Просмотры: 133
Людмила Зайцева из глухой провинции, не имея ни связей, ни денег, смогла пробиться к вершинам кинематографа, при этом проявив недюжинное упорство.
Людмила родилась в маленьком хуторе в Усть-Лабинском районе Краснодарского края в 1946 г. Отец рано ушел из семьи. Позднее ее мать вторично вышла замуж и семья переехала в райцентр. По окончании школы Зайцева решила податься в артистки, для чего поехала в Москву поступать в школу-студию МХАТ. Провинциальной девушке пришлось трудно на экзаменах и она не прошла. Пришлось возвращаться на родину, подрабатывать на рабочих специальностях. На следующий год Людмила снова уехала покорять Москву и вновь не смогла поступить. История повторилась и на третий год, но в этот раз девушке удалось устроиться во вспомогательный состав Рязанского ТЮЗа. Хотя роли в детском театре были довольно специфичны, необходимый опыт юная актриса получила, и на 4-й раз Людмила поступила в Щукинское училище.
Детство и юность
Зайцева Людмила Васильевна родилась в 1946 году на хуторе «Восточный» в Кубани. В метрике Людмилы появилась ошибка: в свидетельстве о рождении был заявлен месяц рождения июль, хотя сама актриса утверждает, что родилась в ноябре, поэтому знак зодиака Зайцевой – не Рак, а Скорпион. Людмила не стала менять документы, а ежегодно справляет два дня рождения.
Людмила Зайцева в молодости
По рассказам актрисы в биографическом фильме «Чем хуже, тем лучше», она росла самостоятельным ребенком – отец Василий ушел из семьи вскоре после ее рождения. Матери Ольге Ильиничне, потомственной крестьянке и колхознице, пришлось воспитывать дочь в одиночестве. Маленькая Люда с детства училась заботиться о себе. Когда девочка окончила пятый класс, мать повторно вышла замуж, и новым местом жительства Зайцевых стал городок Усть-Лабинск.
Семья постоянно бедствовала, Людмила была вынуждена носить мальчиковые ботинки, которые стоили в пять раз дешевле «лодочек». В попытках помочь матери сразу после восьмого класса она записалась в вечернюю школу, чтобы совмещать учебу с работой. Людмила успела поработать уборщицей, разнорабочей на стройке, штукатурщицей, в глубине души мечтая стать актрисой.
Актриса Людмила Зайцева
Неудивительно – несмотря на обстоятельства, при которых им приходилось жить, мама будущей звезды советской эстрады обожала кино. Женщина старалась не пропустить ни одного сеанса, которые механик постоянно устраивал еще на хуторе в конюшне. После первого же визита в этот импровизированный кинотеатр Людмила Зайцева твердо решила посвятить свою жизнь кинематографу.
Людмила Зайцева переехала в столицу Советского Союза в 1965-м и из года в год пыталась стать студенткой Школы-студии МХАТ, но три раза подряд не смогла пройти конкурс. Провинциальная девушка зачитывала отрывки из «Детворы» Антона Павловича Чехова, пыталась покорить приемную комиссию «Евгением Онегиным» Александра Пушкина, но все было тщетно – удивить принимающих ей не удавалось.
Людмила Зайцева
Несмотря на неудачи, Людмила Васильевна твердо стояла на своем и не планировала ехать обратно на родину. В 1965 году она устроилась в рязанский Театр юного зрителя, где играла в детских спектаклях. Кроме исполнения бесхитростных ролей волшебных героев и жителей леса, Людмила Зайцева, рост которой составлял 168 см, упражнялась в пантомиме и совершенствовала навыки вокала.
Ежедневная работа принесла плоды – в актрисе чувствовался рост мастерства, и спустя четыре года после отъезда из родного дома Людмиле все же удалось сдвинуть карьеру с мертвой точки. В 1966 году ее приняли студенткой в Театральное училище имени Бориса Щукина, которое она закончила в 1970 году.
