в Лос-Анджелесе не для Меган и Гарри
Он ушел из жизни в 1968-м, и лишь в конце 60-х фортуна повернулась к Румяновой лицом. Благодаря своему уникальному тембру она добилась выдающихся успехов в озвучивании мультфильмов.
Кинокартины военного времени
Найдя свой жанр, а также музу, практически каждый год начал снимать искрометные комедии Иван Пырьев. Фильмы эти заставляли смеяться миллионы советских граждан. Кроме того, большая часть из них были награждены Сталинскими премиями, что свидетельствовало об особой любви вождя к Пырьеву.
Несмотря на то что третья совместная картина супругов «Любимая девушка» не была осыпана наградами, она все равно заслужила зрительскую любовь.
Великая Отечественная война застала звездную чету за работой над фильмом «Свинарка и пастух». Как только объявили мобилизацию, Пырьев свернул съемки и отправился на фронт в качестве добровольца, благо болевой опыт у него был. Однако Сталин приказал вернуть сорокалетнего режиссера в тыл вместе со всей съемочной группой. Ивану Пырьеву было велено завершить съемки.
Несмотря на непростое время, «Свинарка и пастух» была принята зрителями на ура. Она напоминала им о безмятежной мирной жизни и внушала надежду на ее возвращение. Вскоре после окончания съемок звездная чета была эвакуирована из Москвы.
В эвакуации Пырьеву поручили завершить съемки кинокартины «Секретарь райкома» о борьбе советского народа с оккупантами. Хотя эта лента и принесла ему очередную Сталинскую премию, она не считается особо выдающейся работой режиссера. Главную роль, по традиции, сыграла Марина Ладынина.
В переломный 1944 г. режиссер снял картину «В 6 часов вечера после войны».
И хотя она вышла в прокат почти за год до победы, оптимистический ее настой передался миллионам зрителей по всей стране. Интересно, что поначалу Пырьев не хотел поручать главную роль Вари Пенковой своей жене, поскольку полагал, что это не ее типаж, однако Ладынина, давно мечтавшая сыграть драматическую роль, настояла. В результате оба были снова награждены «сталинским Оскаром».
Биография[ | ]
Ранние годы[ | ]
Иван Пырьев родился в селе Камень Барнаульского уезда Томской губернии (ныне город Камень-на-Оби, Алтайский край) в крестьянской семье. В 1904 году отец был убит в драке, мать отправилась в город на заработки, и Иван воспитывался в большой семье деда-старообрядца Осипа Комогорова. С восьми лет помогал по хозяйству, был пастухом, учился в церковно-приходской школе[2].
В 11 лет переехал в Мариинск к матери, но после ссоры с отчимом ушёл из дома. Скитался, подрабатывал поварёнком, помощником в колбасной лавке, торговцем папиросами в поездах, продавал газеты.
В конце 1915 года сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Воевал, был дважды ранен, награждён Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степеней. В мае 1918 года заболел тифом. После выздоровления записался в ряды Красной армии. Служил рядовым красноармейцем, затем политруком, в 1920 году был направлен в Екатеринбург агитатором в политотдел 4-й железнодорожной бригады[3].
Актёр[ | ]
Параллельно учился в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием Александровым. Стал одним из организаторов Уральского Пролеткульта.
В Екатеринбурге три месяца играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе под псевдонимом Алтайский
. В конце лета 1921 года в город приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву.
С 1921 года Пырьев служил актёром 1-го Рабочего театра Пролеткульта, где его учителями были Михаил Чехов и Сергей Эйзенштейн, но из-за разногласий по поводу постановки «На всякого мудреца довольно простоты» он покинул театр и некоторое время самостоятельно ставил спектакли в клубах, пока его не пригласил к себе Всеволод Мейерхольд[2].
В 1923 году окончил актёрское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГЭКТЕМАС) Мейерхольда, учился там же на режиссёрском отделении[1]. До 1925 года играл в Театре Мейерхольда, где, в частности, исполнил роль Алексиса Буланова в «Лесе», затем покинул и его[2].
Режиссёр[ | ]
Иван Пырьев, 1947
В 1925 году начал свою деятельность в кинематографе, впоследствии став крупнейшим советским комедиографом. Работал ассистентом и помощником режиссёров Юрия Тарича и Евгения Иванова-Баркова на киностудиях «Госкино», «Пролеткино» и «Союзкино»[2].
