Московский международный дом музыки отметил 15-летие


Детство

Сати Спивакова (Саакянц), биография которой будет описана в этой статье, родилась в Ереване, в творческой и музыкальной семье. Ее бабушка жила в Ростове, хоть и была армянкой. Она имела удивительной красоты голос и часто пела на службах в церкви. Собственно, там в нее и влюбился дедушка девушки. Во время войны они уехали в Армению, где было спокойнее. Отец ереванской красавицы родился там.

Зарэ Саакянц, папа Сати, — известный в Армении скрипач. Мать, Аида Аветисова — пианистка. Детство Спиваковой было наполнено музыкой и любовью. В своих мемуарах телеведущая отметила, что детские годы ассоциируются у нее со звуком скрипки, с подготовкой к празднованию Нового года, с красивейшим городом Ереваном и камерным оркестром Зарэ.

А вот праздновать свой день рождения Сати не любит. Все из-за того, что в 1986 году накануне этого дня умер ее отец, и похороны пришлись на 7 января, когда и родилась Сати Спивакова (биография год рождения указывает как 1962).

Детство и юность

Сати родилась в январе 1962 года в крупнейшем армянском городе Ереване. Девочка росла в семье профессиональных музыкантов: ее отец — известный в Армении скрипач Зарэ Саакянц, а мама — талантливая пианистка Аида Аветисова.


Сати Спивакова

В интервью Сати рассказывала, что с детства она была в окружении музыки, книг и интеллигентных разговоров. Денег в ту пору часто не хватало, папа получал мизерную зарплату. Однако мужчина всегда умудрялся откладывать лишнюю копейку, пока не накопил на рояль для супруги.

Поскольку с детства Спивакову окружали творческие люди, ее будущее было предрешено заранее. Без долгих обсуждений девочку отправили учиться в музыкальную школу в Ереване, где она играла на фортепиано. Однако после ее окончания Сати понимала, что к музыке душа не лежит и она никогда не станет профессиональным музыкантом.

Сати Спивакова в молодости

Со школьным дипломом и аттестатом музыкальной школы девушка отправляется в Москву и уже там поступает в ГИТИС, на курс И.М. Туманова. Диплом о высшем образовании Спивакова получила в 1984 году, после чего в биографии молодой актрисы стали появляться первые съемки в фильмах.

Юность

Учитывая то, что Сати родом из музыкальной семьи, избежать соответствующего образования ей не удалось. Параллельно с учебой в обычной средней школе девочка занималась в специализированной музыкальной. Играла на рояле. По свидетельству самой телеведущей, эти занятия не доставляли ей особого удовольствия. Она мечтала стать актрисой. Ее привлекала поэзия, и зачастую в доме проводились стихотворные вечера.

Именно в это время зародились в душе Спиваковой две мечты о работе с гениальными режиссерами: Г. А. Товстоноговым и Р. Г. Виктюком. Первой сбыться было не дано, а вторая исполнилась совсем недавно на сцене одного из московских театров, где Виктюк поставил моноспектакль «Нежность» с участием Сати Спиваковой.

После окончания школы, в 1979 году, юная Сати сказала родителям, что уезжает в Москву поступать в театральный институт. Документы она подавала во все вузы, но прошла только в ГИТИС.

Образование

Из-за своей ярко выраженной армянской внешности Сати не смогла поступить в Щукинское училище, а вот в ГИТИС ее взяли сразу (были квоты для союзных республик).

Сати Спивакова, биография которой поведает о разных этапах ее жизни, попала в ГИТИСе на курс к Туманову. Руководитель с пониманием отнесся к девушке, которой предложили первую роль в кино, и сразу главную. Обычно студентам запрещали сниматься, но она успевала сходить и на занятия, и слетать в Армению на съемки. Такой сумасшедший график был у девушки более двух месяцев. Зато после завершения работы над фильмом, по воспоминаниям Сати, Туманов проникся к ней уважением.

К сожалению, вскоре И. М. Туманов умер, Сати ушла в академический отпуск ради еще одного фильма, а вернулась уже на курс к руководителю О. Я. Ремезу, который не доверял ей роли даже во втором составе. Интерес к учебе у девушки совсем пропал.

В это время она знакомится со своим будущим мужем Владимиром Спиваковым. По Москве ползут нелепые слухи о их связи, а руководитель курса отказывается дать роль Сати в дипломном спектакле, мотивируя это тем, что Спиваков сможет устроить ее куда угодно и без диплома ГИТИСа.

Все же роль Сати дали. Практически безмолвную, с репликой из четырех слов. Сати Саакянц была жутко разочарована таким поворотом событий, но ей удалось сдать все выпускные экзамены и получить диплом. А потом у нее началась совсем другая жизнь, жизнь мамы, жены, хозяйки дома.

Через несколько лет после рождения первой дочери актриса училась в Сорбонне в течение шести месяцев.

Карьера

Свою карьеру актрисы Сати начала в 1980 году с роли Мириам в фильме «Лирический марш». Армянский режиссер Агаси Айвазян пригласил студентку ГИТИСа для исполнения драматической роли девушки, которая жертвует жизнью своего мужа, арестованного за нарушение закона, ради политического заключенного большевика. Все происходит в 1918 году. В титрах Сати указана под девичьей фамилией Саакянц.

Через некоторое время Спивакова успешно прошла пробы в фильм режиссера Марата Варжапетяна. И снова главная роль. Фильм-опера «Ануш» вышел в 1983 году и принес Сати известность в родной Армении и других республиках Советского Союза.

Сати Спивакова, биография которой богата на работы с армянскими режиссерами, свою третью роль получила также в фильме производства своей родной страны. Это была семейная комедия 1986 года «Чужие игры».

После этого фильма карьера актрисы отошла у Сати на второй план. Теперь в первую очередь она была мамой и женой. После смерти отца она некоторое время жила в Ереване вместе с матерью. Там ее вновь пригласили на съемки, однако супруг Спиваковой оказался против этой затеи, ей пришлось забыть о своих амбициях.

Биография Сати Спиваковой уникальна в том плане, что после колоссального перерыва в карьере ей все-таки удалось реализовать свой актерский и ораторский талант. Она снялась в полнометражном фильме, режиссером которого стала Рената Литвинова. Роль в «Последней сказке Риты» стала четвертой по счету в кинокарьере актрисы.

