Нелюдимый Нестор Петрович. Почему актер Михаил Кононов сторонился людей?


Биография Михаила Кононова

Михаил Кононов – известный советский и российский актер. Среди наиболее популярных картин с его участием числятся «Начальник Чукотки» Виталия Мельникова, «Андрей Рублев» Андрея Тарковского, «Гостья из будущего» Павла Арсенова. Но, конечно же, «визитной карточкой» артиста была и остается роль Нестора Петровича из мини-сериала «Большая перемена» режиссера Алексея Коренева.

Актер Михаил Кононов
Актер Михаил Кононов

Детство Михаила Кононова

Артист родился 25 апреля 1940 года в простой и небогатой московской семье. Родители были людьми малообразованными и к творчеству никакого отношения не имели. Отец работал швейцаром в гостинице «Пекин», мать была поваром. Оба они слыли людьми необщительными и замкнутыми. Маленькому Мише в квартире была отведена 6-ти метровая комната без окон. Вопреки всему, ребенок рос веселым, открытым и артистичным.

Михаил Кононов в молодости («Первый троллейбус», 1963 год)

Ремеслом актера Михаил Кононов начал интересоваться еще в школьные годы. Вместе с Андреем Смирновым, прославившимся впоследствии в качестве режиссера («Белорусский вокзал», «Жила-была одна баба»), он активно участвовал в любой самодеятельности, позволяющей выйти на сцену. Друзья все время писали какие-то сценарии к школьным спектаклям, репетировали, выступали.

Михаил Кононов.

Известный актер Михаил КОНОНОВ, больше десяти лет проживший в небольшой деревушке под Москвой, в ближайшее время намерен вернуться обратно в столицу. Говорит, трудно стало жить в деревне, здоровье уже не то. Но возвращение в Москву отнюдь не означает возвращение в кино и театр. В столице Михаил Иванович планирует продолжить работу над своей первой книгой, которую он писал все эти годы в деревне. В ней актер расскажет о режиссерах, у которых он снимался, о партнерах в кино и театре, врагах и друзьях, предательстве и дружбе…
Бутырский хутор, где актер вместе с супругой живет уже десять лет, язык не поворачивается назвать «глухоманью». Это действительно хутор – здесь всего двадцать домов. Правда, отыскать хуторок непросто – даже на карте Истринского района населенного пункта с таким названием нет. Да еще и единственный указатель на повороте на Бутырский хутор сломали.

– Мы это место долго искали. Целенаправленно ездили по Подмосковью на машине и смотрели, – говорит Михаил Иванович. – И когда Наталья (супруга. – Прим. ред.) увидела, какой здесь из окна вид открывается, сказала: «Швейцарские горки!» Тогда здесь столько домов не было еще, это позже понастроили. Там коровки паслись на лужайке – идиллия! И место обособленное…

Дом Михаила Ивановича (красный кирпич, черная крыша) ничем не отличается от соседских таких же краснокирпичных. Но это единственный домик на хуторе, на котором есть номер – 21. Да, пожалуй, еще одно отличие это породистая собака – бультерьериха Фрося.

Хозяин дома встречает нас на крыльце. Проводит в небольшую гостиную. Дома очень уютно – заливистый кенар в клетке на подоконнике не смолкает ни на минуту. В небольшой гостиной – камин. Только топить его нельзя – наверху птицы свили гнездо.

Машины у Михаила Ивановича нет, он ездит в электричке. Его узнают, хотя он не снимается уже больше десяти лет. Сейчас львиную долю времени актер проводит в работе над своей книгой. В ней будет много известных фамилий. В киношных кругах Кононова знают, как человека прямолинейного, но актер утверждает, что его книга не будет резкой, поскольку он снимался «у талантливых или очень талантливых режиссеров, везло на таланты и в театре».

О коллегах и друзьях

В своей книге я пишу о тех людях, которые остались цельными натурами, это, например, Эфрос – гениальный режиссер. Цельная натура – это значит, человек не изменяет себе, своему кредо. Остаться цельной натурой было очень сложно в любые времена.

