Биография
Александр Сокуров – общественный деятель, режиссер, сценарист, актер, мэтр русского киноискусства. Имя этого деятеля включено в список лучших режиссеров мирового кино (по решению Европейской киноакадемии). Александр Николаевич родился 14 июня 1951 года в небольшой деревне Подорвиха, что в Иркутской области. Но сейчас этой урожайной местности, где земля была богата картофелем и овощами, не найти на карте России, потому что в 1956 году деревню и станцию затопило при заполнении Иркутского водохранилища.
Режиссер Александр Сокуров
Сокуров рос и воспитывался в семье фронтовика. Папа режиссера – участник Великой Отечественной войны, отметившийся на поле боя своими подвигами. Из-за специфической профессии отца Александра Николаевича семейство Сокуровых часто перебиралось с места на место, поэтому будущий деятель киноискусства начал постигать грамоту в Польской Народной Республике, а получил аттестат о среднем образовании в солнечной Туркмении.
Александр Сокуров
Окончив школу, молодой человек продолжил образование, в 1968 году его выбор пал на Горьковский государственный университет, находящийся в Нижнем Новгороде. Будучи студентом, Сокуров обучался на историческом факультете, а в 1974 году молодой человек получил диплом. Возможно, Александр Николаевич стал бы великим преподавателем, рассказывающим ученикам о политике Ивана Грозного, о черном пятне в биографии Николая II, о стратегии Сталина и многом другом, но судьба Сокурова внесла свои коррективы.
Александр Сокуров в молодости
Александр решил связать жизнь с кино, поэтому в 1975-ом поступил во ВГИК, престижный вуз, находящийся в Москве. Там молодой человек начал посещать творческую мастерскую режиссуры научно-популярных фильмов под руководством Згуриди Александра Михайловича, где и познакомился со своим приятелем Юрием Абрамовым.
Александр Сокуров
Сокуров был способным студентом, поэтому радовал родителей «пятерками» в зачетной книжке, за что и удостоился престижной стипендии Сергея Эйзенштейна. Бесспорный талант и эрудиция помогли Александру Николаевичу сдать экзамены экстерном и окончить ВГИК на год раньше положенного времени. Но на такой шаг будущий режиссер должен был пойти не по собственному желанию, а из-за нарастающего конфликта на почве формализма. Также гения кино обвиняли в антисоветских настроениях.
Фильмы
Первоначально Александр Николаевич практиковал режиссерское мастерство: будучи студентом, он снимал короткометражное видео. Дебютной работой Сокурова в полном метре стал фильм под названием «Одинокий голос человека» (1987, сценарий Юрия Арабова). Сюжет картины вращается вокруг красноармейца Никиты Фирсова, который после гражданской войны возвращается на родину в отчий дом и влюбляется в молодую девушку Любу.
Режиссер Александр Сокуров
Эта картина могла бы не дойти до зрителей. Дело в том, что из-за распрей меду Сокуровым и руководителями ВГИКа творения талантливого режиссера категорически отвергались, поэтому кинолента «Одинокий голос человека» не была принята как дипломная работа и подлежала уничтожению. Но Александр Николаевич вместе с приятелем Абрамовым взял хитростью: с помощью взлома институтского архива товарищи выкрали исходные материалы, подложив на их место другие киноработы.
Кадр из фильма Александра Сокурова «Одинокий голос человека»
Примечательно, что фильм, который хотели ликвидировать, стал номинантом и призером на нескольких кинофестивалях. Стоит отметить, что первая полнометражная работа Александра Сокурова получила положительный отзыв от гуру российского кино Андрея Тарковского, который в дальнейшем поддерживал начинающего коллегу.
«У Сокурова есть странные вещи, необъяснимые, даже глупые, непонятные вроде, несвязные… Но… гений! Рука гения…», – говаривал создатель фильма-притчи «Сталкер».