Помимо этого, Сати оказалась прекрасной телеведущей. Ее первая программа выходила под названием «Сати». Гостями становились известные люди из мира искусства, а целью этого ток-шоу было изображение героя с неизвестной стороны.

Сати Спивакова, биография которой рассказывает о ее блистательной работе на ведущих телеканалах страны, начинала снимать свою передачу прямо у себя в квартире. Сначала ее транслировали по каналу «Культура», затем ОРТ выделил Сати студию и пустил программу в свой эфир. По свидетельству самой ведущей, на телевидение ее взяли из-за громкой фамилии мужа. Несмотря на это, среди героев ее шоу были Людмила Гурченко, Татьяна Тарасова, Геннадий Хазанов, Джон Гальяно, Элтон Джон и многие другие.

Сати Спивакова очень гордится еще одной программой в формате интервью. Она выходила на канале «Культура» под названием «Камертон». Было отснято более 60 выпусков. В гостях у Сати побывали даже те, кто до этого никогда не давал интервью (Григорий Соколов, Евгений Кисин, Хосе Каррерас). После многочисленных месяцев работы Спивакова поняла, что ничего нового в этой передаче уже не будет. Ее пришлось закрыть.

Следующая ее работа проходила в совершенно новом формате — музыкальном. Также на канале «Культура» вышла программа «Нескучная классика» с Сати Спиваковой. Там ведущая обсуждала злободневные темы с музыкантами, композиторами и исполнителями классической музыки. Причем разговоры зачастую велись не на профессиональном языке, чтобы простой зритель, не имеющий музыкального образования, понял и проникся поднятыми темами.

Кроме того, Сати Спивакова является автором книги-мемуаров «Не все», вышедшей в 2002 году. Судя по названию, писательский дар телеведущей еще даст о себе знать.

Фильм и телевидение

В 1980 году Сати Спивакова впервые появилась на экранах телевизоров. Девушка снялась в драматической ленте Агаси Айвазяна и Левона Исаакяна «Лирический марш», где сыграла главную героиню по имени Мириам.

Сати Спивакова в фильме «Лирический марш»

В молодости актриса стремилась участвовать в разных проектах, поскольку мечтала, чтобы ее больше показывали на телевидении. Таким образом в 1983 году в фильмографии артистки появляется новая картина «Ануш». Это музыкальная мелодрама Марата Варжапетяна, повествующая о крестьянской девушке, роль которой и исполнила Спивакова, и юноше Саро. Они очень любят друг друга, и ничто не мешает их счастью. Однако неожиданно преградой для брака становятся обычаи армянского народа.

В 1986 году актрису пригласили на роль Ашхен в фильме «Чужие игры». Одновременно с этим девушка продолжила учиться: она поступила в Парижский университет Сорбонна, который окончила в 1992 году. Там Сати изучала историю Франции и языкознание. На некоторое время Спивакова вынуждена приостановить актерскую деятельность, поскольку как раз в те годы вышла замуж и предпочла посвятить время семье.

Телеведущая Сати Спивакова

В следующий раз зрители увидели актрису на экранах только в 2000 году. Канал «Культура» предложил женщине сняться в цикле передач, где она беседует с популярными музыкантами. Так появилась программа «Сати Спивакова. Мои истории», которая на некоторое время приковала внимание любителей классики. А затем Сати на Первом канале стала ведущей программы, названной ее именем.

Через некоторое время актриса снова вернулась на «Культуру», где ей предложили вести «Камертон». Однако, как она сама признавалась позднее, эта передача на протяжении 4-х лет была «невидимкой», поэтому ее команда не один год думала о создании нового ток-шоу. Большую роль в том, чтобы новый проект появился в эфире, сыграл театровед и искусствовед Виталий Вульф. И все-таки им удалось это сделать, таким образом родилась программа под названием «Сати. Нескучная классика».

Сати Спивакова и Татьяна Черниговская в программе «Сати. Нескучная классика»

Один из выпусков Спиваковой был посвящен советскому и российскому ученому в области нейро- и психолингвистики Татьяне Черниговской. Кстати, за эту программу ведущая позднее получила «ТЭФИ» в номинации «Музыкальная программа. Классика».

В 2002 году Спивакова решила окунуться в новое амплуа и написала книгу «Не все». В издании приведены воспоминания автора о встречах и беседах с такими легендарными личностями, как Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, Иегуди Менухин, Булат Окуджава и многими другими.

Сати Спивакова в телестудии

В 2010 актриса дала интервью глянцевому журналу ELLE и согласилась на откровенную фотосессию. И хотя Сати не афиширует в Сети свой рост и вес, на этих фото видно, что женщина тщательно следит за фигурой и выглядит очень стройной.

На этом Спивакова не остановилась и в 2011 году снялась в фильме Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты» в роли главврача. Работа актрисы режиссеру понравилась, в 2013 году Литвинова снова пригласила Сати в две свои короткометражки «Письмо Сальмы» и «Девушка с коробкой». И хотя большой популярности они Спиваковой не принесли, женщина приобрела опыт работы с такими артистами, как Ингеборга Дапкунайте, Анастасия Скорик, Оксана Лаврентьева.

Сати Спивакова в клипе Марка Тишмана «Моя актриса»

Хотя в последнее время в кино Сати почти не снимается, она не бросила лицедейство. В 2014-м женщина играла в спектакле «Нежность» режиссера Романа Виктюка, в 2015-м получила главную роль в пьесе «Фетишист», а через год — в спектакле «Машина Мюллер». Вскоре Спивакова продолжила карьеру ведущей на «Культуре», не оставляя участие в театральных постановках.

В январе 2020 года Сати Спивакова снялась в клипе Марка Тишмана на его новую песню «Моя актриса», что вызвало большой резонанс среди поклонников творчества обоих. Хотя многим известно, что Сати и Марк давно дружат, а музыкант посвятил эту самую песню приятельнице, люди поговаривали о романе творческого тандема. Но, как уверяют певец и актриса, ничего, кроме дружбы, между ними нет.

