Когда-то две богатые семьи сложились, образовали небольшое общество и купили скрипку Страдивари для себя. Но отдали ее в пожизненное пользование человеку-легенде, нашему современнику, которым оказался Владимир Спиваков.
Это было разумным решением. По мнению музыканта, если раньше он учил обычную скрипку играть, то теперь скрипка Страдивари учит играть его.
Детство
Родился Владимир Спиваков в 1944 году в городе Черниковске (так раньше именовали Уфу), что в Башкирии. Мама скрипача, Екатерина Осиповна Вайнтрауб, приехала к мужу Теодору Владимировичу Спивакову, который по специальности был инженером, получившему ранение на фронте и трудящемуся в тылу. Там и родился Володя.
После войны семья переехала к себе на родину в Ленинград, где ютилась в семиметровой комнате в коммунальной квартире. Маленький Володя помнит, как они часто переезжали из одной комнаты в другую, постепенно расширяя жилые метры. Жили они и около Никольского собора. Владимир Спиваков запомнил на всю жизнь, как он вместе с соседкой Анной Ефимовной ходил в храм. В памяти мальчика запечатлелось его крещение, проведенное тайно. Но он об этом никогда не жалел, хотя и был из еврейской семьи.
Своему музыкальному дарованию Владимир обязан матери, у которой был абсолютный слух. Девятимесячного Володю Екатерина Осиповна сажала на пианино и играла музыкальные этюды. Ребенок при этом двигался в такт. Если музыка была веселая, он подпрыгивал, а если грустная – раскачивался.
Биография
Владимир Спиваков в 1967 году окончил Московскую консерваторию. К этому времени он уже имел целый ряд премий, полученных на конкурсах Международного уровня.
В 1975 году маэстро провёл несколько сольных концертов в США, которые прошли с большим успехом. В дальнейшем Владимир Теодорович многократно выступал с лучшими оркестрами мира. Ведущие мировые критики отмечают, что исполнительская манера В. Спивакова – интеллигентная, артистичная, яркая, эмоциональная, звук — богатый и объёмный. Сам же музыкант всегда говорит, что своим мастерством обязан педагогам Ю. Янкелевичу и Д. Ойстраху. В 1979 году Владимир Теодорович создал камерный струнный оркестр под названием «Виртуозы Москвы», где он является солистом, главным дирижером и художественным руководителем. Прежде чем организовать коллектив, В. Спиваков провёл длительную подготовительную работу. Он обучался искусству дирижирования у Л. Маазеля, И. Гусмана и даже у Л. Бернстайна. Последний подарил Владимиру Теодоровичу собственную дирижерскую палочку, с которой Спиваков не расстаётся по сей день.
Владимир Спиваков, биография творческая
С шести лет Володя стал учиться играть на скрипке у такого мастера, как Б. Э. Крюгер, который сначала не нашел у него таланта. По воспоминаниям музыканта, учитель выжимал из него все соки, и мальчику не хотелось играть. Но однажды услышав «Размышление» Петра Ильича Чайковского в исполнении ученика старшего класса, Володя был так потрясен, что, придя домой и взяв скрипку, одним пальцем и на одной струне исполнил музыкальное произведение. Эта музыка проникла в его сердце, и сейчас, как и тогда, Чайковский является любимым композитором маэстро.
Услышав, как мальчик играет «Размышление», Крюгер решил, что из него может что-то и получиться. Владимир Спиваков в 1955 году поступает в среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории.
Краткая биография Владимира Спивакова
В 1944 году в Башкирии родился будущий талантливый еврей-музыкант. Екатерина Осиповна Вайнтрауб родила Теодору Владимировичу Спивакову в г. Черниковске (нынешней Уфе) Владимира. То были лютые военные годы и суровый быт в тылу, где комиссованный с фронта по ранению супруг работал инженером. По окончании войны семья переехала в родной Ленинград.
Не смотря на свои еврейские корни, Владимир еще в детстве покрестился и ходил почти на все службы в православные храмы. Из той поры он хорошо помнит, как их семья постоянно переезжала из-за непрерывного процесса улучшения жилищных условий. Наступил момент, когда две богатые семьи сложились и купили скрипку Страдивари, которую и отдали в пожизненное пользование гениальному музыканту. С той поры Спиваков стал утверждать, что не он учит скрипку звучанию, а именно она его.