Далее молодой человек хотел связать жизнь с «Мосфильмом», но его не устроили условия труда. Поэтому выбор Сокурова пал на «Ленфильм» (по рекомендации Тарковского его зачислили в 1980 году). В 1981 году Александр Николаевич становится режиссером трагического реквиема «Дмитрий Шостакович. Альтовая соната», который рассказывает о гениальном композиторе и о трагической судьбе одинокого непринятого художника.
В 1985-ом у Сокурова выходит картина с нетривиальным названием «Терпение. Труд», а в 1986-ом зрители увидели ленту «Скорбное бесчувствие» с Аллой Осипенко, Ириной Соколовой и Владимиром Заманским в главных ролях. Через два года Александр Николаевич становится автором короткометражки «Жертва вечерняя», сюжет которой отражает всю суть российского бытия.
Кадр из фильма Александра Сокурова «Скорбное бесчувствие»
В СССР первомайская демонстрация трудящихся (когда большие толпы людей собирались с лозунгами, портретами Ленина и других государственных деятелей) была неотъемлемой частью советской традиции. Но праздник последнего месяца весны у Сокурова показан как унылое событие: уставшее сборище участников шествия рассыпается по щелчку, без режиссерского веления. Таким образом, в голове зрителей возникает диссонанс между официальным жанром и творением Сокурова.
Александр Сокуров на съемочной площадке
Неудивительно, что работы Александра Николаевича были подвержены критике, так как его творчество кардинально отличалось от предпочтений Госкино и государственных органов: вплоть до конца 1980-х ни одна работа мэтра не была допущена до зрительного зала.
По этой причине Тарковский организовывал приятелю выезд за рубеж, но Сокуров отказался от голливудских просторов, так как, несмотря на угнетение со стороны власти, Александр Николаевич оставался патриотом, который чтит русский язык, свою национальность и обожает духовное сокровище Эрмитажа. В конце 1980-х ситуация изменилась: фильмы, которые не удостоились проката, были показаны широкой аудитории и представляли Россию на всевозможных фестивалях.
Кадр из фильма Александра Сокурова «Русский ковчег»
В 1994 году Александр Николаевич подает на суд общественности экзистенциальную драму «Тихие страницы», где сыграли Александр Чередник и Сергей Барковский. Эта лета является своеобразной интерпретацией произведений русских прозаиков 19 века. В основу сюжета легла драма Достоевского «Преступление и наказание». Режиссер попытался повторить атмосферу, которой пропитана книга Федора Михайловича.
Александр Сокуров с премией «Золотой лев»
Новый век начинается для талантливого мастера с документального фильма про жизнь и творчество японского писателя Тосио Симао. Стоит сказать, что эта картина отснята по заказу телевизионного канала страны восходящего солнца. В том же 2000 году выходит драма «Телец», повествующая об исторической личности и известном политике, который на фоне болезни становится простым смертным человеком. Несмотря на социальный статус и завидное положение под лучами красной звезды, советский лидер становится позабытым и брошенным людьми.
Кадр из фильма Александра Сокурова «Фауст»
В 2009-ом Александр Николаевич радует поклонников своего творчества документальным фильмом «Читаем блокадную книгу», в котором поучаствовали Олег Басилашвили, Ольга Антонова и Иван Краско. Далее Сокуров, вдохновленный произведением Гете, снимает фэнтези-драму «Фауст», где главным героем является тот, чья часть силы вечно хочет зла и вечно совершает благо. Эта картина по рукописи великого немецкого писателя удостоилась престижной премии «Ника» в 2013 году.
Первые творческие шаги
Еще в студенческие годы режиссер Сокуров познакомился со сценаристом Юрием Арабовым, который стал его единомышленником в творчестве и товарищем по жизни. Еще одним человеком в жизни Сокурова, который по достоинству оценил его первую режиссерскую работу и последующие труды, был режиссер Тарковский.