Так получилось, что мне все время встречались люди большого нравственного порядка. Со многими я дружил, например, с Олегом Далем мы были близки почти до самого его конца. Но я пишу про него не очень хорошо – у меня есть свое мнение о нем, которое отличается от того, что существует. В свое время была такая волна – «люди потерянного поколения». И вот Олег себе внушил, что он тот самый человек потерянного поколения. Поэтому он и был влюблен в Лермонтова, поэтому он так резко ломался – вот идет по жизни, идет, а потом бульк! Что-то, конечно, в нем внезапно проявлялось, но не полностью, к сожалению. Олег не нашел себя, а поэтому не реализовал, он себя пропил… Кино было не делом Олега.

Или блистательный актер Юрий Богатырев. Мы познакомились и подружились с ним буквально за пару месяцев до его смерти. Это был хороший человек и великолепнейший актер, с такими нюансами, с таким нутром… Как и Толик Солоницын, Влад Дворжецкий. У нас не ценили прекрасных актеров. Вот Влад Дворжецкий, снимаясь в главной роли в «Капитане Немо», вынужден был надевать темные очки, ехать на вокзал и подрабатывать частным извозом. Красивейший человек – на Западе ему бы цены не было.

Актеры – эгоисты по своей натуре, и в этом плане я не люблю эту профессию. Забывают многих. Нину Сазонову забыли, Анастасию Георгиевскую забыли – ее уже собака наполовину съела. Михаил Козаков правильно сказал, что работы в кино, в театре – это рисунки на песке. Появляется новое поколение, старое – забывают… Вот кто сейчас знает Дину Дурбин?

О кино

Никогда ни один хороший режиссер меня не трогал. Потому что есть профессиональные вещи, от которых актер не имеет права уйти, он должен режиссера ломать, как я, например, в «Большой перемене» ломал. Я очень резкий человек. Я могу сказать кому угодно свое мнение.

Я всегда играл, как чувствовал. Ведь творчество сидит внутри человека, и актер невольно выражает те мысли, те чувства, которые он исповедует. Настоящее искусство – это исповедь. Ни один мой киношный герой не похож на меня. Вот в театре я играл все время каких-то хулиганов, причем итальянцев – это мне ближе.

«Большая перемена» – это фильм для народа, для массового зрителя. Мне ценнее «В огне брода нет», «Андрей Рублев»…

О карьере

У меня вся жизнь в кино прошла очень хорошо и ровненько – как по ниточке. Я всегда снимался у тех режиссеров, у которых мечтал сняться. Материализация мыслей, да… Я об этом тоже пишу. Я увидел фильм Калика – «Человек идет за солнцем» и подумал: «Господи, какой хороший режиссер! Как бы мне у него сняться?» И тут мне сообщают, что Калик отобрал меня по фотографии для картины «До свидания, мальчики!» Потом я увидел «Иваново детство» и подумал опять: «Господи, только бы сняться у Тарковского, и больше уже ничего не надо!». И меня буквально тут же вызывают на «Мосфильм», и опять меня утвердили по фотопробе.

В 1994 году дал себе слово – сниматься я не буду! И как отрезало. Правда, из последних картин мне очень понравился «Брат», потому что герой фильма – не предатель. А вот «Бригада» – это жуть и фальшь, как и «Август 44-го». Кино обязательно должно воспитывать человека.

Мне очень нравится все, что делает Никита Михалков. И сам он мне нравится. Я пришел в ужас, когда читал гадости, которые про него писали. Я у него снимался и видел, как он работает – как вол! Он спит по 4–5 часов в сутки. Он 15 лет собирал вокруг себя свой коллектив, а сейчас снимает рекламу для иностранцев, чтобы прокормить «ТриТэ», чтобы его работники были при нем. Коллектив его боготворит.

Актеров много было хороших и сейчас есть. Но их не открывают, зациклились на «трех эм» – Меньшикове, Миронове и Машкове. Конечно, они хороши. Но уж очень во многих картинах мелькают и этим портят себя. Недавно я смотрел «Идиота». Местами Миронов – великолепен, но местами – провален. Герой то идет по одной линии, то вдруг раз – и скисает.