Семья

Биография Сати Спиваковой удивляет длительным и нерушимым замужеством, длящимся уже более тридцати лет. Тем удивительнее история их знакомства и развития отношений. Надо отметить, что у Владимира Спивакова брак с Сати не был первым, да и по возрасту он старше своей нынешней жены почти на двадцать лет. Наверное, поэтому, увидев девушку впервые, Владимир понял, что перед ним — его будущая жена, Сати Спивакова. Биография, личная жизнь у Владимира Спивакова на тот момент уже были бурными, но ради Сати он отказался от своего звания казановы.

История знакомства

Познакомились Сати и Владимир друг с другом заочно. Она впервые увидела его в «Голубом огоньке» на телевидении, где он выступал в составе «Виртуозов Москвы». Через некоторое время коллектив посетил с гастролями Армению, и поскольку среди «виртуозов» было много друзей отца Сати, компания собралась дома у Саакянц.

Владимир именно в тот момент увидел девушку своей мечты. Правда, не вживую, а на фотографии. Это была небольшая выставка снимков из фильма «Ануш», где Сати сыграла национальную героиню. Спиваков признается, что глядя на эту девушку с красивыми глазами и длинными косами, почувствовал, что это его будущая жена.

Сати Спивакова и Владимир Спиваков встретились впервые после концерта «Виртуозов» в Москве. Все произошло за кулисами, и романтичным это знакомство было не назвать. Сати поблагодарила за чудесный концерт, Владимир дал ей автограф, а вокруг суетились администраторы, директор, гример. Поговорить толком им не удалось. Однако Спиваков предложил встретиться после его возвращения с гастролей.

Их вторая встреча произошла примерно через месяц в гостях у общего знакомого. И тоже никакой романтики не было. После чаепития Владимир вызвался подвезти Сати до дома, и они заблудились. Так полночи и проездили на машине, практически ни словом не обмолвившись. Выйдя из машины, девушка попросила обязательно ей позвонить, как только Владимир доберется до дома. Он так и сделал. В ту ночь они проговорили по телефону почти пять часов. Болтали обо всем и ни о чем, читали друг другу стихи, Спиваков много рассказывал о себе.

На следующий день он вновь уезжал на гастроли практически на месяц и клятвенно обещал позвонить 18 апреля, когда вернется домой. Сати чувствовала непреодолимую тягу к этому мужчине, но не хотела ошибиться. Поэтому 18 числа она ждала, как судного дня. Если бы Спиваков не позвонил, истории любви не случилось бы. Но поздним вечером телефонный звонок раздался. Они договорились встретиться на следующий день у памятника Пушкину. Сати поняла, что Владимир — это тот мужчина, с которым она проведет всю свою жизнь.

Сати Спивакова: Наступило время, когда я могу сделать что-то еще

В рамках большой художественной выставки «Жены» в Музее русского импрессионизма состоялось открытое интервью главного редактора журнала «Сноб» Сергея Николаевича с одной из самых ярких личностей московского бомонда, талантливой актрисой, телеведущей Сати Спиваковой.

Фото: Владимир Яроцкий

Почему-то считается, что все счастливые пары счастливы одинаково. Классик тут явно просчитался! У всех счастье разное. Особенно когда речь идет о ярких, творческих личностях, не привыкших оставаться в чьей-либо тени даже из чисто стратегических соображений. Именно о таком союзе шла речь в интервью с Сати Спиваковой, состоявшемся в Музее русского импрессионизма в рамках выставки «Жены». Больше 30 лет Владимир и Сати Спиваковы являют собой пример образцовой во всех смыслах пары, будто сошедшей с обложки глянцевого журнала. Их любит камера, обожает публика. Где бы они ни появлялись вместе, все взоры прикованы только к ним. Он неспешный, немногословный, благородно-седой. Она порывистая, резкая, контактная, с пронзительными глазами-кинжалами, с роскошной гривой волос, рассыпанных по плечам. Они давно и прочно ассоциируются в массовом сознании с новогодним концертом на канале «Культура». Он там дирижирует и музицирует на своей скрипке. Она представляет исполнителей или берет у них интервью. Такое разделение труда: он в их семье отвечает за музыку, она… за все остальное. Но, как выясняется, так было далеко не всегда. И даже за этим лучезарным фасадом скрываются свои драмы и тайны.

Нынешняя выставка «Жены» в Музее русского импрессионизма — о том, что такое быть женщиной, быть женой и как, оставаясь в тени мужа, иметь свою территорию, свое пространство, чтобы состояться как личность. Давай поговорим о том, как это удалось тебе. Ведь ты с самого начала хотела быть актрисой? Это было твоей целью?

Не совсем целью — я об этом мечтала лет с 15, еще учась в музыкальной школе в Ереване. Мне кажется, это довольно банальная история: каждая вторая девочка мечтает стать артисткой — и я была не исключением. Но при этом я предпринимала какие-то шаги ради этого: занималась в театральной студии, пыталась учить стихи. Тогда в Ереван из Москвы приехал театр им. Моссовета, где играл великий Ростислав Янович Плятт. Мать маминой ученицы была племянницей жены Плятта. Довольно сложная конструкция. Тем не менее мне сумели организовать прослушивание у народного артиста. Я читала комариным голосом какие-то стихи. Он меня долго и терпеливо слушал, а потом сказал папе: «Бросать музыку подло, но на ее месте я бы попробовал».

То есть у тебя до последнего был выбор: или в музыканты, или в актрисы?

Ну да, все-таки я была единственной дочерью преподавателя Консерватории. Не проходит и дня, чтобы я не вспоминала своего папу, который был, наверное, главным человеком в моей жизни. И какие-то важные решения принимал он, слава богу. Как только я заикнулась о Москве и театральном институте, мама тут же начала свой «армянский плач»: «А почему не в Консерваторию?» Но на сцене как музыкант я чувствовала себя неуверенно, а музыку любила настолько, чтобы не портить ее своим исполнением. От этого предначертанного пути я решила отойти, и в этом мне помог папа: он сказал, что в своем бульоне вариться нельзя. Надо рисковать.

Мы говорим о женах, об институте брака, модель которого, как правило, закладывается в детстве. Кто был главным в твоей семье?