Свои первые игровые фильмы Александр Николаевич снял на киностудии «Ленфильм», куда в 1980 году попал по рекомендации Андрея Тарковского. Параллельно режиссер работал над документальным кино – он сотрудничал Ленинградской студией документальных фильмов. Вообще Сокурову очень нравился «Мосфильм», и при других обстоятельствах он очень хотел бы там работать. Однако условия труда московской киностудии режиссера совсем не устраивали.
Надо сказать, что дебютные картины Сокурова вызвали недовольство властей, и им суждено было в течение длительного периода времени пролежать на полке – кино не выпускали в прокат. Сокуров понял, что неугоден политической верхушке, осознал, что ему угрожает физическая расправа, однако не уехал из страны, хотя возможности были. «Я всегда помнил, что я русский» – говорит Александр Сокуров. Национальность – это принадлежность к определенной нации, народности, это язык, обряд и вера отцов. Для героя нашего повествования Родина – это Россия.
Личная жизнь
Жизнь Александра Сокурова подобна книге за семью печатями. Поговаривают, что на 2020 год режиссер остается завидным холостяком, ибо для него карьера на кинопоприще стоит на первом месте, нежели супруга и дети. Однако не стоит исключать тот факт, что создатель картины «Русский ковчег», возможно, обзавелся любимым человеком, но скрывает амурные отношения от журналистов, жаждущих сенсаций.
Александр Сокуров не женат
Известно, что запретный плод сладок. Поэтому личное пространство Сокурова – это лакомый кусочек для средств массовой информации, многие новости пестрят заголовками, что якобы Сокуров тайно встречается с женами других режиссеров и богатых финансистов. Но этим слухам желтой прессы нет достоверного подтверждения.
Также Александр Николаевич имеет ярко выраженную общественную позицию, в многочисленных интервью он готов рассуждать как о любимом деле, так и о политике или российском и зарубежном обществах. Поговаривают, что этот режиссер – один из немногих людей, кто не побоится высказать критическое мнение по поводу устройства страны лично Владимиру Путину.
«Я верю, что положение в России можно изменить и сверху. И хорошо бы начать сверху, если во главе государства становится человек с абсолютно гуманитарной программой, абсолютно гуманитарным сознанием», – говорил Сокуров корреспонденту «Фонтанки».
Помимо этого, Александр Николаевич высказался по поводу конфликта с Украиной: по его мнению, украинцы – это самобытный народ, имеющий право претендовать на отдельное государство.
Александр Сокуров сейчас
Не так давно, в 2020 году, Александр Николаевич пополнил свою фильмографию картиной «Франкофония» (производство Франции, Германии и Нидерландов), которая впоследствии удостоилась нескольких наград.
Александр Сокуров в 2020 году
В 2017-ом Сокуров продолжает участвовать в интервью, где делится с корреспондентами мнением по поводу режиссуры и дауэсизации.
Призы и награды
Александр Николаевич Сокуров – человек необычный. Сложно сказать, в чем секрет его успеха. Он знает и любит дело, которым занимается. Трудится Сокуров последовательно, дисциплинированно и четко. С его собственных слов, в организационном плане с ним легко работать. Его политика понятна, она не таит в себе каких-либо скрытых течений и подводных камней. В творческом плане, конечно, все иначе.
Тем не менее, режиссер Сокуров в своем послужном списке имеет столько наград, регалий и отметок, что сначала это кажется невероятным. Работы мастера не раз номинировались на призы Международных фестивалей: приз «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля; премию «Ника» за фильм «Одинокий голос человека»; премию Московского кинофестиваля имени Тарковского; премию кинокритиков России и специальный приз жюри за фильм «Мать и сын». К его трофеям можно причислить приз за изобразительное решение в фильме «Русский ковчег» на кинофестивале в Торонто; специальный приз в Сан-Паулу за общий вклад в кинематограф; приз Аргентинской ассоциации кинокритиков за фильм «Русский ковчег»; приз за «За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф».