В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Домогаров.
Александр Домогаров | ||
Aleksandr Domogarov | ||
Имя при рождении: | Александр Юрьевич Домогаров | |
Профессия: | актёр, телеведущий, певец | |
Карьера: | 1984 — наст. время | |
Награды: |
Запись голоса А.Ю. Домогарова | |
Из интервью «Эхо Москвы» 23 апреля 2005 | |
Помощь по воспроизведению |
Алекса́ндр Ю́рьевич Домога́ров
(12 июля 1963, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, телеведущий, исполнитель русского шансона, народный артист Российской Федерации (2007)[1].
Содержание
- 1 Биография 1.1 Семья
- 3.1 Центральный академический театр Российской армии
- 4.1 Художественные фильмы
Биография
Родился в Москве 12 июля 1963 года. В 1984 году окончил Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, где занимался в мастерской В. И. Коршунова.
Служил в Малом театре, в Театре Советской Армии, с 1995 года является актёром Московского театра имени Моссовета. На этой сцене он играет Марата
в спектакле «Мой бедный Марат», Сирано в спектакле «Сирано де Бержерак», доктора Джекила и мистера Хайда в музыкальном спектакле «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (российская версия бродвейского мюзикла «Джекил и Хайд»), где исполняет сложные вокальные партии, а также Астрова в спектакле «Дядя Ваня». Актёр также принимал участие в постановках других театров: заглавные роли в спектаклях «Нижинский, сумасшедший божий клоун» в Московском театре на Малой Бронной и «Макбет» в Краковском театре «Богателла», причём на польском языке.
В кино Александр Домогаров снимается с 1984 года, дебютировав в картине «Наследство» режиссёра Георгия Натансона. Известность ему принесла роль Павла Горина
в историко-приключенческой картине Светланы Дружининой «Гардемарины — III».
Большую популярность актёр приобрёл после выхода исторического телесериала «Графиня де Монсоро», где он сыграл главную роль — графа де Бюсси
. Не меньшим успехом пользуются детективно-приключенческие сериалы — «Бандитский Петербург» и «Марш Турецкого».
На мировую киноарену Александр Домогаров вышел благодаря фильму Ежи Гофмана «Огнём и мечом», в котором он сыграл казачьего полковника Богуна. В Польше актёр также снялся в фильмах «Одна июньская ночь», «Волна преступности» и «Варшавская битва. 1920», а в Швеции — в картине «Ныряльщик».
Творческому пути и личной жизни А. Домогарова посвящён документальный фильм «Александр Домогаров. Исповедь одинокого мужчины» (Первый канал, эфир 17 марта 2012 г.)
Семья
- Отец Юрий Львович Домогаров (1915—1991)[2], до войны снялся в фильме «Суворов» в роли генерала Платова, участник Великой Отечественной войны, после второго курса ВГИКа ушёл на фронт вместе с Михаилом Глузским, А. Петровым, получил ранение под Ржевом в 1942 году. Был награждён орденом Красного Знамени и ещё более 20 орденами и медалями, после войны работал директором-распорядителем Москонцерта, потом директором Росконцерта. В 1970-х годы по приказу Фурцевой был назначен управляющим «СоюзАттракциона». В 1971 году организовал в Москве Первую Всемирную выставку аттракционов, потом был директором Центрального детского академического музыкального театра имени Наталии Сац[3][4]
- Мать Наталья Петровна Домогарова (1928[2] — июнь 2002 года[5])[4]. Брат Андрей Юрьевич Домогаров (1953) — окончил Московский автомобильно-дорожный институт, кандидат технических наук, преподаёт в том же институте.[6]
- Первая жена Сагоян Наталья Эдуардовна. Сын Дмитрий, (7 января 1985 г. — 7 июня 2008 г.), погиб в ДТП.
- Сын Александр Домогаров-младший, актёр, родился 7 февраля 1989 года.
Кино
В кино Александр Домогаров начал сниматься с 1984 года в основном в эпизодических ролях — Александра Сумарокова в сериале «Михайло Ломоносов», Антона в фильме «Лиха беда начало», Александра I в фильме «АССА», Хоби в «Визите дамы». Первую главную роль в кино он сыграл в 1990 году в фильме «Крест милосердия».
Успех актеру принесла роль Павла Горина в «Гардемаринах III» — третьем фильме из приключенческой трилогии. Большую популярность у зрителей получил телесериал «Графиня де Монсоро», где Домогаров предстал в роли графа де Бюсси. По количеству скачиваний из интернета этот сериал до сих пор в безусловных лидерах.
В 1999 году пришло и признание за рубежом: польский фильм «Огнем и мечом», в котором Домогаров создал образ украинского казака Богуна, был представлен на Каннском фестивале.