Из молодых актеров мне всегда нравился Певцов – это великолепный актер, все, что он делает у Марка Захарова, – замечательно. Но то, что он вытворяет в последнее время на экране вместе со своей супругой, – нехорошо.

О жизни

Скоро переезжаем в Москву. Уже и район выбрали. Наташа плачет каждый день – не хочет. Привыкли. У нас ведь здесь и виноград растет, помидоры ведрами соседям отдавали, капуста, тыквы – этим вполне можно жить. Но тяжело уже сейчас стало, работать на участке не под силу. Фросю жалко – она привыкла здесь бегать по улице. Как там будет гулять – непонятно. Мы ради нее и район выбирали, чтобы побольше парк был. А если в кино звать будут – я не пойду. Не хочу больше сниматься, не буду.

Первые шаги в профессии

После окончания школы Михаил Кононов поступил в театральное училище имени М. С. Щепкина, где новоиспеченного студента сразу же признали самородком. Актер блистал даже на фоне таких талантливых сокурсников, как Виктор Павлов, Виталий Соломин и Олег Даль. Но из-за вспыльчивого характера актер не смог обзавестись друзьями в «Щепке». Единственным исключением стал Даль, обладавший таким же упрямством и стремлением рубить правду с плеча. «Два сапога – пара», – называли приятелей сокурсники.

Первая роль Михаила Кононова («Наш общий друг», 1961)

Кононов впервые попробовал силы в «большом» кино еще во время обучения (роль Вити в фильме Ивана Пырьева «Наш общий друг»). С того времени за ним и закрепилось амплуа трагикомичного героя – беззлобного, простоватого, неуклюжего, но очень обаятельного. После окончания училища артист недолгое время работал в труппе Малого театра, однако вскоре покинул его из-за конфликтов с руководством и желанием связать свою карьеру исключительно с кинематографом.

Кадр из фильма «Начальник Чукотки»

Первое серьёзное признание и одна из самых, по мнению актера, важных и достойных его работ – роль Фомы в исторической драме Тарковского «Андрей Рублев» (1966 год). В следующем году – вновь успех, уже в картине Виталия Мельникова «Начальник Чукотки».

Начало карьеры

Отучившись в школе и получив диплом, молодой человек отправился поступать в театральный вуз, он выбрал для себя училище имени М. С. Щепкина.

Он успешно сдал экзамены и был благополучно зачислен в ряды студентов. Преподаватели уже на первом курсе заприметили талантливого юношу, он выделялся на фоне своих однокурсников, хотя с ним в группе учились не менее известные будущие артисты:

  • Олег Даль;
  • Виталий Соломатин;
  • Виктор Павлов.

Правда, дружеских отношений с ними у него не было, завести приятелей не получалось из-за сложного характера. Единственный человек, с кем общался Михаил, был Даль, который был также упрям и прямолинеен, как и Кононов. За спиной их называли «Два сапога – пара».

Первый фильм с актёром вышел на телевизионные экраны в 1961 году, Кононов сыграл Виктора Корягина в киноленте под названием «Наш общий друг». Именно после этой роли за артистом закрепилось амплуа трагикомичного героя с его беззлобностью, простоватостью и неуклюжестью. Но обаяния у его персонажей было не занимать.

В этот же период Михаил сотрудничал с Малым Театром. Правда, появился артист только в одной постановке, она носила название «Рождество в доме синьора Купьелло». Из-за разногласий с режиссёром, актёр был вынужден уйти. Впрочем, он и сам не хотел оставаться, так как его больше не утверждали на роли в новых спектаклях.

После этого Кононов стал актёром киностудии имени Максима Горького. С 1968 года его карьера резко пошла вверх. С ним хотели работать лучшие режиссёры страны, несмотря на то, что у него был невыносимый характер, но талант Михаила перекрывал все недостатки.

Любимец публики Нестор Петрович

После сразу двух удачных премьер предложений о работе значительно прибавилось. Но настоящая, всенародная слава обрушилась на Михаила Кононова после выхода 4-х серийной картины Алексея Коренева «Большая перемена».