Биография
Людмила Зайцева родилась на кубанском хуторе в небогатой семье потомственных крестьян. С детства мечтала об актерской профессии. По окончании восьмилетки приехала в Москву в надежде поступить в Школу-студию МХАТ, однако три года подряд ее попытки заканчивались неудачно. Унаследовав от родителей необыкновенное трудолюбие, Людмила училась в вечерней школе и работала штукатуром, лаборанткой, разнорабочей и даже уборщицей. Затем девушку взяли в 1965 году во вспомогательный состав Рязанского ТЮЗа, где она выступала в массовке в течение двух лет. Это была настоящая школа для начинающей актрисы. Людмила Зайцева сумела поступить в знаменитое Щукинское училище, которое окончила в 1970 году. В 1976 году она присоединилась к труппе Театра-студии киноактера.
«Мы, девушки кубанские, хваткие. Наверное, Господь увидел мою настырность, мое стремление и сжалился надо мной. Меня приняли в Театральное училище имени Щукина. Естественно, эйфория. Молодость, Господи! Но потом-то начинается выход в жизнь, поиск места под солнцем. Меня не взяли ни в один московский театр. Я осталась не у дел. Меня подобрало кино», — рассказывает сама актриса.
Фильмы
На второй год учебы Зайцева дебютировала на киноэкранах – ей доверили эпизодическую роль в ленте Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной…». Это картина вышла в прокат только в 1987 году и получила множество наград, а в 1994 году режиссер даже снял продолжение.
Людмила Зайцева в картине «Дождь в чужом городе»
Людмила Васильевна нашла постоянную работу в Театре-студии киноактера спустя шесть лет после получения образования – в 1976 году. До этого Зайцева уже получила известность благодаря культовой военной картине «…А зори здесь тихие» режиссера Станислава Ростоцкого. Первоначально Людмила пробовалась на эпизодическую роль в фильме, но режиссер увидел в девушке сержанта Кирьянову, к тому же образ приглянулся самой Зайцевой. На площадке была воссоздана дружеская атмосфера, актеры жили единой семьей, что помогло создать фильм на все времена.
Людмила Зайцева в фильме «…А зори здесь тихие»
Позднее актриса была задействована в кинокартине Василия Шукшина «Печки-лавочки». Людмила Зайцева там получила только роль в эпизоде, но она осталась благодарна судьбе возможностью поработать на одной площадке с великим мастером.
Главным человеком в творческой биографии Зайцевой, благодаря которому актриса стала знаменитой, был Виталий Мельников – его по праву можно считать наставником Людмилы. Он решил доверить ей главную роль в своей картине, как только увидел ее за работой в фильме «Здравствуй и прощай» (1972 год).
Людмила Зайцева в картине «Здравствуй и прощай»
Хотя пробы прошли неудачно – молодая артистка робела и плохо играла перед камерой – он был уверен, что она – идеальный кандидат для исполнения героини Александры. Зайцева давно приглянулась ему, он собирался позвать ее еще в свой прошлый фильм – «Семь невест ефрейтора Збруева».
«Здравствуй и прощай» – нестареющий фильм. Эта добрая мелодрама, оставляющая после себя пищу для размышлений и настроение светлой грусти, рассказывает о многодетной матери (роль которой исполнила Людмила Зайцева) – колхознице, труженице, которую вдруг бросает супруг. Актрисе удалось воплотить в жизнь образ сильной и независимой женщины, одновременно раскрыв ее ранимую и нежную душу.
Людмила Зайцева и Олег Ефремов
Партнером актрисы стал Олег Ефремов, в то время уже занимавший пост главного режиссера МХАТа. Людмила робела перед именитым актером, но Ефремов относился к девушке по-отечески, помогал раскрыться в образе.
После этой работы начинающую артистку Людмилу Зайцеву начинают замечать люди из кинематографа и театра, а порой на улице ее узнавали и простые советские зрители. Их можно понять – после просмотра фильма образ героини полюбился своей искренностью и душевностью. Зрители видели в ней собирательный образ советской женщины. Режиссер Виталий Мельников выбрал и раскрыл идеальную актрису для своего фильма. Спустя много лет Людмила Васильевна продолжает называть его человеком, которому она обязана своей карьерой.