Актер много снимается в сериалах: сыграл главные роли «Бандитский Петербург», «Марш Турецкого», «МУР», «Фурцева», «Зоннентау», «Марьина роща», «На солнечной стороне улицы», «Достоевский» и др.
Всего в кино актером было сыграно более 50 ролей. Он снимался у Сергея Соловьева, Михаила Козакова, Александра Прошкина, Светланы Дружининой, Владимира Бортко.
«В Домогарова влюблены все женщины Европы, — такое мнение высказал РИА Новости кинорежиссер Владимир Бортко. — Такого красавца найти чрезвычайно сложно, а уж если он при этом и умен, что случается редко, и еще талантлив, то цены ему нет. Пример тому Александр Домогаров, с которым я работал на двух картинах, чем горжусь, и смею надеяться на сотрудничество в будущем».
Признание и награды
- 1997 — Премия «Чайка» в номинации «Лучший актёр театрального сезона 1996—1997 года» за исполнение роли Жоржа Дюруа в спектакле «Милый друг»
- 2000 — Приз «Легионер» Фестиваля «Созвездие» как лучшему российскому артисту в зарубежном фильме за роль в фильме «Огнём и мечом»
- 2000 — Заслуженный артист России — за заслуги в области искусства
[7] - 2002 — Лучший российский артист в зарубежном фильме (Кинофестиваль «Созвездие — 2000»)
- 2007 — Народный артист Российской Федерации
- 2007 — Номинирован на премию «Кинонаграды MTV-Россия» как лучший злодей (за фильм «Волкодав»)
Заслуженные награды
В 2000 году в личной биографии Александра Домогарова происходит знаменательное событие – он получает звание «Заслуженного артиста РФ». Несмотря на то что он больше всего знаком своими ролями в сериальных проектах, у него есть и несколько выдающихся ролей в большом кино. В 2006 году он участвует в съемках документальной картины «Аксиорикс!», которая рассказывает о жизни патриарха Тихона.
Уже в 2007 году актер получает звание Народного артиста страны и номинируется на несколько престижных премий благодаря своей роли в фэнтези «Волкодав». В 2012 году про актера снимается документальный фильм «Исповедь одинокого мужчины», который транслировался на Первом канале.
Театральные работы
Центральный академический театр Российской армии
- «Дама с камелиями», по роману А. Дюма
, реж. А. Бурдонский —
Арман Дюваль - «Деревья умирают стоя», по пьесе А. Касона
, реж. А. Бурдонский —
Директор - «Макбет», по пьесе У. Шекспира
, реж. И. Унгуряну —
Макдуф - «На бойком месте» — Миловидов
- «Имя странного Потёмкина…» (Обретение) — Платон Зубов
- «Моя профессия — синьор из общества» Дж. Скарниччи, Р. Тарабузи — Витторио
- «Павел I» — Александр
Театр на Малой Бронной
- «Нижинский, сумасшедший Божий клоун» Гленна Бламстейна — Вацлав Нижинский
Театр «Багателла» (Краков)
- Макбет
— «Макбет», по пьесе
У. Шекспира
, реж. Вальдемар Смигасевич
Открытый театр (антреприза)
- «Мужской сезон» — Арсений
Театр им. Моссовета
- «Мой бедный Марат», по пьесе А. Арбузова
, реж. А. Житинкин —
Марат Евстигнеев - «Бегущие странники», по пьесе А. Казанцева
, реж. Л. Хейфец —
Дмитрий - «Он пришёл», по пьесе Д. Пристли, реж. А. Житинкин — Джеральд Крофт
- «Милый друг», по роману Г. де Мопассана
, реж. А. Житинкин —
Жорж Дюруа - «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, реж. Павел Хомский — Сирано де Бержерак
- «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», реж. Павел Хомский — Джекил/Хайд
- «Дядя Ваня» по пьесе А. П. Чехова, реж. Андрей Кончаловский — Михаил Львович Астров, врач
- «Три сестры» по пьесе А. П. Чехова, реж. Андрей Кончаловский — Александр Игнатьевич Вершинин, подполковник, батарейный командир
- «Вишневый сад» по пьесе А.П.Чехова, реж. Андрей Кончаловский — Леонид Андреевич Гаев
Известный ловелас
О личной жизни Александра еще с 80-х годов ходят невероятные легенды. Красивый, сексуальный актер всегда пользовался популярностью у женщин, поэтому не удивительно, что в официальном браке он состоял неоднократно.
Первую законную женуДомогарова звали Наталья Эдуардовна Сагоян, с которой он прожил несколько лет. За это время у них родился сын Дмитрий. К сожалению, после расставания с супругой, артист не поддерживал отношения со своим первенцем. Более того, в возрасте 23-х лет юноша погиб под колесами автомобиля, а именитый отец не явился на похороны старшего ребенка.