В 1929 году поставил свою первую сатирическую ленту «Посторонняя женщина» по сценарию Николая Эрдмана и Анатолия Мариенгофа. За ней последовал «Государственный чиновник», который сразу лёг «на полку», и Пырьеву пришлось перемонтировать его с ущербом для содержания.
Антифашистский фильм «Конвейер смерти» (1933) стал первой звуковой картиной «Мосфильма» и позволил Пырьеву приступить к подготовке масштабной экранизации «Мёртвых душ»: к сценарию был привлечён Михаил Булгаков, музыку должен был писать Дмитрий Шостакович, декорациями занимался Николай Акимов, а роль Плюшкина согласился исполнить Всеволод Мейерхольд. Однако после того как в 1936 году в газете «Правда» была опубликована известная статья «Сумбур вместо музыки», задумку пришлось оставить[2].
В 1936 году снял фильм «Партийный билет», где прообразом главного антигероя послужил поэт Павел Васильев. Несмотря на успех картины, руководство киностудии подвергло её критике, Пырьева на два года отстранили от работы, уволили, после чего он был вынужден перейти на Киевскую киностудию, что положило начало новому периоду в его творчестве[2].
Всенародную популярность снискали его музыкальные комедии «Богатая невеста» (1937), «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «Кубанские казаки» (1949), романтические музыкальные фильмы «В 6 часов вечера после войны» (1944) и «Сказание о земле Сибирской» (1947). Во всех этих фильмах главные роли исполнила его жена, актриса Марина Ладынина.
В последние месяцы Великой Отечественной войны выезжал на 2-й Украинский фронт для проведения документально-хроникальных съёмок и принимал участие в подготовке фильма о штурме Берлина[2].
В 1950—1960 годах отошёл от комедии, увлёкшись экранизациями произведений Фёдора Достоевского: «Идиот» (1958), «Белые ночи» (1959), «Братья Карамазовы» (1968). «Идиот» был признан лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран», как и «Братья Карамазовы», во время съёмок которых Пырьев скончался, и завершали картину исполнители главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов[4].
Общественная деятельность[ | ]
В 1946 году Пырьев стал первым за долгое время главным редактором журнала «Искусство кино», который не издавался с начала войны. Его стараниями журнал быстро возродился; по воспоминаниям Ростислава Юреньева, из-за нехватки кадров они вынуждены были публиковать статьи под множеством псевдонимов[5]. Вскоре началась кампания борьбы с космополитизмом, но из-за благожелательных рецензий на фильмы Эйзенштейна, Козинцева и других Пырьев в 1948 году был смещён с поста в связи с «утратой бдительности»[5].
В 1954—1957 годах был директором «Мосфильма», затем руководил творческим объединением «Луч» там же[1]. Пырьев начал масштабную перестройку кинопроизводства студии, в короткие сроки сумел «многократно увеличить её производственные мощности, решить проблему звука, произвести полное техническое переоснащение всей производственной цепочки, в том числе подготовить студию к полному переходу на производство цветных фильмов»[2].
В 1956 году выступил инициатором создания Высших режиссёрских курсов при «Мосфильме», которыми руководил с 1957 по 1965 год[1].
Пырьев также активно опекал начинающих талантливых режиссёров, в том числе помогая пройти цензуру; именно он вызвал на «Мосфильм» Григория Чухрая, Александра Алова и Владимира Наумова со студии Довженко[6]. Он же практически силой заставил документалиста Эльдара Рязанова взяться за постановку музыкальной комедии «Карнавальная ночь», несмотря на всё упорство, что положило начало его карьере[7]. По совету и протекции Пырьева Леонид Гайдай снял историко-революционную драму «Трижды воскресший», которая помогла ему вернуться в кино после «опальной» комедии «Жених с того света», а затем громко заявить о себе в киноальманахе «Совершенно серьёзно» (1961), также созданном под руководством Пырьева[8].
После долгих попыток сумел добиться организации Союза кинематографистов СССР вместе с Александром Згуриди, который, будучи профессиональным юристом, помог обосновать его экономическую независимость от государства[9]. Руководил СК вплоть до 1960 года.
Депутат Верховного Совета СССР 3-го созыва, член КПСС с 1956 года[1].