Я не думаю, что модель вообще закладывается: каждый выстраивает свою жизнь так, как он ее видит, как умеет. У меня, наверное, она складывалась из разных встреч. Я не могу сказать, кто из родителей был главным. Они прожили 25 лет душа в душу, и папа не дожил до серебряной свадьбы три месяца. Ему было всего 52 года, я уже была замужем, старшему ребенку был год. Папа был разносторонне развитым, образованным человеком, интересующимся и неустанно постигающим что-то новое. Он организовал оркестр, потом квартет, при этом еще в 1970-е годы занимался йогой. Утром, уходя в школу, я иногда натыкалась на него в столовой, сидящего то в позе лотоса, то льва. На спор он выучил несколько иностранных языков.

Традиционно считается, что девочки подсознательно ищут в своем муже черты отца. Владимир Теодорович похож на твоего папу?

Их сближает, наверное, только два качества: музыкальная одаренность и мужская душевная щедрость. А по характеру они совсем разные. Например, мой папа мог сам сконструировать стол, сделать собственноручно шкаф, раздвижные двери, когда их еще не существовало, закатать консервные банки. А Владимир Теодорович до сих пор не может вкрутить лампочку или забить гвоздь в стену, чтобы повесить картину. Тут они полные антиподы.

Фото: Владимир Яроцкий

Тебя взяли в ГИТИС, руководителем курса был знаменитый режиссер Иосиф Михайлович Туманов. Ты сразу стала звездой курса? Как ты себя ощущала?

Звездой я не была, но Туманов меня любил. Почему-то только мне и еще Алле Сигаловой, с которой мы вместе учились, позволял сниматься. Со второго курса у меня уже начались съемки в кино. Меня взяли на роль героини армянского эпоса Ануш — единственная женская роль в фильме. Все остальные были мужчины. Это была знаковая роль, но она сыграла со мной злую шутку. Не так давно я ездила в Ереван, ко мне подошел здоровенный дядька с седой бородой и говорит: «Я так плакал, когда вы там умирали в конце. Мне было семь лет». Я про себя думаю: «Боже мой! А мне-то было уже 20!» После Ануш мне предлагали только роли деревенских девочек с косой.

Я так понимаю, что из-за твоей карьеры на «Арменфильме» тебе ничего не дали играть в выпускных спектаклях.

Не совсем из-за этого. Тогда, как я люблю повторять, желтой прессы не было, а я уже была. Где-то в конце третьего курса у меня начался роман со знаменитым музыкантом Владимиром Спиваковым. Он не был женат, но тем не менее многим это пришлось не по душе. Тогда меня спас режиссер Кама Гинкас. При распределении ролей в спектакле «Блондинка» по пьесе Володина последней в списке числилась «старая подслеповатая женщина». Я сразу поняла, что это будет моя роль. Там было только две реплики: «Читай-читай» и «Читай дальше». Но Кама придумал, что я все время должна маячить на сцене и еще в начале играть Баха на рояле. А Спиваков тогда дружил с Георгием Александровичем Товстоноговым, Сергеем Юрским. Они по его приглашению приходили к нам на спектакль, а я бродила по сцене с этой своей репликой «читай-читай». Было ужасно стыдно.

Владимир Спиваков знакомил тебя с разными великими людьми. Как ты себя чувствовала, попав на московский олимп?

Общение с ними оставляло замечательные чувства, а вот от себя самой впечатление было чудовищным, мне хотелось просто провалиться сквозь землю. Но потом мы поженились, у нас родилась дочь, и больше не возникало вопросов о моем статусе. Другое дело, что я понимала: неплохо было бы обзавестись какими-то знаниями, чтобы стать интересной и даже необходимой. Мы редко где-то появлялись вместе. В Консерватории Владимир Теодорович находился на сцене, а я перед началом концерта тихо проползала в зал и чувствовала, как превращаюсь в решето под взглядами, излучавшими сплошное недоброжелательство. Под этим постоянным обстрелом жить было довольно непросто, потому что я не чувствовала себя уверенно.

Фото: Владимир Яроцкий

А что тебе дало уверенность?

Во-первых, годы, проведенные рядом с Володей. Во-вторых, его взгляд на меня. Если вначале он просто был влюблен в молодую девочку, которая родила ему дочерей, то потом ему стало интересно со мной общаться, стало необходимо советоваться. Видимо, он почувствовал, что я понимаю его, понимаю, чем он занят. В каком-то интервью его спросили, что он во мне особенно ценит, и он ответил: «Она умеет оставлять меня в одиночестве». Я и сейчас не очень-то уверена в себе, но с годами отношения меняются.

В начале 90-х оркестр «Виртуозы Москвы» уехал в Испанию по приглашению принца Астурийского, нынешнего короля Фелипе. Я знаю, что ты не была счастлива в Испании.

Нет, не была. Я понимала, что Володе важно сохранить оркестр. В это время «Виртуозы» часто выезжали на Запад, это был оркестр аристократов, им везде была расстелена красная дорожка. И главное, они поняли свой музыкальный уровень и стали уезжать поодиночке, сразу поступая в оркестры за границей. Спиваков терял главных солистов и очень переживал. И вдруг появилась беспрецедентная возможность вывезти оркестр целиком вместе с семьями. Все ликовали! А я так любила Москву, своих друзей, нашу квартиру в Брюсовом переулке. Для меня жизнь очень изменилась. В Авьедо мне было одиноко. Но были и свои положительные стороны: я выучила испанский язык.

Пролистнем несколько страниц. Ты вернулась в Москву. В театр тебя не взяли, в кино ничего интересного не происходило, и ты занялась тележурналистикой. Твоя первая программа — «Сати» на Первом канале телевидения. Что это было?

Программа «Сати» началась в 2001 году. Она состоялась благодаря Виталию Яковлевичу Вульфу и нашей с ним дружбе. Впервые мы попытались говорить о личной жизни знаменитых людей, но только с точки зрения вкусов, артистических пристрастий и того, из чего личность сформировалась. Это было начало освоения нового жанра, первое «путешествие дилетантов».

Фото: Владимир Яроцкий

Ты стала инициатором выставки Christian Dior в ГМИИ имени Пушкина. Мода — в одном из главных музеев страны. Как тебе это пришло в голову?