Со второй женой Александр познакомился во время работы в ЦАТРА. Ею стала заведующая костюмами Ирина Гуненкова, с которой он около года прожил в гражданском браке. После предложения руки и сердца, девушка стала официальной супругой известного актера. В браке родился сын Александр, который пошел по стопам отца. Спустя 10 лет счастливой семейной жизни, пара рассталась.
Причиной развода Александра и Ирины стала актриса Наталья Громушкина, с которой он изменял Гуненковой. Практически сразу после официального расставания с предыдущей женой, он зарегистрировал новый брак с новой возлюбленной. Громушкина продержалась не долго, и спустя 4 года ушла от любвеобильного актера. Домогаров не расстроился и с головой окунулся в следующий роман.
С 2005 года Александр жил в гражданском браке с одной из самых красивых российских актрис – Мариной Александровой. Пара часто ругалась на публике, затем так же прилюдно мирилась. Но через 2 года терпение артистки лопнуло, и она поставила жирную точку в отношениях с Александром. Сейчас Домогаров находится в активном поиске той единственной возлюбленной, с которой проведет всю жизнь.
Фильмография
Художественные фильмы
- 1984 — Наследство — Слава
- 1985 — Лиха беда начало — Антон, журналист
- 1986 — Михайло Ломоносов — Александр Сумароков (в молодости)
- 1987 — Асса — Александр I
- 1988 — Муж и дочь Тамары Александровны — одноклассник Феди
- 1988 — И свет во тьме светит (фильм-спектакль) — Стёпа, сын Сарынцевых
- 1989 — Визит дамы — Хоби, киноактёр, очередной муж Клер Цаханассьян
- 1990 — Делай — раз! — Гоша, младший сержант
- 1991 — Кровь за кровь — Бубусь
- 1992 — Гардемарины 3 — Павел Горин
- 1993 — Если бы знать… — Василий Васильевич Солёный, офицер
- 1993 — Шейлок
- 1996 — Белый танец — Никита, успешный бизнесмен
- 1999 — На краю света (польск. Na koniec świata
) —
Виктор, художник - 2000 — Игра на вылет — Николай
- 2001 — Я — кукла — Виктор Воробьёв, спецназовец
- 2001 — Ныряльщик — Виктор
- 2003 — Женский роман — Олег Ермаков
- 2005 — Роман ужасов — Б.И.Ч.
- 2006 — Волкодав из рода Серых Псов — «Людоед»
- 2006 — Граф Монтенегро — Михаил Милорадович / граф Милорадович
- 2006 — Заступник — Яков Агранов
- 2007 — Стикс — Иван Мукаев, следователь
- 2007 — Долг — Иван Васильевич Мастаков (Гусев)
- 2007 — Инди — Арсений
- 2007 — Живописная авантюра — Максим Александрович Ильин
- 2007 — Глянец — Михаил Клименко, олигарх
- 2008 — Старшая жена — Макс
- 2008 — Белая ночь, нежная ночь — Павел Власов, бизнесмен
- 2008 — Легенда о летающем Киприане (словацк. Legenda o lietajúcom Cypriánovi) — Валенты Гресь
- 2009 — Царь — Алексей Басманов
- 2010 — Любовь без правил — Артём Большаков
- 2011 — Варшавская битва. 1920 (польск. 1920 Bitwa warszawska
) —
Крышкин, сотник - 2011 — На всю жизнь — Станислав Михайлович Вольный, бизнесмен
- 2012 — МУР. Третий фронт — Петр Казимирович Прилуцкий / Павел Кириллович Крук, главарь бандитов
- 2013 — Легенды о Круге — Леонид Телешев, друг Михаила Круга
- 2013 — Weekend — Иван Иванович, префект, брат жены Лебедева
- 2016 — Гардемарины IV — Павел Горин
Телесериалы
- 1994 — Крест милосердия — Андрей
- 1996 — 1997 — Королева Марго — граф Луи де Клермон де Бюсси, сеньор д`Амбуаз
- 1997 — Графиня де Монсоро — граф Луи де Клермон де Бюсси, сеньор д`Амбуаз
- 1999 — Огнём и мечом (польск. Ogniem i mieczem
) —
Иван Богун, казацкий полковник - 1999 — Что сказал покойник — «Головорез», агент
- 2000 — Марш Турецкого — Александр Борисович Турецкий, следователь Генеральной Прокуратуры РФ по особо важным делам / старший советник юстиции / государственный советник юстиции 3 класса
- 2000 — Империя под ударом — Георгий Гапон, священник
- 2000 — Бандитский Петербург. Фильм 1. Барон (серии № 2-5) — Андрей Викторович Серёгин (Обнорский), журналист (прототип — Андрей Константинов)
- 2000 — Бандитский Петербург. Фильм 2. Адвокат — Андрей Викторович Серёгин (Обнорский), журналист