Скандалы и слухи[ | ]
Памятник на Новодевичьем кладбище Москвы
Существует версия, что Пырьев разрушал жизни молодых актрис, отказавших ему в притязаниях, из мести запрещая студиям их снимать. Одной из жертв так называемого «чёрного списка» считается Екатерина Савинова, снимавшаяся в «Кубанских казаках»: во время якобы деловой встречи она дала Пырьеву пощёчину в ответ на попытку ухаживать за ней. Из-за этого и другие режиссёры, такие как Всеволод Пудовкин и Григорий Чухрай, приглашая Савинову на пробы, в итоге отказывали ей, и актриса заработала нервный срыв[10]. Её муж Евгений Ташков подтверждал в интервью, что из-за некоего влиятельного режиссёра (его он не хотел называть по имени) Савинова долго жила без больших ролей, но при этом отрицал слухи о том, что это стало причиной смерти актрисы (причиной послужила психическая болезнь, развившаяся на фоне осложнений от бруцеллёза)[11]. Кроме Савиновой в «список» часто заносят Клару Румянову[12], Людмилу Марченко и её друзей — актёров Владимира Гусева и Аллу Будницкую[13], а также ряд других актрис.
Как писал режиссёр Георгий Натансон, «О Пырьеве шли слухи, что он хулиган, матерщинник и даже антисемит. Но в реальности это не подтвердилось. Его друзьями были Михаил Ромм, Сергей Юткевич, Александр Столпер, Леонид Луков…»[14].
Смерть[ | ]
7 февраля 1968 года, вернувшись со съёмок «Братьев Карамазовых», скончался во сне. Медицинское освидетельствование установило шесть инфарктов, перенесённых «на ногах» во время работы[4]. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (7 участок).
На VI Московском международном кинофестивале (1969) Пырьеву посмертно присудили специальный приз жюри за выдающийся вклад в киноискусство[1].
«Сказание о земле Сибирской» и «Кубанские казаки» — две последние комедии Пырьева
После победы и возвращения в столицу СССР режиссер активно включился в работу.
В следующие годы выходят еще две его известные картины – «Сказание о земле Сибирской» и «Кубанские казаки». Эти работы снова принесли Ладыниной и Пырьеву сталинские награды, но они и стали последними комедиями в творчестве великого режиссера.
Дело в том, что, будучи любимцем Сталина, после смерти вождя и развенчание культа его личности Хрущевым Иван Пырьев оказался в опале. Его отстранили от режиссерской работы и «сослали» на «Мосфильм».
Фильмография[ | ]
Режиссёр[ | ]
- 1929 — Посторонняя женщина
- 1930 — Государственный чиновник
- 1931 — Понятая ошибка (отстранён от работы)
- 1933 — Конвейер смерти
- 1936 — Партийный билет
- 1937 — Богатая невеста
- 1939 — Трактористы
- 1940 — Любимая девушка
- 1941 — Свинарка и пастух
- 1942 — Секретарь райкома
- 1944 — В 6 часов вечера после войны
- 1947 — Сказание о земле Сибирской
- 1949 — Кубанские казаки
- 1951 — Мы за мир (документальный) (совм. с Й. Ивенсом)
- 1951 — Песня молодости (документальный) (совм. с Д. Васильевым)
- 1954 — Испытание верности
- 1958 — Идиот
- 1959 — Белые ночи
- 1961 — Наш общий друг
- 1964 — Свет далёкой звезды
- 1968 — Братья Карамазовы
Сценарист[ | ]
- 1928 — Оторванные рукава (совм. с Б. Юрцевым)
- 1928 — Переполох (совм. с А. Аравским)
- 1928 — Третья молодость (совм. с А. Аравским)
- 1930 — Будьте такими (совм. с Л. Соловьёвым)
- 1931 — Понятая ошибка (совм. с П. Ильиным)
- 1931 — Токарь Алексеев
- 1933 — Конвейер смерти (совм. с В. Гусевым и М. Роммом
- 1951 — Мы за мир (документальный) (совм. с А. Фроловым)
- 1954 — Испытание верности (совм. с П. Туром и Л. Туром)
- 1958 — Идиот
- 1959 — Белые ночи
- 1962 — Наш общий друг (совм. с В. Логиновым)
- 1964 — Свет далёкой звезды
- 1968 — Братья Карамазовы
Актёр[ | ]
- 1923 — Дневник Глумова (короткометражный) — клоун-фашист
Художественный руководитель[ | ]
- 1961 — Совершенно серьёзно (киноальманах)
Архивные кадры[ | ]
- 1978 — Иван Пырьев (документальный)
- 2006 — Иван Пырьев (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- 2006 — Три с половиной жизни Ивана Пырьева (документальный)
- 2007 — 50-е: Иван Пырьев. Иван-строитель (из документального цикла «История киноначальников, или Строители и перестройщики»)
- 2007 — Марина Ладынина. От страсти до ненависти (документальный)
- 2010 — Клара Лучко. Поздняя любовь (документальный)
- 2018 — Список Пырьева (документальный); ТВЦ
Бюст Пырьева, установленный в Камне-на-Оби
- Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942)
- Народный артист СССР (1948)
- Сталинская премия первой степени (1941) — за фильм «Трактористы» (1939)
- Сталинская премия второй степени (1942) — за фильм «Свинарка и пастух» (1941)
- Сталинская премия второй степени (1943) — за фильм «Секретарь райкома» (1942)
- Сталинская премия второй степени (1946) — за фильм «В шесть часов вечера после войны» (1944)
- Сталинская премия первой степени (1948) — за фильм «Сказание о земле Сибирской»
- Сталинская премия второй степени (1951) — за фильм «Кубанские казаки» (1949)
- Георгиевский крест 3-й степени
- Георгиевский крест 4-й степени
- Три ордена Ленина (1938, 1948, ?)