Ну, тут моих особых заслуг нет. Я просто пришла с идеей и привела команду Диора в музей Пушкина. Это все директор музея Ирина Александровна Антонова. Вот потрясающий характер, ум, память. Помню, как Ирина Александровна назначила мне встречу у нее в кабинете в девять утра, при этом сама она рано утром прилетела из Амстердама, и когда я пришла, она уже была с прической, в жемчуге и кого-то распекала по телефону. Чтобы как-то начать разговор, я участливо поинтересовалась: «Ирина Александровна, вы, наверное, устали?» Она испепелила меня взглядом и холодно ответила: «Я никогда не устаю. Что там у вас? Давайте!» Она прекрасный профессионал и всегда знала, как извлечь максимальную пользу для музея.

Знакомство с высокой модой, людьми из мира моды чему-то тебя научило?

Люди, которые создают высокую моду, — это, как правило, большие художники. В моем сердце навсегда остался Аззедин Алайа, тунисский дизайнер. В гардеробе Греты Гарбо есть несколько его платьев. Это была моя вторая семья, второй отец. Мода проходит, а стиль остается, и то, что он делал, безупречно. Это он меня научил, что не надо в приступе шопинга накупать десяток вещей разных марок. Надо иметь одну-две, но высшего класса. Надо уметь создавать образ.

Ты как-то сказала, что своих дочерей воспитывала совсем не так, как твоя мама — тебя. А в чем была разница?

Не могу сказать, что меня воспитывали в строгости, но — наверное, это такая армянская культура воспитания, — девочке нельзя говорить, что она красивая. Всегда говорили, что еще рано завивать волосы, красить ногти, носить каблуки. Притом что обе мои бабушки меня баловали. А я убеждена, что девочке надо обязательно говорить, что она хорошенькая, стараться понять, чего она хочет. Девочки, мне кажется, всегда более неуверенные и в то же время сильнее, чем мальчики. Может быть, я ошибаюсь, потому что у меня никогда не было сына. Но эта сила, которая накладывается на неуверенность, создает зажим, через который потом очень сложно проходить.

Про себя могу сказать, что никогда не была мамой-наседкой, которая проверяет домашние задания или ругает за двойки. Считаю, что если человек способен встать и пойти в школу к 8.30 утра, он сам может со всем разобраться. И мы с Владимиром Теодоровичем никогда не давили на детей своим контролем и авторитетом.

Меня тут поразила ваша младшая дочь, джазовая певица с необыкновенным голосом, не похожая ни на кого. Ее зовут Анна Кова. Почему?

Да, она сама выбрала себе этот псевдоним, чтобы никто не знал, чья она дочь. Сама нашла школу Беркли в Бостоне, сама решила, что ей хватит двух лет (я не смогла ее уговорить остаться на третий), сочиняет музыку, пишет стихи… В своих интервью говорит, что она французская певица с русско-армянскими корнями.

Мы подошли к теме актерства. У тебя сейчас четыре спектакля.

Несмотря на телевидение, «пепел Клааса» продолжал стучать в моем сердце. Притом что я даже перестала мечтать когда-нибудь вернуться в театр. Мне даже снилось, что я играю. Просыпалась и думала: неужели я никогда не попробую снова походить по сцене? Как-то ко мне на программу «Нескучная классика» приходил Роман Виктюк, я ему поплакалась в жилетку, он проникся, и у нас получился спектакль «Нежность» по новелле Анри Барбюса. И мы его до сих пор довольно успешно играем. Это сложная вещь, потому что там очень мало слов, но много чувств, много нежности и много прекрасной музыки, которую исполняет замечательная пианистка Бася Шульман. А еще есть спектакль «Фетишист», где я играю вместе с известным шоуменом Алексеем Фоминым. Поставил его оперный режиссер Василий Бархатов, для которого это тоже дебют на драматической сцене. Музыка, впрочем, есть тоже. Ее сочинил Марк Тишман, больше известный по своему участию в телешоу «Две звезды» и «Фабрика звезд». Оказалось, он прекрасный мелодист и аранжировщик. Пьеса написана по мотивам французского хита 70-х годов, который в свое время переиграли все парижские звезды. Но поскольку за переделку взялся один из лучших драматургов нового поколения Максим Курочкин, можно легко представить, что от оригинала ничего не осталось. По жанру это лирическая комедия. Осуществить этот проект мне помогла моя подруга, владелица галереи RuArts Марианна Сардарова. Есть еще моя мадам де Мертей в спектакле Кирилла Серебренникова «Машина Мюллер», который уже третий сезон идет на сцене «Гоголь-центра» при полных аншлагах. Ну и недавняя премьера — «Высокая вода венецианцев» по мотивам повести Дины Рубиной, где моим партнером стал Константин Крюков.

Фото: Владимир Яроцкий

Ты как-то сказала, что не хотела бы быть стареющей женой дирижера. Это так страшно?

Как я люблю, когда журналисты вытаскивают из контекста одну фразу и потом все ее повторяют. Я так сказала, потому что за время моей супружеской жизни у меня перед глазами были примеры такого подвижнического служения, когда жена полностью отдавала себя делу мужа. Это великие, жертвенные женщины, но можно легко допустить, в их жизни не было сильной профессиональной мотивации, а может быть, муж до старости оставался мужем-мальчиком, который нуждался во всем. А Владимир Теодорович, который очень нуждается в заботе, все-таки человек в высшей степени самостоятельный, в том числе в принятии решений. Я много раз видела, как эти женщины у меня на глазах превращаются в карикатуру, и мне становилось страшно. Я всегда вспоминала своего папу, который говорил, что женщина должна работать, если у нее есть призвание. Я считаю, что сейчас, когда дети выросли и не нуждаются в моей постоянной заботе, наступило время, когда я могу сделать что-то еще.

Вопросы из зала

Сати, спасибо за интересный рассказ! Мы находимся в стенах музея, где в прошлом году проходила выставка художественной коллекции Владимира Спивакова. Наверняка все заметили, что женские портреты в этой коллекции очень похожи на вас.

Один.

Мне показалось, что многие. Один внешними чертами, а остальные — взглядом и чем-то еще неуловимым. Скажите, пожалуйста, вы подбираете эти работы вместе или вы присутствуете незримо, как муза, и они уже притягиваются такие, похожие на вас?