- 2001 — Саломея — Василий Павлович Дмитрицкий, поручик / Прохор Васильевич Захолустьев, купеческий сын
- 2001 — Бандитский Петербург. Фильм 3. Крах Антибиотика — Андрей Викторович Серёгин (Обнорский), журналист
- 2003 — Бандитский Петербург. Фильм 4. Арестант — Андрей Викторович Серёгин (Обнорский), журналист
- 2003 — Бандитский Петербург. Фильм 5. Опер — Андрей Викторович Серёгин (Обнорский), журналист
- 2003 — Бандитский Петербург. Фильм 6. Журналист — Андрей Викторович Серёгин (Обнорский), журналист
- 2003 — Зачем тебе алиби? — Игорь
- 2003 — Идиот — Евгений Павлович Радомский, жених Аглаи
- 2003 — Медовый месяц — Андрей, бизнесмен, владелец строительной фирмы
- 2003—2008 — Волна преступности (польск. Fala zbrodni
) —
Сергей Ильюшин - 2004 — Пепел «Феникса» — Тимур Игоревич Зуев, адвокат
- 2004 — Узкий мост — Анатолий Гладырев, актёр
- 2004 — Потерявшие солнце — Антон Владимирович Челышев, капитан милиции, оперуполномоченный
- 2005 — Звезда эпохи — Константин Симонов, поэт
- 2005 — Сатисфакция — Александр Шуленин
- 2006 — Тёмный инстинкт — Дмитрий Корсаков, музыкант
- 2008 — Если нам судьба — Александр Власов, известный артист
- 2008 — Наследство — Станислав Андреевич Прохоров
- 2008 — Не отрекаются любя — Глеб Крымов
- 2010 — Сивый мерин — Дмитрий Кораблёв, телеведущий
- 2011 — Тайны дворцовых переворотов — Мориц Линар, граф, саксонский посланник
- 2011 — Моя вторая половинка — Алексей Кочевников, руководитель рекламного агентства
- 2011 — Пилот международных авиалиний — Александр Степанов, пилот
- 2011 — Достоевский — Александр Иванович Исаев, первый муж Марии Дмитриевны
- 2011 — Фурцева — Николай Фирюбин, дипломат, второй муж Екатерины Фурцевой
- 2011 — На солнечной стороне улицы[8] — Юрий Кондратьевич Семипалый
- 2011 — Чужое лицо — Сергей Петрович Юрышев, контр-адмирал Министерства Обороны СССР / Роман Ставинский-Вильямс, стоматолог
- 2012 — Зоннентау — Харальд Соммерсет
- 2012 — Средство от смерти — Павел Рябинин, главный редактор частной газеты
- 2012 — МУР — Пётр Казимирович Прилуцкий (Павел Кириллович Крук), главарь банды
- 2012—2013 — Кровь из крови (польск. Krew z krwi
) —
Антон - 2013 — Марьина роща — Константин Борисович Трошин, капитан милиции
- 2013 — Убить Сталина — Иван Бережной, капитан НКВД
- 2014 — Господа-товарищи — Николай Александрович Вараксин, следователь Московского уголовного розыска, дворянин, бывший следователь царской сыскной полиции
- 2014 — Марьина роща 2 — Константин Борисович Трошин, капитан милиции
- 2016 — Жемчуга — Роман Борисович Князев, художник
Примечания
- [graph.document.kremlin.ru/page.aspx?664931 Почётное звание присвоено указом Президента РФ № 456 от 9 апреля 2007 года]
- ↑ 12
[web.archive.org/web/20101212132444/www.biograph.ru/bank/domogarov.htm Домогаров Александр Юрьевич] - [www.domogarov.ru/photo/detstvo5.htm Александр Домогаров. Мой фотоальбом. Детство]
- ↑ 12
[www.domogarov.ru/photo/detstvo2.htm Александр Домогаров. Мой фотоальбом. Детство] - [www.kinofilms.com.ua/star/397_Aleksandr_Domogarov Александр Домогаров]
- [www.domogarov.ru/photo/detstvo.htm Александр Домогаров. Мой фотоальбом. Детство]
- [kremlin.ru/acts/bank/16281 Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 2000 года № 1885 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»]. // Официальный сайт Президента России. Проверено 15 июля 2020.
- [www.koburafilm.com/projects/6/ «На солнечной стороне улицы». О фильме на портале .] // koburafilm.com
Личная жизнь Александра Домогарова
Личная жизнь Александра Домогарова насыщенна различными событиями. Статный мужчина трижды официально и по любви женат.
Первой избранницей Александра Домогарова стала его детская любовь Наталья Сагоян. Но их союз был недолгим.
Второй избранницей стала костюмерша из Театра Советской Армии, Ирина Гуненкова. Именно там начиналась карьера талантливого актера.
Спустя чуть больше 10 лет Александр встретил новую любовь – молодую актрису Наталью Громушкину. Она стала третьей официально женой артиста. Брак продлился 4 года.
Последней его любовью стала успешная женщина, бизнесмен Наталья Черникова. Но до свадьбы дело не дошло. Лариса Черникова, к сожалению, умерла от страшной болезни лимфомы.
После этого трагического случая о внутреннем и личном мирах актера Александра Домогарова ничего не известно. А в 2020 году в различных СМИ появились новости о том, что очень заболел актер Домогаров Александр. Болезнь известного актера для всех его ярых поклонников была неожиданностью. Вскоре он выздоровел и продолжает радовать своим творчеством.
Ссылки
- [www.aleksandrdomogarov.ru/ Официальный сайт]
- [www.facebook.com/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80-%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2-%D0%9E%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0-1449583625337488/ Официальная группа на www.facebook.com]
- Сайты, посвящённые Александру Домогарову: [www.a-domogarov.narod.ru 1], [www.alexandrdomogarov.info 2]
- Александр Домогаров (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Александр Домогаров в «Твиттере» — [www.domogarov.com/forum/index.php/topic/2020-аккаунт-александра-домогарова-в-твиттере/page__pid__203817#entry203817 доказательство]
- [teatron-journal.ru/dejstvuyushchie-litsa/lyudi-s-ekrana/item/14-domogarov Александр Домогаров: «Верю в хорошее»] Интервью журналу «Театрон»
Отрывок, характеризующий Домогаров, Александр Юрьевич
– Каким ты щеголем нынче! – оглядывая его новый ментик и вальтрап, сказал Несвицкий. Денисов улыбнулся, достал из ташки платок, распространявший запах духов, и сунул в нос Несвицкому. – Нельзя, в дело иду! выбг’ился, зубы вычистил и надушился. Осанистая фигура Несвицкого, сопровождаемая казаком, и решительность Денисова, махавшего саблей и отчаянно кричавшего, подействовали так, что они протискались на ту сторону моста и остановили пехоту. Несвицкий нашел у выезда полковника, которому ему надо было передать приказание, и, исполнив свое поручение, поехал назад. Расчистив дорогу, Денисов остановился у входа на мост. Небрежно сдерживая рвавшегося к своим и бившего ногой жеребца, он смотрел на двигавшийся ему навстречу эскадрон. По доскам моста раздались прозрачные звуки копыт, как будто скакало несколько лошадей, и эскадрон, с офицерами впереди по четыре человека в ряд, растянулся по мосту и стал выходить на ту сторону. Остановленные пехотные солдаты, толпясь в растоптанной у моста грязи, с тем особенным недоброжелательным чувством отчужденности и насмешки, с каким встречаются обыкновенно различные роды войск, смотрели на чистых, щеголеватых гусар, стройно проходивших мимо их. – Нарядные ребята! Только бы на Подновинское! – Что от них проку! Только напоказ и водят! – говорил другой. – Пехота, не пыли! – шутил гусар, под которым лошадь, заиграв, брызнула грязью в пехотинца. – Прогонял бы тебя с ранцем перехода два, шнурки то бы повытерлись, – обтирая рукавом грязь с лица, говорил пехотинец; – а то не человек, а птица сидит! – То то бы тебя, Зикин, на коня посадить, ловок бы ты был, – шутил ефрейтор над худым, скрюченным от тяжести ранца солдатиком. – Дубинку промеж ног возьми, вот тебе и конь буде, – отозвался гусар. Остальная пехота поспешно проходила по мосту, спираясь воронкой у входа. Наконец повозки все прошли, давка стала меньше, и последний батальон вступил на мост. Одни гусары эскадрона Денисова оставались по ту сторону моста против неприятеля. Неприятель, вдалеке видный с противоположной горы, снизу, от моста, не был еще виден, так как из лощины, по которой текла река, горизонт оканчивался противоположным возвышением не дальше полуверсты. Впереди была пустыня, по которой кое где шевелились кучки наших разъездных казаков. Вдруг на противоположном возвышении дороги показались войска в синих капотах и артиллерия. Это были французы. Разъезд казаков рысью отошел под гору. Все офицеры и люди эскадрона Денисова, хотя и старались говорить о постороннем и смотреть по сторонам, не переставали думать только о том, что было там, на горе, и беспрестанно всё вглядывались в выходившие на горизонт пятна, которые они признавали за неприятельские войска. Погода после полудня опять прояснилась, солнце ярко спускалось над Дунаем и окружающими его темными горами. Было тихо, и с той горы изредка долетали звуки рожков и криков неприятеля. Между эскадроном и неприятелями уже никого не было, кроме мелких разъездов. Пустое пространство, саженей в триста, отделяло их от него. Неприятель перестал стрелять, и тем яснее чувствовалась та строгая, грозная, неприступная и неуловимая черта, которая разделяет два неприятельские войска. «Один шаг за эту черту, напоминающую черту, отделяющую живых от мертвых, и – неизвестность страдания и смерть. И что там? кто там? там, за этим полем, и деревом, и крышей, освещенной солнцем? Никто не знает, и хочется знать; и страшно перейти эту черту, и хочется перейти ее; и знаешь, что рано или поздно придется перейти ее и узнать, что там, по той стороне черты, как и неизбежно узнать, что там, по ту сторону смерти. А сам силен, здоров, весел и раздражен и окружен такими здоровыми и раздраженно оживленными людьми». Так ежели и не думает, то чувствует всякий человек, находящийся в виду неприятеля, и чувство это придает особенный блеск и радостную резкость впечатлений всему происходящему в эти минуты. На бугре у неприятеля показался дымок выстрела, и ядро, свистя, пролетело над головами гусарского эскадрона. Офицеры, стоявшие вместе, разъехались по местам. Гусары старательно стали выравнивать лошадей. В эскадроне всё замолкло. Все поглядывали вперед на неприятеля и на эскадронного командира, ожидая команды. Пролетело другое, третье ядро. Очевидно, что стреляли по гусарам; но ядро, равномерно быстро свистя, пролетало над головами гусар и ударялось где то сзади. Гусары не оглядывались, но при каждом звуке пролетающего ядра, будто по команде, весь эскадрон с своими однообразно разнообразными лицами, сдерживая дыханье, пока летело ядро, приподнимался на стременах и снова опускался. Солдаты, не поворачивая головы, косились друг на друга, с любопытством высматривая впечатление товарища. На каждом лице, от Денисова до горниста, показалась около губ и подбородка одна общая черта борьбы, раздраженности и волнения. Вахмистр хмурился, оглядывая солдат, как будто угрожая наказанием. Юнкер Миронов нагибался при каждом пролете ядра. Ростов, стоя на левом фланге на своем тронутом ногами, но видном Грачике, имел счастливый вид ученика, вызванного перед большою публикой к экзамену, в котором он уверен, что отличится. Он ясно и светло оглядывался на всех, как бы прося обратить внимание на то, как он спокойно стоит под ядрами. Но и в его лице та же черта чего то нового и строгого, против его воли, показывалась около рта. – Кто там кланяется? Юнкег’ Миг’онов! Hexoг’oшo, на меня смотг’ите! – закричал Денисов, которому не стоялось на месте и который вертелся на лошади перед эскадроном. Курносое и черноволосатое лицо Васьки Денисова и вся его маленькая сбитая фигурка с его жилистою (с короткими пальцами, покрытыми волосами) кистью руки, в которой он держал ефес вынутой наголо сабли, было точно такое же, как и всегда, особенно к вечеру, после выпитых двух бутылок. Он был только более обыкновенного красен и, задрав свою мохнатую голову кверху, как птицы, когда они пьют, безжалостно вдавив своими маленькими ногами шпоры в бока доброго Бедуина, он, будто падая назад, поскакал к другому флангу эскадрона и хриплым голосом закричал, чтоб осмотрели пистолеты. Он подъехал к Кирстену. Штаб ротмистр, на широкой и степенной кобыле, шагом ехал навстречу Денисову. Штаб ротмистр, с своими длинными усами, был серьезен, как и всегда, только глаза его блестели больше обыкновенного. – Да что? – сказал он Денисову, – не дойдет дело до драки. Вот увидишь, назад уйдем. – Чог’т их знает, что делают – проворчал Денисов. – А! Г’остов! – крикнул он юнкеру, заметив его веселое лицо. – Ну, дождался. И он улыбнулся одобрительно, видимо радуясь на юнкера. Ростов почувствовал себя совершенно счастливым. В это время начальник показался на мосту. Денисов поскакал к нему. – Ваше пг’евосходительство! позвольте атаковать! я их опг’окину. – Какие тут атаки, – сказал начальник скучливым голосом, морщась, как от докучливой мухи. – И зачем вы тут стоите? Видите, фланкеры отступают. Ведите назад эскадрон. Эскадрон перешел мост и вышел из под выстрелов, не потеряв ни одного человека. Вслед за ним перешел и второй эскадрон, бывший в цепи, и последние казаки очистили ту сторону. Два эскадрона павлоградцев, перейдя мост, один за другим, пошли назад на гору. Полковой командир Карл Богданович Шуберт подъехал к эскадрону Денисова и ехал шагом недалеко от Ростова, не обращая на него никакого внимания, несмотря на то, что после бывшего столкновения за Телянина, они виделись теперь в первый раз. Ростов, чувствуя себя во фронте во власти человека, перед которым он теперь считал себя виноватым, не спускал глаз с атлетической