Звездная роль Михаила Кононова

Сам актер эту картину не любил и до конца своих дней раздражался от малейшего упоминания о фильме. С самого начала ему категорически не понравился сценарий, однако после длительных уговоров со стороны Коренева он все же сдался и принял приглашение на роль главного героя.

«Большая перемена»: Михаил Кононов в роли Нестора Петровича

Как позже признавался – из одного только желания поработать на одной площадке с подлинными гениями сцены. Евгений Леонов, Ролан Быков, Светлана Крючкова, Александр Збруев, Юрий Кузьменков, Савелией Крамаров, Наталя Гвоздикова… Список мэтров своего времени, принимавших участие в «Большой перемене» можно продолжать еще долго. В мемуарах Кононов писал о том, что картина собрала 4 поколения талантливейших мастеров, и «любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное – искренним». Вальс из х/ф «Большая перемена». Памяти Нестора Петровича Несмотря на то, что артист тяготился съемками, как профессионал он вновь оказался на высоте: история о классном руководителе вечерней школы и его учениках по сей день остается любимой картиной миллионов российских зрителей.

Фильмы

На подмостки театра Кононов выходил на протяжении 5 лет. Но более комфортно актёр чувствовал себя на съёмочной площадке. Да и востребованность Михаила Ивановича в кино была огромная. После дебютной роли в картине Ивана Пырьева «Наш общий друг», сыгранной молодым артистом в студенческие годы, предложения следовали одно за другим.

Михаил Кононов в фильме «Наш общий друг»

Внешность Михаила Кононова часто диктовала роли. Ему предлагали сыграть бесхитростных, простых и светлых душой героев. Витька в мелодраме «Наш общий друг», Колька в лирическом фильме «Первый троллейбус», Алёша Семёнов в военной драме «В огне брода нет», лейтенант Малешкин в военной комедии «На войне как на войне». Все эти образы хотя и отличались, но, всё же, были связаны одним амплуа. Во всех сквозила трагикомичность, смех сквозь слёзы.

Михаил Кононов в фильме «На войне как на войне»

Трагикомические образы Михаил Кононов был обречён играть всю свою жизнь. Лишь небольшие исключения изредка нарушали такой порядок вещей. Например, в драме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» Кононов сыграл монаха Фому. Эта роль второго плана впоследствии оказалась одной из любимых ролей актёра. Именно этой работой он гордился, хотя совсем не Фома, а другие кинообразы прославили артиста.

Михаил Кононов в фильме «Андрей Рублёв»

Ощутимую известность Михаилу Кононову принесла трагикомедия «Начальник Чукотки». Здесь зрители увидели великолепный дуэт двух артистов – Кононова и Алексея Грибова. Но всенародная известность обрушилась на актёра после выходы на экраны «Большой перемены». Эта жизнерадостная комедия, где собран цвет отечественного кинематографа, и сегодня любима миллионами телезрителей. Но когда она лишь вышла на экраны, то имела эффект разорвавшейся бомбы. Зрители обожали Нестора Петровича и всех его учеников.

Михаил Кононов в фильме «Большая перемена»

Как ни странно, но сам Михаил Кононов не любил свои звёздные роли. «Большую перемену» и «Начальника Чукотки» он вспоминал с неохотой.

В начале 1980-ых актёр впервые попробовал себя в детском кино. Фильмы с его участием «Гостья из будущего», «Кольца Альманзора» и «Финист – Ясный Сокол» понравились не одному поколению детей. Несмотря на то, что герои Кононова были прописаны в сценарии как персонажи второго плана, благодаря таланту Михаила Ивановича они стали вполне равноправными с главными героями фильмов.

Михаил Кононов в фильме «Финист – Ясный Сокол»

Но в конце 1980-ых мир кино начал стремительно меняться. И эти перемены оказались не по душе артисту. Михаил Кононов говорил, что воспитан в иной системе ценностей и принадлежит к тому поколению актёрского сословия, которое не может себе позволить сниматься в низкопробных проектах ради денег. Поэтому Кононов отказался от многих предлагаемых ролей. Это не могло не сказаться на его материальном положении. Актёр продал столичную квартиру и построил небольшой домик в подмосковной деревушке Бутырки.