- Четыре ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1950, 1951, 1961)[15]
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
- Международная премия мира (1952) — за документальный фильм «Мы за мир» (1951)
- МКФ в Марианске-Лазне (Премия Труда и Премия за лучший цветной фильм, фильм «Сказание о земле Сибирской», 1948)
- МКФ трудящихся в ЧССР (Главная премия, фильм «Сказание о земле Сибирской», 1948)
- МКФ в Карловых Варах (Премия Труда, фильм «Кубанские казаки», 1950)
- ВКФ в Киеве (Вторая премия, фильм «Идиот», 1959)
- МКФ в Лондоне (Диплом, фильм «Белые ночи», 1959)
- МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Белые ночи», 1959)
- МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Идиот», 1959)
- МКФ в Москве (Специальный приз (посмертно), за выдающиеся заслуги в развитии киноискусства, 1969)[16]
Во главе «Мосфильма»
В 1954 г. великий режиссер стал директором главной киностудии СССР. Неожиданно для многих, а в первую очередь для себя самого, он обнаружил в себе недюжинный административный талант.
До Пырьева на киностудии в год снималось около десятка кинокартин, теперь же их число приблизилось к сотне. Новый директор взял курс на превращение «Мосфильма» в советский Голливуд. Он строил новые павильоны, закупал современное оборудование и декорации. Помимо этого, хорошо разбираясь в людях, Иван Пырьев собирал со всего СССР талантливых сценаристов, гримеров, декораторов, операторов, режиссеров и актеров.
Чтобы укрепить свою власть, в 1956 г. Пырьев вступил в партию и вскоре стал выступать за создание Союза кинематографистов, который смог бы объединить всех работников этой индустрии в СССР. Хрущев отнесся к этой идее негативно. Тогда маэстро выждал, когда тот уедет в командировку из страны, и добился одобрения своего проекта заместителями Никиты Сергеевича. Так был основан Союз кинематографистов, который возглавил сам Иван Пырьев.
Однако на этом посту он пробыл недолго, потому что из-за его авторитарной манеры управления многие деятели искусства добивались его отставки. И преуспели в этом.
Биография
Ранние годы
Иван Пырьев родился в селе Камень Барнаульского уезда Томской губернии (ныне город Камень-на-Оби, Алтайский край) в крестьянской семье. В 1904 году отец был убит в драке, мать отправилась в город на заработки, и Иван воспитывался в большой семье деда-старообрядца Осипа Комогорова. С восьми лет помогал по хозяйству, был пастухом, учился в церковно-приходской школе[2].
В 11 лет переехал в Мариинск к матери, но после ссоры с отчимом ушёл из дома. Скитался, подрабатывал поварёнком, помощником в колбасной лавке, торговцем папиросами в поездах, продавал газеты.
В конце 1915 года сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Воевал, был дважды ранен, награждён Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степеней. В мае 1918 года заболел тифом. После выздоровления записался в ряды Красной армии. Служил рядовым красноармейцем, затем политруком, в 1920 году был направлен в Екатеринбург агитатором в политотдел 4-й железнодорожной бригады[3].
Актёр
Параллельно учился в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием Александровым. Стал одним из организаторов Уральского Пролеткульта.
В Екатеринбурге три месяца играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе под псевдонимом Алтайский
. В конце лета 1921 года в город приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву.
С 1921 года Пырьев служил актёром 1-го Рабочего театра Пролеткульта, где его учителями были Михаил Чехов и Сергей Эйзенштейн, но из-за разногласий по поводу постановки «На всякого мудреца довольно простоты» он покинул театр и некоторое время самостоятельно ставил спектакли в клубах, пока его не пригласил к себе Всеволод Мейерхольд[2].