спины, белокурого затылка и красной шеи полкового командира. Ростову то казалось, что Богданыч только притворяется невнимательным, и что вся цель его теперь состоит в том, чтоб испытать храбрость юнкера, и он выпрямлялся и весело оглядывался; то ему казалось, что Богданыч нарочно едет близко, чтобы показать Ростову свою храбрость. То ему думалось, что враг его теперь нарочно пошлет эскадрон в отчаянную атаку, чтобы наказать его, Ростова. То думалось, что после атаки он подойдет к нему и великодушно протянет ему, раненому, руку примирения. Знакомая павлоградцам, с высокоподнятыми плечами, фигура Жеркова (он недавно выбыл из их полка) подъехала к полковому командиру. Жерков, после своего изгнания из главного штаба, не остался в полку, говоря, что он не дурак во фронте лямку тянуть, когда он при штабе, ничего не делая, получит наград больше, и умел пристроиться ординарцем к князю Багратиону. Он приехал к своему бывшему начальнику с приказанием от начальника ариергарда. – Полковник, – сказал он с своею мрачною серьезностью, обращаясь ко врагу Ростова и оглядывая товарищей, – велено остановиться, мост зажечь. – Кто велено? – угрюмо спросил полковник. – Уж я и не знаю, полковник, кто велено , – серьезно отвечал корнет, – но только мне князь приказал: «Поезжай и скажи полковнику, чтобы гусары вернулись скорей и зажгли бы мост». Вслед за Жерковым к гусарскому полковнику подъехал свитский офицер с тем же приказанием. Вслед за свитским офицером на казачьей лошади, которая насилу несла его галопом, подъехал толстый Несвицкий. – Как же, полковник, – кричал он еще на езде, – я вам говорил мост зажечь, а теперь кто то переврал; там все с ума сходят, ничего не разберешь. Полковник неторопливо остановил полк и обратился к Несвицкому: – Вы мне говорили про горючие вещества, – сказал он, – а про то, чтобы зажигать, вы мне ничего не говорили. – Да как же, батюшка, – заговорил, остановившись, Несвицкий, снимая фуражку и расправляя пухлой рукой мокрые от пота волосы, – как же не говорил, что мост зажечь, когда горючие вещества положили? – Я вам не «батюшка», господин штаб офицер, а вы мне не говорили, чтоб мост зажигайт! Я служба знаю, и мне в привычка приказание строго исполняйт. Вы сказали, мост зажгут, а кто зажгут, я святым духом не могу знайт… – Ну, вот всегда так, – махнув рукой, сказал Несвицкий. – Ты как здесь? – обратился он к Жеркову. – Да за тем же. Однако ты отсырел, дай я тебя выжму. – Вы сказали, господин штаб офицер, – продолжал полковник обиженным тоном… – Полковник, – перебил свитский офицер, – надо торопиться, а то неприятель пододвинет орудия на картечный выстрел. Полковник молча посмотрел на свитского офицера, на толстого штаб офицера, на Жеркова и нахмурился. – Я буду мост зажигайт, – сказал он торжественным тоном, как будто бы выражал этим, что, несмотря на все делаемые ему неприятности, он всё таки сделает то, что должно. Ударив своими длинными мускулистыми ногами лошадь, как будто она была во всем виновата, полковник выдвинулся вперед к 2 му эскадрону, тому самому, в котором служил Ростов под командою Денисова, скомандовал вернуться назад к мосту. «Ну, так и есть, – подумал Ростов, – он хочет испытать меня! – Сердце его сжалось, и кровь бросилась к лицу. – Пускай посмотрит, трус ли я» – подумал он. Опять на всех веселых лицах людей эскадрона появилась та серьезная черта, которая была на них в то время, как они стояли под ядрами. Ростов, не спуская глаз, смотрел на своего врага, полкового командира, желая найти на его лице подтверждение своих догадок; но полковник ни разу не взглянул на Ростова, а смотрел, как всегда во фронте, строго и торжественно. Послышалась команда. – Живо! Живо! – проговорило около него несколько голосов. Цепляясь саблями за поводья, гремя шпорами и торопясь, слезали гусары, сами не зная, что они будут делать. Гусары крестились. Ростов уже не смотрел на полкового командира, – ему некогда было. Он боялся, с замиранием сердца боялся, как бы ему не отстать от гусар. Рука его дрожала, когда он передавал лошадь коноводу, и он чувствовал, как со стуком приливает кровь к его сердцу. Денисов, заваливаясь назад и крича что то, проехал мимо него. Ростов ничего не видел, кроме бежавших вокруг него гусар, цеплявшихся шпорами и бренчавших саблями. – Носилки! – крикнул чей то голос сзади. Ростов не подумал о том, что значит требование носилок: он бежал, стараясь только быть впереди всех; но у самого моста он, не смотря под ноги, попал в вязкую, растоптанную грязь и, споткнувшись, упал на руки. Его обежали другие. – По обоий