В этот период друзья и близкие актёра припоминают, что он очень гордился своими достижениями в хозяйстве. Он с удовольствием работал в огороде, выращивая прекрасный урожай капусты и арбузов. Возле дома рос виноград. Кононов выращивал поросёнка и мечтал вырыть пруд.

Михаил Кононов в фильме «Гостья из будущего»

А вот работой в кинематографе он похвастать не мог. Отказывался от предлагаемых ролей, не соглашаясь на них ни за какие деньги. После прочтения очередного сценария открыто называл предложенную роль антиискусством и антиэстетикой.

Кононов говорил, что сниматься в такой «ахинее» ему стыдно перед умершими товарищами. Как известно, Олег Даль, Виктор Павлов и Виталий Соломин были однокурсниками Михаила Ивановича в «Щуке». Поэтому в последние годы Михаил Кононов появился лишь в нескольких картинах. Зрители увидели любимого артиста в лентах «Пиры Валтасара, или ночь со Сталиным», «Курочке Ряба» и «В круге первом». В последнем фильме актёр снимался, превозмогая болезнь.

Отношения Михаила Кононова с матерью

В среде киношников Михаил Кононов был известен как человек тяжелый и даже резкий. Подруга Михаила, актриса Инна Чурикова вспоминала, что тот мог подойти к незнакомому актеру и назвать его в лицо бездарностью. В первую очередь, на становлении характера, столь несочетающегося его с милыми, добрыми и наивными кинообразами, сыграли отношения с матерью.

Кадр из фильма «Здравствуй и прощай» (1972)

Эту женщину актер не просто любил, а фанатично обожал, буквально боготворил. После ранней смерти отца он чувствовал себя ответственным за ее благополучие. Однако мать Кононова была человеком холодным, закрытым и часто отвечала на сыновью заботу лишь раздражением.

Михаил Кононов – писарь Яшка («Финист – Ясный сокол», 1975)

Жена Михаила ей тоже не понравилась. Обвинив сына в полном отсутствии вкуса, мать объявила молодым, проживающим с ней в одной квартире, бойкот. Впрочем, в развязанной ею холодной войне, женщина сама же и поставила точку.

В день 30-летия Михаила, который на тот момент уже был звездой советского кинематографа, мать преподнесла сыну жуткий «подарок». Женщина демонстративно не вышла к праздничному столу. Сын решил отнести ей немного праздничных угощений в знак примирения. Зайдя в комнату, он выронил поднос из рук: за дверью лежало остывающее тело. Как выяснилось, в день рождения Михаила мать выпила отраву для тараканов. Это событие травмировало Кононова навсегда. Он корил то себя («не понял, не доглядел!»), то ее, называя мать «подлой предательницей».

Личная жизнь Михаила Кононова

Особенно тяжело трагическая смерть матери сказалась на отношениях Кононова с собственной женой Натальей, которой и до этого приходилось несладко в паре с замкнутым и раздражительным актером.
Супруги, прожившие вмести почти 40 лет, познакомились на вечеринке в 1969 году. Михаила сразу очаровала белокурая красавица, которая была на 9 лет его младше. На тот момент Наталья успешно работала на радиостанции, серьёзно занималась лыжным спортом и пыталась строить карьеру в качестве фотомодели. Влюбленные быстро поженились.

Михаил Кононов с женой Натальей

Похороны матери кардинально изменили мир актера. А он, в свою очередь, изменил отношение к Наталье. Стал груб и деспотичен. Настрого запретил жене съемки, затем занятия лыжами, а затем и встречи с подругами. Ради сохранения семьи она бросила все свои увлечения и полностью посвятила себя супругу.

Во имя спокойствия любимого мужа Наталья отказалась и от материнства. На робкие попытки заводить разговор о детях она всегда получала жесткий отказ. В одном из интервью Наталья призналась, что актер никогда не хотел «конкуренции» в лице младенца. Детей у Михаила Кононова так и не появилось.