С шестилетнего возраста мальчик брал уроки игры на скрипке у известного мастера Б. Э. Крюгера. Интересен факт из жизни маэстро, когда он впервые услышал музыкальное произведение П. И. Чайковского «Размышление» в исполнении одного из учеников старших классов. Придя домой, Владимир так отрепетировал его, что учитель, до этого отвергавший какой-либо талант у мальчика, был вынужден кардинально изменить свое мнение по этому вопросу.
В 1955 году Владимир Спиваков поступает в музыкальную школу при Ленинградской консерватории. Примерно в это же время одаренный молодой человек начинает активно развивать у себя талант художника, поступив вольнослушателем в школу живописи при Ленинградской академии искусств. Но, когда остро стал вопрос о выборе профессии, он все-таки был вынужден отдать предпочтение именно музыке.
В тридцатипятилетнем возрасте уже состоявшийся музыкант начинает заниматься получением дирижерской профессии, беря уроки в течение пяти лет у И. Б. Гусмана в Москве и Нижнем Новгороде. А потом страна узнает о камерном оркестре «Виртуозы Москвы», который через некоторое время распадается и воссоздается в новом виде как «Виртуозы». Теперь Владимир Теодорович становится настоящим мэтром и известной во всем музыкальном мире личностью.
Живопись в жизни музыканта
Но у Володи открылся также талант к изобразительному искусству. Все эти годы он посещал вольнослушателем школу живописи при Ленинградской академии искусств. Было даже время, когда Спиваков всерьез хотел стать художником, но пришло время, когда перед ним стал выбор: или музыка или живопись.
Владимир Теодорович, делясь своими познаниями, говорил, что живопись сильно помогала ему в игре на скрипке, так как у художников обостренное чувство цвета, перспективы и композиции, которое можно применить в музыке.
Скрипка
Владимир Спиваков, музыка для которого всегда была самым главным в жизни, начал свой творческий путь в 7 лет. Сначала он обучался игре на виолончели. Но будущий знаменитый музыкант был очень худеньким и маленьким, поэтому попросил заменить ему инструмент на что-то более лёгкое. После чего его определили на скрипку. Сначала мальчик учился в обычной музыкальной школ, а в 1961 году перевёлся в десятилетку при консерватории. Его педагог считал Владимира талантливым и говорил, что в его руках любая кастрюля будет звучать.
До 1997 года Владимир Теодорович играл на скрипке, созданной мастером Франческо Гобетти. Ему подарил её его педагог — профессор Янкелевич. А в 1997 году сбылась его мечта – у него появилась скрипка Антонио Страдивари, которую он получил в подарок от поклонников и меценатов.
Как защищать скрипку
Став подростком, Спивакову пришлось защищать скрипку от безжалостных сверстников. Именно тогда Володя Спиваков, мальчик из хорошей семьи, решил записаться в секцию бокса. Эти навыки ему пригодились и в дальнейшем.
В 1977 году в знаменитом концертном зале Карнеги Холл Владимира Спивакова атаковали прямо на сцене. Во время концерта какой-то молодой человек с десятого ряда выбегает на сцену и бросает Спивакову прямо в солнечное сплетение трехкилограммовую пластмассовую банку. В первый момент музыкант подумал, что его хотят убить. Его согнуло пополам, но он продолжал из последних сил играть. Затем, имея наметанный глаз как художник, Владимир заметил на скрипке каплю красной краски. В сознании все прояснилось, он понял, что его не намеривались убить, и дал себе внутренний приказ доиграть до конца. Постепенно выравнивая дыхание и разгибаясь, Владимир Спиваков концерт доиграл до конца, полностью выпрямившись. Последняя нота ре зазвучала на фортиссимо.
Видя такое мужество музыканта, весь зал встал и кричал «браво». Об этом случае написал известный писатель Сергей Довлатов в своем ироничном рассказе «Соло на ундервуде».
Когда Спиваков рассказал об этом случае другу детства и писателю Соломону Волкову, тот, в свою очередь, выразил желание, чтобы его другу за мужество дали звание заслуженного артиста. На что Спиваков сказал, что лучше бы ему дали звание заслуженного мастера спорта.
Владимир Спиваков: личная жизнь
Первой женой музыканта стала известная пианистка Виктория Постникова. Поженились они совсем юными, по большой любви, и вскоре родился сын, Александр, который в дальнейшем пошел по стопам отца и стал скрипачом.