Спасибо за вопрос. Наша коллекция стала собираться с первых лет нашей супружеской жизни, мы оба очень ее любим, находим в этом отдушину. Владимир Теодорович был тем человеком, который во многом меня сформировал, благодаря ему я узнала живопись. Я всегда ее любила, но нельзя сказать, что очень хорошо в ней разбиралась. А он снайпер в этом смысле и иногда поражает даже галеристов и коллекционеров: сразу видит, где Фешин, где Волошин. Он это любит, знает, в юности сам занимался живописью. Может быть, всего пару раз меня смутил его выбор, но никогда не было такого, чтобы наши вкусы совсем уж не совпали. Иногда я его удивляла своими находками, но они никогда не сравнятся с тем, что находил он. А что касается женских портретов, я признаюсь, что мне не нравятся портреты на стенах, мне все время кажется, что за мной кто-то наблюдает. И тот единственный портрет, который я очень люблю и который, как все считают, очень на меня похож, — это жена художника Бориса Шаляпина, сына знаменитого певца, он мне не мешает. Картины ведь должны с вами разговаривать.

Сати, будучи человеком очень занятым, где вы черпаете ресурсы, когда устаете? Где берете вдохновение?

Вдохновение — громкое слово. Надеюсь, что я его нахожу. Говорят, вдохновение не посещает ленивых. Конечно, я черпаю вдохновение, когда прихожу на концерт мужа, особенно когда слышу что-то новое или сыгранное по-новому. Музыка приносит отдохновение даже больше, чем театр. Еще выставки. Сейчас мы так редко всей семьей собираемся, мне в этот момент вдохновение велит встать к плите и готовить. Но это только когда собираются все, когда мы вдвоем — не очень. Море тоже приносит мне вдохновение.

Вы долго занимались организацией быта. Когда вы решили обратиться к чему-то большему, вам этого просто захотелось, мол, почему бы нет?

Нет, не «почему бы нет». Я занялась, когда поняла, что больше не могу этим не заниматься, что без этого я становлюсь пустая, неинтересная, злая, сухая и не могу ничего дать своей семье, мужу, детям, потому что сама внутри абсолютно опустошена как личность.

А как дети отнеслись к тому, что мама начала исчезать на работе?

Они привыкли к этому с детства. Я всегда исчезала, потому что сопровождала Володю в поездках. Слава богу, меня поддерживала моя мама, которая тогда была молодой и могла сидеть с детьми. И я с ним объездила весь мир как жена, а потом перестала ездить, когда перестала быть только женой. Мне хотелось, чтобы он мной гордился, чтобы дети знали, что я не просто мама и умею только жарить вкусные котлеты. Да, я знаю, как надо правильно гладить фрак. Могу научить погладить рубашку за семь минут и сложить, чтобы она не помялась. Но я не идеальная жена, я знаю гораздо более идеальных.

snob.ru

Свадьба

Долгое время окружение Владимира Спивакова не принимало девушку в свое общество, на нее смотрели свысока и снисходительно кивали при встрече. Однако армянская девушка выиграла в этом противостоянии и доказала, что достойна быть женой этого талантливого человека. С достоинством, которому можно позавидовать, она носила имя Сати Спивакова. Биография, дети в которой занимают главенствующее место, открыла новую главу.

В течение года после знакомства влюбленные жили в маленькой квартире Владимира на проспекте Вернадского. Сати долго ждала от Спивакова предложения руки и сердца, но он не торопился. В прошлом уже обжигался на этом, да и его родные не сразу приняли Сати в свой дом.

Однако помолвка состоялась. Это решение было принято Владимиром Спиваковым из-за того, что девушка могла уехать по распределению в Ереванский театр. Свадьба была крайне скромной, без толпы гостей. После регистрации в ЗАГСе молодые съездили на фотосессию в парк, а после вернулись домой, где за праздничным столом их ждали немногочисленные родственники. Отец Сати не смог приехать на бракосочетание дочери, у него были гастроли в Германии. Собственно, и Владимир Спиваков уехал на концерты спустя пару дней, оставив свою супругу одну.

Дети

Вскоре после свадьбы недавняя невеста поняла, что беременна. Счастью не было границ, ведь скоро станет матерью она, Сати Спивакова. Биография, дети в которой имеют огромное значение, обрела новые краски. В 1985 году у пары родилась дочь Екатерина.

Через несколько лет семья переезжает во Францию из-за работы Спивакова. С тех пор они так и живут на два дома: один — в Москве, другой — в Париже.

В 1989 году родилась вторая дочь четы Спиваковых — Татьяна.

Спустя почти шесть лет у них появился третий ребенок — дочка Анна.

Кроме того, в семье воспитывалась племянница Владимира, дочь его погибшей сестры — Александра.

Сати Спивакова, дети которой проводили не так много времени с матерью, признается, что на первом месте для нее всегда был муж и его мнение. Во время их поездок с детьми оставалась мама Спиваковой, которая привнесла многое в их воспитание. По признанию самой телеведущей, такой образ жизни научил ее девочек самостоятельности, они с легкостью преодолевают жизненные трудности.

Сати Спивакова, дочери которой уже давно взрослые, всегда была либеральной мамой. Она никогда ничего не запрещала детям, считая, что таким образом они сами смогут найти верный ответ, правильное решение. Даже когда старшая дочка Катя сменила свои длинные красивые волосы на черные дреды, мать отнеслась к этому философски. И в самом деле вскоре девочка поняла, что подобный стиль не для нее, и все вернулось на свои места.

Сати спокойно относится к кавалерам дочерей, считая, что вмешиваться в отношения детей нельзя ни в коем случае. Главное для нее, чтобы девочки были счастливы.

Хорошими родителями считают себя Сати Спивакова и Владимир Спиваков. Дети их также пошли по творческому пути. Старшая Екатерина стала кинорежиссером-сценаристом, средняя Татьяна — актрисой, младшая дочка тоже видит себя в мире искусства.

Сейчас все дочери Спиваковых живут во Франции. Родители навещают их во время перерывов в своей работе. Теперь, когда дети выросли, армянская красавица может снова заниматься своей карьерой, что и делает Сати Спивакова. Биография, семья, дети в которой были на первом месте, опять может пополниться весомыми работами в кино и на телевидении.