Михаил Кононов в фильме «Пока бьют часы» (1976)

Прощала Наталья и многочисленные измены. Несмотря на единственный брак, актер всегда пользовался популярностью у женщин. «Могу влюбить в себя любую!», – писал он в мемуарах.

В 90-е Михаил Кононов почти не снимался

Особенно яркий и продолжительный роман случился у Михаила Кононова уже на склоне лет. В 54 года он встретил никому не известную начинающую актрису Риту, которой на тот момент едва исполнилось 18.

Последняя любовь Михаила Кононова – Рита

Актер активно выводил юную спутницу в свет, представляя то племянницей, то дочерью. Оплатил ей образование, помогал с карьерой и жильем. Роман кончился плохо: девушка пыталась обманом завладеть московской квартирой супругов. Ситуацию спасла Наталья, заметив подлог и подав на Риту в суд. Михаила она, по обыкновению, простила.

Личная жизнь и семья актёра

Встреча с будущей супругой произошла в 1969 году, Наталья Павловна была младше мужа на 9 лет. Девушка на тот момент работала на радиостанции, а также профессионально занималась лыжным спортом. Молодой особе также приглянулся симпатичный и статный парень, его рост в молодости составлял 175 см.

Долго они не встречались, артист достаточно быстро сделал предложение, а та согласилась. В этом же году они заключили брак.

После самоубийства матери, Кононов стал настоящим тираном, он был постоянно зол, груб и раздражался от любой мелочи. Женщине пришлось несладко, но всё-таки она решила сохранить семью. В последние годы супруга не работала, она забросила увлечения и полностью отдалась домашним делам и интересам супруга.

Она боролась с его депрессиями, ухаживала за ним во время болезни. Вместе они прожили почти четыре десятка лет, но, к сожалению, так и не стали родителями, с детьми у семейной пары как-то не получалось.

Супруги редко появлялись вместе на публике, поэтому фото с семьёй найти крайне трудно, домашние снимки актёр также не предоставлял, он не хотел, чтобы близких донимали журналисты.

Зато он частенько появлялся в свете с молодой особой, которую представлял, то дочерью, то племянницей. Коллеги знали, что с начинающей актрисой его связывают более тёплые отношения. Но сам Кононов свою личную жизнь не комментировал.

Девушка настолько вскружила народному артисту голову, что он ушёл от жены и на протяжении некоторого времени сожительствовал с юной барышней. Правда, вскоре ему пришлось вернуться домой, он узнал, что Рита пыталась обманным путём забрать его дорогостоящую жилплощадь. На чистую воду мошенницу вывела полиция. Наталья Павловна простила мужа и приняла его обратно.

Последние годы и смерть Михаила Кононова

Болезненное расставание с последним увлечением обернулось для Кононова страшным стрессом. Жизнь буквально покатилась под откос: начались серьёзные проблемы с деньгами и здоровьем, появились страшные боли. Чтобы оплатить лечение, пришлось продавать недвижимость. Михаил Кононов. Начальник Бутырки (документальный фильм) Хороших ролей больше не давали. А в низкопробных сериалах и рекламных роликах 90-х годов актер отказывался сниматься сам. Последней радостью для Михаила Кононова стало предложение режиссера Глеба Панфилова поработать над картиной «В круге первом» (хотя съемки давались уже тяжело – боль и слабость не отступали).

Последняя роль Михаила Кононова («В круге первом», 2006)

В последние годы актер с женой проживал в Подмосковье, ведя затворнический образ жизни и экономя буквально на всем. Кононов много сил отдал написанию мемуаров, но его воспоминаниями так никто и не заинтересовался. Все сильнее наваливались болезни: инфаркт, пневмония, сердечная недостаточность.

Михаил Кононов похоронен на Ваганьковском кладбище
15 июля 2007 года он в тяжелом состоянии поступил в отделение реанимации, где врачи сутки прилагали все усилия, чтобы сохранить его жизнь. Однако это не принесло результатов, да актер и сам устал и не хотел бороться. 16 июля 2007 года в возрасте 67-ми лет артист скончался. Михаил Кононов. Прощание

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]