Виктория была талантливой пианисткой и, как и муж, получала премии на конкурсах. В 1970 году в самом трудном музыкальном конкурсе имени Чайковского Владимир Спиваков становится лауреатом конкурса и получает серебряную медаль и вторую премию. Виктория также получает на этом конкурсе премию. Несмотря на музыкальные успехи супругов и жертвенную любовь мужа, Виктория решает уйти от него к композитору Геннадию Рождественскому.
Спиваков мужественно переносит этот удар, предательство. Он лично провожает жену и сажает в такси. После этого решение его посвятить всего себя музыке укрепляется.
Сати Спивакова
Только много лет спустя, гастролируя вместе с оркестром «Виртуозы Москвы» в Ереване, Спиваков приходит в гости к известному армянскому скрипачу Зарэ Саакянцу. Увидев на стене фотографии молодой красивой девушки, он сразу подумал, что она станет его женой. Впоследствии так и вышло. Сати Саакянц в это время училась в Москве в ГИТИСе. Пригласив ее на свой концерт, Спиваков уже не мог не думать о ней. Приехав после очередных гастролей домой, он в двенадцать ночи позвонил Сати и извинился за столь поздний звонок, на что она ответила, что ждала его.
У них родились две девочки: Татьяна и Анна. Старшая Татьяна сейчас служит в театре, пошла по стопам матери, а младшая Анна посвятила себя музыке, стала певицей. Помимо них, Спиваковы удочерили дочку сестры Владимира Теодоровича, рано ушедшей из жизни.
Личная жизнь Владимира Спивакова
Даже сейчас, когда музыканту более 70 лет, женщины не остаются равнодушными к обаянию и энергичности Спивакова, он был женат трижды. Первая жена, Виктория, была замечательной пианисткой. Их союз был основан на пылкой влюбленности. У пары родился сын, который тоже стал музыкантом. Но с бытом молодая семья не справилась.
После расставания с Викторией у Владимира был гражданский брак со Светланой Безродной, которая принимала участие в создании оркестра. Но отношения не сложились, хотя продлились 7 лет.
Второй официальной женой Владимира стала Сати Саакянц, закончившая ГИТИС. С ней он счастлив уже около 30 лет. У них трое дочерей, также пара удочерила племянницу Владимира, дочь его умершей сестры.
Девяностые годы
В начале перестройки и потом в трудные годы, когда распалась такая империя, как Советский Союз, Владимир Теодорович понял, что в данное время тяжело придется жить детям и старикам, и решил вместе с друзьями организовать Фонд Владимира Спивакова, материально и морально протягивающий руку помощи всем нуждающимся.
Когда музыкант и дирижер гастролирует с юными музыкантами по городам России, он ставит условие, которое не может быть не выполнено. Прямо на сцене в качестве приглашенных должны сидеть дети из местных музыкальных школ и их педагоги.
Такие известные пианисты, как Денис Мацуев и Женя Кисин начинали свою карьеру у Владимира Спивакова.
Дирижер
В возрасте 35 лет музыкант начинает задумываться над дирижерской профессией, которая все больше его увлекает. Владимир Теодорович считает, что в каждом музыканте должен сидеть дирижер. Настоящим дирижером трудно стать, это требует особой подготовки. Поэтому Спиваков берет уроки у И. Б. Гусмана, и в течение пяти лет занимается у него в Нижнем Новгороде и Москве.
Владимиру Спивакову своими советами помогали такие мэтры дирижерского искусства, как Бернстайн, Маазель. А дирижерскую палочку Леонардо Бернстайна Владимир Теодорович хранит как реликвию.
Постепенно организуется камерный оркестр Владимира Спивакова «Виртуозы Москвы», состоящий из блестящих музыкантов, близких друзей мэтра. Об их успешных концертах наслышаны все люди, мало-мальски интересующиеся классической музыкой. Потом, к сожалению, оркестр распался, но сейчас опять звучат «Виртуозы» в новом составе.
На сегодняшний день Спиваков, помимо фонда, камерного оркестра, руководит Российским национальным оркестром, репертуар которого большей частью состоит из музыкальных произведений русских композиторов.
Спиваков — человек большой души, и понимает, что такое культура, искусство и воспитание детей. Поэтому совершенно понятно, почему он создал фонд, который соединяет детей и артистов из разных стран. Такое определение, как человек-мост, вполне ему подходит.