В 1923 году окончил актёрское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГЭКТЕМАС) Мейерхольда, учился там же на режиссёрском отделении[1]. До 1925 года играл в Театре Мейерхольда, где, в частности, исполнил роль Алексиса Буланова в «Лесе», затем покинул и его[2].
Режиссёр
Иван Пырьев, 1947
В 1925 году начал свою деятельность в кинематографе, впоследствии став крупнейшим советским комедиографом. Работал ассистентом и помощником режиссёров Юрия Тарича и Евгения Иванова-Баркова на киностудиях «Госкино», «Пролеткино» и «Союзкино»[2].
В 1929 году поставил свою первую сатирическую ленту «Посторонняя женщина» по сценарию Николая Эрдмана и Анатолия Мариенгофа. За ней последовал «Государственный чиновник», который сразу лёг «на полку», и Пырьеву пришлось перемонтировать его с ущербом для содержания.
Антифашистский фильм «Конвейер смерти» (1933) стал первой звуковой картиной «Мосфильма» и позволил Пырьеву приступить к подготовке масштабной экранизации «Мёртвых душ»: к сценарию был привлечён Михаил Булгаков, музыку должен был писать Дмитрий Шостакович, декорациями занимался Николай Акимов, а роль Плюшкина согласился исполнить Всеволод Мейерхольд. Однако после того как в 1936 году в газете «Правда» была опубликована известная статья «Сумбур вместо музыки», задумку пришлось оставить[2].
В 1936 году снял фильм «Партийный билет», где прообразом главного антигероя послужил поэт Павел Васильев. Несмотря на успех картины, руководство киностудии подвергло её критике, Пырьева на два года отстранили от работы, уволили, после чего он был вынужден перейти на Киевскую киностудию, что положило начало новому периоду в его творчестве[2].
Всенародную популярность снискали его музыкальные комедии «Богатая невеста» (1937), «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «Кубанские казаки» (1949), романтические музыкальные фильмы «В 6 часов вечера после войны» (1944) и «Сказание о земле Сибирской» (1947). Во всех этих фильмах главные роли исполнила его жена, актриса Марина Ладынина.
В последние месяцы Великой Отечественной войны выезжал на 2-й Украинский фронт для проведения документально-хроникальных съёмок и принимал участие в подготовке фильма о штурме Берлина[2].
В 1950—1960 годах отошёл от комедии, увлёкшись экранизациями произведений Фёдора Достоевского: «Идиот» (1958), «Белые ночи» (1959), «Братья Карамазовы» (1968). «Идиот» был признан лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран», как и «Братья Карамазовы», во время съёмок которых Пырьев скончался, и завершали картину исполнители главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов[4].
Общественная деятельность
В 1946 году Пырьев стал первым за долгое время главным редактором журнала «Искусство кино», который не издавался с начала войны. Его стараниями журнал быстро возродился; по воспоминаниям Ростислава Юреньева, из-за нехватки кадров они вынуждены были публиковать статьи под множеством псевдонимов[5]. Вскоре началась кампания борьбы с космополитизмом, но из-за благожелательных рецензий на фильмы Эйзенштейна, Козинцева и других Пырьев в 1948 году был смещён с поста в связи с «утратой бдительности»[5].
В 1954—1957 годах был директором «Мосфильма», затем руководил творческим объединением «Луч» там же[1]. Пырьев начал масштабную перестройку кинопроизводства студии, в короткие сроки сумел «многократно увеличить её производственные мощности, решить проблему звука, произвести полное техническое переоснащение всей производственной цепочки, в том числе подготовить студию к полному переходу на производство цветных фильмов»[2].
В 1956 году выступил инициатором создания Высших режиссёрских курсов при «Мосфильме», которыми руководил с 1957 по 1965 год[1].
Пырьев также активно опекал начинающих талантливых режиссёров, в том числе помогая пройти цензуру; именно он вызвал на «Мосфильм» Григория Чухрая, Александра Алова и Владимира Наумова со студии Довженко[6]. Он же практически силой заставил документалиста Эльдара Рязанова взяться за постановку музыкальной комедии «Карнавальная ночь», несмотря на всё упорство, что положило начало его карьере[7]. По совету и протекции Пырьева Леонид Гайдай снял историко-революционную драму «Трижды воскресший», которая помогла ему вернуться в кино после «опальной» комедии «Жених с того света», а затем громко заявить о себе в киноальманахе «Совершенно серьёзно» (1961), также созданном под руководством Пырьева[8].