Людмила Зайцева в картине «По семейным обстоятельствам»
После этого артистку стали часто приглашать на съемки, и она оставила след во многих шедеврах советского кино. Среди работ актрисы разных лет значатся фильмы «По семейным обстоятельствам», «Дождь в чужом городе», «Лев Толстой», «Город невест».
Особенно зрителям запомнилась ее роль в драме «Маленькая Вера». Главная героиня Рита – среднестатистическая советская гражданка с двумя детьми, дни и ночи проводящая на работе. Этот образ был близок советскому жителю – в стране были миллионы таких же женщин. Фильм стал образцом кинематографа времен заката СССР.
Людмила Зайцева в драме «Маленькая Вера»
В первое время после перестройки Людмила Васильевна практически не появлялась на экранах – только в 1997 году она мастерски сыграла роль Евдокии Лопухиной в очередной совместной работе с Виталием Мельниковым «Царевич Алексей».
В начале 2000-х Людмила примерила на себя образ Екатерины Макленбургской во время съемок в сериале «Тайны дворцовых переворотов». Также она отметилась в эпизодических ролях во многих российских фильмах «нулевых».
Людмила Зайцева в фильме «Тихий Дон»
Значительной картиной в фильмографии Людмилы Зайцевой стал сериал режиссера Сергея Урсуляка «Тихий Дон» 2020 года, в котором актриса получила роль матери Григория, Василисы Мелеховой. Образ оказался близок самой Людмиле, кубанской казачке по происхождению. Артистка не пользуется пластикой, что видно по ее фото, она с радостью воплощает на экране возрастные роли.
Кинематограф
Окончив училище в 1970 г., она поначалу не смогла пробиться ни в один театр. Но зато удалось попасть в кинематограф. Почти сразу Зайцевой удалось получить главную роль в картине “Здравствуй и прощай”, где ее партнерами по съемкам были уже маститые актеры Олег Ефремов и Михаил Кононов.
“Здравствуй и прощай” 1972 г.
Тогда же она получила небольшую но запоминающуюся роль помкомвзвода сержанта Кирьяновой в легендарной картине “А зори здесь тихие”. В 70-е – 80-е годы актриса активно участвует в съемках. Среди ее известных работ фильмы: “Ксения, любимая жена Фёдора”, “По семейным обстоятельствам”, “Маленькая Вера”.
Людмила Зайцева, Наталья Негода. “Маленькая Вера” 1988 г.
В картинах она, в основном, воплощала образы простых русских женщин, какой, собственно, сама и была. С 1976 г состоит в штате Театра киноактера.
Личная жизнь
В студенческие годы Людмила Зайцева была влюблена в сокурсника Сергея Милованова. Но чувство оказалось не взаимным. После окончания института семейная жизнь не складывалась, был гражданский брак с инженером, но отношения «сошли на нет». Актриса не отчаивалась. Зайцева хорошо зарабатывала, помогала родным.
Первым и единственным мужем Людмилы Зайцевой стал Геннадий Воронин, сценарист и киноактер. Людмила познакомилась с ним в начале 80-х годов на Алтае во время съемок фильма «Праздники детства».
Людмила Зайцева с мужем и дочерью
Предложение Геннадий сделал Людмиле во время киноэкспедиции, свадьбу сыграли там же, позднее в Москве расписались.
Детство супруга Зайцевой прошло в детском доме в Красноярском крае, поэтому у него сформировалось особое чувство справедливости, что импонировало Людмиле. Муж трепетно относился к супруге и дочери Василисе, которая родилась в 1982 году. Из-за творческой нереализованности с середины 90-х годов Геннадий стал испытывать проблемы со здоровьем. Он пережил инфаркт и инсульт. Супруги прожили вместе 30 лет, пока в 2011 году смерть их не разлучила.
Людмила Зайцева с мужем
Актриса с трудом пережила смерть мужа и оправилась от неё только благодаря родным и друзьям. Вместе с коллегами супруга Людмила Зайцева издала через год после кончины мужа его книгу «Колокол детства моего». Сборник содержал сценарные работы Воронина, его поэзию и прозу.
Дочь Василиса Воронина тоже стала актрисой. Дебют девочки в кино состоялся в 1985 году, когда Василиса еще младенцем снялась в фильме «Говорит Москва». Ворониной с детства импонировала профессия мамы, с которой она часто бывала в кинематографических экспедициях. Девушка поступила во ВГИК, где одно время училась под руководством Виталия Соломина.
Людмила Зайцева с внуком
Личная жизнь Василисы сложилась счастливо, ее мужем стал сокурсник Александр Носков. В 2011 году дочь подарила родителям внука Серафима. Геннадий Воронин еще успел понянчить младенца. Да и Людмила Зайцева стала великолепной бабушкой – дети всегда ее любили.
Историю любви актриса поведала в эфире программы «Наедине со всеми», выпуск которой транслировался в 2020 году.
ИНТЕРВЬЮ
«ЖЕНЩИНА ДОЛЖНА БЫТЬ МАТЕРЬЮ, ЖЕНОЙ – ЭТО ГЛАВНЕЕ»
В одном из интервью знаменитая актриса признается: «Но не актерская профессия главная в жизни женщины. Женщина должна быть матерью, женой – это главнее. С Геннадием, мужем, мы встретились на Алтае, на съемках фильма «Праздники детства». Приглянулись друг другу. Он был красивый русский человек. Покорил какой-то непохожестью на других, талантом. На все имел свою точку зрения… У нас с мужем были одинаковые ценности в жизни, искусстве, общий взгляд на многие вещи. В любви признавался постоянно. Когда мы поженились, решили, что, если родится мальчик, назовем его Василием. Родилась дочка. Назвали Василисой».
Иногда, когда у Людмилы Зайцевой с дочерью возникает какой-то конфликт, актриса говорит ей: «Не казацкого ты рода, не казацкого воспитания! У казаков нет разговоров: хочу, не хочу. Надо так надо! Вот як батько и мать сказали, так оно и буде. Теперь другое время, другие отношения. Потом, натуры разные. Мне кажется, что во мне, при всей моей строптивости, даже резкости, больше смирения. Я умела подчиняться воле. Может быть, это даже мне помогло в актерской профессии, потому что в нашей профессии надо подчиняться воле режиссера».
«МНЕ ДУХОВНО БЛИЗКИ СЕЛЬСКИЕ ЛЮДИ»
«Мне духовно близки сельские люди своей открытостью, душевной щедростью. Образ сельской женщины настолько многогранен, что и двух актерских жизней не хватит, чтобы раскрыть его», — отмечает Людмила Васильевна.
Армен Джигарханян как-то сказал про Людмилу Зайцеву: «Ты настолько народна, что тебя не будут узнавать на улице». И актриса не возражает: «Недавно я ехала в троллейбусе, и мне женщина говорит: «Как вы похожи на Людмилу Зайцеву!». То есть и в голову человеку не приходит, что это я. Наверное, у меня не такой респектабельный вид, какой должен быть у народной артистки, у известной. Как мне говорят: «Ну, вы же звезда, вы известная актриса!», — наверное, у меня такой вид, что подумать простому человеку, что Людмила Зайцева едет с ним вместе в троллейбусе, просто не приходит в голову».
«ПРОФЕССИЯ НАША — ЭТО СЕРЬЕЗНЫЙ РАЗГОВОР О ЖИЗНИ»
Людмила Зайцева работала со многими режиссерами, но с особой теплотой и любовью вспоминает Василия Макаровича Шукшина. Они познакомились на съемках картины «Печки-Лавочки», общались совсем немного, а след от этой встречи остался у актрисы на всю жизнь. «Он меня сформировал не просто как актрису, а скажем, как гражданина. Хотя, впрочем, для меня никогда актерство не стояло на первом месте, я человек неравнодушный к тому, что происходит, и никогда не думала, что артист — это просто развлекательная профессия, что я должна смешить, развлекать… Знаете, как говорят: прикинься, кривляйся, прикидывайся, кривляйся…
Мне всегда казалось, что профессия наша — это серьезный разговор о жизни, можно и в юмористическом фильме сняться, но это будет серьезный разговор, ведь мы «Печки-лавочки» воспринимаем как комедию, не правда ли? Мы очень много смеемся над тем, как герой топит кофточку в туалете, как созерцает жизнь… В общем, много смешных там моментов, там что ни слово, то просто уже расхожие афоризмы. Но мне всегда казалось, что это все равно всегда серьезный разговор о жизни, о стране, о людях, среди которых ты вырос. Поэтому, конечно, Василий Макарович своей гражданской позицией, своей жизнью на меня оказал огромное влияние».
«СЪЕМКИ В «ТИХОМ ДОНЕ» – ПОДАРОК СУДЬБЫ»
Людмила Зайцева не снималась в кино с 2011 года, хотя на ее счету более 60 картин. Как поясняет народная артистка России, не было достойных ролей. И вот недавно известный режиссер Сергей Урсуляк сделал Людмиле Зайцевой такое предложение, от которого не отказываются. В новой экранизации романа Шолохова «Тихий Дон» актриса играет одну из центральных ролей – мать Григория Мелехова Василису Ильиничну. «Съемки в этой картине – подарок судьбы, тем более у такого прекрасного режиссера, как Сергей Урсуляк. Он делает свое кино, не пойдет по стопам Бондарчука, Герасимова… Это будет другое кино, скорее семейная сага», — делится своим мнением Зайцева.
«ПРОЖИЛА ДЕНЬ, И СЛАВА БОГУ»
Легендарная актриса призналась, что совсем не боится старости. У нее на этот счет совсем иная философия: «Что ее бояться? Вот многие говорят: не хочу стареть! Но это же естественный процесс, все мы умрем. Но вопрос в том, что жизнь свою прожить достойно надо. Моя главная роль – быть человеком всегда, что бы ни произошло, делать людям добро. Конечно, все мы грешим. Я хожу в церковь, прошу здоровья для родных, ставлю свечки за упокой коллег и близких, которых уже нет в живых, стараюсь соблюдать посты. А на вопрос, о чем мечтает Людмила Зайцева, смело заявляет: «Честно: ни о чем! День прожила, и слава Богу. Пока здоровье не подводит, можно все преодолеть!»
Фильмография
- 1972 — «Печки-лавочки»
- 1972 — «Здравствуй и прощай»
- 1972 — «…А зори здесь тихие»
- 1976 — «Двадцать дней без войны»
- 1981 — «Праздники детства»
- 1983 — «Сказка о Звездном мальчике»
- 1984 — «Лев Толстой»
- 1985 — «Город невест»
- 1986 — «Говорит Москва»
- 1988 — «Маленькая Вера»
- 1997 — «Царевич Алексей»
- 2000—2008 — «Тайны дворцовых переворотов»
- 2009 — «Ласковый май»
- 2015 — «Тихий Дон»
- 2017 — «Восемь бусин на тонкой ниточке»
- 2018 — «Хор»
Фильмография Людмилы Зайцевой
- 1970 — Счастливый человек
- 1970 — Пятёрка отважных
- 1972 — Чудак из пятого «Б» — продавщица
- 1972 — Печки-лавочки — Людмила, сестра Ивана Расторгуева