Дочь Владимира Спивакова узаконила отношения с избранником

Татьяна Спивакова с мужем Томасом Маталу // Фото: «Инстаграм»

Средняя дочь Владимира Спивакова Татьяна вышла замуж за своего избранника Томаса Маталу. Влюбленные обвенчались в воскресенье, 18 июня, в одном из московских храмов. После того, как молодые люди произнесли друг другу клятвы, они отправились на праздничный ужин, состоявшийся в одном из элитных столичных ресторанов.

Церемония венчания Татьяны и Томаса была очень камерной, на ней присутствовали только родные и близкие пары. По традиции молодожены сфотографировались на Воробьевых горах вместе с гостями. На снимках, которые появились в Интернете, пара выглядит очень счастливой. Жених был одет в брючный костюм с галстуком в тон и белой рубашкой, а невеста блистала в длинном светлом платье. Образ молодой женщины завершал венок из пионов, вызвавший ассоциации с мексиканской художницей Фридой Кало.

Телеведущая Сати Спивакова описала свои эмоции от радостного события в социальных сетях.

«Воспоминания о вчерашнем дне, который был необыкновенно счастливым для нашей семьи! Любим вас, родные наши», – поделилась супруга народного артиста СССР.

Татьяна Спивакова обвенчалась с Томасом Маталу // Фото: социальные сети

Многочисленные подписчики Спиваковой пожелали ее близким счастья и здоровья. В числе тех, кто оставил поздравления молодоженам, оказались Татьяна Арно, Вадим Верник, Ефим Шифрин, Константин Мишин, Арина Бородина и многие другие. «Интересного пути на долгие годы», «Какие же все красивые», «Пусть и дальше будет насыщенно и радостно», «В добрый путь», «Волшебные мгновения», – писали в комментариях к фотографиям с церемонии бракосочетания.

Напомним, что в 2020 году замуж вышла старшая наследница Владимира Спивакова Екатерина. Важной новостью поделилась ее мама Сати. «Мое счастье, моя радость, моя доченька вышла замуж», – написала телеведущая в социальных сетях. Екатерина предпочла отказаться от вычурных и пышных нарядов. На церемонии бракосочетания Спивакова была одета в длинное коктейльное платье и белую вязаную кофточку. Образ девушки дополнили босоножки телесного оттенка и клатч в цветочек.

Дочь Владимира Спивакова Катя вышла замуж

В настоящий момент Екатерина Спивакова и ее избранник живут в Нью-Йорке. Дочь Владимира и Сати работает продюсером и клипмейкером, как и ее любимый человек. Известно также, что младшая наследница народного артиста СССР тоже решила связать свою жизнь с музыкой. Она выступает с джазовыми композициями под псевдонимом Anna Kova.

Татьяна Спивакова выглядела просто потрясающе // Фото: социальные сети

Невеста была одета в длинное белое платье с фатой // Фото: социальные сети

Образ средней дочери музыканта завершал венок на голове // Фото: социальные сети

Татьяна Спивакова с матерью Сати // Фото: социальные сети

Влюбленные пригласили на церемонию только близких и друзей // Фото: социальные сети

Владимир и Сати Спиваковы с молодоженами // Фото: социальные сети

После венчания молодожены и их гости отправились на ужин в один из столичных ресторанов // Фото: социальные сети

Новости онлайн-проекта StarHit.ru

Интересные факты

  1. Модельер Филиппин А. Алонсо сшил для невесты Владимира Спивакова свадебное платье черно-серого цвета. Однако к алтарю она пошла в белом брючном костюме, который ей купил жених.
  2. У Сати есть в коллекции автограф от Джона Гальяно, который принимал участие в одной из ее передач. Дизайнер купил футболку специально для Спиваковой и оставил на ней дружеское пожелание.
  3. Владимир Спиваков гордится женой. Несмотря на наличие трех детей, отличную фигуру сохранила Сати Спивакова. Рост, вес она скрывает.
  4. Сати Спивакова — натуральная брюнетка, но уже много лет окрашивает волосы в светлые тона. По признанию телеведущей, ее нынешний цвет волос не имеет никакого отношения к состоянию души.
  5. Сати находится в дружеских отношениях с сыном Владимира Спивакова от первого брака.
  6. Свободно говорит на французском языке. В детстве родители привезли Сати из Франции много сувениров, в том числе пластинки с песнями Ш. Азнавура. Девушка влюбилась в эту культуру и пообещала себе, что побывает в Париже и овладеет языком в совершенстве. Так и случилось. Также знает английский и итальянский языки на среднем уровне.
  7. Хобби Сати Спиваковой — чтение. Среди любимых жанров — поэзия, очерки, мемуары знаменитых людей. Читает Сати параллельно на двух языках — русском и французском.
  8. Не любит много времени проводить в салонах красоты. Среди любимых процедур первое место отдает обертыванию.
  9. Не признает пластических операций.
  10. Сати Спивакова не называет себя вегетарианкой, но уже много лет не употребляет в пищу мясо.
  11. Сати не считает себя спортивным человеком. Она не умеет кататься на велосипеде, никогда не вставала на коньки и лыжи, зато умеет неплохо плавать.

Владимир Спиваков. Биография

Владимир Спиваков родился 12 сентября 1944 года в г. Уфе (Башкирия). Его отец — Теодор Владимирович (1919-1977) — участник Великой Отечественной войны, имел две специальности: работал инженером на авиационном предприятии, врачом-диетологом. Мать — Екатерина Осиповна (Вайнтрауб, 1913-2002) — выпускница Ленинградской консерватории, пианистка, преподавала в музыкальной школе. В 1945 г. семья переехала в Ленинград (ныне Санкт-Петербург).

В 1951-1956 гг. одновременно учился в средней и музыкальной школах Ленинграда. В 1956 г. продолжил учебу в Центральной музыкальной школе при Ленинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (педагоги Любовь Сигал и Вениамин Шер), но не закончил ее. В 1961 г. был зачислен в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. С 1963 г. по 1967 г. учился в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского по классу профессора Юрия Янкелевича. Одновременно посещал как вольнослушатель класс профессора Давида Ойстраха. В 1970 г. окончил аспирантуру консерватории. С этого же года — солист Московской филармонии.