После долгих попыток сумел добиться организации Союза кинематографистов СССР вместе с Александром Згуриди, который, будучи профессиональным юристом, помог обосновать его экономическую независимость от государства[9]. Руководил СК вплоть до 1960 года.
Депутат Верховного Совета СССР 3-го созыва, член КПСС с 1956 года[1].
Скандалы и слухи
Памятник на Новодевичьем кладбище Москвы
Существует версия, что Пырьев разрушал жизни молодых актрис, отказавших ему в притязаниях, из мести запрещая студиям их снимать. Одной из жертв так называемого «чёрного списка» считается Екатерина Савинова, снимавшаяся в «Кубанских казаках»: во время якобы деловой встречи она дала Пырьеву пощёчину в ответ на попытку ухаживать за ней. Из-за этого и другие режиссёры, такие как Всеволод Пудовкин и Григорий Чухрай, приглашая Савинову на пробы, в итоге отказывали ей, и актриса заработала нервный срыв[10]. Её муж Евгений Ташков подтверждал в интервью, что из-за некоего влиятельного режиссёра (его он не хотел называть по имени) Савинова долго жила без больших ролей, но при этом отрицал слухи о том, что это стало причиной смерти актрисы (причиной послужила психическая болезнь, развившаяся на фоне осложнений от бруцеллёза)[11]. Кроме Савиновой в «список» часто заносят Клару Румянову[12], Людмилу Марченко и её друзей — актёров Владимира Гусева и Аллу Будницкую[13], а также ряд других актрис.
Как писал режиссёр Георгий Натансон, «О Пырьеве шли слухи, что он хулиган, матерщинник и даже антисемит. Но в реальности это не подтвердилось. Его друзьями были Михаил Ромм, Сергей Юткевич, Александр Столпер, Леонид Луков…»[14].
Смерть
7 февраля 1968 года, вернувшись со съёмок «Братьев Карамазовых», скончался во сне. Медицинское освидетельствование установило шесть инфарктов, перенесённых «на ногах» во время работы[4]. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (7 участок).
На VI Московском международном кинофестивале (1969) Пырьеву посмертно присудили специальный приз жюри за выдающийся вклад в киноискусство[1].
Новая муза Пырьева — Людмила Марченко
Тем временем к уже немолодому мэтру советского кино пришла новая любовь. Ей стала юная актриса Людмила Марченко.
Марина Ладынина старела и уже не могла играть главных героинь в кинолентах своего супруга. Когда Пырьев задумал экранизировать «Идиота» Достоевского, его жена стала проситься на роль Настасьи Филипповны. Но Пырьев резко отказал и снял в этой роли Юлию Борисову. Из-за этой обиды отношения между супругами стали напряженными. Когда до Ладыниной дошли сплетни об увлечении мужа молодой актрисой, семейная жизнь звездной четы превратилась в кошмар.
А меж тем новая муза режиссера, получившая главную роль в его ленте «Белые ночи», не спешила отвечать ему взаимностью. Несмотря на ухаживания и роскошные подарки, девушка напрочь отказалась выходить замуж за всесильного Пырьева, хотя от одного его слова зависела вся ее будущая карьера.
На протяжении нескольких лет Иван Александрович не оставлял строптивую красотку в покое. Узнав, что она выходит замуж, он даже учинил разгром в ее квартире. Но все это оказалось бесполезным, и постепенно Пырьев охладел к Марченко.
Однако отношения с Ладыниной были безнадежно испорчены, и вскоре звездная пара подала на развод. Кто был инициатором этого – никто точно не знает. Однако говорили, что Марина Ладынина в порыве ревности хотела написать донос на мужа, но передумала. Этого супруг ей не простил и развелся, забрав их общего сына к себе. Другие знакомые настаивают, что после отказа Марченко Пырьев хотел помириться с женой, но та не простила его и подала на развод.
После расставания бывшие супруги более никогда не виделись. Ходили слухи, что Иван Александрович запретил снимать в кино Ладынину. Но многие сомневаются в этом, поскольку после разрыва актриса долгое время работала в Театре-студии киноактёра и ездила с концертами по стране. Помимо того, в 1963 г. старший сын режиссера Эрик Пырьев снял ее в своем документальном кинофильме «Мелодии Дунаевского».