сторона, ротмистр, – послышался ему голос полкового командира, который, заехав вперед, стал верхом недалеко от моста с торжествующим и веселым лицом. Ростов, обтирая испачканные руки о рейтузы, оглянулся на своего врага и хотел бежать дальше, полагая, что чем он дальше уйдет вперед, тем будет лучше. Но Богданыч, хотя и не глядел и не узнал Ростова, крикнул на него: – Кто по средине моста бежит? На права сторона! Юнкер, назад! – сердито закричал он и обратился к Денисову, который, щеголяя храбростью, въехал верхом на доски моста. – Зачем рисковайт, ротмистр! Вы бы слезали, – сказал полковник. – Э! виноватого найдет, – отвечал Васька Денисов, поворачиваясь на седле. Между тем Несвицкий, Жерков и свитский офицер стояли вместе вне выстрелов и смотрели то на эту небольшую кучку людей в желтых киверах, темнозеленых куртках, расшитых снурками, и синих рейтузах, копошившихся у моста, то на ту сторону, на приближавшиеся вдалеке синие капоты и группы с лошадьми, которые легко можно было признать за орудия. «Зажгут или не зажгут мост? Кто прежде? Они добегут и зажгут мост, или французы подъедут на картечный выстрел и перебьют их?» Эти вопросы с замиранием сердца невольно задавал себе каждый из того большого количества войск, которые стояли над мостом и при ярком вечернем свете смотрели на мост и гусаров и на ту сторону, на подвигавшиеся синие капоты со штыками и орудиями. – Ох! достанется гусарам! – говорил Несвицкий, – не дальше картечного выстрела теперь. – Напрасно он так много людей повел, – сказал свитский офицер. – И в самом деле, – сказал Несвицкий. – Тут бы двух молодцов послать, всё равно бы. – Ах, ваше сиятельство, – вмешался Жерков, не спуская глаз с гусар, но всё с своею наивною манерой, из за которой нельзя было догадаться, серьезно ли, что он говорит, или нет. – Ах, ваше сиятельство! Как вы судите! Двух человек послать, а нам то кто же Владимира с бантом даст? А так то, хоть и поколотят, да можно эскадрон представить и самому бантик получить. Наш Богданыч порядки знает. – Ну, – сказал свитский офицер, – это картечь! Он показывал на французские орудия, которые снимались с передков и поспешно отъезжали. На французской стороне, в тех группах, где были орудия, показался дымок, другой, третий, почти в одно время, и в ту минуту, как долетел звук первого выстрела, показался четвертый. Два звука, один за другим, и третий. – О, ох! – охнул Несвицкий, как будто от жгучей боли, хватая за руку свитского офицера. – Посмотрите, упал один, упал, упал! – Два, кажется? – Был бы я царь, никогда бы не воевал, – сказал Несвицкий, отворачиваясь. Французские орудия опять поспешно заряжали. Пехота в синих капотах бегом двинулась к мосту. Опять, но в разных промежутках, показались дымки, и защелкала и затрещала картечь по мосту. Но в этот раз Несвицкий не мог видеть того, что делалось на мосту. С моста поднялся густой дым. Гусары успели зажечь мост, и французские батареи стреляли по ним уже не для того, чтобы помешать, а для того, что орудия были наведены и было по ком стрелять. – Французы успели сделать три картечные выстрела, прежде чем гусары вернулись к коноводам. Два залпа были сделаны неверно, и картечь всю перенесло, но зато последний выстрел попал в середину кучки гусар и повалил троих. Ростов, озабоченный своими отношениями к Богданычу, остановился на мосту, не зная, что ему делать. Рубить (как он всегда воображал себе сражение) было некого, помогать в зажжении моста он тоже не мог, потому что не взял с собою, как другие солдаты, жгута соломы. Он стоял и оглядывался, как вдруг затрещало по мосту будто рассыпанные орехи, и один из гусар, ближе всех бывший от него, со стоном упал на перилы. Ростов побежал к нему вместе с другими. Опять закричал кто то: «Носилки!». Гусара подхватили четыре человека и стали поднимать. – Оооо!… Бросьте, ради Христа, – закричал раненый; но его всё таки подняли и положили. Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ярко и торжественно опускающееся солнце! Как ласково глянцовито блестела вода в далеком Дунае! И еще лучше были далекие, голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса… там тихо, счастливо… «Ничего, ничего бы я не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, – думал Ростов. – Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут… стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность… Вот опять кричат что то, и опять все побежали куда то назад, и я бегу с ними, и вот она, вот она, смерть, надо мной, вокруг меня… Мгновенье – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья»…