В 1957 г., в возрасте тринадцати лет, получил свою первую премию на конкурсе «Белые ночи» в Ленинграде и дебютировал в качестве солиста-скрипача на сцене Большого зала Ленинградской консерватории. Затем в течении нескольких лет завоевал ряд наград на престижных международных конкурсах: имени Маргариты Лонг и Жака Тибо в Париже (1965), имени Паганини в Генуе (1967), в канадском Монреале (1969, первая премия), на конкурсе имени Чайковского в Москве (1970, вторая премия).

С 1975 г., после сольных выступлений в США, началась его международная карьера. Выступал в качестве солиста с лучшими оркестрами мира, среди которых филармонические оркестры Москвы, Ленинграда, Берлина, Вены и др., симфонические оркестры Парижа, Чикаго, Филадельфии, Питтсбурга и Кливленда. Ему дирижировали Евгений Мравинский, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Мстислав Ростропович, Леонард Бернстайн, Сэйдзи Озава, Лорин Маазель и др.

В 1979 г. Спиваков дебютировал как дирижер с симфоническим Чикагским оркестром (США). Этому предшествовало обучение дирижерскому мастерству у профессора Израиля Гусмана в России и дирижеров Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна в США (в 1984 г. Бернстайн подарил ему свою дирижерскую палочку, с которой музыкант не расстается).

В том же 1979 г. с группой единомышленников Владимир Спиваков создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы» (15 июня 1982 г. получил официальный статус — Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР «Виртуозы Москвы») и стал его художественным руководителем, главным дирижером и солистом. Коллектив побывал с гастролями почти во всех крупных городах бывшего СССР, Европы, США и Японии, принимал участие в международных фестивалях. Считается одним из лучших камерных оркестров мира.

С 1989 г. проживает в Москве, Испании и Франции.

С 1999 г. по 2002 г. одновременно с работой с оркестром «Виртуозы Москвы» Владимир Спиваков был художественным руководителем и главным дирижером Российского Национального оркестра (РНО). Покинул свой пост досрочно, но до 2003 г. продолжал вести гастрольно-концертную деятельность с РНО.

В январе 2003 г. стал художественным руководителем и главным дирижером Национального филармонического оркестра России.

С 2003 г. — президент Московского Международного Дома Музыки.

Около 20 лет преподавал в Музыкально-педагогическом институте им.Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных), имеет звание профессора. Проводил мастер-классы в Цюрихе (с 1994 г.).

До 1997 г. Спиваков играл на скрипке работы мастера Франческо Гобетти (Италия, XVIII век), подаренной его педагогом Юрием Янкелевичем. С 1997 г. выступает со скрипкой работы Антонио Страдивари 1712 г., переданной ему в пожизненное пользование меценатами.

Дискография Владимира Спивакова как солиста и дирижера включает в себя более 40 компакт-дисков. Большинство записей осуществлены на фирмах BMG Classics, RCA Red Seal и Capriccio. Многие из них были удостоены престижных премий, в том числе Diapason D’Or («Золотой камертон»). Немецкая газета Sddeutsche Zeitung неоднократно называла альбомы Владимира Спивакова «Лучшими записями года».

Создатель и руководитель Международного музыкального фестиваля в Кольмаре (1989, Франция). В 2001 г. организовал Московский международный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает…».

Много лет занимается гуманитарной деятельностью. Так, после Чернобыльской катастрофы 1986 г. «Виртуозы Москвы» оказались единственным составом, приехавшим на фестиваль «Киевская весна». Вместе с оркестром маэстро давал концерты в Армении после землетрясения 1988 г. В 1994 г. организовал Международный благотворительный фонд, который оказывает детям.

Член Совета при президенте РФ по культуре и искусству. Член жюри известных международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале), председатель жюри международного конкурса «Мастера скрипки» в Монте-Карло и международного конкурса скрипачей имени Пабло Сарасате в Испании. Возглавлял жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве (2002, 2007). Является Послом культуры Всемирного экономического форума в Давосе.

Автор книги «Мимолетности». Говорит на идише, английском, французском, испанском и немецком языках. Имеет 2-й разряд по боксу.

Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии СССР (1989 г.), Государственной премии РФ (2011), премии Ленинского комсомола (1982), премии правительства РФ в области культуры (2010, за деятельность Международного благотворительного фонда). Награжден орденом Дружбы народов, орденами «За заслуги перед Отечеством» II и III степеней, а также высшими государственными наградами ряда стран: французским Орденом Почетного легиона (с 2000 г. — кавалер, с 2011 г. — офицер), итальянским орденом Звезды в степени командора, орденами «Данакер» (Кыргызстан), Святого Месропа Маштоца (Армения), Ярослава Мудрого 5-й степени и «За заслуги» III степени (Украина), Франциска Скорины (Белоруссия) и др. В 2006 г. был признан Артистом мира ЮНЕСКО, в 2009 г. награжден золотой медалью Моцарта ЮНЕСКО.

В его честь одна из малых планет получила название «Спиваков» (1994, № 5410, открыта 16 февраля 1967 г. советским астрономом Тамарой Смирновой).

От первого брака с Викторией Постниковой (1944 г.р., пианистка, лауреат нескольких международных конкурсов) имеет сына Александра (Рождественский). Вторая жена Сатеник (Сати) Саакянц (1962 г.р.) — драматическая актриса, автор и ведущая программ на телевидении. Дочери: Екатерина, Татьяна, Анна. В семье Спиваковых живет его племянница Александра, дочь умершей младшей сестры Елизаветы.

О жизни и творчестве Владимира Спивакова написаны книги. В частности: Сати Спивакова «Не всё»; Валентина Холопова «Путь артиста. Владимир Спиваков»; Габриэль Бройнер «Годы Спивакова. Хроника Международного музыкального фестиваля в Кольмаре 1989-2003 (G. Braeuner. Les annees Spivakov. Strasbourg, La Nuee Bleue, 2004), Соломон Волков «Диалоги со Спиваковым» и др. Ему посвящено несколько музыкальных произведений, в том числе «Пять фрагментов к картинам Иеронима Босха» Альфреда Шнитке, «Желтые звезды» Исаака Шварца, симфония «Тихое веяние» Вячеслава Артемова.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]