Режиссер-неудачник
Неказистый, худосочный и не очень-то привлекательный. Режиссер, снявший несколько фильмов, о которых мало кто знает. Таким был Пырьев в 1934-м. Что привлекло ее в нем? Много лет спустя Ладынина скажет о молодой актрисе Людмиле Марченко так:
Мне ее жаль, я знаю, каким он может быть обаятельным, как он умеет влюблять в себя
Заметим, она это сказала о девушке, которая, можно сказать, увела у нее мужа.
В 1935 в жизни Марины Ладыниной тоже наблюдалась не самая светлая полоса. За связь с иностранцем, по уши влюбленным в нее, актрису несколько раз вызывали на Лубянку, а после уволили из театра. Дабы прокормить себя, она стирала коллегам белье.
Итак. Режиссер-неудачник и актриса-прачка. Что может выйти из такого творческого тандема? Вроде бы ничего хорошего.
Однако звезды чудным образом сошлись, и родился дуэт, который станет символом советского кино 40-х.
Лионелла Скирда – последняя любовь мэтра советского кино
Несмотря на то что долгие годы Иван Пырьев и его женщины были источником многочисленных острот, ходящих в актерской среде, после разрыва с Ладыниной режиссер решил оставить свои любовные похождения и сосредоточиться на работе.
В 1964 г. маэстро снимает кинокартину о трагической любви во время войны – «Свет далекой звезды». Главную роль он отдает молоденькой актрисе Лионелле Скирде, в которую неожиданно для себя влюбляется. Вскоре эта девушка становится его супругой.
Несмотря на сплетни, окружающие этот союз, молодая актриса стала верной подругой и утешением для пожилого мэтра.
Личная жизнь
В 1933 году, на съемках фильма «Конвейер смерти», режиссер знакомится с актрисой Адой Войцик, которая изменила статус личной жизни Ивана Пырьева и стала его первой женой. В семье родился сын Эрик, но и ребенок не смог помешать Аде уйти от мужа, когда у того начались проблемы с руководством «Мосфильма». Кроме того, Иван Александрович разрывался между чувствами к первой супруге и явной симпатией к звезде своих комедий, Марине Ладыниной, которая оказалась единственным человеком, поддержавшим Пырьева в трудную минуту. В итоге мужчина остановил свой выбор на Марине.
Ладынина была с ним на протяжении более чем 20-ти лет и все эти годы оставалась неизменно главной актрисой его картин. У пары родился сын Андрей Ладынин, ставший впоследствии режиссером. Интересно, что Пырьев и Ладынина официально поженились только в 1955 году, а через год они отметили 20-летний юбилей совместной жизни. Однако вскоре в семье произошел разрыв. В последнем совместном фильме «Испытание верности» Марина сыграла женщину, от которой уходит муж, и эта роль оказалась пророческой. Дело в том, что Иван Александрович увлекся молодой студенткой Людмилой Марченко, которую снимал в «Белых ночах». Он ушел от жены из-за этой девушки, несмотря на почти 40-летнюю разницу в возрасте.
Ладынина, которая в свое время поддержала Пырьева в минуты его краха, не смогла простить предательства и до конца жизни не поддерживала с ним никаких отношений. Видимо, женщина наговорила бывшему мужу много нелицеприятных слов, так как Иван Александрович с помощью своего авторитета запретил режиссерам снимать Марину, и она больше не была востребована. Впрочем, и сам режиссер не построил счастья с Людмилой Марченко: ее родные воспротивились этим отношениям, и девушка предпочла принять ухаживания более молодого претендента на ее сердце.
Последней музой великого режиссера стала молоденькая актриса Лионелла Скирда. Она стала его законной супругой, сыграла в фильмах Пырьева «Свет далекой звезды» и «Братья Карамазовы» и до конца дней Ивана Александровича была ему очень предана. Позднее Лионелла вышла замуж за прославленного актера Олега Стриженова, с которым живет до сих пор.
Все люди, работавшие с Пырьевым, отмечали, что он был человеком огромного темперамента и эмоциональности, но при этом отличался обаянием и привлекал к себе людей. Тем не менее, на съемочной площадке режиссер был очень строгим, за что получил прозвище «Иван Грозный».
Последние годы великого режиссера
Со второй половины шестидесятых Иван Пырьев много болел, однако не покидал работу. В 1967 г. он задумал экранизировать роман «Братья Карамазовы».
Собрав на съемочной площадке целую плеяду выдающихся актером (Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Андрей Мягков и др.), режиссер принялся за работу. Вот только завершить ее ему было не суждено, поскольку одним февральским вечером 1968 г., вернувшись с работы, Иван Пырьев лег спать и больше не проснулся.