- 1972 — Здравствуй и прощай — Александра Тимофеевна Ярмолюк
- 1972 — … А зори здесь тихие — помкомвзвода сержант Кирьянова
- 1973 — Цемент — Даша Чумалова
- 1973 — По собственному желанию
- 1974 — Москва, любовь моя — медсестра
- 1974 — Ливень — Павла
- 1974 — Ксения, любимая жена Фёдора — Валентина
- 1974 — Второе дыхание — Татьяна
- 1976 — Строговы — Анна Строгова
- 1976 — Кадкина всякий знает — Пелагея Кадкина
- 1976 — Долги наши — Тоня
- 1976 — Двадцать дней без войны — Лидия Андреевна, актриса
- 1977 — Побег из тюрьмы — Капитолина
- 1977 — По семейным обстоятельствам — обменщица с больным мужем
- 1977 — Журавль в небе — Лиза
- 1977 — Воскресная ночь — Зубрич Нина Антоновна
- 1978 — Проводы
- 1978 — В день праздника — Зинаида
- 1979 — По следу властелина — Татьяна
- 1979 — Дождь в чужом городе — Кира Андреевна
- 1980 — Рассказ неизвестного человека — Полина, горничная
- 1981 — Хочу, чтоб он пришёл — Мать Витьки
- 1981 — Праздники детства — Мария Сергеевна Попова
- 1981 — Транзит — Клавдия
- 1982 — Остановился поезд — Тимонина
- 1983 — Ураган приходит неожиданно — Березина
- 1983 — Сказка о Звёздном мальчике
- 1984 — Я за тебя отвечаю — Анна Антонова
- 1984 — Лев Толстой
- 1984 — Затерянные в песках — Хозяйка
- 1985 — Город невест — Одинцова
- 1986 — Завещание — Серафима Евгеньевна
- 1986 — Говорит Москва — Любовь Борисова, председатель райисполкома
- 1988 — Маленькая Вера — мать Веры
- 1990 — Сукины дети — Анна Кузьминична
- 1990 — Мальчики — Агафья
- 1991 — Летучий голландец — Марсевна
- 1993 — Мечты идиота — председатель исполкома
- 1993 — Маэстро с ниточкой — Нюра
- 1994 — Кодекс молчания 2: След чёрной рыбы
- 1997 — Царевич Алексей — царица Евдокия Лопухина
- 1997 — На заре туманной юности — Пелагея Ивановна Кольцова
- 2000-2008 — Тайны дворцовых переворотов — Екатерина Иоанновна Мекленбургская
- 2001 — Саломея — Фёкла Семёновна Захолустьева
- 2001 — На полпути в Париж — Пелагея
- 2003 — Сель
- 2003 — Оперативный псевдоним — Марья Петровна
- 2004 — Даша Васильева. Любительница частного сыска (сезон 2, эпизод «Жена моего мужа»)
- 2004 — Красная площадь — Вера Петровна Цвигун
- 2007 — Агитбригада «Бей врага!» — Устинья Гавриловна
- 2008 — Позвони в мою дверь — мать Павла
- 2008 — Знахарь — матушка Меланья
- 2008 — Мой осенний блюз — Галя, помощница Антонины Сергеевны
- 2008 — Русская жертва (документальный)
- 2009 — Ласковый май — бабушка Андрея Разина
- 2010 — На ощупь — бабушка
- 2011 — Чокнутая — Алена Игоревна, мать Кати
- 2015 — Тихий Дон — Василиса Ильинична Мелехова, мать Григория
- 2017 — Восемь бусин на тонкой ниточке — Марфа Степановна
- 2018 — Хор
Видео
Фильм «Здравствуй и прощай»
Но все-таки самой яркой стала роль Александры Ярмолюк в киноленте «Здравствуй и прощай» режиссера Виталия Мельникова. Эта кинокартина вышла в прокат в 1972 году. По сюжету фильма главная героиня Александра, которую как раз и играет Людмила Зайцева, биография которой тесно связана с кинематографом, живет в небольшом селе, где вместе с другими женщинами ездит на поле убирать урожай, трудится на ферме.
Но в личной жизни Александры не все хорошо складывается. Ее муж, бросив семью, отправился в город, так как ему захотелось другой жизни. А Александра сама поднимает трех детей. Но в этом селе появляется новый участковый, которому нравится Александра, да и сама женщина к нему тоже тянется.