Впоследствии ленту закончили исполнители двух главных ролей — Кирилл Лавров и Михаил Ульянов.
Последняя любовь
Далее последовала еще одна лента «Кубанские казаки», ставшая культовой. Эта лирическая комедия, в которой М. Ладынина сыграла одну из лучших своих ролей, и сейчас пользуется большой популярностью у любителей кино.
Это была одна из их последних совместных работ. Иван Пырьев, личная жизнь которого и до этого времени была предметом обсуждения во всех кулуарах, снова поразил всех своей любвеобильностью.
Начав работу над фильмом «Испытание верности», ни Пырьев, ни Ладынина не могли предположить, что сюжет картины станет для них пророческим. Марина Алексеевна играла женщину, от которой уходит муж. Именно в это время Иван Александрович знакомится с молодой актрисой Людмилой Марченко.
Он, будучи зрелым мужчиной, без памяти влюбляется в юную красавицу, засыпает ее подарками и новыми ролями. Однако Людмила, которой он годился в отцы или даже деды, не отвечала на притязания Пырьева ни «да», ни «нет», боясь категорическим отказом вызвать гнев высокопоставленного начальника. Тогда он возвращается в семью, потом снова уходит. И так продолжалось несколько лет, пока Марина Алексеевна Ладынина не подала на развод. Реакция Пырьева, который на тот момент понял, что Марченко не собирается связывать с ним свою жизнь, была крайне агрессивной. Он угрожал, что Ладынина лишится работы: он сделает так, что ни один режиссер не пригласит ее. Однако она, обладая твердым характером, все же расторгла брак. А Иван Пырьев, биография, личная жизнь которого стали обсуждаться в партийных верхах, выполнил свои угрозы, и о Ладыниной почти забыли. Его позвали на ковер, дабы он прекратил преследование актрисы Людмилы Марченко, однако тот заявил, что она стала его последней любовью и без Люнечки (так он называл Людмилу), он просто не сможет работать. Именно тогда, Марченко выходит замуж, чем вызывает неуправляемый гнев Пырьева. С ней он поступает так же, как с Ладыниной, в приказном порядке запрещает режиссерам приглашать ее сниматься и чинит препятствия в театральной работе.
Дети Ивана Пырьева
У великого режиссера было двое сыновей, и оба они пошли по отцовским стопам.
Старший, Эрик Пырьев, благодаря связям отца смог работать режиссером, хотя достичь уровня Ивана Александровича ему не удалось.
Эрик пережил отца всего на два года и умер в 1970 г.
Сын Марины Ладыниной и Ивана Пырьева – Андрей, тоже пошел по отцовским стопам. Его режиссерская карьера началась уже после кончины Ивана Александровича, но была не весьма успешной. Он снял 5 кинофильмов, большинство из которых были детективами. Умер Андрей Пырьев в 2011 г.
Судьбу Ивана Пырьева можно считать живой иллюстрацией известного лозунга из «Интернационала»: «Кто был ничем, тот станет всем». На протяжении своей жизни этому гениальном человеку удалось сделать очень много. И в этом в первую очередь его собственная заслуга. А что касается его личной жизни, которая не менее активно всегда обсуждалась, нежели работы Пырьева, то ошибок не допускает лишь ничего не делающий человек, а все остальные обречены искать свою дорогу к звездам, пробираясь сквозь тернии.
Марина Ладынина: жена и муза
Следующая комедия «Трактористы» по сюжету немного повторяла предыдущую. Однако здесь главная героиня, которую вновь воплотила на экране М. Ладынина, была более волевой и энергичной. И снова успех, сделавший Пырьева и Ладынину одними из самых популярных деятелей культуры того времени.
Следует отметить, что влюбившись в Марину Ладынину, Иван Александрович оставил свою первую жену Аду Войцик, но любовь к сыну Эрику не давала ему уйти окончательно. Потом он несколько раз возвращался к первой супруге. Но новая любовь все же одержала верх. Ладынина была для Пырьева настоящей музой. Она исполнила главные роли в девяти его лентах, большинство из которых имели оглушительный успех у зрителей. Ада Войцик очень страдала. Поговаривали, что она даже хотела покончить с собой. Но потом время притупило боль и обиду. Она смирилась.
Иван Пырьев разработал своеобразную поэтику бесконфликтной лирической комедии, которая воспевала труд и жизнь на благо Родины. Ее он успешно воплотил в «Богатой невесте» и «Трактористах». Именно такая интерпретация комедийного жанра стала своеобразным эталоном советской комедии середины XX века.